Потомки солнца а платонов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Маленький мальчик. Нежный, печальный ребенок. Он любит мать, отца и природу. Пока что он спит в своей неге. И растет. И видит сны, чистые, радостные сны о будущем, в котором он станет великим человеком. Никто не знал, кем станет этот мальчик. Теплый, завораживающий сон заканчивается. Мальчик Вогулов становится инженером.

Вырос мальчик в эпоху электричества и перестройки планеты. Он главный инженер и его великая работа состоит в том, чтобы перестроить Вселенную. Уничтожить все, что существует ныне, а на обломках старого мира построить новый, идеальный мир. Вогулов работает без сна, ему все мало энергии для постройки нового мира. Он командует тысячами рабочих, но они не удовлетворяют его пыла, они устают. Тогда Вогулов придумывает подкожную инъекцию энергии, которая позволит техникам работать без остановки.

Но откуда эта ненависть? Почему инженер так одержим страстью сломать все старое? Вогулов ненавидит этот мир, человечество и себя только лишь за то, что у него есть сердце. Он не может уничтожить чувства, которые годами живут в нем. Несчастная любовь, занозой засевшая в сердце Вогулова еще в юности, до сих пор мучает его. Инженер пытается отгородиться от чувств с помощью науки. Но у Вогулова ничего не выходит, его сердце живо, ибо чувства это часть вечного, непреложного.

Сила неистовой любви к человеку превращается в силу всепоглощающей ненависти к миру, природе. Чувства Вогулова разрушительны, он не может вернуться к простым человеческим чувствам, его сердце пылает ненавистью к окружающему миру. Уничтожить. Изменить к лучшему. Любовь в сердце Вогулова приобретает уродливо деструктивные формы. Любовь может не только творить, но и разрушать. Не осталось в этом мире ничего, что могло бы остановить инженера.

Маленький мальчик. Нежный, печальный ребенок. Он любит мать, отца и природу. Пока что он спит в своей неге. И растет. И видит сны, чистые, радостные сны о будущем, в котором он станет великим человеком. Никто не знал, кем станет этот мальчик. Теплый, завораживающий сон заканчивается. Мальчик Вогулов становится инженером.

Вырос мальчик в эпоху электричества и перестройки планеты. Он главный инженер и его великая работа состоит в том, чтобы перестроить Вселенную. Уничтожить все, что существует ныне, а на обломках старого мира построить новый, идеальный мир. Вогулов работает без сна, ему все мало энергии для постройки нового мира. Он командует тысячами рабочих, но они не удовлетворяют его пыла, они устают. Тогда Вогулов придумывает подкожную инъекцию энергии, которая позволит техникам работать без остановки.

Но откуда эта ненависть? Почему инженер так одержим страстью сломать все старое? Вогулов ненавидит этот мир, человечество и себя только лишь за то, что у него есть сердце. Он не может уничтожить чувства, которые годами живут в нем. Несчастная любовь, занозой засевшая в сердце Вогулова еще в юности, до сих пор мучает его. Инженер пытается отгородиться от чувств с помощью науки. Но у Вогулова ничего не выходит, его сердце живо, ибо чувства это часть вечного, непреложного.

Сила неистовой любви к человеку превращается в силу всепоглощающей ненависти к миру, природе. Чувства Вогулова разрушительны, он не может вернуться к простым человеческим чувствам, его сердце пылает ненавистью к окружающему миру. Уничтожить. Изменить к лучшему. Любовь в сердце Вогулова приобретает уродливо деструктивные формы. Любовь может не только творить, но и разрушать. Не осталось в этом мире ничего, что могло бы остановить инженера.

Специфика стиля и творчества Андрея Платонова

Работы Платонова в свое время анализировал российский математик, специалист по логике и семиотике Юрий Левин. Исследователь считает, что речь Платонова отличается избыточностью, использованием синтаксически некорректных конструкций, употреблением лексики обобщенного характера, отсутствием пейзажных зарисовок и описаний.

Метафизика смерти в произведениях Андрея Платонова

Рассуждая о специфике стиля произведений русского писателя, следует упомянуть о центральном мотиве, пронизывающем все основные работы Платонова. Это мотив смерти. Более того, в литературной критике даже прочно закрепилось мнение, что писатель выстраивает собственную метафизику смерти. Платонов пытается найти способы преодоления смерти – с помощью литературы. Климентов не скрывал, что в юные годы находился под влиянием идее русского футуролога, религиозного философа Николая Федорова. Это мировоззрение повлияло и на позднее творчество Платонова. В частности, писатель часто обращался к теме воскрешения умерших. Эту тему автор связывает с наступлением коммунизма, который Платонов, безусловно, идеализирует как идею.

Обращение к мотиву смерти способствует тому, что некоторые литературные критики относят Платонова к экзистенциалистам. Это направление, существующее не только в философии, но и в литературе, отличается подчеркиваем важности мотива человеческого одиночества, чувства заброшенности в мир, враждебности окружающей среды, пустоты (в том числе пустоты внутренней), а также невозможности познать Другого, то есть иного человека.

С первых страниц рассказа читатель наблюдает становление человека. Писатель рисует образ нежного, грустного ребенка. Очень неожиданно и странно созерцать печаль на столь юном лице, ведь молодость обычно не знает печали. Главный герой рассказа Платонова – мальчик Вогулов – искренне относится к природе, любит родителей. Детство – это нега, это сон, которым стоит наслаждаться, пока сон возможен. Взросление философски отождествляется Платоновым с пробуждением.

Образы будущего

Когда мы спим – находимся в детстве, нам снятся прекрасные сны о будущем. Грядущее представляется детям радостным и счастливым. Вот и Вогулов грезит о том, что в будущем его ждут успех и слава. Предугадать, что случится с каждым таким мечтательным ребенком, трудно. В юности снам постепенно приходит конец. Вогулов стал инженером, вступил в реальную жизнь, в бодрствование.

Оптимистичный образ индустриального мира

Как мы говорили выше, Платонов обращается к идее коммунизма как некоего идеального мира. Впрочем, идеал – это нечто, что постоянно убегает от человека, желающего его достичь. Настала эпоха стремительной трансформации, перестройки планеты. Электричество, новые технологии, виды энергии преобразуют лицо природы. Вогулов не случайно становится именно инженером.

Платоновская идея коммунизма

Призвание героя – перестроить мир, изменить обличье природы. Для того чтобы построить нечто новое, сначала нужно непременно уничтожить старый. Так коммунизм уничтожает старый порядок. Перестраивая Вселенную, Вогулов возводит новые конструкции взамен старых. Коммунизм призывает уничтожить все, что было раньше, чтобы создать нечто качественно новое.

Но человек – несовершенное существо. Возникает вопрос, как такому несовершенному существу построить идеальный мир, то есть совершенную Вселенную. Вогулов старается изо всех сил, однако герою недостает сил.

Постепенно инженер лишает себя сна, чтобы освободить больше времени на перестройку мира. Вогулов, несмотря на собственное несовершенство, все же намного активнее, сильнее, выносливее и энергичнее рабочих, которые находятся под командованием неутомимого инженера. Работники ощущают усталость. Это нервирует, раздражает Вогулова.

Источники энергии

Задумавшись над вопросом, как сделать так, чтобы рабочие не уставали, Вогулов находит ответ. Герой обращается к всесильной науке, к технологическому прогрессу, инновациям, изобретая инъекцию. Лекарство вводится под кожу пациента и дает ему неиссякаемый источник энергии. Это помогает работникам не останавливаться в работе, не делать пауз.

Проект жизни инженера Вогулова

Мир, данный естественно, природный мир – неудобный и неуклюжий. Это означает, что такой мир нуждается в трансформации, в перестройке, в коренной ломке изначального порядка. Вогулов превращается в безумного ученого, преследуемого навязчивыми нездоровыми идеями.

Потомки солнца

Ненависть к старому порядку

Итак, Вогулов дошел в становлении, в своем взрослом пробуждении ото сна до ненависти к миру, к природе. Эта ненависть породила жгучее желание, настоящую страсть уничтожить старое мироздание. Инженер ненавидит не просто зелень, деревья, животных – все то, что ассоциируется в нашем восприятии с природой. Герой ненавидит любые проявление природы в себе. Не стоит забывать, что разделение между природой и культурой – это искусственная линия, потому что проявления природы содержатся в самом человеке: это его организм. Вот и Вогулов возненавидел даже самого себя исключительно за наличие внутри сердца – символа господства природы над человеком, ведь если изъять сердце, человек умрет.

Образ сердца

Образ и сущность любви-ненависти

Платонов – феномен советской литературы

Представление о времени

Платонов

Возможно, Платонов улавливает эти образы. Архитектор превращается в инженера – под стать новому порядку, новому времени, эпохе электричества. С другой стороны, сама эпоха электричества – не что иное, как век индустриализации, прогресса, мыслимого развитием технологий, отрывом от природы, нарастающим отчуждением человека.

Платонов создает не только метафизику, но и антропологию. Мотив отчужденности человека от природы, действительно, роднит Платоновское понимание развития человечества с экзистенциализмом.

Уничтожение Вселенной

Коммунистическая идеология учит: революция – это коренная ломка старого порядка, а чтобы создать новый порядок, надо уничтожить то, что существовало раньше. Инженер решает эту проблему радикальным образов: герой рассказа Платонова планирует уничтожить Вселенную вовсе, ведь это несовершенный мир. Вогулов поставил цель: так как он сам не находится вне времени, то вполне способен занять место творца.

Потомки Слонца, отдают честь

Чтобы создать совершенный новый мир, Вогулов стремится ликвидировать нынешнее мироздание, создать новую Вселенную, и вернуться туда, став снова ребенком. Вогулов собирается перестраивать мироздание совсем не для людей. Цель главного героя – исчезновение мира, энергетического образа Вселенной. Со старым миром непременно исчезнет и старое человечество. Что будет после взрыва? Ответа на этот вопрос не знает даже сам инженер.

Сон и реальность

Мотив человечности

Вогулов расценивает наличие сердца и чувств как слабость. Однако на самом деле Платонов акцентирует внимание читателя отнюдь не на гениальности, уникальности инженера. Цель рассказа – демонстрация того, как опасно терять человеческое в себе. В глубине произведения лежат воспоминания о детстве, острое ощущение прелести детских лет как прекрасного сна.

Для иллюстрации размышлений о человечности писатель использует образ дороги. Вогулов видит дорогу в разные периоды своей жизни. Первое впечатление мальчика Вогулова – длинная, уходящая вдаль и поэтому пугающая дорога. Это природа, глубокая, непредсказуемая, бесконтрольная. Это любовь. Вогулов желает контролировать все вокруг, чтобы узнать конец дороги. Отвергая бесконечность пути, Вогулов использует науку – как щит, способный защитить от боли, от страха конечности, от страданий из-за несчастной любви.

Трансформация главного героя

По мере развития повествования Платонов параллельно описывает и изменения, происходившие с Вогуловым. Если внутренние трансформации героя понятны, то любопытно, что изменения были повсеместными. Менялась и внешность инженера. В начале – это нежный ребенок с грустными глазами. В конце – седовласый гений, безумец с горящим, лихорадочно нездоровым взглядом.

Когда Вогулов становится взрослым, на Земле наступает время приоритета электричества, и жизнь на планете полностью меняется. Основной герой рассказа оказывается на посту главного инженера, и он твердо намеревается осуществить глобальную перестройку Вселенной. Вогулов горячо мечтает уничтожить все существующее и создать на развалинах новый, гармоничный и прекрасный мир. Главный инженер трудится фактически без отдыха, считая, что на Земле недостаточно энергии для построения общества, в котором люди будут жить совершенно иначе.

В распоряжении Вогулова находятся многие тысячи подчиненных, однако их утомляет нелегкая длительная работа, и руководитель постоянно остается недовольным. Изобретательный главный инженер придумывает уникальный препарат, который вводится под кожу человека, благодаря этому необычному лекарству техники начинают выполнять свои обязанности без всяких перерывов.

Вогулов отторгает нынешнее мироустройство, людей и даже самого себя в связи с тем, что у него имеется сердце. В юности ему довелось пережить трагическую любовь, и инженер все еще не в силах полностью забыть горестное чувство, продолжающее причинять ему глубочайшие душевные страдания. Вогулов всячески стремится отгородиться от эмоций, сосредоточившись исключительно на научной деятельности, однако ему не удается избавиться от зова собственного сердца.

В душе инженера прежняя любовь трансформируется в сильнейшую ненависть к природе и людям. В мире не существует силы, которая могла бы остановить Вогулова, и нежные чувства, испытываемые им в молодые годы, уже не обогащают внутренний мир мужчины, а целиком разрушают и уничтожают все лучшие качества, имевшиеся у него ранее.

libking

Андрей Платонов - Потомки Солнца краткое содержание

Потомки Солнца - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Александр Платонович ПЛАТОНОВ

Он был когда-то нежным, печальным ребенком, любящим мать, и родные плетни, и поле, и небо над всеми ими. По вечерам в слободе звонили колокола родными жалостными голосами, и ревел гудок, и приходил отец с работы, брал его на руки и целовал в большие синие глаза.

И вечер, кроткий и ласковый, близко приникал к домам, и уморенные за день люди ласкались в эти короткие часы, оставшиеся до сна, любили своих жен и детей и надеялись на счастье, которое придет завтра. Завтра гудел гудок, и опять плакали церковные колокола, и мальчику казалось, что и гудок и колокола поют о далеких и умерших, о том, что невозможно и чего не может быть на земле, но чего хочется. Ночь была песнею звезд, и жаль было спать, и весь мир, будто странник, шел по небесным, по звездным дорогам в тихие полуночные часы.

Ночью душа вырастала в мальчике, и томились в нем глубокие сонные силы, которые когда-нибудь взорвутся и вновь сотворят мир. В нем цвела душа, как во всяком ребенке, в него входили темные, неудержимые, страстные силы мира и превращались в человека. Это чудо, на которое любуется каждая мать каждый день в своем ребенке. Мать спасает мир, потому что делает его человеком.

Никто не мог видеть, кем будет этот мальчик. И он - рос, и все неудержимее, страшнее клокотали в нем спертые, сжатые, сгорбленные силы. Чистые, голубые, радостные сны видел он, и ни одного не мог вспомнить утром, - ранний спокойный свет солнца встречал его, и все внутри затихало, забывалось и падало. Но он рос во сне; днем было только солнечное пламя, ветер и тоскливая пыль на дороге.

Он вырос в великую эпоху электричества и перестройки земного шара. Гром труда сотрясал землю, и давно никто не смотрел на небо - все взгляды опустились в землю, все руки были заняты.

Электромагнитные волны радио шептали в атмосфере и межзвездном эфире грозные слова работающего человека. Упорнее и нестерпимее вонзались мысль и машины в неведомую, непокоренную, бунтующую материю и лепили из нее раба человеку.

Главным руководителем работ по перестройке земного шара был инженер Вогулов, седой согнутый человек с блестящими ненавидящими глазами, - тот самый нежный мальчик. Он руководил миллионными армиями рабочих, которые вгрызались машинами в землю и меняли ее образ, делали из нее дом человечеству.

Вогулов работал бессменно, бессонно, с горящей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью. Мировым совещанием рабочих масс ему была поручена эта работа. И Вогулов десять раз объехал земной шар, организуя работы, проповедовал идею переделки земного шара и зажигал человеческие черные массы восторгом работы. Сотни экспедиций он снарядил в горы всего земного шара и в океаны и моря для исследования теплых течений. Тысячи метеорологических обсерваторий были сооружены, и вся атмосфера пережевывалась тысячами мозгов лучших ученых.

План Вогулова был очень прост.

Земля периодически подвергается засухам или, наоборот, слишком большой влажности. Человечество от этой свистопляски сил истребляется миллионными кусками. Потом смена времен года, эти - зима, лето и т. д. замедляют темп работы человечества, берут много у него сил на приспособление к ним, обрекают огромные пространства земли на бесплодие, стужу и тьму. А другую часть земли - на свирепый ветер, песок и бешенство огня.

Земля, с развитием человечества, становилась все более неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку. Это стало необходимостью, это стало вопросом дальнейшего роста человечества.

И Вогулов, инженер-пиротехник, разработал этот проект. Сущность проекта состояла в искусственном регулировании силы и направления ветров через изменение рельефа земной поверхности: через прорытие в горах каналов для циркуляции воздуха, для прохода ветров, через впуск теплых или холодных течений внутрь материков через каналы. Вот и все. Ибо всякое атмосферное состояние (влажность, сухость) зависят от ветров.

Для этих работ надо было прежде всего изобрести взрывчатый состав неимоверной чудесной мощи, чтобы армия рабочих в двадцать - тридцать тысяч человек могла бы пустить в атмосферу Гималаи. И Вогулов раскалил свой мозг, окружил себя тысячами инженеров, заставил весь мир думать о взрывчатом веществе и помогать себе - и вещество было найдено. Это было не вещество, а энергия - перенапряженный свет. Свет есть электромагнитные волны, и скорость света есть предельная скорость во вселенной. И сам свет есть предельное и критическое состояние материи.

За светом уже начинается другая вселенная, материя уничтожается. Могущественнее, напряженнее света нет в мире энергии. Свет есть кризис вселенной. И Вогулов нашел способ перенапряжения, скучения световых электромагнитных волн. Тогда у него получился ультрасвет, энергия, рвущаяся обратно в мир к "нормальному" состоянию со странной истребительной, неимоверной, не выразимой числами силой. На ультрасвете Вогулов и остановился. Этой энергии было достаточно для постройки из земли дома человечеству.

Ультрасвет попробовали на Карпатах.

В маленький тоннель вкатили вагончик с зарядом концентрированного ультрасвета и отпустили электрический тормоз, удерживающий ультрасвет в его ненормальном состоянии, - и пламя завыло над Европой, ураган сметал страны, молнии засвирепели в атмосфере, и до дна стал вздыхать Атлантический океан, нахлобучивая миллиарды тонн воды на острова. Пучины гранита, завывая, унеслись на облака, раскалились там до неисчислимой температуры и превратились в легчайшие газы, а газы унеслись в самые высокие слои атмосферы, там как-то вступили в соединение с эфиром и навсегда оторвались от земли. От Карпат не осталось и песчинки на память. Карпаты переселились ближе к звездам. Материя мыслью Вогулова превращалась почти в ничто.

Через месяц то же самое сделали в Азии с некоторыми участками Хингана и Саян. А еще через месяц в тундрах Сибири уже зацветали робкие цветы и лились теплые ласковые дожди, а вслед за теплом гнались люди, летели аэропланы, двигались тяжелые поезда и глубоко в землю вонзались фундаментами тяжкие корпуса заводов.

Вогулов командовал миллионами машин и сотнями тысяч техников. В бешенстве и неистовстве человечество билось с природой. Зубы сознания и железа вгрызались в материю и пережевывали ее. Безумие работы охватило человечество. Температура труда была доведена до предела - дальше уже шло разрушение тела, разрыв мускулов и сумасшествие. Газеты вели пропаганду работ, как религиозную проповедь. Композиторы со своими оркестрами играли в клубах горных и канальных работ симфонии воли и стихийного сознания, человек восставал на вселенную, вооруженный не мечтою, а сознанием и машинами.

Читайте также: