Критерии оценивания по орксэ в начальной школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

1.3.Настоящее Положение регулирует организацию процесса обучения, контроль и оценку результатов по основам религиозной культуры и светской этики (далее ОРКСЭ) в 4 классе.

1.4.Целью данного Положения является создание благоприятных условий, обеспечивающих его благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания учебных достижений у обучающихся.

2.Цель и задачи

2.1.Цель курса - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

2.2. Задачи курса:

- личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей;

- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели

детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его

собственными вчерашними достижениями);

- учет индивидуальных способностей детей;

- развитие самостоятельности и активности детей;

- формирование учебно-познавательной мотивации учащихся.

3.1.Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

3.2.Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

4.1.Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы формирования ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе; понимания культуры как духовного и материального богатства народов мира, нашей страны, как образа жизни людей разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания толерантного, уважительного отношения к окружающим и через них - понимание самого себя; социальной позиции педагога; учета возрастных особенностей обучающихся.

4.2.Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры.

4.3.Приоритетной формой работы с обучающимися в курсе ОРКСЭ является коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с требованиями к проектированию младшего школьника.

  1. Организация системы оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения

5.1.Формализованные требования (баллы, отметки) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Уроки по курсу ОРКСЭ – безотметочные.

5.2. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются

систематизированные упражнения, фронтальные опросы, тестовые задания различных видов.

5.3. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

5.4. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление

инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

5.5. По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся.

5.6. По ОРКСЭ домашние задания задаются только в виде творческих (нарисовать рисунок, написать сочинение, подготовить доклад и т.д.)

5.7. Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.

Проблема оценивания качества образовательных результатов при изучении курса ОРКСЭ заключается в её отсутствие, поэтому поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

  • сформулировать основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • обеспечить комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов ;
  • представить свою систему оценки достижений обучающихся, позволяющую осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования, школы.

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности к систематизации знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

- степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

- степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

- уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.

Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и др.).

оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения учащихся, в ней отражается не только содержательная, но и процессуальная сторона учебной деятельности: способы получения знаний, методы решения учебных задач;

2) содержательность и позитивность:

оценка не фиксирует количество ошибок в работе, а характеризует её достоинства, раскрывая содержание и результаты деятельности ученика, в оценочной шкале отсутствуют отрицательные оценки;

оценка характеризует конкретные качества работы учащегося, которые обозначены и согласованы перед её выполнением;

оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки;

оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений

субъективных ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определённости;

оценка несёт информацию о достижениях ученика и о проблемах, которые ему

предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую учебную деятельность;

оценка предполагает соблюдение определённой последовательности действий учителем и учащимся, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов.

1-е правило. Что контролировать и оценивать? Оценивается любое, особенно успешное,

2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).

3-е правило. Как оценивать? За каждую учебную задачу или группу заданий — задач, показывающих овладение отдельным умением, — ставится своя отдельная оценка.

4-е правило. Где фиксировать результаты? Оценки (и их часть) выставляются в таблицу (в рабочую тетрадь педагога).

5-е правило. Когда ставить отметку? За проект в конце изучения ОРКСЭ по чтению или окружающему миру.

6-е правило. По какой шкале оценивать? Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности.

Необходимый уровень — решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Программный уровень — решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.

Требования к личностным результатам:

− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

− принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

− развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

− развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

− формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

− адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

− умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

− овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

− овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

− готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

− определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

− знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

− знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

− понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

− формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

− общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

− осознание ценности человеческой жизни.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

Педагогическое наблюдение. Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.

Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.

Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.

Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.

Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.

Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

2. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия). В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки, однако базовые критерии достаточно просты:

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Листы самооценки могут использоваться, например, для определения уровня вовлеченности и участия в групповой работе:

Таблица 1. Лист самооценки урока или группового мероприятия В ходе проекта я.


Разработка предназначена для учителей начальной школы. Она содержит материал о том, как оценить знания детей при безотметочном обучении ОРКСЭ.

Содержимое разработки

Система оценивания на уроках ОРКСЭ

(выступление на районном методическом объединении учителей ОРКСЭ)

Подготовила Морозова Галина Петровна

учитель начальных классов

МБОУ Ветошкинская ОШ

Одна из особенностей курса ОРКСЭ то, что курс безоценочный.

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ ставит многих педагогов в тупик.

Как оценить уровень знаний, обучающихся?

Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.?

Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки,

учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

На уроках часто использую ситуацию успеха, устную похвалу даже за малейший ответ, раздаю стимулирующие значки (солнышки, сердечки).

В качестве оценивания провожу педагогическое наблюдение.

Наблюдая за учеником в естественной обстановке - на уроке – видишь проявление его познавательных способностей в процессе овладения учебным содержанием.

Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.

Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю

Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы.

Такое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.

Оценивание по предмету происходит и через самооценку обучающегося.

В данном случае, используются листы самооценки учащихся. Примеров таких листов достаточно много, однако базовые критерии достаточно просты:

Я хорошо выполнил свою работу на уроке;

Я мог выполнить работу значительно лучше;

Я плохо работал на уроке.

Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю.

Еще один возможный вариант самооценки - использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради), например:

желтый цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой;

зеленый цвет - допущены неточности;

красный цвет - надо постараться, и успех придет.

Хорошим показателем достижений ученика является портфолио его творческих работ, которое становится основой оценки образовательных достижений.

Свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий т. д.), ученик может оформлять таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяет учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать.

Возможный вариант самооценки: перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности ее выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (не обязательно по пятибалльной шкале оценивания) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с выставленными ребёнком баллами выставляет свои.

Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта.

Намечаем этапы работы:

1. Выбор и обсуждение темы и цели проекта

2. Сбор информации:

4. Защита проекта.

Защита может проходить в разных формах:

в форме праздника с приглашение зрителей;

в форме конкурса с приглашением жюри;

в рабочей обстановке (на уроке)

Работая над проектом, дети учатся искать материал на заданную тему, узнают много интересного, учатся кратко излагать свои мысли устно и письменно, осваивают навыки исследовательской деятельности, работают в группе, учатся бережно относиться к творчеству друг друга.

Работа над проектом, а затем и его защита, показали то, что детям интересно участвовать в проектах.

Ежегодно наши обучающиеся участвуют в общероссийской олимпиаде школьников по ОПК. Все получают сертификаты участника и дипломы . Призёры школьного тура участвуют в олимпиаде на муниципальном уровне.

Это является хорошим показателем развития обучающихся.

Таким образом, в организации системы оценивания учебных достижений младших школьников, оценка успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями).

Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления.

По ОРКСЭ контрольные работы не проводятся,

Безотметочная система оценивания устанавливается в течение всего учебного года.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель контроля-проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы. Высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Текущий контроль может проходить на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса, чтение текста, пересказ содержания произведения.

Он осуществляется на материале учебника, в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объёму, а так же самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

Ставится, если у учащегося наблюдается:

Активность и творческое отношение к выполнению задания

Умение применять полученные знания в жизни: в общении со сверстниками, взрослыми, живой природой

Самостоятельный поиск информации по пройденной теме

Умение оперировать понятиями и терминами

Умение рассуждать по определённой теме, обосновывать свою точку зрения, донести ее до аудитории.

Умение воспроизводить материал с наводящими вопросами учителя или одноклассников

Знание терминов и понятий в неполном объеме

Нечеткое обоснование своей точки зрения

Необъективно оценивать работу

Нарушение последовательности в описании и признаках объекта в тех случаях, когда она является существенной

Нечеткое раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления

Неточности в сравнении объектов по существенным признакам; нарушения в последовательности описания события

Читайте также: