Проблемы преподавания черчения в школе

Обновлено: 02.07.2024

1. Актуальные проблемы преподавания черчения в современной школе и возможные пути их решения

2. Черчение – основа технической грамотности

3. Графический язык -

4. Интегративные связи черчения

Архитектура
Художественное
конструирование
Дизайн
Черчение
Геометрия
Техническая
графика
Топографическое
черчение
Стереометрия

5. Черчение – это предмет, развивающий пространственное мышление школьников

6. Черчение и задачи экономического развития страны

Решить задачи
экономического
развития страны
невозможно, если
школьное
образование не
обеспечит должный
уровень базовой
графической
подготовки
выпускников.

8. Из истории преподавания черчения в школе

Годы
Классы
Часов в неделю
Общее количество
часов
1935-1936 гг.
6-10
1947-1966 гг.
7-10 классы
2 часа в неделю
136 часов
1966-1981 гг.
1 час в неделю
2 часа в неделю
102 часа
по 1 часу в неделю
102 часа
1980-1986
7 класс –
8 класс –
Или
7-9 классы
Кроме основной программы
вводятся факультативные
курсы:
9-10 классы
7-8 классы
2 часа в неделю
1 час в неделю
140 часов
68 часов
С 1986-1987
6-7 классы
1 час в неделю
68 часов
С 1979 г.
102 часа +

9. Из истории преподавания черчения в школе

10. Где логика?

По рейтингу самых
востребованных и
самых оплачиваемых
профессий – инженеры
стоят на втором месте
после IT- специалистов
Черчение –
необязательный для
изучения в школе
предмет

11. Актуальные проблемы преподавания черчения в современной школе

13. Где найти часы для преподавания предмета «черчение?

14. Где найти часы для преподавания предмета «черчение?

В) Элективные курсы - разработка программ предпрофильной подготовки
учащихся, выбирающих техническую направленность своего дальнейшего
образования.
Г) Дополнительное платное образование.

18. Тема: Шрифты чертёжные

Размеры букв чертёжного шрифта
Прописные буквы
Высота (H)
Размер шрифта:
1.8; 2.5; 3.5; 5; 7; 10; 14;
20; 28; 40.
Ширина (G)
Узкие буквы
(Г, Е, З, С): 0.5 Н
Средние
(Б, В, И, К, Л, Н, О, П, Р, Т,
У, Ч, Э, Ь, Я): 0.6Н
Широкие
(А, Д, М, Х, Ц, Ы, Ю):
0.7Н
Особо широкие
(Ж, Ф, Ш, Ъ): 0.8Н
Сверхширокая
(Щ): 0.9Н
Толщина (d)
0.1Н
Строчные буквы
Высота (h)
Строчные без
отростков: № - 1
Строчные с
отростками (д, р, у, в,
б): +3d
Ширина (g)
Узкие
(с): 0.4Н
Средние
(б, в, г, д, е, з, к, и, й, л,
н, о, п, р, у, х, ч, ь, э, я):
0.5Н
Широкие
(а, м, ц, ы, ю, ъ): 0.6Н
Особо широкие
(ж, ф, т, ш): 0.7Н
Сверширокая (щ): 0.8Н
Толщина (d)
0.1Н
Расстояния
Между буквами и
цифрами
Между словами и
числами
А= 0.2Н =2d
А 1= 0.6Н= 6d
Между нижними
линейками строк
А 2= 1.7Н=17d

19. Тема: Нанесение размеров на чертежах.

23. Тема: Сопряжения

25. Первый год обучения: построение чертежей с осями X, Y, Z.

26. Этапы обучения:

I этап: работа по образцу
II этап: самостоятельная
работа
III этап: творческая работа,
задания повышенной
сложности

27. Тема: Геометрические тела

28. Тема: Геометрические тела

29. Сечения и разрезы

31. Архитектурно-строительные чертежи

32. Тема: Архитектурно-строительные чертежи

33. Архитектурно-строительные чертежи

3. Выполнение чертежей в графических
программах в школе
начиная работать в графических программах, учащийся
или студент должен владеть базовыми понятиями
выполнения чертежа:
Знать толщину и типы линий, последовательность
выполнения чертежа, правила нанесения размеров в
соответствии с ГОСТом.
Уметь анализировать графические изображения
Иметь развитое пространственное мышление.

35. Проблемы, которые еще предстоит решать:

Разработка
и апробация новых программ по
черчению и компьютерной графике.
Программное
Курсовая
обеспечение школ.
подготовка учителей.

36. Пожелание:

Ввести вступительные экзамены по черчению в ВУЗы и
среднеспециальные учебные заведения технической
направленности.




Сегодня наиболее распространен учебник по черчению, рекомендованный Министерством образования и науки РФ, написанный Гордиенко Н.А. и академиком Международной педагогической академии, доктором педагогических наук, профессором Степаковой В.В., который издаётся на протяжении уже 10 лет. Все эти годы учебник выходит из печати с огромным количеством (более 100) очевидных ошибок, опечаток и неточностей, перечисление и анализ которых может быть темой отдельного исследования.

Возможно, всё это не так уж и страшно, ведь исчезла астрономия из школы, но мир не перевернулся. Большинство этого и вовсе не заметили. В школе появляются и развиваются новые современные предметы (ОБЖ, информатика, экономика, МХК, налогообложение, основы православия и др.), на изучение которых надо тоже выделять учебное время. Поэтому традиционным предметам, в том числе и черчению, приходится ужаться до минимума. Справедливо надо признать, что знания и умения, связанные с чтением и выполнением чертежей и др. графических документов, полученные на уроках черчения в школе, понадобятся в жизни и дальнейшей учёбе далеко не каждому ученику. Большинство выпускников выберет профессию и специальность, не связанную с черчением. На это есть как минимум две причины:

Платные курсы, существующие при технических ВУЗах, подходят и доступны далеко не всем. Вариантом и выходом в этой ситуации могут стать учреждения дополнительного образования детей.

Интеграция общего и дополнительного образования в сфере преподавания технических дисциплин может быть весьма продуктивна. В дополнительном образовании то же черчение может быть преподнесено подросткам глубже, шире и интереснее, чем в условиях классно-урочной системы школы. Тем более, что Дома, дворцы и центры детско-юношеского творчества всегда славились специалистами по техническому моделированию, радиоэлектронике и другим техническим предметам. А главное, что эти специалисты – мужчины с опытом производственной деятельности, глубоко знающие свой предмет.

- разделим отрезок ОА пополам, получим точку О1;
- построим окружность радиусом О1А с центром в точке О1;
- точку Е соединяем с точкой А (рис. 72, г);
- отрезок ЕА по величине равен половине фокального расстояния построенного эллипса;
- циркулем из точки О отложим по обе стороны на оси АВ отрезок АЕ, получив таким образом точки F1 и F2, которые являются фокусами эллипса.

Вместо этого надо было написать всего лишь: циркулем отложить DF1 = DF2 = AB/2
т.к. сумма расстояний от любой точки эллипса до фокусов равна большой оси эллипса (АВ), чего авторы учебника, по всей видимости, не знают.

Пример полной глупости в этом же параграфе:

Здесь надо признать, что большинство учителей черчения вообще не держали в руках ГОСТ 2.307-68 ни в новой, ни в старой редакции. Поэтому учитель обычно трактует эту несостыковку так, как это взбредёт ему в голову, чаще давая предпочтение устаревшей редакции. Может быть, потому, что это требование зафиксировано графически в рис.36 б, а рисунок всегда нагляднее и запоминается лучше, чем любой текст.
Кстати, на рис. 36-а изображена опять же в устаревшей редакции размерная стрелка (6…10) S/ 2S вместо min 2,5 мм./20˚. Совокупность этих якобы мелочей разрушает черчение как предмет.

Ошибки в данном учебнике можно легко найти в любой главе, в большинстве из параграфов. Приведу ещё некоторые из них.

- учебник приблизительно 200 руб.;
- 9 рабочих тетрадей примерно по 70 руб. – 630 руб.;
- готовальня, карандаши, линейка, угольники, рейсшина, бумага, ластик - 700 руб. минимум;

Гост

ГОСТ

Черчение – это учебная дисциплина, ориентированная на развитие навыков чертежной работы.

В современном мире, данная дисциплина теряет свою актуальность и уходит в прошлое. Однако, это становится актуальной и злободневной проблемой, ведь, решение социально-эконмических проблем, расширение производства, а соответственно и подъем экономической сферы страны невозможен без тщательной подготовки специалистов в области черчения и общего развития учащихся в направлении базовой подготовки и графической компетентности учащихся общеобразовательной школы.

Черчение в современной образовательной системе выступает необязательной дисциплиной. Она вводится, как дополнительное занятие, которое посещают только те, кто ориентируется на поступление в вуз на технические специальности.

Необязательность учебной дисциплины приводит к тому, что посещаемость занятия характеризуется низким процентом учащихся, а то и вовсе отсутствует. Но черчение необходимо изучать каждому учащемуся. Это обусловлено следующими аргументами:

Готовые работы на аналогичную тему

Эти аргументы должны быть использованы при мотивации учащихся и их родителей к изучению данной дисциплины. Мотивация имеет определяющее значение в формировании заинтересованности этим предметом и осознания необходимости его изучения.

В этой связи, требуется разработка новой парадигмы обучения дисциплине.

Эффективным предполагается переход на личностно-ориентированную систему обучения, которая основывается на следующих характеристиках:

Таким образом, новая образовательная парадигма должна привести к тому, что передача знаний по черчению будет ориентирована не на их расширение и углубление, а на раскрытие творческого потенциала, преобразование материала, его обобщение и практическое использование в своей жизнедеятельности. Кроме того, должен давать учащимся возможность выбора и совершения ошибок, активизировать самостоятельную работу и проявление инициативы, а также применять инновационные методы и технологии обучения.

Новая парадигма предполагает разрешение ряда проблем, связанных с преподаванием черчения:

В докладе освещены новые технологии в преподавании черчения.

ВложениеРазмер
010.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Моё видение проблем в преподавании черчения

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем.

– как обеспечить успешность в обучении каждому учащемуся?
– как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности?
– каким образом обеспечить не механическое, а осознанное усвоение знаний, дать возможность каждому ребёнку раскрыть себя и самореализоваться?
– как сделать процесс обучения личностно-ориентированным?
– как заинтересовать каждого ученика своим предметом?

Меня как учителя беспокоит систематическое сокращение учебного времени на изучение черчения и необоснованное отношение к нему как к малозначимому.
Традиционный подход к преподаванию черчения также не делает его популярным среди учащихся.

Низкая активность учащихся на уроках черчения вызвана преимущественно объяснительно-иллюстративным методом обучения. Репродуктивный характер обучения уменьшает возможности развития самостоятельности мышления и действий учащихся. Между тем только тот объем знаний становится прочным достоянием ученика, который прошел через его самостоятельное осмысление.
Традиционный подход недостаточно способствует развитию технического мышления, без которого учащиеся не могут достичь успеха при изучении черчения.
Традиционное обучение характеризуется односторонней активностью преподавателя, поэтому в довольно большой степени затрудняется управление процессом усвоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Преподаватель не может достоверно знать, как "трансформируются" сообщаемые им сведения в сознании учащихся и с какими трудностями они встречаются.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточно отвечает современным требованиям развития образования, а, следовательно, не может оставаться ведущим.


Выбор парадигмы обучения.


Наиболее эффективным в преподавании своего предмета мне видится использование личностно-ориентированного подхода к обучению, важными принципами которого являются:

Опора на субъектный опыт учащихся;

Предоставление ученику свободы выбора при выполнении заданий;

Накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а в качестве важного средства развития, творческого потенциала учащихся;

Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества.


В соответствии с этими принципами и выстроена моя система обучения черчению. Основная цель — это создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. За учеником закрепляется роль познающего мир, но в специально организованных для этого условиях. Чем лучше обучающие условия, тем оптимальнее развивается ученик.

Познавательные способности характеризуются активностью субъекта, его возможностью выйти за пределы заданного и преобразовать его, используя разнообразные способы. Овладение способами учебной работы есть основной путь развития познавательных способностей.

Для развития познавательных способностей нужна такая образовательная технология, которая бы обеспечивала становление способов учебной работы через обучение (введение приёмов рационального выполнения учебных действий); контроль за процессом учения; оценку сложившихся у учеников способов учебной работы.
Средства достижения этой цели:

– использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Превращение ученика в субъект учебной деятельности происходит только после появления у него цели собственной деятельности. Процесс обучения должен быть ориентирован в первую очередь на выращивание такой цели.

– создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
– поощрение учащихся за использование различных способов выполнения заданий, даже если они ошибочны;

– использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него формы предъявляемого учебного материала.
При разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса обучения черчению я руководствуюсь следующими требованиями:
1. характер предъявления учебного материала должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;
2. изложение материала должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика;

3. учебный материал должен обеспечивать возможность самообразования, саморазвития, самовыражения учащихся;

4. учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность его выбора;

5. необходимо стимулирование самостоятельного выбора и использования наиболее приемлемых способов изучения учебного материала;

6. в содержание дидактического материала (системы учебных заданий) должно входить описание приёмов их выполнения, которые могут задаваться непосредственно (в виде правил, предписаний, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (реши разными способами, найди рациональный, сравни и оцени два подхода и т.п.).
– оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно — неправильно), но и по процессу его достижения;
– поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

– создание обстановки для самовыражения ученика.

Погружаясь на уроке в учебную среду, учащиеся имеют возможность организовать свою учебную деятельность. Я предлагаю своим ученикам работать по выбору с заданиями различного содержания, вида и формы. Дифференцированный подход создаёт ситуацию успеха в обучении и развития каждого ученика.
Для примера предлагаю задания разного уровня сложности.
Уровни сложности обозначены разными цветами для удобства подведения итогов и диагностики знаний по данным темам. Задания такого характера способствуют развитию познавательной активности учащихся. Для многоразового использования карточек-заданий рекомендую работать с калькой.

Карточки-задания по теме “Разрезы. Правила выполнения разрезов”, “Проекции вершин, ребер и граней предмета” использую на этапе закрепления нового и повторения ранее изученного материала. Карточки позволяют осуществить контроль знаний и умений пользования алгоритмом работы, тем, насколько учащиеся умеют выполнять разрез для выявления внутреннего устройства предмета, пользуясь правилами выполнения разреза. Карточки-задания содержат три уровня сложности. Учащимся предлагается выбрать любое одно задание из трех и, соблюдая правила выполнения разреза, выполнить разрез. В зависимости от времени, данного на выполнение, учащиеся могут выбрать любое количество заданий.
Эффективной формой организации учебной деятельности на уроке является работа в группах, так как она позволяет формировать коммуникативную и социальную компетентности. Для работы в группах я использую такие задания, как моделирование предмета по чертежу, конструирование, преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей по заданным ориентирам.
Для иллюстрации предлагаю карточки-задания для работы в группах по теме: “Сечения. Правила выполнения и обозначения сечений” для проверки знаний и умений по теме на этапе повторения ранее изученного материала.

Задание:
1. Построить недостающее сечение.

2. Обозначить сечения.

Для построения недостающего сечения можете выбрать и воспользоваться нужным шаблоном.

Дифференцированные задания использую не только при изучении, повторении и закреплении учебного материала на уроке, но и для самостоятельной работы дома: даю домашнее задание двух или трех уровней.

Первый уровень – обязательный (оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику).


Второй уровень – дополнительный (его выполняют ученики, не испытывающие затруднений в усвоении материала).


Третий уровень – творческий (особо сложные задания, требующие нестандартного подхода).

Дифференциация домашних заданий повышает мотивацию учащихся к обучению: “Я знаю, как это выполнить, я справлюсь”.


Создание таких психолого-педагогических условий обеспечивает активное стимулирование самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями

Читайте также: