Поурочные разработки по кубановедению 1 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Тема: “Путешествие осеннего листочка по Краснодарскому краю и его столице”.

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития Краснодара и Краснодарского края.
  • В доступной занимательной форме рассказать учащимся об образовании города Краснодара, почему Краснодар – столица Кубани.
  • Развивать речевые, мыслительные навыки.
  • Воспитывать патриотизм и любовь к своей “малой” Родине.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор), программное обеспечение, музыкальный центр, фото памятных мест города Краснодара.

Ход урока

1.Орг. момент:

Вступительное слово учителя.

Дорогие, ребята! Вот и прозвенел первый звонок, который позвал вас на первый школьный урок. Друзья, а какой сегодня день?

Дети – Первый день осени – 1 сентября.

Учитель. Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои стихи. Давайте послушаем стихотворение нашего кубанского поэта Виталия Бакалдина “Золотая осень”. (читает ребёнок)

В город осень забрела
Золотая осень.
Лист опавший от угла
Старый дворник носит.
Соберёт и подожжёт,
Отойдёт от дыма.
А на фабрику народ
Пробегает мимо.
А ребята в этот час
Возле школы стаей,
И звонок в который раз
В класс их зазывает.
Дети нехотя спешат,
Все вокруг смеются,
Пожелтелый школьный сад
Утопает в солнце.
С дома нового леса
Плотники снимают
И от этого фасад
Словно расцветает,
От угла и до угла
Ветер смех разносит,
В город осень забрела,
Золотая осень.

2. Изучение нового материала.

Ребята, а какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)

Вы правы, одна из самых ярких примет – это листопад. . Ой, посмотрите, какой красивый листочек залетел к нам в класс. Он приглашает нас совершить увлекательное путешествие через века в загадочное и таинственное прошлое для того, чтобы, узнать свои корни, смело устремиться в прекрасное будущее. Давайте спросим у него, где он был и что он видел. А чтобы легче было проследить его путешествие, посмотрите на карту нашего края. Обратите внимание, ребята, какой огромный Краснодарский край. (Слайды 1, 2, 3,)

Отрывок из стихотворения С. Чмырёва “В родном краю”.

Я иду по широкой дороге,
Предо мною сады и поля.
В небе месяц блестит круторогий.
И листвой шелестят тополя.
Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля.
Нивы необъятные, как море,
Край казачий – Родина моя!

Ребята, вы, наверное, слышали, что наш край называют Кубанью? Это неспроста. Потому что главная река нашего края называется Кубань. Она берёт своё начало высоко на горе Эльбрус и имеет протяжённость 870 км. Давайте посмотрим на карту. (Учитель показывает реку на карте Краснодарского края ) (слайды 3,4,5,6,7,8,9,10 )

Отрывок из стихотворения И. Вараввы “ Бежит река Кубанушка ” (стихотворение читает ребенок)

Бежит река Кубанушка
Кружится голова.
Ложится долом травушка,
Зелёная трава.
Кубань– река бурливая,
Весёлая волна.
Отрывок из стихотворения С.Хохлова “Кубань”
Течёт Кубань, сверкая гордо.
Мне мил над нею отблеск гроз.
И дух её высокогорный,
И глубина её борозд.

А теперь наш листочек прилетел в город – столицу Кубани. А кто скажет, как называется столица нашего края? (Краснодар)

Ребята, но ведь не всегда этот город так назывался. В 1793 году был основан казаками – запорожцами. Когда – то очень давно эти земли населяли черноморские казаки, которые защищали южные границы Российской империи от Турции. За их мужество и самоотверженность Кубанские земли были пожалованы императрицей Екатериной II казакам. Они построили селения и города, в том числе и наш город, который назвали в честь царицы Екатеринодаром . (слайд 11 )

Краснодар – прекрасное творенье,
Созданное чуткими руками,
Красоты дыханье, вдохновенье,
На века оставшееся с нами.
Каждый уголок твой необычен:
Здесь многоэтажные громады,
В небо устремились так величественно
И летящие в заоблачные дали.
Но лишь стоит сделать шаг в сторонку
И другой ты видишь Краснодар,
Мощные старинные постройки
Зодчих неуёмных старый дар.
Вот такой мой город
Очень разный!
Удивительный, немного необычный,
Но родной и самый благодатный
Краснодар – Кубанская столица.

Давайте теперь вместе с нашим листочком совершим путешествие по улицам нашего города. (просмотр слайдов 12, 13, 14, 15 и фотографий). 3. Закрепление изученного материала. ---– Ребята, а вы знаете, что есть в русском языке слово “радеть”. Так называют людей, которые заботятся о ком-то или о чём-то, проявляют старание, усердие в труде, совершают много добрых поступков. В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля приводятся такие значения слова “радетель”: доброхот, старатель, заботник, усердствователь, рачитель, благодетель, заступник. Видите какое хорошее это слово, сколько в нём тепла и доброй заботы! Радетель – бескорыстный человек: он спешит делать добро не ради славы и выгоды, а ради блага других люде, ради счастья и процветания родной земли. Радетели земли кубанской… Это все те, кто помогал и помогает расцвету казачьего края; кто изучает и сохраняет природные богатства Кубани, её историю и культуру. Это те, кто учит и лечит людей, и те, кто охраняет мир и покой на нашей земле. Мы должны знать их славные имена. Ведь это они помогли нашему краю стать жемчужиной России и стремятся сделать Кубань ещё краше и богаче. Их имена обязательно будут звучать на наших следующих уроках кубановедения. Ребята, каждый край имеет свою символику: герб, флаг и гимн. (рассматривание герба и флага, слайды 16. 17 и прослушивание гимна)

Стихотворение С. Ольгина “Край наш кубанский”

Край наш кубанский
Родная земля.
Словно солдаты
Стоят тополя.

Морем пшеница
Кругом колосится,
Да радостно дышат поля.
Край наш кубанский –
Родимый простор,
Залитый солнцем
От моря до гор.
Вышки стальные,
Огни заводские,
Садов величавый убор.
Край наш кубанский
Прославленный край,
Крылья всё шире
В труде расправляй.
С Родиной вместе
Дорогою чести
Ты к цели победной шагай!

4. Подведение итогов.

– Ребята, правда, замечательное получилось у нас путешествие? Мы сегодня слегка прикоснулись к истории Екатеринодара – Краснодара . К его славному прошлому. Прекрасному настоящему. А вы его будущее, и каким оно будет, зависит только от вас. Мне очень хочется верить, что вы вырастите достойными гражданами нашей Родины. Давайте поблагодарим наш листочек и пожелаем счастливого пути. А теперь давайте пофантазируем и нарисуем наш город в будущем. ( Дети рисуют. Звучит музыка кубанских композиторов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок кубановедения в 1 классе "Ты был на Кубани? А ты побывай!" способствует формированию у учащихся знаний о родном крае, об истории земли Кубанской, воспитанию интереса, бережного отношения к культурно - историческому наследию своег края, чувства гордости и любви к своей малой родине - Кубани. форма урока - урок-путешествие. Выбраны следующие приёмы: актуализация опорных знаний, беседа, творческое задание в парах. учащиеся на уроке вовлечены в основные мыслительные операции: анализ, обобщение, систематизация. В процессе работы осуществляется развитие умения работатьв парах, воспитание уважительногтотношения друг к другу и любви к своей малой Родине.

Цель: привитие любви к малой Родине и сопричастности к истории Кубани.

образовательные: формировать у учащихся знания о родном крае, об истории земли Кубанской.

развивающие: развивать мыслительную деятельность учащихся, их творческие способности.

воспитывающие: воспитывать интерес, бережное отношение к культурно-историческому наследию своего края, прививать чувства гордости и любви к своей малой Родине – Кубани.

Необходимое оборудование и материалы:

I Орг. момент. Учитель приветствует ребят и представляется.

II Мотивация учащихся.

Учитель: Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, прослушав которое, вы сможете сами определить, о чём будет наш классный час (слайд 1).

Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань. (слайд 2).

III Актуализация опорных знаний.

Учитель: Ребята, а почему наш край называют Кубанью?

- По названию главной реки нашего края.

А край, почему называют Краснодарским?

- По названию главного города – Краснодара, который является столицей нашего казачьего края.

Ребята, а как раньше назывался г. Краснодар? (Екатеринодар)

Учитель: Да, в честь Екатерины II, которая подарила казакам земли, на которых был построен г. Екатеринодар. (слайд 3)

В город когда-то люди пришли.
Вольные люди огромной земли.
Им полюбились эти места.
Эта раздольность и широта. (Слайд 4)

IV Творческая работа в парах.

У вас на партах есть пазлы. Если вы дружно поработаете в парах и правильно сложите их, то увидиите картинки прошлого. (СЛАЙДЫ 5-12)

Учитель: Так казаки заселили Кубанские земли. Прошли годы и в декабре 1920 г Екатеринодар был переименован в - Краснодар.

А 13 сентября 1937 года произошло образование Краснодарского края. И именно с 1937 года Краснодар стал столицей Кубани. И началось бурное экономическое и культурное развитие нашего края. (Слайд 13)

Учитель: В этом году, когда вы уже будете во 2 классе, 13 сентября Краснодарскому краю исполнится 75 лет. (слайд 14)

Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!

Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю,
Ворочают плугом,

Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя,
У нас угощают.

Там вечер просторный,
И песня простая.
У клуба – парнишек,
И девушек стая.

Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край! (слайд – шоу)

Мы немного отдыхнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляж,Солнце жжёт.
Побежим скорее в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс
Там послушаем рассказ.

V Главные символы Кубани.

-У каждого края, области есть свои символы, присущие только
ему. Назовите их.

- Давайте стоя прослушаем главную песню нашего края – гимн.

Покажите флаг и герб нашего края? (дети находят флаг и герб Краснодарского края). Слайды 15-18)

VI Беседа о традиции народа и Кубанском казачьем хоре.

- Ребята, в нашем крае чтят и уважают традиции кубанских казаков. Одним из хранителей этих традиций является Кубанский казачий хор – гордость нашего края. Руководит им один из наших выдающихся земляков – Виктор Гаврилович Захарченко. (слайд 19)

VII Приморско – Ахтарский район – часть края.

- Ребята, Краснодарский край – это наш общий дом. Но у нас есть ещё и наша малая Родина – это наш район, в котором мы с вами живём.

-Как называется наш район? Почему?

А кто из вас знает, какой цветок является символом нашего района?

Тема: “Путешествие осеннего листочка по Краснодарскому краю и его столице”.

  • Познакомить учащихся с историей возникновения и развития Краснодара и Краснодарского края.
  • В доступной занимательной форме рассказать учащимся об образовании города Краснодара, почему Краснодар – столица Кубани.
  • Развивать речевые, мыслительные навыки.
  • Воспитывать патриотизм и любовь к своей “малой” Родине.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска (или проектор), программное обеспечение, музыкальный центр, фото памятных мест города Краснодара.

Ход урока

1.Орг. момент:

Вступительное слово учителя.

Дорогие, ребята! Вот и прозвенел первый звонок, который позвал вас на первый школьный урок. Друзья, а какой сегодня день?

Дети – Первый день осени – 1 сентября.

Учитель. Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои стихи. Давайте послушаем стихотворение нашего кубанского поэта Виталия Бакалдина “Золотая осень”. (читает ребёнок)

В город осень забрела
Золотая осень.
Лист опавший от угла
Старый дворник носит.
Соберёт и подожжёт,
Отойдёт от дыма.
А на фабрику народ
Пробегает мимо.
А ребята в этот час
Возле школы стаей,
И звонок в который раз
В класс их зазывает.
Дети нехотя спешат,
Все вокруг смеются,
Пожелтелый школьный сад
Утопает в солнце.
С дома нового леса
Плотники снимают
И от этого фасад
Словно расцветает,
От угла и до угла
Ветер смех разносит,
В город осень забрела,
Золотая осень.

2. Изучение нового материала.

Ребята, а какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)

Вы правы, одна из самых ярких примет – это листопад. . Ой, посмотрите, какой красивый листочек залетел к нам в класс. Он приглашает нас совершить увлекательное путешествие через века в загадочное и таинственное прошлое для того, чтобы, узнать свои корни, смело устремиться в прекрасное будущее. Давайте спросим у него, где он был и что он видел. А чтобы легче было проследить его путешествие, посмотрите на карту нашего края. Обратите внимание, ребята, какой огромный Краснодарский край. (Слайды 1, 2, 3,)

Отрывок из стихотворения С. Чмырёва “В родном краю”.

Я иду по широкой дороге,
Предо мною сады и поля.
В небе месяц блестит круторогий.
И листвой шелестят тополя.
Хороши кубанские просторы,
Плодородна щедрая земля.
Нивы необъятные, как море,
Край казачий – Родина моя!

Ребята, вы, наверное, слышали, что наш край называют Кубанью? Это неспроста. Потому что главная река нашего края называется Кубань. Она берёт своё начало высоко на горе Эльбрус и имеет протяжённость 870 км. Давайте посмотрим на карту. (Учитель показывает реку на карте Краснодарского края ) (слайды 3,4,5,6,7,8,9,10 )

Отрывок из стихотворения И. Вараввы “ Бежит река Кубанушка ” (стихотворение читает ребенок)

Бежит река Кубанушка
Кружится голова.
Ложится долом травушка,
Зелёная трава.
Кубань– река бурливая,
Весёлая волна.
Отрывок из стихотворения С.Хохлова “Кубань”
Течёт Кубань, сверкая гордо.
Мне мил над нею отблеск гроз.
И дух её высокогорный,
И глубина её борозд.

А теперь наш листочек прилетел в город – столицу Кубани. А кто скажет, как называется столица нашего края? (Краснодар)

Ребята, но ведь не всегда этот город так назывался. В 1793 году был основан казаками – запорожцами. Когда – то очень давно эти земли населяли черноморские казаки, которые защищали южные границы Российской империи от Турции. За их мужество и самоотверженность Кубанские земли были пожалованы императрицей Екатериной II казакам. Они построили селения и города, в том числе и наш город, который назвали в честь царицы Екатеринодаром . (слайд 11 )

Краснодар – прекрасное творенье,
Созданное чуткими руками,
Красоты дыханье, вдохновенье,
На века оставшееся с нами.
Каждый уголок твой необычен:
Здесь многоэтажные громады,
В небо устремились так величественно
И летящие в заоблачные дали.
Но лишь стоит сделать шаг в сторонку
И другой ты видишь Краснодар,
Мощные старинные постройки
Зодчих неуёмных старый дар.
Вот такой мой город
Очень разный!
Удивительный, немного необычный,
Но родной и самый благодатный
Краснодар – Кубанская столица.

Давайте теперь вместе с нашим листочком совершим путешествие по улицам нашего города. (просмотр слайдов 12, 13, 14, 15 и фотографий). 3. Закрепление изученного материала. ---– Ребята, а вы знаете, что есть в русском языке слово “радеть”. Так называют людей, которые заботятся о ком-то или о чём-то, проявляют старание, усердие в труде, совершают много добрых поступков. В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И. Даля приводятся такие значения слова “радетель”: доброхот, старатель, заботник, усердствователь, рачитель, благодетель, заступник. Видите какое хорошее это слово, сколько в нём тепла и доброй заботы! Радетель – бескорыстный человек: он спешит делать добро не ради славы и выгоды, а ради блага других люде, ради счастья и процветания родной земли. Радетели земли кубанской… Это все те, кто помогал и помогает расцвету казачьего края; кто изучает и сохраняет природные богатства Кубани, её историю и культуру. Это те, кто учит и лечит людей, и те, кто охраняет мир и покой на нашей земле. Мы должны знать их славные имена. Ведь это они помогли нашему краю стать жемчужиной России и стремятся сделать Кубань ещё краше и богаче. Их имена обязательно будут звучать на наших следующих уроках кубановедения. Ребята, каждый край имеет свою символику: герб, флаг и гимн. (рассматривание герба и флага, слайды 16. 17 и прослушивание гимна)

Стихотворение С. Ольгина “Край наш кубанский”

Край наш кубанский
Родная земля.
Словно солдаты
Стоят тополя.

Морем пшеница
Кругом колосится,
Да радостно дышат поля.
Край наш кубанский –
Родимый простор,
Залитый солнцем
От моря до гор.
Вышки стальные,
Огни заводские,
Садов величавый убор.
Край наш кубанский
Прославленный край,
Крылья всё шире
В труде расправляй.
С Родиной вместе
Дорогою чести
Ты к цели победной шагай!

4. Подведение итогов.

– Ребята, правда, замечательное получилось у нас путешествие? Мы сегодня слегка прикоснулись к истории Екатеринодара – Краснодара . К его славному прошлому. Прекрасному настоящему. А вы его будущее, и каким оно будет, зависит только от вас. Мне очень хочется верить, что вы вырастите достойными гражданами нашей Родины. Давайте поблагодарим наш листочек и пожелаем счастливого пути. А теперь давайте пофантазируем и нарисуем наш город в будущем. ( Дети рисуют. Звучит музыка кубанских композиторов)

Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением.

П - развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, формировать ценностно-смысловые установки, бережное отношение к духовным ценностям предков, способствовать становлению общечеловеческих ценностных ориентаций.

К - развивать умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, развивать речь, формировать умение составлять ответ по плану, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, формулировать собственное мнение и позицию.

П - познакомить с историей кубанских фамилий и их значением; формировать умение объяснять фамилии с точки зрения происхождения

Р - развивать умения фиксировать затруднения в своей деятельности и выявлять причины этих затруднений, формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке, развивать умение контролировать свое поведение в группе.

Методы и приемы:

- словесные: рассказ, вопросы, ответы, беседа, интервью, речевые игры;

-наглядные: показ, рассматривание;

- практические: участие в играх.

Оборудование: Мультимедийная установка

Ход урока

I Организационный момент

У нашего Василия

Есть имя и фамилия.

Сегодня первоклассников

Записывали в класс,

Не растерялся Васенька

И заявил тот час:

- Есть у меня фамилия!

Я Вася Чистяков. –

Вписали вмиг Василия

в число учеников

Да, имя и фамилия –

Не пара пустяков!

Важны для человека имя и фамилия? Что дают каждому ребенку при рождении? (имя)

II Проверка домашнего задания

III Актуализация знаний Назовите ключевое слово темы.

Чтоб тебя узнать,

Надо вслух ее назвать.

Тема урока : Из истории кубанских фамилий.

В нашем классе есть тезки, у них одинаковые имена, Как можно их различить? (по фамилии)

– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами.

IV Целеполагание Зачем человеку фамилия?

Подготовленный ученик читает стихотворение Г. Граудина "Прадеды".

Кем был твой прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину,

У Дегтярева – деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

Но прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат как музыка, как стих

Вглядись – и ты увидишь в них

V Совместное открытие новых знаний История происхождения русских и кубанских фамилий.

- Семья для каждого из нас — самое родное и близкое в жизни. Род — ряд поколений, происходящих от одного общего предка.

От названия внешних признаков: Худик – худой, Лобко – большой лоб.

Фамилия не сразу появилась. Слово фамилия пришло в Россию и в повседневную жизнь после указов Петра I.

Первыми получили фамилии представители знати, князья, бояре. Их фамилии нередко отражали названия их владений: Тверской, Вяземский, Коломенский и т. д.

Следующая категория фамилий принадлежала торговым и служилым людям. В ней так же, как и в княжеских фамилиях, отражались географические названия, но не как наименования объектов, находившихся в их владении, а как обозначения мест, откуда вышли сами эти люди: Тамбовцев, Ростовцев, Брянцев, Астраханцев, Смолянинов, Москвичев, и др.

Значительную группу представляют фамилии, образованные от названий церквей и церковных праздников: Успенский, Богоявленский, Рождественский.

Самая многочисленная часть русского населения - крестьянство не имело юридически закрепленных фамилий до XIX века, а некоторые представители крестьян получили фамилии только после Октябрьской революции, в связи с паспортизацией, проведенной Советским правительством в начале 1930-х годов.

Только спустя много лет фамилии стали закрепляться и переходить по наследству по мужской линии.

• Существует наука, изучающая фамилии – антропонимика.

- А кто знает, как ещё образовывались фамилии?

Еремин – в основе этой фамилии лежит просторечная народная форма Ерема. Эту форму часто приобретало в русском языке церковное мужское личное имя Иеремия.

Зимин – фамилия образована от прозвища Зима. Его в старину мог получить ребенок, родившийся в русской семье в зимнее время года. Известны примеры таких нецерковных имен - прозвищ, основанием для выбора которых могли служить не только времена года, но и дни недели, явления природы, сопутствовавшие рождению ребенка.

Постников (Посников) – эта фамилия образована от народного имени Постник (или Посник). Так называли ребенка, родившегося во время поста; посты играл в жизни людей на Руси не маловажную роль.

Калашников – эта фамилия возникла через отчество от прозвища – названия профессии. Словом калачник в старину называли либо пекаря, либо продавца калачей – пшеничного хлеба в виде замка с душкой.

Кузнецов – фамилия образована от отчества по именованию отца. Легко установить, что именование человека по этой профессии было широко распространено, поскольку кузнец был одним из самых необходимых и известных людей для жителей того или иного населенного пункта. Фамилия Кузнецов – одна из самых распространенных у русских.

Успенский – пример фамилии, возникшей в среде духовенства. Ее мог получить, например, священник или дьякон (помощник священника, служивший в Успенской церкви (церкви Успенья Богородицы).

Чайковский – первоначально эта фамилия представляла собой относительное прилагательное, при помощи которого называла человека, приехавшего из населенного пункта Чайка, Чайки, Чайковское. Такие географические названия и сейчас нередко встречаются на Украине. Фамилию Чайковский носил и украинский казак, который поступил на учебу в Киевскую духовную академию. Это был дед великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Фамилия Кубанцев образована от прозвища Кубанец, которое происходит от слова Кубань. Кубань — это самая южная из крупнейших рек Российской Федерации. Вероятно, основатель рода Кубанцевых жил недалеко от этой реки, за что и получил прозвище Кубанец. - Как бы не звучала фамилия, носить её нужно с гордостью, она прошла через поколения и пришла к вам. Вы передадите фамилию своим детям, они — своим. Так фамилии будут жить много-много лет.

VI Закрепление полученных знаний

Работа по учебнику

В каждой кубанской станице найдется не один десяток людей, с которыми, благодаря их фамилиям, случаются самые разнообразные истории. Но есть и такие, которые кажутся нам обычными, они всегда на слуху, и нет в них, кажется, ничего, что могло бы вызвать улыбку или заставить задуматься об их происхождении.

А такие фамилии, как Злой, Шило, Громовенко, Скалозуб, Крикун, Пивень, Зозуля, Баран, Ворона, Топор, Лихолит. Верхогляд, Локоть, говорят сами за себя.

И сейчас на Кубани часто можно встретить людей со своеобразными фамилиями.

От названия ремесел: Коваль – кузнец, Колесник – колесный мастер, Мельник – работник мельницы, Крамарь – владелец лавки.

От названия животных и птиц: Горобец – воробей, Журавель – журавль, Пивень – петух, Зозуля – кукушка, Волкодав – собака, Сорока, Синица, Кошка.

От имен: Иващенко – Иван, Петренко – Петр, Кондратенко – Кондрат, Игнатенко – Игнат.

Сколько у нас Дериглазовых, Забейворота, Копайгора, Халявко, Белоус и других самых разнообразных. Они нас иногда смешат, потому что мы не знаем их происхождения. А часто это слова кубанского диалекта.

– И сегодня на Кубани можно встретить людей со своеобразными фамилиями. Учебник стр. 65.

3. Определите, по какому признаку объединены в группы эти фамилии.

Стр. 66 1) по названию птиц: 2)по ремеслу 3)по чертам характеру

Рассмотри иллюстрации. Постарайся узнать фамилии тех, кого изобразил художник.

Дзюба Коваль Туркало Крамарь,

работа по группам

Выбери и подчеркни фамилии, происхождение которых связано с:

названиями птиц - Горобец, Кошкин, Петухов, Воробьёв, Медведев, Белкин, Сорокин, Коровкин, Куропаткин, Журавель, Пивень, Зозуля, Бондаренко

названиями животных - Горобец, Кошкин, Петухов, Воробьёв, Медведев, Белкин, Сорокин, Коровкин, Куропаткин, Журавель, Бондаренко

профессиями, занятиями людей - Бондаренко, Коломиец, Кузнецов, Попов, Крамарь, Мельник, Шаповал, Коваль, Лаптев

особенностями внешности - Белоус, Петров, Толстопят, Кошкин, Худик, Беляков, Длинноух, Беззубов, Остроух, Красуля

именами - Иванов, Ерёменко, Петров, Максимов, Тимофеев, Васечкин, Никитин, Мельник, Игнатенко, Остроух, Кондратенко, Белозуб.

с чертами характера – Брехун, Ерёменко, Веселов, Петров, Дзюба, Тимофеев, Васечкин, Скучайло, Никитин, Мельник, Добряков, Игнатенко, Остроух, Хмурнов, Кондратенко, Туркало, Белозуб

Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов,

Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин!

Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов

Бывает, Коршунов иной

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков – лисицей!

А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

А все вперед стремится!

Харьков фамилию сменил,

Но в основном – ослом он был,

А Грибоедов, Пирогов

И вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии,

Книга нашего класса : На лепестке ромашки напишите фамилию и прикрепите в книгу нашего класса. Повесим ее в классном уголке, чтобы все знали ваши любимые имена.

Что нового узнали на уроке?

Чем запомнился урок?

VIII Дом. задание – Узнайте у родителей, как появилась ваша фамилия?

Урок английского языка в 5 классе Урок английского языка “The Alaskan Climate” по УМК “Spotlight”. 5-й класс с использованием проектной деятельности Тема модуля: В любую.

Читайте также: