Пояснительная записка музыка 4 класс школа россии фгос

Обновлено: 02.07.2024

- воспит ание чув ства музыки к ак основы музык альной грамотно сти:

- развитие образно - ассоц иа тивног о мышления детей , музык альной памяти и

слуха на о снове ак тивного, про чувствов анног о и о сознанног о восп риятия

лучших образ цов мировой муз ыкальной к у ль туры п рошлог о и насто ящег о;

- нак опление теза уруса – багажа музык альных впе чат лений, и нто национно -

образног о слов аря, первона чальных зна ний музыки и о музык е, формиров ание

опыта музициров ания, Х оровог о испо лнения на о снове развития пев че ск ог о

г олоса, твор че ских спо собностей в различных вида х деятельности.

Программа по М узык е из учается в 4 классе в об ъеме 34 ч асов.

Пре дпочтитель ными форм ами организа ции учебног о проце сс а на урок е

являю т ся парная, гр упповая, к оллек тивная р абота с учащими ся. В программе

пре дусмотрены нетрадиционные фор мы проведен ия урок ов( уроки - игры,

уроки - вик торины, уроки - путешествия). К о нтроль знаний, умений и навык ов

(текущ ий, тем ати че ский, ит ог овый) на уроках литера турног о чтения

о существляется в фор ме устног о опро са, х оровог о пения, вик тори ны или

Про межуто чная а тте ст ация прово дит ся в соот ветствии с тр ебов аниями к

уровню по дго товк и об учающих ся 4 класса на ча льной шк олы в соотве тствии с

Пол ож ением о фор мах, перио дично сти и порядк е тек ущег о к онтроля и

Данная рабо чая программа со стоит из пояс нительной записки, планиру емых

часов, отв о димых на осво ение к аждой темы, а такж е листа вне сения изменени й.

ПЛАНИР УЕМЫЕ РЕЗ У ЛЬ Т А ТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГ О ПРЕДМЕТ А

Форм ирование о снов ро ссийск ой гражданск ой идентично сти, чувство г ордости за свою

Р о дину , ро ссийский наро д и ист орию Р о ссии, осозн ание своей этническ ой и национальной

Форм ирование цело стного, социа льно ориентированно го взг ляда на мир в ег о органичном

единстве и разнообраз ии природы, к у ль тур, наро дов и религи й.

Форм ирование уважительног о отношения к к у ль туре др угих наро дов.

Форм ирование эстетиче ских потребно стей, ценно стей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельно сти и формирование ли чнос тного смысла учения;

навык ов сотру дниче ства с учителем и све рстн ика ми.

Развитие этиче ских чувств добро жела тельно сти и эмоциона льно - нравственной

отзыв чиво сти, п ониман ия и сопереживания чувств ам других лю дей.

Овладение способно стью принима ть и со хранять цели и зада чи учебной деятельно сти,

Форм ирование умения планиров ать, к онтролирова ть и оценива ть учебные действия в

соответствии с по ст авленной зада чей и условием ее ре ализации; определять наиболее

Освоение на чаль ных форм познав ательной и личностной ре фле кс ии.

Овладение навыками смыслового чтени я текстов разли чных стилей и жанров в соответствии

с ц елями и зада чами; осознанно строи ть рече вое высказыв ание в соотве т ствии с зада чами

к оммуник ации и со ставлять тек сты в устной и письменной формах.

Овладение логиче скими действиями сравнения, анализа, синте за, обобщения, установления

У мение о суще ствлять информа ционную, п ознав ательну ю и практическую деятельность с

использов анием различных сре дств информации и к оммуникац ии.

Сформиров анно сть первичных представлений о роли музыки в жизни человек а, ее роли в

Сформиров анно сть основ музыкальной ку ль туры, в то м числе на ма териале музык альн ой

ку ль туры родног о кра я, развитие х у дож е ственног о вкуса и интере с а к музыкально му

У мение во спринимат ь музыку и выража ть сво е отношение к музык альным произведениям.

Использов ание музык аль ных образов при создании те а т рализованных и музыкально -

пластиче ских к омпозиций, испо лнении вокально - х оровых прои зведений, в импровизации.

Система оценки достиже ния планиру емых рез уль тат ов освоения предмета. Кр итерии

На уроках музыки проверяе тся и оцени вается качество усвоения учащимися программного

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конк ретные требования к

учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные н ормы оценки знаний

Результаты обучения оцени ваются п о пятибалльной системе и доп олняются устной

Учебная программа п редполагает осво ение учащимися различных видов музыкальной

деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений,

• наск ольк о ярк о и устой чиво проявляется у учащих ся и нтере с к музык е, увле ченно сть

• умею т ли учащие ся размышлять о музык е, оц енива ть ее э моциона льный харак тер и

• умею т ли учащие ся пр именять знания, полученные в п роце ссе музыкальных занятий,

• как ов уровень исполнительск ой к у ль туры, наск ольк о развита способность твор че ски,

ярк о и эмоциональн о передава ть в пении, игре н а элеме нт арных музыкальных инструментах,

в музыкально - ритмиче ских движе ниях соде ржание и харак тер исполняемых произве дений.

1.Про явление интере с а к музык е, непосредственный эмоциональный о тклик на неё.

2.Выска зывание о про слушанно м или исполненном п роизведен ии, умение пользова ться

прежде всего клю чевыми знаниями в проце ссе живого восприятия музыки.

3.Р о ст исполнитель ских навык ов, к оторые оцениваю тся с учёто м исх о дного уровня

по дго товки ученик а и его а ктивно сти в занятиях.

На урок ах музыки п роверяется и оц енивае тся ка че ство усвоения уча щимися программног о

При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются к онкретные требования к

учащимся, представленные в п рограмме 3 класса и примерные нор мы оценки знаний и

Рез у ль т аты об учения оцениваются у стной характеристик ой ответа.

Учебная программа п редпола гает освоение учащимися различных видов музыкальной

деятельно сти: х орового пения, слушания музыкальных п роизве дений, и мпровизацию,

На уроках проверяет ся и оценивается умение учащих ся слушать музыкальные прои зве дения,

дава ть словесную харак теристику их со держанию и средс твам музыкальной

выразительно сти, умение сра внивать, обобща ть; знание музык альн ой литера туры.

- степень раскрытия эмоционального со держания музыкальног о произведения через средств а

- само сто ятельно сть в разборе музыкального произве дения;

- умение учащег о ся сравнива ть произведения и делать с амо сто ятель ные обобщени я на о снове

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен

учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегос я.

4.Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

6.Применение широкого спектра творческих сп особностей ребёнка в передаче музыкальн ых

образов через прослушанную музыку или и сполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и

Наро дн ая и профе ссиональная м узыка. Сочинения оте че ственных к омпозиторов о Р одине

русск ая наро дная песн я) и музыки русских к омпозит оров (С.Рахманинова, М.Мус оргск ого,

Наб лю дение н аро дного творче ства. М узыкальный и по этиче ский фольклор России: пе сни.

Сравнение музык альных произведений разных жанров с картиной К.Петрова - Во дкина

Я пойду по полю бело му . На великий праздни к собралася Русь! Обобщение.

Па три отическая тема в русск ой классик е. Образы з ащитник ов Оте че ства. Обобщенно е

представление историче ск ого п рошлого в музыкальных образах. Общность и нтонаций

Святые земли Русск ой. Наро дная и профе ссиона льн ая музыка. Дух овная музыка в творч е стве

Праз дник ов праз дник, торж е ство из торжеств. Ангел вопияше.

Праз дники Русск ой православной церкви. Пасха. М узыкальный ф ольклор России. Наро дные

музыкальные традиции Оте че ства. Дух овная музыка в творчестве к омпозиторов.

Праз дники Русск ой православной церкви. Пасх а. Наро дн ые музыкальные традиц ии ро дн ог о

края. Дух овная музыка в твор че стве к ом позиторов. (Сюи та для двух фортепиано «Све тлый

Обобщенное представление историческ ого прошлого в музык альн ых образах. Г имн,

Интонация к ак внутреннее озв ученное состояние, выра жение эм оций и отраж ение мыслей.

М узыкально - поэти че ские образы. Лирика в по эзии А.С.Пушкина, в музыке русских

к омпозит оров (Г .Свиридов, П.Чайк овский) и в изобразительно м искусстве (В.Попк ов

М узыкально - поэти че ские образы в сказк е А.С. Пушкина и в опере Н .А.Римск ого –К орсак ова

Наро дн ая и профессиона льная музыка. Музык а в н аро дном сти ле ( Х ор и з оперы «Евг ений

Наро дн ая и профе ссиональная музык а. М узыка в наро дн ом стиле ( Х ор из оперы «Евгений

М узыкально - поэти че ские образы. М узыкально е про чтение стих отворения (стих и

Интонация к ак внутреннее озв ученное состояние, выра жение эм оций и отраж е ние м ыслей.

М узыкально - поэти че ские образы. Ли рика в поэзи и А.С.Пушкина, в муз ык е русских

к омпозит оров (Г .Свиридов, П.Чайк овский) и в изобразительно м искусстве (В.Попк ов

К омпозитор - имя ем у наро д. М узыкальные инструменты Р о ссии.

Народная и п рофессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран

мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их

звучание в руках современных исполн ителей. Муз ыка в народном стиле. Народная песня –

летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира

о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Нак опление музыкальных впеч ат лени й, св язанных с восприятием и испо лнением музыки

Нак опление и обобщение музыкально - слух овых впеча тлений. Испо лнение разуч енных

произведений, участие в к оллек тивном пении, музицирование на эле ментарных музыкальных

Пе сенно сть, т анцевальность, маршевость как основа становления б олее сложных жанров –

М узыкальное развитие в сопо ставлении и сто лкновении человеческих чувств, тем,

х у дожественных образов. Дра мат ургиче ск ое развитие в опере. К он траст . Основные темы –

интродукция, танцы из 2 действия, х ор из 3 действия).

М узыкальная и нтонация как о снова музыкального иск усства, от личающая его от других

Интонация к ак внут ренне озв ученн ое состо яние, выражение эмоций и отраж ений мыслей.

Пе сенно сть, т анцевальность, маршевость как о снова становления более сло жн ых жанров –

М узыкальное развитие в сопо ставлении и сто лкновении челове чески х чувств, тем,

х у дожественных образов. Дра мат ургиче ск ое развитие в опере. К он траст . Основные темы –

интродукция, танцы из 2 действия, х ор из 3 действия).

М узыкальная и нтонация как о снова музыкального иск усства, от личающая его от других

Интонация к ак внут ренне озв ученн ое состо яние, выражение эмоций и отраж ений мыслей.

Наро дн ая и профессион альная музык а. Знак омство с творчеством оте че ственных

Интонационно - образная приро да музыкального искусс тва. Обобщенно е п редставление

историческ ого прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. К уп летно - вариационная

Учащие ся знак омятся еще с не ск олькими оперными фрагментами: пов торяю т вст упление

Наро дн ые муз ыкальные т радиции Оте че ства. На ро дная и п рофе ссиональная музыка . Балет .

Пе сенно сть, т анцевальность, маршевость как о снова становления более сло жн ых жа нров –

Интонация к ак внутреннее озв ученное состояние, выра жение эм оций и отраж ение мыслей.

Интонация к ак внутреннее озв ученное состояние, выра жение эм оций и отраж ение мыслей.

М узыкальные инструме нты. В ыразительные возм ожности гит ары. К омпозитор –

исполнитель – слуша тель. Многообразие жанров музыки. Авт орск ая пе сня. Произведения

Выразительно сть и из образительно сть в музык е. Инт онация как внут реннее озв ученное

состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонационное богатство мира.

Интонационная выразительно сть музыкальной речи к ом позиторов: Л.Бетх овена

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе следующих документов:

Основная цель курса:

формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Для достижения поставленных целей изучения предмета музыка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

развивать эмоционально-осознанное отношение к музыкальным произведениям;

понимать их жизненное и духовно-нравственное содержание;

осваивать музыкальные жанры – простые (песня, танец, марш) и более сложные (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

изучать особенности музыкального языка;

формировать музыкально-практические умения и навыки музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческие способности детей.

При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

хоровое, ансамблевое и сольное пение;

пластическое интонирование и музыкальноритмические движения;

игра на музыкальных инструментах;

инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

3. Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане.

Учебным планом МБОУ "Курск - Смоленская ООШ" на изучение предмета музыка в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

приобретение знаний и умении;

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета музыка.

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений

русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь! Обобщение.

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

Родной обычай старины.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник.

Кирилл и Мефодий. Обобщение.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Гимн, величание. Святые земли Русской.

В краю великих вдохновений.

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

Зимнее утро. Зимний вечер.

Приют, сияньем муз одетый. Обобщение.

Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Оркестр русских народных инструментов.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Народные музыкальные игры. Обобщение.

Музыкальный фольклор народов России. Праздники русского народа. Троицын день.

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель).

Счастье в сирени живет…

Царит гармония оркестра. Обобщение.

Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Основные средства музыкальной выразительности.

Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Театр музыкальной комедии. Обобщнеие.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия.

Исповедь души. Революционный этюд.

В интонации спрятан человек.

Музыкальные инструменты- гитара.

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели программы:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыкальном искусстве;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;

понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;

освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);

изучение особенностей музыкального языка;

формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Общая характеристика учебного предмета

Место курса в учебном плане

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Уроки музыки, как и художественное образование в целом , предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:

формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

приобретение знаний и умении;

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно –эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Личностные результаты:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

– формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2019-2020 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы обучающимися происходит в процессе активного восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты, собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально-театрализованных представлений.

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека. В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству; проявлять эстетические и художественные предпочтения, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; формировать позитивную самооценку, самоуважение, основанные на реализованном творческом потенциале, развитии художественного вкуса, осуществлении собственных музыкально-исполнительских замыслов.

У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию. Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, в том числе, на основе домашнегомузицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности;

- использование знаково-символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

- умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности;

- готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям в процессе слушания и освоения музыкальных произведений различных жанров и форм;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;

В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Слушание музыки

1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.

3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.

4. Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также народного, академического, церковного) и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.

6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов.

7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.

8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.

Хоровое пение

1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.

2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.

6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.

2.Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.

3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее двух-трехголосие). Владеет основами игры в детском оркестре, инструментальном ансамбле.

4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.

Основы музыкальной грамоты.

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4;. 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.

Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

• реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Содержание учебного предмета.

Раздел 1. Россия — Родина моя (4 ч)

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов.

Вокализ. С. Рахманинов.

Ты, река ль, моя реченька, русская народная песня.

Песня о России. В. Локтев, слова О. Высоте кой.

Колыбельная, обраб. А. Лядова;

У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод;

Амы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Бала­кирева, Н. Римского-Корсакова

Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Родные места Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.

Раздел 2. День, полный событий (5 ч)

В деревне. М. Мусоргский.

Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские на родные песни.

Зимняя дорога В. Шебалин, стихи А. Пушкина.

Зимняя дорога Ц. Кюи, стихи А. Пушкина.

Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Раздел 3. О России петь — что стремиться в храм (4 ч)

Земле Русская, стихира.

Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителе Рябининых.

Симфония № 2 («Богатырская) 1 -я часть (фрагмент) А. Бородин.

Богатырские ворота. Из сюиты «Картинки с выставки М. Мусоргский.

Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев

Гимн Кириллу и Мефодию. П. Пипков, слова С. Михайловский.

Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого.

Тропарь праздника Пасхи.

Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков.

Не шум шумит, русская народная песня.

Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии для двух фор­тепиано. С. Рахманинов.

Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)

Ой ты, речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни.

Солнце, в дом войди; Светлячок, грузинские народные песни.

Аисты, узбекская народная песня.

Колыбельная, английская народная песня.

Колыбельная, неаполитанская народная песня.

Санта Лючия, итальянская народная песня.

Вишня, японская народная песня, и др.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский.

Светит месяц, русская народная песня-пляска.

Троицкие песни.

Раздел 5. В музыкальном театре (6 ч)

Звездная река. Слова и музыка В. Семенова.

Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.

Раздел 6. В концертном зале (6ч)

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

Полонез ля мажор; Мазурки № 47 ля минор, № 48 фа мажор, № 1 си-бемоль мажор. Ф. Шопен.

Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Арагонская хота. М. Глинка.

Раздел 7. Чтоб музыкантом быть,так надобно уменье. (6 ч)

Исходила младешенька; Тонкая рябина, русские народ­ные песни.

Пастушка, французская народная песня

Пожелания друзьям; Музыкант. Слова и музыкаБ. Окуджавы.

Песня о друге. Слова и музыка В. Высоцкого.

Резиновый ежик; Сказка по лесу идет. С. Никитин, сло­ва Ю. Мориц.

Шехеразада. 1-я часть симфонической сюиты (фрагмен­ты). Н. Римский-Корсаков.

Читайте также: