Повесть об иосифе прекрасном краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос №5

Разве не за мзду богобоязнен Иов?
Не ты ли кругом оградил его, и дом его,
и все, что его?
Дело рук его ты благословил,
разошлись по земле его стада.
Но — протяни-ка руку твою,
дотронься до всего, что есть у него;
разве не похулит он тебя в лицо тебе?

Вопрос, как мы видим, поставлен остро: что такое святость — добронравие человека, твердо знающего, что за хорошее поведение причитается награда, или же верность до конца, имеющая опору только в себе самой? Чтобы этот вопрос получил ответ, чтобы нравственный план бытия был окончательно утвержден или окончательно разрушен, Яхве выдает Иова на пытку обвинителю. Четыре беды идут одна за другой в эпическом ритме; гибнут волы, ослы и слуги Иова, затем овцы и снова слуги, затем верблюды и снова слуги и, наконец, сыновья, дочери и оставшиеся слуги. Иов больше не богач, не господин слуг, не отец семейства, не глава племени; но перед лицом беды совершается последний триумф его истовости — он благочестиво творит обряд скорби со словами:

Наг вышел я из родимых недр. И
наг возвращусь назад. Яхве дал,
Яхве взял — благословенно имя Яхве!

В сетованиях Иова звучат и другие тона. С ним случается то, что через тысячелетия придется испытать шекспировскому королю Лиру: личное страдание открывает ему глаза на весь мир общественной неправды, он замечает маяту узников и рабов, от которой они смогут отдохнуть только в смерти, уравнивающей их с их мучителями.

Второй выход — слепо верить в то, что добродетель всегда награждается, а порок всегда наказывается, и, следовательно, принять свою муку как возмездие за какую-то неведомую вину — рекомендуют трое друзей Иова. Эти друзья — мудрецы: сладкоречивый Элифаз из Темана, вспыльчивый Билдад из Шуаха и саркастический Цофар из Наамы.


15:36 / 10 мая 2013

Иаков

Иаков шел в Харан и ночевал в пути,
Затем что пала ночь над той пустырей древней.
Царь говорит рабам: „Вот должен друг прийти.
Гасите все огни,— во мраке мы душевней“.

Так повелел Господь гасить светило дня,
Чтоб тайную вести с Иаковом беседу,
Чтоб звать его в ночи: „Восстань, бори меня –
И всей земле яви мой знак, мою победу!“

Повесть об Иосифе Прекрасном

Но был с Иосифом Господь. И в доме
Пентефрия он жил благополучно,
Понеже знал Пентефрий, что Господь
Иосифу успех во всяком деле
Ниспосылал, и в милости великой
У господина был Иосиф; вверил
Ему весь дом свой, все свои поля,
И все свое могущество Пентефрий.
И водворил Свою щедроту, ради
Иосифа, в Пентефриевом доме
Господь. Но восхотел Он напоследок
Иосифа подвергнуть испытанью
И допустить благоволил, чтоб в сердце
Пентефриевом злою клеветой
Против Иосифа великий гнев
Был возбужден. И гневом ослепленный
Иосифа Пентефрий повелел
В темницу заключить, где содержались
Царевы узники. Но и в беде
Великой был Иосиф сердцем весел
Пред Господом. И был во мгле темничной
Господь с Иосифом. Перед темничным
Старейшиною дал ему Свою
Он милость; и возлюбил его
Старейшина темницы; скоро
Ему надзор за узниками всеми
Он вверил; и его главой поставил
Над стражами другими, и над всею
Темницей царскою — и было все
В руках Иосифа: понеже был
С Иосифом Господь его отцов.

Жуковский Василий Андреевич (1783-1852)
14/26 марта 1845 — 9/21 [июня]

Свя­той пра­вед­ный Иосиф Пре­крас­ный был сы­ном вет­хо­за­вет­но­го пат­ри­ар­ха Иа­ко­ва, умер­ше­го око­ло 1700 го­да до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Род­ные бра­тья за­ви­до­ва­ли пра­вед­но­му Иоси­фу в том, что отец лю­бил его боль­ше дру­гих сы­но­вей, и бо­я­лись его, по­то­му что он рас­ска­зы­вал им о сво­их снах, пред­ве­щав­ших его бу­ду­щее ве­ли­чие. Бра­тья ре­ши­ли убить пра­вед­но­го Иоси­фа, но по со­ве­ту стар­ше­го из них, Ру­ви­ма, пе­ре­ду­ма­ли и сна­ча­ла бро­си­ли Иоси­фа в ров, а по­том про­да­ли куп­цам, ко­то­рые с ка­ра­ва­ном на­прав­ля­лись в Еги­пет.

В Егип­те пра­вед­ный Иосиф был про­дан По­ти­фа­ру, на­чаль­ни­ку цар­ских те­ло­хра­ни­те­лей, и бла­го­да­ря сво­е­му уму и доб­ро­де­те­ли за­слу­жил до­ве­рие сво­е­го гос­по­ди­на. Пра­вед­ный Иосиф был уди­ви­тель­но кра­сив, и же­на По­ти­фа­ра хо­те­ла при­ну­дить его к пре­лю­бо­де­я­нию. Но це­ло­муд­рен­ный юно­ша от­верг со­блазн. То­гда же­на По­ти­фа­ра от зло­бы и сты­да окле­ве­та­ла пра­вед­но­го Иоси­фа пе­ред му­жем, буд­то юно­ша хо­тел осквер­нить ее. По­ве­рив лжи, По­ти­фар за­то­чил невин­но­го юно­шу в тем­ни­цу. На­хо­дясь в тем­ни­це, свя­той Иосиф Пре­крас­ный про­сла­вил­ся муд­рым тол­ко­ва­ни­ем снов. Раз­га­дав сны фа­ра­о­на, пред­ве­щав­шие при­бли­же­ние го­лод­ных лет и несча­стий для Егип­та, пра­вед­ный Иосиф был осво­бож­ден и стал пер­вым са­нов­ни­ком Егип­та. Ко­гда же на ро­дине пра­вед­но­го Иоси­фа в Па­ле­стине на­сту­пил го­лод, свя­той Иосиф Пре­крас­ный по­мог пе­ре­се­лить­ся от­цу со всем его ро­дом в Еги­пет. Пе­ред сво­ей кон­чи­ной пра­вед­ный Иосиф за­ве­щал пе­ре­не­сти его ко­сти из Егип­та в зем­лю обе­то­ван­ную, что и бы­ло ис­пол­не­но при свя­том про­ро­ке Мо­и­сее (па­мять 4 сен­тяб­ря), за 1496 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Через сво­их сы­но­вей Ма­нас­сию и Еф­ре­ма свя­той Иосиф Пре­крас­ный по­ло­жил на­ча­ло двум ко­ле­нам Из­ра­иль­ским.

О жиз­ни пра­вед­но­го Иоси­фа Пре­крас­но­го по­вест­ву­ет­ся в Биб­лии (Быт. 37-50).

Аудиокниги и фильмы


Жития святого праведного Иосифа Прекрасного, ветхозаветного патриарха, одного из 12-ти сынов Иакова, и святого пророка Моисея Боговидца.

Знаменитые Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского представляют собой полное собрание подробно изложенных житий святых.

Книга эта, составлявшая со времени ее появления (святитель Димитрий Ростовский был современником императора Петра Великого) любимое чтение верующих русских людей, отличается чрезвычайной теплотой своего изложения.

Пламенная, верующая, благая, чуткая ко всему прекрасному, благоговеющая перед величием духа, склоняющаяся перед памятью дивных друзей Божиих – святых Церкви, душа святителя Димитрия вполне отразилась на начертанных им страницах.

Чувствуется, что благодать жила в его сердце, когда он составлял свои Четьи-Минеи, и какой-то прекрасный душевный покой льется в душу того, кто, отвлекшись от суеты житейской, погрузится в изучение этого высокого, вдохновенного, чистого, святого произведения…

Заключая повествование о святых, память которых празднуется в марте месяце, святитель говорит:

– Так как в марте месяце Господь наш Иисус Христос был предан на смерть, а прообразом Его предания был среди праотцев Иосиф Прекрасный, сын Иакова, проданный братьями в Египет, то вследствие этого здесь к марту месяцу прилагается житие этого Иосифа, так как он был прообразом Христовых страданий.

Блаженный Иосиф, телом и душой прекрасный, сын Иакова, ветхозаветного патриарха, внук Исаака, правнук Авраама, родился от второй жены Иакова, Рахили.

Любовь Иакова к Рахили представляет собой один из высочайших примеров беззаветной, трогательной любви. Иаков, поселясь у дяди своего Лавана, из двух дочерей его – старшей, Лии, и младшей, Рахили – полюбил младшую.

Вот с какой простотой рассказывает Библия эту трогательную повесть.

Еще работал Иаков Лавану за Рахиль семь лет и, наконец, получил ее. У Рахили долго не было детей. Наконец родился у нее сперва старший сын, Иосиф, потом младший, Вениамин. Тут Рахиль умерла от болезни. С великой грустью праотец Иаков погребал любимую супругу свою Рахиль близ Вифлеема и поставил над ней надгробный памятник. Гробница Рахили существует и доныне у самой дороги, ведущей из Иерусалима в Вифлеем.

Оба сына Рахили, Иосиф и Вениамин, были особенно милы Иакову. Они родились у него в годы его старости и были для него живой памятью о возлюбленной его супруге Рахили, которую он не переставал оплакивать… К тому же оба они были нравом целомудренны и достойны любви. Особенно в блаженного Иосифа с ранней юности вселилась благодать Духа Святого.

Еще мальчиком Иосиф начал пасти стада овец своего отца со старшими братьями своими, рожденными от других матерей. Видя их грехи и беззакония, он стал гнушаться их злых дел. Желая им добра и исправления, кое-что из их проделок он рассказал отцу, чтобы он отечески наказал их и не навлек гнева Божия на свой дом.

Из привязанности к Иосифу Иаков сделал ему красивую пеструю одежду. Братья возненавидели Иосифа за то, что он не принимает участия в их злых делах и передает о них отцу. Они завидовали, что отец его так любит, жили с ним не мирно и постоянно на него отцу клеветали. Однако Иаков им не верил, хороню зная невинность Иосифа.

В те дни Святой Дух, живший в Иосифе, начал ему, как пророку, возвещать в сонных видениях будущую судьбу его. Не утаивая ничего из этих откровений, он рассказывал все отцу и братьям.

– Послушайте, – говорил он, – о моем сне. Мне казалось, что я стою среди поля и вяжу снопы, и мой сноп стоит прямо, а ваши снопы стоят вокруг него, и все кланяются моему снопу.

– Что же! – отвечали ему братья. – Ты полагаешь, что будешь царствовать над нами, владеть нами?

И после этого сна они еще сильней его возненавидели.

Видел он и другой сон и снова рассказал его отцу и братьям:

– Видел я, что солнце, месяц и одиннадцать звезд поклонялись мне. (А у Иакова, кроме Иосифа, было как раз одиннадцать сыновей.)

Этот рассказ Иосифа смутил и самого отца его, Иакова.

– Неужели, – возразил он Иосифу, – доживем мы до того, что я, старик, старая мачеха твоя Лия и все сыновья мои будем поклоняться тебе до земли?

– Ищу братьев моих, – отвечал он. – Скажи мне, если знаешь, где они пасут стада?

Рувим говорил так затем, чтобы избавить неповинного юношу от смерти и как-нибудь извлечь его потом из рва и вернуть его отцу.

Как незлобивый агнец, ничего не зная о ненависти братьев своих, тихо подошел к ним Иосиф и с любовью приветствовал их, передавая им мир от лица отца своего. Они же со злобою обступили его, сдернули с него его красивую пеструю одежду, в которую он был одет, и заскрежетали на него зубами, сшибли его с ног и стали бить его своими пастушьими посохами и смеяться над ним. Иосиф был между ними один. Он не мог ждать себе ниоткуда помощи. Он стал молить своих братьев со слезами и воплями:

– За что гневаетесь на меня? Пощадите меня, дайте мне упросить вас, братья мои милые. Мать у меня умерла, отец и доселе ежедневно оплакивает ее. Хотите ли еще нанести вашему отцу новую скорбь, когда не утолена и первая скорбь? Прошу вас, не разлучайте меня с отцом, чтобы не пришлось видеть, как неутешная его скорбь склонится ко гробу. Заклинаю вас всех Богом отцов наших – Авраама, Исаака и Иакова – Который повелел Аврааму выйти из земли и из дома отца своего и перейти ему в землю благую, которую Он обещал дать ему и множеству потомства его, умножающегося, как звезды небесные и как песок на берегу моря бесчисленный. Богом заклинаю я вас вышним, Который дал Аврааму мужество определить Исаака на жертву заклания, и освободил Исаака от смерти, и принял вместо него овцу на заклание. Духом Святым заклинаю вас вышним, Который дал благословение Иакову, отцу нашему, из уст Исаака, отца его. Заклинаю вас и молю: не отлучайте меня от Иакова, как смертью отлучена уже от него Рахиль, чтобы не пришлось Иакову плакать обо мне, как плачет о Рахили, да не ослепнет Иаков, ожидая моего прихода к нему. Верните меня отцу моему, троньтесь слезами моими, пустите меня к нему.

Так заклинал Иосиф братьев своих Богом отцов своих. Но лютые братья его не склонялись на милость, не боялись Бога и влачили Иосифа в ров.

Жестокосердые братья бросили его в ров. Этот ров был некогда глубоким колодцем, а потом вода в нем высохла и он был заброшен.

Сидя в колодце, Иосиф громко плакал, рыдал и взывал к отцу своему:

Читайте также: