Инсценировка казачьей песни шашку бери в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; .

3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

Здравствуйте гости дорогие! Здорово ночевали.

Гость на порог – хозяину радость.

Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час,
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

Наши сборки – посиделки посвящены знакомству с давними традициями, посвящёнными воспитанию мальчиков и девочек в казачьих семьях.

А в гостях у нас на празднике не только родители наших казачат, а и казаки нашего казачьего общества.

Вас приветствуют ребята - степновские казачата.

1 первоклассник:

Мы живем в родном посёлке

Средь полей и степей.
Мы живем в родном посёлке,
И нет места милей.

2 первоклассник:

Любим мы свой казачий,
Изумительный край.
Хорошей наша станица,
Богатей, расцветай!

3 первоклассник:

Цвети, цвети, мой край родной
И становись все краше.
Не уронит честь казачью
Поколенье наше!

Заветы старины в семье казакОв хранились испокон веков.И одна из традиций- Праздник первых штанов. Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это были шаровары или брюки с лампасами. Мальчика все поздравляли, и казачонок ими очень гордился.

мини- инсценировка

Ванюшка, вот теперь тебе и четыре годочка. Дарим мы тебе с бабаней первые казачьи штаны с лампасами, как у батьки твово и у дедов. Отныне ты - казачонок. Не опозорь плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу. Пусть будет у тебя горячее сердце, острый ум и добрая душа.

По доброму казачьему обычаю осыпаем тебя пшеницей, чтоб ты стал настоящим казачонком, с добрым сердцем. Люби родную землю, прославляй её своими делами.

Внук кланяется обоим, уходят

В семь лет мальчика приводили к первой исповеди. После вечери его жизнь менялась.

Мини- инсценировка.

Мама, 4 брата, казачонок 2

-Эх, Васятко, совсем взрослым ты стал. Пора перестать за мамкину юбку держаться.

-Васёк, бери свою постель, теперь ты не в детской комнате живёшь, а с нами, старшИми братьЯми.

-Да оставь малОй свою кацавейку, она слишком тёплая да мягкая!
Брат 3

-Всё! Учись служить! Чай, теперь ты не дитё, а полказака!

Перед всем честным народом
Обещаю твёрдо я,
Что гордиться будет скоро Мною вся моя семья!

Но самой главной задачей казачонка всегда была учёба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поимённо всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Их даже старики звали по имени-отчеству.

Ученики 3 казачьего класса познакомят вас с казачьими заповедями.

1 третьеклассник:

Честь и имя казака

В жизни главные всегда

С детства честью дорожи

и достоинство держи.

2 третьеклассник:

Коль не прав- так признавай.

Злобу в сердце не пускай.

3третьеклассник:

Слово дал- его держи,

Казачьим словом дорожи!

4 третьеклассник:

Помни: слово казака

Было верное всегда.

5 третьеклассник:

Лучше мудро промолчать,

Чем впустую обещать.

6 третьеклассник:

Старость всюду почитай,

Стариков не обижай.

7 третьеклассник:

В школе, в доме, на работе,

На рыбалке, на охоте-

Другу всюду помогай,

Если надо - выручай!

8 третьеклассник:

Век служи и век трудись-

Такова казачья жизнь!

9 третьеклассник:

Не гордись чужим добром,

А живи своим трудом.

4 первоклассник:

Мы зовемся казачата.

Каждый- будущий герой!

Казаков лихих внучата,

Мы за Русь стоим горой!

5 первоклассник:

Казак — опора всей России.

Он воевал всегда красиво.

Гордится им святая Русь,

Гордятся все, и я горжусь.

6 первоклассник:

Вот такие мы ребята —
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!

Если мальчика постоянно настраивали на то, что он должен быть первым, быть на людях, постоянно соревноваться, то девочке внушалось, что самое главное — спокойная душа и чистое сердце, а счастье — крепкая семья и честно заработанный достаток, хотя жизнь казачки была полна великих тревог, а трудов и страданий в ней было не меньше, а то и больше, чем в жизни казака.

Появление на свет девочки тоже было радостью — тихой, домашней, овеянной легендами и молитвами. Девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. От самого рождения ее воспитывали иначе, чем мальчика, старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Волновались и молились о ее счастье.

Девочки кормят отцов кашей

Наши ребята дарят всем казакам свою казачью плясовую песню

7 первоклассник:

Степное – цветущая земля!
Богатые сады, бескрайние поля.
Станица родная, трудись и пой,
В работе и в песне мы с тобой.

8 первоклассник:

Мы живем в родной станице,
Сильной и богатой.
Хорошо живется здесь
Взрослым и ребятам.

Слово предоставляется казакам .

Дорогие гости, ребята! Праздник наш к концу подходит.

Мы сегодня доказали,

Что казачьей нашей славы

Мы наследники по праву,

Что традиции блюд ё м,

Свято память береж ё м!

И, если сегодня состоялось единение наших душ, значит, живы казацкие корни и традиции!

Растут потомки казаков,

Сердца их, души наполняет

Великая к земле любовь.

Иначе не бывает.

Казака не изменить,

Он- защитник, воин бравый.

Почётно казаками быть.

Где казак, там и слава.

Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XXвека, 2002г.

Внеклассное мероприятие разработано и проводилось к 100летию М.А.Шолохова.В нём отражены быт и традиции Донских казаков,использованы пести, танцы, игры жителей Тихого Дона.

ВложениеРазмер
kazachi_posidelki.odt 138.89 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный утренник- посиделки "КАЗАЧИЙ КУРЕНЬ"

( в начальных классах.)

Учитель Колодезянской ОО школы Тарасовского МОУ Сиволапова Людмила Ивановна .

Цели и задачи утренника:

  1. Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;
  2. Приобщать детей к творчеству жителей Дона;
  3. Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
  4. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
  5. Знакомить учащихся с творчеством писателя- земляка М.А. Шолохова.
  6. Развивать творческие способности учащихся.

Наш утренник посвящается нашей малой родине. Сегодня мы приобщимся к творчеству донского народа и нашего земляка- писателя М.А. Шолохова, вспомним обряды и традиции жителей Донского края.

(монтаж в стихах)

1ученик: Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть ному принадлежим.

2 ученик: Россия- мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

3 ученик: От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь- дорога,

4 ученик: Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов…

Учитель: С давних времён на берегах реки Дон селились люди, которых позже стали звать казаками. Казаки- это бывшие крестьяне, горожане, мелкие княжеские дружинники. Стремление к вольной жизни заставило их бежать на окраины страны. Там они ни от кого не зависели, становились свободными людьми.

Во все времена казаки были преданными и смелыми защитниками своей Родины. В 1737 году царица Анна Иоанновна повелела в этих землях создать войско для охраны Российских рубежей. За доблестную службу ни раз казаки были отмечены наградами.

- Какие награды на гербе Ростовской области вы знаете? (бунчук, бобылёв хвост, булава…)

Кроме того, в подарок казакам было пожаловано сукно синее и красное. Так появилась у Донских казаков сине- красная форма.

Мы многое узнали о жизни, быте, народных традициях из произведений писателя, М.А. Шолохова. М. Горький сказал о его творчестве так: "Он пишет, как казак, влюблённый в Дон, в казацкий быт, в природу." В этом году в мае месяце исполнилось бы 100 лет этому великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии, нашему земляку М.А. Шолохову.

Родился Шолохов в хуторе Кружилине Вёшенского района. Сегодня Кружилин- большой благоустроенный хутор. А что видел Миша Шолохов в степном Кружилине чуть меньше 100 лет назад? Голая ложбина у небольшой речки Чёрной. Редко стоящие саманные завалюхи под камышом, убогие базы и сараи, чахлые деревца и безмолвная целинная степь на многие вёрсты. К крестьянскому труду казаки приучали детей сызмальства. С пяти- шести летнего возраста ребята всегда были при деле. А житейского опыта набирались у стариков. Бывальщины и небылицы, родословная хутора, прозвища, военные истории, случаи на рыбалке и охоте- всё, чем богата степная хуторская жизнь, передавалось, рассказывалось стариками. И не просто, а всегда между делом: сидит дед, чинит хомуты, сёдла, а вокруг детвора очищает кукурузные початки или перебирает картошку. Лясы точить без дела дед не станет.

Всё, что пережил Шолохов в своей жизни, что видел вокруг- природу, людей, исторические события на Дону, он описал в своих бессмертных романах и повестях. Давайте посмотрим одну из сцен из повести "Нахалёнок"

ИНСЦЕНИРОВКА ОТРЫВКА ИЗ ПОВЕСТИ М.А. ШОЛОХОВА "НАХАЛЁНОК" (книга издательство "малыш" Москва 1972, страницы11-13)

Учитель: С ранних лет Миша учился понимать народную песню. У него был хороший музыкальный слух. А какие напевные песни на Дону! Казачьи песни слушать- мёд ложкой кушать. Кто знает казачьи песни? Объявляется КОНКУРС ( с привлечением гостей. Спеть куплет или припев)

А какие задорные танцы! Посмотрите танцевальную зарисовку "У Дона".

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ "У ДОНА" НА МОТИВЫ КАЗАЧИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН.

Учитель: Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

(Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Учитель: Казаки охраняли земли русские от врагов внешних. Ходили по степям с разъездами, на разведку. Из народных былин, из казачьей песни мы узнаём о казачьей службе Русскому государству. Давайте же и мы заведём казачью песню о храбрых казаках- воинах.

Ученик: Клинок и седло да конёк быстроногий-

Казачья судьбина- судьба…

Зовёт казака из станицы в дорогу,

В поход боевая труба.

Гей, гей, казаки, по полкам, эскадронам,

Питомцы студёной волны;

Мы тихого Дона, родимого Дона

И в жизни, и в смерти сыны.

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ КАЗАЧЬЮ ПЕСНЮ "ИЗ-ЗА ЛЕСА, ЛЕСА, КОПИЙ И МЕЧЕЙ"

Учитель: Но не только сражаться и трудиться умели казаки, умели они отдыхать и веселиться. Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

А теперь представьте себе, что собрались бравые казаки да красавицы казачки на посиделки. Урожай в закромах, кони в вольных табунах. Путина кончилась. Теперь можно и погулять, повеселиться, песен попеть.

1 ученик: На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик: А играли как? В горелки!

Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик: Если вы в "своей тарелке"

И пришли к нам не на час,

Провести вот здесь тотчас,

Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Для друзей и для гостей!

4 учение: Собирайтесь, гости дорогие,

Старые и молодые,

Весь люд честной.

С песнями да плясками,

Частушками да сказками.

С блинчиками подовыми,

Да с русским квасом,

Да с переплясом.

ВХОДЯТ КАЗАК И КАЗАЧКА С КАРАВАЕМ НА РУШНИКЕ.

Казак: Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот, кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

ОБХОДЯТ ГОСТЕЙ, УГОЩАЮТ КАРАВАЕМ.

Казак: Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

ИНСЦЕНИРОВАННАЯ ПЕСНЯ "МОЛОДА Я, МОЛОДА…"

Казачка: Покатилась вечеринка!

Заглянула ночь во двор…

У зачина есть разминка,

Как бы нитка, паутинка-

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный,

В те далёкие года

Типа "что, где и когда".

Как тогда, друзья, для вас

Проведём её сейчас.

ВИКТОРИНА "МОЙ КРАЙ ДОНСКОЙ":

  1. Какие казачьи традиции вы знаете?
  2. Какая отличительная особенность формы донских казаков?
  3. Назовите воинские звания войска донского.
  4. Назовите родину М.А. Шолохова.
  5. Как в древности называлась река Дон?
  6. Почему Дон называется Тихим?
  7. Почему Дон ещё называют Ивановичем? (берёт начало с Иван озера)
  8. Назовите животных (растения) донского края.

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

* Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой. (сабля).

* На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло).

* Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

* На солнышке полежал, да весь в ерик убежал. (снег весной).

* Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

* Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (муравьи).

* Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок

* Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется. (вёдра и коромысло).

Казачка: Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Учитель: Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна".

Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята".

Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак: Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке…

-Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямку рою. Копеечку ищу.

-На что тебе копеечка?

-Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

-Чтоб ко мне в огород не лазили!

-А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

Учитель: Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак: Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

"Кто сегодня самый ловкий?"

ИГРА- СОРЕВНОВАНИЕ "НАКИНЬ ПОДКОВКУ" (НАБРОСИТЬ КОЛЕЧКИ НА СТЕРЖЕНЬ)

Учитель: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка: Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

ИГРА ДЛЯ ДЕВОЧЕК "НАМОТАЙ НИТКУ НА ВЕРЕТЕНО"

Учитель: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак: Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

А я с печи башмаком,

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

6. Я плясала в три ноги,

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Учитель: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка: Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

1. (Хозяйка и Федул):

-Федул, что губы надул?

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

-Фома, что из леса не идёшь?

-Да медведя поймал!

-Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит- надо идти! Где моя большая ложка?

(монтаж в стихах)

1 Ученик: В небе будто от побелки

Засветился млечный путь,

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

2 Ученик: Дни общенья- счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе

Рады люди как- никак.

3 Ученик: Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

4 Ученик: Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

5 Ученик: Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

6 Ученик: Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Учитель: В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

Когда услышу соловья

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

Звучат в душе напевом дивным.

Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться".

"МОЛОДА Я МОЛОДА"

1.Молода я молода, не догадливая

Девчёночка игривая, разговорчивая.

2.Пойду в огород- меня горе берёт,

Огородная беда- по колено лебеда.

3.Пойду побреду по колено в лебеду,

Выйду ль, выйду ль я, да на гору крутую.

4.Пошла в огород лебеду свою полоть,

Оглянулася назад- позади стоит казак.

5.Казак, казак, казачок, казак миленький дружок

Ты почаще ходи, да побольше носи.

6.Когда рубль, когда два, когда рубля полтора,

Когда гривенничек, семигривенничек.

7.Молода я, молода нагулялася

В огороде лебеда вся осталася.

ИЗ-ЗА ЛЕСА КОПИЙ И МЕЧЕЙ.

Из-за леса, леса копий и мечей

Едет сотня казаков-усачей

Едет сотня казаков-усачей.

Попереди командир наш боевой,-

Ведёт сотню казаков за собой

Ведёт сотню казаков за собой.

"Ей, вы, братцы, усачи, усачи!

Шашки вон! За мною по полю скачи!

Шашки вон! За мною по полю скачи!

Вы, ребята, не робей, не робей!

На завалы поспешай поскорей!

На завалы поспешай поскорей!

Пуля сыпалась, летела, как пчела,

Кровь геройская лилася, как река.

Кровь геройская лилася, как река.

Девочка в казачьем костюме. С коромыслом и ведёрками.:

тройным переменным шагом выходит слева, обходит по кругу, останавливается на средине.

2) припадание ( куплет)

поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

3)назад тройной переменный шаг, ( куплет)

поворот вокруг себя в припадании (влево, затем вправо)

Мальчик в казачьем костюме на лошадке.

2)боковой шаг скрестно, прыжок на двух ногах (повторить 4 раза)

Поворот в беге вправо, затем влево.

3) ( куплет) Увидел девушку. Девочка в это время идёт простым шагом к центру сцены, снимает косынку, накидывает себе на плечи). Мальчик «объезжает вокруг неё, ставит лошадку у дерева.

Девочка заворачивается в платок, притоп; затем разворачивается, притоп (повторить 2 раза), опять заворачивается, мальчик держит её за талию, притопом они вместе поворачиваются вокруг себя.

Мальчик бросает платок. Они поворачиваются друг к другу лицом. Мальчик пытается обнять девочку, она выскальзывает под рукой.

Девочка исполняет притоп, игриво закрывает лицо косынкой. Мальчик пытается заглянуть под косынку. Девочка взмахнув косынкой, отдаёт её мальчику, он кладёт её себе в карман.

Мальчик пляшет вприсядку, девочка хлопает в ладоши.

Мальчик обнимает девочку за талию, ведёт её к коромыслу, помогает поднять коромысло, берёт лошадь (как бы ведёт её рядом), неспешно уходят. (Движение простой шаг).

Движения в танце простые, главное артистизм: необходимо передать игривость, задор.

Взрослые: ведущий, Казак, Казачка, Командир-ребенок, дети.

Цель: воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, формировать интерес к традициям многонационального народа нашей страны.

Задачи: Создать атмосферу веселья, доброжелательности;

Познакомить с традициями и бытом уральских казаков;

Развивать физические качества, инициативность, самостоятельность;

Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки, поддержки.

Провести беседы по теме: "Традиции и быт уральских казаков";

Познакомить с элементами казачьего костюма;

Изучить пословицы и поговорки о казаках;

Поиграть в казачьи игры;

Подготовить видеоролик о том, кто такие казаки;

Оборудование: конверт с посланием атамана, два конверта с маршрутными заданиями для мальчиков и девочек, оборудование для игр и эстафет, мячи прыгуны (2шт). Мешочки с песком (по количеству участников, корзины 2шт, игрушечные лошадки на палочках-2шт, набор бутафорских продуктов; ноутбук, экран, проектор, ролик о казаках.

Звучит торжественная музыка "Марш казачат" (муз. и сл. Н. Тананко). На экране демонстрируется ролик про казаков. Затем ведущий и Казак приветствуют детей и сообщают им, что собрались по поводу празднования дня защитника Отечества" и предстоит им на время стать казачатами чтобы потренироваться в ловкости и смекалке.

Ведущий: Здравствуйте, ребята, удалые!

Вас приветствовать мы рады.

Приготовиться к докладу.

Команда детей к проведению военно-патриотической игры "Казачий переполох" готова!

(обращается к казаку) Разрешите начать игру в честь дня защитника Отечества?

Казак : Разрешаю начать!

Ведущий: У отрядов тренировка начинается с утра. Показать свою сноровку вот и вам пришла пора.

Дети выстраиваются в парадную коробку под песню "Марш казачат" (муз. и слова Н. Тананко)

Парадная коробка в четыре, пять рядов по 4 ребенка в линии.

Девочка: Мы веселые ребята,

Мы нигде не пропадем.

Сами музыку сыграем,

Сами спляшем и споём.

Дети поют песню "Мы казачата" муз. и слова А. Мирошниченко

Удалые вы ребята! Время даром не теряли,

О казачестве много узнали.

Казак : Какое же главное призвание казака?

Дети: Защищать Родину!

Ведущий: Правильно, ребята! В казачьих заповедях говорится, что военная служба для казака - это его жизнь, ведь главным делом в жизни казака была и остаётся защита Родины. Не зря гласит народная пословица : "Казаку честь-Родину сберечь. "

Казак : Вот и мы с вами будем готовиться к тому, чтобы стать настоящими защитниками Родины. Наш атаман подготовил для вас важное послание.

Казак достает послание из конверта, в нем не хватает несколько слов, на их месте пустые рамки прямоугольной формы.

Казак : Чтобы прочитать название целиком, вам надо найти недостающие части и доставить их в наш штаб. Это задание сложное, впереди вас ждут препятствия. Ребята, к выполнению задания готовы?

Дети (хором) : готовы!

Казак : Смекалку и ловкость вы возьмите

И в путь скорее поспешите!

Вот вам маршрутные листы и задания,

Приступайте к испытаниям!

Ведущий делит детей на две команды. Казак вручает им маршрутные листы. Команда мальчиков отправляется по своему маршруту, команда девочек по своему.

Задания для мальчиков

Казак : Казак знает характер своего скакуна. Он умеет ловко управлять конем. Боевой завет казаков гласит : "Конь подо мной, так и Бог надо мной". Посмотрим, как вы с конем управитесь.

Эстафета: "Казак без коня как воин без ружья"

Казак делит мальчиков на две команды. Первые участники из каждой команды "садятся на коня" - берут в руку палку с головой коня и встают у старта. По сигналу казака они скачут до условленного места, затем возвращаются к своей команде и передают коня следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

На коня тогда садитесь, крепко за него держитесь, с шашкой круг вы проскочить, да кубанку сберегите!

Эстафета : Казак шашкой владеть умеет"

Первые участники команд берут в руку "шашку"(деревянную саблю, на которую надета кубанка, другой рукой держат "коня". По сигналу Казака они скачут по кругу, затем возвращаются к своей команде и передают коня и шашку с кубанкой следующему игроку. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

Казак : "Чтобы зваться казаком,

Нужно быть метким стрелком!

Свою удаль покажите,

Метко в цель вы попадите!

Игра: "Казаки - очень меткие стрелки"

Участники команд выстраиваются в две шеренги и по очереди кидают мешочки с песком в цель. Казак считает, сколько раз участники каждой из команд попали в цель, и в конце игры называет команду победителя.

Казак : Вы мишень переверните, что найдете, заберите.

Под мишенью находится часть зашифрованного послания - картинка с изображением атаманской грамоты.

Задания для девочек

Маленькие и большие!

Девочки объясняют цель своего визита.

Казачка : Значит, говорите, что часть послания атамана у меня в хате спрятана?

Что же, отдам я вам послание,

Когда выполните все задания.

То, что вы ищете, на дне найдете,

Как найдете, так и заберёте.

Посмотрю, как вы с заданием справитесь.

Когда казаки были на войне, казачки могли заменить их в хате, в поле. Недаром пословица гласит : " Пока казак в походе, казачка везде : и в хате и в огороде".

Игра "В пословице мудрость народная".

Дети должны продолжить пословицы и объяснить их значение:

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

И один в поле воин, если он по казачьи скроен.

Казачья смелость порушит любую крепость.

Веселы провалы, где казаки запевалы.

Где тревога, туда казаку и дорога.

От безделья не бывает у казака веселья.

Казачка : Продолжите ещё одну пословицу : "Казачья хата угощениями. "

Казачка : Верно. Скоро наши мальчики вернутся с боевого задания. Вот я и посмотрю, какие вы хозяйки, - приготовьте-ка для них угощение.

Игра: Казачья хата угощениями богата.

Девочки делятся на три команды и выбирают бутафорские продукты из которых можно приготовить: борщ, компот, вареники с картошкой. Казачка проверяет, всё ли они правильно выбрали.

Казачка : Отгадайте загадку: "в каждой хате у хозяйки находил свой уголок, пузатый, глиняный. "

Казачка : таю, таю, закликаю, вас в игру я приглашаю.

А в какую не скажу! Зазывалку расскажу:

Вы на ярмарку спешите и горшки там прикупите!"

Народная игра "Горшки"

Казачка выбирает водящего - покупателя.

Остальные девочки делятся на две команды.

Участники первой - "горшки" - садятся в кружок "на землю", участники второй "хозяйки" - встают за горшками.

А он не с трещиной?

Крепкий, давай сговор. (Легко ударяет по горшку пальцем)

Хозяйка и покупатель: чичары,чичары, собирайтесь гончары.

По кусту, по насту, по лебедю гораздо! Вон!

Со словом "вон! Хозяйка и покупатель бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному " горшку", тот хозяин, а кто опоздал "водящий".

Казачка : Горшок в хате вы найдите

И в него вы загляните!

Дети находят горшок в котором лежит часть послания. После всех заданий команды мальчиков и девочек возвращаются в штаб - в группу.

За старанье, за терпение

За успехи в игре и ученье!

Казачат всех наградить

И грамоты вручить!

Казак : Ну, ребята, прошли вы все испытания?

Справились ли с заданием?

Что нашли, сюда несите

Воедино всё сложите.

Зачитаем теперь послание,

Чтобы исполнить атамана желание.

Казак : Так тому и быть! Теперь вы знаете кто такие казаки, каков у них устав, и каковы они сами. Желаю вам быть смелыми, как казаки, ловкими, честными и сильными!

Под музыку "Мы казачата" казак прощается с детьми.

Сценарий спортивного праздника к Дню защитника Отечества

Сценарий спортивного праздника к Дню защитника Отечества Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества Ход праздника Центральная стена спортивного зала украшена флагами различных видов.

Сценарий физкультурного досуга с родителями, посвящённого Дню защитника Отечества

Сценарий физкультурного досуга с родителями, посвящённого Дню защитника Отечества Физкультурный досуг с родителями, посвящённый Дню Защитника Отечества (для детей старшего и подготовительного к школе возраста). Действующие.

Сценарий развлечения, посвящённого Дню защитника Отечества.

Сценарий развлечения, посвящённого Дню защитника Отечества. Под музыку в зал, маршируя, заходят дети,проходят змейкой, останавливаются шеренгами на ковре. Вед. 1: Добрый день, дорогие гости и ребята.

Сценарий спортивного праздника к Дню Защитника Отечества

Сценарий спортивного праздника к Дню Защитника Отечества Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Цель: воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к российской.


Раззработка сценария внеклассного меромриятия "Казачий край". Факты истории казачества.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2

Сценарий фольклорного праздника

учитель ИЗО

МБОУ ТСОШ №2



ст. Тацинская

Сценарий фольклорного праздника



Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей.

Предварительная работа: Разучивание песен, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

Чтец. (1. Слайд)

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

1-й вед. Добрый день!

2-й вед. Здорово дневали!

1-й вед. Мы рады вас приветствовать на нашем дне казачий край!



1-й вед. День казачьей славы. Этот праздник традиционно отмечали на Руси вплоть до 1920 года. Особо чтили его казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

1-й вед. Возрождение казачества – это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев в неразрывном единстве со всей Россией.

2-й вед. Русский остается русским, казак – казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

1-й вед. Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков. Наши деды и прадеды достойно исполнили свой патриотический долг – создали Россию, защитили и укрепили ее, приумножили ее славу. Они свой долг выполнили, своей чести не уронили, достоинств не растеряли.

2-й вед. В наши дни, когда в жизнь претворяется программа возрождения казачества, с необыкновенной остротой встали вопросы о его судьбах, о его прошлом, настоящем и будущем. На протяжении ряда последних лет продолжается острая дискуссия по этим проблемам.


(3 Слайд)

1-й вед. Казаки – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (ка-сака) и приазовских меото-кайсаров с некоторой примесью аланов-асов или танаитов (донцов).

2-й вед. Первое летописное упоминание о казаках относится к 1444 году. Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.

1-й вед. В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.

2-й вед. В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.

1-й вед. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.


2-й вед. Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

Читайте также: