Поляков замыслил я побег краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Ход, скрепляющий повествование, в романе прост. Это почти метафора, и метафора вполне лейтмотивно конкретная – постоянное желание побега при невозможности его совершить. Два противоположных чувства всю сознательную жизнь раздирают главного героя Олега Трудовича Башмакова (здесь, кстати, не обошлось без интертекстуальности и аллюзий к герою Гоголя) – это тягостная, подавляющая его самого любовь к жене и стремление эту любовь преодолеть. Конфликт с самим собой, многолетнее задавленное нежелание вырвать себя из мрачного безволия толкает героя в прямом смысле к самому краю, – он, прячась от жены и любовницы, пытаясь перелезть на балкон к соседям, оступается и повисает на большой высоте. Концовка классически открытая. Читатель так и не узнаёт, что стало с героем, не определившим своё отношение к свободе. Автор даёт только окутанный мистическим налётом намёк. Однако важнее другое. Думается, что главные метания героя не вокруг выбора сохранить семью или решиться на дерзкий побег. Его побег – это примерно тоже, что Москва для чеховских трёх сестёр. Он имеет смысл только как возможность, как мечта, но стоит начать её воплощать, очертания необходимости стираются и оставляют вместо себя лишь страх и неуверенность.

Юрий Поляков с высоты своего писательского и человеческого опыта исследует проблему свободы со всех точек зрения, и тема мнимой свободы от семейных обязательств далеко не единственная из поставленных в романе…

Роман написан в то время, когда ельцинская клика чувствовала себя у руля страны вполне комфортно. Во власти царила уверенность, что народ никогда не осмелится проанализировать своё положение. Народ, действительно, не смог, а писатель дерзнул. Юрий Поляков провёл свой безжалостный художественный анализ исторического временного фрагмента, который оголтелые либералы до сих потщатся охарактеризовать чуть ли не торжеством свободы. Что же эта за свобода, на которую советский народ накинулся, как на бесплатную колбасу, и подавился ей едва ли не до смерти? Ответ Юрия Полякова многослоен. Он не впадает в бессмысленные политические заклинания о масонском заговоре, разрушившем великую страну. Он не спорит с тем, что страна пребывала в ожидании свободы, что путь её был определён и предрешён накопившимся внутри народного сознания бунтом. Но ждать и быть готовым принять – две разные вещи. В авторском понимании этой перспективы и есть одна из главных социальных составляющих произведения, раскалённая спираль его общественного напряжения. В контексте данного литературоведческого взгляда очень показателен образ Каракозина, или рыцаря Джедая. Это типичный советский плейбой из научной среды, презирающий всё пионерско-комсомольское, любящий всё неформальное, почитывающий самиздат и избалованный вниманием одиноких сослуживиц. Один из тех, кто желал и приближал падение ненавистного режима. Поляков убедительно использует трагические краски, живописуя его бытие после 91-го года. Одна человеческая история вырастает до истории разочарования целого поколения. Скольких людей толкнули на тупиковый путь, в конце которого все светлые надежды были поглощены тьмой их собственных пороков. Увы, этот путь в России давно принят как основной эмпирический. И никому нет дела до того, что человеческие судьбы ломаются с жутким загробным хрустом. Время Каракозина, которое он так страстно торопил, отняло у него всё: семью, работу и душевное спокойствие. Поляков в полный голос говорит о проблеме цены за свободу. Спички детям не игрушка! Когда в России алчут свободы – счёт приходит слишком большой. Несчастные не становятся счастливыми, а счастливых настигают беды. Эти авторские установки, предназначенные для раскрытия прежде всего образа Каракозина, любопытным образом коррелируются на судьбу главного героя. В бытовом смысле слова очень свободный Каракозин однозначно пришёл к человеческому краху, а вечно сомневающийся в себе Башмаков стал главным персонажем художественного произведения. Не потому ли, что сомневающиеся люди, при всей их беззащитности, интересней, глубже и по большому счёту надежнее, чем скроенные по идеальным лекалам твердолобые человеческие экземпляры. Твердолобость – обратная сторона предательства. Увы, в литературной жизни последних лет мы это наблюдаем в достатке. Убеждения – не повод поддерживать нечистоплотных людей, трубящих о том, что у них такие же убеждения.

Любое большое произведение – это своеобычный механизм. И читательское благорасположение во многом зависит от того, сколь этот механизм исправно функционирует. В романе Полякова как в сложном механизме изрядное количество деталей, и каждая для произведения исключительная важна. Ни одного из персонажей нельзя назвать второстепенным: все они задействованы в создании живой упругой плоти текста. Даже те, кто появляется на страницах эпизодически, играют серьёзную системообразующую роль. К ним следует отнести Анатолича, соседа Башмакова, он несёт в себе образ человека из народа. Это один из персонажей-спутников, через призму отношений которого к герою и выявляется его непростой характер. Приём задуман и выполнен безупречно.

Особое место в композиционной и фабульной канве занимает история первой любви Башмакова. В ней кроется то, на чём держится во многом вся эстетическая концепция Полякова. Эта почти бунинская история о ранней страсти, о предательстве, о том, как неузнаваемо могут измениться со временем те, кто кружил нам голову. Первая любовь Башмакова, Оксана, так или иначе не уходит с дальнейшего жизненного пути героя. Она время от времени пересекает его. Судьба Оксаны – болезненная стенография перерождения женщину в фурию. Эта линия едва ли не самая драматичная в тексте, поскольку иные коллизии завёрнуты в так любимые Поляковым одежды интеллектуального фарса, в ней же надрез живого нерва, вызывающий в читателе настоящее сострадание.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Юрий Поляков Замыслил я побег…

Замыслил я побег…: краткое содержание, описание и аннотация

Юрий Поляков: другие книги автора

Кто написал Замыслил я побег…? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Юрий Поляков: Замыслил я побег…

Замыслил я побег…

Юрий Поляков: Плотские повести

Плотские повести

Юрий Поляков: Грибной царь

Грибной царь

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Юрий Поляков: Демгородок. Авторский сборник

Демгородок. Авторский сборник

Юрий Поляков: Женщины без границ (Пьесы)

Женщины без границ (Пьесы)

Юрий Поляков: Одноклассники (Сборник)

Одноклассники (Сборник)

Юрий Поляков: Конец фильма, или Гипсовый трубач

Конец фильма, или Гипсовый трубач

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Юрий Поляков: Любовь в эпоху перемен

Любовь в эпоху перемен

Юрий Поляков: Плотские повести

Плотские повести

Замыслил я побег… — читать онлайн ознакомительный отрывок

ЗАМЫСЛИЛ Я ПОБЕГ…

Часто думал я об этом ужасном семейственном романе…

— О чем ты все время думаешь?

— А почему ты вздыхаешь? — спросила Вета, согласно тому же обычаю, подставляя ему для поцелуя вторую изюмину.

— Я обиделась! — сообщила она, специально нахмурив темные, почти сросшиеся на переносице брови.

— Из-за чего? — превозмогая равнодушие, огорчился он.

— Из-за того! До меня ты не жил… Не жил! Ты готовился к встрече со мной. Понимаешь? Ты должен это понимать!

Свою правоту она тут же начала страстно доказывать, а он терпеливо отвечал на ее старательную пылкость, чувствуя себя при этом опрокинутым на спину поседелым сфинксом, на котором буйно торжествует ненасытная юность.

— Да, да… Сейчас… Сейчас! — болезненно зажмурившись, в беспамятстве шептала Вета и безошибочным движением смуглой руки поправляла длинные спутанные волосы.

Эта безошибочность во время буйного любовного обморока Башмакова немного раздражала, но зато ему нравилось, когда Вета внезапно распахивала антрацитовые глаза — и слепой взгляд ее устремлялся в пустоту, туда, откуда вот-вот должна была ударить молния моментального счастья…

Девушка открыла глаза. Но совсем не так, как ему нравилось: взгляд был испуган и растерян. Горячее, трепещущее, уже готовое принять в себя молнию тело вдруг сжалось и остыло. Мгновенно. Башмаков даже почувствовал внезапный холод, сокровенно перетекающий в его тело, будто в сообщающийся сосуд.

Вета склонилась над ним и прижалась горячим влажным лбом к его лбу. Ее глаза слились в одно черное, искрящееся око:

— А ты не обманываешь?

— Ты мне не веришь?!

— Тебе верю, но есть еще и она.

— Ты же знаешь, мы спим в разных комнатах.

— Врать не обучены! — оскорбился он, думая о том, как все-таки юная наивность украшает мир.

— Катю это давно не волнует.

— Ее! — Вета обиженно выпрямилась.

— Ладно, ее это давно уже не волнует, — согласился Башмаков, морщась от боли.

— Наверное, лет через двадцать меня это тоже волновать не будет. А ты станешь стареньким, седеньким, с палочкой… Я тебе буду давать разные лекарства.

— Знаешь, какие старички бывают? О-го-го!

— Тогда и меня это тоже будет волновать. Я тебя замучу, и ты умрешь в постели!

— Люди обычно и умирают в постели.

— Нет, люди умирают в кровати, а ты умрешь в постели. Со мной!

— Возможно, — кивнул Башмаков и заложил руки за голову.

— Тебе со мной хорошо? — Она снова склонилась над ним, касаясь сосками его волосатого тела.

— Мне очень хорошо.

— Очень или очень-очень?

Башмаков подумал о том, что достаточно увидеть мужчину и женщину наедине, чтобы понять, кто из двоих любит сильнее или кто из двоих вообще любит. Тот, кто любит, всегда участливо склоняется над тем, кто лежит заложив руки за голову.

— Очень или очень-очень? — повторила Вета свой вопрос.

— Между прочим, ты понравился папе!

— Во всех. Он хочет, чтобы мы с тобой обязательно обвенчались!

— Если папа хочет, значит, обвенчаемся…

— Ты будешь ей что-нибудь объяснять? — спросила Вета, высвобождая Башмакова и ложась рядом.

Замыслил я побег, Юрий Поляков - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Классическая и современная проза

Оценка редакции (1-10):

О книге

Краткое содержание

Роман популярного современного писателя Юрия Полякова "Замыслил я побег. " открывает его "семейную" трилогию "Треугольная жизнь". Это, по определению самого автора, мужской роман, в котором предельно откровенно, изнутри изображена личная жизнь мужчины средних лет, мечущегося между положением семьянина и любовника. Сочетание психологизма и эротической смелости, определяющее стиль Полякова, находит широкий отклик у современного читателя.

Другие художественные книги






Впечатляющее видео

В 2 года родители купили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш в 5 лет!

Замыслил я побег информация о фильме

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Мурад Ибрагимбеков

Рустам Ибрагимбеков

Багир Рафиев

Алеся Маньковская

Дмитрий Богородский , Александр Жирнов

Юрий Мацюк

Татьяна Красинская

Роман Индык , Екатерина Редникова , Михаил Полицеймако , Олеся Железняк , Марина Голуб , Юрий Чернов , Виктор Проскурин , Николай Пеньков , Феликс Антипов , Сергей Фролов , Виктор Мережко , Валерий Баринов , Агриппина Стеклова , Леонид Лютвинский , Сергей Якубенко , Игорь Письменный , Юлия Новикова , Александр Андриенко , Леонид Тимцуник , Екатерина Базарова , Павел Кипнис , Сергей Плотников (II) , Сергей Рубеко , Анна Буданова , Светлана Берсенева , Анна Хилькевич , Сергей Удовик , Юрий Нифонтов , Борис Романов , Людмила Полякова , Никас Сафронов , Любовь Анисимова , Евгений Сиротин , Вячеслав Гришечкин , Ирина Бразговка , Андрей Межулис , Любовь Толкалина , Елена Полякова , Владимир Стеклов , Томас Моцкус , Алексей Жарков , Ирина Карева

Экранизация романа Юрия Полякова.
В основу этого многосерийного фильма легла судьба нашего современника Олега Башмакова, а действие сериала охватывает продолжительный период времени - с конца 70-х годов прошлого века и до наших дней. Олег постигает премудрости работы в банке, здесь же он знакомится с девушкой-менеджером Ветой.У них начинается роман, который перевернет жизнь обоих. Вета мечтает быть рядом с Олегом, но для этого ему необходимо развестись с Катей.

последнее обновление информации: 28.09.21

дополнительная информация >>

Читайте также: