Помню долгий зимний вечер бунин читать краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Помню – долгий зимний вечер.

История создания – Стихотворение написано в 1887 году.

Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.

Композиция – Произведение условно разделено на три основные части.

Жанр – Колыбельная песня.

Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрестной рифмовки.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер 2 вариант

Данное лирическое произведение написано таким стихотворным размером как хорей, с использованием мужской рифмы и перекрестной рифмовки. Для создания чувственного и проникновенного поэтического образа автор использует следующие средства художественной выразительности как эпитеты (летний зной, невнятный шум, тихий сон), олицетворение (буря плачет, ходят волны ржи, вой вьюги, шепот ветра), метафоры (золотые колосья ржи, невнятный шум берез), инверсия и аллитерация.

История создания

Иван Алексеевич с детства был увлечен поэзией, и с ранних лет увлеченно писал стихи. Уже к семнадцати годам одаренный юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьезные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.

Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.

Вариант №4

Иван Алексеевич Бунин с самого раннего детства писал стихотворения и другие произведения, которые в будущем стали очень популярными и любимыми многими. Именно с поэзии этот человек начал покорять Олимп литературного искусства.

Основной его темой стали детские воспоминания, а так же прекрасные ощущения, которые хотя бы раз в жизни испытывал каждый человек. Из самых первых строчек данного произведения можно понять, что во время описания действий за окном бушует настоящая буря. Природная стихия описана автором очень хорошо и доподлинно.

Нужно отметить, что данное произведение пронизано особой теплотой, нежностью и любовью. Основными героями данного стихотворения являются мать и сын, и их трепетные отношения. Согласитесь ведь, почти у каждого человека есть прекрасные воспоминания из детства, связанные с его родителями, в частности с мамой. Только мама может найти время для своего ребенка и провести с ним вечер, несмотря на различные дела, проблемы и так далее. Многие порой кажется, что для детей это не важно, но это вовсе не так. Дети, даже самые маленькие все чувствуют и понимают.

Чтобы произведение получилось, более красивы поэт использует литературные приемы. В частности здесь можно найти красивые эпитеты, красочные прилагательные, интересные метафоры и так далее.

В целом это очень и очень красивое произведения, читая которое у каждого на душе становится тепло и радостно.

В заключении хотелось бы сказать, что вы являетесь очень важным человеком для своего ребенка, поэтому, несмотря на любые жизненные обстоятельства, всегда находите время для них.

5, 6 класс кратко по плану, главная мысль

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль – счастливые мгновения жизни неповторимы, и относиться к ним следует с особой бережностью.

Главная тема стихотворения

Средства выразительности

Анализ 2

В этом стихотворении автор рисует картину – воспоминания об одном зимнем вечере, о совете мамы, о прекрасных мечтах и снах.

Чуть больше трёх строф занимает зарифмованная речь мамы. Далее герой поясняет, что точно и доверчиво (конечно, маме нужно доверять) следовал совету. Совет он называет знакомым, поэтому, возможно, слышит он его уже не в первый раз. И по этому самому совету, поэт засыпает в мечтах.

Анализ стихотворения Помню долгий зимний вечер по плану

Помню долгий зимний вечер бунин.Чего больше в этом стихотворение -воспоминание мечты

  1. Попробуйте рассказать о грустном зимнем ве­чере, который мама поэта так умело украсила вос­поминаниями о теплом лете. Сохраните в рассказе те приемы, которые использовал поэт.

Вспомним, какие контрастирующие об­разы возникают при чтении стихотворе­ния:буря плачет, воет вьюга — тихий шепот леса, шумят березы; долгий зимний вечер — полдневный летний зной.

Читая строки этого стихотворения, можно было бы создать цикл картин:

  1. зимний вечер в комнате рядом с туск­ло освещающей комнату лампадой;
  2. вид из окна, за которым — снег и ме­тель;
  3. лес в знойный летний день;
  4. золотые волны ржи, которые медлен­но и плавно ходят рядом с лесом.
  5. Что вы могли бы рассказать об отношениях матери и сына, прочитав это стихотворение?

Стихотворение познакомило нас с чу­десными отношениями сына и матери. Мы ничего не знаем о событиях их жизни, но одно нам ясно: мать и сын не только по­нимают друг друга — они улавливают на­строение и чувствуют любые сложности в жизни друг друга. Мы видим, как мать в состоянии уловить настроение сына и по­мочь ему.

Мы видим, что не все строки имеют рифмы. Рифмуются в стихотворении только вторая и четвертая строки каждой строфы. Большая часть рифм — неточ­ные, и все же музыка стиха и волнует и баюкает.

Что помогает вспомнить о лете?

Знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе (1933). Академик Санкт-Петербургской Академии наук.

  • Иван Бунин ~ Метель (Ночью в полях, под напевы метели…) (+ Анализ) - 17.01.2022
  • Иван Бунин ~ Кружево (Весь день метель…) - 17.01.2022
  • Иван Бунин ~ Ещё и холоден и сыр… (+ Анализ) - 16.01.2022

Зимний вечер в лесу

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

p, blockquote 7,0,1,0,0 -->

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Дата написания: 1887 г.

Зимний вечер в деревне

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Краткий анализ

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

История создания

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

p, blockquote 14,1,0,0,0 -->

Тема

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящёно отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шёпот и то удивительное чувство спокойствия и защищённости, которое бывает только в детстве.
Своим произведением автор хотел донести важную мысль: счастливые мгновения жизни неповторимы и относиться к ним следует с особой бережностью.

Композиция

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Произведение условно разделено на три части: в первой автор указывает на давно прошедшее время, во второй части происходит разделение между сном и бодрствованием, а третья часть является символом перехода из реальности в сладостное царство Морфея.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Жанр

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Стих написан в жанре колыбельной песни, благодаря чему очень легко воспринимается как на звуковом, так и на эмоциональном уровне. Поэту удалось донести состояние неги, полудрёмы лирического героя.
Стихотворный размер – хорей с применением перекрёстной рифмовки и мужской рифмы.

p, blockquote 21,0,0,1,0 -->

Средства выразительности

p, blockquote 22,0,0,0,0 -->

Зимний вечер в деревне

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью как в России, так и за ее пределами.


Н. Крылов. Спящий мальчик. 1824

Если злая вьюга вызывает у ребенка страх, тоску и тревогу, то мама ассоциируется в его сознании со спокойствием, теплом и защитой. Когда она рядом, ему не страшны никакие проделки погоды, и он засыпает безмятежным крепким сном. Автор стремится передать читателю ценность каждого мгновения прожитой жизни. Если человеку не дано повернуть время вспять и вновь ощутить себя ребенком, – он должен бережно хранить в памяти подобные воспоминания. Для Бунина самыми дорогими воспоминаниями были родной дом и незабываемый образ матери.

Анализ

История создания

Иван Алексеевич уже в детстве начал увлекаться поэзией, его первые стихотворения появились еще в раннем возрасте. На пороге семнадцатилетия он стал публиковаться в журналах и получать лестные отзывы авторов и литературных критиков. Бунина настолько вдохновили первые успехи, что он всерьез начал задумываться над тем, чему отдать предпочтение в будущем – поэзии или прозе.

Персонажи и образы

Главным персонажем здесь является лирический герой. Надо полагать, что это взрослый мужчина, которого воспоминания уносят в далекое детство. Его образ соотносится с самим автором, на что указывает содержание стихотворения и то, что повествование ведется от первого лица. Время суток также выбрано не случайно – вечер, вот-вот готовый перейти в ночь. На этом фоне особенно усиливаются ощущения от слов матери, создается образная картина комнаты, окутанной вечерним полумраком, и теплого домашнего уюта.

Образ матери раскрывается в ее монологе, обращенном к маленькому сыну. Женщина советует ему не думать о страшном, а мысленно перенестись в лето, вспомнить о шуме берез и солнечной летней погоде. Она обещает ему, что эти грезы сошлют на него крепкий, спокойный сон, а наутро он проснется бодрым и счастливым. Мальчика успокаивают слова матери, и он забывается сладким детским сном.

Композиция

Композиционно произведение можно условно разделить на три части. В первой части воспроизводится давно прошедшее событие, вторая часть представляет собой промежуток между бодрствованием и сном, и в третьей части совершается плавное погружение в грезы, уход от реальности в волшебное царство Морфея.

Литературный род произведения – лирика, литературное направление – реализм с элементами романтизма. Жанр – колыбельная лирика. Стихотворение впоследствии было положено на музыку и стало необыкновенно популярной колыбельной песней не только в России, но и за ее пределами.

Размер и средства художественной выразительности

В стихотворении автор использует стихотворный размер хорей с перекрестной (АВАВ) рифмой и преобладанием мужских слогов.

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – воспоминания лирического героя. В них содержатся дорогие автору образы родного дома, ласковой матери, безоблачного детства. Эти воспоминания являются источником вдохновения и силы, помогающей преодолевать все жизненные трудности и невзгоды.

Это глубоко лирическое, трогательное стихотворение затронуло огромное количество сердец, поскольку тема, безошибочно выбранная автором, близка и понятна каждому человеку, у которого в жизни было такое же безмятежное детство. При чтении этих строк вспоминается теплота маминых рук, ее нежный, убаюкивающий голос и то неповторимое чувство защищенности, которое бывает у людей только в детстве. Автор напоминает, что счастливые моменты детства уже никогда не повторятся, поэтому их нужно особенно бережно сохранять в своей памяти.

Иван Бунин, очевидно, природой был предназначен для литературного творчества. С детства он увлекался поэзией и сам писал стихи.

Это произведение было написано в 1887 году, когда писателю исполнилось семнадцать лет. В семнадцать лет, обычно не занимаются воспоминаниями о детстве, и поэтому мотив для написания этого стихотворения не понятен. Хотя, может быть, в момент написания, это было случайное воспоминание о матери и о тёплом уютном доме, где любые беды нипочём.

Сюжет стихотворения чрезвычайно прост: ночь, мама у постели ребёнка, за окном холодно, неуютно. Мама убаюкивает сына, просит его вспомнить о лете, а когда он проснётся, то всё будет хорошо. Лета завтра за окном, конечно, не будет, но для мамы главная задача, чтобы ребёнок спокойно уснул. Завтра он проснётся здоровым и весёлым и не важно: какая на рассвете будет пора года за окном, метёт ли вьюга, или сияет солнце. Главное – чтобы мальчик уснул. И правильно. Мама тоже устала. И мама тоже хочет спать.

Стихотворение, по сути своей, очень сентиментальное. Ничего выдающегося в этом стихотворении нет. Оно может стать темой для очередной колыбельной песни, но таких стихотворений миллионы. Вряд ли оно было популярным в те годы, когда было написано и издано. Возможно, значительно позже, когда Бунин стал известен во всём мире, стихотворению придали статус талантливости. Но, может быть, в нём есть литературная гениальность, новизна темы или философская прозорливость? Отнюдь.

В стихотворении Бунина противопоставлены друг другу: зимняя пурга за окном (но в доме уют) и тёплое лето, колосящаяся рожь и шелест берёз. Вспомни о лете, знай, что оно придёт, мой мальчик. Это основной эмоциональный ключ стихотворения – беда пройдёт, кончатся неудобства и всё будет хорошо.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Помню – долгий зимний вечер.

История создания – Стихотворение написано в 1887 году.

Тема стихотворения – Бесценные детские воспоминания, которые есть в копилке памяти у каждого человека.

Композиция – Произведение условно разделено на три основные части.

Жанр – Колыбельная песня.

Стихотворный размер – Хорей с применением мужской рифмы и перекрестной рифмовки.

Основной смысл


История создания

Иван Алексеевич с детства был увлечен поэзией, и с ранних лет увлеченно писал стихи. Уже к семнадцати годам одаренный юноша публиковал свои произведения в журналах, получая одобрение литературных критиков. Первые серьезные успехи настолько вдохновили молодого поэта, что он не сомневался, какой путь в жизни ему выбрать.

Повзрослев, Иван Алексеевич стал более сдержанным в проявлении чувств, однако ранний период его творчества завораживает удивительной лиричностью и сентиментальностью произведений.

Жанр, направление, размер

Стоит отметить, что по содержательным признакам стихотворение относится к пейзажно-философской лирике. В нем заключена интрига, по которой читатель догадывается, что главный герой произведения находится дома, погруженный в себя и поглощенный собственными мыслями. Невольно он поднимает взор и всматривается в окно. Видя очарование природы, его рассуждения переходят в совершенно другую плоскость.

Центральной темой произведения являются светлые воспоминания детства. Оно посвящено отчему дому, любящей матери, беззаботному детству, из воспоминаний о котором можно впоследствии черпать силы и энергию, помогающую преодолевать все жизненные невзгоды.

Стихотворение получилось очень трогательным, проникновенным. Своим произведением поэту удалось достучаться до миллионов сердец, поскольку эта тема близка и понятна всем людям, у которых было счастливое безмятежное детство. Читая строки этого стихотворения, каждый вспоминает ласковые мамины руки, убаюкивающий шепот и то удивительное чувство спокойствия и защищенности, которое бывает только в детстве.

Своим произведением автор хотел донести важную мысль – счастливые мгновения жизни неповторимы, и относиться к ним следует с особой бережностью.

Образы и символы

Главное действующее лицо стихотворения — лирический герой, который философски относится к счастью и ищет его в житейских мелочах. Он любуется осенней природой, держит в руках книгу, а его взгляд полон упоения. Он пребывает в радостном, спокойном расположении духа.

В этом произведении образ осени автора радует, а не печалит.

В стихотворении показан умолкший сад за постройками, переливающееся осенними палитрами облако, ощущается чистый и слегка прохладный воздух, слышен шум с токовища. Такая картина настраивает на умиротворение, волну, которую унынием точно не назвать. Она навевает ощущение обаяния, творческого порыва, наслаждения красотой.

Средства выразительности

Темы, проблемы, настроение

На основную проблему Иван Алексеевич обращает внимание еще в первой части произведения. И это — дилемма призрачности счастья. Люди не обращают на него внимания и не стараются поймать очарование краткосрочных моментов. Настрой стихотворения — лучезарная и безмятежная радость от понимания того, что в поисках счастья человек обращается к глубинам своей души, где обязательно отыщутся силы для нового дня.

В произведении проглядываются основные темы:

  1. Счастье. Бунин описывает погожий осенний день, отображает великолепие природы, которую герой созерцает через открытое окно. Представленная картина порождает в его душе состояние истинного блаженства. К герою приходит осознание, что большинство людей не замечают счастья, хоть оно и находится в мыслях о бренности бытия, уединении с книгой, в красоте окружающего мира.
  2. Природа. Автор в произведении передает великолепие сияющих тучек, осеннего сада, ласкового света. Во всем этом он видит еще один повод возрадоваться жизни, так как герой знает и умеет чувствовать, а также находится в очаровательном окружении, несущем блаженство.
  3. Внутренний мир. Обычно люди в поисках счастья смотрят по сторонам, не понимая, что настоящая радость жизни пребывает у них внутри.

Невзирая на то, что повествование ведется простыми словами, произведение пронизано массой средств выразительности. Это метафоры, сравнения и эпитеты.

То, что лирического героя беспокоят философские мысли, автор подчеркнул прямым порядком слов и чередой нарушений в предложениях. Кроме того, для этой цели Бунин прибегает к коротким и длинным строкам.

Подписи к слайдам:

Словарь: Полумрак – плохое освещение, почти темнота. Лампада – масляный светильник перед иконой. Зной – жара Межа – граница, полоса между полями Внимал – слушал Обвеянный – окруженный Забываться – засыпать Грезы – светлые мечты, сновидения.

Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “ Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”, — писал впоследствии Бунин. (1870 — 1953)

Обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Картины. Зима ночь, мрак, тучи вечер долгий, зимний свет лампады — полумрак-тишина-буря Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности. Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Мама На душе спокойно. Защита, забота. Что желает мама? Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности

О чём это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. контраст

Выразительное чтение стихотворений И. Бунина. Спасибо за работу. Спасибо за работу.

Предварим его небольшим вступительным словом об авторе.

Иван Алексеевич Бунин происходил из древнего дворянского рода, из которого вышли известные ПОЭТbI и учёНblе. Среди них поэтесса Анна Бунина, которую Анна Ахматова называла своей прабабкой, поэт Василий Андреевич Жуковский, учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян- Шанский — географ, ботаник, государственный и общественный деятель.

Когда-то это был богатый и процветающий род, но к моменту рождения будущего поэта и писателя он оскудел, разорился, однако всё ещё хранил традиции семейного воспитания и дворянской культуры. И хотя жили Бунины в ветхом доме старинной усадьбы, где от каждого дождика протекала крыша, а зимой домик заметало снегом, в сердце поэта остались самые тёплые воспоминания об этом доме, где он любил слушать чтение матери и её рассказы, мечтать, глядя в окна на синеющие сумерки, рассматривать старенькие обои на стенах, которые в золотистом свете заходящего солнца превращались в волшебные картины …

От пихт и елей в горнице темней, Скучней, старинней. Древнее есть что-то В уборе их. И вечером красней Сквозь них зари морозной позолота. Узорно-лёгкой, мягкой бахромой Лежит их тень на рдеющих обоях — И грустны, грустны сумерки зимой

В заброшенных помещичьих покоях! Сидишь и смотришь в окна из угла И думаешь о жизни старосветской … Увы! Ведь эта горница была Когда- то нашей детской!

В каком времени употреблён глагол? (В настоящем.) И что же помогает нам почувствовать настоящее время? Как вы думаете, почему поэт использует глагол именно настоящего времени? Это даёт нам понять, что воспоминание поэта живое, яркое, что оно переживается и ощущается так, будто всё происходит сейчас.

Давайте внимательно прочитаем стихотворение, попробуем понять, что же так бережёт память поэта, почему это воспоминание остаётся живым и тёплым.

После чтения стихотворения дети делятся своими впечатлениями, мыслями и приходят к выводу, что воспоминание такое яркое, потому что оно связано с мамой, которая в долгие зимние вечера успокаивала, убаюкивала маленького сына.

Какие картины представлялись вам при чтении? Опишите их.

Ребята словесно рисуют полутёмную комнату, освещённую лишь светом лампады. Здесь нужно пояснить, что такое лампада, потому что пятиклассники думают, что это обычный светильник, что, естественно, обедняет восприятие стихотворения. Когда они узнают, что лампада — это светильник, зажигаемый перед иконой (Спасителя, Божьей Матери или святого), а не для освещения, комната, описываемая в стихотворении,приобретает особенное значение не только для поэта, но и для них, читателей: становится уютнее, роднее, потому что покой её обитателей хранит намоленная, может быть, не одним поколением родовая икона…

В комнате мать и сын, беспокойно ворочающийся в своей кроватке. Мерцает, теплится лампадка, от неё мелкими бликами струится тусклый свет, отражающийся на потолке. Ветер за окном такой, что колышет занавески на окнах и заставляет трепетать огонёк лампадки. От этого образ на иконе словно оживает, и кажется, что Божья Матерь тоже наклоняется над встревоженным ребёнком …

Что же может беспокоить мальчика, как вы думаете?

Наверно, его тревожит вой ветра в трубе, шум вьюги за окном — он не может заснуть …

Каким же представляется вам этот зимний вечер? Опишите его.

Именно этот вечер пугает: вьюга заметает дом, швыряет в окна комья снега, стучит ставнями; пробегает по крыше, шевеля старую черепицу. Кажется, что дом словно маленький островок среди бурана, даже огонёк в его окнах порой не виден за плотной пеленой снега.

Он передаёт томительное ожидание людей. Вечер кажется бесконечным: так долго бушует непогода, так долго не стихает ветер и не кончается вьюга … И так хочется тишины и покоя …

Какое настроение создаёт этот вечер? Что усиливает это настроение?

Долгая вьюга, злой ветер вызывают тоску, уныние, тревогу, чувство одиночества, оставленности, даже какой-то бесприютности. Особенно сильно это чувствует ребёнок. И усиливает страх шум за окном. Какие звуки могут доноситься в дом с улицы?

Это может быть дребезжание стёкол, царапание веток по ним, вой ветра, лай собаки, которую тоже беспокоит буря, звуки чего-то упавшего и, может быть, даже вой голодного волка …

Найдите в стихотворении строчки, которые описывают бурю. (Буря плачет у окна)

Какой художественный приём использует здесь поэт? (Олицетворение, которое одушевляет бурю, делает её живым существом.)

Представь те, что рождают эти звуки в воображении ребёнка, в его душе. Наверно, ему представляются чудовища, которые окружают дом, может быть, заглядывают в окна, протягивают страшные лапы — и мальчику страшно …

Как пытается успокоить его мама? Перечитаем её слова, обращённые к сыну:

Каким чувством наполнены слова матери? Что важно передать в чтении?

Пятиклассники понимают, что в чтении надо передать нежность, любовь матери к ребёнку. Мама помогает сыну вспомнить о светлом летнем дне с шёпотом леса, весёлым шумом берёз и золотыми волнами колышущейся под ветром ржи.

Почему эти слова мама шепчет, а не говорит?

Она старается успокоить, убаюкать ребёнка, и шёпот помогает ей в этом. Ещё раз прочитаем эти строки, чтобы передать материнские чувства. Ребята читают очень хорошо и с удовольствием. Выслушаем несколько человек, оценим их чтение, а потом попросим найти в речи мамы ключевые слова-антонимы. (Позабудь-вспомни.)

О чём должен позабыть мальчик? А о чём — вспомнить? Зачем?

Как противопоставлены в стихотворении зима и лето, вечер и день?

Как действуют на мальчика слова матери?

Как вы думаете, впервые ли слышит мальчик добрые слова матери? Обоснуйте.

Наверное, нет, потому что в стихотворении говорится:

и знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал.

Теперь предложим учащимся посмотреть видеоролик, сделанный на основе стихотворения и произведений русской живописи (полотен И.шишкина, Ю.Клевера, В.Воробьёва, К.Крыжицкого, Е.Волкова и других художников) и сопровождающийся художественным чтением.

Дети смотрят его с удовольствием и на вопрос, понравился ли, отвечают радостно-утвердительно. Помогает ли он нам увидеть и услышать стихотворение?

Опишите сон мальчика.

Ветер колышет спелые колосья, они шепчутся между собой, вспоминая недавний тёплый дождь. Колосья гордятся задержавшимися на них дождевыми капельками: они как алмазные ордена. Вот ползёт по колоску озабоченный муравей, ему хочется взять от колоска зёрнышко и отнести в свой муравейник. Ведь за летом придёт зима … Но одному муравьишке зёрнышко не утащить — надо идти за подмогой

Читайте также: