Посещение школьного музея боевой славы

Обновлено: 05.07.2024

Проблема гражданско-патриотического воспитания детей находится в центре внимания общества. Детство и юность - благодатная пора для привития чувства любви к Отечеству. Но это невозмо жно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны, познавательной деятельности.

Пробудить и воспитать в ребенке глубокие чувства уважения к истории Отечества, событиям Великой Отечественной войны и ветеранам войны.

Продолжить работу по формированию музея на базе МБОУ СШ № 16.

Сохранить сведения о боевых и трудовых подвигах ветеранов ВОВ, проживающих на территории города Новый Уренгой.

Содействовать развитию интереса и углублению знаний школьников о Великой Отечественной войне.

Основные направления деятельности школьного музея:

культурно-просветительская деятельность в школе;

включение школьного музея в образовательный и воспитательный процесс школы;

массовая экскурсионная работа;

поисковая работа актива музея;

осуществление охранных мероприятий по содержанию и хранению ценных экспонатов;

Формы работы школьного музея:

занятия с активом;

конкурсы, игры, викторины;

семинары по патриотическому воспитанию;

разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея.

Музей является незаменимым помощником школы в патриотическом воспитании, так как решает задачи формирования патриотического сознания.

Осмысление периода Великой Отечественной войны проходит через личные встречи с участниками, поисковую работу, формирование музейного фонда, и как следствие - развитие общественной активности учащихся, воспитание в них верности боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите её свободы и независимости.

Экскурсионная работа развивает познавательно - мировоззренческую и волевую стороны воспитанника и стимулирует участие в социально значимой деятельности, придавая патриотическую направленность всем делам, акциям и поступкам.

Экспозиционная работа:

При оформлении экспозиции музея была проведена большая работа: поисково-исследовательская деятельность, сбор и систематизация материалов, экспонатов, литературных источников по темам экспозиции. И сегодня для посетителей предлагаются такие разделы экспозиции:

Из числа учащихся школы создан актив музея.

Работа актива организована по секциям:

- научно-исследовательская , которая ведет поиск и сбор экспонатов для музея, пополнение фондов музея через исследования;

- фондовая секция занимается комплектованием фондов музея, ведением документации, изучение собранного материала;

- художественно-оформительская – это изготовление и оформление экспозиций, презентаций, плакатов, рефератов;

- лекторская секция ведет подбор и составление материалов для выступлений на различных мероприятиях;

- секция экскурсоводов готовит и проводит экскурсии по экспозициям музея.

Научно-исследовательская работа:

Итогом сбора материалов стали содержательные разделы экспозиции музея, по которым сами учащиеся проводят экскурсии, а также высокая результативность педагогов и обучающихся школы в городских, окружных и всероссийских конкурсах патриотической направленности:

Музей постоянно пополняет свои фонды. Собирательская деятельность ведется на протяжении всех лет работы музея. Собранные экспонаты описываются, регистрируются, изучаются и являются очередным материалом для проведения экскурсий.

Музейный предмет как носитель образцовой информации способен вызывать у посетителя определенное эмоциональное отношение к минувшему, что является основой мыслительной деятельности человека.

Общественно-полезная работа:

Оценка работы музея:

Наши экскурсоводы учатся из большого объема материалов выделять главное, работать с историческими документами, справочниками. В процессе работы у ребят появились новые умения и навыки в оформлении деловых бумаг, логическом изложении мыслей в текстах, в публичном выступлении.

С каждым годом в России остается всё меньше ветеранов Великой Отечественной войны, ставших свидетелями и непосредственным участниками тех исторических событий. Их воспоминания, жизненный опыт являются бесценным сокровищем, которое необходимо сохранить и передать последующим поколениям .

Документы, фотографии, письма, мемуары героев Великой Отечественной войны и другие экспонаты, размещенные в музее, стали прекрасным методическим материалом для изучения периода Второй Мировой войны, и предлагаются для использования педагогам города и иным заинтересованным лицам в патриотическом воспитании обучающихся.

Таким образом, музей активно участвует в формировании лучших человеческих качеств – нравственности, порядочности, ответствен ности, милосердия, которых иногда недостает нашему обществу, и которые всегда ценились человеком.

Цель посещения музея: формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств; познакомить детей с историей своего района, поселка; уточнить и расширить представление детей о защитниках Быстрогорского сельского поселения в годы войны; формировать высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству; воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа.

Ребят радушно встретила хозяйка музея – руководитель кружка «Юные следопыты, Шматкова Галина Константиновна.

Ребята узнали много интересного о событиях Великой Отечественной Войны, о подвиге русского солдата, о мужестве наших прадедов. Дети с большим интересом слушали экскурсовода, задавали вопросы, рассматривая экспонаты. Среди них личные вещи участников войны. Все они подлинные! Также гостям были представлены стенды с фотографиями, документами, биографиями, письмами, альбомами.

Содержимое публикации

в МБОУ СОШ № 22.

Ребята узнали много интересного о событиях Великой Отечественной Войны, о подвиге русского солдата, о мужестве наших прадедов. Дети с большим интересом слушали ребят-экскурсоводов, задавали вопросы, рассматривая экспонаты. Среди них личные вещи участников войны. Все они подлинные! Также нам были представлены стенды с фотографиями, документами, биографиями, письмами, книгами.

Атмосфера музея напомнила о войне, о людях, которые ушли и не вернулись и, наконец, о том, какой ценой далась победа нашему народу. Ребята, затаив дыхание, слушали рассказ экскурсовода о Великой Отечественной войне, о героических подвигах земляков на фронте и в тылу врага, о боевых наградах, внимательно рассматривали экспонаты. Здесь представлены письма, документы, газеты, фотографии военных лет. Экспонаты музея вызвали большой интерес и восторг у детей. Детворе дали возможность свободно передвигаться от экспоната к экспонату.

Внимание детворы привлекли не только экспонаты военных лет, но и предметы регионального компонента – казачества! Старинная утварь, предметы обихода, казачья одежда.


Одной из форм внеклассной работы является школьный музей. Музей есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной работы. Работа в музее превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков. Музей – это то место, где продолжает жить память о конкретном человеке, об односельчанах, защитниках родной земли, о тех событиях, участниками которых они были. Деятельность школьников в исследовательской работе на базе школьного музея увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные в учебном процессе способности, которые способствует формированию новых компетентностей. В проекте указаны задачи, план и направления работы, экспозиции,

Содержимое разработки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

С.ВЫСОКИНИЧИ ЖУКОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

УЛ.ШКОЛЬНАЯ, Д.23, ТЕЛ/ФАКС: (48432) 23-261, 23-171, E-MAIL: [email protected]

Руководитель музея: Томаш Оксана Васильевна.

Участники проекта: учащиеся

с. Высокиничи .

ВЫСОКИНИЧИ -2020

Пройдут века, уйдут слова из жизни,

Такие, как ВОЙНА, АТАКА, БОЙ.

Но тех, кто пал когда-то за Отчизну,

Чтить будем вечно – это долг святой!

75 лет прошло по окончании Великой Отечественной войны, но память о ней хранят люди, а еще музейные экспонаты - немые свидетели тех страшных событий. Мемориальные доски на зданиях и улицы, музеи не дают нам забыть имена тех, кто геройски защищал нашу землю от врага. Площадь Комаленкова, улицы Химушина и Ермакова, улица Народного Ополчения, Музей Боевой славы…

В тяжелое время для страны русские и украинцы, татары и казахи… православные и мусульмане…все они плечом к плечу встали на защиту своей Родины.

Не остались в стороне и жители Высокиничского района (ныне в составе Жуковского района Калужской области). Сотни односельчан пополнили ряды защитников Отечества. Николай Агеев, Иван Бреев, Илья Астахов, Андрей Брыленко, Николай Химушин, братья Костенко и многие - многие другие… Многие из них не вернулись домой с войны…

Время неумолимо … не осталось в живых ни одного ветерана.

И мы обязаны помнить о тех событиях, людях, свершивших подвиг во имя мира на земле.

«Память – это посох, на который опирается человек в своем жизненном пути" - эти замечательные слова принадлежат известному писателю Виктору Астафьеву.

Эти слова в полной мере отражают значение и смысл создания и существования музеев.

Музейная педагогика, воспитывающая гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире. Поэтому инициативная группа учителей пришла к решению создания школьного музея Боевой славы с.Высокиничи.

21 сентября 2018 года, в год 75 - летия освобождения Калужской области от немецких захватчиков, в нашей школе открыт Музей Боевой славы с. Высокиничи.

Актуальность:

Музей нужен, чтобы люди знали и помнили историю. Чтобы знали, как было трудно, но люди выдержали все испытания. Чтобы сохранить историю для будущих поколений!

Изменения, происходящие в российском обществе, определяют новые требования к отечественной системе дополнительного образования, усилению ее воспитательной функции, формированию гражданственности.

Историческое краеведение в школе не ограничивается рамками предмета и истории культуры родного края. Наряду с уроками, как основной формой педагогического процесса, важное значение имеет и внеклассная работа.

Одной из форм внеклассной работы является школьный музей. Музей есть то звено, которое позволяет использовать разнообразные формы внеклассной работы. Работа в музее превращает учащихся в активных помощников учителя, как в проведении внеклассных мероприятий, так и уроков.

Наш музей работает только третий год. Важную роль в реализации плана работы музея призван сыграть деятельный подход, предусматривающий:

- экскурсии в краеведческие и военно- исторические музеи г. Москвы, г. Калуги. работа в архиве района,

- сотрудничество с Жуковской районной библиотекой и модельной библиотекой с. Высокиничи,

- встречи с жителями села,

- переписки с архивами области, и т.д.

Разработанная программа и календарно-тематическое планирование к ней охватывает изучение страниц биографии ветеранов-земляков. Программа актуальна особенно в наше довольно непростое время; она направлена на личностно-эмоциональное осмысление школьниками истории своей малой родины, на воспитание патриотизма.

Обоснование необходимости:

Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения.

Музей – это то место, где продолжает жить память о конкретном человеке, об односельчанах, защитниках родной земли, о тех событиях, участниками которых они были.

Деятельность школьников в исследовательской работе на базе школьного музея увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовать свои личностные качества, демонстрировать те невостребованные в учебном процессе способности, которые способствует формированию новых компетентностей. Исследовательская работа в школьном музее - это есть, не что иное, как еще одна сфера их образования, в данном случае – дополнительное.

В ходе создания школьного музея к сбору материалов и его оформлению были привлечены все учащиеся, их родители, педагоги и просто неравнодушные люди. Был создан актив музея на уровне школы, в который входят педагоги и учащиеся школы. Создана группа экскурсоводов.

На протяжении трех лет ведется работа над сбором материала. Создание музея в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой родины. Учащиеся познакомились с приёмами собирательской и музейной работы через экскурсии, интересные встречи, переписку с интересными людьми, исследовательскую работу.

Цель создания школьного музея:

Патриотическое воспитание учащихся через краеведческую и музейную деятельность, формирование и развитие социально активной личности с чувством национального самосознания и гражданской позиции на базе школьного Музея Боевой славы с. Высокиничи.

Задачи школьного музея:

Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами изучения, формами организации краеведения.

Развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним.

Воспитывать патриотические чувства, основанные на понимании духовных ценностей.

Прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения биографии известных людей родного края.

Продолжить поисковую работу с целью нахождения экспонатов для школьного музея. Собрать как можно больше материала.

Научить добывать информацию, используя различные формы исследовательской деятельности: анкетирование, интервьюирование, работу с документальными материалами, научно - популярной литературой, обработку статистических данных.

Активизировать познавательную и исследовательскую деятельность учащихся через создание и реализацию проектов. Развивать творческие способности обучающихся.

Формы работы: экскурсии, викторины, конкурсы рисунков, встречи с интересными людьми, участие в литературных вечерах, выставках.

Данный проект долгосрочный.

На протяжении трех лет ведется работа над сбором материала. Создание музея в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой родины. Учащиеся познакомились с приёмами собирательской и музейной работы через экскурсии, интересные встречи, переписку с интересными людьми, исследовательскую работу.

В ходе создания школьного музея к сбору материалов и его оформлению были привлечены все учащиеся, их родители, педагоги и просто неравнодушные люди. Был создан актив музея на уровне школы, в который входят педагоги и учащиеся школы. Создана группа экскурсоводов.

Структура и этапы реализации проекта:

I. Организационная работа:

1. Создание Совета музея и актива музея, разработка этапов его деятельности, распределение ролей.

2. Создание рабочих групп по интересам, определение рода их деятельности.

3. Планирование работы музея.

4. Составление программы деятельности музея на перспективу и программы исследовательской деятельности.

5. Составление плана экскурсий по экспозициям.

6. Организация встреч, поздравлений ветеранов, выставок творческих работ учеников и учителей школы, оформления к общешкольным мероприятиям и т. д.

7. Оснащение и оборудование школьного музея.

8. Составление архива музея. Инвентаризация имеющихся музейных предметов.

Советом музея был составлен долгосрочный план работы музея и план мероприятий, посвященных 75 - летию Великой Победы в Великой Отечественной войне.

II. Экспозиционная деятельность:

Результатом поисково – исследовательской работы обучающихся является создание и оформление музейных экспозиций:

1). Бессмертный полк

2). Мужество, как знамя пронесли… ( о воинах-интернационалистах).

3). Экспонаты – свидетели военных действий.

4). Партизанское движение с. Высокиничи.

5). Н.Ф. Химушин – наш земляк. Герой Советского Союза.

6). Дмитрий Веснин - кавалер ордена Мужества (посмертно).

7). По местам боевой славы.

8). Города-герои.

9). Незабываемые встречи (с ветеранами и интересными людьми).

III. Поисковая, научно-исследовательская работа:

Работа музея ведется по разделам:

1). Бессмертный полк. Сбор материала о ветеранах ВОВ, воспоминаний родственников и земляков о героях. Просмотр видео и фильмом о военных событиях.

2). Мужество, как знамя пронесли… Сбор материалов о воинах-интернационалистах, встречи с ними, проведение совместных патриотических мероприятий.

3). Экспонаты – свидетели военных действий. Сбор и поиск предметов, составляющих экспозицию музея. Встречи с поисковыми группами следопытов.

4). Партизанское движение с. Высокиничи. Сбор материалов, воспоминаний о партизанском отряде, действовавшем на территории Высокиничского района Московской области (ныне Жуковского района Калужской области), установление фактов и событий периода 1941-1942гг. на территории нашего района.

5). Н.Ф. Химушин – наш земляк, Герой Советского Союза. Сбор материалов о герое-земляке, встреча с шефами ТК 21 г. Москва, встречи с интересными людьми.

6). Дмитрий Веснин - выпускник школы, кавалер ордена Мужества (посмертно).

Встреча с родителями и родственниками, сослуживцами выпускника нашей школы, сбор материала о его жизни и подвиге, проведение уроков Мужества.

8). По местам боевой славы. Проведение экскурсий по местам боевой славы, встречи с ветеранами войн, составление фотоотчетов, оформление альбомов о проведенной работе.

9). Незабываемые встречи ( с ветеранами). Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и войн в горячих точках, проведение уроков Мужества, совместных участий в митингах, шествиях, пробегах и т.д.
10). Навыки литературно-краеведческой деятельности.

Составление вопросника и запись воспоминаний рассказчика; паспортизация записи; анализ собранного материала; нахождение в них краеведческих элементов; умение вести дневник, подготовить доклад на заданную тему; умение выразительно читать стихи поэта. Умение работать с книгой и другими литературными источниками. Умение работать в музее: слушать и конспектировать беседу экскурсовода; самостоятельно разбираться в экспозиции музея и работать выборочно по заданной теме; при необходимости конспектировать содержание экспозиции музея.


11). Навыки культурно-просветительской деятельности.
Организация и проведение встреч и вечеров. Проведение литературно-краеведческих викторин, конкурсов, выпуск стенгазет, посвященных истории ВОВ.

12). История солдата.

Потомки ветеранов, местные жители, которые знали ветеранов, запись воспоминаний.

13). Наше село в годы войны - в художественной и мемуарной литературе.

VI. Организация экскурсий и сетевого взаимодействия

Главная задача данного направления – вовлечение в работу значительного числа школьников, учителей, родителей учащихся.

1.Организовать экскурсию в г. Москва Музей Победы в Великой Отечественной войне.

2.Организация экскурсий по экспозициям музея для учащихся школы, гостей и жителей поселения.

3.Создать в сети Интернет сайт школьного музея.

4.Оборудование школьного музея витринами для размещения музейных предметов.

5. Сотрудничество с музеями других школ и регионов, с общественными организациями.

6. Работа с Советом ветеранов и воинами Боевого Братства.

V. Ожидаемые результаты:

1. Удовлетворение потребностей общения детей в неформальном общении, реализация творческого потенциала школьников, увеличение количества учащихся, желающих участвовать в поисковой деятельности.

2. Создание условий для активной жизненной позиции через встречи, беседы, совместные мероприятия.

3. Активизация поисково-исследовательской деятельности учащихся. Привлечение более широкой общественности к сбору экспонатов и пополнению фонда школьного музея.

4. Обновление банка данных о ветеранах Великой Отечественной войны и участниках локальных войн.

5. Использование материалов музея на уроках, классных часах, внеклассных мероприятиях и родительских собраниях.

6. Составление сценариев, создание презентаций, фильмов, видеороликов по общешкольным мероприятиям, публикации в СМИ.

7. Оцифровать архивные материалы.

VI. Достигнутые результаты:

Проведено экскурсий - 220.

Количество участников - больше 1000 человек.

Количество мероприятий- 60.

Участие в конкурсах -29.

Вахта памяти – приведение в порядок памятников и захоронений, поздравление ветеранов, экскурсии в музеи, участие в акциях.

По материалам музея учащиеся пишут рассказы и сочинения, доклады и проекты, участвуют в конкурсах и конференциях.

VII. Методы работы:

Словесные - беседы, рассказ, объяснение.

Наглядные - фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты и др.

Игровые - игра-путешествие, викторины.

Репродуктивные - повторение, закрепление, обобщение материала.

Эвристический - поисковые задания.

Исследовательский – исследование, изучение находок, их описание.

VIII. Обеспечение:

Площадь музея: 25 м 2 . Экспозиций - 9. Фонд музея насчитывает – около 1000 экспонатов.

Учет и хранение фондов музея ведется в соответствии с предъявляемыми требованиями. Имеется книга описи фондов музея, все фонды хранятся в музее.

Перспектива развития музея – создание сайта школьных музеев. Благодаря Internet-ресурсам мы сможем найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом. Использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными.

Использование музея в образовательно-воспитательном процессе.

Музей – не просто хранилище экспонатов. Он должен работать, поддерживать связь поколений, воспитывать молодежь. Именно в этом мы видим главную задачу музея. Совет музея разработал программу работы музея. Эта программа создана на основе общеобразовательной программы школы. Главная задача программы – активное использование музея в образовательно-воспитательном процессе школы. Программа предусматривает дифференцированный возрастной подход в музейных мероприятиях. Школьникам каждой возрастной ступени предлагаются соответствующие экскурсии и мероприятия. Посещение музея и экскурсии включены в планы воспитательной работы классных руководителей.

30 ноября 2019г. на территории нашего поселения проходили работы по поиску захоронения в д.Тимашово и эксгумация могилы близ д.Стехино. Руководитель музея и один активист из учащихся присутствовали при раскопках. Ощущений и эмоций не передать словами!

22 декабря 2019г. группа учащихся школы с. Высокиничи с педагогами и группа краеведов из с. Тростье побывали в г. Подольск Московской области. Целью нашей поездки было посещение музея, созданного бойцами отряда поискового объединения "Память" под руководством Дмитрия Николаевича Шипилова.

Дмитрий Николаевич, поисковик с огромным стажем, рассказал нам о буднях бойцов поискового отряда. Тяжелая работа, но такая необходимая! Возвращение имен солдат из забвения.

В тот день наш музей пополнился новыми экспонатами .

В канун Дня Победы 7 мая 2020 г. останки двух бойцов РККА были торжественно преданы земле.

За время существования музея была проведена огромная работа: поиск информации о наших земляках, участниках Великой Отечественной войны, о воинах 60-й стрелковой дивизии под командованием М. Зашибалова, защищавших нашу столицу и сложивших головы за нашу землю. Важную роль играет поиск оригинальных материалов - фотографий и документов, предметов. Я понимаю, что прошло много времени, многое утеряно, но надо приложить все усилия, чтобы сохранить память о защитниках Отечества на том последнем рубеже защиты Москвы.

Данный проект может быть реализован не только в нашей школе, но и в любой другой, где есть заинтересованность краеведческой работой. Материалы проекта могут использоваться для расширения дополнительного образования учащихся, при создании новых школьных музеев, а также в качестве дополнительного информационного источника при подготовке учебных занятий с использованием региональных программ для школ Калужской области.


-75%


5 мая воспитанники детского сада №3 посетили наш школьный музей боевой и трудовой славы. Экскурсию провела Илюшкина В.М - руководитель музея. В музее хранятся фотографии, документы и личные вещи солдат - земляков, которые нашли члены поискового отряда "Шаг за Шагом". Малыши слушали рассказы о Великой Отечественной войне, о героических подвигах земляков на фронте и в тылу, о боевых наградах, внимательно рассматривали экспонаты. Данная экскурсия никого не оставила равнодушным и дала ребятам бесценные сведения о великом подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны. Гордость за свой народ, за свою страну, уважительное отношение к старшему поколению.

Читайте также: