Посторонний спектакль краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Фото - Спектакль Посторонний

- Заказ билетов через сайт, online — круглосуточно.
- Доставка по Москве в пределах МКАД — от 500 р.
- 100% гарантия подлинности официальных билетов.
- В случае отмены мероприятия — вернем полную стоимость билетов.

У нас вы сможете купить билеты на спектакль Посторонний в театр Современник даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра!

Краткое содержание спектакля Посторонний

Спектакль Посторонний поставлен по одноименному произведению известного философа 20 века Альбера Камю. Само произведение очень сложное для восприятия, тем более для инсценировки. Но Екатерине Павловцевой удалось перенести сюжет произведения на сцену Современника. У главного персонажа Мерсо умирает мать. Он ее хоронит и уже на следующий день завязывает отношения с Мари Кардон. Но он не любит ее, он встречается с ней только из-за чувственного восприятия. Однажды он убивает человека. Но на суде приговор выносится не за убийство, а за то, что Мерсо на похоронах матери не проронил ни одной слезы. Смешение чувств в этот момент порождает внутри Мерсо пустоту и равнодушие, укоры совести и искреннее раскаяние.
История Мерсо на сцене Современника раскрывается максимально реалистично. Затрагивается тема безразличия и непонимания к тем людям, которые не стремятся скрывать свое равнодушие ко всему происходящему.

Главные роли исполняют молодые и малоизвестные актеры Современника. И как признался Илья Лыков, который играет роль Мерсо, как бы он не пытался, но все же не смог приблизить главного героя к себе из-за того, что он воспринимает реальность через призму происходящих событий, что постоянно переворачивает внутреннее сознание героя.

Альбер Камю. Сны в двух частях.

Постановка цирковых номеров – Виктор Рощин

Действие происходит в Алжире, тогда еще французской колонии, где-то в начале 40-х годов XX века.


Мерсо, мелкий французский чиновник, житель алжирского предместья, получает известие о смерти своей матери. Три года назад, будучи не в состоянии содержать ее на своё скромное жалованье, он поместил ее в богадельню. Получив двухнедельный отпуск, Мерсо в тот же день отправляется на похороны.

После краткой беседы с директором богадельни Мерсо собирается провести ночь у гроба матери. Однако он отказывается взглянуть на покойную в последний раз, долго разговаривает со сторожем, спокойно пьёт кофе с молоком и курит, а потом засыпает. Проснувшись, он видит рядом друзей своей матери из богадельни, и ему кажется, что они явились судить его. На следующее утро под палящим солнцем Мерсо равнодушно хоронит мать и возвращается в Алжир.

Проспав не меньше двенадцати часов, Мерсо решает пойти к морю искупаться и случайно встречает бывшую машинистку из своей конторы, Мари Кардона. В тот же вечер она становится его любовницей. Скоротав весь следующий день у окна своей комнаты, выходящей на главную улицу предместья, Мерсо думает о том, что в его жизни, в сущности, ничего не изменилось.

На следующий день, возвращаясь домой после работы, Мерсо встречает соседей: старика Саламано, как всегда, со своей собакой, и Раймона Синтеса, кладовщика, слывущего сутенёром. Синтес хочет проучить свою любовницу, арабку, которая ему изменила, и просит Мерсо сочинить для неё письмо, с тем чтобы заманить на свидание, а потом избить. Вскоре Мерсо становится свидетелем бурной ссоры Раймона с любовницей, в которую вмешивается полиция, и соглашается выступить свидетелем в его пользу.

Патрон предлагает Мерсо новое назначение в Париж, но тот отказывается: жизнь все равно не переменишь. В тот же вечер Мари спрашивает у Мерсо, не собирается ли он жениться на ней. Как и продвижение по службе, Мерсо это не интересует.

Воскресенье Мерсо собирается провести на берегу моря вместе с Мари и Раймоном в гостях у его приятеля Массона. Подходя к автобусной остановке, Раймон и Мерсо замечают двух арабов, один из которых — брат любовницы Раймона. Эта встреча их настораживает.

После купания и обильного завтрака Массон предлагает друзьям прогуляться по берегу моря. В конце пляжа они замечают двух арабов в синих спецовках. Им кажется, что арабы выследили их. Начинается драка, один из арабов ранит Раймона ножом. Вскоре они отступают и спасаются бегством.

Мерсо арестован, его несколько раз вызывают на допрос. Он считает своё дело очень простым, но следователь и адвокат придерживаются другого мнения. Следователь, показавшийся Мерсо неглупым и симпатичным человеком, не может понять мотивы его преступления. Он заводит с ним разговор о Боге, но Мерсо признается в своём неверии. Собственное же преступление вызывает у него лишь досаду.

Следствие продолжается одиннадцать месяцев. Мерсо понимает, что тюремная камера стала для него домом и жизнь его остановилась. Вначале он мысленно все ещё находится на воле, но после свидания с Мари в его душе происходит перемена. Томясь от скуки, он вспоминает прошлое и понимает, что человек, проживший хотя бы один день, сможет провести в тюрьме хоть сто лет — у него хватит воспоминаний. Постепенно Мерсо теряет понятие о времени.

Дело Мерсо назначается к слушанию на последней сессии суда присяжных. В душном зале набивается много народу, но Мерсо не в состоянии различить ни одного лица. У него возникает странное впечатление, будто он лишний, словно непрошеный гость. После долгого допроса свидетелей: директора и сторожа богадельни, Раймона, Массона, Саламано и Мари, прокурор произносит гневное заключение: Мерсо, ни разу не заплакав на похоронах собственной матери, не пожелав взглянуть на покойную, на следующий день вступает в связь с женщиной и, будучи приятелем профессионального сутенёра, совершает убийство по ничтожному поводу, сводя со своей жертвой счёты. По словам прокурора, у Мерсо нет души, ему недоступны человеческие чувства, неведомы никакие принципы морали. В ужасе перед бесчувственностью преступника прокурор требует для него смертной казни.

В своей защитительной речи адвокат Мерсо, напротив, называет его честным тружеником и примерным сыном, содержавшим свою мать, пока это было возможно, и погубившим себя в минутном ослеплении. Мерсо ожидает тягчайшая кара — неизбывное раскаяние и укоры совести.

Перед казнью в камеру Мерсо приходит священник. Но напрасно он пытается обратить его к Богу. Для Мерсо вечная жизнь не имеет никакого смысла, он не желает тратить на Бога оставшееся ему время, поэтому он изливает на священника все накопившееся негодование.

На пороге смерти Мерсо чувствует, как из бездны будущего к нему поднимается дыхание мрака, что его избрала одна-единственная судьба. Он готов все пережить заново и открывает свою душу ласковому равнодушию мира.

Пересказала О. А. Васильева. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Молодой режиссер Екатерина Половцева ставит прозу Альбера Камю, примеряя послевоенные попытки переоценки ценностей на растерянность современного общества. В главной роли — Илья Лыков.

Участники


Обыкновенный мужчина в самом расцвете сил плывет по течению. К недоумению окружающих, он констатирует свое равнодушие к таким вещам, как религия, сострадание, любовь и смерть собственной матери. Он не отказывает себе в простых радостях вроде легкого ужина в кафе, ни к чему не обязывающих отношений с красивой женщиной и коллекционирования глупых объявлений. Волею случая попав под суд, он приговаривается к смертной казни, в общем-то, за то, что он такой, какой он есть.


Прекрасная постановка очень непростой пьесы А. Камю.
Невероятно понравилась режиссерская работа Е. Половцевой: во-первых, само прочтение - вдумчивое, но не тягостное, во-вторых, красивая сценография с почти кинематографичными эффектами, разными планами, завораживает. Алжирскую жару прямо чувствуешь кожей, сидя в зрительном зале в снежной Москве! Сцены на пляже решены неожиданно и оригинально.
История лишнего человека - Постороннего, рассказана без обвинений и приговоров. Смотрите и решайте сами. Илья Лыков, Елена Плаксина, Евгений Матвеев - звезды молодого поколения Современника, их надо видеть здесь и сейчас. Рекомендую всем, кто идет в театр за пищей для размышлений. Спектакль не отпускает несколько дней, именно в таком случае, зритель чувствует себя со-творцом.

Монолог Ильи Лыкова во втором акте после окружения себя зеркалами не оставил меня равнодушной!
Драма. Сначала хотела уйти - слишком тягостным было изображение богадельни, прощания с матерью Мерсо, похороны матери. Отлично чувствовала настроение и мотивы Героя. Он не живет на показ, не делился своими внутренними переживаниями, просто жил, "выходил из депрессии", работал, дружил.
Жару знойного Алжира почувствовала физически в снежной Москве!
Оригинально решены сцены купания.
Если хотите пищи для размышления (не свидания с просмотром театральной постановки и не безбашенного хохота в театре) - к просмотру. Драма.

в постановке замечательно используется пространство сцены, визуально смотрится просто потрясающе.
если вы любите книги Камю, то спектакль вам не понравится, потому что из постановки "убрали" основную идею первоисточника. экзистенциализм превратился в равнодушие, страх смерти и обличение пороков общества.


Для организаторов мероприятий


Повесть крайне сложно адаптировать для сцены, но режиссёру Екатерине Половцевой удалось выполнить эту задачу. По сюжету у алжирского клерка Мерсо (Илья Лыков) умирает мать. Он равнодушно хоронит ее и на следующий день вступает в отношения со своей бывшей сослуживицей Марией, которую на самом деле не любит. Мерсо безразличен к миру, его реальность заключена лишь в непосредственно чувственном восприятии.

Затем по нелепой случайности ослепленный беспощадным солнцем Мерсо убивает человека. Однако суд выносит ему приговор не за убийство, а за то, что герой не плакал на похоронах матери. Так мир избавляется от постороннего. Главный герой опустошается с каждым днем. Смерть матери, влюбленность в Мари Кордона (Елена Плаксина), внутренняя пустота, равнодушие к возлюбленной. Для него тягчайшая кара — неизбывное раскаяние и укоры совести. И лишь в момент оглашения судебного вердикта Мерсо судорожно осознает свое отрицание неизбежности механического следования событий жизни. Но миг противоборства с неизбежностью происходящего лопается как мыльный пузырь. Перед нами герой, склонивший голову. Поникший не от бессилия, а от пагубного для почти умершей души смирения перед роком.

История Мерсо — это история тихого бунта против религии и морали. Общество не может простить героя не за отсутствие чувств, а за то, что он не считает нужным скрывать свое безразличие. Герой Камю не понимает, почему люди вокруг продолжают делать все, чтобы добиться его наказания, не понимает, почему быть посторонним — преступление.

Интересна работа художника по костюмам Евгении Князевой, воплотившей образы Мерсо и Мари в контрастирующие обличения. В танце единения двух встретившихся сердец Мари в воздушном белом платье, она почти летит. Мерсо же, одетый в темный, грузный костюм, пытается достичь той легкости, которая живет в душе Мари.

Екатерина Половцева и Евгения Князева рисуют повествовательную линию Камю деталями, кроткими нюансами, говорящими подробностями, часто воплощенными через внешние образы героев. Так, обитатели богодельни, куда приезжает главный герой, настолько съедены старостью, что больше напоминают ссохшихся мумий с обезображенными лицами. Через их внешний вид к Мерсо приходит очередное чувство отвращения к жизни. Он повторяет: во всем виновато солнце. Оно, как известно, является культом во многих нациях, и оно сжигает сознание героя, подталкивая на убийство.

Читайте также: