Пособие календарь в доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Скурихина Татьяна Евгеньевна

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

Взаимодействие с семьёй одна из самых важных задач образовательной системы нашего детского сада. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Поэтому необходимо взаимодействие и преемственность между ДОУ и семьей. Общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Семья является основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие невозможно без учета их интересов и запросов.

Содержание, предлагаемое в календаре, способствует развитию ребенка, а самое главное создает условия для общения взрослого с ребенком в семье. Это красочный тридцати страничный перекидной календарь. На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как выполнить с ребёнком задание и сопутствующие материалы. Всё, что родителям понадобится, кроме календаря, это — ножницы, клей, краски, карандаши, мелки и др.

Познавательно – исследовательская деятельность – представлена с помощью картинок и иллюстраций. Картинки предлагаются ребёнку в определённой системе.

Сюжетная игра – представлена в виде бумажных игрушек, которые делает ребёнок при помощи взрослого.

Продуктивная деятельность – представлены в виде изготовления интересных для малыша поделок.

Художественная литература – в виде книжек – самоделок.

Для того чтобы сотрудничество с родителями в предложенной системе было более осознанным и постоянным, а, следовательно, эффективным, педагог ставит и решает ряд задач, которые заключаются в следующем:

  • установление доверительных отношений с родителями и разъяснение значения их взаимодействия по развитию ребёнка;
  • убеждение родителей в необходимости проведения систематического взаимодействия с ребёнком, несмотря на возникающие трудности;
  • разработку системы публичной и индивидуальной оценки и поощрения совместной деятельности родителей с ребёнком с демонстрацией достижений детей.

Немногие родители готовы заниматься дома с ребенком. У кого-то не хватает времени, кто-то постоянно на работе. У детей появляется дефицит общения, им не хватает внимания родителей. Зачем нужно общение? Общение – это бесценная вещь, которой родители могут одаривать своего ребенка всю жизнь. Не нужно лишать его такой роскоши в раннем детстве, и он вернет ее, став взрослым. Нужно для этого совсем немного – всего лишь желание. И поверьте, удовольствие, которое получают родители от общения со своим малышом, дорогого стоит. Ведь вовремя рассказанная сказка, прочитанная книга или придуманная вместе история помогут стать ближе и научиться, лучше понимать друг друга. И эта внутренняя связь уже не прервется.

  • эффективное использование дидактических игр для развития малышей;
  • систематическое предоставление ребенку необходимой информации;
  • регулярное чтение детям художественной литературы;
  • развитие интереса к продуктивной деятельности, что помогает в развитие его творческих способностей.
  • получение возможностей для своевременного и полноценного развития совместными усилиями воспитателей и родителей.

А педагог повышает профессиональную компетентность по вопросам социального партнерства с родителями.

В заключении притча:

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Ясность и определенность детских планов зависит от возрастных и познавательных возможностей детей.

Главная задача создания плана – это его осуществление, т.е. превращение намерений в действия.

Изучение пособия стало для меня стимулом для поиска эффективных методов, технологий для работы с календарем.

Зачем нужен календарь?

Каждый взрослый человек, хорошо ориентирующийся в календаре, в той или иной степени начинает свой день с него: вспоминает, какое сегодня число, какими событиями или праздниками (как общественными, так и личными) оно отмечено, считает, сколько дней осталось до какого-либо праздника или значимого события, и т. д. Как правило, любое обращение к календарю имеет ту или иную эмоциональную окраску, человек испытывает чувства радости, гордости, ответственности, иногда – грусти, печали.

Календарь детей дошкольного возраста только начинает заполняться событиями. Первые впечатления и представления относятся к празднованию собственного дня рождения, дней рождения членов семьи, Нового года, то есть тех праздников, которые традиционно отмечаются в семье ребенка и носят ярко выраженную положительную эмоциональную окраску.

Воспитанники стали часто задавать поисковые вопросы не только педагогам, друг другу, но и родителям. Это повысило заинтересованность родителей в образовании детей в детском саду.

Мы начали работать с Календарём с детьми среднего возраста. Выставляли по одному плакату текущего месяца. Затем, с детьми 5–6 лет, мы вывешивали то по одному, то по три листа Календаря одновременно (периоды осени), чтобы можно было вернуться и вспомнить события прошедшего месяца. В подготовительной группе на длинной стене мы вывешивали плакат за плакатом всех периодов времён года (по мере проживания), стимулируя совместные воспоминания о прошедших событиях и интересных моментах в жизни группы и дома.

В начале работы с детьми 4–5 лет мы, сохраняя интригу, информировали детей лишь о ближайшем празднике. А уже после периода подготовки к нему и его проведению, сообщали о следующем празднике. Затем помещали на Календарь фишки с символами праздников на неделю, и сообщали, какие праздники ждут детей. В работе с детьми 5–6 лет мы выставляли фишки с праздниками на месяц вперёд, а дети говорили, какой именно праздник они символизируют.

Календарь выполняет определённые функции.

1. Ежедневный организационный момент, способствующий подготовке детей к восприятию образовательного материала и положительному отношению к нему. Всё это мы отображаем в планировании.

2. Методическое обеспечение Программы, позволяющее с помощью конкретных приёмов и способов решать задачи психолого-педагогической работы на основе принципа интеграции образовательных областей и комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

Предлагаю внимательно прослушать и по окончании моего рассказа назвать виды детской деятельности и обозначить её символами на пустых фишках.

Более подробно остановлюсь на первом дне.

– А где можно увидеть сразу много различных животных? - спросила я.

– В зоопарке, - ответили дети.

В последующие дни недели у Календаря мы:

- вспоминали, что было интересного в предыдущий день. Интересно также было вычислить с детьми, какое сегодня число. Они посчитали дни месяца, начиная с зелёной фишки;

- разговаривали о том, откуда берутся бездомные животные, что такое приют для бездомных животных;

- определяли, со всеми ли животными можно играть, и какие есть правила доброго отношения к животным;

- выясняли, где и каким образом передвигаются различные животные;

- узнали, какие животные живут в Красноярском крае, как они готовятся к зиме;

- рисовали и клеили шапочки животных для сценок;

- конструировали животных из бумаги;

- ездили на Станцию Юных Натуралистов, где не только наблюдали, но и сами принимали участие в уходе за животными.

В конце каждого дня мы обговаривали, какие события больше всего запомнились и понравились детям, а также определяли, какие символы нужно рисовать на пустой фишке, которую впоследствии мы помещали на Календарь.

Таким образом, каждую неделю Календаря мы посвящаем определённому празднику или событию, т.е. каждая неделя является тематической. Конечно, в ходе работы по Календарю дети ошибались иногда, но мы вместе находили верное решение. Не ошибается тот, кто ничего не делает!

Работая с календарем, я увидела, как меняется характер взаимоотношений с детьми, педагогами и родителями, они становились партнерами по интересным, занимательным делам.

Сотрудничество с семьей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей является одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2013 года. Его реализация требует новых подходов, в том числе вовлечение родителей в жизнь детского сада через участие в образовательных проектах.

В 2017-2018 учебном году три группы детского сада, участвующие в экспериментальной деятельности, готовились к очередному Празднику Календаря, чтобы продемонстрировать результат трехлетней работы с пособием.

В каждой группе старшего возраста по 30 детей. Мы рассуждали так: 30 детей – это 30 семей. Если каждая семья сделает по страничке для календаря, то получится календарь с заданиями на 30 дней. На деле оказалось не совсем так, как мы планировали: некоторые родители приняли активное участие и подготовили не одну, а более двух страниц, а были те, кто отказался участвовать в проекте по причине своей занятости.


Предлагаем вашему вниманию некоторые задания из этого календаря, которые мы сопроводили своими краткими комментариями.

Так выглядит обложка и ее оборотная сторона, созданная семьей Бариновых.


Все задания, подготовленные родителями, можно классифицировать по четырем культурным практикам:

1. Художественное чтение



Семья братьев Зотовых сочинила рассказ про ежика Жеку. В задании к рассказу рекомендуется сделать объемную аппликацию и прилагаются заготовки для нее.


2. Познавательно-исследовательская деятельность


К страничке про путешествия прилагается комплект дополнительных карточек с достопримечательностями стран мира.

Благодаря семье Ивановых ребята узнали о существовании разных видов божьих коровок и истории их происхождения.


Кое-кто из родителей придумал нарисовать на странице циферблат с прикрепленными стрелками, чтобы вместе с детьми определять, во сколько они обедают или идут на прогулку, и таким образом закреплять у малышей представление о режиме дня.



3. Продуктивная деятельность

Для этого вида заданий родители чаще всего предлагают оригами и раскрасками.




Заключение

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственный за размещение информации:
Виктория Разводовская

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Автор: Иванова Екатерина Александровна

Населенный пункт: город Тула

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Все мы знаем, что игра – это самый важный вид деятельности в воспитании и развитии ребенка. В игре формируется личность ребенка, его морально - волевые качества. Игры способствуют развитию у детей любознательности, наблюдательности, вызывают интерес к природе. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения детей: это и планировать свои действия, и распределять их по времени и между участниками игры, и оценивать результат игры и т. п. Дидактические игры являются наиболее эффективным средством, способствующим успешному решению задач по экологическому воспитанию дошкольников.

Главным принципом при ознакомлении дошкольников с природой является принцип наглядности. При помощи наглядных пособий и происходит передача имеющегося опыта от взрослого к детям.

Я очень долго думала над обустройством уголка наблюдения за погодными и природными явлениями, для знакомства с характерными особенностями следующих друг за другом времен года. Применение обычных печатных календарей погоды не всегда эффективно, они сложны для понимания и мышления. И я пришла к вот такому решению проблемы.

Я сделала многофункциональное дидактическое пособие "Календарь природы" из фетра, которое позволяет доступно организовать образовательную деятельность, поддержать естественный, познавательный интерес у детей, позволяя демонстрировать существующие экологические связи в природе. Кроме того, оно является декоративно-эстетическим оформлением группы.

В каждом уголке природы детского сада должен быть организован свой календарь природы. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, изменения в природе вызывают огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней.

При работе с календарём у детей развивается наблюдательность, воображение и логическое мышление, совершенствуется мелкая моторика рук, формируется эстетический вкус. Дети учатся внимательно всматриваться в окружающее, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.

Актуальность данного игрового пособия заключается в том, что с его помощью можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений, развивать способность воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в простейших схематических изображениях, умение "читать" календарь.

- формирование представлений детей о чередовании времён года и их характерных особенностях по совокупности признаков и примет;

- учить детей наблюдать за сезонными явлениями в живой и неживой природе, сравнивать и обобщать полученную информацию в ходе проводимых наблюдений, бесед, образовательной деятельности;

- развивать наблюдательность, образное мышление, внимание, память, кругозор;

- формировать желание отражать красоту природы в художественно – творческой деятельности;

- воспитывать любовь, бережное отношение к природе, умение замечать красоту в окружающей нас природе.

Календарь многофункционален. Он используется как пособие по ознакомлению с природой, развитию речи, логике, в дидактических играх, в индивидуальной работе с детьми, а также еще можно использовать как дополнительный материал к дидактическим играм.

Это пособие предназначено для занятий и игр с детьми в возрасте от 2 до 7 лет (со 2 младшей до подготовительной группы), в различных образовательных областях: познание, речевое и художественное развитие, ориентировка в пространстве. Данное пособие представляет собой книгу, на каждую страничку которой наклеен фетр. Взрослый, используя его, знакомит детей со временем года и его сезонными признаками, названием месяцев и их последовательностью, днями недели и т. д.

Что же представляет собой календарь?

На первой страничке педагог совместно с детьми выставляет текущую дату, например, 12 октября 2020 года, при этом из представленного набора цифр и названий месяцев ребенок выбирает необходимые ему. Все таблички с названиями месяцев и днями мобильны. Читающие воспитанники подготовительной группы путем прочтения названий всех двенадцати месяцев выбирают нужный и прикрепляют его в нужном месте. Остальные дети запоминают зрительный образ слова, зная его значение. Дети подготовительной группы свободно считают в пределах двух десятков. По аналогии запоминают счет в пределах третьего десятка, умеют писать цифры, поэтому могут легко выставить сегодняшнее число.

Четвертая страничка посвящена наблюдению за природными явлениями: ясно, облачно, переменная облачность, снег, дождь, гроза, сильный ветер, радуга. При помощи двигающейся стрелочки ребенок выбирает необходимую погоду.

Подписи к временам года на липучках, поэтому легко снимаются и прикрепляются.

На шестой страничке – дневник наблюдений, где дети могут отметить, кого увидели на улице во время прогулки или по дороге домой: каких птиц, насекомых и т. д. Это позволит надолго сохранить в памяти интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии.

Пособие используется как в непосредственно - образовательной деятельности так и в процессе индивидуальной деятельности в уголке природы.

А еще, используя данный материал, можно играть в разные дидактические игры.

Картотека игр к дидактическому пособию.

Цель: закреплять знания признаков различных времён года, воспитывать познавательный интерес.

Игровая задача: правильно прикрепить названия каждого из времен года и назвать приметы каждого сезона года.

Цель: развивать у детей внимание, наглядно – образное мышление, речь – доказательство, умение замечать несоответствие.

Игровая задача: Воспитатель неправильно размещает названия времен года, дети находят ошибки и объясняют их.

Цель: активизировать речевую деятельность детей.

Игровая задача: ребенку предлагается выбирать время года и рассказать об основных изменениях в природе, в одежде и занятиях детей в это время года.

Цель: активизировать речевую деятельность детей.

Игровая задача: воспитатель описывает какое-либо время года или природное явление, ребенок должен отгадать.

Цель: активизировать речевую деятельность детей, фантазию и воображение.

Игровая задача: ребенок должен придумать сказочный сюжет о каком-нибудь природном явлении, а затем рассказать остальным игрокам свою сказку. Воспитатель наводящими вопросами помогает

Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Читайте также: