Потребность в компенсаторных и технических средствах в школе

Обновлено: 07.07.2024

Технические средства обучения (ТСО) - необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса.

ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:

- визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;

- аудиальные - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;

- аудиовизуальные - видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;

- автоматические - компьютерная техника и материалы.

В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся.

Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей компьютерного обучения предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка. В основе такой компенсации лежит привлечение сохранных видов восприятия учащихся и опора на различные психические функции в соответствии с учением П.К. Анохина о функциональных системах.

Широкое привлечение при обучении различных категорий детей с нарушениями развития динамичных компьютерных моделей различных явлений и процессов, позволяющих учащимся самостоятельно наблюдать и изучать их закономерности, способствует более эффективному усвоению учебного материала.

Среди основных преимуществ данных технологий, позволяющих практически реализовать оптимальные условия социального включения, адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках единого образовательного пространства, можно выделить ассоциативно-рефлекторный способ усвоения учебной информации, возможность объединения информационной, операционной и коррекционной направленности программированного обучения, педагогики сотрудничества.

Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, Е.И. Машбица, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

Е.И. Машбиц выделяет следующие преимущества использования компьютера в обучении:

1. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации.

2. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.

3. Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.

4. Намного расширяются наборы применяемых учебных задач.

5. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности.

Помимо явного образовательного смысла, новые информационные технологии несут в себе широкие возможности для осуществления коррекционной работы в специальных школах.

Для лиц с тяжелыми ограничениями в развитии компьютер используется как средство стимуляции нервно-психической активности. Программно педагогические средства (ППС) в форме компьютерных игр пониженной сложности служат для формирования и коррекции, как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов.

Для восстановления и модификации голосовой функции, при лечении заикания и логоневрозов используется специальное программное обеспечение типа Breath Marker. Суть методики состоит в создании и закреплении стереотипа плавного произношения слов и фраз без спастических движений благодаря изменению речевого цикла.

Хронический дефицит общения ощущается при обучении слепоглухонемых. Поэтому встал вопрос об интенсификации общения воспитанников путем разработки специальных технических средств.

Разработкой и применением этих средств стали заниматься в начале текущего столетия. Первыми появились специальные технические средства индивидуальной коммуникации: переговорный диск, переговорная перчатка, механический коммуникатор, телетакторный телефон.

Механический коммуникатор И. А. Соколянского представляет собой портативное устройство, в корпусе которого расположены подвижные штыри. При нажатии кнопок, размещенных на панели устройства, соответствующие им штыри приходят в движение и слегка выступают над поверхностью панели-тактора, образуя буквы под воспринимающим пальцем слепоглухонемого. Это устройство предполагает знание собеседником шрифта Брайля.

Дальнейшее развитие технических средств шло по линии разработки электрических устройств.

К электрическим устройствам относится, прежде всего, телетакторный телефон, разработанный под руководством И. А. Соколянского в 40-х гг. Телефон состоит из двух пультов, соединенных многожильным кабелем. На каждом из пультов имеется шестиклавишная клавиатура, электромеханический тактор и шестиламповое световое табло. Устройство обеспечивает двухстороннюю связь. С его помощью могут переговариваться слепоглухонемые между собой и зрячеслышащие со слепоглухонемыми. Однако зрячеслышащим для общения по телефону необходимы навыки использования брайлевской клавиатуры, что требует специальной подготовки. В дальнейшем телетакторный телефон совершенствовался.

Существует несколько видов приборов, фиксирующих информацию но системе Брайля с помощью грифеля.

Более эффективное средство, фиксирующее информацию по системе Брайля,— пишущая машинка для слепых, печатающая рельефно-точечным шрифтом. По эксплуатационным качествам она превосходит все приборы для письма по Брайлю.

Одним из путей рационализации педагогического процесса в школе слепоглухонемых является программированное обучение, которое с помощью особых технических средств дает возможность осуществлять самостоятельное обучение школьника по индивидуальным программам. Были сконструированы машины с выборочным и конструктивным вводом ответа. Машины с конструктивным вводом ответа больше соответствовали задачам обучения слепоглухонемых, так как устраняли возможность механического ответа на вопрос программы.

Программированное обучение позволяет каждому учащемуся продвигаться при изучении материала в условиях группового обучения индивидуальными темпами, что дает возможность учитывать сенсорные и психические особенности учащихся, налагаемые комбинированным дефектом.

Одним из разделов технического оснащения школы слепоглухонемых является полисенсорная сигнализация.

Полисенсорная сигнализация работает от автоматического устройства, в котором запрограммирован весь режим дня.

Кроме специально разработанных средств, в педагогической практике применяются технические средства, используемые в школах слепых. Некоторые подвергаются незначительной модернизации.

ТСО находят все более широкое применение в специальном образовании, значительно расширяя горизонты коррекционной деятельности педагога, дают возможность расширить круг специальностей для профессионально-трудовой подготовки инвалидов либо интеллектуализировать традиционные профили.

Таким образом, роль использования современных информационных технологий, как в общеобразовательных, так и специальных школах очень велика. Они помогает ребенку освоить сложные для него виды деятельности, способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни.

Заключение

Все используемые в процессе обучения коррекционно-образовательные средства подбираются таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и учитывало особенности излагаемого материала и уровня развития учащихся. Средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне, они связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний, с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ, часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

6) Создание безбарьерной среды и адаптация учебного места. Под безбарьерной средой понимается обеспечение физического доступа в школу для обучающихся

с ограниченной мобильностью подвоз к школе, пандусы, перила, подъемники, лифт, специально оборудованное учебное место (стол, стул, места общего пользования (туалет, столовая и пр

незрячих тактильные дорожки, тактильные указатели, перила и т.д. Адаптация учебного места предполагает приспособление среды обучения под индивидуальные особенности обучающегося. К ним относятся

физические особенности сидеть за первой партой ученику со сниженным слухом, зрением или низким ростом настольная лампа для обучающегося с ослабленным зрением и т.д.;

поведенческие особенности сидеть за первой партой школьнику с гиперактивностью, которому требуется индивидуальная поддержка и контроль учителя. Другие возможные варианты определения рабочего места
- за последней партой
- одному или с авторитетным учеником
- далеко от окна (чтобы не отвлекался
- сидеть на специальном сидении или стоять за конторкой (для улучшения концентрации внимания) и т.п. Решение о необходимости обучения по образовательной программе в условиях специального кабинета психолого-педагогической поддержки принимается службой сопровождения школы на период не более 3 учебных четвертей дальнейшее обучение по образовательной программе в специальном кабинете происходит на основании рекомендаций ПМПК.


28
7) Потребность в компенсаторных и технических средствах. В учебном процессе обучающиеся с ограниченной мобильностью, нарушениями слуха, зрения, речи используют индивидуальные технические и компенсаторные средства, полученные в установленном порядке в соответствии с Перечнем компенсаторных, технических и вспомогательных средств, утвержденных Министерством труда и социальной защиты населения РК [20]. Общеобразовательные школы для обучения и поддержки обучающихся с ООП приобретают и используют различные компенсаторные, технические средства, развивающее оборудование в соответствии с Нормами оснащения оборудованием и мебелью организаций дошкольного, среднего образования, а также специальных организаций образования [21].
8) Специальная педагогическая логопеда,
олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога) и психологическая помощь. Предоставление услуг специалистов обучающимся с нарушениями психофизического развития (первая группа детей с ООП) осуществляется на основании рекомендаций
ПМПК. Служба психолого-педагогического сопровождения на основании результатов изучения (обследования) школьника определяет интенсивность психолого-педагогической помощи (от 1 до 3 занятий в неделю) и продолжительность занятий (четверть- год. Определение кратности занятий со специалистом зависит от выраженности трудностей обучения. Следует отметить, что есть категории обучающихся, психофизические нарушения которых невозможно полностью преодолеть (нарушения интеллекта, слуха или речи) входе даже длительной индивидуально-развивающей работы. Специалисты оказывают свои услуги, прежде всего, с целью успешного включения ученикав образовательный процесс и обучения в рамках своей (типовой, сокращенной или индивидуальной) программы, а нес целью полного преодоления нарушений познавательной деятельности (мышления, памяти, речи и пр. Вдаль- нейшем, в среднем или старшем звене, обучающиеся с нарушениями интеллекта или речи могут получать разовые консультативные услуги или не получать услуги специалистов, если усваивают учебный материал в объеме своей программы.


29 Помощь психолога и логопеда может оказываться ученикам второй и третьей группы на основании решения службы психолого-педагогического сопровождения школы. Это ученики с негрубыми нарушениями устной и письменной речи, с эмоциональными и поведенческими проблемами, не нуждающиеся в обследовании в
ПМПК. На логопедические занятия (школьного логопункта) службой сопровождения школы направляются обучающиеся с общим недоразвитием речи 3 уровня, фонетико-фонематическим недоразвитием, нарушениями письменной речи
(дисграфией, дислексией). Главным показанием для направления на занятия к логопеду являются трудности усвоения учебной программы, когда имеющиеся недостатки устной или письменной речи препятствуют успешному обучению. Обучающиеся, имеющие незначительные речевые недостатки (например, неправильное произношение звука, не влияющие на усвоение программы (ребенок успешен в обучении) направляются к школьному логопеду на консультативной основе. Консультации родителям или учителю могут оказываться однократно или на регулярной основе (один разв неделю, в месяц, в четверть. Их необходимость и продолжительность логопед определяет самостоятельно. Помощь психолога предоставляется обучающимся с эмоциональными, поведенческими и коммуникативными проблемами, препятствующих их успешному обучению в классе. Кратность и продолжительность занятий психолог определяет самостоятельно. Основанием для прекращения занятий с психологом является успешная адаптация школьника к учебной работе в классе, даже при сохранении у него отдельных эмоциональных и поведенческих особенностей. Обучающимся с эмоциональными и поведенческими особенностями, не препятствующих обучению в классе и усвоению программы, оказывается консультативная помощь. Консультации родителям или учителю могут оказываться однократно или на регулярной основе (один разв неделю, в месяц, в четверть.
9) Помощь педагога-ассистента. Для некоторых детей с особыми образовательными потребностями для успешного обучения требуется помощь индивидуального помощника. В


30 деятельности индивидуального помощника необходимо различать две разные функции 1) функцию сопровождающего лица с целью оказания физической помощи ребенку 2) функции педагога-ассистента с целью оказания помощи в учебной работе в классе. Сопровождающее лицо обеспечивает физический доступ в помещения организации образования обучающимся с серьезными ограничениями мобильности, зрения, которые без посторонней помощи не могут перемещаться в пространстве. Он оказывает помощь в перемещении по школе, классу самообслуживании, питании помогает пользоваться учебными средствами и оказывает другие услуги. Выполнение этих функций не требует высшего педагогического или психологического образования. Следует отметить, что участи обучающихся с двигательными нарушениями имеется потребность в создании охранительного режима недопущения того, чтобы ученик упал, ударился и т.д. Как правило, такая опасность возникает на переменах и других ситуациях, предполагающих свободное общение и физический контакт школьников с друг другом. В этих случаях помощь педагога-ассистента самостоятельно передвигающемуся ребенку не назначается, поскольку он не выполняет функции охранника или няни школьника. Безопасную и благоприятную среду для таких обучающихся должны создавать учитель класса, другие участники образовательного процесса, включая технический персонал. Учитель рассказывает всем школьникам об особенностях одноклассника, необходимости соблюдения осторожности в физическом контакте сними самое главное, воспитывает в них такие качества, как стремление помочь, проявить внимание и заботу. Безопасное перемещение такого обучающегося по школе (столовая, коридоры и т.д.) создается за счет его яркой маркировки (желтый или зеленый жилет. Встречая такого ученика, любой учитель или ученик, проявляют с одной стороны осторожность, ас другой оказывают ему помощь при необходимости. В типовые штаты общеобразовательных школ в ближайшее время МОН РК планируется введение должности педагога-ассистента. Педагог-ассистентоказывает


31 помощь учащимся с поведенческими, эмоциональными и коммуникативными особенностями, вследствие которых, школьники не в состоянии самостоятельно участвовать в учебном процессе. К поведенческими эмоциональным проблемам, требующим сопровождения относят
- неспособность обучающегося выполнять правила поведения на уроке не может усидеть за партой, встает, ходит по классу не выполняет требований учителя
- трудности восприятия или понимания фронтальных инструкций и словесных объяснений учителя, когда требуется постоянная индивидуальная помощь и поддержка педагога для обеспечения понимания учеником того, что нужно делать
- трудности самоорганизации и самоконтроля на уроке обучающийся не может сам подготовиться к уроку, не включается в работу класса без помощи взрослого, не выполняет классных заданий
- поведенческие и эмоциональные особенности ученик говорит вслух, смеется без видимой причины, кричит, плачет, отвлекает детей и мешает работе класса, проявляет агрессию к одноклассникам, учителю.
Педагог-ассистент – организует, направляет, помогает ученику включаться в учебный процесс, предупреждает нежелательное поведение, эмоциональные и поведенческие срывы. Он должен, держа контроль над поведением школьника, научить его самостоятельно овладевать учебными навыками. В тоже время педагог- ассистент не должен делать за ученика то, что он может сделать сама помогать ему учиться самостоятельно. Индивидуальный помощник должен всегда работать над снижением поддержки, оказываемой ученику, так как основной и конечной целью индивидуального сопровождения является полная самостоятельность ученика в классе и школе. Снижение участия ассистента в индивидуальном сопровождении ученика происходит через несколько этапов
 полная поддержка – ассистент постоянно работает за партой вместе с учеником


33 Оценка особых образовательных потребностей – это определение видов, форм и объема поддержки ученика в учебном процессе на основе выявленных трудностей обучения, причини механизмов их возникновения. Оценка потребностей, также, как и поддержка обучающихся, имеет уровневый характер с возможностью перехода от поддержки одного уровня к поддержке другого уровня как в сторону повышения интенсивности поддержки, таки в сторону ее уменьшения. Первый уровень оценки потребностей и поддержки ученика.

Оценка и поддержка осуществляется непосредственно учителем. Учитель первым обнаруживает трудности обучения в процессе формативного оценивания (за исключением случаев, когда особые образовательные потребности были выявлены у ребенка ПМПК в дошкольном возрасте. Его задача – самостоятельно определить характер трудностей, возможные причины их возникновения, выявить пробелы в формирующихся знаниях у учащегося. На основе полученной информации учитель должен организовать поддержку ученика в классе на уроке (индивидуальный подход. Способами поддержки ученика со стороны учителя могут стать
1) использование вариативных, специальных методов обучения
2) использование на уроке индивидуализированных учебных материалов
3) изменение способов (процедуры) оценивания результатов обучения
4) изменение контрольных материалов
5) определение и адаптация учебного места в классе. Если, у школьника, несмотря на все усилия и индивидуальную помощь учителя, сохраняются трудности усвоения учебной программы по одному и более основным предметам в течении одной четверти, то учитель обращается с запросом на помощь в школьную службу психолого-педагогического сопровождения, заполняя форму 7 (Приложение 1).

В условиях ежегодного ухудшения здоровья учащихся и внедрения в обычные классы детей с ОВЗ, учебно-познавательная деятельность не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных технологий, применяемых в обучении нормально развивающихся детей. В связи с этим средства обучения должны соответствовать принципам специального образования.

Необходимо помнить, что целями педагогической деятельности при работе с учащимися с ОВЗ являются: доступность процесса обучения с учетом познавательных возможностей на различных возрастных этапах; обеспечение высоко уровня сознательности и прочности усвоения учебного материала; формирование навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; обеспечение наглядно-практической основы освоения материала; обеспечение коррекционно-компенсирующей направленности обучения; усвоение знаний, умений и навыков обеспечивающее общее развитие личности.

Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания материала, наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

В обширном спектре возможностей специального обучения особое место занимают технические средства обучения (ТСО).

К ТСО относится устройства , предназначенные для более эффективного, качественного усвоения и закрепления в доступной и наглядной форме учебного материала:

визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;

аудиальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;

аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;

манипуляционные — тренажеры;

автоматические — компьютерная техника и материалы.

Основные преимущества технических средств обучения:

ознакомление учащихся с окружающим миром во всем его многообразии;

возможность структурирования сложных методик на отдельные компоненты,

рациональное использование учебного времени;

обеспечение наглядность обучения;

создание действенных мотивов к получению знаний, а также к использованию их в практической деятельности.

В настоящее время в системе специального образования технические средства используются довольно часто и позволяют грамотно организовать учебно-воспитательный процесс, т.к. компьютерные технологии реализовывают возможности:

Развития моторики, графомоторных навыков;

Развития зрительного и слухового восприятия;

Восприятия формы, величины, цвета;

Развития пространственного мышления;

Восприятия пространства и времени.

В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства: кинофильмы, диафильмы, диапозитивы и др., а также средства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования (при обучении лиц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения (для лиц с нарушениями зрения).

Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы и др.), демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры, используются с целью активизации процесса восприятия учащимися учебного материала. При этом возможны: всестороннее рассмотрение предмета изучения; увеличение изображения в несколько раз; демонстрация изучаемого объекта или явления действительности в течение такого времени, какое требуется для осмысления, обобщения, и в той последовательности, которая соответствует логике изложения учебного материала.

В практике обучения детей, имеющих особенности развития, используются разнообразные аудио- и аудиовизуальные средства. Способы и варианты их применения в учебном процессе широки и многогранны. Визуализация (возможность видеть) речи, доступная при использовании технических средств, преобразовывающих поступающие в аппараты речевые сигналы в различного рода изображения: динамические графики, профили артикуляции и т.д., позволяет не только определить характер дефекта, но и использовать данную аппаратуру для отработки правильного произношения.

Несмотря на широкое использование в обучении технических средств, их возможности не исчерпаны. Например, возможно использование диапроектора для моделирования коммуникативных ситуаций, а учебных видеофильмов - для повышения творческой и речевой активности учащихся.

В обучении различных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все шире применяется направление ИКТ.

В отличие классической системы образования персональный компьютер является наиболее эффективным средством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.

Компьютерные средства можно использовать для более эффективного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранному языку, в том числе и языку жестовой речи для моделирования учебных задач и ситуаций, для развития коррекции психических процессов. При организации работы компьютерной техникой крайне важным является то, чтобы внедрение данной методики происходило в строгом соблюдении норм СанПина.

Возможности ИКТ, позволяют педагогу осуществлять контроль за деятельностью детей, а также формировать и совершенствовать навыки различных видов самоконтроля учащихся с развитием их ответственности и прилежности.

Компьютерные средства могут использоваться для: психологического, лингвистического, контрольного, проверочного тестирования учащихся в ходе обучения, и на завершающих этапах с целью оптимального планирования учебно-воспитательной деятельности.

Одной из основных целей применения компьютеров в коррекционно-образовательном процессе является ориентация на наиболее полное использование своих возможностей и раскрытие дальнейшего потенциала учащихся с ОВЗ. Для этих целей разрабатываются и создаются специальные устройства, позволяющие лицам с отклонениями в развитии работать с компьютером в режиме, отличающемся от обычного: вводить информацию при помощи речи, движения глаз (с помощью детектора, управляющего движением глаз) или использования тактильной технологии (сенсорный ввод). Это расширяет возможности обучения лиц с тяжелыми комбинированными нарушениями. При обучении слепых используются компьютеры, оснащенные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровым обозначением услышать, какая клавиша нажата, и в случае обнаружения ошибки внести соответствующие исправления; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля.

Так же компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к детям с ОВЗ. С помощью компьютера может быть создана особая (для каждого ученика) личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах изучаемого материала и формируемых элементах учебной деятельности. Благодаря компьютеру дети могут пользоваться информацией, недоступной или малодоступной для них при традиционных способах изучения. ИКТ обеспечивает формирование положительной мотивации учения, что сказывается на качестве учебной работы и познавательной активности.

В настоящее время школы оснащаются компьютерными классами, что естественным образом влияет на скорость и динамику развития учащихся с ОВЗ. Компьютер в учебном процессе школы применяется в двух аспектах: как объект изучения и как средство обучения.

В соответствии с первым аспектом предполагается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, которые позволяют использовать компьютер для решения различных задач, для овладения компьютерной грамотностью.

Основные типы таких знаний и умений сводятся к следующему:

умение включать компьютер в работу;

выбирать рабочую программу из библиотеки программ;

запускать программу и общаться с компьютерной системой во время работы программы;

умение решать учебные задачи с помощью компьютеров;

писать и редактировать тексты;

уметь хранить информацию и осуществлять ее поиск.

Второе направление компьютеризации - применение ЭВМ как средства обучения - связано с выполнением как чисто учебных функций, так и функций управления учением. Последнее является более существенной характеристикой использования компьютеров. В специальном обучении ставится задача использовать компьютерные программы для коррекции нарушений и общего развития детей с комплексными недостатками.

Создавая программы, необходимо учитывать как специфические, так и возрастные особенности детей. Часть программ, особенно в младших классах, разрабатывается в игровой форме. Эти программы требуют выполнения различных практических преобразований, предварительной поисковой, исследовательской активности ребенка. При этом правила игры лучше оформлять сюжетно, чтобы обеспечить положительные эмоции от игровой ситуации. Необходимо также, чтобы в игровой ситуации сохранились элементы условности, свобода выбора решающих факторов, широкие возможности применения метода проб и ошибок. При этом необходимо обеспечить эффективную работу младших школьников с изображениями на дисплее.

В настоящее время разработан ряд специализированных программно-методических комплексов для использования в качестве новых средств коррекции и общего развития детей. Одной из таких программ является “Мир за твоим окном”. Данный комплекс содержит систему компьютерных упражнений, показывающую возможные методические подходы к решению жизненных задач. Практика использования данной системы показывает ее преимущества перед другими программами аналогичного содержания и традиционными методами изучения.

При работе ребенка с данной компьютерной средой объектом целенаправленной познавательной деятельности и предметом анализа являются:

личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях природы и их изменениях;

эмоциональная рефлексия на погодные явления, словесное опосредование эмоциональных состояний, возможность и правомерность существования различных эмоциональных отношений к одному и тому же явлению;

использование усвоенных знаний в качестве инструментов решения житейских задач;

выделение существенных параметров житейских ситуаций как ориентировочной основы практической деятельности;

понимание текста и влияние контекста на понимание текста как системы.

Оснащенность техническими средствами.

Работа по коррекционному развитию может проводиться успешно лишь при использовании аппаратуры разного типа для коллективного и индивидуального пользования в школе. Учебные помещения должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования стационарного типа, видео средствами и компьютерными секциями, таким образом, будут созданы условия для одновременной работы как со всем классом, так и с группой учащихся. Аппаратура должна иметь индивидуальную регулировку усиления и видео отображения для каждого ученика. Детей следует обучить способами использования аппаратуры. В комплект обязательно включаются микрофоны для учителя и учащихся. Один микрофон на одного-двух (не более) учащихся. При проведении работы используется проводная, а также беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, основанная на радио принципе и обеспечивающая нужное усиление.

Каждый ученик и учитель должны иметь экран, позволяющий развивать восприятие речи только на слух.

В школе должна быть также стационарная звукоусиливающая аппаратура, предназначенная только для индивидуальной работы с учащимися. Чаще всего она используется при коллективной работе и на индивидуальных занятиях, а в некоторых случаях (например, в начале обучения) - для слуховой и визуальной тренировки.

Школа должна располагать аудиометрами для проведения тональной и речевой аудиометрии.

Школьный зал рекреации, коридор, вестибюль надо радиофицировать, а также оборудовать помещения школы устройствами, позволяющими достичь нужного усиления речи неречевых звучаний и видео сопровождением.

В школе должна быть определенная фонотека (набор грампластинок, магнитная пленка с записью разнообразного речевого материала, набор записи музыкальных произведений - вокальных, инструментальных, а также различного рода шумов и т.п.).

Чрезвычайно важно создать условия для обучения школьников восприятию речи по микрофону, чтобы обеспечить наиболее эффективное построение учебного процесса педагога в коллективном формате.

Таким образом, при условии грамотного и профессионального ведения коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья появится реальная возможность помочь им в социальной адаптации, умственном развитии, преодолении эмоциональных барьеров и успешной интеграции в обычные классы школьных учреждений.

Технические средства обучения (ТСО) - необходимый, обязательный компонент коррекционно-образовательного процесса.

ТСО включают приборы и устройства, служащие для повышения эффективности и качества обучения:

- визуальные - диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;

- аудиальные - звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;

- аудиовизуальные - видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;

- автоматические - компьютерная техника и материалы.

В современных условиях перспективным средством обеспечения специального образовательного процесса является компьютер.

Как показывает практика, целенаправленное использование компьютера в процессе коррекционного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии позволяет создавать оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции и компенсации, имеющихся у детей нарушений, максимально учитывать индивидуальные образовательные возможности и потребности учащихся.

Использование в коррекционно-образовательном процессе различных моделей компьютерного обучения предоставляет дополнительную возможность компенсации нарушенных функций за счет активизации компенсаторных возможностей организма ребенка. В основе такой компенсации лежит привлечение сохранных видов восприятия учащихся и опора на различные психические функции в соответствии с учением П.К. Анохина о функциональных системах.

Широкое привлечение при обучении различных категорий детей с нарушениями развития динамичных компьютерных моделей различных явлений и процессов, позволяющих учащимся самостоятельно наблюдать и изучать их закономерности, способствует более эффективному усвоению учебного материала.

Среди основных преимуществ данных технологий, позволяющих практически реализовать оптимальные условия социального включения, адаптации и интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в рамках единого образовательного пространства, можно выделить ассоциативно-рефлекторный способ усвоения учебной информации, возможность объединения информационной, операционной и коррекционной направленности программированного обучения, педагогики сотрудничества.

Вопросы внедрения и использования информационных технологий в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИКТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, Е.И. Машбица, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

Е.И. Машбиц выделяет следующие преимущества использования компьютера в обучении:

1. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации.

2. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.

3. Компьютер активно вовлекает учащихся в учебный процесс.

4. Намного расширяются наборы применяемых учебных задач.

5. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности.

Помимо явного образовательного смысла, новые информационные технологии несут в себе широкие возможности для осуществления коррекционной работы в специальных школах.

Для лиц с тяжелыми ограничениями в развитии компьютер используется как средство стимуляции нервно-психической активности. Программно педагогические средства (ППС) в форме компьютерных игр пониженной сложности служат для формирования и коррекции, как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов.

Для восстановления и модификации голосовой функции, при лечении заикания и логоневрозов используется специальное программное обеспечение типа Breath Marker. Суть методики состоит в создании и закреплении стереотипа плавного произношения слов и фраз без спастических движений благодаря изменению речевого цикла.

Хронический дефицит общения ощущается при обучении слепоглухонемых. Поэтому встал вопрос об интенсификации общения воспитанников путем разработки специальных технических средств.

Разработкой и применением этих средств стали заниматься в начале текущего столетия. Первыми появились специальные технические средства индивидуальной коммуникации: переговорный диск, переговорная перчатка, механический коммуникатор, телетакторный телефон.

Механический коммуникатор И. А. Соколянского представляет собой портативное устройство, в корпусе которого расположены подвижные штыри. При нажатии кнопок, размещенных на панели устройства, соответствующие им штыри приходят в движение и слегка выступают над поверхностью панели-тактора, образуя буквы под воспринимающим пальцем слепоглухонемого. Это устройство предполагает знание собеседником шрифта Брайля.

Дальнейшее развитие технических средств шло по линии разработки электрических устройств.

К электрическим устройствам относится, прежде всего, телетакторный телефон, разработанный под руководством И. А. Соколянского в 40-х гг. Телефон состоит из двух пультов, соединенных многожильным кабелем. На каждом из пультов имеется шестиклавишная клавиатура, электромеханический тактор и шестиламповое световое табло. Устройство обеспечивает двухстороннюю связь. С его помощью могут переговариваться слепоглухонемые между собой и зрячеслышащие со слепоглухонемыми. Однако зрячеслышащим для общения по телефону необходимы навыки использования брайлевской клавиатуры, что требует специальной подготовки. В дальнейшем телетакторный телефон совершенствовался.

Существует несколько видов приборов, фиксирующих информацию но системе Брайля с помощью грифеля.

Более эффективное средство, фиксирующее информацию по системе Брайля,— пишущая машинка для слепых, печатающая рельефно-точечным шрифтом. По эксплуатационным качествам она превосходит все приборы для письма по Брайлю.

Одним из путей рационализации педагогического процесса в школе слепоглухонемых является программированное обучение, которое с помощью особых технических средств дает возможность осуществлять самостоятельное обучение школьника по индивидуальным программам. Были сконструированы машины с выборочным и конструктивным вводом ответа. Машины с конструктивным вводом ответа больше соответствовали задачам обучения слепоглухонемых, так как устраняли возможность механического ответа на вопрос программы.

Программированное обучение позволяет каждому учащемуся продвигаться при изучении материала в условиях группового обучения индивидуальными темпами, что дает возможность учитывать сенсорные и психические особенности учащихся, налагаемые комбинированным дефектом.

Одним из разделов технического оснащения школы слепоглухонемых является полисенсорная сигнализация.

Полисенсорная сигнализация работает от автоматического устройства, в котором запрограммирован весь режим дня.

Кроме специально разработанных средств, в педагогической практике применяются технические средства, используемые в школах слепых. Некоторые подвергаются незначительной модернизации.

ТСО находят все более широкое применение в специальном образовании, значительно расширяя горизонты коррекционной деятельности педагога, дают возможность расширить круг специальностей для профессионально-трудовой подготовки инвалидов либо интеллектуализировать традиционные профили.

Таким образом, роль использования современных информационных технологий, как в общеобразовательных, так и специальных школах очень велика. Они помогает ребенку освоить сложные для него виды деятельности, способствует индивидуализации обучения, социализации учащихся и подготовке их к будущей трудовой жизни.

Заключение

Все используемые в процессе обучения коррекционно-образовательные средства подбираются таким образом, чтобы их применение было максимально доступным и учитывало особенности излагаемого материала и уровня развития учащихся. Средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне, они связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний, с пониманием материала, логикой рассуждения, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния идеальных и материальных средств нет чётких границ, часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.

Читайте также: