Порядок изучения букв в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.

Обучение грамоте многими педагогами и родителями воспринимается лишь, как процесс обучения чтению, это слишком узкое представление данного вопроса.

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

Сформированность звуковой стороны речи , т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с.з.ц), шипящих (ш, ж), африкатов (ч, щ), соноров (л, р);

Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.

Этапы работы по обучению грамоте.

Подготовительный этап. Знакомство с неречевыми звуками.

Начинается работа со знакомства с неречевыми звуками. На этом этапе даётся понятие "звук".

сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек).

Предлагаемые игры:

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание.

Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец.

И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:

паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;

гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;

домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.

I этап . Знакомство с гласными звуками.

hello_html_1900974d.jpg

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [и]. Детям рассказываем, что ослик везет тяжелую тележку и кричит И-И-И. Дальше спрашиваем у детей, как кричит ослик? Дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы растягиваются в улыбке (используем символ). Рассматривая артикуляцию звука, выясняем, что воздух не встречает препятствия, значит этот звук гласный (используем кружок красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос, его можно петь. Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.

hello_html_6cf05b84.jpg

Предлагаемые игры:

"Назови звук": логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его.

"Покажи звук": логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ.

"Назови слова со звуком [а], [о] и т.д."

После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук:

"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, в название которых есть звук [о], а Ане - звук [а].

На этом этапе учим детей слышать гласные звуки, например звук [а]

в ряду других звуков: а , у, и, а, а, о

в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас.

в ряду слов: аист , усы, артист, осы

в тексте: А ня с А ликом гуляли, в с а ду а стры соби ра ли.

На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:

Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом;

Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;

В середине слова.

Для этого используем пособие - звуковые линейки.

На этом этапе вводится простейший звуковой анализ слов (ау, уа, иа), выясняется количество звуков, порядок, характеристика. Рассмотрим слово АУ. Дети проговаривают слово, определяют первый звук, второй звук. Дают характеристику каждому звуку. Определяют количество звуков в слове и их последовательность. Каждый звук обозначается соответствующей буквой, после этого слово прочитывается.

II этап. Знакомство с согласными звуками.

hello_html_m7a082b3e.jpg

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м]- согласный, звонкий, твёрдый.

Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М. (Используем карточки-символы звуков З.Е. Агранович). Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие – губы, значит звук- согласный.

Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "звенит", значит, звук звонкий, если нет - глухой.

Если горлышко звенит,

Значит звонкий звук бежит.

В данном случае звук [м]- звонкий (используем символ – колокольчик). Для обозначения твёрдости или мягкости используются символы: орех – твёрдый, облачко – мягкий.

Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.

Знакомство с буквами.

Помогаем запомнить букву через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

hello_html_244b0bf8.jpg

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы:

Покатилось колесо, превратилось в букву О;

У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У;

А – как лесенка стоит, начинает алфавит;

Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком;

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.

hello_html_m46f0b44.jpg

При знакомстве с согласными звуками ведётся работа по звуковому анализу:

обратных слогов (ум, он, ам, ан);

прямых слогов (му, на, но);

односложных слов без стечения согласных (дом, дым, кот);

двусложных слов с прямыми открытыми слогами (кино, вата, духи);

односложных со стечением согласных (стол, крот, мост);

двусложных слов со стечением согласных (скала);

трёхсложных слов с прямыми открытыми слогами (малина).

Слово для звукового анализа мы берем из лексической темы, которую проходим в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова ЗИМА (появляется картинка зима). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

назвать количество звуков в слове;

назвать звуки по-порядку;

сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;

назвать первый звук, последний, третий.

hello_html_52ffaa66.jpg

После подробного звукового анализа слова, обозначаем каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетание.

Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он чувствует свой успех от выполнения каждого задания.

Консультацию подготовила учитель-логопед: Шкурова О.В.

З.Е. Агранович. В помощь логопедам и родителям. Санкт-Петербург, 2007.

С.П. Цуканова, Л.А. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Москва, 2008.

На определенном этапе обучения грамоте дети переходят от собственно звукового анализа к звуко–буквенному. При данном переходе необходимо соблюдать определенную последовательность введения каждой новой буквы.

ВложениеРазмер
posledovatelnost_izucheniya_bukv.doc 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА И ПРАВИЛА ИХ НАПИСАНИЯ.

На определенном этапе обучения грамоте дети переходят от собственно звукового анализа к звуко–буквенному. При данном переходе необходимо соблюдать определенную последовательность введения каждой новой буквы.

Способ обозначения твердости-мягкости согласных звуков зависит от позиции, которую занимает данный звук: перед гласной или не перед гласной. В первой из названных позиций твердость или мягкость согласного звука обозначается гласной буквой, во второй – мягким знаком или его отсутствием.

Таким же образом дети узнают, что и буквы Е, Ю, Ё могут обозначать в словах два звука.

Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое название воспитателем и детьми звука [ й ].

Большинство согласных букв русского алфавита обозначают два звука (согласный твердый и согласный мягкий). Сначала дети знакомятся именно с такими согласными буквами. С ними составляют слоги – слияния и закрепляют умение обозначать твердость – мягкость согласного с помощью гласной буквы.

С разделительной функцией твердого и мягкого знаков следует ознакомить детей только тогда, когда они узнают все буквы алфавита.

Данный порядок изучения букв позволяет наиболее полно раскрыть особенности русской графики, понять соотношение букв и основных звуковых единиц на уровне обобщений, в определенной системе.

В какой последовательности нужно учить с ребёнком буквы, чтобы он запомнил их быстро и правильно? Однозначного ответа нет, потому что все дети разные. С одним ребёнком мама занимается по классическому букварю и все хорошо, а другому ребёнку покупают уже пятую азбуку, но буквы запоминаются с большим трудом или не запоминаются вообще.

Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок легко запоминал буквы и одновременно учился читать по слогам, следуйте простым правилам.

6 рекомендаций, как правильно учить с ребёнком буквы

1. Не учите с ребёнком буквы в алфавитном порядке

2. Отдельно запоминайте гласные и согласные

Когда ребёнок хорошо запомнит эти гласные - можете переходить к остальным.

Они легко выделяются в начале и в конце слова. Но главное – из них просто составлять слоги. Возможность протяжного произношения этих звуков позволяет постепенно переключаться с одного способа артикуляции на другой, с чтения согласного на чтение гласного.

5. Не учите букву – учите звук!

6. Перед покупкой нового букваря хорошо его изучите

Картинки должны четкими, яркими, буквы–крупными. Если на страницах вам попадаются непонятные, сложные задания – лучше не берите такую книгу.

Хорошо будет, если вы найдёте букварь с не алфавитным порядком изучения букв, а если не найдёте, то вам помогут простые упражнения, о которых мы рассказываем дальше.

5 весёлых упражнений, чтобы быстрее запомнить русские буквы

1. Используйте ассоциации

На что похожа буква?

Кто делает так?

Ассоциации помогают ребёнку связывать определенные образы с буквами и легче их запоминать. Обязательно прочтите нашу статью, как правильно использовать ассоциативную технику в обучении . Это статья будет вашим помощником.

2. Составляйте буквы из рук и делайте буквы своими руками

Буквы из пальцев

Попробуйте с ребёнком очень забавную игру с пальчиками. Это упражнение поможет запомнить новую букву интересным способом, а заодно улучшит работу мозга и разовьёт пространственное мышление и речь.

Вашему ребёнку точно понравится такая игра! Попробуйте и другие очень интересные и полезные игры для развития мозга детей. Примеры игр смотрите здесь.

Буквы своими руками

Это упражнение поможет закрепить выученные буквы. Смысл в том, чтобы ребёнок сам сложил букву из подручных предметов.

Если вы занимаетесь дома, откройте в букваре страницу с буквой, которую сейчас изучаете и попросите ребёнка выложить её рядом, например, из ложек или карандашей, а потом произнести её вслух.

На улице можно воспользоваться обычными палочками или камушками. Напишите букву на земле, чтобы у ребёнка перед глазами был пример и попросите выложить такую же из палочек или камней рядом, или по контуру.

Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.

Порядок изучения букв может быть следующим:

А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ

Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.

Какой буквы не стало.

Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы. Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.

Угадай, какая буква?

1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.

2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.

Почини букву.

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.

Пусть обучение будет легким, интересным и веселым!

Логопед – дефектолог, специалист высшей категории, Яшкина Е. Н.

Звуки и буквы. Как их правильно изучать.

Предложенные рекомендации и приемы, думаю, станут хорошим подспорьем при изучении букв с детьми.

Порядок изучения букв может быть следующим:

А, О, У, И, Э, Ы, Н, Т, К, М, С, В, П, Л, Р, З, Б, Д, Г, Ф, Ш, Ж, Щ, Ч, Ь, Е, Я, Ю, Х, Ъ

Существует много разнообразных приемов, помогающих детям лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, вырезать из цветной бумаги и т. д.

После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв можно поиграть с ним в следующие игры.

Какой буквы не стало.

Для этой игры можно использовать самостоятельно приготовленные буквы или любую разрезную азбуку. Взрослый выкладывает на столе 3 – 4 буквы. Ребенку предлагается назвать их и запомнить, в какой последовательности они расположены. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Также можно поменять буквы местами, ребенок должен восстановить порядок.

Угадай, какая буква?

1 Нужно на ощупь определить, какая буква находится, например, в мешочке или на столе. Для этой игры подходят пластмассовые буквы.

2 Задуманную букву рисуем в воздухе ручкой, ребенок отгадывает, что это за буква. Во время этой игры взрослый должен стоять к ребенку спиной, чтобы не сработал эффект зеркальности.

Почини букву.

Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку и т. д.

Читайте также: