Польза плавание в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Развитие детей раннего возраста в настоящее время приобретает особую важность и значимость. Воздействие плавания на развитие детей раннего возраста носит комплексный характер и включает в себя воздействие на различные физиологические системы организма и позволяет в полной мере заниматься совершенствованием физических и моральных качеств и психологической устойчивости. Грудничковое плавание помогает растить ребенка здоровым и любознательным, совершенствуются движения, увеличивается выносливость, плавание дает выраженный закаливающий эффект, это давно известные факты, которые доказывают целесообразность и пользу плавания для грудничков. Помимо этого педиатры пришли к выводу, что плавание и уровень гемоглобина в крови тоже неразрывно связаны, поскольку при купании дыхание затрудняется и в кровь выбрасывается дополнительная порция эритроцитов. Водные процедуры, проводимые с ребенком с первых дней его жизни, несомненно, способствуют хорошему развитию всех систем его организма. Вода – уникальное средство лечения и профилактики болезней. Подготовка специалистов в данной области – одна из важных задач, которая должна стоять перед институтами физкультуры, так как от этого зависит здоровье и социальная адаптация детей. Занятия в бассейне с маленькими детьми должны проводить специалисты с высшим физкультурным образованием, так как от проведения тренировки зависит здоровье и жизнь ребенка.


4. Васильева У.Ю., Мелихов Я.П., Ляшенко А.А. Влияние плавания на общее состояние организма // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 4 (4). С. 19–22.

Актуальность данной статьи заключается в том, что развитие детей раннего возраста в настоящее время приобретает особую важность и значимость. Это объясняется тем, что воздействие плавания на развитие детей раннего возраста носит комплексный характер и включает в себя воздействие на различные физиологические системы организма и позволяет в полной мере заниматься совершенствованием физических и моральных качеств и психологической устойчивости.

Грудничковое плавание помогает растить ребенка здоровым и любознательным, это давно известные факты, которые доказывают целесообразность и пользу плавания для грудничков. Помимо этого педиатры пришли к выводу, что плавание и уровень гемоглобина в крови тоже неразрывно связаны, поскольку при купании дыхание затрудняется и в кровь выбрасывается дополнительная порция эритроцитов. Водные процедуры, проводимые с ребенком с первых дней его жизни, несомненно, способствуют хорошему развитию всех систем его организма. Грудничковое плавание – это не только пребывание ребенка в большой ванне и какие-то движения, которые он проделывает в воде, но и самостоятельное перемещение под водой с задержкой дыхания, если продолжать заниматься с младенцем в воде, то плавательные рефлексы не угаснут. Более того, ребенок будет неординарно развиваться, получать определенные необычные стимулы и укреплять здоровье. Ведь всем известно, вода – уникальное средство лечения и профилактики болезней. Вода – это жизнь, а значит, в воде, как в жизни, можно просто, учиться плавать, общаться, играть, выполнять задания и отдыхать. Грудничковое плавание – существенный вклад в здоровье и развитие ребенка; посещение занятий в специализированном центре детского плавания позволяет родителям сменить обстановку, пообщаться с родителями других детей, посещающих бассейн, на насущные темы; после занятий в воде ребенок, как правило, крепко спит несколько часов. Занятия плаванием требуют вложений: финансовых и временных, занятия требуют самоорганизации – ведь нужно быть готовым к занятию в четко определенное время [1, 2].

Польза водных процедур – очевидна. Но иногда само купание новорожденных, а тем более детское плавание становится проблемой для родителей и самого малыша. Бывает очень сложно научить ребёнка не бояться воды, спокойно двигаться в ней, плавать и нырять. Обучение плаванию для таких детей приводит к настоящему стрессу. На самом же деле научить плавать новорожденного не так сложно и опасно, как думают многие. Именно наши страхи перед водой зачастую мешают этому процессу, ребенок всегда чувствует настрой родителей.

По данным Международной любительской федерации плавания (ФИНА), в мире ежегодно погибают в океанах, морях, реках и других водоемах около 300 000 людей, среди которых немалый процент детей. Чаще всего причиной этого становится не только неумение плавать, но еще и страх перед водной стихией.

Вода – основа всей жизни на земле. Известно, что человеческое тело более чем на 80 % состоит из воды, а 7/10 всей поверхности нашей голубой планеты покрывают воды мирового океана.

Цель исследования: проанализировать влияние занятий плаванием в раннем возрасте на закаливание и развитие ребенка.

Материалы и методы исследования

Плавание для грудничков включает в себя комплекс действий, упражнений и методик, которые становятся для ребенка гимнастикой, массажем и способом жизни.

Существует несколько методик грудничкового плавания.

Вынырнув из воды, ребенок успевает вдохнуть воздух и опять ныряет при помощи взрослого. В момент погружения под воду он вынужденно задерживает дыхание и когда выныривает, вынужденно делает активный вдох. Двигаться, стремиться к новому и побеждать – значит жить. На этом основана методика И. Чарковского.

Она подходит для адаптации новорожденных к водной среде и водотерапии при лечении различных заболеваний. Это достаточно жесткая методика, в которой нуждаются больные дети. По ней можно заниматься только с профессионалом. Метод Чарковского шел вразрез с основными медицинскими доктринами того времени. Поэтому разрешения на внедрение повсеместной практики плавания детей грудного возраста получено не было. Метод был признан опасным.

Более прогрессивно развитие грудничкового плавания шло в других странах. И совсем скоро в них возникли специальные исследовательские институты, занимающиеся вопросами развития детей в водной среде. Пионерами в этой области выступила австралийская семья Тиммерманс, которая занималась плаванием со своей дочкой с 16-ти дневного возраста. Им также удалось добиться потрясающих результатов и открыть свою школу, в которую начали ездить родители с детьми из самых разных стран. Методика очень быстро стала распространяться в Америке, странах Европы, Японии. Министерство здравоохранения СССР одобрило подобные начинания лишь с конца 1970-х гг. Большое содействие этому нововведению оказал председатель федерации плавания Фирсов, выпустивший книгу о детском плавании. Вскоре практически во всех детских лечебных учреждениях открылись отделения, в которых дети вместе с родителями проходили специальные плавательно-оздоровительные курсы.

Выбирая методику для занятий, помните, что методика – это всего лишь общие правила (и знать их желательно), но каждый ребёнок индивидуален. Определенная методика составляет базу, а сами упражнения подбираются для малыша специально.

1 группа – дети, плавающие с первого месяца жизни 5–6 раз в неделю;

2 группа – дети, плавающие с первого месяца жизни 2–3 раза в неделю;

3 группа – дети, не плавающие вообще (их просто купали в ванночках).

После пяти лет проведения эксперимента подвели итоги заболеваемости и легкости выздоровления детей и измерили результаты относительно детей в каждой из групп:

1 группа (плавающие 5–6 раз в неделю): за первый год жизни 50 детей ни разу не заболели и 10 детей заболели;

2 группа (плавающие 2–3 раза в неделю): 24 ребенка ни разу не заболели и 36 детей заболели;

3 группа (не плавающие): 11 детей ни разу не заболели и 49 детей заболели.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе эксперимента были получены следующие результаты: часто плавающие дети реже болеют, чем неплавающие. В группе, где дети не плавали, заболеваемость (11/49) выше в 4,5 раза. В группе детей, плавающих 5–6 раз в неделю (50/10) – меньше болели, но если заболевали, то болезнь протекала в легкой форме и дети быстро выздоравливали.

Рассмотрим влияние грудничкового плавания на здоровье в целом, системы и органы младенца [1]:

1. Нервная система.

2. Пищеварительная система.

3. Опорно-двигательный аппарат.

Укрепляются мышцы, суставы и связки – дети хорошо развиваются физически. Физически развитые дети – это интеллектуально развитые дети.

4. Дыхательная система.

Увеличивается объем легких, укрепляются стенки легких, увлажняются слизистые. В слизи содержится огромное количество бактерицидных, противовирусных веществ, поэтому плавающие дети реже болеют.

5. Сердечно-сосудистая система.

Укрепляются сердечная мышца и стенки сосудов, а также активно насыщаются кислородом органы и ткани.

6. Психологические качества.

Ребенок становится активнее. Плавающие и ныряющие с рождения дети любят воду. Ныряющие дети умеют задерживать дыхание даже в экстренных ситуациях. Поэтому они могут спасти себе жизнь. Во время задержки дыхания организм ребенка реагирует на гипоксию и кровь снабжает жизненно важные органы – сердце и головной мозг. Вот поэтому дети развиваются физически и интеллектуально [4, 5].

При стремительном развитии науки остается до конца неизученным плавательный рефлекс новорожденных. Относясь к безусловным рефлексам, он дается ребенку от рождения, как способ выживания в экстремальной ситуации. Несмотря на то, что конечности малыша еще не подконтрольны ему, ребенок умеет держаться на воде и выполнять двигательные действия руками и ногами.

Именно наличие такого навыка от рождения натолкнуло специалистов на мысль о необходимости раннего обучения плаванию. Поскольку ребенок уже родился с этим навыком, то вовремя отточенная техника и методика позволяют добиться хороших результатов. Развивать плавательный рефлекс необходимо с первых дней жизни ребенка. До двух месяцев рекомендуется исключительно ванная, а после этого периода советуют выводить грудничка в бассейн. Это, способствует укреплению иммунитета и вырабатывает защитную реакцию на стрессовую ситуацию. Дар плавать, данный ребенку от рождения, пропадает к четырем месяцам, если его не развивать и не совершенствовать. Он исчезает как безусловный рефлекс, уступая место умениям и навыкам, которым ребенок обучается. Научить плавать не главная задача в грудничковом плавании, здесь важна оздоровительная составляющая.

Плавание для грудничков основывается на их природных задатках. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма. Совершенствуются движения, увеличивается выносливость, появляется выраженный закаливающий эффект. Недоношенные малыши, занимаясь плаванием, быстрее догоняют в развитии своих сверстников.

Таким образом, можно сделать вывод, что перед развитием грудничкового плавания стоят сложные задачи. Во-первых, выбор бассейна родителями, он должен получить и поддерживать регламентированные в СанПиНе показатели качества воды в детских бассейнах, а эта задача достаточно сложная. Для ее решения необходимо спроектировать грамотную систему водообмена, включающую в себя как основные этапы водоподготовки (фильтрация и обеззараживание воды), так и дополнительные меры по улучшению качества воды.

Этот закон существенно повысит уровень подготовки тренеров грудничкового плавания, так как в частные бассейны директора набирают сотрудников, опираясь больше на личную симпатию, потом это может сказаться на здоровье малыша. Директора ссылаются на то, что их тренера прошли курсы грудничкового плавания, сейчас их очень много можно найти в мире интернета, но образовательных стандартов для дополнительного образования в области физической культуры и спорта нет. Поэтому нужно набирать сотрудников с высшим физкультурным или медицинским (специалист по реабилитационной работе в социальной сфере) образованием.

Выводы

1. Воздействие плавания на развитие детей раннего возраста носит комплексный характер и включает в себя воздействие на различные физиологические системы организма и позволяет в полной мере заниматься совершенствованием физических и моральных качеств и психологической устойчивости. Грудничковое плавание помогает растить ребенка здоровым и любознательным, совершенствуются движения, увеличивается выносливость, появляется выраженный закаливающий эффект. Недоношенные малыши, занимаясь плаванием, быстрее догоняют в развитии своих сверстников.

2. В данной статье мы хотим привлечь внимание к необходимости повышения квалификации тренерского состава и учета особенностей тренировочного процесса в плавании с раннего возраста. Подготовка и переподготовка управленческих кадров для физической культуры и спорта – задача важная и актуальная, так как от этого зависит здоровье и социальная адаптация детей. Занятия в бассейне с маленькими детьми должны проводить специалисты с высшим физкультурным образованием, так как от проведения тренировки зависит здоровье и жизнь ребенка.

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка – содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки.

Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.

Основной целью занятий является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление детского организма; обучение каждого ребенка осознанию занятий физическими упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.

На занятиях решаются задачи по формированию:

  • навыков плавания;
  • бережного отношения к своему здоровью;
  • навыков личной гигиены;
  • умение владеть своим телом в непривычной среде.

Какое же влияние оказывают занятия плаванием на организм ребёнка?

Плавание способствует улучшению функциональных возможностей нервной системы, ее вегетативных функций, повышению подвижности нервных процессов. Особенно оно полезно для тех детей, которые чрезмерно возбуждены. Температура воды и однообразные циклические движения оказывают успокаивающее воздействие на нервную систему, делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

Во время погружения в воду и плавания создаются своеобразные условия для работы сердца и всей сердечно-сосудистой системы. Во время плавания, обычного купания или только пребывания в воде происходят изменения в составе крови.

Плавание закаляет организм человека, повышает его стойкость против температурных колебаний и невосприимчивость к простудным заболеваниям. Вода оказывает на кожный покров как механическое, так и термическое воздействие. Она смывает с кожи грязь, пот, кожное сало, верхний слой эпителия, т.е. очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи.

Родители часто боятся отдавать детей в детский сад с бассейном: им кажется, что это опасно, что дети могут утонуть, подхватить инфекцию, простудиться. Все эти риски возможны, если выбрать некачественный бассейн с плохим обслуживанием. Но в целом такие детские сады – отличный способ закалить ребенка, научить его плавать, улучшить обмен веществ и приобрести еще массу плюсов.

Достоинства детского сада с бассейном

Маленьким детям, как и взрослым, очень полезно плавать. Это один из самых приятных, простых и недорогих способов оздоровить ребенка, закалить его, сделать его сильным и развитым физически, обеспечить профилактику против инфекционных болезней. Некоторые родители, которые слишком оберегают свое чадо, боятся, что бассейн, наоборот, будет причиной постоянных простуд. Но в детских бассейнах всегда подогревают воду до нужной температуры, воздух в нем тоже теплый, а при регулярных занятиях малыши, наоборот, улучшают свой иммунитет – в результате они не только реже простужаются, но и реже болеют другими заболеваниями.

В детских садах с бассейнами есть специальные инструкторы, которые обучат детей плавать, и вы впоследствии можете не бояться за ребенка, проводящего время у воды.

Зачем малышу бассейн? Плавание – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.

Плавание дает детям:

· Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

· Формирование правильной осанки;

· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

· Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

· Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;

· Положительные эмоции вашего малыша.

Самое главное – это здоровье. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток. Когда мы вылечили ребенка от простуды, и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет и заниматься спортом!

Основные правила посещения бассейна в детском саду

Как в любом бассейне, в бассейне детского сада также действуют свои правила посещения. Единственное только отличие заключается в том, что правила должны выполняться с особой щепетильностью, ведь речь идет о здоровье детей.

Перед началом занятий осуществляется медицинский осмотр детей (волосы, кожные покровы, ногти).

Проводится гимнастика на суше.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем тщательно моются под душем с мылом и мочалкой. После этого заходят в помещение с чашей бассейна.

Выйдя из бассейна после занятия, дети принимают душ, тщательно вытираются полотенцем, сушат волосы.

А вдруг малыш простынет в бассейне?

Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне.Как правило ребенок простывает после воды, и здесь важна работа педагогов. Научить и помочь детям растереться полотенцем и одеться. Проследить, чтобы в групповых комнатах была оптимальная температура воздуха, и не было сквозняков. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то ходить туда мы больше не будем. Но это же значит, что ребенок так и будет простывать чуть что. Конечно, организм укрепится не сразу, и не исключено, что ребенок после первых занятий заболеет. Нужно вылечиться и приходить на занятия снова, детский организм быстро адаптируется и начинает закаливаться.

Как малыш закаляется в бассейне?

Рекомендуемая температура воды в детском бассейне ниже температуры тела ребенка +32С, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка?

Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.

Занятия по плаванию в детском саду решают задачи по формированию у воспитанников:

· Бережного отношения к своему здоровью;

· Навыков личной гигиены;

· Умение владеть своим телом в непривычной среде.

Обучение плаванию состоит из трех этапов:

· Привыкание к воде;

· Овладение плавательными движениями.

Как должны проходить занятия?

  • 1. Выбор тренера – основной залог успешный занятий. Грамотный и уважающий детей специалист не только научит ребенка плавать, но и проконтролирует соблюдение основных правил гигиены в бассейне. В итоге, шансы простудиться или подхватить тот же самый грибок в бассейне будут значительно снижены. Не стесняйтесь и на первые занятия приходите посмотреть лично.
  • 2. Для обучения плаванию обычно используется резиновая шапочка, очки и специальная плавательная доска. Круги, нарукавники, жилеты для серьезных занятий не предназначены.
  • 3. В группе должно быть не больше 12 детей. Идеальный вариант – до 10 человек. Лучше, если дети будут примерно одного возраста и уровня подготовки. В этом случае занятия будут более эффективными.

Опасности бассейна и меры предосторожности.

Хлорка. Всем известно, что вода в бассейне хлорируется. Даже там, где воду озонируют, хлор в воде тоже присутствует, только в меньшем количестве. Хлор может вызывать раздражение нежной детской кожи, дыхательную аллергию и аллергический дерматит.

  • - Выбирать бассейн с комбинированной системой обеззараживания (озон + хлор) и с как можно более современной системой очистки.
  • - Глаза во время плавания защищать очками, голову – резиновой шапочкой.
  • - После тренировок тщательно помыться под душем с применением увлажняющих кожу моющих средств.
  • - Если в бассейне есть сауна, то перед её посещением хлорированную воду тоже необходимо с тела смыть.
  • - Не посещать бассейн слишком часто: ребенку достаточно даже 1-2 раз в неделю, особенно в зимнее время.

перед посещением бассейна обязательно проконсультируйтесь с участковым педиатром. Плавайте для здоровья, а не ему во вред !

Детские занятия в бассейне : радость и польза!

Зачем малышу бассейн? Плавание – один из самых простых способов сделать ребенка закаленным, здоровым и физически развитым.

Плавание дает детям:

· Закаливание, профилактику простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

· Формирование правильной осанки;

· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

· Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

· Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;

· Положительные эмоции вашего малыша.

Самое главное – это здоровье. Нельзя сделать ребенка здоровым с помощью таблеток. Когда мы вылечили ребенка от простуды, и он перестал кашлять, это еще не значит, что он здоров. Если мы будем сидеть и ждать следующей простуды, то мы ее дождемся. Чтобы стать по-настоящему здоровым, нужно укреплять здоровье, повышать иммунитет и заниматься спортом!

Частые вопросы, которые возникают у родителей по поводу занятий в бассейне :

Что нужно для посещения бассейна в детском саду?

Приобрести купальные принадлежности, а именно:

· Плавки для мальчиков и для девочек;

· Небольшое махровое полотенце;

· Резиновая шапочка (девочкам и мальчикам);

. Сланцы или тапочки;

· По желанию ребёнка, очки для плавания.

Все купальные принадлежности промаркировать и принести в детский сад в тряпочной сумке.

Основные правила посещения бассейна в детском саду

Как в любом бассейне, в бассейне детского сада также действуют свои правила посещения. Единственное только отличие заключается в том, что правила должны выполняться с особой щепетильностью, ведь речь идет о здоровье детей.

Перед началом занятий осуществляется медицинский осмотр детей (волосы, кожные покровы, ногти).

Проводится гимнастика на суше.

Перед началом занятий детям предлагается посетить туалет. Затем тщательно моются под душем. После этого заходят в помещение с чашей бассейна.

Выйдя из бассейна после занятия, дети принимают душ, тщательно вытираются полотенцем, сушат волосы.

А вдруг малыш простынет в бассейне?

Не стоит бояться, что ребенок будет простужаться в бассейне. Нередко родителям свойственно заблуждение – если ребенок простыл в бассейне, то ходить туда мы больше не будем. Но это же значит, что ребенок так и будет простывать чуть что. Конечно, организм укрепится не сразу, и не исключено, что ребенок после первых занятий заболеет. Нужно вылечиться и приходить на занятия снова, детский организм быстро адаптируется и начинает закаливаться.

Как малыш закаляется в бассейне?

Рекомендуемая температура воды в детском бассейне ниже температуры тела ребенка +32С, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции, занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхождении в воду ребенок делает глубокий вдох, что способствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кровеносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются, и повышается температура тела. В результате регулярных занятий плаванием время приспособительной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эффект закаливания. В свою очередь закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, а следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям.

Как вливают занятия плаванием на развитие ребенка?

Занятия плаванием оказывают на ребенка благотворное психологическое воздействие: вызывают положительные эмоции. Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодолевать чувство страха и неуверенности. Поэтому занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисциплинированности.

Водные процедуры также прививают стойкие гигиенические навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой.

Умение плавать, помимо получения удовольствия от игр в воде, дает уверенность в собственных силах и является эффективным средством нормального развития ребенка.

Как проходят занятия по плаванию в бассейне детского сада?

Занятия плаванием в детском саду проводит инструктор по физической культуре Абдрахманова Р. А.

Продолжительность занятий в бассейне четко регламентируется санитарными правилами и зависит от возраста ребенка:

· Младшая группа – 15-20 минут;

· В средней группе – 20-25 минут;

· В старшей группе – 25-30 минут;

· В подготовительной группе – 25-30 минут.

Занятия в бассейне проводятся подгруппами. Число детей не превышает 8 человек. Группа формируется по возрасту и физической подготовленности. Задачей минимум является ознакомление детей с водой, привыкание к ней, задача максимум – овладение основными видами плавания.

Занятия по плаванию в детском саду решают задачи по формированию у воспитанников:

· Бережного отношения к своему здоровью;

· Навыков личной гигиены;

· Умение владеть своим телом в непривычной среде.

Обучение плаванию состоит из трех этапов:

· Привыкание к воде;

· Овладение плавательными движениями.

Занятие по плаванию состоит из трех частей:

1. Подготовительная часть проходит на суше и представляет собой физкультминутку;

2. Основная часть проводится в воде, где дети выполняют различные упражнения, играют в водные игры;

3. Заключительная часть, как правило, самая любимая детьми – свободное плавание.

Все занятия с детьми проходят в игровой форме. На занятии ваш ребенок вместе с инструктором по физической культуре отправляется в увлекательное путешествие в мир игры, фантазии, здоровья.


Неудивительно, что родители, которые задумываются о спортивных занятиях для своих детей, чаще всего останавливают свой выбор на плавании, ведь плавание – это один из самых полезных видов спорта, который подходит даже маленьким детям. Плавание не только благополучно влияет на здоровье ребенка, но и доставляет искреннюю радость.

Сегодня мы поговорим о пользе и противопоказаниях плавания для детей, о том, когда ребенка нужно учить плавать, что для этого необходимо и какие существуют методики по обучению плаванию дошкольников.

Польза плавания для дошкольников

Плавание – это красивый и полезный вид спорта, без сомнения положительно влияющий на весь организм человека.

стимулированию сердечной деятельности;

расслаблению нервной системы;

укреплению дыхательной системы;

укреплению позвоночника и формированию правильной осанки;

общему улучшению самочувствия.

Вода благоприятствует не только физическому здоровью, но и психологическому состоянию. Она помогает снять нервное напряжение, тревоги, негатив, хорошо справляется с раздражительностью. Регулярные игры в воде всегда приносят детям радость и создают хорошее настроение, активные движения помогают почувствовать себя более уверенными и красивыми, а самые первые успехи дарят яркое чувство гордости и удовлетворения собой.

Плюсом плавания для родителей также является то, что научить этому виду спорта можно даже маленького ребенка. Плавая, малыш быстрее окрепнет и научится пользоваться своим телом.

В каком возрасте начинать учить ребенка плавать?

Для самых маленьких существует грудничковое плавание. Такие занятия принесут оздоровительный эффект и приучат малышей не бояться воды.

Но большинство секций плавания принимают желающих с 3-4 лет. Согласно мнению педагогов и психологов, дети, достигшие этого возраста, наиболее готовы к обучению плаванию и взаимодействию с водой. В этом возрасте у малышей уже достаточно развиты мышление и координация движений. Совсем маленькие дети просто не смогут ни понять, ни выполнить основные правила плавания.

Чтобы уделить новичкам должное внимание и обеспечить необходимую безопасность в воде, дошкольников чаще всего обучают плавать индивидуально или в маленьких группах (до 5 человек).

В возрасте 3-6 лет малыши учатся основам плавания, узнают свойства водной среды, осваивают способы удержания тела в горизонтальном и вертикальном положениях. По достижении 6 лет ребята учатся лежать и плавать на спине.

На занятиях дошкольников в бассейне должны присутствовать их родители.


С 6-7 лет ребенок готов осваивать плавание стилями – брассом, кролем. Если в этом возрасте дошкольник только начинает заниматься – тренер сначала научит его удерживать тело на воде, расслабляться, правильно координировать движения рук и ног.

Профессионально учить плаванию детей возможно начиная с 7 лет. В этом возрасте ребята уже показывают эффективные результаты и обладают необходимыми способностями и физическими показателями.

Медицинское обследование перед плаванием

Перед тем как отдать ребенка в секцию, обязательно нужно будет проконсультироваться с педиатром и получить справку о допуске в бассейн.

Врачебными противопоказаниями могут стать:

заболевания кожи, представляющие опасность для других детей (экзема, чесотка, грибок, дерматит, фурункулез);

наличие признаков инфекционного заболевания (повышенная температура тела, насморк, кашель, воспаленное горло);

сердечно-сосудистые заболевания (например, порок сердца);

болезни легких (туберкулез, бронхит, астма, пневмония);

хронические и острые заболевания (болезни почек, эпилепсия, судорожный синдром, сифилис, онкология и другие).

Что потребуется для занятий плаванием?

Для занятий в секции плавания родителей попросят подготовить:

плавки для мальчиков или купальник для девочек;

резиновую шапочку для бассейна;

резиновые тапочки для того, чтобы дойти от раздевалки до бассейна;

очки для защиты глаз от воды;

мыло, мочалку, полотенце (перед бассейном и после него обязательно нужно принять душ).

Некоторый инвентарь в разных секциях незначительно отличается. При записи в бассейн тренер обязательно расскажет вам, какие именно плавательные принадлежности необходимо купить малышу.

Методика обучения дошкольников плаванию

До 3 лет достаточным навыком для ребенка будет не бояться воды, это поможет ему легко освоить техники плавания в будущем. Чтобы преодолеть страх перед водой, малышей обливают с головой, учат нырять за игрушками, плескаться и играть на мелководье.

Если вы решили самостоятельно обучать плаванию ребенка, можно пройти наш курс инструктора по плаванию детей раннего и дошкольного возраста. Программа обучения имеет практичный дистанционный формат и дает возможность за короткий срок освоить все необходимые навыки для планирования и организации успешных и безопасных занятий.


Если вы считаете, что самым результативным решением будет отдать малыша в бассейн, то, как уже было сказано выше, секции принимают на обучение детей с 3 лет.

Перед входом в воду, инструктор проводит легкую разминку для разогрева мышц: воспитанники выполняют круговые движения головой, махи руками и ногами, приседают, делают повороты, ходят.

В бассейне ребенку нужно время, чтобы свыкнуться с окружающей обстановкой, поэтому стартовые занятия обычно посвящены адаптации к воде. Ребята ходят по дну бассейна, выполняют координационные движения руками и ногами, прыгают.

На последующих занятиях тренер научит детей в игровой или соревновательной форме задерживать дыхание, опуская голову в воду. Такое упражнение можно закреплять и дома в ванной комнате.

Далее на занятиях дети учатся использовать руки и ноги.

После закрепления всех начальных элементов и навыков юный пловец готов осваивать простейшие стили плавания.

Основные ошибки в обучении

Каковы же основные ошибки родителей при обучении детей плаванию? Давайте рассмотрим самые распространенные.

Активное использование помогающих средств – нарукавников, жилетов, кругов. Все эти приспособления лучше всего использовать минимально или не использовать вовсе. Помимо того, что они не дадут телу держаться на воде в правильном положении, есть еще большая опасность иллюзии защищенности – без них малыш будет бояться находиться в воде.

Обучение плаванию при наличии медицинских противопоказаний или плохого самочувствия.

Навязывание занятий. Ребенок, безусловно, должен сам хотеть научиться плавать, требовать посещения уроков никак нельзя. Излишняя настойчивость превратит интересные занятия в необходимую повинность и не доставит радости.

Резюмируя, можно утверждать, что польза плавания – бесспорна. Помимо ощутимого оздоровления, маленькие пловцы испытывают удовольствие и радость от занятий в бассейне и дружбы с водой! Задача родителей – лишь проконтролировать безопасность процесса и морально поддерживать своих будущих чемпионов!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Статья на тему:

О пользе плавания для детей дошкольного возраста

Вода – одна из ключевых элементов природы. В водной среде зарождается человеческая жизнь; вода занимает более двух третей поверхности нашей планеты. В течении своей жизни человек движется не только по суше, но и по водной глади морей и рек, где не везде есть мосты и переправы. Чтобы преодолеть даже небольшую речку, ему потребуется умение плавать.

Умение плавать (не купаться!) подчас позволяет взрослому или ребенку сохранить не только свое здоровье, но и жизнь. Это своеобразная страховка от несчастных случаев на воде. К сожалению, нередко родители, сводив ребенка на несколько занятий в бассейн и увидев, что он может держаться на воде, ошибочно полагают, что можно прекратить занятия. А ведь еще не овладев правильной техникой плавания, ребенок пытается создать себе опору на воде и удержаться на поверхности. Попытки плыть быстрее вызывают усталость, он начинает задыхаться, захлебываться водой, что вызывает страх и остановку движений. Только умение плавать спортивными стилями, а не купание и барахтанье может уберечь детей от несчастных случаев на воде.

Благотворное воздействие плавания на организм известно давно. Относительная невесомость тела в воде, горизонтальное (безопорное) его положение позволяют разгрузить позвоночник. При движении в таком положении позвоночный столб испытывает иные по сравнению с вертикальным положением тела нагрузки, иначе ведут себя отдельные позвонки. Позвоночник растягивается, высвобождая нервные окончания, которые сжимаются при ходьбе.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, состояние центральной нервной и дыхательной систем, формируют правильную осанку и повышают сопротивляемость организма к различным простудным заболеваниям. Плавные и ритмичные движения пловца в воде улучшают кровообращение и обмен веществ, укрепляют сердечно – сосудистую систему. З анятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Во время занятий плаванием происходит равномерное развитие всех мышц организма. Для удержания и движения по воде ребенок координирует и использует все мышцы тела, тренируя их, укрепляя. Лучше всего развиваются плечевой пояс, руки, ноги, пресс. Укрепляется и расслабляется опорно-двигательный аппарат. В воде тело легче, чем на суше, все суставы и позвоночник избавляются от компрессионной нагрузки, отдыхают. Сниженная компрессионная нагрузка на суставы и позвоночник способствуют быстрому росту костей скелета. Чтобы удерживать тело на воде и плавать, ребенку нужно координировать движения тела, что положительно сказывается на умении владеть своим телом, чувствовать его. Для того чтобы плавать, мальчикам и девочкам нужно научиться правильно дышать, делать глубокие вдохи и короткие выдохи. Постоянная тренировка “правильного” дыхания улучшает насыщаемость крови кислородом, способствует улучшению легочной системы. Занятия по плаванию способствуют укреплению иммунитета, закаливанию организма. Занятия в воде способствуют расслаблению нервной системы, через активное занятие спортом мальчики и девочки сбрасывают накопившуюся негативную энергию, чувствуют себя более уверенно.

Учить ребенка плаванию можно начиная с 2 недельного возраста, но большинство секций начинают прием желающих после 3 лет. Рекомендуемый возраст начала посещения секции плавания с тренером с 6-7 лет. Любительские секции плавания предусматривают занятия 2-3 раза в неделю по 1 часу. Для детей младше 6 лет одно занятие в воде занимает около 20 минут, оставшееся время идет отработка элементов на суше.

Занятия в секции плавания для детей дошкольного возраста всегда осуществляются по общеоздоровительной программе, основная цель — научить вести себя в воде, улучшить физические показатели. Профессиональное обучение плаванию начинается после 7 лет, если ребенок показывает хорошие результаты, обладает способностями к этому виду спорта.

Читайте также: