Помпадуры и помпадурши краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Бьет три с половиной, а он все сидит. Зашла речь о предсказаниях и предзнаменованиях.

— Снилось мне сегодня ночью, что я в гостях обедаю! — вдруг говорит К***.

Или, другими словами, прямо навязывается ко мне на обед. В величайшем смущении смотрю на него, тщусь разгадать: какие еще новые шутки он со мной предпринять выдумает? Ибо, как человек богатый, он может предпринять многое такое, что другому и в голову не придет. Однако делать нечего; следуя законам московского хлебосольства, решаюсь покориться своей участи.

— Дома, говорю, у меня ничего не готовлено, а вот в Новотроицкий, коли хочешь…

Сказал это и испугался.

— В Новотроицкий так в Новотроицкий, — говорит. — Только, чур, на твой счет. Мне, брат, сегодня такая блажь в голову пришла: непременно на твой счет обедать хочу.

Делать нечего, поехали.

Выпили по рюмке очищенного и съели по небольшому кусочку ветчины. Мало. А между тем, по непомерной нынешней дороговизне, вижу, что уже за одно это придется заплатить не менее пятнадцати копеек с брата.

Тогда я счел, что с моей стороны долг гостеприимства уже исполнен и что засим я имею даже право рассчитывать, что и он свой долг выполнит, то есть распорядится насчет обеда. Ничуть не бывало. Уже рассказал я ему и о том, как я у Ганки обедал, и о том, как едва не отобедал у Гоголя, — а он все смеется и никаких распоряжений не делает. Тогда, дабы уничтожить в душе его всякие сомнения, я позвал полового и спросил у него счет.

— А обедать-то как же? — спросил меня К***.

— Я, с своей стороны, сытёхонек! — ответил я, едва, впрочем, скрывая терзавший меня голод.

Тогда он, весело расхохотавшись, сказал:

— Ну, брат, вижу, что тебя не победишь! Веришь ли, всю дорогу, из Петербурга ехавши, я твердил себе: не все мне его кормить! Пообедаю когда-нибудь я и на его счет! Вот те и пообедал!

Затем, когда недоразумение между нами кончилось, засели мы за стол, причем я, из предосторожности, завесил себе грудь салфеткою.

Подавали: селянку московскую из свежей осетрины — прекрасную; котлеты телячьи паровые — превосходные; жареного поросенка с кашей — отменнейшего.

Зная исправность моего желудка, я ел с таким расчетом, чтоб быть сытым на три дня вперед…

Рецепты некоторых вышеперечисленных блюд, опубликованные на сайте "Деревенское хозяйство". Чтобы прочитать текст – кликните по ссылке:

Краткое содержание — Помпадуры и помпадурши. Русский язык и литература

В каждом из очерков описывается судьба одного из таких чиновников, при этом Салтыков-Щедрин подчеркивает, что смена начальников происходит в городах чрезвычайно часто, и помпадуры обычно не задерживаются надолго на своих должностях. Дмитрий Павлович Козелков, один из помпадуров, первоначально постоянно уверяет окружающих в своих намерениях улучшить ситуацию, при этом он стремится полностью соблюдать существующее законодательство. Козелкову становится интересно узнать, как воспринимают его правление рядовые горожане, и он отправляется на площадь, скрывая при этом собственную личность под обычным нарядом.

Однако случайные прохожие, с которыми беседует Дмитрий Павлович, сообщают ему, что для простых людей не существует никакого закона, по их мнению, подобные правила предусмотрены только для тех, кто располагает богатством и властью. К тому же автор подчеркивает, что при создавшемся в стране положении вещей даже образованных и обладающих интеллектом людей охватывает полнейшее безразличие к происходящему вокруг и даже к их собственному существованию. Представители интеллигенции ни к чему не стремятся и ничего не ожидают от будущего, утратив интерес к политике, литературе и иным сторонам жизни.

Но и среди всеобщего застоя иногда появляются лица, действительно желающие все преобразовать. Графу Сергею Васильевичу Быстрицыну удается создать прекрасное хозяйство в своем имении, расположенном в Чухломе, теперь энергичный помпадур мечтает добиться таких же результатов и во всероссийских масштабах. При этом он считает, что русский народ никогда не сможет существовать без поглощения водки, мечтая при этом, чтобы потребности каждого человека были бы удовлетворены в полной мере.

Однако начинаниям Сергея Васильевича препятствуют многочисленные чиновники, придерживающиеся совершенно иных взглядов. Они полагают, что начальники должны следить за сохранностью того, что уже было создано ранее, в частности, оберегать земства и гласные суды.

Приводится и пример с помпадуром, уверенным в том, что город должен существовать в атмосфере постоянного праздника, и в течение его десятилетнего правления действительно не случается никаких происшествий. Все местные обыватели, сам начальник и его фаворитка существенно прибавляют в весе, и автор замечает, что горожане были готовы поставить этому человеку памятник при жизни.

В историях о помпадурах писатель в гротескной форме отражает печальную ситуацию, существовавшую в стране повсеместно. Автор показывает читателям чиновников, думающих исключительно о собственном обогащении и беззаботном времяпровождении, большинство из которых даже не пытаются ничего предпринять в интересах несчастного народа.

  • история русской литературы
  • салтыков щедрин

Художественные принципы М.Е. Салтыкова-Щедрина в сатирических романах очеркового типа

Тисовый бал

Но удача в конечном счете оказалась на стороне мадам д’Этиоль. Предыдущая любовница скоропостижно скончалась от осложнения воспаления легких, и ее место оказалось вакантным. Представился и случай лично увидеться с королем. Был объявлен тисовый бал-маскарад, который состоялся в Парижской ратуше в связи со свадьбой наследника и испанской принцессы Марии-Терезии. Жаннета, воспользовавшись своим статусом, смело отправилась на встречу судьбе.

Тисовый бал


Тисовый бал

В масках были все участники мероприятия, в том числе и Людовик. Жаннета выбрала костюм Дианы-Охотницы. Талантливая девушка подстраивает все таким образом, чтобы как можно чаще оказываться напротив короля и тем самым заинтриговать его. Он несколько раз пытался увидеть ее лицо, но Жанна тянула время до последнего момента. Когда, наконец, маска была снята, распаленный Людовик был восхищен красотой незнакомки. В этот же вечер состоялся их первый совместный ужин. На утро король попрощался со своей любовницей, посчитав, что это была интрижка на одну ночь. Красавица, безропотно повинуясь, покинула королевские покои.

Такое поведение заинтриговало Людовика: до этого никто из девушек так не поступал. И он решил продолжить роман. Следующее посещение королевских покоев Жаннета разыграла со всем ей присущим актерским талантом. Она представила свой визит, как бегство от рук разъяренного мужа-ревнивца, и попросила у обожаемого короля защиты. Обескураженный Людовик XV, видя неподдельные страдания женщины, предоставил ей протекцию. Через некоторое время он купил ей титул маркизы де Помпадур и замок недалеко от Версаля. После этого Жаннета стала официальной королевской фавориткой.

Покровительница искусства и любовных утех

Маркиза очень любила искусство. Эта любовь часто имела денежное выражение: она поддерживала художников и скульпторов, выплачивая им пенсии и заказывая свои портреты. Благоволила учёным, писателям и поэтам. В её салоне блистали Шарль Дюкло, Бернар Фонтенель, Дени Дидро, Вольтер, Жорж Бюффон, Кенэ. Выдающиеся люди, которые всю жизнь окружали фаворитку Людовика, помогли ей оставить след в искусстве, литературе и архитектуре.

Фильмы

Людовик XV

Людовик XV слыл скучающим престолонаследником, который не любил заниматься государственными делами, поэтому нечасто присутствовал на министерских совещаниях. Его супругой была бывшая принцесса польская Мария Лещинская. Родители женили дофина, когда ему было всего 15, а невесте 22. За долгие годы брака в королевской семье родилось порядка 10 детей, а потом медики запретили королеве вступать в интимную близость с супругом. И Людовик XV обратил свои взоры на хорошеньких фрейлин. Только с женщинами король чувствовал себя по-настоящему свободно. Его набожная супруга, проявляя благоразумие, не вмешивалась в личную жизнь своего мужа. С присущим ей достоинством она продолжала царствовать на троне.

Фрейлины Людовика XV


Женщины Людовика XV: Мария Лещинская, герцогиня де Шатору, Луиза ля Морфиль, мадам Дюбарри

Жаннета сразу поняла, что одними только любовными хитростями ей надолго не удержать внимание Людовика. И она применила весь арсенал известных ей способов.

Маркиза первым делом организовала салон, в котором предложила собирать высшее общество и приглашать передовых людей времени: ученых, поэтов, драматургов, художников и музыкантов. Людовику понравилась такая затея, и он с удовольствием участвовал в занимательных дискуссиях, проходивших в стенах этого общества. Постепенно салонами маркизы де Помпадур заинтересовалась знать. Многим аристократам показалась выгодной возможность личного знакомства с королевской особой.

Внешность

Воспоминания современников о внешнем виде маркизы де Помпадур разнятся по своей сути. Одни ей приписывали только лишь обаяние и артистичность, другие искренне восхищались ее красотой. Известно одно, что если маркиза и обладала красотой и свежестью — этим она была обязана таланту скрывать свою болезненность. С раннего возраста у Жаннеты был диагностирован туберкулез. Но врожденное чувство вкуса позволяло маркизе не только выглядеть великолепно, но и стать законодательницей моды.

Маркиза де Помпадур


Маркиза де Помпадур

Она первая придумала носить каблук, чтобы восполнить свой низкий рост, и стала первой женщиной, надевшей чулки. Ее высокая прическа на долгие годы стала приметой времени, которая запечатлена на многих дамских портретах той эпохи. А фото изображений самой маркизы сейчас можно встретить в интернете в большом количестве.

Достижения

Маркиза ввела в обиход бокал-тюльпан


Маркиза ввела в обиход бокал-тюльпан

Жанна поспособствовала созданию фарфорового завода в городе Севре, она ввела в обиход особую огранку драгоценных камней, а также использование бокалов-тюльпанов для шампанского. Считается, что формой для этих бокалов послужил слепок груди французской красавицы. Женщины до сих пор могут быть благодарны маркизе де Помпадур за ее изобретение ридикюля — небольшой сумочки для маленьких дамских нужд.

Последние годы

Конечно, у маркизы, как и у всех дам ее положения, были недоброжелатели, но она умела грамотно их нейтрализовывать. За внешней оболочкой беззаботной женственной особы скрывался расчетливый ум и прагматичность. К тому же, долгие годы Жаннета боролась со своим холодным женским темпераментом, поглощая для этого в большом количестве сельдерей и трюфели — продукты, признанные в XVIII веке в качестве мощных афродизиаков. Но, прожив с Людовиком XV несколько лет в близких отношениях, маркиза спокойно уступила свое место новым молоденьким любовницам, не потеряв при этом благосклонности и дружбы короля.

Маркиза де Помпадур болела туберкулезом


Маркиза де Помпадур болела туберкулезом

Медленно прогрессирующая болезнь заставляла Жанну применять крайние меры и держаться изо всех сил. Но после ряда приступов маркиза скончалась в личных королевских покоях. Ей было 43 года, смерть наступила 15 апреля 1864 года.

Врачи вынесли вердикт, что причиной смерти стал рак легкого. Похороны прошли скромно. Тело маркизы де Помпадур сейчас покоится в семейном склепе монастыря капуцинок, рядом с могилами матери и дочери.

"Помпадуры и помпадурши" - это цикл сатирических рассказов выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлен анализ цикла рассказов "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, суть и смысл произведения.

Анализ "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, суть и смысл произведения

А. М. Скабичевский:

". в "Истории одного города", как и в "Помпадурах и помпадуршах", стрелы Щедрина направляются не на одних выводимых градоначальников. Сатирик выводит их уродливыми, безобразными и карикатурными, вовсе не полагая в то же время в них альфу и омегу всех бед и зол русской жизни. Более всего бичует он толпу обывателей, забитых, униженных, пресмыкающихся глуповцев, чуждых всякой инициативы и самостоятельности и вечно являющихся одними и теми же бессловестными, подловато-угодливыми Молчалиными. Против этой-то. инертности и направлены более всего бичи щедринской сатиры."


Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов:

"Природу правительственной власти в самодержавно-монархическом государстве раскрывают преимущественно два произведения Щедрина "Помпадуры и помпадурши" и "История одного города".

Слово "помпадур" происходит от имени исторического лица - маркизы де Помпадур, возлюбленной бесхарактерного французского короля Людовика XV, которая не только отличалась крайней распущенностью нравов, но и постоянно вмешивалась в дела государственного управления, действуя самочинно и самоуправно, в частности раздавая по своему усмотрению высокие должности.

Называя российских губернаторов "помпадурами", Салтыков-Щедрин, с одной стороны, намекал на то, что они получают губернаторские места не по заслугам, а благодаря протекции. с другой стороны подчеркивал, что в своей административной деятельности они руководствуются помпадуровскими методами, т.е. поступают самочинно и самоуправно, не считаясь ни с законами, ни с интересами вверенного им населения.

Помпадуровская галерея Салтыкова-Щедрина довольно значительна. Составляющие ее образы обрисованы необычайно ярко и сочно. Наряду с образами помпадуров старых. Салтыков изображает и помпадуров новых, молодых, пореформенного типа. По большей части, это - дворянские сынки, шалопаи. Живя в долг, ибо доходов. им не хватает на ресторанные кутежи, они в конце концов вынуждены искать доходов от государственной службы. А помпадурство приносит большие деньги.

Потрясающе невежественные, до ужаса легкомысленные, абсолютно лишенные сознания гражданского долга, - они быстро становятся примерными помпадурами, ибо в совершенстве усваивают то основное требование, которое предъявляет к помпадурам высшая власть - пресекать "бунты" и выколачивать у крестьян недоимки. И старые и молодые помпадуры с одинаковым усердием выполняют это требование. Таким образом, "помпадуры", по Салтыкову, это худшие представители своего класса, это подлинные враги народа."

("М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях", сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)


Это был анализ цикла рассказов "Помпадуры и помпадурши" Салтыкова-Щедрина: идея, тема, суть и смысл произведения.

Читайте также: