Мастер класс взаимодействие доу с семьей

Обновлено: 02.07.2024

Взаимосвязь детского сада и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества.

Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо.

Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

B-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.

Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком.

Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

В-третьих, это укрепление внутри семейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их нему ребенку воспитателей.

К сожаленью при занятости родителей это не все могут себе позволить.

Линия взаимодействия педагогов и родителей нашей группы не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется. Прежде всего стимулом для совершенствования являются интересы и запросы родителей. Уже на первом родительском собрании я пытаюсь вызвать родителей на диалог, предоставляя возможность каждому родителю высказать свои мысли о воспитании.

Большую роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Поэтому в начале учебного года прежде чем начинать взаимоотношения с родителями, провожу детальный опрос семей. Стараюсь узнать их отношения к тому или иному разделу программы, виду деятельности. Анкета помогает узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. Подробный анализ анкет помогает мне в дальнейшем сотрудничестве с семьей, в планировании последующий работы. В работе с родителями стараюсь учитывать тип семьи: нуклеарная, неполная, полная. А так же сущностные характеристики семей, образ жизни семьи, при этом учитываю кто в семье главный, характер и стиль семейных отношений. При работе с семьями стараюсь осознавать цель взаимодействия и придерживаюсь ее.

В работе с родителями реализую такие задачи как:

Каждую поделку представляю родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется. Постоянно говорю родителям, что нужно гордиться даже незначительным результатом своего ребенка.

При знакомстве с проблемами семьи в воспитании ребенка активная роль принадлежит родителям. Я только поддерживаю диалог, не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию использую только для организации позитивного взаимодействия .

Обязательным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьей. Особенно важно сотрудничество с семьей в логопедической группе. Эффективная коррекция речевого и сопутствующих нарушений в ней возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, сплоченной работе логопеда, воспитателя, педагога-психолога и родителей дошкольника.

Незнакомая среда требует привыкания, адаптации ребенка. В этом отношении первый месяц и для детей, и для нас, а также для родителей является более сложным. И чтобы адаптация детей прошла быстро и спокойно, мы стараемся создать комфортную обстановку в группе, доброжелательное, мягкое отношение с нашей стороны, иногда обращаясь за помощью к родителям. В начале года я провожу анкетирование родителей. Определив тип семьи воспитанника, стараюсь выбрать правильный подход для взаимодействия и работы с родителями, составляю план работы с родителями на год.

Считаю, что работа воспитателя с родителями в логопедической группе осуществляется в гораздо большем объеме, чем остальных специалистов. Воспитатель встречается с родителями ежедневно, утром и вечером, знает чем ребенок занимается на протяжении всего дня. Работая многие годы в логопедической группе, пришла к выводу, что именно родителям надо отвести определяющую роль.

Главное, ребенок сразу почувствует, что родителей его успехи не интересуют, значит и ему нет смысла напрягаться. В этом случае родители являются не только пассивными наблюдателями за нашим трудом по обучению и воспитанию ребенка, но и очень тормозят познавательную активность собственного ребенка. Это не допустимо. И если родители сами не могут оценить ситуацию и понять важность своей роли в воспитании ребенка, то мы стараемся помочь им стать самыми заинтересованными, активными участниками коррекционного процесса.

Формы работы с семьей.

Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является восстановление партнерских отношений, создание атмосферы общности, интересов и воспитательных усилий.

Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДОУ является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставляя информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей, воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

3. Партнерские отношения

Задачи дошкольного образования о взаимодействии с семьёй :

П1.6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей)в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

П 1.7. Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушения их развития.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО

П. 3.1. Создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

П. 3.2.1. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

4. В соответствии с новыми требованиями ФГОС к обучению, воспитанию и развитию детей в ДОУ разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:

8. Принципы взаимодействия

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

2. Индивидуальный подход

3. Сотрудничество, а не наставничество.

9. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

10. - Книга отзывов и предложений (благодарности, признательности, выражение тёплых чувств; отзывы о просмотренных открытых занятиях, впечатления о родительских собраниях; отзывы об утренниках

11. - Привлечение родителей к благоустройству территории Изготовление инвентаря (калитки, теневые навесы)

Ремонт и покраска оборудования

Благоустройство и украшение группы и зала к праздникам

12. - Приобретение игрушек и пособий для детей

14. - Оформление папок-передвижек и изготовление символа группы родителями

16. - МИНИ - МУЗЕИ и ВЫСТАВКИ

Выставки оказывают бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления. Знание, полученные в первые годы жизни никогда не исчезнут из памяти.

Каждый мини-музей – результат общения совместной работы воспитателя, детей и их семей.

18. - Привлечение родителей к мероприятим

24. - НАГРАЖДЕНИЕ ИНИЦИАТИВНЫХ РОДИТЕЛЕЙ ГРАМОТАМИ И ДИПЛОМАМИ НА КАЖДОМ СОБРАНИИ

за участии в жизни группы

за участие в конкурсе рисунков и поделок

25. - Открытые показы для родителей

26.- Пошив костюмов для сказки и утренников

27. -Дни именинника

28. - Родительские собрания в виде уроков семейной любви

29. Предварительная работа:

- создание основы для будущей стенгазеты,

- заготовка сердечек для записей родителями

30. -СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ СТЕНГАЗЕТЫ ПО ТЕМЕ

Подготовка обведённых детских ладошек, вырезанных из цветной бумаги

32. На каждом пальчике родители писали ласковые прозвища своего ребёнка

УГАДЫВАЛИ ПО АНОНИМНЫМ РАССКАЗАМ ДЕТЕЙ, К КОМУ В ГОСТИ МЫ ПРИШЛИ

33. Самое главное в уроках семейной любви : у человека начинает работать сердце, происходит переоценка ценностей. Люди начинают понимать, что главным законом в жизни семьи является Любовь. Благодаря этому количество счастливых людей день ото дня будет больше.

А это есть самый важный результат уроков семейной любви!

34. Хочется еще раз подчеркнуть, что для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в детском саду важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

35. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Приобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействие с семьёй с помощью проектной деятельности

Приобщение детей к здоровому образу жизни через взаимодействие с семьёй с помощью проектной деятельности При решении задач целенаправленного формирования начальных представлений о здоровом образе жизни ребёнок должен быть активным участником.

Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность Взаимодействие педагогов с семьёй: традиции и современность «Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная.

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи.

Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи. Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери, "единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения",.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Представленный мастер-класс позваляет расширить представления педагогов о интерактивных методах взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, которые должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

ВложениеРазмер
Мастер-класс для педагогов 37.43 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

С демонстрацией презентации. Приложение на диске. Папка E.

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он вовлечен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы.

По мнению многих ученых первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

- семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся

с ребенком, братья или сестры);

- детский сад (в первую очередь воспитатели);

- общество (сверстники, друзья).

Семья является институтом первичной социализации. Детский сад входит в систему опосредованного, или формального, окружения ребенка и представляет собой институт вторичной социализации.

На современном этапе необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка как в детском саду, так и в семье. Важным условием преемственности детского сада и семьи является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад служит организующим центром и влияет на домашнее воспитание. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Как вы знаете, одной из самых популярных форм работы с родителями являются родительские собрания.

Собрания делятся на следующие группы:

  • Общие собрания для родителей. На повестке дня таких собраний

выступают вопросы, связанные с ремонтом ДОО, со сменой руководства, изменением режима работы или статуса учреждения и т.д.

  • Групповые собрания. Для родителей одной возрастной группы,

где обсуждаются вопросы с вязанные с педагогическими и психологическими проблемами воспитания детей данной возрастной группы и текущие вопросы организационного характера.

  • Микрогрупповые собрания. Рассматривание конкретного

вопроса, проблемы или аспекта в работе с детьми. На встречу приглашаются только те родители, чьи дети имеют сходные личностные проблемы. Также разумно приглашать на такие встречи специалистов в данной сфере.

  • Собрание-прецедент. Т.е. собрание касающееся какого-то

конкретного случая . На такие собрания целесообразно приглашать родителей детей из старших групп, которым тоже полезно вспомнить, какие проблемы решались ими несколько лет назад и поделиться своим опытом.

  • Заочные родительские собрания. Заочные родительские

Родительские собрания – это основа взаимодействия родителей и педагогов, людей которым предстоит действовать сообща в вопросах воспитания и развития ребёнка. Результаты их усилий часто зависят от эффективности этих собраний. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, с целью активизации родителей, для вовлечения их в жизнь ДОУ оптимально использовать интерактивные методы при организации родительских собраний.

Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога. Другими словами, в отличие от активных метод, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.

Для эффективности интерактивных методов необходимо соблюдать следующие условия:

  • Обеспечивать комфортность участников собрания. Педагог не
  • Заинтересованность родителей. Нужно объяснить родителям, что

интерактивные методы помогут лучше понять, прожить какие-то ситуации, применить полученные знания и т.д.

  • Организовать пространство. Обязательно нужно правильно
  • Предупредить родителей заранее. Сообщить о том, что на

собрании буду применяться новые формы взаимодействия, можно различными способами (например подготовить письменные приглашения или красочное объявление).

Примеры интерактивных методов организации родительских собраний.

1 этап – родители рассаживаются большим кругом, педагог формулирует проблему.

2 этап – в течении определённого времени (10 мин) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

3 этап – по кругу каждый родитель зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводиться голосование по каждому пункту - включать или нет его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Вторая команда родителей в это время наблюдает за действиями членов первой команды и записывает свои замечания относительно процесса их работы.

По окончанию выполнения задания проводиться обсуждение результатов, а затем члены двух команд меняются ролями. Время работы 10-15 минут.

Этот приём дает возможность родителям увидеть друг друга со стороны, увидеть как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревший конфликт и как аргументируют свои мысли.

Круглый стол проводят для того, что бы дать возможность родителям послушать выступление нескольких экспертов по определённой теме, а также обсудить проблемные вопросы и выслушать личные точки зрения участников мероприятия.

Круглый стол может помочь участникам получить более глубокое представление об определённом вопросе, а также рассмотреть позиции других участников касательно проблемы.

При проведении круглого стала важно обратить внимание на оформление помещения (столы целесообразно расставлять по периметру комнаты, ведущий определяет себе место так, что бы видеть всех участников).

В ходе работы каждый вопрос обсуждается отдельно. Предоставляется слово родителям или педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса и в конце предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений и поправок.

Главной целью круглого стола является – выявить идеи и мнения по обсуждаемому вопросу или спорному предложению.

За месяц до намеченного срока проведения мероприятия педагог собирает родителей и предлагает им подумать, какие вопросы образования, воспитания и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, классифицируются по проблемам. Педагоги решают на какие вопросы могут ответить сами, а какие требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться имеющимся опытом самим родителям.

Педагоги должны четко представлять теоретические основы по каждой проблеме, пути решения, формы организации, методы и. т.

Эффективна в том случае, если родители имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой родители получают необходимые знания через различные формы, методы, и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения и т. д.

Столы необходимо расставлять так, что бы сформировалось 2 или 3 команды по 4-5 человек. Родители по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Рекомендовано что бы одной из команд были эксперты – наиболее компетентный педагоги по предлагаемой проблеме.

Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды после завершения обсуждения.

Технологии для проведения родительских собраний.

Упражнения для знакомства.

Участники по очереди называют своё имя и дают себе характеристику по первой или по каждой букве своего имени. (Мария – милая, активная, русая, интересная, яркая).

Все участники родительского собрания рассказывают, почему они выбрали именно такое имя своему ребёнку, что оно означает. Можно так же рассказать о своей фамилии. Это интересно не только для родителей, но и для детей. А педагог в свою очередь может тоже подготовить информацию о б именах, о их значении, если родители не знают или дать задание кому-то из родителей.

Цветочный букет из имён

Предлагается пофантазировать на что похожи буквы имён участников, какого они цвета. На листе ватмана можно подготовить заготовки трафаретов цветов и попросить родителей раскрасить цветок, тем цветом – каким, как им кажется, выглядит их имя. Это упражнение создаёт непринуждённую обстановку, наглядно показывает, сколько родителей на собрании создаёт хорошее настроение.

Любимые животные (тест-шутка)

Тест-шутка вызывает разрядку обстановки, желание обсудить те или иные положительный качества, которые родители часто пытаются навязать в стереотипах.

Приёмы начала родительских собраний.

2 вариант. Каждый говорит по очереди всем приветствие, причём не повторяясь. Можно на разных языках.

3 вариант. Родителям предлагается разделиться на малые группы и придумать соответствующее приветствие всем участникам.

Девиз родительского собрания

Родители выбираю девиз под которым будут работать на собрании.

Принятие правил родительского собрания

Проводится на первом собрании в начале года. Правила записываются и вывешиваются на каждом последующем родительском собрании (например: приходить вовремя, быть позитивным, не критиковать друг друга, не перебивать других, говорить по очереди, никого ни к чему не принуждать, соблюдать конфиденциальность и т.д.).

Приёмы проведения родительских собраний.

Высказать мысль другими словами

Анализ собственного опыта

Изложив теорию какого-либо вопроса, педагог предлагает родителям вспомнить, как это связано с их опытом и просит привести свои примеры, подтверждающие выделенный тезис или опровергающий его.

Предупреждающие или запрещающие знаки

Рассмотрев какую-то проблему, педагог предлагает выделить в ней возможные сложности и высказать своё мнение о том, что можно, а чего нельзя делать в такой ситуации. Это мнение надо выразить изображением (рисунком, схемой) соответствующих предупреждений или запрещающих знаков.

Письмо моему ребёнку на выпускной вечер

Педагог предлагает родителям написать письмо своему ребёнку на выпускной вечер. Это письмо можно предложить написать в начале года, когда ребёнок поступил в детский сад. Описать ожидаемый результат на момент окончания ДОО. Письма подписываются, укладываются в один конверт и торжественно запечатываются. Открываются на последнем собрании, накануне выпуска и раздаются родителям для дальнейшего обсуждения.

Объединить объект в систему

Воспитатель заранее вырезает из газет различные заголовки (связанные с обсуждаемой темой), раздает каждой подгруппе участников по 4-5 вариантов.

Даётся задание: составить краткий рассказ, используя имеющиеся заголовки, и связать его с обсуждаемой проблемой родительского собрания.

Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Общая проблема разбивается на более мелкие проблемы по числу групп. Суть маленькой проблемы пишется в верхней части большого листа, чтобы было место для записи способов его решения. Каждая группа получает по одному такому листу. В течении 3-5 минут каждая малая группа обсуждает проблему и записывает свой подход к её решению.

Затем идёт обмен листами, таким образом, что бы каждая группа поработала с каждой выделенной проблемой. Как только в группы возвращаются их первые листы, работа по обсуждению прекращается, каждая группа обобщает полученные ответы и представляет их всем участникам.

Педагог кладет в мешочек все, что угодно: камешки, мелкие игрушки, пробки, перышки, шарики, кусочки бумаги и т.д. Мешочек пускается по кругу и задаётся начало рассказа. Тот, к кому попадает мешочек, продолжает рассказ. Каждый родитель вынимает по одному предмету и вплетает этот предмет в рассказ. Рассказ ведётся до тех пор пока не получит своё логическое завершение. Сначала можно выбрать сюжет, а затем связать предметы этой сюжетной линией. Сюжет должен быть связан с темой родительского собрания.

Конкурс знатоков темы

Предлагается известная тема, которую участники родительского собрания уже обсуждали на своих встречах. Участники разбиваются на подгруппы. Каждая из них составляет вопросы и задания по изученной теме для других. Оценивается вопрос и ответ. Предварительно обсуждается максимальное количество балов за вопрос и правильный ответ. Жюри выбирается из числа родителей.

Игры и игровые ситуации на родительских собраниях

Участники становятся в круг. Бросая друг другу мяч, они говорят при этом комплименты или приятные слова, которые формируют образ данного человека.

Один из родителей садиться на стул в центре комнаты, другие очень быстро должны сказать добрые слова в его адрес. Кто замешкался, тот сменяет сидящего на стуле.

Строим пирамиду (башню)

Для построения пирамиды берутся любые предметы. Её можно строить из газет, различных коробок, пластмассовых бутылок, баночек и других имеющихся материалов. Все участники родительского собрания делятся на подгруппы. Каждая получает одинаковое количество предметов и задание построить пирамиду, которая бы имела максимальную высоту и была бы устойчивая. При построении членам группы запрещается разговаривать между собой. Основная цель данной игры – показать, как важно уметь договариваться без слов при выполнении общего дела.

В заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши по очереди, один за другим и в обратном направлении. Главное – не сбиться с темпа. По команде ведущего меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение можно усложнить путём изменения ритма или силы хлопка.

Приёмы завершения родительских собраний.

На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат – это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой по организации.

Педагог предлагает участникам собрания ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыком, приобретённых на данном родительском собрании.

Сидя или стоя, родители демонстрирую свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом (или слово дня).

Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.

Родители строят пирамиду своих знаний, приобретённых или расширенных на собрании. Можно использовать графические схемы или наглядные модели из материала конструктора. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т.д.

Оценка по карточкам

Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их ожидания. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их. Карточки-оценки помещаются на стенд.

Сейчас, в соответствии с ФГО ДО все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс воспитания, развития и познания собственного ребёнка. Стержнем активных работ с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию. Именно такие формы взаимодействия нам необходимо использовать в работе с родителями.


Конкурсные работы

syuzhetno-rolevaya-igra-dlya-doshkolnikov-elektrostanciya

Цель: Демонстрация системы педагогической деятельности по взаимодействию с родителями дошкольников, повышение профессионального мастерства участников мастер – класса.

Задачи:

1.Познакомить участников мастер — класса с методами и приёмами социоигровой технологии, применением их при взаимодействии с родителями дошкольников.

2.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социоигровой технологии.

3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Ожидаемые результаты:

  1. Знакомство участников мастер — класса с социо-игровой технологией и ее применением в практике работы воспитателя ДОУ.
  2. Создание условий для обретения педагогами своего собственного профессионального стиля, который позволил бы укрепить партнерство детского сада и семей дошкольников.
  3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Ход мастер – класса:

Введение

Новизна использования данной технологии заключается в том, что разработана она для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И впервые она применяется для работы со взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.

Сущность СИТ:

Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.

Главная цель нашего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо — игровую технологию – побуждение их к социальной активности и саморазвивитию, сплочение детско-родительского коллектива.

Технология СИТ позволяет решать задачи:

  • усвоение родителями активных форм познания;
  • совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения.

Эффективность: Применение данной технологии приводит:

— к сплочению детско-родительского коллектива группы;

— к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы

и ДОУ, в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;

— к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.

С уверенностью можно утверждать, что использование социоигровой технологии направлено на получение нового результата, помогает решать педагогические задачи, учит родителей самостоятельно добывать знания. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!

Сегодня мы на практике ознакомимся с приёмами данной технологии

Аудитория делится на подгруппы. Каждая подгруппа встает в круг. Палочка (либо какой — нибудь предмет) передается от человека к человеку и каждому, по очереди, дается задание. Задание берут на первый взгляд самые простые, но с глубинным смыслом, например:

1 шаг: Нужно назвать свою любимую игру либо игрушку из детства, затем задание усложняется: назвать игру/ игрушку и рассказать, почему она нравилась.

2 шаг: Нужно назвать самые популярные игры/игрушки детей на данное время, затем задание усложняется: дать оценку играм/игрушкам, с точки зрения воздействия на детей (положительного и негативного).

Итак, я показала вам лишь один прием, а вы в это время озвучили три золотые правила технологии:

  1. Работа в малых группах со сменой лидерства.
  2. Смена мизансцен и ролей в ходе деятельности (вариативность/интеграция видов деятельности);
  3. Двигательная активность участников со сменой темпа и ритма деятельности.

Эти три принципа заложены в основу игровой технологии.

Мне нужна группа, из шести человек, желающие выходите. Вам необходимо разделиться на две микрогруппы.

1 шаг: Я даю первой микрогруппе карточки, на которых разбросаны буквы.

Вам нужно найти название сказки (с родителями дошкольников этот прием работает хорошо). Когда найдете, название вслух его не произносите, вместо этого применим следующий прием –

Вам надо показать название сказки, а другой микрогруппе – угадать его.

Теперь я даю карточки второй микрогруппе, на карточках написаны слова.

Вам нужно составить их них предложения – обозначающие виды семейного досуга, например:

Далее родители обсуждают, как лучше провести эти досуги, предлагают свои варианты проведения досуга, делятся опытом.

Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом.

Его применяют для подготовки работы в парах, например: для проведения тренинга; для практической отработки какой-либо педагогической ситуации.

Распределение на группы может происходить так: педагог раздаёт родителям части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Родители собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, они сообщают об этом одновременным хлопком.

Так же они будут показывать и момент завершения работы над каким – либо заданием.

  1. И последний прием, который я хочу вам показать, это

III. Рефлексия:

Подведем итог нашей работы:

Что получили Вы как педагоги от мастер-класса?…

В заключение нашего мастер – класса, мне бы хотелось отметить, что:

Один из педагогических парадоксов заключается в том, что чем продуманнее и умнее технология, методика — тем бездумнее вынужден следовать по ней воспитатель. Социо — игровой подход, на наш взгляд, достаточно эффективно помогает практикам этот парадокс благополучно преодолевать.

Спасибо за внимание!

ПАМЯТКА

При проведении игровых заданий и упражнений авторы технологии призывают придерживаться следующих правил и условий социоигровых подходов к педагогике:

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между людьми, умению договориться. Можно поделиться:

— по цвету волос, глаз, одежды;

— чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

— кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы в большинстве случаев выражает один человек — лидер. Причем лидера выбирают родители сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: деятельность сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Родители не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют (например с мячом). Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

4 правило: смена темпа и ритма. Проведение мероприятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы, слаженность действий во время выполнения каких либо игровых заданий. Это должно стать деловым фоном для всех. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов, что требует определенной сосредоточенности.

Читайте также: