Актуальность адаптивной физической культуры в доу

Обновлено: 09.07.2024

“Детский сад комбинированного вида № 24” – первый в городе Краснодаре открыл группы для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. В настоящее время ДОУ посещают не только дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, но и дети-инвалиды, имеющие тяжелые нарушения в развитии. На базе детского сада функционируют группы кратковременного пребывания “Особый ребенок”.

Для получения обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии воспитания, создана система специального образования. Однако некоторая часть этих детей может обучаться в коллективе здоровых сверстников. Это, так называемое, интегрированное обучение. Реализацию интегрированного подхода к образованию детей, имеющих нарушения в развитии, следует рассматривать в плане перспектив и возможностей дальнейшего развития системы специального образования.

Однако проблема состоит в том, что разработанные на сегодняшний день системы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы в ДОУ, не рассчитаны на детей смешанной категории, а разработка интегрированных программ системы совместных физкультурных занятий детей с различным уровнем развития находится в стадии разработки и требует привлечения новых исследовательских ресурсов. В этих условиях дальнейшее развитие системы специального образования обуславливает необходимостью в разработке новых форм и методов коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющих различный уровень развития. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата отмечаются общая физическая ослабленность, недостаточная сформированность двигательных навыков и физических качеств, низкая моторная обучаемость. Наблюдаются различные хронические заболевания, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям, особенно к заболеваниям верхних дыхательных путей. Это может быть связано как с низкой двигательной активностью детей, так и с поражением центральной нервной системы (при ДЦП), с частыми поражениями дыхательных функций. Дети плохо адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды и прежде всего к температурным и атмосферным изменениям. Изучаемая и используемая в работе программы “Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата” Л.С. Сековец и Н.Н. Ефименко “Театр физического развития” недостаточно охватывают различные формы заболеваний ДЦП. Современные программы, особенно разделы по физическому воспитанию, ориентированы на детей, уровень развития которых соответствует возрастным нормам, не требуют специальной коррекционной помощи по реабилитации (восстановлению) нарушенных двигательных функций, не нуждаются в индивидуальных программах по развитию движений. Кроме того, содержание программ не имеет коррекционной направленности, учитывающей ведущие нарушения моторной сферы, медицинские показания и противопоказания по усвоению определённых движений. Дети не способны освоить все основные движения раздела по физическому воспитанию современных программ в силу особенностей своего психофизического развития.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности ребёнка, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности ребёнка, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых детей, но и даже превышающих их.

Задачи, решаемые в адаптивной физической культуре, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого ребёнка; приоритет тех или иных задач во многом обусловливается компонентом (видом) адаптивной физической культуры, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

Основанием для разработки нашего инновационного проекта послужил ряд причин:

  1. Увеличение численности детей с проблемами физического и психического развития, нуждающихся в комплексном подходе.
  2. Растущая потребность семьи, воспитывающая проблемного ребёнка, в высококвалифицированной помощи специалистов разных профилей, работающих в одном учреждении. Это обусловлено занятостью родителей и тем, что родители не могут оказать квалифицированную помощь ребёнку, в силу недостаточной компетенции в сложных вопросах коррекции детей.
  3. Недостаточное программное методическое обеспечение для коррекции психофизических нарушений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  4. Необходимость реализации комплексного подхода в реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на основе взаимодействия и координации деятельности медицинских и педагогических работников в воспитании и обучении детей.

Предполагаемый инновационный проект направлен на коррекцию (исправление), реабилитацию (восстановление) и компенсацию нарушенных психофизических функций детей с нарушением опорно-двигательного аппарата средствами адаптивной физкультуры.

К средствам адаптивной физической культуры относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи.

Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они:

1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимулируют рост костей, укрепляют суставы и связки, повышают силу, тонус и эластичность мышц;
2) улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ;
3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), повышают работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;
4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаимодействие двух сигнальных систем;
5) улучшают функции сенсорных систем.

Физические упражнения, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т.е. влияют одновременно на организм и личность.

Информация об опыте.

Актуальность выбранной проблемы. В отличие от физической культуры объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а больные дети, в том числе и инвалиды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной приспособления, коррекции или, адаптации, задач, принципов, средств, методов и др. применительно к столь необычной для физической культуры категории воспитанников. В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного положения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к отдельно взятому “особому ребёнку” (т.е. только в индивидуальной плоскости). Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъектов, в нашем случае – лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благоприятные условия для такого включения. Поэтому в качестве цели социальной реабилитации предлагается использовать понятие “образ жизни”. Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существующие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-исторических условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельности людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики. Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.

Цель проекта: является создание физкультурно-оздоровительной технологии с использованием адаптивной физической культуры в условиях ДОУ, направленной на повышение эффективности реабилитационного процесса детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

  • Создать условия для психофизической и социальной реабилитации детей средствами адаптивной физкультуры.
  • Расширить научно-методическую базу по обеспечению учебно-воспитательного процесса детей с отклонениями здоровья.
  • Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в области воспитания и образования детей, имеющих нарушения ОДА.
  • Разработать здоровьесберегающую и реабилитационную технологию коррекции психофизического развития детей с нарушениями ОДА.
  • Разработать систему взаимодействия педагогов, медицинского персонала и родителей.
  • Выявить уровень физического и психического развития детей дошкольного возраста с нарушениями ОДА.
  • Экспериментально проверить эффективность разработанную технологию.

Работа проводится в три этапа.

Первый этап (предварительное исследование) октябрь 2009 – октябрь 2010 года заключался в изучении состояния проблемы в научно-методической литературе, сборе информации в поликлиниках, медицинских центрах, занимающиеся проблемами детей-инвалидов, подбор диагностических методик и проведение сравнительной диагностики физической подготовленности и психических процессов.

Второй этап: разработка конспектов занятий по адаптивной физкультуре, рекомендации для родителей для использования элементов адаптивной физкультуры в домашних условиях с детьми, имеющими нарушения в развитии, апробация занятий адаптивной физической культуры, обобщение готовых материалов и издание методического пособия.

Третий этап: внедрение и распространение опыта работы в систему общей коррекционно-развивающей деятельности ДОУ.

В ходе работы были:

  • изучена научно-методическая литература по данной теме;
  • создан банк данных детей, имеющих нарушения физического и психического развития, нуждающихся в занятиях адаптивной физкультурой;
  • подобраны диагностические методики;
  • проведена сравнительная диагностика;
  • разработка особенности двигательной активности для детей дошкольного возраста с нарушениями ОДА;
  • проведено анкетирование родителей;
  • подобраны методические рекомендации для педагогов ДОУ и родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии.

В ходе работы была опубликована статья в электронном журнале “Наша новая школа” № 6 2010 год “Создание физкультурно-оздоровительной технологии для обеспечения полноценного воспитания и реабилитации детей, имеющих нарушение в развитии в условия ДОУ средствами адаптивной физкультуры”.

Большая работа ведется по распространению информации о данной проблеме. Проводился круглый стол и семинар-практикум по данной теме, на котором присутствовали представители МДОУ и Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.

1. Подготовительный этап октябрь 2009 – октябрь 2010 года.

2. Основный этап октябрь 2010 – октябрь 2011 года.

3. Заключительный этап октябрь 2011 – октябрь 2012 года.

В результате работы нами была собрана база данных о работе различных организаций города Краснодара. Был произведен сбор информации, о специфики работы различных организаций, создана картотека, благодаря которой родители быстро и точно найдут нужную информацию. В картотеку вошла информация о 20 различных учреждений, которые занимаются помощью в вопросах обучения и оздоровления ребенка-инвалида. В результате проекта был издан информационный буклет, который содержит краткую информацию о реализации проекта, адреса учреждений медицинского, социального и образовательного профиля, которые помогут родителям быстро и точно находить нужную информацию. Выпуск буклета был осуществлен благодаря проекту “Навстречу друг к другу” организация информационного пункта для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида по вопросам общественной и государственной поддержки. Финансирование издание осуществлено Агентством США по международному развитию через ЮРРРЦ.

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).

В настоящее время, особенно в 2011-2013 гг., многие отечественные и зарубежные авторы работают над данной проблемой, однако вопрос развития адаптации к обучению в школе старших дошкольников с ОНР является не достаточно раскрытым как в России, так и в мире в целом.

Исследовав, труды отечественных и зарубежных ученых, по выдвинутой проблеме, я пришла к выводу о том, что многие авторы выдвигают современные методы решения проблемы речевых патологий, в том числе и средствами АФК.

Однако проблема заключается в том, что, во-первых, исследований проблемного поля существует хотя и много, но не достаточно для решения проблемы, которая по статистическим данным усугубляется с каждым годом, а во-вторых, нет единого теоретического комплекса, все исследования узко-специализированны и разрознены.

Доказано, что использование средств и методов АФК в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня детей с ОНР позволяет не только эффективно решать задачу коррекции, но и способствует более эффективному восстановлению речевой функции.

Соответственно материалы исследований проблемного поля позволяют расширить теоретические основы методики адаптивной физической культуры.

Важнейшим условием адаптации детей с ОНР является речевая готовность, обеспечивающая усвоение в дальнейшем школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Все это предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе морфологических обобщений. Усвоение морфологической системы языка тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляет собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, формирования предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический принцип.[1]

В связи с несформированностью процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, лексических и грамматических значений у детей с общим недоразвитие речи обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов.

Общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте является очень важной проблемой. Состояние функции словообразования у дошкольников с ОНР хуже, чем у дошкольников с нормой развития речи.

Анализируя современные источники можно сказать, что в настоящее время треть учащихся с дефектами речи и, прежде всего дети с общим недоразвитием речи имеющие нарушение функции словообразования, испытывают различные затруднения в усвоении программного материала. Учебный материал, такими детьми, воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая. Правила грамматики в этих условиях усваиваются плохо.[2] В дальнейшем это начинает сказываться на усвоении арифметики и других предметов. Дети нуждаются в коррекционном обучении и в адаптивных занятиях АФК.

Важно понимать значение роли АФК в регулировании психоэмоционального состояния старших дошкольников с ОНР и их адаптации и разработка соответствующего адаптационного комплекса с помощью средств АФК.

Обращаясь к зарубежному опыту (К. Бюлер, С.Д. Канцельсон, Э. Сепир), можно констатировать, что проблема детей с ОНР и их реабелитация средствами АФК является недостаточно изученной. Существует множество разрозненных методик АФК, в различных зарубежных странах, однако в последнее время интерес иностранных специалистов к АФК как к средству адаптации возрастает. [3]

Физкультурно-оздоровительная активность является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, для того, чтобы ребенок мог себя комфортно чувствовать в окружающей его городской среде. Так, например, в США 10 млн инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода, из выделяемых государством денег внушительная часть средств тратиться на создание специализированных АФК центров.[4]

Таким образом, можно утверждать, что именно АФК движение на Западе стимулировало законодательное признание гражданских прав людей с отклонениями как речевыми, так и физическими. Местные органы власти финансируют АФК работу. Так, в Италии в провинции Тоскана развитие физической активности и спорта среди инвалидов занимает одно из шести приоритетных направлений в деятельности Регионального совета. Муниципалитеты Финляндии смогли привлечь к работе средствами АФК, в начале 90-х гг. большое количество спортивных инструкторов. Кроме того, ими стали предъявляться жесткие требования к строительству спортсооружений в целях обеспечения более широкого доступа людей с отклонениями на спортивные объекты. По данным Франции за 2010 г., из 1 миллиона умственно отсталых лиц, в том числе лиц с ОНР 23 000 занимаются спортом и физической активностью в 550 спортивных клубах, находящихся в ведении муниципалитетов.

В нашей стране в последние годы адаптивная физическая культура выходит на новый уровень развития, вопросам адаптации средствами АФК все большее внимание уделяют российские ученные, что не остается незамеченным правительственными структурами, однако по прежнему чувствуется недостаток денежных средств, выделяемых на развитие АФК и отсутствие Федеральных программ.

Однако, как российский, так и зарубежный опыт показывает, что АФК как средству адаптации в настоящее время все еще уделяется недостаточно внимания, и мы сможем привнести свой вклад, разработав инновационную систему методов АФК, способствующих улучшению речевого развития.

Проведя статистическую обработку существующей периодики по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что первенство по изучению методов АФК принадлежит США, так же этому вопросу уделяется достаточно большое внимание в Канаде, Финляндии и Германии, Россия к сожалению, пока не занимает лидирующих позиций, однако есть надежда, что в скором времени ситуация изменится.[5]

Новизна данного исследования заключается в том, что, определив проблемное поле экспериментальным путем будет разработан комплекс инновационных методик по адаптации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению средствами АФК.

1. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалидов / пер. с анг. М.: Педагогика, 2011.-88 с.

2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М., 2000.

3. Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 2007.

4. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2009.

5. Детская речь: психолингвистические исследования российского и зарубежного опыта: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.

[1] Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М., 2000.

[2] Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2009.

[3] Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 2007.

[4] Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалидов / пер. с анг. М.: Педагогика, 2011.-88 с.

[5] Детская речь: психолингвистические исследования российского и зарубежного опыта: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.

ВложениеРазмер
statya_afk.docx 25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР).

В настоящее время, особенно в 2011-2013 гг., многие отечественные и зарубежные авторы работают над данной проблемой, однако вопрос развития адаптации к обучению в школе старших дошкольников с ОНР является не достаточно раскрытым как в России, так и в мире в целом.

Исследовав, труды отечественных и зарубежных ученых, по выдвинутой проблеме, я пришла к выводу о том, что многие авторы выдвигают современные методы решения проблемы речевых патологий, в том числе и средствами АФК.

Однако проблема заключается в том, что, во-первых, исследований проблемного поля существует хотя и много, но не достаточно для решения проблемы, которая по статистическим данным усугубляется с каждым годом, а во-вторых, нет единого теоретического комплекса, все исследования узко-специализированны и разрознены.

Доказано, что использование средств и методов АФК в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня детей с ОНР позволяет не только эффективно решать задачу коррекции, но и способствует более эффективному восстановлению речевой функции.

Соответственно материалы исследований проблемного поля позволяют расширить теоретические основы методики адаптивной физической культуры.

Важнейшим условием адаптации детей с ОНР является речевая готовность, обеспечивающая усвоение в дальнейшем школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Все это предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе морфологических обобщений. Усвоение морфологической системы языка тесно связано с формированием механизмов словообразования, которые основываются на способности анализировать, обобщать, дифференцировать языковые единицы по их значению и звуковой структуре. Овладение закономерностями словообразования на практическом уровне, умение выделять, дифференцировать и синтезировать морфемы, определять общие значения словообразовательных морфем представляет собой необходимые условия обогащения словарного запаса за счет производных слов, овладения грамматической системой языка, формирования предпосылок орфографически правильного письма, важнейшим принципом которого является морфологический принцип. [1]

В связи с несформированностью процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, лексических и грамматических значений у детей с общим недоразвитие речи обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов.

Общее недоразвитие речи в дошкольном возрасте является очень важной проблемой. Состояние функции словообразования у дошкольников с ОНР хуже, чем у дошкольников с нормой развития речи.

Анализируя современные источники можно сказать, что в настоящее время треть учащихся с дефектами речи и, прежде всего дети с общим недоразвитием речи имеющие нарушение функции словообразования, испытывают различные затруднения в усвоении программного материала. Учебный материал, такими детьми, воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая. Правила грамматики в этих условиях усваиваются плохо. [2] В дальнейшем это начинает сказываться на усвоении арифметики и других предметов. Дети нуждаются в коррекционном обучении и в адаптивных занятиях АФК.

Важно понимать значение роли АФК в регулировании психоэмоционального состояния старших дошкольников с ОНР и их адаптации и разработка соответствующего адаптационного комплекса с помощью средств АФК.

Обращаясь к зарубежному опыту (К. Бюлер, С.Д. Канцельсон, Э. Сепир), можно констатировать, что проблема детей с ОНР и их реабелитация средствами АФК является недостаточно изученной. Существует множество разрозненных методик АФК, в различных зарубежных странах, однако в последнее время интерес иностранных специалистов к АФК как к средству адаптации возрастает. [3]

Физкультурно-оздоровительная активность является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, для того, чтобы ребенок мог себя комфортно чувствовать в окружающей его городской среде. Так, например, в США 10 млн инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода, из выделяемых государством денег внушительная часть средств тратиться на создание специализированных АФК центров. [4]

Таким образом, можно утверждать, что именно АФК движение на Западе стимулировало законодательное признание гражданских прав людей с отклонениями как речевыми, так и физическими. Местные органы власти финансируют АФК работу. Так, в Италии в провинции Тоскана развитие физической активности и спорта среди инвалидов занимает одно из шести приоритетных направлений в деятельности Регионального совета. Муниципалитеты Финляндии смогли привлечь к работе средствами АФК, в начале 90-х гг. большое количество спортивных инструкторов. Кроме того, ими стали предъявляться жесткие требования к строительству спортсооружений в целях обеспечения более широкого доступа людей с отклонениями на спортивные объекты. По данным Франции за 2010 г., из 1 миллиона умственно отсталых лиц, в том числе лиц с ОНР 23 000 занимаются спортом и физической активностью в 550 спортивных клубах, находящихся в ведении муниципалитетов.

В нашей стране в последние годы адаптивная физическая культура выходит на новый уровень развития, вопросам адаптации средствами АФК все большее внимание уделяют российские ученные, что не остается незамеченным правительственными структурами, однако по прежнему чувствуется недостаток денежных средств, выделяемых на развитие АФК и отсутствие Федеральных программ.

Однако, как российский, так и зарубежный опыт показывает, что АФК как средству адаптации в настоящее время все еще уделяется недостаточно внимания, и мы сможем привнести свой вклад, разработав инновационную систему методов АФК, способствующих улучшению речевого развития.

Проведя статистическую обработку существующей периодики по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что первенство по изучению методов АФК принадлежит США, так же этому вопросу уделяется достаточно большое внимание в Канаде, Финляндии и Германии, Россия к сожалению, пока не занимает лидирующих позиций, однако есть надежда, что в скором времени ситуация изменится. [5]

Новизна данного исследования заключается в том, что, определив проблемное поле экспериментальным путем будет разработан комплекс инновационных методик по адаптации детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению средствами АФК.

  1. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалидов / пер. с анг. М.: Педагогика , 2011.-88 с.
  2. Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М., 2000.
  3. Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 2007.
  4. Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2009.
  5. Детская речь: психолингвистические исследования российского и зарубежного опыта: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.

[1] Евсеев С.П., Шапкова Л.В., Адаптивная физическая культура: Учебное пособие. — М., 2000.

[2] Туманова Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с ОНР. Автореферат на соискание уч. Ст. доктора пед. Наук. – М.: 2009.

[3] Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб.: 2007.

[4] Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалидов / пер. с анг. М.: Педагогика , 2011.-88 с.

[5] Детская речь: психолингвистические исследования российского и зарубежного опыта: Сб. ст. / Отв. ред. Т.Н. Ушакова, Н.В. Уфимцева. - М.: Per Se, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош.

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош.

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дош.

Проблемы и актуальность адаптивной физической культуры в развитии адаптации старших дошкольников с ОНР

На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Достаточно распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста являет.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.

В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич.

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Воспитание интереса к физической культуре и спорту у старших дошкольников 6-7 лет"

Обобщен педагогический опыт по теме.


Статья «Роль занятий физической культурой в развитии речевой активности дошкольников».

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Актуальность темы .

Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребёнка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей, имеющих нервно – соматические заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Исследования, проведённые НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН показали, что в среднем по России 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Из них 25-40% детей нуждаются в адресной помощи специалистов уже в дошкольном возрасте. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны обучаться и воспитываться в специальных условиях. Обучение и воспитание должны отвечать требованиям государственного стандарта образования. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации (Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Закон «Об образовании) необходимо дать детям данной категории равные возможности для возрастных норм развития.

Проблема ухудшения здоровья детей в нашем регионе последние годы приобретает всё большую актуальность. По данным заключения ПМПК значительно возросло количество детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в психолого – педагогическом сопровождении.

Анализ работы показал, что применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведут к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно – половые показатели развития основных физических качеств.

Наибольшее затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений, связанных с координацией движений, ориентировкой в пространстве, глазомером; страдает техника выполнения основных видов движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии, гибкости, силовых и скоростно - силовых способностей. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. У детей данной категории отмечается гипер-или гиподинамия, существенно страдают зрительно – двигательная и слухо – двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что эти причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. Для коррекции нарушений в развитии дошкольников данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия, так как готовность ребёнка к обучению в школе можно считать сформированной только на фоне полного физического, психологического и социального благополучия.

Поэтому становится актуальным создание системы работы физического воспитания детей с ОВЗ на основе адаптивных технологий.

В рамках физического воспитания данную проблему призваны решать технологии адаптивной физической культуры. В нашей стране уже более десяти лет назад в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф.Лесгафта профессором С.П. Евсеевым посредством адаптивной ф.к. изучаются и решаются сложные проблемы в развитии детей с ОВЗ.

Цель: развитие и коррекция психофизических качеств детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

- Содействовать гармоничному физическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами адаптивной физической культуры.

- Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.

- Развивать и совершенствовать физические, психические, эмоционально-волевые качества.

- Формировать осознанную потребность в двигательной активности и потребности к здоровому образу жизни.

Основным механизмом для решения задач является выстроенная система педагогической, коррекционно - развивиающей и физкультурно – оздоровительной работы, координированные действия всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, что обеспечивает целенаправленное воздействие на психофизическое здоровье детей.

Как показывает статистика, в России в дошкольных учреждениях только десять детей из ста абсолютно здоровы. К такому неутешительному результату привело то, что новорожденные дети рождаются с гораздо худшим здоровьем, а экологическая обстановка только ухудшается. Ко всему прочему, физическая нагрузка у детей сокращается, поскольку у родителей не хватает времени на занятия с ними, а потому дети страдают гиподинамией.

Еще одной причиной такой тенденции является то, что родители больше ориентированы на развитие интеллектуальных способностей ребенка: компьютерные игры и разнообразные кружки, в которых дети занимаются, по большей части, сидя. Эти и некоторые другие причины приводят к тому, что у многих деток нарушается осанка, развиваются плоскостопие и заболевания органов дыхания. В связи с этим, для предотвращения развития заболеваний и их коррекции необходимы профилактические мероприятия.

Для оздоровления детей с частыми респираторными заболеваниями необходимо достижение дополнительной цели - коррекции имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В этой связи процесс положительной адаптационной перестройки организма может быть успешным в условиях преемственности систематического применения специальных, закаливающих и развивающих средств физической культуры на всех этапах физического воспитания и в непосредственной близости от ребенка.

С одной стороны, не имея противопоказаний к усвоению общеобразовательных программ, ЧБД чаще испытывают трудности в формировании двигательных навыков и умений, имеют низкий уровень мотивации к двигательной активности. Эти дети отличаются недостаточной координацией движений и ориентацией в пространстве, отсутствием должной уверенности и ловкости в движениях, замедленной и неадекватной реакцией на внешние раздражители. С другой стороны, для формирования устойчивой мотивации к двигательной активности ЧБД необходимо осваивать новые виды физических упражнений, повышать уровень физических качеств и двигательных способностей, стимулировать участие в коллективных играх со сверстниками.

Эффективный метод работы с ЧБД – это адаптивная физическая культура в детском саду.

Цель такого комплекса — это реабилитация и адаптация к социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи адаптивной физической культуры следующие:

•развитие детей посредством движения;

•формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

•формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

•управление эмоциональной сферой ребёнка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр, подвижных играх, эстафетах, соревнований;

•формирование и развитие компенсаторных навыков.

Адаптивная физическая культура предусматривает введение специальных средств и методов, способствующих общему укреплению физического и психического здоровья воспитанников, повышению функциональных возможностей детского организма, укрепляющих опорно-двигательный аппарат.

Основные формы организации физического воспитания ослабленных детей в ДОУ проводятся в соответствии с ООП, которая включает три обязательные физкультурные занятия в неделю, утреннюю гимнастику, двигательно-оздоровительные физкультминутки, закаливающие процедуры, прогулки и экскурсии, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, самостоятельную двигательную активность детей.

Их особенностью является общая профилактика распространенных вторичных нарушений: плоскостопия, нарушения осанки, избыточной массы тела, нарушения зрения, отклонений в нервно-психическом и физическом развитии.

Занятия обеспечивают оптимизацию работы основных систем организма, ослабленного частыми простудами ребенка, за счет следующих приемов:

– выполнение циклических упражнений невысокой мощности с регулируемой нагрузкой (дозированная ходьба);

– кратковременных динамических нагрузок с небольшими интервалами (в т.ч. дозируемая тренировка дыхательной мускулатуры и обще-развивающего характера для оптимизации сердечнососудистой и иммунной систем);

– заполнения интервалов упражнениями на релаксацию или дыхательными упражнениями;

– применения статических дыхательных упражнений умеренной интенсивности (дыхательные упражнения с форсированным выдохом, упражнения с модифицированным составом вдыхаемого воздуха);

– динамических дыхательных упражнений (дыхательная гимнастика);

– выполнение скоростно-силовых упражнений с использованием функциональных средовых отягощений (сопротивление твердо-воздушной среды при выполнении упражнений в сухом бассейне);

- с использованием механического воздействия (упражнения с традиционными и нетрадиционными предметами и оборудованием);

В основной части адаптивной физической культуры применяются следующие содержательные формы:

1. Комплексы статических и динамических дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения уникальны тем, что с их помощью можно улучшать оксигенацию (н асыщение тканей организма кислородом ) тканей и тренировать все системы организма. Сознательное увеличение объема вдыхаемого воздуха за счет изменения частоты и глубины дыхания (гипервентиляция), соотношение вдоха-выдоха и дыхательной паузы, грудное и диафрагмальное дыхание, носовое дыхание – вот варианты дыхательных упражнений. Для укрепления иммунитета детей группы ЧБД полезны дыхательные упражнения с плавным вдохом-выдохом и задержкой дыхания. Это позволяет обеспечивать организм кислородом в необходимом количестве, выводит углекислый газ и дает дыхательным мышцам небольшой отдых во время дыхательной паузы.

2. Комплексы оздоровительной гимнастики.

3. Комплексы развивающих игр-упражнений средней интенсивности, предназначенные для целенаправленного развития двигательных навыков и умений, поэтому обновляются каждый месяц года.

4. Комплекс упражнений в сухом бассейне. С целью создания искусственной модифицирующей среды применим сухой бассейн, выполнение упражнений в которых происходит с преодолением некоторого сопротивления твердо-воздушной среды, в необычных позах и положениях, что стимулирует работу различных групп мышц и увеличивает объем тренирующего воздействия на различные системы организма. У детей восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и ее превышением. Поэтому, в результате выполнения движений с некоторым напряжением происходит не утрата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост и оптимизацию работы систем и органов. Комплекс для ЧБД включает как активные движения, так и упражнения на релаксацию, восполняющие паузы для отдыха после нагрузки.

7. Также для детей с ослабленным здоровьем применяются циклические упражнения в ходьбе и беге. Циклические упражнения, являясь наиболее важным компонентом двигательного режима растущего организма, способствуют нормализации работы кардиореспираторной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности.

8. Положительное влияние на ЧБД оказывают упражнения фитболах, с включением подвижных игр. Данное сочетание средств физической культуры заметно влияет на морфофункциональные возможности, на развитие двигательных способностей и речевое развитие детей.

9. Общеразвивающие упражнения разнообразны, выполняются по всем осям плечевого сустава с укороченным и полным рычагом, в сочетании с движениями туловища и без них.

Создание вышеописанных условий в процессе адаптивной физической культуры детей предусматривает соблюдение некоторых требований. К первостепенным можно отнести гигиенические, педагогические и психологические требования.

Гигиенические требования — это соблюдение режима дня и оптимальной двигательной нагрузки.

Педагогические требования — это постоянный педагогический контроль над самочувствием детей, индивидуальный и дифференцированный подход при регулировании физической нагрузки с учетом возраста, степени и характера нарушений. Использование традиционных и нетрадиционных средств физической культуры обеспечивает развитие, коррекцию и профилактику возникновения новых отклонений в состоянии здоровья детей, а также предупреждает переутомление и травматизм в процессе занятий физическими упражнениями. Для этих целей активно используется потенциал адаптивной физической.

К психологическим требованиям можно отнести следующие: создание благоприятного психологического климата, создание ситуаций успеха, поощрение воспитанников, формирование устойчивой мотивации к выполнению физических упражнений и осознанному отношению к своему здоровью и самооздоровлению.

Читайте также: