Последние и первые люди краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Первые, дебютные фильмы часто забываются. Последние в фильмографиях режиссеров — или вовсе посмертные — наоборот, приобретают символическое значение, хотя часто остаются недоделанными, доводятся до ума потомками, если таковые присутствуют, на фестивалях демонстрируются вне конкурса или в параллельных программах — чтобы не заставлять жюри судить мертвых по их поступкам.

Вроде бы и первоисточник, и видео намекают нам, что это должен быть фильм о генетической памяти, о (не)ощущении родства с теми, кто жил перед нами. Тем важнее для исландца по имени Йохан, сына Йохана (у исландцев нет фамилий, только отчества) должна бы быть тема поколенческого фазового перехода. Но на самом деле режиссер почти целиком отвергает позаимствованную у Стэплдона предысторию, которая как раз бы и выразила столь трепетное у всех исландцев, повязанных друг на друге, самозапертых географически и генетически внутри небольшой резервации. Роман излагается очень вкратце: Суинтон — уж если выбирать человека будущего, то это она, несомненно, — мельком пробегается по системе перерождений цивилизации, которая эволюционно развивается, покоряет окрестные планеты, время, пространство, но только для того, чтобы скорее перейти к рефлексии лирического героя — то есть всего человеческого отродья — по поводу приближающейся кончины. Мир ждет апокалипсис без последующей реинкарнации, сверхновая звезда сталкивается с нашим Солнцем, переродиться во что-то большее Восемнадцатым не дано.

— бесстрастно заключает рассказчица.

Смерть Йоханссона изъяла фильм из временного потока, нарушила привычный ход вещей. Так же, как Ху Бо четыре часа экранного времени предумышленно оправдывал самоубийство, Йохан устроил траур по себе. В истории, где лица акторов смазаны, смешаны, рассказчик опосредованно приобрел субъектность — это личный рассказ человека, который еще не знал, что умрет совсем скоро, и неведомым образом спрогнозировал собственный уход и отобразил его как кончину небольшой, но все же вселенной. В его лице умирает выдуманный мир будущего, и, чтобы его изобразить, режиссеру не потребовались ни футуристическая бутафория, ни видимое на экране действие. Вся история человечества — де-факто натюрморт, статика, колебание вокруг одной и той же точки равновесия, амплитуда которого, конечно, может и меняться.

В романе Стэплдона запланирована душеспасительная концовка, намекающая, что все было не напрасно, — Восемнадцатые, смотрящие в лицо смерти с благоговением и смятением (без лишней эсхатологии), распыляют по Вселенной вирус (как Йохан — свое искусство), который зародит жизнь где-то в далеких галактиках, но эта жизнь о нас уже ничего не узнает. Потому что, грустно констатировал ушедший в иные миры Йохан, по факту наше существование не имеет никакого значения.

Lastandfirstmen firstedition.jpg


Обложка первого издания романа

Сюжет

Рассказ ведётся от имени одного из последних (Восемнадцатых) людей, обитающего на Нептуне. Его цивилизация научилась оказывать воздействие на разумы живших задолго до неё людей (среди исторических личностей, оказавшихся под её влиянием, автор упоминает Сократа, Иисуса и Будду), благодаря чему автор и смог написать книгу, рассказывающую о событиях далёкого будущего.

Человечество в своём развитии проходит большое число периодов подъёма и упадка (обычно вызванных катастрофами мирового масштаба, причинами которых становятся то применение биологического оружия или атомной энергии, то нашествие пришельцев с Марса, то глобальное изменение климата). Его эволюция далеко не всегда прогрессивна, часто более развитые и сложные человеческие виды вырождаются в примитивные, но при этом лучше приспособленные к изменившимся условиям. Тем не менее, итогом развития человечества стало появление почти бессмертной расы Восемнадцатых людей (с виду напоминающих пятиглазых медведей, разделенных на множество полов и общающихся посредством телепатии), которая в своём развитии намного превзошла любую, существовавшую до неё, и смогла построить утопическое общество.

Помимо людей, автор описал цивилизации разумных обитателей Марса и Венеры, причём ему удалось сделать их максимально непохожими на людей. Марсиане в книге представляют собой облака микроорганизмов, объединённых в единый разумный организм с помощью радиоизлучения, и управляются с помощью коллективного разума, а коренные жители Венеры описаны как подводные (во времена Стэплдона считалось, что поверхность Венеры покрыта водой) существа, источником энергии для которых служит происходящий внутри их организмов радиоактивный распад. И те, и другие были вынуждены вступить в соперничество с людьми, но не смогли успешно противостоять им и были уничтожены.

Интересно, что, хотя в романе описано освоение планет Солнечной системы (после того, как возникает угроза падения Луны на Землю, человечество полностью переселяется на Венеру, а, когда под угрозой уничтожения оказываются уже все планеты земной группы, новым домом для человеческой расы становится Нептун), человечеству за 2 миллиарда лет так и не удалось покинуть её пределы (неудачная попытка такой экспедиции на гигантском атомном космическом корабле-ковчеге описана в последней главе). По мнению автора, космические полёты к соседним относительно Солнца звездам не имеют практического смысла из-за отсутствия вокруг них пригодных для проживания планет и исключительной длительности полёта.

Эволюция людей

Первые люди — мы с вами. Существовали примерно 12 миллионов лет. Пережили эпоху исчерпания природных ресурсов, создали из руин новую цивилизацию в Южной Америке. Погибли от глобальной техногенной атомной катастрофы и последующей деградации.

Вторые люди. Появились в результате эволюции из Первых людей. Существовали более 30 миллионов лет. Были гигантами. Продолжительность жизни — 200 лет. Погибли от вируса, созданного, чтобы уничтожить марсиан.

Третьи люди. Появились в результате эволюции. Существовали несколько миллионов лет. Продолжительность жизни — 60 лет. Были пигмеями. Восторгались музыкой. Достигли высот в биологии и генетике.

Четвертые люди. Выведены Третьими людьми. Представляли собой мозги-гиганты, частично кибргизированные. Победили своих создателей.

Пятые люди. Выведены Четвертыми людьми. Существовали 100 миллионов лет. Были гигантами. Продолжительность жизни — сначала 3000, затем 50000 лет. Обладали телепатией и проникновением в прошлое. Победили венериан. Их цивилизация заново открыла атомную энергию, космические полеты и антигравитацию.

Шестые люди. Выведены Пятыми людьми для жизни на Венере. Существовали 200 миллионов лет. Частично деградировали до тюленеподобных существ, частично создали цивилизацию, основанную на культе полета. Вывели летающих Седьмых людей.

Седьмые люди. Выведены Шестыми людьми. Существовали 100 миллионов лет. Были летающими пигмеями. В результате эволюции от них отделился бескрылый вид, который со временем уничтожил крылатых.

Восьмые люди. Выведены Седьмыми (бескрылыми) людьми. Были длинноголовыми гигантами. Превратили Венеру в технологический рай. Погибли от столкновения Солнечной системы с газовой туманностью.

Десятые люди. Развились из кроликоподобных Девятых людей. Существовали несколько миллионов лет. Погибли от бактерий.

Одиннадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали несколько миллионов лет. Были звероподобными.

Двенадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали несколько миллионов лет. Были звероподобными.

Тринадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали несколько миллионов лет. Были подобны Первым людям.

Четырнадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали 300 миллионов лет. Были подобны Первым людям.

Пятнадцатые люди. Появились в результате эволюции. Существовали 50 миллионов лет. Были подобны Вторым людям. Поставили перед собой цель вывести совершенного человека.

Шестнадцатые люди. Выведены Пятнадцатыми людьми. Существовали 150 миллионов лет. Были подобны Пятым людям. Обладали телепатией, круговым зрением, проникновением в прошлое. Умели менять орбиты планет. Страдали от неразрешимости трех мировоззренческих вопросов: времени, дуализма разум—мир, дуализма жизнь—смерть.

Семнадцатые люди. Выведены Шестнадцатыми людьми. Существовали несколько сотен тысяч лет. Промежуточный этап к Восемнадцатым людям.

Перевод на русский и издание в России были осуществлены только в 2004 году.


Уильям Олаф Стэплдон родился 10 мая 1886 года в семье Уильяма Клиббетта Стэплдона и Эммелайн Миллер в небольшой деревушке Мерсисайд близ Уолласи (графство Чешир, Великобритания). Первые годы жизни провел в Египте, где отец имел судостроительную компанию, затем учился в школе, получил звание магистра истории в Байольском колледже в Оксфорде. Работал в школе, у отца в компании в Порт-Саиде, преподавал на вечерних курсах при Ливерпульском университете. Когда началась первая мировая война, четыре года служил братом милосердия в квакерском походном госпитале во Франции (оружие брать в руки отказался, так как был пацифистом). После войны женился и вскоре защитил диссертацию по философии в Ливерпульском университете, где занял пост профессора психологии, философии и промышленной истории.

Более того, за эти семьдесят лет, прошедшие со времени выхода романа, человечество уже открыло многое из того, что по Стэплдону могло открыться лишь спустя века или даже тысячелетия. Даже то, что пока не стало реальностью, уже не представляется столь фантастическим. Развитие генной инженерии, овладение новыми источниками энергии, преобразование человеческого организма – это уже удел не фантастов, а реальных сотрудников многочисленных лабораторий… И наоборот, уже сейчас ясно, что ближайшее (а значит, и далекое) будущее невозможно без появления совершенно новых информационных технологий, которые на наших глазах преображают мир. У Стэплдона же мы практически не найдем ни роботов, ни киборгов, ни искусственного интеллекта.

И в этой связи можно совершенно по-иному взглянуть на историю будущего Стэплдона. Конечно же, он не был столь самонадеян, чтобы считать, что нарисованная им картина восхождения человечества является хотя бы приблизительным прогнозом развития цивилизации. Но эта картина имеет одну очень интересную особенность. Можно критиковать, можно придираться почти к любой частности повествования. Но если отойти от них и попытаться окинуть взглядом двухмиллиардную историю человечества по Стэплдону целиком можно увидеть закономерности и тенденции, которые мы не увидим более ни в одной работе, ни в фантастике, ни в философии, ни в историософии.

Каждая катастрофа отбрасывает человечество на самый низкий уровень цивилизованности: чем выше взбираются Люди Стэплдона, тем страшнее падение. Но и Человека писатель наделяет недюжинным умением выживать: трансформируя себя и окружающую среду, Человек выбирается из очередной инволюционной пропасти и поднимается выше своих предшественников. Трагедия Стэплдона оптимистична, несмотря на то, что роман завершается полным разгромом Людей. Согласитесь, продержаться два миллиарда лет – это вам не баран чихнул!

Последние и первые люди: история близлежащего и далёкого будущего

Last and First Men: A Story of the Near and Far Future

Язык написания: английский

Перевод на русский: — О. Колесников (Последние и первые люди, Последние и первые люди: история близлежащего и далекого будущего) ; 2004 г. — 2 изд. Перевод на итальянский: — А. Жирарделли (Infinito) ; 1997 г. — 1 изд.

История человечества от дней минувших до глубокого будущего. От войн и разрозненных стран до мира и становления Единого государства. Образование новых культур, новых обычаев и прочего.

Бесконечная летопись человечества как единого потока живых существ, на фоне которой автор энциклопедически подробно и научно правдоподобно моделирует множество опасных ситуаций: как природных, так и рукотворных.

Олаф Стэплдон. Последние и первые люди: Фрагменты из научно-фантастического романа // Наука и человечество, 1992-1994. М.: Знание, 1994. Предисловие к публикации Вл.Гакова.

В произведение входит:

Обозначения: циклы романы повести графические произведения рассказы и пр.

Похожие произведения:

Самиздат и фэнзины:

Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

vam-1970, 12 января 2020 г.

Произведение написано в 1930-м году. Вот опираясь на эту дату и стоит проанализировать его ценность и полезность, или неполезность.

Что меня поразило в первых 40 страницах — автор очень точно предсказал все события стратегические мировой политики и истории на 20-й и 21-й века. Просто поразительно!

Уже прошло 90 лет, почти столетие, а как всё угадано. или он уже знал историю будущего?

В-первых , предсказание войны между Германией и коммунистической Россией в 20-м веке — Гитлер пришел к власти только в 1933 -м году!

Помощь в этой войне России со стороны США, причем решающую и определяющую помощь.

Во-вторых, попадание всей Европы под небывалое влияние США, что и было -НАТО и Общий рынок.

В -третьих, что уже разворачивается на наших глазах -это противостояние двух сформировавшихся сверхдержав — США и Китая, и война между ними. Мы сейчас уже наблюдаем начало этой войны- идёт торговая война пока.

Такие вот исторические тенденции даже группы НИИ не смогли бы прогнозировать. В то время не смогли бы!

Но далее автор начал фантазировать, ставя человечество перед лицом катастрофических случаев — всё уничтожающие войны, выход из-под контроля ядерной техники, космические катастрофы — и на этом в тексте несколько раз уничтожает человечество как вид. Затем начинается возрождение и снова эволюция.

Но это уж очень искусственный приём. Здесь оценить прогноз невозможно.

Уж очень схематично показаны цивилизации будущего, которые живут по миллиону лет. Мы только помним и то не полностью около 8000 лет, а здесь миллионы.

Финал опровергает самозарождение жизни на Земле (теория Опарина появилась в 1924 году и автор знал о ней), у него своя теория- распространение спор жизни через Космос. Что сейчас, наверно, в противовес библейской теории является среди ученых основополагающей.

Гибнущее человечество десять тысяч лет потратило на разработку спор и посылку их в Космос, дабы спасти свой Разум. Ну разве это не божественно?

Моя оценка прогноза Стэплдона -восхитительно!

sherlok, 26 декабря 2021 г.

Весьма занудный философский трактат, написанный почти 100 лет назад. Сюжета, как такового нет. Изложена история 18 генетических разновидностей человека, кои последовательно сменяли друг друга (обычно путем уничтожения предшественников) аж в течение 2 миллиардов лет.

Следует заметить, что наши потомки (по мнению автора) весьма туповаты: за этакую уйму времени они едва сумели кое-как освоить солнечную систему. И в конце, закономерно, не успели спастись, когда в нашем районе галактики начали взрываться звезды (в их оправдание замечу — у них и было-то впереди всего 30 тысяч лет, тут никто не успел бы ничего придумать и предпринять).

Следует отметить, что фантазией автор не блещет, зачастую простодушно признаваясь: ну, эта раса была очень похожа на Пятую, а та — на Десятую (а я эти расы уже описывал, так что вернитесь и перечитайте, если очень надо). Зачастую автор и сам похоже утомляется от своей писанины, и быстренько заканчивает: прошли очередные 50 миллионов лет (а иногда — прошли 600 миллионов лет), и ничегшеньки-то не изменилось. Собственно, практически вся книга состоит из подобных перлов.

Вам может показаться, что я утрирую, но отнюдь! Искренне не понимаю высоких оценок, которыми осыпали роман лаборанты. Дочитал только лишь на силе воли, поскольку давно планировал, да руки не доходили. И скажу вам прямо: лучше бы не дошли.

god54, 29 июля 2019 г.

Фундаментальный труд. Диву даюсь, как у автора просто хватило фантазии на то, чтобы описать такое многообразие разумных и неразумных форм живой и разумной материи. При этом просто поражаюсь количеству фантастических идей, которые развили последующие поколения писателей, а сколько ещё осталось, намек начинающим откуда черпать идеи. Даже не верится, что это мог осилить один человек, хотя если в его мозг проник один из последних людей, то ему и оставалось только набирать текст на пишущей машинке. Какое странное сочетание слов в последней фразе, которое выдает, что и моей рукой порой водит кто-то оттуда из глубокого будущего. Однако не соглашусь с концовкой, ибо с одной стороны заявляя о возможности путешествовать планетой к другим звёздам, а с другой, покорно ожидать гибели. Что-то здесь не досказано. Уверен, что сей фундаментальный труд должен стать краеугольным камнем всей системы фантастического мира, который так методично изучают писатели-фантасты, выражая результаты в своих бесчисленных произведениях, он должен стать своей таблицей Менделеева в изучении этого мира.

Rovdyr, 25 марта 2017 г.

Роман по характеру восприятия можно разделить на три части.

Первая — самая неинтересная. Эта часть повествует об истории Первых Людей (всего Стэплдон придумал 18 видов), начиная с времени написания произведения. Она представляет собой набор спекуляций (не побоюсь резкого слова), слишком явно и, что хуже, примитивно проистекающих из предшествующей истории. Многие из этих спекуляций (я не могу назвать их фантазиями, ибо это слово для меня имеет слишком высокий смысл) весьма пространны, иные — обескураживающее наивны. На мой взгляд, пропуск этой части романа ничего не отнимет у читателя; таким образом, потеря трети объема — тяжелый недостаток для произведения.

Вторая часть показалась мне наиболее интересной и в чем-то оригинальной. В ней изображена история человеческих видов от № 2 до № 17, которая протекала на Земле, Венере и, в конце, Нептуне. Кроме того, в эту историю вклинилось вторжение на Землю марсиан.

Пожалуй, в этой части я действительно могу признать фантастику Стэплдона смелой и во многом солидной. Хотя… есть такие моменты, при чтении которых остается только разводить руками от недоумения. Например: земляне (это уже Пятый вид) намереваются переселиться на Венеру. Автор подчеркивает любознательность и высокое развитие Пятых Людей — и тут оказывается, что они до сих пор не освоили космические полеты. Более того — уже переселившись на Венеру, они обнаруживают там разумную жизнь. Это просто невероятно. Венеру обследовали спустя несколько десятков лет после жизни Стэплдона, а его земляне за миллионы лет вроде как кропотливых исследований всего и вся не знали, что на Венере обитают разумные существа.

Приведу две чрезвычайно важных цитаты:

Третья часть романа вызвала у меня разочарование. От нее следовало ожидать каких-то кульминационных открытий и откровений: все-таки она посвящена Последнему Человеческому виду. Но я таковых не увидел. Было стойкое ощущение, что автор попросту устал. Поэтому он (устами рассказчика, представляющего Восемнадцатых Людей) излишне часто прибегал к выражениям о том, что, дескать, вам, Первым Людям, того или этого не понять.

Мне действительно было непонятно, зачем нужно было придумывать для этих людей обычай посмертного каннибализма (умершего поедали его друзья)? Вообще-то сей ритуал был характерен для самых архаичных племен.

И особенно непонятно, зачем нужно было добиваться какого-то коллективного разума? Я могу понять, когда во время медитативной практики в состоянии самадхи в сознании исчезает субъектно-объектное разделение. Но коллективный разум — в чем его великое достоинство? Кстати, несмотря на свое вроде бы огромное интеллектуальное и психологическое развитие, Восемнадцатые Люди оказались неспособны выдержать полет за пределы Солнечной системы — одни космонавты умерли, другие сошли с ума, третьи превратились в ментально раздавленных ничтожеств.

Впрочем, больше всего меня поразило то, что желанием Восемнадцатого вида было вообще избавиться от смерти, придя к обществу некоего количества вечно существующих молодых людей. От этой идеи просто жуть берет. Но автор все же не решился на это запредельное извращение и обрек сей вид на исчезновение, подведя черту под историей Человечества.

SurmatMG, 1 января 2017 г.

Если меня когда-нибудь попросят ответить на вопрос: в чём смысл жизни, я без лишних раздумий посоветую собеседнику прочесть этот роман. Жизнь, однажды возникшая на этой планете, находится в бесконечном развитии. Существа рождаются и умирают, открывая путь новым формам. Этот процесс длится миллиарды лет и на его переднем крае находится разум — инструмент, созданный эволюцией для выживания его носителей, но в силу своей природы дающий им, в частности людям, возможность осознания себя и способность познавать окружающий мир, выходя за рамки эмпирического опыта и выстраивая сложные метафизические модели реальности. С этой точки зрения человек, ровно как и любая другая разумная форма жизни, является вершиной Пути — именно разумная жизнь является единственным субъектом в неразумной Вселенной: только она способна по-настоящему понимать, что происходит вокруг, а также выстраивать планы и сознательно влиять на происходящие в мире события (разумеется если мы допускаем, что верховного субъекта — Бога — не существует!). Но насколько велики возможности разума? Увы, являясь частью Вселенной и полностью завися от определённых условий любая жизнь, пусть даже и разумная, вынуждена непрерывно бороться за существование в бескрайнем космосе, проходя непрекращающуюся череду кризисов и катастроф, угрожающих ей вырождением и гибелью и так от рождения до самой смерти. В этом и заключена величайшая трагедия и невероятный пафос жизни: изначально зная, что мы все (живущие) обречены на гибель и темноту, мы продолжаем верить, жить и бороться в предчувствие чего-то очень важного, но постоянно ускользающего от нас. Того, что в разные времена называлось Богом, Абсолютом и Истиной. Этому поиску и борьбе и посвящён роман Стэплдона.

keellorenz, 10 июня 2012 г.

Взяв за отправную точку футурологические труды выдающихся английских ученых Джона Бернала, Джона Холдейна и Джуллиана Хаксли (и во многом невольно повторив более ранние изыскания Циолковского), Стэплдон размотал клубок своей истории начиная с 1930 года на 2 миллиарда лет вперед, продемонстрировав на этом неимоверном и захватывающем дух масштабе что такое человечество в космическом контексте, какие ловушки природы и рукотворных технологий ждут его в будущем и есть ли план спасения.

И вот пришло время держать ответ перед самими собой – правильно ли мы все делали, за что это все нам и как с этим грузом доживать последние миллионолетия? В уста одного из последних представителей последней, 18й разновидности людей, автор вкладывает наконец Ответ – он сочетает в себе одновременно мизанропию, сократовский стоицизм, экстатически-сексуальный восторг (К.С.Льюис сгоряча назвал это кристально чистым поклонением Дьяволу), буддистскую нирвану и главное, быть может, радость художника за написанное полотно.

Да оно (Человечество) ужасающе, но в ужасе есть и красота: красота подвига, преодоления себя, победы (пусть и локальной) разума и науки над Судьбой. В несовершенстве людей и бессилии перед природой была его слабость, но в животном витальном инстинкте, обузданном и направляемом разумом (логикой, наукой, знанием), в самой борьбе за свое существование – его же великая сила Прометея, позволившая пронести огонь хотя бы на 2 миллиарда лет.

Красив был человек – и в добре, и во зле, говорит автор, велик в делах, да пришел и ему конец. Не как кара, а просто так, по стечению обстоятельств — Будда чихнул, хлопнул в ладошки и все кончилось. И чтобы протянуть подольше, думайте пожалуйста головой, дорогие предки, будьте самокритичнее и опирайтесь на логику (в добро автор после 1й мировой уже не верил), не стройте иллюзий, любите науку, да смотрите на себя почаще с точки зрения космоса – телепатически, сквозь 2 миллиарда лет обращается через автора последний из всех людей к читателям. К Первым людям. К нам.

GomerX, 1 сентября 2017 г.

В целом, согласен с отзывом Rovdyr — это не футурология, не научная фантастика, не исследование истории человечества и его природы, а довольно поверхностная спекуляция на тему утопии. Последние люди по-Стэплдону интеллектуально и духовно мало чем отличаются от первых. Автор увяз в антропоморфизме и близорукой аппроксимации.

В остальном же книга скучная и скудная на идеи, многие из которых довольно откровенно позаимствованы у Г. Уэллса.

k2007, 7 октября 2014 г.

Грандиозная история человечества на два миллиарда лет вперед, со взлетами и падениями. Читать роман. странно. То, что автор не угадал с техникой — это понятно. Но вызывают сомнения такие длительные сроки существования различных человеческих цивилизаций, которые в романе указаны.

Книга сложная, абсолютно не приключенческая. Автор был щедр при ее написании, щедр в изображении человеческих формаций, событий человеческой истории. Здесь и модифицирование человека, и вторжение инопланетян, и покорение планет Солнечной системы. Безусловно, книгу полезно прочитать как пример того, какая фантастика была до войны, и просто как пример, достаточно редкий, того, как в небольшой по объему книге моделируется история человечества. Но читать книгу сложно, она напоминает научный трактат.

ArtTrapeza, 7 января 2016 г.

Угораздило меня взять книгу Стэплдона с собой в больницу. Это определённо не развлекательное чтение, приятных эмоций оно не вызывает и не способствует выздоровлению. Только голову грузит (не скажу, что это плохо, но точно не для больницы). Нет, читать было интересно (завораживало), но очень тяжело. Мне приходилось буквально продираться сквозь книгу, перечитывая абзацы. Но, думаю, оно того стоило. Книга показывает, что человечеству есть куда развиваться не только в технологическом, но и в социально-психологическом плане, ведь даже восемнадцатые люди осознают своё несовершенство и пределы возможностей.

razrub, 31 августа 2009 г.

Творчество Стэплдона очень высоко оценивал Станислав Лем, считая его, наряду с Уэллсом, величайшим писателем. Согласитесь, подобная рекомендация дорогого стоит.

Dimas_86, 22 января 2009 г.

Dentyst, 11 августа 2009 г.

Могучая, исполинская картина.Если сильно проникнуться — голова кружится и пухнет.Без сомнения заслуживает внимания истинных знатоков и ценителей, не только фантастики но и футурологии, и философии.Естественно, несколько тяжеловесно, старомодно, да и стиль оставляет желать лучшего.А с другой стороны — много ли таких грандиозных произведений существует?Ценность романа доказывает и то, что издали его (вместе с подобным) в философской серии.Сдаётся мне, что не один и не два классика НФ зачитывались О.С. в раннем возрасте.Я прочитал с огромным удовольствием, но очень огорчился ,узнав, что кроме этих двух вещей по-русски прочитать больше нечего.

Vlad Tot, 14 августа 2010 г.

Однако, если рассматривать книгу не как прогноз, а как просто ненаучную фантастику — то она предстаёт в свете масштабного увлекательного чтения.

Читайте также: