Последний парад дегтев краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Горькая судьбина патриотизма

Горькая – это про меня.

Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда автор клонит, мне скучно. Я не могу это считать художественностью. Считаю это прикладным искусством, второсортным. А там же могут усиливаться очень авторитетные переживания. Патриотизм, например. И мне очень горько, если я такое произведение за отсутствие художественности поругал, а на меня ограниченные люди злятся, что я не патриот.

Одно название рассказа Дёгтева “Последний парад” (2002), наводит на ассоциацию о песне о “Варяге”. И сразу подозреваешь, что вещь – патриотическая. То есть – произведение прикладного искусства.

Но Дёгтев решил подойти к воспеванию от обратного – оплакать. Так это никого не обманывает. Меня, по крайней мере.

"В тех черных, ледяных, продуваемых насквозь заснеженных горах погибала шестая сводная рота”.

Ну всё плохо: "черных, ледяных, продуваемых”, “заснеженных”, “погибала” …

На 11 слов 5 с негативной аурой.

Как в плохом фильме по антипатии главного героя к героине сразу понимаешь, что кончится тем, что он в неё влюбится.

Надо ли пересказывать, чего только плохого ни привлёк автор на эту несчастную роту? В роту с номеров 6, отбираются самые плохие кадры. Им "вечно то патронов не хватало, то мишеней” . Для усиления им направят "законченных разгильдяев” . По шаблону – "(даже двух татар прихватит)” – помашут на прощанье кадилом. В командиры, причём "в последние часы” , им дадут человека с "богемно-ветхозаветным именем” Марк. Командир не знает своих солдат. И договорняк наверху – воюют для видимости за какие-то, понимай, деньги. И, хоть это – как я потом проверил – описывается подвиг знаменитой 6-й роты из Пскова – десантников, они поданы Дёгтевым "с цыплячьими шеями” . И, хоть это элитные войска, десантники, они поданы набранными из самых несчастных семей, а не по здоровью.

Один прошлёп допустил автор: главного героя нешуточно любит его девушка:

"…когда узнает, зарыдает, вырвет из своих пышных каштановых кудрей клоки, расцарапает опухшее, в слезах, лицо, поплачет, погорюет, поубивается, а потом, весенним сиреневым теплым вечером, отопрет кому-нибудь заветную свою калитку в саду. И лишь иногда, когда уже выйдет замуж за парня, который будет похож на тебя, станет накатывать на нее беспричинная вроде, неясная для мужа тоска и печаль, -- это когда ей будешь сниться ты, несчастный Егорка, щуплый воин с тонкой шеей” .

Мне это резануло: как такой замухрышка так любим.

Герой даже как бы умер.

Но это всё обосновано теоретически. Хоть Дёгтев Бахтина не читал, но Бахтин просто чётко описывает давным-давно устоявшееся:

"Жалость, умиление, негодование и проч. – все эти этические ценностные реакции, ставящие героя вне рамок произведения… [имеется в виду выход в жизнь, то есть нарушение условности, присущей искусству] ; мы начинаем реагировать на героя как на живого человека… Несчастия героя уже не судьба , а их просто создают, причиняют ему злые люди, герой пассивен, он только претерпевает жизнь, он даже не погибает, а его губят. Для тенденциозных произведений сентиментальный герой наиболее подходит – для пробуждения внеэстетического социального сочувствия или социальной вражды” (Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1983. С. 167).

Писать по известному рецепту – плохо.

Есть даже учёный, который это словесно объявил:

Но Дегтярёв не так прост. Он просто не хотел петь дифирамб героям.

Я подчеркнул в цитате из Бахтина одно слово: “судьба”.

Это в эстетическом мировоззрении Бахтина признак самого художественного – классического (в отличие от романтического, сентиментального и реалистического) построения характера.

Мне грустно, что я хитрость Дёгтева сразу разгадал. Он именно с точки зрения судьбы рассмотрел своих героев… притворившись, что строит их характер по-сентименталистски. Это не от подсознательного идеала хитрость, а от ума. Была б не от ума, я б не угадал.

Хоть я не могу сразу сказать, в каком месте я угадал.

Может, в эпическом начале первого предложения: "В тех… горах” . Издали как бы, из какого-то поднебесья смотрит автор.

Во втором предложении это тоже чувствуется в словах, которые я подчеркну:

" В снежную, глухую, високосную, двадцать девятого февраля, ночь там во всю бушевала кровавая вьюга”.

Точка зрения ещё и надвременная.

Вот так-таки славят героев.

"…солдаты рус. российские…”.

Такая судьба военной нации (не агрессивной, а именно военной). – Плоская страна, на которую со всех сторон нападали век за веком. И которой надо было дойти до естественных границ (гор, морей и рек). И которую должен был отстаивать труженик, не профессиональный дружинник, начиная с Нового времени.

Описываемая война, Вторая чеченская, была против агрессоров больше, арабских наёмников, чем против чеченцев, против устройства всемирного Халифата до Поволжья и Зауралья включительно. Что из рассказа, впрочем, не видно. Потому что расширение России на восток и юг, было преимущественно мирным. Даже а Предкавказье, ибо так называемые мирные горцы не зря так назывались. Грузия же сама попросилось в Российскую империю, а Эриванское ханство вошло в результате войны, которую начала Персия. Какая-то справедливость России как-то чувствуется в рассказе.

"…как валили когда-то их бородатых, по-звериному смердящих предков наши пращуры, деды-прадеды, лихие атаманы-казаченьки, солдатушки славны, бравы ребятушки, и умираете так же стойко, как может умирать только терпеливый русский воин, который завсегда на бой, на пир и на рану крепок был”.

Не вяжется с агрессивностью "умирать” .

Зато судьба быть героями сквозь сентиментальное прикрытие явно просматривается.

Можно даже сказать, что Дёгтев справился с задачей не воспеть шаблонно. Что и Чаплыгина признаёт:

"…сама попытка Дегтева избежать однозначности возвышенно-патетических воспеваний, уйти от барабанного боя посмертных восхвалений заслуживает внимания. Не сумев художественно примирить две противонаправленные, по сути антагонистичные, интенции (“воспеть” и “пожалеть”), автор тем не менее пытается…” (Там же).

Она больший дипломат, чем я – её в непатриотизме не укорят. А я признаюсь, что про патриотизм * рассказа угадал достаточно рано. Меня не сбил, не знаю, зачем, ложный эпиграф, присущий нации агрессивной, каким-нибудь средневековым норманнам или татаро-монголам:

"Он сладостно обонял

воню вражеской крови.

Видя гибель ворогов, пел песни,

смеялся и хохотал. "

Так вот мне горько. Когда-то я любил неаполитанские песни, потом я, оказалось, знаю мелодии массы песен из фестивалей в Сан Ремо. А теперь мой ум отмечает: это второсортное прикладное искусство, приложенное к задаче усилить любовное переживание. Я люблю протяжные русские народные песни. А теперь я должен подозревать, что это потому, что я в русских влюблён. А уж как я любил песню о “Варяге”…

Меньше знаешь – крепче спишь.

1 октября 2020 г.

Впервые опубликовано по адресу

* - А что, если это не про патриотизм? А про гораздо более глубокое явление – про неистребимость имперскости в народе? Тогда это реализм – чуяние раньше всех, признавших, что это и хорошо – перестать нести бремя империи, ибо устали от неё. Тогда ж произведение рождается, как вдохновлённое подсознательным идеалом империи! И тогда Дёгтев настоящий художник. А я просто ошибся. Я не учёл, что для того именно и сделано, чтоб главный герой всё-таки остался жить, даже и будучи как бы похороненным в середине текста. Тогда виноват. Каюсь.

Вячеслав Дегтев - Последний парад

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Последний парад"

Описание и краткое содержание "Последний парад" читать бесплатно онлайн.

«Он сладостно обонял воню вражеской крови.

В тех черных, ледяных, продуваемых насквозь заснеженных горах погибала шестая сводная рота. В снежную, глухую, высокосную, двадцать девятого февраля, ночь там во всю бушевала кровавая вьюга. И рота, как потом в песне воспоется, — уходила на небо. Строем. Один за одним… Уходили молодые, с тонкими шеями, безусые мальчишки-солдаты, шли они не на любовные свидания, а на встречу-рандеву с тем, что называется — Вечность.

А потом кто-то где-то договаривался — один был при лампасах, другой в каракулевой папахе, — они договаривались, что одни выпустят других через перевал в Грузию, а те постреляют для блезиру, чтоб была видимость грандиозной битвы, и джигитам, мол, пришлось прорываться с боем, потому и потеряли такое огромное количество импортного снаряжения, однако удержать их все равно не было никакой возможности, хоть солдаты рус… российские и проявляли чудеса, как принято говорить, героизма… Но вы-то уж солдатиков не очень много валите, вы и так оборону легко прорвете, это ж наши дети, дети трудового народа, — просил на прощанье тот, что в лампасах, вытирая алые губы от осетрового жира. Немного, совсем немного повоюем, как же без этого, лицо потеряешь, человек пять-десять, ну, пятнадцать зацепим слегка, каких-нибудь бестолковых разгильдяев-губошлепов, они мне еще в Советской Армии надоели, — человеческий мусор! — отозвался тот, который в папахе. Но только дети это не наши, это ваши… ваши ублюдки! Ну, хорошо, хорошо, не будем ссориться! — примиряюще бормотал в лампасах. Он опять сберег свои нервы, но не сберег свою честь. Впрочем, у него об этом весьма приблизительное было представление, он так и остался колхозным подпаском, которому удалось выбиться, пролезть в генералы…

И вот — рота уходит на небо. Строем. Один за одним…

Вячеслав Дегтев - Последний парад

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Вячеслав Дегтев - Последний парад краткое содержание

Последний парад читать онлайн бесплатно

«Он сладостно обонял воню вражеской крови.

В тех черных, ледяных, продуваемых насквозь заснеженных горах погибала шестая сводная рота. В снежную, глухую, высокосную, двадцать девятого февраля, ночь там во всю бушевала кровавая вьюга. И рота, как потом в песне воспоется, — уходила на небо. Строем. Один за одним… Уходили молодые, с тонкими шеями, безусые мальчишки-солдаты, шли они не на любовные свидания, а на встречу-рандеву с тем, что называется — Вечность.

А потом кто-то где-то договаривался — один был при лампасах, другой в каракулевой папахе, — они договаривались, что одни выпустят других через перевал в Грузию, а те постреляют для блезиру, чтоб была видимость грандиозной битвы, и джигитам, мол, пришлось прорываться с боем, потому и потеряли такое огромное количество импортного снаряжения, однако удержать их все равно не было никакой возможности, хоть солдаты рус… российские и проявляли чудеса, как принято говорить, героизма… Но вы-то уж солдатиков не очень много валите, вы и так оборону легко прорвете, это ж наши дети, дети трудового народа, — просил на прощанье тот, что в лампасах, вытирая алые губы от осетрового жира. Немного, совсем немного повоюем, как же без этого, лицо потеряешь, человек пять-десять, ну, пятнадцать зацепим слегка, каких-нибудь бестолковых разгильдяев-губошлепов, они мне еще в Советской Армии надоели, — человеческий мусор! — отозвался тот, который в папахе. Но только дети это не наши, это ваши… ваши ублюдки! Ну, хорошо, хорошо, не будем ссориться! — примиряюще бормотал в лампасах. Он опять сберег свои нервы, но не сберег свою честь. Впрочем, у него об этом весьма приблизительное было представление, он так и остался колхозным подпаском, которому удалось выбиться, пролезть в генералы…

И вот — рота уходит на небо. Строем. Один за одним…

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 219
  • КНИГИ 669 842
  • СЕРИИ 25 798
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 071

Последний парад

Дипендра

Речной король

Оценка

9 (14)

Запах магнолий (СИ)

В новую книгу известного русского писателя, лауреата многих литературных премий, в том числе международной Платоновской и премии "России верные сыны", финалиста национального "Бестселлера-2003", вошли рассказы и романтическая повесть "Белая невеста".

Карамболь - это мастерский удар, который доступен лишь "академикам" бильярда. Карамболь - это изысканность, виртуозность, непредсказуемость. Все эти качества присущи прозе Дегтева, а представленным в книге произведениям, в особенности.

Критики отмечают у Дегтева внутренний лиризм до сентиментальности, откровенную жесткость до жестокости, самоуверенную амбициозность "лидера постреализма". Они окрестили его "русским Джеком Лондоном", а Юрий Бондарев назвал "самым ярким открытием последнего десятилетия".


Мне нравится ( 0 )

Читайте также: