Поморка казаков краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Объем рассказа всего четыре с небольшим страницы, а читатель многое узнает о героях произведения. Внешность парня непривлекательна, речь неряшлива. Перед нами самонадеянный, хамоватый молодой человек, для которого в прошлом ничто не дорого: деревня, где он вырос, мать, сестра и девушка, которая его любит.

А будущее в его представлении сулит ему одни блага и победы. «Теперь

мое дело — Порядок. Я в область явлюсь, сейчас мне тренера дадут, опять же квартиру… На соревнованиях был, видал: самолучшие еле на первый разряд идут, а я вон норму мастера жиманул запросто!

Я ждать буду! В газетах про тебя искать буду… Ты обо мне не мечтай.

Судя по всему, он мало озабочен порядком на станции: коновязь сломана, всюду лужи, предельно запущено бревенчатое здание станции, что уж до них, когда его фуражка вся в темных пятнах от мазута.

Рассказ Казакова напоминает о поэтике Чехова: емкость и выразительность каждой детали, динамика развития сюжета, краткая диалогическая речь, выявляющая сущность характера действующих лиц.

Заметим, что подобная связь начала с финалом характерна для новелл Чехова.

Это отнюдь не свидетельство ее неопрятности. Деталь эта говорит о грязи в конюшне, откуда она выводила лошадь, грязи, где она запрягала ее, о разбитых дорогах, ведущих к полустанку.

В рассказе ощутима какая-то неустроенность. Грязная станция, неудавшаяся жизнь ее начальника. Последний заметил, что в нынешнее время многие люди в постоянных разъездах. Очевидно, что-то ищут лучшего для себя. Да и не от благоустроенной колхозной жизни парень так стремится попасть в город.

Вспомним его восхищение тем, как живут в городе спортсмены.

Все мы в пути к осуществлению наших желаний, замыслов, лишь время от времени останавливаемся, чтобы осмыслить прошедшие годы, и вновь стремимся куда-то, строим новые планы, беремся за новые дела, путешествуем и возвращаемся на постоянную нашу станцию — родной Дом.

От частных жизненных наблюдений к большим социальным обобщениям — характерная черта новелл Чехова.

Они шептались… достаточно громко, чтобы слышать их. И было в их шепоте что-то гнусное и жалкое одновременно:

— А она его любила. А домик ничего себе! В таком доме и я бы написал чего-нибудь. Сколько тут комнат?

Как видно, благоговейное отношение моряков к великому художнику и человеку близко Юрию Казакову.

8 августа, в день 75-летия со дня рождения Юрия Павловича Казакова, в Москве на доме № 30 по Арбату, где жил писатель с 1927 по 1963 год, предполагается установить мемориальную доску. Автор — Тамара Михайловна, жена писателя. На доске — детская ладошка, в которой горящая свеча — символ света, исходящего от произведений Юрия Казакова.

В сентябре на Белом море темнеет рано, сумерки коротки, а ночи аспидно-черны и холодны. Вырвется иногда перед закатом солнце из облаков, бросит последний угасающий луч на море, на холмистый берег, желто отразится в окошках высоких изб и тут же побагровеет, сплющится, уйдет в воду.

Тускло светится темно-красная полоска зари, слабо и зыбко сияет высокое холодное небо, а земля, избы в деревне, косогоры с поскотинами, словно щетиной поросшие по краям мелким низким лесом, — все погружается в темноту, только долго еще светятся в ответ заре свежеошкуренные бревна возле правления, и маслянисто блестит, хрустит под ногами щепа.

Вспыхнут на берегу моря, возле самой воды, несколько маленьких костров: сидят на корячках мальчишки, пекут себе картошку. Потом загорятся огни в окнах… Но скоро погаснет все — и костры и окна, — и деревня погрузится в долгий осенний сон. А в полночь вдруг станет светло, прянут в зенит длинные дрожащие столбы, молча и страшно задвигаются, меняя бледные краски, отражаясь в море. Потом погаснут так же внезапно, как и возникли, и опять темнота сомкнется над землей и будет держаться упорно, долго, до неохотного рассвета следующего слепого дня.

Днем в деревне пусто. Ребята в школе, рыбаков нет — кто сидит на тоне, кто далеко в море на лове трески, кто в поле… Оживляется деревня только по праздникам, да если какая-нибудь бригада привезет богатый улов сельди или семги. В этот вечер потрескивает, сипит радио на столбе возле клуба, горят по улицам редкие фонари, однообразно вякает аккордеон, перебираемый непослушною рукой, слышен смех девок, запоет кто-нибудь песню… Но пройдет день-два, и опять опустеет деревня. И так будет до самой глубокой осени, когда начнут возвращаться рыбаки с тоней, придут мотоботы с глубьевого лова, когда кончатся, наконец, все полевые работы.

Тогда избы вновь наполняются запахами соленой трески и пикши, водки и браги по праздникам, махорочным дымом, крепким мужицким говором, стуком сапогов. Станет весело, жарко будут топиться печи по утрам, вкусно запахнет ржаным хлебом из пекарни, дым будет высоко подниматься в бледное небо над седыми от изморози крышами. Хватят по ночам крепкие заморозки, начнет замерзать и звонко ломаться море у берегов, а из скотных дворов хорошо, уютно будет тянуть теплым навозом.

В клубе начнут чуть не ежедневно крутить кино, допоздна будет бубнить на задах дизель электростанции, без конца станет заседать правление, и разговоров про рыбу, про план, про погоду, про заработки и трудодни хватит надолго, чуть ли не до февраля, когда опять опустеет деревня: кто уйдет на ледоколе на зверобойный промысел, кто — в Унскую губу на зимний лов наваги.

Пусто и в избе, где я живу. Высокая, огромная, в две связи, со множеством комнат и чуланов, строенная на большую семью, наверное, еще в прошлом веке, — она тиха и гулка.

По ночам в ней звонко трескают половицы. Днем — она поражает чистотой. До блеска вымытые окна загораживают цветы тоже с блестящими, протертыми листьями. Белые полы пахнут мылом и березовым веником. По полам от дверей раскинуты старые сети. От сетей в избе стоит слабый пряный запах моря. На почетных грамотах, фотографиях, настенных зеркалах — всюду висят чистые, голубые от синьки, расшитые полотенца. Столы и сундуки покрыты суровыми хрустящими скатертями с мережкой. И в тишине живет, всю эту чистоту и старинный порядок блюдет один человек — девяностолетняя старуха Марфа.

Как она стара! Странно и жутко порой глядеть мне на нее — такое древнее и темное у нее лицо, такие тусклые, выцветшие глаза, так неподвижно сидит она в редкие минуты отдыха. Уж никогда, никогда не выпрямить этот согнутый стан и ставшую круглой уже спину, не истончить громадные набрякшие ноги, не согреть холодные руки. Неужели была она когда-то горяча и хороша, неужели в этом теле билось когда-то иное сердце? Нет, нет, нельзя поверить, нельзя вообразить ее иной, чем сейчас…

А все-таки была она молодой и, по словам стариков, помнящих ее, еще какой красавицей была! С каким самозабвением плясала она на праздниках, как пылали тогда ее щеки, как горели и сияли глаза, каким туго-налитым, стройным и сильным было ее тело! Как любила она своего Ванюшу — кряжистого, с выпуклой грудью, с мелкими белыми зубами, жесткими черными усами и жестким же черно-смоляным чубом парня, — как обмирала, пылала и дрожала, когда видела его, идущего по улице в розовой рубахе, в вонючих, высоких, блестящих сапогах, с какой отчаянностью восторженного страха кидалась опрометью на зады, видя, что он сворачивает к ее дому.

У, как была она красива тогда и как любила петь, какие дивные старинные песни знала, какой дикий томительно-звенящий голос был у нее! И как талантлива, яростно-неуемна была она на любую, даже самую тяжелую грязную работу!

Так что же иссушило, состарило ее, сделало холодными руки и утишило сердце? Уж не белые ли призрачные, завораживающие ночи, не страшное ли ночное солнце выпило ее кровь? Или наоборот — длинные тоскливые зимние вечера, которые проводила она за прялкой при багровом дымном свете лучины? О чем думала она, о чем мечтала в эти вечера, когда свистел и гудел ветер, гнал колючий сухой снег, задувал в окна, выл в печной трубе, когда гулко и грозно ломало прибрежный лед и жутко было выйти во двор, в черноту северной ночи?

И как вопила она, как билась и причитала, провожая и обряжая в смертную дорогу отца и мать, братьев и сестер, а потом и мужа, и детей, наглядываясь каждый раз на них и не в силах наглядеться. Как бежала она к морю, как кидалась в волны, прося северное морюшка взять ее к себе! Как хотелось ей в те страшные минуты тоже навеки остаться на песчаном кладбище, среди редких низкорослых сосен!

Случай забросил меня сюда ненадолго, скоро я уеду и никогда, быть может, не увижу больше ни моря, ни этих высоких черных осенью изб, ни этой древней поморки… Отчего же так сладко и горько на сердце, почему так таинственно близка и важна мне жизнь этой Марфы, почему так неотступно слежу я за ней, думаю о ней, расспрашиваю ее? А она не любит рассказывать, отвечает всегда кратко, общими словами:

— Как жила-то? Да всяко…

— Дак я и говорю — всяко…

Говорит она как-то бегло, не пристально, невнятно, рассеянно оглядываясь или думая о чем-то своем, далеком, сокрытом от меня. Но вдруг вспоминает о внуках-моряках, оживляется, приносит открытки, которые месяцами шли в эту глухую деревню и которые кажутся почти сказочными в этой суровой северной стороне. Она разворачивает чистый платок, и они рассыпаются по столу — лаковые, нежно-яркие, со штемпелями Бомбея, Рангуна, Сан-Франциско, Коломбо…

Я читаю их вслух, Марфа слушает, опустив темное лицо, на котором тлеет слабая улыбка. Долго потом перебирает она их, щупает корявыми пальцами гладкий картон, всматривается в картинки, наконец, заворачивает опять в платок, уносит, прячет в сундук и снова ходит по избе, все что-нибудь делает…

Встает она затемно. Простоволосая, наскоро молится, тяжело и трудно со сна кланяясь в темный угол, где между почетных грамот в рамках под стеклом висит черная древняя раскольничья икона в тусклом серебряном окладе. Потом повязывает платок, выходит в сени, начинает ходить по избе, по всем ее комнатам, чуланам и клетям, лазит на чердак, в поветь, выходит на огород.

Цель урока: сформировать у учащихся представление об основной теме произведений Ю.Казакова: верность своему предназначению и исполнение долга перед жизнью.

Д/з:
1. Прочитать произведение.
2. Выписать значение слова “образ” у В.В. Агеносова и Ф.Абрамова.

Ход урока

1. Слово учителя. Постановка цели урока:

Сегодня мы обращаемся к творчеству писателя Юрия Павловича Казакова, к его рассказу “Поморка”, написанному в 1957 году. И постараемся понять размышления молодого писателя-студента о главной героине: “…Отчего же так таинственно близка и важна мне её жизнь, почему так неотступно слежу я за ней, думаю о ней, расспрашиваю её?”

– ЧТО так заворожило его в образе 90-летней старухи?

– Какую тайну в её характере хотел раскрыть писатель?

– Вот вопросы, на которые мы должны найти ответы на нашем уроке. И вслед за автором попытаться разобраться, в чём же загадка характера поморки.

Найти ключевое слово, характеризующее образ главной героини.

2. Анализ композиции рассказа с опорой на текст.

– Обратимся к композиции рассказа.

1 глава Экспозиция. Панорамная картина северной деревни

– Какой увидел писатель природу и быт северной деревни, рыбаков?

Работа с текстом.

/тускло, хмуро, пусто.../

– Во 2-й главе взгляд автора перемещается от общего к частному, т.е. мы знакомимся с домом хозяйки:

2 глава Композиция деталей. Дом поморки, её быт

– Какое слово связывает эти две главы? / пусто /

– Почему пусто в деревне, а – в доме старухи?

/рыбаки уходят в море; нет детей, внуков, не оживляют дом их веселые голоса…/

– Прочитайте, каким автор увидел дом?

/огромный, темный, чистый “до блеска” /

– Какие детали в доме уже указывают читателю на характер хозяйки?

– Что чувствуется в словах писателя, описывающего быт и дом?

/восхищение, уважение тем, в какой идеальной чистоте содержит дом 90-летняя старуха/

Итак, характер хозяйки уже предопределён, подготовлен описанием дома, вычищенного до блеска, пахнущего морем, с суровыми скатертями.

– Теперь мы можем начать разговор о главном – о личности героини.

– Обратимся к 2–3 главам, в которых автор сосредотачивает своё и наше внимание на образе главной героини Марфы.

– В центре рассказа образ русской женщины:

Образ поморки.

– Объясните значение слова “образ”.

Литературный словарь В.В. Агеносова: “Образ – это действующее лицо, главный объект повествования… Читатель узнаёт о нём через диалог, действие, описание” – научное определение берётся за основу.

Ф. Абрамов: “Художественный образ в произведении искусства – это единство внешнего и внутреннего. Гармония тела и души…”.

– Значит, ЧТО мы будем находить, анализировать в произведении?

/Образ поморки…, гармонию, единство через речь, судьбу, портрет/

3. Анализ образа главной героини. 2 глава.

– Какой предстаёт Марфа в начале 2-ой главы? / …древней старухой/

– Какие чувства возникают у автора, впервые увидев героиню?

/…жутко! Как стара! /

– Почему уже в следующем абзаце резко меняется и настроение, и описание героини?

– Назовите, с помощью каких художественных средств автор рисует портрет поморки? Приведите примеры. /Приводятся примеры антитезы, сравнений, эпитетов, повторов, экспрессивной лексики, рядов однородных членов…/

Самостоятельная работа в парах (заполнение таблицы).

– Для понимания характера Марфы сравним её в молодости и старости:

Запись в тетрадях:

В молодости В старости
1.Глаза – глаза сияли

2.Лицо – щеки горели, горяча, хороша, красавица была…

3.Фигура – стройное, сильное тело

4.Характер – веселая, заводила на любом празднике.

5.Отношение к жизни, к труду – неутомимо-талантлива, яростно-неуёмная и в работе, и в отдыхе.

Сердце “утИшилось”, сурова, немногословна.

Всем помогает, всё время что-нибудь делает…

Старость – “как один тёмный осенний вечер”.

– Какой вы её увидели?

  • Т.О. портрет является отражением характера героини.

Портретные зарисовки – это первый шаг к пониманию характера поморки. Нам чуть-чуть приоткрывается его тайна.

– Что мы узнали о её жизни?

/– любовь к мужу, рыбаку Ивану,
– работа в колхозе ради трудодней,
– смерть родителей, братьев, сестер, мужа и детей. /

– Зачитайте, как прощалась с ними.

– Благодаря чему так пронзительны эти строки?

/ нагнетают впечатление повторы, восклицательные предложения…/

– Когда светлеет лицо Марфы?

/ воспоминания о внуках, их открытки… Внуки продолжат род /

– А ещё в чём видит смысл жизни старая поморка? / в труде /

Докажите (текст).

– В этом перечислении заключено отношение автора к героине. Какое оно?

– Чем же восхищается писатель?

/ трудолюбием,…труд приносит ей радость и удовлетворение /

Мы видим, заботы старой поморки всё те же, что были у её прабабки, бабки, матери – ничто не изменило устоев в северных деревнях.

И такая жизнь у многих и многих вековух по всей России, умеющих, не жалуясь, стойко и терпеливо переносить удары судьбы.

Может в этой стойкости, трудолюбии и терпении кроется разгадка её характера?

– Последняя составляющая образа героини – её речь, что можно отметить?

/…почти безмолвна, немногословна, всего несколько фраз/

– Прочитайте диалог писателя со старухой.

– Как вы считаете, почему такая немногословность?

– Опираясь на композицию, смогли ли мы понять образ, характер 90-летней поморки?

– А почему для Ю.Казакова её характер был загадкой, её жизнь тайной?

/ молодой городской житель, студент /

А). – Важную роль в понимании характера Марфы играет 3 глава.

Что мы можем отметить с первых строк? /меняется настроение, мотив /

– Какая тема здесь поднята? / смерти, старости, тоски по прошлому, одиночества (одна из составляющих характера)

– Найдите в тексте, как Марфа воспринимает смерть.

/. это торжественная перемена, знак, предзнаменование. …умирать ей не страшно/

Именно эта непоколебимая уверенность и вера в справедливость жизни, в необходимости смерти делает её стойкой и спокойной.

– Но “скоро эти грустные мысли уходят”,– пишет Юрий Казаков.

Тема смерти и тоски меняется на…? Что волнует героиню?

/ на думы о завтрашнем дне,… дожить до Михайлова дня…/

– Меняются думы: меняется настроение рассказа. Что появляется?

/ надежда, желание жить /

– И в этих изменениях можно увидеть причину её долголетия, истоки её силы как физической, так и духовной. Как их формулирует автор?

/ – некогда умирать. – не все дела ещё переделаны на земле…/

– А где ещё черпает силы поморка? Прочитайте / на берегу моря… /

– Как вы думаете, зачем она “всё чаще” ходит на берег бушующего моря?

  • Т.Е. Её одинокая фигура на фоне бушующего моря – это символ женской верности, стойкости, любви ко всем людям.
  • Услышав её сквозь сон, писатель начинает понимать, в чём загадка характера Марфы – это в её живой, необорвавшейся связи с прошлым, с жизнью предков, казавшейся ему прежде такой далекой и чужой.

(Учащиеся читают отрывки).

– Как в начале рассказа автор описывает утреннюю молитву? / “наскоро” / Почему меняется описание? / чувство опасности, страх за рыбаков /

  • Т.О. Эта молитва раскрывает глубину и истинную любовь к людям.

– Найдите в тексте, какие неожиданные чувства испытал автор в эту ночь?

И в этот миг писатель понимает, ЧТО границы стёрты, что Русь, её прошлое и будущее – это вечные непреходящие ценности, которые так бережно сохраняются в доме поморки.

В). Итак, Ю. Казакову удалось создать цельный и яркий образ старой поморки. Монументальность, величие этого образа у меня ассоциируется с ликами святых, с иконописью, наполненной внутренней силой и красотой.

Доска: … Святая, одно слово – поморка.

Портрет жительницы северной деревни

– А вы не находите сходства?

5. Итог урока.

Учащиеся перечисляют – учитель записывает на доску самые точные определения в нужном порядке:

“ Чувство собственного достоинства, величие духа, уверенность в своих силах, вера в высшую справедливость, связь с прошлым и будущим, суровость и стойкость, духовная и нравственная сила, ясность души, извечное терпение, одиночество, трудолюбие.”

Появляется запись на доске:

С уровость
В еличие духа, вера
Я сность души
Т рудолюбие
О диночество
С тойкость
Т ерпение
Ь

И эту же характеристику мы слышим из уст её земляков. Подтвердите словами из текста. Её святость очевидна, не поэтому ли она окружена уважением людей? Докажите. (текст).

Это ключевое слово было для молодого писателя загадкой, но в нем же он нашёл и разгадку. И именно утверждение святости героини – главный итоговый штрих созданного писателем образа, так заворожившего его. Это нравственный ориентир не только для автора, но и для нас, читателей.

Юрий Павлович Казаков

Юрий Павлович Казаков

Юрий Павлович Казаков запись закреплена
Дмитрий Крикунов

Юрий Казаков. Поморка

Николай Головкин. Из статьи "Писатель на все времена"

В них нашла отражение гармония человека и природы, естественность чувств, особая атмосфера поморского уклада жизни, определяющаяся экстремальностью существования на границе моря и суши.

Рисуя этот удивительный образ своей героини, обстановку в которой она живёт, писатель ощущает, что именно здесь его настоящая Родина:

Образ Марфы у Казакова окружён героическим ореолом. Вот такие поморки обречены на вечное ожидание мужей и сыновей, всегда уходящих в студёное море и не всегда возвращающихся.

И всплыла у меня в памяти фотография, которую я увидел на одном из фотосайтов, словно фотограф подсмотрел этот кадр из рассказа и долго искал подходящую натуру. И ведь подумал я, что скоро уже не найдешь таких лиц и людей таких. Безвозвратно уходит и это поколение и сама русская натура, становится другой, отживает свое на этой земле.

А вот тот самый отрывок из рассказа:
"Ветер холодеет, небо темнеет, заря окрашивается в винный цвет, воздух делается прозрачней, смугло румянеют избы наверху, а на востоке загораются редкие бледные звезды. Скоро совсем смеркнется, а Марфа все будет стоять, положив старчески-сизые руки на плетень, и смотреть на море, пока не погаснет последний мглистый отблеск зари".
Юрий Казаков "Поморка" (1957)

Читайте также: