Пооперационные карты в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

В дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и начинают формироваться творческие способности. Это обусловлено тем, что человек с такими способностями может находить оригинальные и нестандартные, но эффективные решения различных проблем, способен создавать в духовном и материальном плане значимые продукты, что способствует развитию в общем.

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка приобрела особую актуальность. Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Считается, что творческий потенциал, заложенный в 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти. ФГОС ДО акцентирует внимание на деятельностном развитии детей. То есть все в жизни и в нашем взаимодействии с детьми должно основываться на деятельностном подходе. Педагоги должны организовать развивающую среду таким образом, чтобы приобщить детей к разным видам деятельности, и через эту деятельность развивать их.

Наряду с пооперационными картами в дошкольных учреждениях применяются алгоритмы и схемы. На первый взгляд, эти понятия синонимичны, однако они имеют ряд отличий. Рассмотрим более подробно каждый вид.

1. Схемы. Для детей большую сложность представляют изготовление поделок из различных материалов. В этом случае огромную пользу могут оказать схемы – пошаговые инструкции по изготовлению поделок. Важно, чтобы схемы были простыми, доступными для детей в соответствии с возрастом. Схемы на первом этапе должны изготавливаться совместно с детьми, чтобы педагог объяснил последовательность изготовления предмета в виде рисунка, схематических изображений. Схема – это процесс, или подробный ряд шагов, необходимых для получения определенного результата. То есть дети видят готовую поделку и схематическое пошаговое изображение ее изготовления.

2. Алгоритм – это определенная последовательность действий выполнения работы, которая приводит к достижению того или иного результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие того, которое приведет к решению поставленной задачи. Задается алгоритм с помощью условного знака – стрелки.

Сходство пошаговых схем и алгоритмов в том, что дети видят, что они будут делать, и они легки в применении. Но схема более понятна по сравнению с алгоритмом, проста в создании, построение алгоритма является более сложным.

В нашей группе сначала появились пошаговые схемы изготовления поделок, совместно с детьми сделали зарисовки – пошаговое изготовление работы. Схемы поделок подбирались в соответствии с тематическими неделями. В старшей группе, когда дети освоили схемы, стали вводить алгоритмы изготовления работы. Пооперационные карты составлялись постепенно. Сначала по изодеятельности – рисование, затем по лепке. Дети сначала рассматривали схемы, алгоритмы изготовления работы, затем стали спрашивать, для чего это, как пользоваться этими картами. Начинали рисовать, лепить. Детям очень понравилось выполнять работы по схемам. Я решила внести схемы изготовления поделок по аппликации. Собирала материал по тематическим неделям, потом подключила раздел ручного труда. В работе использовали разные бросовые материалы.

Пооперационные карты по оригами для детей старшего дошкольного возраста









использовать в работе пооперационную карту.





















Развитие детей дошкольного возраста с помощью оригами.

Развитие детей дошкольного возраста с помощью оригами. Пестрые и яркие игрушки, различные конструкторы не занимают детей на долгое время. Это происходит потому что ребенок хочет творить сам. Ему.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста Цель : Развивать интеллектуальные способности детей, приобщать детей к миру загадок, ребусов и сказок, воспитывать чувство коллективизма.

В дошкольном возрасте закладываются основы развития личности и начинают формироваться творческие способности. Ч еловек с такими способностями может находить оригинальные и нестандартные, но эффективные решения различных проблем.

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка очень актуальн а . ФГОС ДО акцентирует внимание на деятельностном развитии детей. То есть все в жизни и в нашем взаимодействии с детьми должно основываться на деятельностном подходе. Педагоги должны организовать развивающую среду таким образом, чтобы приобщить детей к разным видам деятельности, и через эту деятельность развивать их.

Наряду с пооперационными картами в дошкольных учреждениях применяются алгоритмы и схемы

1. С хемы – пошаговые инструкции . Например, д ля детей большую сложность представляют изготовление поделок из различных материалов. В этом случае огромную пользу могут оказать схемы по изготовлению поделок. Важно, чтобы они были простыми, доступными для детей в соответствии с возрастом. Схема – это процесс, или подробный ряд шагов, необходимых для получения определенного результата. То есть дети видят готовую поделку и схематическое пошаговое изображение ее изготовления.

2. Алгоритм – это определенная последовательность действий выполнения работы, которая приводит к достижению результата. Составляя алгоритм, детально прописывают каждое действие того, которое приведет к решению поставленной задачи. Задается алгоритм с помощью условного знака – стрелки. Сходство пошаговых схем и алгоритмов в том, что дети видят, что они будут делать, и они легки в применении. Но схема более понятна по сравнению с алгоритмом.

Пооперационная карта должна быть составлена в соответствии с возрастом детей. Чем меньше ребенок, тем меньше условных обозначений – 2-4 действия, в старшем возрасте до 7.

Главный принцип составления карты – от простого к сложному. Обязательно нужно обозначать конечный результат – ребенок должен видеть, к чему стремиться. Пооперационные карты постепенно усложняются, один из этапов работы заменяется вопросительным знаком, что стимулирует детское мышление, заставляет детей думать, предполагать, выстраивать определенные связи.

Использование пооперационных карт и схем отражают последовательность действий ребенка в различных видах деятельности. Это помогает воспитывать у детей инициативу и самостоятельность .

В нашей группе сначала появились пошаговые схемы изготовления поделок – пошаговое изготовление работы. Схемы поделок подбирались в соответствии с тематическими неделями. В старшей группе, когда дети освоили схемы, стали вводить алгоритмы изготовления работы. Сначала по рисованию , затем по лепке. Дети сначала рассматривали схемы, алгоритмы изготовления работы, затем стали задавать вопросы , а потом н ачинали рисовать, лепить. Детям очень нравится выполнять работы по схемам.

Затем я разработала пооперационные карты – карта включает элементы образовательной деятельности и подготовку к ней. Взяв карту, ребенок должен рассмотреть то, что будет делать. Сам выбрать материалы и необходимые инструменты , способ действия и сделать ее по одному из вариативных образцов. Такие карты помогают организовать деятельность детей не только в уголке творчества, но и в уголке экспериментирования. Эти уголки мы наполняем картотеками пооперационных карт вместе с детьми .

Дети проявляют заинтересованность, активность, с интересом выполняют задания педагога и радуются своим успехам. А значит, у них есть стремление развивать творческий потенциал, познавать окружающий мир, и педагог способствует этому через развитие таких качеств личности, как активность, доброжелательность, любознательность, самостоятельность.

Своевременное развитие инициативы и самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

2. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1998.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1999.

4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М., 2001.

5. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 2. – 359 с.

Все мы знаем, что дети от природы исследователи. Как же иначе? Каким образом еще может малыш понять назначение предмета, если не попробовать его на вкус, на ощупь, не постучать предметом, не кинуть его… От рождения органы чувств помогают людям познать окружающий мир. Стремление манипулировать предметами так же имеет немаловажное значение.

В то же время взрослым хочется, чтобы ребенок ничего не ломал, не пачкал одежду. Дети растут, начинают понимать речь. И вот, получается так, что по требованию взрослого, ребенок перестает на практике познавать мир. Маленький человек перестает ощущать прохладу песка на ладошках, радость от найденного причудливого камушка, восторг от распустившихся первых весенних цветов. Ребенок, не успев ощутить все многообразие мира, становится эмоционально черствым.

Использование пооперационных карт в исследовательской деятельности ДОУ, использование пооперационных карт в детском саду.

Использование пооперационных карт в исследовательской деятельности ДОУ, использование пооперационных карт в детском саду.

Я на протяжении свей своей педагогической практики за то, чтобы ребенок самостоятельно стремился получать и получал знания, исследуя окружающий мир. Для этих целей я разработала пооперационные карты к опытам и экспериментам, предлагаемым в пособиях к программам для дошкольников четвертого года жизни. Исключила опыты, допустимые для проведения только взрослыми (горение, резание ножом), в присутствии взрослого (работа с ножницами).

На следующем этапе ставлю пооперационную карту с изображением уже трех других предметов, но таким же действием (подуть). Предметы не ставлю в уголок наблюдения. Заинтересовавшийся ребенок самостоятельно будет находить предложенные предметы. Такое познавательное действие вызывает интерес к самостоятельному исследовательскому процессу. Дети начинают предлагать друг другу подобные задания с другими предметами.

Таким образом, предлагаемые мной пооперационные карты стимулируют детей к самостоятельным познавательным действиям, развитие у них познавательного интереса, воображения и творческой активности.

Читайте также: