Постскриптум астафьев читать краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

1. Самоопределение (цели и задачи: осмыслить авторский замысел, определить тему, идею, стиль, жанр, языковые средства выразительности, вычленить типологическую структуру текста и озаглавить данную прозаическую миниатюру).

2. Представление презентации по В.П.Астафьеву (работа подготовлена группой ребят заранее). Акцентно-смысловое чтение текста № 43 из сборника текстов для проведения письменного экзамена за курс основной школы.

3. Начальный этап герменевтического анализа текста.

Письменное изложение своего понимания темы и идеи предложенного текста, озвучивание на класс.

Тема: бездушное отношение людей к классической музыке, к искусству, неразвитость души человеческой, и как следствие – способность человека совершать “постыдные поступки”. Идея: В.П. Астафьев стремиться уберечь человека от моральных потерь, “постыдных поступков”. Прочитав текст, современник задумается о чувстве ответственности в поведении, “в поступках ближних и дальних”. Может быть, возникнет желание и понимание заботиться о душе своей, о своём духовном развитии, родится желание научиться понимать доброе и красивое. По В.П. Астафьеву, вероятно, это и есть путь к счастью. Не случайно в “Последнем поклоне” герой Виктора Петровича говорит: “Счастлив ты, однако, парнишонка. Не участью – долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом-то счастье и есть. Кто знает?”.

На предложенный вопрос “Какое впечатление произвёл на вас текст?”, следуют ответы: горечи, обиды, стыда. Текст заставил устыдиться за соотечественников, задуматься: “ А не так ли и я иногда совершаю “постыдные поступки”?”.

4. Групповая работа по карточкам-заданиям. Как удаётся В.П. Астафьеву добиться такого сильного эмоционального воздействия на чувства читателей? Как выстраивает автор текст, чтобы донести свою сокровенную мысль?

Эти вопросы являются общими для всех групп, но каждая имеет и индивидуальные задания (см. Приложение 1).

5. Этап интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур.

(Ведущий тип речи – рассуждение. В типологическую модель текста вкраплены повествование и описание. Тезис заключен в предложении-утверждении: постыдный поступок совестливый человек помнит всю жизнь. Вывод: “Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”. О своём постыдном поступке и о поступке отдыхающих в Ессентуках автор рассказывает, используя повествование (в детдоме, однажды, много лет спустя), к описанию В.П. Астафьев обращается тогда, когда передаёт своё душевное состояние и создаёт образ молоденькой и маленькой дирижерши Зинаиды Тыкач, “славной, на муравьишку похожей”. На выбор типологической модели повлияли тема и идея текста, они же определили и стиль работы(художественная публицистика. По жанру – это философское эссе, так как текст невелик по объёму, в нём выражаются индивидуальные впечатления, субъективно окрашенные, нет претензии на исчерпывающую трактовку поднятой проблемы, стиль текста отличается образностью и эмоциональностью, есть установка на разговорную интонацию и лексику, используются типичные для эссе приёмы построения текста: сравнения, параллели, многосоюзие, размышления автора.

Из изобразительных средств в целях усиления выразительности Виктор Петрович предпочтение отдаёт эпитетам (“ у милой дирижерши”; “честный, бедный хлеб”; “лихая увертюра”, “постыдный поступок”), инверсии (“сказал я и выдернул”; “делали они это вроде бы с извинениями”; “слушал я симфонический концерт”), градации (“покидали …с возмущениями, выкриками, бранью”; “просто так, молча, осторожно”), антитезе (музыканты противопоставлены отдыхающим гражданам), лексическим повторам (“…начали покидать зал. Да кабы просто они его покидали…. С возмущениями, выкриками, бранью покидали…”). В тексте сочетаются слова, принадлежащие разным функциональным стилям: к книжному и разговорному (разговорные: “лихой”, “ругань”, “жеребец”, “орёт”, “дирижёрша”, “бряк”, “ужавшись” и другие; книжные: “вожделение”, “поступок” “граждане”, “мероприятие” и т.п.). Кроме того, миниатюра содержит окказионализмы: “сколоченные подрядно”, “непохожестью”.

Текст пронизан жёсткой иронией: автор осуждает поведение слушателей концерта, поэтому, используя эпитеты и антитезу, создаёт образ влюблённых в искусство, “всё повидавших и переживших на своём веку” музыкантов, “так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб”, но всё же стремящихся приобщить публику к прекрасному, и граждан, “перенасыщенных духовными ценностями”, “лечащихся и просто жирующих на курорте”, “переутомлённых культурой”, “набившихся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное”.

Писатель беспощаден и к себе, и к соотечественникам, он не боится правды, какой бы горькой она ни была, он не прячется за текст. За каждой строчкой ощущается сложное, скорбное чувство Виктора Петровича, авторская интонация. В.П. Астафьев с глубоким уважением относится к людям, несущим культуру в массы, поэтому создаёт образ маленькой и хрупкой дирижёрши, используя только уменьшительно-ласкательные слова: “…хотелось за всех за нас просить прощения у милой дирижёрши в черненьком фраке”, “… на муравьишку похожей, молоденькой дирижёршей”. Кстати, сравнение с муравьишкой не случайно: такая же трудолюбивая, упорная, настойчивая. Зная, с какой публикой приходится работать, музыканты прилагают невероятные усилия, чтобы достучаться до слушателей: “терпеливо растолковывали, что и почему они будут играть”, “делали они это вроде как бы с извинениями”, “концерт начали с лихой увертюры Штрауса”. Поражает исключительная бездуховность пришедших, как точно выразился автор, на “музыкальное мероприятие”. Таких бесчувственных слушателей сложно пронять прекрасной музыкой Штрауса, пылким, живым Брамсом, кокетливым Оффенбахом. Астафьеву стыдно за соотечественников (“сидел, ужавшись в себя”, “содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула”), их некрасивый, постыдный поступок гневно осуждается автором, поэтому с иронией неоднократно он называет явившихся на симфонический концерт гражданами. Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. “…И каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем”, а ведь стулья в зале старые, венские. И разве выполнение гражданского долга в том, чтобы “возмущенно хлопнуть сиденьем”, покинуть с возмущениями зал? В конце прозаической миниатюры Виктор Петрович возвращается в прошлое: “…мне хотелось‹…›извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…”. Автор совершил постыдный поступок в подростковом возрасте, осознал ошибку и раскаялся. В концертном зале ругались и шумели взрослые, солидные люди (здесь уместно вспомнить второе лексическое значение слова гражданин – взрослый человек). Когда же они будут исправлять свои ошибки? А ведь “…жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”).

(Как бы вы озаглавили данный текст? Почему? (“Постскриптума в жизни не бывает”, или “Постскриптум”, ёмко и лаконично, как названа миниатюра у В.П. Астафьева в книге “Затеси”. Большая часть текстов в этой книге имеют такие же простые заглавия: “Окно”, “Кладбище”, “Видение”. “Предел”, “Страх”, “Заклятье”, “Музыка”, “Вздох”…).

6. Словарная работа.

Постскриптум состоит из латинской приставки post – после, под и корня (скрипт) script– писать, буквально: “после написанного”, приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами P.S.

Затеси (сибирский диалект, областное слово) – зарубки, меты, сделанные топором на дереве. Такие меты делает В.П. Астафьев на нашем сердце, в нашем сознании – помни: ты человек, а это ко многому обязывает. Виктор Петрович пояснил выбор заглавия книги так: “ …чтобы в наш суетный век настичь бегущего, занятого работой, затурканного бытом современника”.

7.Аналитико-синтетическое задание.

- А теперь вашему вниманию предлагается ещё один текст (рассказ К.Паустовского “Старый повар” звучит под аккомпанемент “Сороковой симфонии” Моцарта). Подумайте, что объединяет данный текст с “Постскриптумом” В.П. Астафьева? Принадлежит ли он перу Виктора Петровича? Ответ постарайтесь обосновать. (Произведения объединены темой, но идея другая – когда жива душа человеческая, музыка способна творить чудеса, перемещать человека в пространстве и во времени, как это и случилось со старым поваром, давно утратившим зрение. Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, “зримую” картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смерть ему хочется узнать имя Мастера: “Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать ..имя. Имя!”. Музыка Вольфганга Амадея Моцарта необыкновенно выразительна и действительно способна пробудить воображение даже неподготовленного слушателя. Сила музыки – в её необычайном эмоциональном воздействии на человека. Именно об этом рассказ Паустовского. Именно для этого введено в лирическую новеллу словесное описание звучащей музыки – и сделано это тоже талантливо. Это произведение передает человеческое стремление к совершенству, утверждает добро и справедливость. Властью, данной “не от бога, а от искусства”, которому Моцарт служит, он облегчает последние минуты умирающего. Искусство деятельно утверждает добро.

Паустовский демонстрирует искусство словесной живописи. Цветопись, звукопись, простота авторского повествования, моментные снимки души, сочетание психологического состояния человека и состояния природы – всё работает на идею новеллы. Название рассказа простое – “Старый повар”. Повар старый, но душа его молодая. Живёт старый повар вдохновенно и счастливо до последнего вздоха).

8. Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише.

9. Домашнее задание.

Синтетическое упражнение (письменные ответы на вопросы: “Как вы относитесь к классической музыке?”, “Какие размышления вызывает у вас тест Астафьева?”

Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший.

…Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Меня бьет по морде матерщина в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

Каждый ученик читал минуту, и через минуту следовал приговор:

— Истукан! До пятого класса дошел, а читать не умеешь!

— Ничего. Для второго класса годен.

— На каком языке говоришь? На русском? Это тебе кажется…


В ту ночь свирепо буря бушевала,
Ревела на высотах Машука.
Казалось, что Россия отпевала
Поручика Тенгизского полка.

Так я и не знаю, был или не был учитель в Пензенской губернии, из потрясения и горя которого вылилось единственное стихотворение. Но Лермонтова с тех пор люблю, как мать, как родину. Больше жизни люблю…

Много разных историй говорил нам учитель. Про Некрасова, может быть, он выдумал, а может, и вычитал где. Но я помню все так, как рассказывал учитель, и если эта притча известна, пусть простят меня за повторение. Однако, думается мне, такие истории нынче напоминать почаще надобно.

Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня — скорее всего как раз непохожестью — раздражавший.


…Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт. Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано. Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.

Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли — уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах.

Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.

Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве…

Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале. Меня бьет по морде матерщина в тот момент, когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках.

Виктор Астафьев, Собрание сочинений в 15-томах, том 7 Затеси, Тетрадь шестая Последняя народная симфония, стр. 423-424.


И Астафьев ещё раз это доказал, вспомнив свой детдомовский поступок и став истинным целителем музыки, к чему и других призывает.

Фото: Алексея Гапеенко – экспонаты нового выставочного зала музейного комплекса в Овсянке, съёмка 30 сентября 2014 года.

Печальный детектив

Краткие содержания

Главные герои

  • Леонид Сошнин — бывший сотрудник милиции, который из-за тяжелого ранения вынужден оставить службу и выйти на пенсию;
  • Лера — его жена, амбициозная, легкомысленная женщина, предъявляющая к мужу высокие требования;
  • Светка — дочка Леонида, маленькая девочка, которую очень любит отец;
  • Лина и Граня — тетки Сошнина, воспитывавшие его после смерти матери;
  • Тутышиха — соседка Сошнина;
  • Федор Лебеда — сотрудник уголовного розыска, бывший напарник Леонида;
  • Венька Фомин — недавно освободившийся уголовник, пьяница, от которого страдали многие жители деревни

 печальный детектив краткое содержание астафьев

Леонид — мягкий и добродушный человек, который, работая в уголовном розыске, не раздумывая, вступал в схватки с бандитами. Он едва не погиб от ржавых вил, с которыми на него напал уголовник. На пенсии Леонид пишет книгу.

Страсть к писательской деятельности родилась во время службы, когда главный герой был вынужден писать для начальства многочисленные объяснительные записки. Душа Леонида стремится к свету, но она задавлена неприглядной действительностью.

Вспоминая свою жизнь, для героя остаются непостижимыми 2 вопроса:

  • почему в жизни так много горя и страдания;
  • может ли человек быть счастлив.

Чтобы найти ответы, нужно постичь загадочную русскую душу, и начать следует с себя, с близких людей и анализа событий, в которых он принимал непосредственное участие. Леониду непонятно, почему русские люди готовы простить убийцу и пройти мимо умирающего человека.

Как постскриптум к описанию личности Сошнина, Астафьев добавляет его любовь к произведениям Ницше, которые персонаж читает в оригинале на немецком языке. Это увлечение милиционера, по мнению критиков, выглядит неуместно и неорганично.

Признание творчества

В основе сюжета лежит история жизни бывшего оперуполномоченного уголовного розыска Леонида Сошнина. События разворачиваются в небольшом городке Вейске, получившим название по названию протекающей неподалеку речушки.

 печальный детектив краткое содержание

Вейск — символ российской провинции. Таких уголков в стране десятки тысяч. Для автора он является олицетворением современной действительности. Астафьев подробно рисует безрадостную панораму городка, покрытого глубокими лужами и мусором.

Он служил в милиции, но после двух ранений его отправили на пенсию по инвалидности. Не выдержав ссор, и забрав маленькую дочку, от Леонида ушла жена Лерка.

Всю жизнь Леонид прожил в старинной двухэтажном доме на окраине города. Его отец погиб на фронте, а мать умерла в конце войны от простуды. Леньку воспитывала тетка Лина, служившая в коммерческом отделе железной дороги. Обстоятельства сложились так, что после проверки весь отдел уволили и осудили. Чтобы избежать тюрьмы, тетка пыталась отравиться, но ее спасли и отправили в колонию.

В это время Леонид был курсантом областной школы милиции. Чтобы парня не отчислили, с ходатайством к руководству обратились однополчане отца, и все обошлось.

 печальный детектив кратко

Когда Сошнин работал участковым в отдаленном селе, из тюрьмы по амнистии освободилась тетка. В деревне Леонид познакомился со своей будущей женой. Это произошло в тот момент, когда несколько парней пытались изнасиловать девушку за киоском.

После смерти Лины молодой семье помогала другая тетка — Граня. Всю жизнь она воспитывала чужих детей, поэтому маленькую Светку считала своей внучкой.

Однажды Сошнин дежурил во время массового гуляния по случаю Дня железнодорожника. Во время праздника четверо парней изнасиловали тетю Граню. Их задержали и осудили, но после этого случая пожилая женщина стала сторониться людей.

Она долго сожалела, что, отправив насильников в тюрьму, погубила молодые жизни. Сошнин накричал на нее. После этого отношения между ними испортились.

Первое ранение

В темном грязном подъезде к Леониду пристают трое выпивох, которые требуют от героя, чтобы он сначала поздоровался с ними, а потом извинился за свое поведение. Не желая накалять напряженную обстановку, Сошнин выполняет их просьбу. Один из парней набрасывается на него с ножом. Леониду удалось увернуться, но во время падения один из обидчиков сильно ударился головой о батарею. Вернувшись в квартиру, Сошнин сразу звонит в милицию и сообщает о случившемся.

Герою вспоминается случай, когда он вместе с напарником преследовал угнанный грузовик. Угонщиком оказался приезжий с Крайнего Севера, которому захотелось приключений. На его задержание были брошены все силы. Машина мчалась по городу, но никто не решался стрелять. Грузовик выехал за город, но и там его задержать не удалось. Тогда напарник Сошнина выстрелил. Машина перевернулась.

Перед смертью угонщик столкнул мотоцикл, и Леонид получил тяжелую травму ноги. Ему чудом удалось избежать ампутации. Но на всю жизнь мужчина остался хромым.

Конец карьеры

Леонид вспоминает свою семейную жизнь. Несколько лет они жили с женой в мире и согласии. Со временем Лерка стала упрекать его за его увлечение литературой, считая его смешным и несерьезным. Долгое время семью объединяла любовь к единственной дочери, но отсутствие страсти и взаимного уважения разрушили отношения.

Перед глазами встают события, из-за которых закончилась его карьера оперуполномоченного. Это произошло в деревне, где проживали родители Леры. Леонид привез к ним дочку. От тестя он узнал, что сельчан безнаказанно терроризирует освободившийся из тюрьмы Венка Фомин. Он издевался над одинокими стариками и отбирал у них спрятанные на похороны деньги. Во время задержания Сошнин поскользнулся, а испуганный Венька всадил ему в ногу ржавые вилы. Леонида едва успели довезти до больницы. Восстановление проходило тяжело и долго. После происшествия он не смог вернуться на службу, и был уволен по инвалидности.

 печальный детектив астафьев

Однажды ночью Леонид проснулся от страшного крика соседской девочки Юльки, которая жила на первом этаже вместе с бабкой Тутышихой. От нее он узнал, что, выпив бутылку рижского бальзама, бабушка умерла.

На похоронах Тутышихи Сошнин встречает бывшую жену и дочку. На поминках они садятся рядом. Лерка остается у него на ночь. Сошнин прислушивается, как во сне посапывает маленькая Светка, и прижавшись, спит жена. Леонид выходит на кухню и открывает книгу с пословицами и поговорками. Его удивляют простые слова, сказанные о семье и отношениях между супругами. Сидя за кухонным столом, он ощущает, как его сердце покидают тоска и грусть. Он полон уверенности в своих силах. Леонид достает чистый лист бумаги и замирает над ним.

Однако писатель поднимает важные для каждого человека темы. Неслучайно его произведение заканчивается обращением к читателю и большим монологом о значении семьи.

Читайте также: