Повседневная жизнь кельтов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Книга, конечно, не отвечает своему названию. Сфокусирована она на Древней Ирландии и описывает не реконструкцию быта на основе археологических находок, а скорее мироощущение на основе сохранившегося литературного материала.
В целом, книга удивительная и захватывающая, обладающая каким-то магическим очарованием.

Книга больше похожа на диссертацию или долгий и нужный диплом. Очень мало рассказано про быт древних кельтов.
Автор изучает их жизнь на основе литературного творчества, поэтому в книге больше предположений чем фактов
книга написана неудобоваримым языком, очень сложно читать, довольно скучно и неинтересно, хотя тема сама по себеиказалось беспроигрышная.
Даже самые захватывающие и интересные собиытия и вещи автор смог описать так, что с первого предложения начала пухнуть голова.
Если интересны кельты лучше взять книгу Кельты в Анфас и в профиль - она напсана публицистически и доступным языком. ее можно читать и в метро и после рабочего дня, будет ии интересно и познавательно.
Этот же странный экземпляр - только пел сном.
(имхо)

Именно о жизни древних кельтов в книге очень мало. Ее стоило назвать "Образ дороги в древнеирландских мифах", а никак не "Повседневная жизнь". О том, что кельты - это не только древние ирландцы, автор почти не упоминает.

Пишет автор так, как учат писать критические статьи в школах, а не как пишут познавательную и интересную литературу. Создается впечатление, что это просто какой-то доклад оформленный "правильно" - по какому-то ГОСТу.

Книга однозначно НЕ понравилась. Только пара глав достойна прочтения.

Нет слов, просто СУПЕР библиографический материал в конце книги. Добавлю несколько страниц:

Импульсом к прочтению данной книги послужила драма Никлоая Степановича Гумилева "Гондла", сложное проиведение о принятии ирландцами христианства.
Книга издана очень хорошо. оформление обложки серийное, узнаваемое и неброское. Книга в твердом переплете. Отпечатана книга на хорошей бумаге. Шрифт и оформление и иллюстрации - "вся полиграфия" очень достойного качества.
О ценности книги как источнике для воссоздания исторической картины определенного периода в жизни кельтов можно сказать, что со своей задачей книга справляется. Мифология, саги или предания очень умело "вплетены" в рассказ об обычаях, быте, верованиях. Книга очень живо показывает жизнь различных социальных групп или сословий или определеную деятельность представителей кельтского общества.
К вящему удовольствию в книгу включена и библиография, что позволит пытливому читателю, неуспокоившему "зуд поиска" перечитать множество книг и вникнуть в вопрос досконально.

Самые ранние сооружения в Ирландии относят еще к эпохе неолита-первое крупное укрепление овальной формы найдено в Темре, находящимся на востоке Ирландии в современном графстве Вестмит. В эпоху кельтской экспансии в Европе 4-3 веков до нашей эры, племена снимаются с места и основывают новые царства от Британии до Малой Азии. Позднее, под натиском Рима, их свободные территории сужались и кельты осели, но фалиды и барды свободно перемещались по западно-кельтскому миру, галльские друиды ездили учиться премудрости в Британию, а клирики в поисках уединения доплывали до Фарерских островов и Исландии.

В своей книге известный российский специалист по истории и мифологии древней Ирландии Григорий Бондаренко рассказывает не столько о деталях быта, сколько о видах мировосприятия древних кельтов. Как видел мир древний кельтский воин или друид, как воспринимала мироздание женщина древних кельтов - что было характерно для каждого из них и что объединяло их всех - этому посвящена эта интереснейшая, доступно написанная книга. Отдельный рассказ посвящен тому, как было сохранено дошедшее до нас наследие кельтской древности. Заключительная глава целиком посвящена ранней кельтской Церкви, а в приложении опубликовано "Житие святого Патрика" Мурьху Мокку Махтени в русском переводе.

Введение.
Глава I. Пространство.
Глава II. Ирланские реки в "Географии" Птолемея. Миф, стоящий за именем (первый экскурс в древнеирландскую мифологию).
Глава III. Время.
Глава IV. Общество.
Глава V. Король-изгнанник: власть и преследование в древней Ирландии (второй экскурс в древнеирландскую мифологию).
Глава VI. Воин: аристократ и разбойник, герой и охотник за головами.
Глава VII. "Сватовство к Эмер": вдоль дороги Кухулина (третий экскурс в древнеирландскую мифологию).
Глава VIII. Заезжий дом и его хозяин.
Глава IX. Дороги и знание в "Разрушении заезжего дома Да Дерга" (четвертый экскурс в древнеирландскую мифологию).
Глава X. Свинопас: слуга, отшельник и мудрец.
Глава XI. Женщина в кельтском мире.
Глава XII. Друиды: жрецы, шаманы и маги у кельтов.
Глава XIII. Представления о переселении душ у кельтов.
Глава XIV. Филиды: поэты, знатоки старины и сказители.
Глава XV. Устное прошлое и письменное настоящее древнеирландской традиции: как было найдено "Похищение быка из Куальнге".
Глава XVI. Церковь и монастырь: первые христиане, клирики и аскеты.
Заключение.
Приложение.
Примечания.
Библиография.


Скрытные люди

В период кельтской экспансии отдельные части некоторых племен при проникновении в европейские государства подвергли свой состав значительным изменениям. Материалы археологии из Карпатской котловины и Моравии, где жили кельты во II веке до н. э., дают основание считать, что они уже тогда находились в достаточно близкой связи с коренным населением, а какие-то их группы и вовсе растворились в новой среде, смешиваясь с местными жителями. Но встречались и те, кому удавалось сберечь чистоту крови (лингоны, бойи), что послужило причиной их малочисленности.

кельтский воин

Глазами античного мира

Греки величали этот древний народ кельтами, у римлян они именовались галлами, но имелось ли у них свое собственное имя, истории неизвестно. Наличие этих северных соседей сыграло в жизни античной цивилизации очень большую роль, согласно оставленным заметкам греческих и римских авторов. По их описаниям, кельты имели громадные тела со светлой или красноватой кожей, белокурые или рыжие волосы, а на упрямом выражении лица был дикий пронизывающий взгляд. Они являлись обладателями достаточно грубого голоса, который даже при дружелюбном настрое звучал весьма угрожающе. В дополнении ко всему античные авторы подмечают, что у кельтов наблюдается чрезмерная тщеславность и отсутствие скромности. Для них характерно высокомерие, но в случае какого-либо отдельного успеха самомнение варвара становилось совсем невыносимым.

Римляне представляли племена кельтов совершенными берсеркерами, которые имели довольно специфичные представления о военном обмундировании и вооружении. Историк Полибий из Древней Греции повествует о том, что специальные кельтские отряды – копьеносцы (гезаты) кидались в сражение, будучи совсем нагими. По их верованиям соблюдение этой древней традиции позволяло призвать на защиту божественные силы. К тому же для врагов такой эффектный выход обеспечивал демонстрацию воинского героизма, который у кельтов всегда стоял на первом месте.

прародина кельтов

Исконные земли

Археологи и историки по крупицам отыскивали информацию, пытаясь ответить на вопросы: кто такие кельты и где жил прежде этот загадочный народ? Нынешние лингвистические данные помогают несколько приоткрыть завесу прошлого и опровергнуть раннее сформированное мнение, что прародиной кельтов была Галлия, и из нее они начали свои выступления в другие государства Европы. Исследователи утверждают, что если Галлия является тем самым изначальным местом, где жили кельты, тогда во французской топонимике должно было остаться значительно больше кельтских названий. Причем речь идет не только о местах поселений, но и о природных объектах. Однако там их названия отмечены только у крепостей и населенных пунктов, а все остальные географические наименования, по всей видимости, имеют отношение к народам, жившим здесь до них.

Таким образом, отталкиваясь от данных лингвистики и археологических свидетельств, ученые приходят к выводу, что исконные земли кельтов были на территориях юга и запада Германии, между Дунаем и Рейном. Именно в этих районах многие географические объекты носят кельтские названия (реки, горы, селения), что дает все основания считать: топонимика имеет местный характер. Следовательно, наступление кельтской цивилизации происходило из Германии в Галлию, а не иначе, как предполагалось ранее.

варварские племена

Рассеянное варварское общество

Говоря о древних кельтах, стоит сразу отметить, что у них не существовало той цивилизации, которую однажды можно было бы обнаружить и проследить, как цивилизацию тех же шумеров или Древнего Вавилона. Скорее речь идет о рассеянном варварском обществе, которое на пике своего могущества раскинуло империю от Британских островов до территории Турции, а в финале было сокращено до латинских и германских племен.

Первые заметки о том, кто такие кельты и где они обитали, датируются VI веком до н.э., к началу их массовой эмиграции. Предположительно с этого времени они начали движение и расселились на территориях Испании и Португалии. По прошествии нескольких веков племена кельтов обосновались уже в Британии, северной Италии, Греции и на Балканах. Надо отметить, что такое широкое распространение не сопровождалось формированием какой-либо государственности, что было присуще Греции или Риму. В I столетии до н. э. в противостоянии с Римом и германскими племенами кельты были выдворены с континента, и земли их пребывания ограничивались теперь только Ирландией, Англией и Уэльсом. Приход римлян в 43 году на остров Британия значительно сократил территорию изгнанников, а появившиеся в V веке англосаксы отбросили их вообще на окраины острова.

Сохранившиеся источники позволяют сделать вывод, что кельтская цивилизация являлась не столько материальной, сколько духовной и базировалась в первую очередь на развитой культуре, объединявшей племена на пространных территориях. Но что интересно, в отличие от многих более развитых древних цивилизаций их культура выжила. Языки, традиции и религия кельтов дошли до настоящего времени и укоренились в некоторых районах Британских островов, кое-где в Шотландии, Уэльсе, Ирландии и Бретани.

семья кельта

Семья и род

Неизменную основу кельтского общества составляли семья и род. По свидетельствам древних, глава семейства имел неограниченную власть над всеми домочадцами, включая право жизни и смерти. Если скоропостижная кончина кого-либо из мужчин была сомнительной и порождала вопросы, то в первую очередь его жена подвергалась допросам и суду, но это вовсе не значило, что женщина не имела уважение (особенно в высших кругах). В то же время в Ирландии и Галлии кельт мог иметь сразу несколько жен, среди которых одна была главной, а остальные находились на второстепенном положении, доходя до рабской позиции. К концу латенского периода (V-I вв. до н. э.) обществом было востребовано единобрачие, хотя многоженство местами еще держалось.

Члены семьи и рода были крепко объединены общими обязательствами и ответственностью. При некоторых обстоятельствах представитель рода мог лишиться каких-то прав и привилегий, но от исполнения своего долга он не освобождался. Уклад кельтской семьи включал определенный порядок наследования и преемственности, что порой вызывало сложности в высших слоях, включая королевский дом. Воспитание детей также осуществлялось в соответствии со своеобразными обычаями и правилами. К примеру, по традициям древних кельтов, сыновьям категорически возбранялось появляться в общественном месте со своими отцами, и они не имели право на ношение оружия до своего совершеннолетия.

Развитие родового уклада в кельтском обществе находилось на очень высоком уровне и сопутствовалось множественными явлениями, образовавшими предпосылки для появления классового строя. Однако данный процесс был остановлен падением кельтского могущества.

зерновое хозяйство кельтов

Земледелие и скотоводство

Экономическими ресурсами кельтского общества на протяжении всего времени служили земледелие и скотоводство. На западе они занимались хозяйством сами, а на востоке (в частности в Средней Европе), будучи только в верхнем слое социума, кельты были вынуждены опираться на производство местного населения.

Зерновое хозяйство в Галлии, опоре кельтского могущества, отмечалось хорошей доходностью, и в I столетии до н. э. государство слыло весьма богатым. На полях взращивались почти все виды зерновых культур: пшеница, рожь, ячмень, овес. Во время восьмилетней войны Цезарь регулярно получал оттуда продовольствие для своей немалочисленной армии. Ирландские кельты предпочитали возделывать преимущественно ячмень, из зерен которого приготовляли кашу, выпекали хлеб и производили пиво. Помимо этого активно культивировались некоторые виды овощей (свекла, репа) и растений для получения красителей.

В некоторых областях, где жили кельты, таких как гористые районы Британии и Шотландии, первостепенное значение в хозяйстве имело скотоводство. Выпас стада большую часть года осуществлялся на лугах, а в летний сезон его перегоняли на более возвышенные места. Хотя кельты и разводили домашний скот, однако и охота на диких животных (вепрей, кабанов, оленей) была весьма распространена. Обработанные охотничьи трофеи являлись особой гордостью знати и по смерти клались в усыпальницу.

искусство кельтских мастеров

Искусные мастера

Искусство кельтского народа опровергает сложившийся стереотип о его необузданной дикости, обнаруживая высокий уровень геометрического воображения. Мастера и художники виртуозно соединяли мотивы из разных истоков в единое целое и создавали на этом основании невероятно сложные по оформлению и выделке украшения и предметы обихода. Немалое количество узоров филигранной техники присутствуют на их работах из дерева, кожи и кости. Какие-то произведения творились из камня. Но особая мастеровитость кельтских художников была выявлена в работах по металлу, в них она и достигла своего полного расцвета.

Во время походов кельты активно знакомились со способами производства более развитых стран и внедряли их в рабочие процессы, приспосабливая к ним свои орудия. Когда военная экспансия перешла в экономическо-торговую, некоторые группы кельтских производителей стали основывать собственные мастерские, постепенно завоевывая известность и в высокоразвитых областях. Искусство литья и чеканки металлов, эмальерное искусство, кожевенное производство, гончарные мастерские, специализированное производство вращающихся мельниц для помола зерна - кельтские мастера сумели овладеть едва ли не всеми производственными процессами и технологиями в Средней и Северной Европе.

религия кельтов

Боги древних кельтов

Верования кельтов представляют особый интерес для историков, хотя эта сторона их бытия является одной из самых сложных для исследования. Многим ученым пришлось признать, что проникнуть к сути кельтской религии очень трудно, и это в основном сопряжено с тем, что она тесно переплетена с мифами. Французский мифолог Ж. Вандри писал о том, что при изучении их религии ее глубины как бы ускользают, погружаясь в сказания и легенды, которые пространны и темны по своей природе. Исследователем М. Л. Сжостедом была выдвинута мысль, что кельты вовсе не имели развитого пантеона богов: многочисленным изысканиям не удалось выявить никакого намека на наличие храма, наоборот, все указывало на то, что в реальности его никогда не существовало. Народ встречал своих богов в непроходимой глуши лесной чащи; его мифический мир представлялся священным лесом, населенным потусторонними силами. А в роли жрецов у кельтов выступали друиды, несущие в обществе все важные функции (лекари, судьи, учителя).

тайны кельтов

Кельтское наследие

Еще в начале Нового времени кельты представлялись западному миру как дикие охотники за головами, являющие яркую иллюстрацию далеких предков, пока в XIX веке не застучали заступы археологов во Франции, Гальштате, Ла Тене и других местах, которые положили начало последующим научным изысканиям и открытиям.

Как оказалось, вклад кельтов в европейскую цивилизацию был сильно недооценен. Не раз переживавшая возрождение, их культура является базовым основанием у целого ряда культур в Центральной и Западной Европе. В дохристианской истории Европейского континента именно кельтам отводилась главная роль в сближении варварских племен с империями античного мира и развитой культурой южных областей. Этот овеянный легендами народ обогатил европейскую цивилизацию новыми подходами и процессами специализированного производства, создав тем самым предпосылки для последующего его развития.

До настоящего времени некоторые районы, где жили кельты, сохранили еще отдельные моменты их культуры, социальной структуры, литературные традиции, а кое-где прослеживаются и черты древнего жизненного уклада (западное побережье Ирландии и Шотландии).

Бондаренко Григорий Владимирович

В книге рассказывается о повседневной жизни древних и средневековых кельтов Британских островов. Затрагиваются самые различные ее стороны - время и пространство, брак и семья, война и гостеприимство, экономика и власть. В повествовании излагаются многочисленные мифы и легенды кельтов, многие из которых не переводились на русский язык.

Отзывы читателей

О книге

В течение дня современный человек сталкивается с различными стрессовыми нагрузками, что неизбежно приводит к эмоциональному истощению. Именно поэтому необходимо уметь отвлекаться от реальности и восполнять баланс положительных эмоций. Чтение книг во все времена помогало людям побороть хандру. Книги помогают справится со многими душевными неурядицами, погружая читателя в другую жизнь, мир и даже время.

Кельты жили на обширных территориях от Ирландии до Турции. Благодаря своим кузнечным навыкам они установили обширные торговые связи с Древней Грецией и Римом.

2600 лет назад греческие торговцы основали колонию под названием Масей, недалеко от устья реки Рона во Франции, на месте современного города Марсель. Путешествуя по долине Роны, эти торговцы встретили людей, язык которых они не понимали. Это было племя свирепых воинов. Спустя столетие греческий географ Гекатей назвал этот народ келтой. Название Гекатей было переведено римлянами на латынь как Celtae.

Крошечная фигурка кельтского бога I века, найденная в Уимполе археологами, демонстрирует примечательные детали, в том числе детали его усов и прически.

Крошечная фигурка кельтского бога I века, найденная в Уимполе археологами, демонстрирует примечательные детали, в том числе детали его усов и прически.

Кельтская тайна

Кельты, жившие в Центральной Европе в этот период, были протоисторическими: поскольку кельты, жившие в Центральной Европе в этот период, не разработали полную систему письма, даже несмотря на то, что у них было несколько собственных надписей, поэтому современные историки считают, что большая часть информации о кельты - это их соседи, особенно греки и римляне, использующие их записи.

Зная о присутствии кельтов в Центральной Европе во время торговли на реке Рона, греки знали, насколько обширен кельтский мир. Географ Пифей из Массилии, записавший морское путешествие вдоль атлантического побережья Европы в 4 веке до нашей эры, говорил о кельтском присутствии в Арморике (современная Северо-Западная Франция).

Хотя Римская империя разрушила военную мощь кельтов, их присутствие осталось в коллективной памяти Европы. В эпоху Возрождения французские и английские ученые заинтересовались народами, жившими на их землях в доримский период. Археологи обнаружили некоторые явно кельтские артефакты во время раскопок в северной Италии в 1870-х годах, что подтверждает свидетельства классических авторов о вторжении кельтов в Италию с севера около 450 г. до н.э. Артефакты, найденные на другом месте раскопок в Австрии несколько лет назад, помогли разгадать кельтскую тайну; Было понятно, что артефакты, найденные в Италии, были кельтскими рисунками, благодаря людям на этом месте раскопок.

Австрийские корни

Деревня Гальштат, расположенная на берегу идиллического озера в окружении гор, является одной из главных туристических достопримечательностей Австрии. Старое кладбище недалеко от деревни привлекает историков из разных уголков мира. Горный инженер Иоганн Георг Рамзауэр, открывший гальштатские кладбища в 1846 году, раскопал около 900 могил (всего останки 2000 человек). Гробницы Гальштата, датируемые 800 г. до н.э., указывают на поселение железного века, экономика которого была основана на близлежащих соляных копях.

Общие черты предметов, найденных на некоторых раскопках в современной Австрии, южной Германии, Чехии и Словении, показали, что они принадлежали к одному и тому же культурному объекту, что сделало Халльштатт примером для подобных археологических памятников, дав свое название более широкому кельтскому языку. культура. В 7 веке до нашей эры великолепные гробницы были построены в поселениях на территории культурного объекта Халльштатта, основанном местными вождями, чьи состояния были связаны с добычей соли или местным сельским хозяйством. Археологи, обнаружившие военные инструменты, сделанные кузнецами Гальштата, предполагают, что эти инструменты использовались в торговле с греческой и итальянской культурами для обмена на предметы роскоши.

Помимо предметов и методов захоронения, еще одной особенностью, соединяющей поселения в культурном памятнике Гальштата, был общий язык. По этой причине культура Гальштата, те, кто управлял шахтами, кузницами и полями в этом культурном регионе, и их руководители, похороненные в великолепных гробницах, также могут считаться кельтскими.

Принц Глаубергский. Эта внушительная фигура из песчаника высотой 180 см изображает благородного воина. Период Ла Тена, пятый век до нашей эры. Музей Глауберга, Германия.

Принц Глаубергский. Эта внушительная фигура из песчаника высотой 180 см изображает благородного воина. Период Ла Тена, пятый век до нашей эры. Музей Глауберга, Германия.

Одна традиционная теория состоит в том, что в период Гальштата, который совпадает с поздним бронзовым веком, общины, живущие в районе Гальштата, мигрировали на запад и распространили кельтский язык и обычаи. Однако другие историки утверждают, что до гальштатского периода, основанные на кельтских топонимах, существовавших в различных частях Европы, кельтскоязычные общины впервые возникли в Западной Иберии, Франции и Великобритании, передав свои кельтские традиции и язык в Центральную Европу через торговые сети, а чем миграции.Они утверждают, что она распространилась и породила гальштатскую культуру.

После появления гальштатской культуры около 900 г. до н.э. традиции этой культурной земли начали распространяться на запад, в такие регионы, как Западная Иберия, которые уже были незнакомы с кельтскими традициями и языком.

Великолепные гробницы

Период Гальштата, заселенный историками, начался с Гальштата А, корни которого восходят к 1200 году до нашей эры. В последующие периоды в районе Гальштата произошли различные изменения, началась практика погребения вместо кремации, постепенно развивалась обработка металла. Лошадей начали использовать в культурном центре Гальштата в 800 г. до н.э., а Гальштат D, начавшийся в 600 г. до н.э., был последней частью периода Гальштата; Именно в этот период новоприбывшие греческие колонисты в Массилии на юге Франции впервые столкнулись с народами, которых они назвали бы кельтскими.

Принц Глаубергский. Эта внушительная фигура из песчаника высотой 180 см изображает благородного воина. Период Ла Тена, пятый век до нашей эры. Музей Глауберга, Германия.

Принц Глаубергский. Эта внушительная фигура из песчаника высотой 180 см изображает благородного воина. Период Ла Тена, пятый век до нашей эры. Музей Глауберга, Германия.

Греческое и итальянское влияние на кельтскую архитектуру также можно увидеть в позднем гальштатском поселении Хойнебург, расположенном на юге Германии, недалеко от истока Дуная, месте раскопок между 1950 и 1979 годами и исследовательском проекте по нему с 2004 года. Поселение Хойнебург, основанное на вершине холма около 620 г. до н.э., было укреплено двадцать лет спустя стеной из сырцового кирпича, установленной на каменном основании. Вдохновленный средиземноморским дизайном, эта строительная техника до сих пор была необычной для севера.

Скелет и артефакты кельтского принца во Франции с большим бронзовым котлом для вина. Кельтская принцесса, лежащая на колеснице, была похоронена со своими золотыми украшениями.

Скелет и артефакты кельтского принца во Франции с большим бронзовым котлом для вина. Кельтская принцесса, лежащая на колеснице, была похоронена со своими золотыми украшениями.

Vix Treasure

Еще одним важным артефактом периода Гальштата была богато украшенная гробница в Виксе в современной Бургундии, в которой хранились останки женщины, умершей около 480 г. до н.э. Среди предметов гробницы - большая чаша для смешивания вина (кратер), в которой хранятся различные традиционные женские украшения, в том числе золотое ожерелье. 207-килограммовый бронзовый сосуд, самое модное греческое изделие того времени, вероятно, был привезен из Массилии, что в 610 километрах от него.

Несмотря на то, что они подверглись эрозии в результате сельскохозяйственной деятельности, проводившейся на земле, где они были похоронены на протяжении веков, богатство памятников Гальштата продолжает проявляться в сделанных открытиях. Недалеко от Хойнебурга Беттельбюль был местом одного из этих открытий; Первые раскопки, проведенные в регионе, обнаружили гробницу богатого мальчика, датируемую 6 веком до нашей эры.

В 2010 году поблизости была обнаружена еще одна большая погребальная камера. Хотя место раскопок находится под угрозой из-за сельскохозяйственных работ, дубовая структура погребальной камеры сохранилась благодаря ручью. Погребальная камера была полностью опустошена и перемещена в лаборатории Государственного археологического управления земли Баден-Вюртемберг. В результате обследований, проведенных после переноса здания, деревянное покрытие помещения датируется 6 веком до нашей эры.

Этот котел, украшенный головой греческого речного бога Ахелоса, был найден в 2015 году в кельтской гробнице Лавау в V веке до нашей эры на востоке Франции.

Этот котел, украшенный головой греческого речного бога Ахелоса, был найден в 2015 году в кельтской гробнице Лавау в V веке до нашей эры на востоке Франции.

Первая из двух найденных в комнате могил принадлежала женщине в возрасте 30 лет; Украшения женщины, похороненной с двумя золотыми брошками и показными надгробиями, такими как золотой глобус, имели сильное влияние Средиземноморья, хотя и были сделаны на месте.

Останки во второй гробнице не удалось идентифицировать, поскольку они были сильно разрушены и растворены. Могильные предметы возле захоронения были скромнее; на запястьях у нее были простые бронзовые браслеты, а возле головы - бронзовые украшения.

Культурный переход

Хотя богато украшенные гробницы начали сокращаться в конце гальштатского периода, гробница в Лавау (Франция) известна не только своим богатством, но и разнообразием содержащихся в ней предметов средиземноморского дизайна. Эта могила диаметром 40 метров была частью кладбища, которое использовалось с эпохи поздней бронзы. Внутри погребальной камеры находились нарядные могильные принадлежности, такие как золотые браслеты, золотая и железная брошь, янтарное ожерелье и кожаный пояс, украшенный серебряными нитями. Однако самый великолепный артефакт, найденный в Лавау, получил большой бронзовый ободок, украшенный восемью кошачьими головами и четырьмя головами греческого речного бога Ахелоса, использовавшегося для банкетов.

Сначала считалось, что тело, найденное в гробнице в Лавау, принадлежало мужчине, что позже было подтверждено томографией таза скелета. Гробница датируется примерно 450 г. до н.э., переходным периодом в кельтской культуре.

На сайте Гальштата происходили большие изменения. По мере того, как количество великолепных гробниц сокращалось, такие поселения, как Хойнебург, покидали. Тот факт, что река Рона больше не находилась на торговых путях, потряс кельтскую экономику. Вокруг упадочной гальштатской культуры зародилась новая великолепная кельтская культура в современной Франции, южной Германии, Австрии и Швейцарии.

Эта зарождающаяся новая культура была названа в честь поселения железного века Ла Тен, открытого недалеко от озера Невшатель в Швейцарии в середине 19 века. Некоторые из мотивов, связанных с кельтской культурой сегодня, также встречаются в культуре Ла Тена. Сложные геометрические конструкции, связанные с этой культурой, были связаны со сложными системами верований, которые историки все еще пытаются расшифровать. Культурная зона Ла-Тена, распространившаяся на Британские острова около 400 г. до н.э., была довольно обширной.

Читайте также: