Опера африканка краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Опера в пяти действиях Джакомо Мейербера на либретто (по-французски) Огюстина Эжена Скриба.
Часто исполняется по-итальянски.

Оригинальное название — `L`Africaine`

Опера в пяти действиях Джакомо Мейербера на либретто (по-французски) Огюстина Эжена Скриба.
Часто исполняется по-итальянски.

ДОН ПЕДРО, председатель королевского совета (бас)
ДОН АЛЬВАР, член совета (тенор)
ДОН ДИЕГО, также член совета (бас)
ИНЕСА, его дочь (сопрано)
АННА, ее служанка (меццо-сопрано)
ВАСКО ДА ГАМА, офицер португальского флота (тенор)
СЕЛИКА, индийская невольница (сопрано)
НЕЛУСКО, индийский невольник (баритон)
ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР ЛИССАБОНА (бас)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ БРАМЫ (баритон)

Время действия: около 1500 года.
Место действия: Лиссабон, Индия и океан между ними.
Первое исполнение: Париж, 8 апреля 1865 года.

Зал Верховного королевского совета в Лиссабоне. Незадолго до встречи королевского советника Португалии в Лиссабоне дочь одного из членов совета, Инеса, признается в арии своей служанке Анна, что глубоко надеется на скорое возвращение из дальнего плавания целой и невредимой флотилии Бартоломео Диаса, ведь она влюблена в Васко да Гама, молодого офицера, принимающего участие в этой экспедиции.

Отец Инесы, дон Диего, приносит ей первую плохую новость: король выбрал ей жениха в лице дона Педро, председателя королевского совета, человека, к которому она питает глубокое отвращение. Далее выясняется, что самому дону Диего нравится этот союз, и дочь должна подчиниться выбору короля и отцовской власти. Другая плохая новость приходит от самого дона Педро. Он сообщает Инесе, что экспедиция Диаса погибла практически со всеми членами команды во время кораблекрушения. И, отвечая на расспросы Инесы, дон Педро, просматривая список погибших офицеров, подтверждает, что Васко да Гама значится среди них. В этот момент исполняется терцет, в котором — на одной стороне сцены — дон Диего пытается утешить свою скорбящую дочь, при этом прося ее не возбуждать подозрения ее нового жениха, а тем временем дон Педро — на другой стороне сцены — поет об этих самых подозрениях.

По знаку отца Инеса удаляется. В зал входит в полном составе совет, все в военном облачении. Начинается короткая церемония открытия заседания — звучит мощный мужской хор в честь Великого инквизитора, возглавляющего обскурантистов Португалии. На заседании совета обсуждается вопрос: следует ли посылать взамен погибшей новую экспедицию для открытия Индии. Великий инквизитор категорически против каких бы то ни было новых, столь же значительных трат денег и усилий. Дон Педро со своей стороны, ссылаясь на поддержку короля, убеждает в том, что необходимо сделать все, чтобы найти остатки экспедиции Диаса, а дон Альвар, один из самых молодых членов совета, делает сенсационное заявление о том, что не все погибли и один из спасшихся членов экспедиции ждет, чтобы его выслушали.

Этот спасшийся в кораблекрушении не кто иной, как бесстрашный молодой моряк Васко да Гама. Дон Педро и дон Диего смущены. Васко в волнении описывает обстоятельства гибели спутников Диаса и рассказывает, что он чудом спасся, что первым проник в неведомую страну и, несмотря на страдания и лишения, изучил этот богатый край. Он горячо ратует за то, чтобы была снаряжена новая экспедиция. Дискуссия продолжается. Великий инквизитор категорически выступает против, и вот-вот его мнение возобладает. Тогда Васко пускает в ход свою козырную карту. Это двое темнокожих молодых чужестранцев — Селика и Нелуско. Они держатся с необычайным достоинством. Несмотря на название оперы, Селика в действительности индийская королева, Нелуско — ее придворный, влюбленный в нее. Они были захвачены как рабы неподалеку от Мыса штормов, но кроме этих скудных сведений Селика не скажет ничего. Однако ее полные страсти взгляды, которые она бросает на Васко, и ярость Нелуско, когда он их замечает, красноречиво говорят о том, кто в кого влюблен. Тем временем Васко указывает, что эти плененные доказывают тот факт, что за Африкой имеется неизвестная земля, и стоит затратить силы и средства на посылку туда экспедиции.

На совете продолжается бурная дискуссия. В конце концов все возносят молитву о божественном провидении. После этого совет выносит свой вердикт, который оглашается Великим инквизитором: Васко да Гама сошел с ума и его прошение о снаряжении новой экспедиции отклонено. Васко негодует по поводу такого решения, он заявляет, что Колумба тоже считали сумасшедшим. Он называет членов совета поборниками тьмы и палачами. Совет возмущен. Великий инквизитор требует осуждения оскорбителя. Именем Папы он приговаривает Васко к пожизненному заключению. Вместе с Васко в камеру отправляются и двое индийцев.

Васко тоскует по Инесе, клянется ей в вечной любви и рассматривает карту, пытаясь найти путь в Индию. Селика показывает ему наиболее простой путь туда. Васко так обрадован этими сведениями (это было как раз то, что он предполагал с самого начала, говорит он), что заключает в объятия индийскую девушку. Селика несказанно счастлива, но к этому чувству примешивается чувство страха.

Очень сложные декорации требуются для этого действия, которое происходит на борту флагманского корабля флотилии дона Педро, плывущей восточным путем в Индию. Почти все действие происходит на верхней палубе; внизу мы видим разные отсеки корабля с каютами для пассажиров.

Раннее утро чудесного дня в океане. Инеса беззаботно лежит, загорая на солнце. Селика и остальные сопровождающие ее девушки развлекают ее пением; их хор поет о приятном и легком путешествии. Дон Педро довольно глупо высказывается по поводу своих собственных способностей как навигатора; матросы хором запевают — как им и надлежит делать — свою матросскую песню. В конце концов все голоса и оркестр радостно сливаются в прекрасной молитве Св. Доминику, покровителю мореплавателей.

На самом деле Нелуско направляет корабль прямо на рифы. Именно так он в предыдущей экспедиции погубил корабли Диаса. Теперь он опасается, что его замысел может расстроиться, поскольку на горизонте появился корабль под португальским флагом и с него послана лодка с посланником. Этим гонцом оказывается сам Васко да Гама, отправившийся вдогонку за доном Педро. Явившийся на шлюпке Васко да Гама великодушно предупреждает дона Педро об опасности взятого им направления, но тот не верит и, иронизируя, говорит, что Васко привела на его корабль не забота о нем, доне Педро, а ревность к нему. Напрасно Васко пытается убедить его изменить курс, рассказывая, как в прошлый раз при аналогичных обстоятельствах, когда флотилия разбилась, на них напали полчища индийцев. Дон Педро не желает ничего слушать. Васко в отчаянии бросается на него с оружием в руках. На крики дона Педро появляется Нелуско, все это время подслушивавший их разговор. Вместе с несколькими матросами он обезоруживает Васко. Дон Педро приказывает матросам привязать Васко к мачте и расстрелять. Услышав голос Васко, из своих кают выбегают Инеса и Селика; они молят дона Педро пощадить Васко (Селика даже грозит ему кинжалом), но он непреклонен. В эпизоде, который в постановках оперы обычно опускается, Педро приказывает так же, как Васко, привязать к мачте и индийскую девушку и сечь ее — захватывающее сценическое действие, которое прерывается предупреждением о приближающейся буре. Педро не успевает казнить своего соперника — ураганный ветер бросает корабль на риф, и почти тут же индийские воины его захватывают и начинают безжалостно расправляться с мужчинами и женщинами. Бесполезны мольбы португальцев. Сцена завершается триумфальным мужским хором индийцев во славу Брамы.

Перед индусским храмом проходит процессия жрецов Брамы, балет исполняет танец - все приветствуют возвращение домой королевы Селики. Наставляемая первосвященником, она приносит клятву в верности местным законам и в том, что не разрешит ни одному чужестранцу вступить на священную землю Индустана. Но она слышит стоны португальских женщин, подвергаемых пыткам, и, в страхе узнать самое худшее, спрашивает о судьбе Васко.

Оставшись наедине с Васко, Селика рассказывает ему о том, что она сделала ради его спасения. Васко, очарованный и тронутый великодушием и любовью Селики, клянется ей в любви и называет себя ее супругом. Селика не верит своему счастью, она предается восторгу любви. После страстного любовного дуэта, который они поют, возвращаются жрецы и народ. Верховный жрец объявляет, что союз царицы с чужестранцем освящен богами. Вдруг из толпы слышится голос Инесы, призывающей Васко (она поет мелодию своей арии из первого действия), и он, как бы пробуждаясь от сладкого кошмара, в страстном порыве спешит к ней. Селика остается в великой скорби и отчаянии.

Сцена 1 (которая часто опускается) состоит главным образом из дуэта, который в саду Селики поют обе соперницы (Инесу привели сюда по приказу Селики). Хотя поначалу Селика намеревалась убить Инесу, она постепенно осознает, что обе они одинаково любят Васко, но его сердце принадлежит португалке. Тогда Селика призывает Нелуско и солдат и приказывает, чтобы Васко и Инесу проводили на корабль, готовый к отплытию в Португалию. Сама она отправится на мыс, чтобы оттуда наблюдать за отплытием корабля.

Сцена 2. На мысе Селика сначала обращается к морю — даже оно не столь глубоко, как ее горе, а затем к манзанилловому дереву, смертельный яд которого должен положить конец ее страданиям. Она собирает несколько цветков, вдыхает их смертоносный аромат и, погружаясь в транс, предается галлюцинациям: она видит себя снова в объятиях Васко, говорит с ним, верит, что любима им. Нелуско, пришедший слишком поздно, видит, что случилось. В отчаянии он срывает несколько ядовитых цветков для себя и умирает, счастливый, в объятиях женщины, которую он любил. Хор незримых духов (за сценой) поет о красоте загробной любви.

Postscriptum, касающийся реальных обстоятельств этого сюжета. Как подтверждают все исследования, Васко да Гама был руководителем первой португальской экспедиции, целью которой было достичь Индии морским путем. Это было в 1498 году, и у него действительно был помощник — лоцман-индус. Впоследствии вторая экспедиция под руководством дона Педро Кабраля (который случайно открыл в этом путешествии Бразилию) проделала тот же путь. Педро Кабраль оставил в Индии нескольких португальцев, чтобы они наладили там какое-нибудь производство. Все они были истреблены индусами. В 1502 году Васко вернулся в Индию, учинил страшную месть индусам, вернулся домой и женился на девушке, имя которой было не Инеса, а Катарина.

Африканка (Мейербер)

Джакомо Мейербер - французский и немецкий композитор с еврейскими корнями. При жизни был очень модным композитором. Но не выдержал конкуренцию с Вагнером, и выпал из обоймы знаменитостей. И лишь в XX веке интерес к его творчеству снова возрос. Джакомо считается одним из создателей большой французской оперы. В течение всей своей композиторской деятельности им были написаны 15 опер, а так же несколько кантат, много песен и романсов, несколько оркестровых пьес.

Первое действие повествует нам о событиях 1500 года. Весь Лиссабон ждет возвращение из далеких стран флотилии Бартоломео Диаса. С самым большим нетерпением ожидает приход кораблей дочь одного из чиновников, юная Инеса, ведь она скоро сможет увидеть своего возлюбленного Васко да Гама – молодого офицера. И это несмотря на то, что она знает, что уже обещана в жены дону Педро – председателю королевского совета. Скоро она узнает, что вся экспедиция погибла во время кораблекрушения. Девушка не находит себе места, она не знает, что единственный спасшийся после кораблекрушения Васко да Гама уже дает показания и описывает в зале советов богатую и удивительную страну. И даже предъявляет неоспоримые доказательства этого богатства – индийскую королеву Селику, которая уже тайно в него влюблена, и Нелуско – темнокожего чужестранца. Молодой офицер горячо убеждает создать еще одну экспедицию к невиданным берегам. Но его просьбу отвергают, а за острые высказывания в адрес членов совета, Васко да Гама отправляется в тюрьму.

Краткое содержание второго действия – в тюрьме в одной камере содержат Васко да Гама Селику и Нелуско. Чернокожий воин хочет убить офицера, но королева его останавливает. Она напомнила, что тот, кого он хочет убить, выкупил их на невольничьем рынке. Нелуско отступает. Даже в темнице Васко да Гама строит планы на возвращение в Индию. Внезапно в камеру входит Инеса со своим отцом и женихом. Она уговорила снарядить экспедицию, а дон Педро будет капитаном вместо Васко да Гама. Но цена за это – ее свобода. Влюбленные понимают, что разлучаются навсегда.

Третье действие переносит зрителей на борт корабля, который держит путь в далекую страну. Из-за плохого руководства флотилия уде потеряла два судна и теперь рискует разбить о рифы еще несколько кораблей. Никто не понимает, что это злой умысел Нелуско – чернокожего воина. Он так поступил и с первой экспедицией. Васко да Гама знает об этом, но его никто не хочет слушать. За эту клевету дон Педро приказывает

расстрелять офицера. Но ему не дают это сделать Инеса и Селика. Тем не мнение, капитан не преклонен и неизвестно чем бы все закончилось, если б не корабль не разбился о риф возле берегов Индии. Одновременно судно атакуют индийские воины, предупрежденные Нелуско.

В четвертом действии в индусском храме все приветствуют королеву Селику. Она рада, что вернулась домой, но обеспокоена судьбой пленников. Нелуско не спешит ей докладывать, что в живых остался только один - Васко да Гама. И тут воины заводят пленника. Он просит корабль и команду, чтобы уплыть и сообщить в Португалии об открытии такой красивой страны. Воины уже ждут приказа казнить пленника, но королева Селику объявляет его своим женихом и приказывает устроить бракосочетание. Васко да Гама объявляется королем. Но во время свадьбы из толпы выходит Инеса, и молодой офицер бросает королеву и спешит к своей возлюбленной.

Краткое содержание пятого заключительного действия: Селика понимает, насколько сильна любовь между двумя португальцами и дает распоряжение – снарядить корабль. Сама она решает покончить с собой и после отплытия корабля, вдыхает аромат смертельного цветка. Нелуско поздно приходит на место трагедии, он не хочет отпускать свою королеву, тоже принимает смертельную яд. А Васко да Гама со своей возлюбленной Инес плывут к своей счастливой судьбе.

Джакомо Мейербер / Giacomo Meyerbeer

АФРИКАНКА (L'africaine) — большая опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба, Ф. Фетиса и др. Впервые поставлена после смерти композитора; премьера: Париж, Императорская академия музыки, 28 апреля 1865 г.

Действующие лица:

  • Селика (сопрано)
  • Дон Диего, адмирал (бас)
  • Инес, его дочь (сопрано)
  • Васко да Гама (тенор)
  • Дон Альвар (тенор)
  • Нелуско (баритон)
  • Дон Педро, президент португальского Королевского Совета (бас)
  • Великий инквизитор (бас)
  • Верховный брамин (бас)
  • Анна, наперсница Инее (меццо-сопрано)
  • Докладчик, члены Совета, моряки, солдаты, служанки Инес, жрецы, индийцы

Действие происходит в Лиссабоне, на корабле и одном из островов восточного берега Африки на рубеже XV—XVI веков.

В зале португальского Королевского Совета Инес тревожно обсуждает со своей наперсницей Анной причину ее вызова сюда. Дон Диего сообщает, что король избрал ей супруга — дона Педро. Инес, любящая Васко да Гаму, горячо возражает. В зале появляются члены Совета во главе с доном Альваром и Великим инквизитором. После краткой молитвы вводят Васко, который рассказывает о гибели флота, посланного в Индию во главе с адмиралом Диасом, и просит снарядить корабль, обещая открыть новые владения для португальской короны. Его слова встречают насмешками, но Васко приказывает доставить двух захваченных им в Африке рабов, которые подтвердят его слова о богатых неведомых странах. Это Селика и влюбленный в нее Нелуско. От них требуют сказать, откуда они родом, поскольку видно, что они — не африканцы, но они гордо отказываются. После долгого, бурного разбирательства, члены Совета объявляют Васко, что его предложение отвергнуто, и он будет казнен за дерзость.

Васко томится в тюрьме. Полюбившая мореплавателя Селика хранит его сон, напевая колыбельную. Нелуско хочет убить соперника, но Селика видит в Васко спасителя, который избавил их от плена Она будит узника. Вознося моления Браме, Нелуско уходит. Васко мечтает о любимой Инес, о славе открывателя новых земель. Он намечает путь по карте, Селика подсказывает ему, куда нужно плыть, чтобы избежать гибели у опасных берегов и попасть на чудесный остров, полный сказочных богатств, — ее родину, ее царство. В восторге Васко говорит девушке, что душа его полна благодарности, что он любит ее любовью друга, но Селика понимает его слова как признание в иных, не дружеских чувствах. Она счастлива. В этот момент появляются Инес с Анной, дон Педро и дон Альвар. Дон Педро призывает невесту убедиться, что Васко любит Селику. Инее принесла приказ об освобождении, которое она вымолила для любимого. Васко клянется в любви к Инес. Селика в отчаянье. Инес тоже: ведь приказ она купила ценой обещания выйти замуж за дона Педро. Тот торжествует — не только Инес будет принадлежать ему, он станет во главе эскадры. Да Гама возмущен: плоды его трудов, проложенные им карты передадут другому, сопернику! Нелуско тайно обещает дону Педро помощь.

Корабль дона Педро. Одновременно видны палуба, каюты Инес и дона Педро. В каюту Педро входит дон Альвар, прибывший из Лиссабона, чтобы сообщить о предательстве Нелуско. Два корабля из трех, составивших эскадру дона Педро, уже погибли на скалах. Педро не хочет верить этому. Вбежавший Нелуско кричит, что близится буря, которая погубит корабль, если он не повернет к северу. Дон Педро дает команду плыть на север. Торжествующий Нелуско возвращается на палубу. По просьбе матросов он рассказывает им легенду, в которой пророчит всем гибель. Вдали видно португальское судно. Это Васко да Гама. Он предупреждает дона Педро об опасности: его корабль находится там, где погибла эскадра Диаса. Дон Педро считает, что соперник обманывает его и приказывает расстрелять Васко. Но казнь не успевает свершиться: корабль разбивается о скалы. Нелуско призывает сынов Шивы свершить возмездие. Островитяне призывают Браму.

На острове, где царствует Селика, величественный индуистский храм, роскошный дворец, множество памятников. Верховный брамин клянется Брамой, Вишну и Шивой в верности царице. Нелуско требует, чтобы и она поклялась быть верной их законам, которые требуют, чтобы ни один чужестранец не осквернил их земли своей ногой. Все входят в храм. Появляется чудом спасшийся Васко. Его окружают островитяне, чтобы вести на казнь, но их останавливает Селика. Она объявляет, что Васко спас ее от рабской доли, и в благодарность получил ее руку. Нелуско подтвердит это. Нелуско должен солгать, чтобы спасти врага и соперника: отказать Селике он не в силах. Верховный жрец призывает скрепить брачный союз в храме. Туда направляется торжественная процессия. Селика и Васко остаются одни, и Васко слышит, что он свободен: в эту ночь или на рассвете он сможет бежать на свой корабль. Только теперь Васко узнает, что Селика любит его беззаветно и готова пожертвовать собой ради его спасения. Он говорит, что не покинет ее. Селика счастлива. Великий брамин благословляет их.

В сады царицы солдаты приводят Инес. Теперь она — рабыня Селики. Царицу разрывает скорбь. Хотя Васко — ее супруг и не нарушит клятвы верности, сердце его принадлежит другой. Она приказывает Нелуско отвезти Васко и Инес на корабль.

Селика приходит на оконечность мыса. Здесь растет дерево мансанилл, аромат цветов которого приносит смерть. Глядя вдаль, на виднеющийся корабль да Гамы, она вдыхает ядовитый аромат. Вбегает Нелуско: он хочет спасти царицу, но она не может жить без любимого. Толпа индийцев появляется на мысу, но боится приблизиться к ядовитому дереву. Один Нелуско остается рядом с телом Селики и умирает у ее ног.

Джакомо Мейербер / Giacomo Meyerbeer

Большая опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба, Ф. Фетиса и др. Впервые поставлена после смерти композитора; премьера: Париж, Императорская академия музыки, 28 апреля 1865 г.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ДОН ПЕДРО, председатель королевского совета (бас)
ДОН АЛЬВАР, член совета (тенор)
ДОН ДИЕГО, также член совета (бас)
ИНЕСА, его дочь (сопрано)
АННА, ее служанка (меццо-сопрано)
ВАСКО ДА ГАМА, офицер португальского флота (тенор)
СЕЛИКА, индийская невольница (сопрано)
НЕЛУСКО, индийский невольник (баритон)
ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР ЛИССАБОНА (бас)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ БРАМЫ (баритон)

Время действия: около 1500 года.
Место действия: Лиссабон, Индия и океан между ними.
Первое исполнение: Париж, 8 апреля 1865 года.

ДЕЙСТВИЕ I

Зал Верховного королевского совета в Лиссабоне. Незадолго до встречи королевского советника Португалии в Лиссабоне дочь одного из членов совета, Инеса, признается в арии своей служанке Анна, что глубоко надеется на скорое возвращение из дальнего плавания целой и невредимой флотилии Бартоломео Диаса, ведь она влюблена в Васко да Гама, молодого офицера, принимающего участие в этой экспедиции.

Отец Инесы, дон Диего, приносит ей первую плохую новость: король выбрал ей жениха в лице дона Педро, председателя королевского совета, человека, к которому она питает глубокое отвращение. Далее выясняется, что самому дону Диего нравится этот союз, и дочь должна подчиниться выбору короля и отцовской власти. Другая плохая новость приходит от самого дона Педро. Он сообщает Инесе, что экспедиция Диаса погибла практически со всеми членами команды во время кораблекрушения. И, отвечая на расспросы Инесы, дон Педро, просматривая список погибших офицеров, подтверждает, что Васко да Гама значится среди них. В этот момент исполняется терцет, в котором — на одной стороне сцены — дон Диего пытается утешить свою скорбящую дочь, при этом прося ее не возбуждать подозрения ее нового жениха, а тем временем дон Педро — на другой стороне сцены — поет об этих самых подозрениях.

По знаку отца Инеса удаляется. В зал входит в полном составе совет, все в военном облачении. Начинается короткая церемония открытия заседания — звучит мощный мужской хор в честь Великого инквизитора, возглавляющего обскурантистов Португалии. На заседании совета обсуждается вопрос: следует ли посылать взамен погибшей новую экспедицию для открытия Индии. Великий инквизитор категорически против каких бы то ни было новых, столь же значительных трат денег и усилий. Дон Педро со своей стороны, ссылаясь на поддержку короля, убеждает в том, что необходимо сделать все, чтобы найти остатки экспедиции Диаса, а дон Альвар, один из самых молодых членов совета, делает сенсационное заявление о том, что не все погибли и один из спасшихся членов экспедиции ждет, чтобы его выслушали.

Этот спасшийся в кораблекрушении не кто иной, как бесстрашный молодой моряк Васко да Гама. Дон Педро и дон Диего смущены. Васко в волнении описывает обстоятельства гибели спутников Диаса и рассказывает, что он чудом спасся, что первым проник в неведомую страну и, несмотря на страдания и лишения, изучил этот богатый край. Он горячо ратует за то, чтобы была снаряжена новая экспедиция. Дискуссия продолжается. Великий инквизитор категорически выступает против, и вот-вот его мнение возобладает. Тогда Васко пускает в ход свою козырную карту. Это двое темнокожих молодых чужестранцев — Селика и Нелуско. Они держатся с необычайным достоинством. Несмотря на название оперы, Селика в действительности индийская королева, Нелуско — ее придворный, влюбленный в нее. Они были захвачены как рабы неподалеку от Мыса штормов, но кроме этих скудных сведений Селика не скажет ничего. Однако ее полные страсти взгляды, которые она бросает на Васко, и ярость Нелуско, когда он их замечает, красноречиво говорят о том, кто в кого влюблен. Тем временем Васко указывает, что эти плененные доказывают тот факт, что за Африкой имеется неизвестная земля, и стоит затратить силы и средства на посылку туда экспедиции.

На совете продолжается бурная дискуссия. В конце концов все возносят молитву о божественном провидении. После этого совет выносит свой вердикт, который оглашается Великим инквизитором: Васко да Гама сошел с ума и его прошение о снаряжении новой экспедиции отклонено. Васко негодует по поводу такого решения, он заявляет, что Колумба тоже считали сумасшедшим. Он называет членов совета поборниками тьмы и палачами. Совет возмущен. Великий инквизитор требует осуждения оскорбителя. Именем Папы он приговаривает Васко к пожизненному заключению. Вместе с Васко в камеру отправляются и двое индийцев.

ДЕЙСТВИЕ II

Васко тоскует по Инесе, клянется ей в вечной любви и рассматривает карту, пытаясь найти путь в Индию. Селика показывает ему наиболее простой путь туда. Васко так обрадован этими сведениями (это было как раз то, что он предполагал с самого начала, говорит он), что заключает в объятия индийскую девушку. Селика несказанно счастлива, но к этому чувству примешивается чувство страха.

ДЕЙСТВИЕ III

Очень сложные декорации требуются для этого действия, которое происходит на борту флагманского корабля флотилии дона Педро, плывущей восточным путем в Индию. Почти все действие происходит на верхней палубе; внизу мы видим разные отсеки корабля с каютами для пассажиров.

Раннее утро чудесного дня в океане. Инеса беззаботно лежит, загорая на солнце. Селика и остальные сопровождающие ее девушки развлекают ее пением; их хор поет о приятном и легком путешествии. Дон Педро довольно глупо высказывается по поводу своих собственных способностей как навигатора; матросы хором запевают — как им и надлежит делать — свою матросскую песню. В конце концов все голоса и оркестр радостно сливаются в прекрасной молитве Св. Доминику, покровителю мореплавателей.

На самом деле Нелуско направляет корабль прямо на рифы. Именно так он в предыдущей экспедиции погубил корабли Диаса. Теперь он опасается, что его замысел может расстроиться, поскольку на горизонте появился корабль под португальским флагом и с него послана лодка с посланником. Этим гонцом оказывается сам Васко да Гама, отправившийся вдогонку за доном Педро. Явившийся на шлюпке Васко да Гама великодушно предупреждает дона Педро об опасности взятого им направления, но тот не верит и, иронизируя, говорит, что Васко привела на его корабль не забота о нем, доне Педро, а ревность к нему. Напрасно Васко пытается убедить его изменить курс, рассказывая, как в прошлый раз при аналогичных обстоятельствах, когда флотилия разбилась, на них напали полчища индийцев. Дон Педро не желает ничего слушать. Васко в отчаянии бросается на него с оружием в руках. На крики дона Педро появляется Нелуско, все это время подслушивавший их разговор. Вместе с несколькими матросами он обезоруживает Васко. Дон Педро приказывает матросам привязать Васко к мачте и расстрелять. Услышав голос Васко, из своих кают выбегают Инеса и Селика; они молят дона Педро пощадить Васко (Селика даже грозит ему кинжалом), но он непреклонен. В эпизоде, который в постановках оперы обычно опускается, Педро приказывает так же, как Васко, привязать к мачте и индийскую девушку и сечь ее — захватывающее сценическое действие, которое прерывается предупреждением о приближающейся буре. Педро не успевает казнить своего соперника — ураганный ветер бросает корабль на риф, и почти тут же индийские воины его захватывают и начинают безжалостно расправляться с мужчинами и женщинами. Бесполезны мольбы португальцев. Сцена завершается триумфальным мужским хором индийцев во славу Брамы.

ДЕЙСТВИЕ IV

Перед индусским храмом проходит процессия жрецов Брамы, балет исполняет танец - все приветствуют возвращение домой королевы Селики. Наставляемая первосвященником, она приносит клятву в верности местным законам и в том, что не разрешит ни одному чужестранцу вступить на священную землю Индустана. Но она слышит стоны португальских женщин, подвергаемых пыткам, и, в страхе узнать самое худшее, спрашивает о судьбе Васко.

Оставшись наедине с Васко, Селика рассказывает ему о том, что она сделала ради его спасения. Васко, очарованный и тронутый великодушием и любовью Селики, клянется ей в любви и называет себя ее супругом. Селика не верит своему счастью, она предается восторгу любви. После страстного любовного дуэта, который они поют, возвращаются жрецы и народ. Верховный жрец объявляет, что союз царицы с чужестранцем освящен богами. Вдруг из толпы слышится голос Инесы, призывающей Васко (она поет мелодию своей арии из первого действия), и он, как бы пробуждаясь от сладкого кошмара, в страстном порыве спешит к ней. Селика остается в великой скорби и отчаянии.

ДЕЙСТВИЕ V

Сцена 1 (которая часто опускается) состоит главным образом из дуэта, который в саду Селики поют обе соперницы (Инесу привели сюда по приказу Селики). Хотя поначалу Селика намеревалась убить Инесу, она постепенно осознает, что обе они одинаково любят Васко, но его сердце принадлежит португалке. Тогда Селика призывает Нелуско и солдат и приказывает, чтобы Васко и Инесу проводили на корабль, готовый к отплытию в Португалию. Сама она отправится на мыс, чтобы оттуда наблюдать за отплытием корабля.

Сцена 2. На мысе Селика сначала обращается к морю — даже оно не столь глубоко, как ее горе, а затем к манзанилловому дереву, смертельный яд которого должен положить конец ее страданиям. Она собирает несколько цветков, вдыхает их смертоносный аромат и, погружаясь в транс, предается галлюцинациям: она видит себя снова в объятиях Васко, говорит с ним, верит, что любима им. Нелуско, пришедший слишком поздно, видит, что случилось. В отчаянии он срывает несколько ядовитых цветков для себя и умирает, счастливый, в объятиях женщины, которую он любил. Хор незримых духов (за сценой) поет о красоте загробной любви.

Postscriptum, касающийся реальных обстоятельств этого сюжета. Как подтверждают все исследования, Васко да Гама был руководителем первой португальской экспедиции, целью которой было достичь Индии морским путем. Это было в 1498 году, и у него действительно был помощник — лоцман-индус. Впоследствии вторая экспедиция под руководством дона Педро Кабраля (который случайно открыл в этом путешествии Бразилию) проделала тот же путь. Педро Кабраль оставил в Индии нескольких португальцев, чтобы они наладили там какое-нибудь производство. Все они были истреблены индусами. В 1502 году Васко вернулся в Индию, учинил страшную месть индусам, вернулся домой и женился на девушке, имя которой было не Инеса, а Катарина.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

История создания

Музыка

На сцену выводятся два основных представителя индийцев: верная, любящая Селика (ей отданы симпатии авторов) и мятежный, коварный, ненавидящий белых Нелюско. Селика любит Васко да Гаму, но его сердце принадлежит белой женщине, донне Инес. Селика жертвует своим счастьем, не находя сил пережить разлуку с любимым. В то время как корабль Васко да Гамы удаляется, увозя его в Португалию, она вдыхает аромат ядовитой мансаниллы (если верить Скрибу и Мейерберу, так обычно кончают жизнь самоубийством в Индии или Африке).

Читайте также: