Потанин приезд к матери краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Тема проекта: тема человеколюбия и сострадания в произведениях В.Ф.Потанина "Приезд к матери", Е.Прокопьева "Медаль для Ю-юньки". Актуальность темы: проблема безразличия, бездушия людей актуальна в наше время. Писатели - современники всё чаще обращаются к ней, в том числе и зауральские писатели (В.Ф.Потанина, Е.Прокопьева, В.Фёдорова, В.Юровских и др.) Они призывают читателей не оставлять человека наедине с бедой, оглянуться вокруг, посмотреть, нет ли около нас таких обделённых жизнью людей, помочь им добрым словом, искренним сочувствием. Проанализировать произведения по данной проблеме можно в ходе исследовательской деятельности обучающихся, то есть методом проекта. Цель проекта: сформировать представление у обучающихся о теме человеколюбия и сострадания в произведениях В.Ф.Потанина "Приезд к матери", Е.Прокопьева "Медаль для Ю-юньки".Аспекты: - познавательный: проследитьразвитие темы человеколюбия и сострадания в произведениях В.Ф.Потанина "Приезд к матери", Е.Прокопьева "Медаль для Ю-юньки"; - развивающий: исследовать проблему взаимоотношений людей в современном обществе; - воспитательный: воспитывать в душах детей чувства сострадания, сердечности, благодарности. Задачи: 1. Знакомство с личностью писателей В.Ф.Потанина, Е.Прокопьева. 2. Изучение произведений В.Ф.Потанина "Приезд к матери" (2-я редакция "Буржуй"), Е.Прокопьева "Медаль для Ю-юньки". 3. Анализ и систематизация материала по теме человеколюбия и сострадания в рассказах. 4. Сопоставление особенностей рассказа В.Ф.Потанина в двух редакциях. 5. Выявление особенностей интерпретации темы человеколюбия и сострадания в произведениях В.Ф.Потанина "Приезд к матери", Е.Прокопьева "Медаль для Ю-юньки". Гипотеза: рассмотрев в текстах проблему безразличия и бездушия, дети смогут почувствовать ответственность перед другими людьми и жизнью в целом.Ожидаемые результаты:Заинтерисованность в изучении творчества В.Ф.Потанина, Е.Прокопьева; Совершенствование аналитических способностей при выявлении особенностей интерпритации темы у двух авторов; Развитие исследовательских умений и навыков; Совершенствование умения работать в группе и сотрудничестве Развитие умения работать с информацией, выделять главное, обобщать и систематизировать; Формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения

Основополагающий вопрос

Почему проблема безразличия, бездушия людей актуальна в наше время?

Проблемные вопросы

Почему возникает проблема взаимоотношений людей в современном обществе?

План проведения проекта

1 этап "Погружение в проект" учитель формулирует тему проекта, сюжетную ситуацию, цели и задачи; учащиеся осуществляют личностное присвоение темы, вживание в ситуацию, принятие, уточнение, конкретизацию целей и задач. 2 этап Организация деятельности - учитель организует деятельность, предлагает: организовать группы, распределить амплуа в группах,спланировать деятельность по решению задач проекта, возможные формы презентации проектов; учащиеся осуществляют разбивку на группы, распределение ролей в группе, планирование работы, выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. 3 этап Осуществление деятельности - учитель не участвует, но консультирует учащихся по необходимости,ненавязчиво контролирует, даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость, репетирует с участниками предстоящую презентацию результатов; учащиеся работают активно и самостоятельно: каждый в соответствии со своим амплуа и сообща, консультируются по необходимости, "добывают" недостающие знания, подготавливают презентацию результатов. 4 этап Презентация- учитель принимает отчёт, обобщает и резюмирует полученные результаты, подводит итоги обучения; ученики демонстрируют понимание проблемы, цели, задач; умение планировать работу и осуществлять её; находить способ решения проблемы. 5 этап Рефлексия учитель анализирует: оценивает умения общаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность; акцентирует внимание на воспитательном моменте, умение работать в группе на общий результат. Ученики демонстрируют рефлексию деятельности и результата; дают взаимооценку деятельности и её результативности.6 этап Оценка деятельности.

— Сядь, поешь, — сказала мать.

— Мама. Ну, мама же.

— Жить-то как? Как, мама? За человека же не считают. Ну, мама…

А гуси летели высоко и далеко. Где-то опустятся.

ПРИЕЗД К МАТЕРИ

Катерина Егоровна прожила на свете шестьдесят лет. Все годы на одном месте. Перелетных кукушек не любила. И другая слабость держала на месте: считала себя бабой убитой, бессильной, такие, мол, и дома-то в тягость.

По улице ходила, глубоко склонив голову: в старости — от болей в спине, молодая — от стыда: нижнюю губу далеко разломил мужнин кулак. Муж Иван, вольный, подвижный, любивший себя и водку, спускал ей кровь, капля по капле. Надоевший всем, он износил сердце дома. Пьяный, голый катался в сугробе, требовал от нее удивленья и страха, летом ловил в ограде гусей, с маху рубил им головы, а то целил в Катерину из ружья, считая до трех, и гоготал.

От такой жизни пал в глаза вечный недуг, стала лысеть. Голова оголялась, длинная, матовая, как гусиное яйцо, потому ходила в твердом платке, только в бане снимала.

Когда брали Ивана на фронт, попросил прощенья. Она сказала:

— Что было — все наше. После смерти — поделим.

Он взглянул на нее блаженно, как на ребенка, и заплакал.

— Буржуй с охоты пришел!

Он бросал через плечо:

Ее часто вызывали в школу, ругали за Гришу. Она повторяла директору одно и то же:

— Мы люди последние. Сироты.

— Он по карманам шарит! — упрямился директор, смущенно отвертывал глаза.

— Напраслина. Он дома шелковый… Книжки читает! — лгала Катерина, смотрела преданно, не мигая, и директор, человек мягкий, приезжий, утешал ее, обещая заняться сыном.

— Вам все зачтется… Зачтется перед смертью… — вспыхивала Катерина, и хватала его благодарно за пиджак, внезапно пожимала одну руку, потом другую, в глазах набухали слезы. Он провожал ее до дверей, как больную, и свободно вздыхал, когда стихали шаги.

Гриша вырос быстро, сразу уехал в город. Учился в железнодорожном училище, стал работать в депо. Писал редко. Только в праздники присылал красненькие открытки, а в них так мало слов — почтальонке стыдно.

В последний приезд свой Надя привезла синей материи на кофту. Катерина положила ее в сундук на поглядку… А на другой день утром они ушли на автобус. С тех пор не приезжали.

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 186
  • КНИГИ 669 815
  • СЕРИИ 25 796
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 059

В сборник вошли новые произведения, а также ранее увидевшие свет в уральских и столичных издательствах.

Издается к 50-летию автора.

Провинциальный человек - img_1.jpg

Море издали еще лучше, чем вблизи. Вблизи оно печальное, хочется подняться над ним и забыться. Часто кажется, что оно живое. Особенно это заметно утром, когда тишина и солнце.

Эта история тоже случилась у моря. Но вначале была дорога. Ах, какая это была дорога! И если б Катю тогда спросили, сколько дней везет ее поезд, сколько лет ей, как зовут ее город, оставленный так радостно и внезапно, она б улыбнулась — и только. Не хотелось ни говорить, ни думать. А в окно виднелось другое небо, чем дома, и чудесные города в садах, и река Кубань в желтых водах, и веселые люди с корзинками и узелками, — и все это кричало, вертелось и застилало глаза. А к ночи настигал запах фруктов, еще ранних и сладко дурманных, а потом — ночь и мгла в окнах, и стук колес, к ночи нервных и будоражных, и весь вагон оживал по-другому: в коридоре шептались очень громко и откровенно, в купе у солдат бренчала гитара, рядом с ней звенели стаканы, а в перерывах возникал женский голос, то умоляющий, то сердитый, но быстро исчезал, пропадая в шуме, — а Катя лежала на верхней полке, полузакрыв глаза. К ночи у нее всегда оживало сердце — билось толчками, и приходило удушье. Но теперь, в дороге, боль отступила. Катя щурилась на синий верхний фонарь и представляла море. Оно никак не давалось. С нижней полки смотрел на нее парень. Катя про это знала, но парень не привлекал, забывался. Он вошел в вагон час назад и не сказал ни слова. В очках, с пухлыми губами и полной шеей, он походил на подругу Симу. И это воспоминанье рассмешило Катю. По вечерам подруга купалась в бассейне, а с утра раздумчиво жевала конфеты, конфеты, все время конфеты и думала о далеком. За эту отрешенность от быта и нравилась Кате.

Парень сдвинул очки кверху — и опять взгляд на нее. Она разозлилась, глаза сощурились, немножко хитрые и чуть злые:

— Сима, сходи за водой.

— Что вам? — очнулся парень, но Катя смеялась, уже жалея его и прощая.

— Во сне я. Поди, задремала. Как пить хочется!

— Позвольте, но я схожу.

— Позволю. — Опять смеялась, в груди стало легко и просторно.

— Хорошо! Прекрасно. — сказал он весело и уже развязно, чувствуя, что Катя двинулась, наконец, навстречу, и теперь только б не спугнуть ее, не обидеть, а это он знает, умеет, — и сразу настигло веселье, и он запел. Его голос стоял уже в конце коридора, а Кате вдруг стало стыдно, нехорошо от предчувствий. Она прижалась в угол и обмахнулась платком.

Возвратился он быстро, подал стакан со значением и, когда подавал, метнул глаза на кофту в тот вырез, где начиналась розовая кожа.

Кате сделалось гадко, она чуть не вскрикнула, но удержалась.

— Не дури, Сима, — сказала она утомленно, прикусив губу.

— Меня зовут Миша, — проговорил парень, но сразу замолчал, осекся, поняв внезапно тайный смысл ее слов и намека.

— Вот так, Миша. — опять сказала чуть слышно Катя, и подбородок его обиженно дернулся, и погасли глаза.

И сразу отвернулся в угол угрюмо, оцепенело, но вот в зрачках его опять мелькнула решимость, и вздрогнула голова.

— Вы похожи на мою сестру. Она красавица.

— А я нет! — засмеялась Катя, а он медленно опустился на полку, слабо чувствуя, что проиграл ей. Но быстро нашелся:

— Вы в Крым впервые?

— Впервые. — ответила грустно и тихо Катя и закрыла глаза.

— А мне приходилось, и не жалею.

— Надо же, все видели море. — снова тихо сказала Катя и длинно вздохнула.

— Море? Что море. Просто вода. Синяя вода. Да и та отлиняла.

— Вы там девушек целовали? — засмеялась неожиданно Катя и вцепилась в него глазами.

— Девушек? — переспросил он чуть слышно, мгновенно трезвея и ругая себя.

Долго катал сигарету между двух пальцев, потом закурил и закашлялся вежливо, правдоподобно, порываясь выйти, но Катя не отпустила:

— А я еще не целовалась. Знаете, даже ни с кем. Это плохо? — спросила она с откровенностью, шальной и мстительной, какая бывает всегда у больных.

— Не верю, не ве-рю, — пропел он чуть в нос и засмеялся, думая, что она снова идет навстречу, но Катя замолчала. Вспомнила дом и прислушалась к сердцу.

Сердце болело ночами. Вздрогнет, сожмется и снова вздрогнет, а потом — боль, немеют ладони и — страх смерти, такой близкой, возможной, что выступали слезы. Подойдет мать и положит грелку. Грелка на груди бесполезна и раздражает, но Катя молчит, терпит, чтоб не обидеть мать. К ней она относилась бережно, с нежной грустью. Мать в ответ только поглядывала в глаза и жалела молча, не надеясь на слова утешенья: в них Катя перестала верить.

Мать жить не умела. С рожденья робкая, уставшая от ранней бедности и забот, Стеша и с дочерью не выказывала характер, да и была перед ней в вечном долгу. Катю сносила без мужа в томливом горе, среди стыда, сплетен. Да и любви не было, был человек случайный, которому уступила из жалости, думая — теперь он изменится и станет добрей. Но он не изменился, даже совсем уехал. После него не осталось ни имени, ни фамилии, ни фотографий. Будто и не жил вовсе на свете. А может быть, замучили его грехи где-нибудь на чужой стороне и сжили со света. Иначе зачем бы прятаться, не писать писем, да и все равно бы дочка — живая кровь — притянула.


В последнее время в обществе остро стоит проблема сиротства. Почему так происходит: дети-сироты при живых родителях, а еще чаще бывает наоборот – престарелые родители при работающих, здоровых, обеспеченных детях. И вынуждены старые и немощные люди последние годы своей жизни проводить в одиночестве, в своих убогих домишках или в домах престарелых. Почему? За что? Кто виноват в этом? Сколько вопросов, а ответа часто нет.

- Прошу садиться. Сегодня рассматривается дело о хищении гражданином Ивановым Григорием Степановичем. Секретарь, доложите о явке лиц.

- Обвиняемый, встаньте. Ваша фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительство, род занятий, образование, семейное положение.

- Иванов Григорий Степанович, 1965 года рождения, место жительства – город Курган, образование -9 классов, училище, женат, работаю в паровозном депо слесарем.

Дело рассматривается Курганским городским судом под предводительством судьи ….. Государственное обвинение поддерживает прокурор отдела Прокуратуры гор Кургана ….

- Иванов Григорий Степанович, находясь 26 октября в селе Луговое Курганской области около 18 часов, действуя из корыстных побуждений, умышленно совершил хищение коровы, принадлежавшей его матери, Ивановой Катерине Егоровне, пенсионерке, чем причинил ей значительный материальный ущерб. Корова Волнуша была ее единственной кормилицей. С похищенным имуществом обвиняемый скрылся с места преступления.

Своими действиями подсудимый совершил преступление, предусмотренное пунктом Г части 2 статьи 158 Уголовного Кодекса РФ – кража, т.е. тайное хищение чужого имущества.

-Обвинение понятно. Виновным себя не признаю. Ведь эта корова была у моей матери, а значит, и я имею как наследник долю.

-Ваша честь, предлагаю такой порядок: допросить потерпевшую, свидетелей с обеих сторон, экспертов, затем исследовать письменные материалы дела.

Я, Иванова Катерина Егоровна, мне 60 лет, всю жизнь я прожила в родной деревне Луговое. Жизнь я прожила трудную, одинокую, да и сейчас я никому не нужна. Муж мой, Степан, всю жизнь издевался надо мной - когда-то давно ударил меня в лицо и разломил губу. А то и еще краше – летом ловил гусей, с маху рубил им головы, а потом целился на меня из ружья и хохотал при этом. У меня сердце так и заходилось. Думала, что свое счастье и покой найду в единственном сыночке - Гришеньке. Да, баловала я его без меры, но он же один у меня. Гришенька вырос и уехал в город, Работал в депо, писал редко, а женился- отбил телеграмму, только и всего, обидно мне было тогда, конечно, что на свадьбу не позвал, стеснялся , видимо , меня, деревенской старухи. Не было Гриши в деревне 10 лет Как жила в это время – трудно, не буду рассказывать, стыдно от людей, да и от себя, что при живом сыне я стала сиротой. Единственная радость на старости лет у меня стала моя корова Волнуша. Почти год назад и ее не стало. Зарезал ее мой сынок втайне от меня - ему нужны были деньги на постройку дачи. Приезжал Гришенька со своим начальником, все выспрашивали, где по дешевке скотину можно купить. А зачем ее покупать, если можно у матери отнять то последнее, что еще есть. Так вот, проводила я таких гостей, вскоре и пошла в лес за Волнушей, а там только и нашла косточки от моей красавицы. Схоронила я ее ноженьки, только и всего.

- Да, я хорошо знаю Катю, нам обеим по 60 лет, Жалко мне ее. Сына своего, Гришеньку, баловала уж очень. Видимо, безответная любовь к мужу перешла на сына. А сынок-то и не знал, что старый дом, еще поставленный Степаном, мужем, который сгинул на войне, давно рухнул – его грибок съел. И пришлось Катерине по людям ходить - брали то нянькой в ясли, то стряпухой в бригаду, то в правление рассыльной. Где работала – там и спала. Потом радость ей была нечаянная – колхоз срубил ей избу. Но и в новой избе тоска ее одолела. Привыкла на людях к разговорам, к длинному застолью, к ребятишкам, а теперь одна. Болела много. Боль постоянно прыгала в спину, ходила длинной иголкой по спине. Очень одинокая была.

- Ваша честь, больше свидетелей со стороны потерпевшей нет. Разрешите приобщить к делу характеристику с места работы обвиняемого

-Характеристика дана на Иванова Григория Степановича. Окончил железнодорожное училище, работает в депо слесарем по ремонту паровозов, к работе относится добросовестно. Но лишней инициативы не проявляет. Замкнут, друзей не имеет. Злоупотребляет алкогольными напитками, бывает несдержанным, в общественной жизни коллектива никогда не принимает участия. По характеру подсудимый ведомый.

- В начале октября я дал матери своей телеграмму, что в воскресенье приеду к ней, все-таки 10 лет не был дома, да и дела в деревне у меня кое-какие появились. Ну так вот, приехали мы, значит, в деревню со своим начальником, дядей Мишей - он начальник цеха. Приехали на его машине. Мать, значит, встретила нас хорошо, бутылочку достала, стол организовала, но нам-то нужно было совсем другое в деревне. Я начал строиться, дачку такую двухэтажную возводить, но на это деньги нужны, и немалые. В долги залез… Хотели по дешевке мяса, т.е. коровку какую купить. Но просидели у матери чуть подольше, вот и пришлось оприходовать материну корову. А что, не чужая ведь корова-то, моя доля в ней тоже есть. Я ведь единственный наследник у матери.

Читайте также: