Повесть об иверской царице динаре краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Повесть о царице Динаре

Содержание повести, имена ее героев и географические названия говорят о том, что в ней нашел свое отражение один из эпизодов многовековой борьбы Грузии с Персией. Но связь изображаемых в повести событий с именем грузинской царицы Динары, как исторический факт, подверг сомнению уже первый исследователь повести, акад. М. Броссе. Имя царицы Динары только дважды и притом мимоходом упоминают грузинские летописи, к тому же оно связывается с совершенно иным событием. Динара русской повести не известна в истории и преданиях Грузии в той роли, какую ей отводит эта повесть. Очевидно, здесь имя Динары заменило собою какое-то иное имя. По мнению Броссе, Динара нашей повести, одержавшая блистательную победу над персами, завоевавшая Тавриз и Шамаху, — грузинская царица Тамара, дочь Георгия III, правившая Грузией с 1184 по 1212 г.

создание повести на русской почве на основе занесенного грузинами сказания (устного или письменного). Вопрос этот при современном состоянии источников остается нерешенным.

В результате политического и литературного общения Руси с Грузией у нас возникла повесть о грузинской (иверской) царице Динаре, представляющая собой переработку грузинской легенды о знаменитой в истории Грузии царице Тамаре. Легенда, как и повесть, имеет историческую подкладку. В повести рассказывается о том, что после смерти грузинского царя Александра на царский престол вступает его мудрая пятнадцатилетняя дочь Динара, не захотевшая выйти замуж. Она прилежала к “божественному писанию” и с юности отличалась воинской храбростью.

пчела собирает мед с цветов, так и Динара хорошо правила своей державой и пеклась о ней; как добрый кормщик проводит корабль свой через морскую пучину, так и она заботилась о том, “как быти ей в тихости”.

Когда слух о смерти Александра дошел до персидского царя, он замыслил подчинить себе царство Динары и попрать в нем ристианскую веру. Через своих послов он требует от Динары присылки ему даров в двойном размере по сравнению с теми, что посылал ему ее отец, угрожая в противном случае лишить ее власти. Динара посылает персидскому царю требуемые дары, велев, однако, сказать ему при этом, что он не может

отнять у нее власть, потому что она получила ее не от него, а от бога и дары она дает ему не из страха перед ним, так как боится она лишь “истинного бога”, закон которого держит и у которого одного просит милости. Услышав такие речи, персидский царь не принял даров и со “зверозлобством” отпустил послов, снова пригрозив пойти на Динару войной.

Динара в письме к персидскому царю стыдит его, говоря, что не большая ему будет честь, если он победит девицу, “немощную чадь”; она же с помощью бога и “пречистыя его богоматери” надеется наступить ногою на его царское тело и снять с него голову и тем прославить грузинских жен и осрамить персов. Персидский царь идет на Динару со множеством воинов. Грузинские вельможи не решаются вступить с ним в сражение, но Динара в длинной речи ободряет их и старается пробудить в них мужество.

– “Но ускорим противу им,- говорит она.- Якоже и аз, девица, иду и восприиму мужескую храбрость, и отложу женскую немощь, и облекуся в мужескую крепость, и препояшу чресла своя мечем, и возложу на ся броня железная, и шелом возложу на женскую свою главу, и восприиму копие в девичий свои руце, и возступлю в стремя воинскаго ополчения”.

Вельможи, возбужденные словами Динары, обращаются теперь к ней с просьбой выступить против персов. Динара после этого пешком, босая, по тернию и острым камням идет в монастырь, где усердно молится богородице, прося ее о помощи. Выйдя затем из церкви, она садится на коня и с именем Христа и богородицы на устах бросается на персов, которые в страхе бегут.

Вместе со своими воинами Динара сечет их без милости. Затем она отрубает голову персидскому царю и на копье приносит ее в Тавриз, где ей достаются несметные сокровища. На персов Динара налагает дань и возвращается в свое царство, которым правит в мире и тишине тридцать восемь лет, до своей смерти.

В основу повести легли данные, сообщаемые грузинской летописной повестью о Тамаре и народными преданиями о ней. Эти сведения литературно обработаны на русской почве, очевидно, московским книжником из дипломатической среды. Время написания нашей повести следует отнести скорее всего к концу XV – началу XVI в.: как раз в конце XV в. у нас начались дипломатические сношения с Грузией, и сведения о Динаре – Тамаре могли быть получены нами от грузин, приезжавших на Русь, после грузинского посольства к Ивану III.

Интерес к Грузии и ее истории в Москве конца XV – начала XVI в. тем более естествен, что в ту пору московское правительство боролось за обладание юго-восточными землями.

По своему стилю и содержанию повесть о Динаре близка к воинским повестям татарского и ближайшего послетатарского периодов. Совмещение в ней воинской тематики с благочестивой настроенностью роднит ее с житием Александра Невского, с повестями в Мамаевом побоище, с повестью Нестора-Искандера о взятии Царьграда, а выраженное в ней представление о царской власти как о власти, данной от бога, сближает ее с тенденциозной публицистикой, возникшей у нас в XV в. Такие выражения повести, как “зверозлобство”, “женочревство”, “охрабритися”, “са-модержительница”, могли появиться в русском словаре также не ранее XV в.

Повесть о Динаре, вошедшая в русские исторические компиляции, известна у нас в большом количестве отдельных списков, наиболее ранние из которых относятся к XVI в. Она нашла себе отражение и в искусстве: существуют русский лицевой (т. е. иллюстрированный) ее список XVII в. и икона Динары – также XVII в. Написание этой иконы объясняется тем, что Динару повести иконописец отожествил не с Тамарой, а с Динарой, жившей в X в. и считавшейся у грузин святой.

ПОВЕСТЬ О ЦАРИЦЕ ДИНАРЕ

ДИВНАЯ И МУЖЕСТВЕННАЯ ПОВЕСТЬ О ХРАБРОСТИ И МУДРОСТИ ЦЕЛОМУДРЕННОЙ ДЕВИЦЫ ДИНАРЫ ЦАРИЦЫ, ДОЧЕРИ ИВЕРСКОГО ЦАРЯ АЛЕКСАНДРА

Царство царицы Динары. С самого начала правления показала она любовь к управителям своим, милость к народу и праведный суд. И больше всего любила она божественное Писание, читала о прежних царях и государях, какими они были и как они правили, и от этого чтения научилась она воинской храбрости. Как пчела собирает мед с цветов, так и эта Динара собирала мудрость из исторических книг. И со многой кротостью правила она государством своим и имела о нем великую заботу. Как хороший кормчий заботится о том, чтобы провести корабль через морскую пучину, так и она заботилась, чтобы государство ее жило в мире.

И, услышав это, перс разъярился люто и пошел со многим ополчением на страну ее.

И пошла Динара из своей страны навстречу персу.

И от такого сильного возгласа побежали персы. Она же и все воины ее гнали их и секли без милости; захватила Динара царя персов и отсекла ему голову, и надела ее на копье свое, и понесла так в Тевриз, персидский город. И захватила город, и большой полон, и взяла все сокровища прежних царей: драгоценные камни и блюдо, с которого, как говорят, сам царь Навуходоносор ел, и жемчуг драгоценный, и великое множество золота. И возложила дань: с Тевриза стала убрать дань для себя — драгоценные благовония, а с Шемахи — дань для своих воинов стала брать — конские подковы. А остальные города раздала своим вельможам.

И возвратилась в страну свою со славною победой, одержанной с помощью богоматери, непобедимой победительницы, врагов гордых победила.

Такую помощь пречистая богородица даровала слабому ребенку, такую храбрость показала она женским ополчением, от такого сильного воинского клича девицы такое множество воинов персидских устрашилось, и в смятение пришло от такого девического уменья пронзить копьем, и от такой быстроты девушки-военачальника, и от голоса ее персы все от страха помертвели, и такую дерзость даровала она девице — идти войной в чужую страну, и такое государство вручила ей, слабому ребенку, в управление, и такой разум ей даровала богоматерь!

И пришла Динара царица в свою страну, и выполнила свое обещание о персидских сокровищах, данных ей богоматерью: блюдо золотое, и камни, и жемчуг, и золото, и все царские украшения, которые взяла у персов, раздала в храмы божий в своей стране и не прикоснулась ни к одному из царских сокровищ.

И правила Динара тридцать восемь лет и шесть месяцев. И после смерти своей передала власть над страной родственникам своим. И погребена она была в Шарбенском монастыре.

И до наших дней государство Иверское не разделено.

Говорят же о правителях Иверии, что они происходят от рода Давида, царя еврейского, от колена Иудина.

Словарь книжников и книжности Древней Руси .

Полезное

Смотреть что такое "Повесть о царице Динаре" в других словарях:

Повесть о царе Казарине и о жене его — – древнерусская повесть на сюжет византийской истории. В 695 г. в империи произошел переворот: император Юстиниан II был низвергнут, ему отрезали нос и выслали его в Херсон. Он бежал в Хазарию, женился на сестре (или дочери) хакана Феодоре, затем … Словарь книжников и книжности Древней Руси

The Tale of Tsaritsa Dinara — ( ru. Повесть об царице Динаре, Povest’ o tsaritse Dinare ) is the 16th century Russian story of Dinara, a Christian queen (Russian: tsaritsa) of Iveria (Georgia), who is glorified as a pious helmswoman renowned for her wisdom and valor. Composed … Wikipedia

Русская литература XVI века — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Содержание … Википедия

Русская культура в конце XV и в XVI в. — В конце XV и в XVI в., несмотря на усиление в стране самодержавно крепостнических тенденций и господство церковно схоластического мировоззрения, русская культура, объединяя культурное наследие ранее разобщённых земель, вступила на путь новых… … Всемирная история. Энциклопедия

Сказание о иконе Богоматери Иверской — – предание, рассказывающее о происхождении одной из самых знаменитых святынь православного мира – чудотворной иконы божьей матери, находящейся в Иверском Афонском монастыре. Поскольку икона пребывает в храме при внутренних вратах этой обители,… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Казанская история — – историко публицистическое сочинение второй половины XVI в., представляющее собой беллетризованный рассказ о трехвековой истории русско татарских отношении со времени образования Золотой Орды до завоевания в 1552 г. Иваном Грозным… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Читайте также: