Положение в школьном коллективе

Обновлено: 05.07.2024

1. В. Сергей Владимирович, 2002 г. р, родился в г. Лесосибирске, русский.

2. Родители: мама Жанна Владимировна, 1997 г. р., национальность – русская, проживает: г. Лесосибирск, 9 микрорайон, д. х, кв. 58. Образование неполное среднее. Временно безработная.

4. Проживает в семье вместе с мамой и бабушкой. В семье пытается самоутвердиться, что пресекается как со стороны мамы, так и бабушки.

5. Соседские связи достаточно слабые: Сергей – единственный ребенок данного возраста в подъезде, поэтому его личные контакты с соседями ярко не выражены, хотя соседи его знают, в определенной степени жалеют и даже сочувствуют, так как знают историю его семьи.

Состояние здоровья и развития

1. По данным медицинской карты здоровье Сергея удовлетворительное, ребенок подвержен простудным заболеваниям, по словам школьного врача часто болеет ангиной. Однако к врачебной помощи обращается редко, да и родители не уделяют достаточного внимания здоровью подростка.

2. На уроках у Сергея наблюдаются признаки пониженной работоспособности, он страдает перепадами настроения, у него повышенная возбудимость, может неадекватно вести себя на уроках и переменах.

3. Курит с 9 лет, эпизодически употребляет спиртные напитки (в основном, пиво).

4. В употреблении нарковеществ и токсических веществ замечен не был.

5. На диспансерном учете не состоит.

Психологическая атмосфера в семье

6. Члены семьи: бабушка В. Галина Ивановна, 1952 г.р., русская, проживает по указанному выше адресу, работающая пенсионерка. мама Жанна Владимировна, 1997 г. р., образование неполное среднее. Временно безработная.

Семья неполная, материнская. Отца у Сережи никогда не было.

По типу семья неблагополучная, бабушка и мама педагогически некомпетентны, не владеют педагогической культурой, Сергей находится без надлежащего надзора, его постоянно наказывают за плохую успеваемость, ребенок вне школы общается с девиантными подростками. В семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, связана она с тяжелым материальным положением и со школьными проблемами Сережи. Когда он имеет замечания и получает плохие оценки, на него кричат как мама, так и бабушка, причем сами они оказать ему помощь в выполнении домашних заданий не могут.

Успеваемость, выполнение домашних заданий контролируется и обсуждается так бурно, что об этом знают все соседи, происходит это правда не так часто.

В период летнего отдыха ребенок предоставлен самому себе, бесконтрольно проводит свободное время, общаясь с такими же неблагополучными детьми, как и он сам, а также с детьми подруг мамы, впрочем такими же неблагополучными, как их родители.

В семье нет того, чем заинтересованы современные подростки: компьютера, автомобиля и. т. д., хотя ко всему этому подросток тянется, особенно его интересуют мотоциклы. Любит он также рыбачить на Енисее, снасти для рыбалки изготавливает сам.

Особенности учебной деятельности

По словам классного руководителя Ольги Александровны, учится Сергей удовлетворительно, то есть средняя оценка успеваемости по основным предметам - три. Отношение к учению скорее отрицательное, так как его заставляют учиться как дома, так и в школе, однако мотивы учения у него не сформированы. Интеллектуальные возможности учащегося средние. Однако и они проявляются не в полную меру. Мотивации учиться хорошо нет, школа воспринимается как повинность, познавательные интересы также не сформированы, нет осознания необходимости получить хорошее образование, ребенок старается не проявить себя в учебе, а избежать наказаний, с ней связанных.

В классе у Сергея стремления самоутвердиться за счет хорошей успеваемости не наблюдается, да и классный коллектив не воспринимает его в качестве серьезного конкурента в учебе. Значимая в общении группа сверстников у Сергея – дворовая.

Положение в классном коллективе

Позиция в классном коллективе – принятый. В классе общается, в основном, с мальчиками, которые, как и он, имеют проблемы в учебе, сидит за последней партой, активного участия в жизни классного коллектива не принимает. Отношения с лидерами класса и одноклассниками ровные, но достаточно отстраненные. Общителен, если обсуждаемая тема ему понятна и интересна, может перебивать другого, любопытен. На переменах активен, играет, бегает по школе. Отношение к критике классного коллектива негативное, с замечаниями не согласен, поведение не меняет. На критику реагирует остро, хотя в конфликт с классным руководителем старается не вступать.

________________ года рождения, учится в данной школе с _______________ класса.

Состояние здоровья и развития учащегося (заполняется совместно со школьным врачом):

Общая оценка здоровья учащегося (по данным медицинской карты)

Признаки повышенной нервозности: отсутствуют; повышенная утомляемость, пониженная работоспособность, подавленной настроение, повышенная возбудимость, вспышки гнева, агрессивность по отношению к сверстникам, агрессивность по отношению к учителям, отказ от контактов, общих дел, склонность к разрушительным действиям, садизм, другие признаки.

Патологические влечения: курит (не курит, курит эпизодически, систематически); употребляет спиртные напитки (не употребляет, употребляет эпизодически, систематически); употребляет токсико-нарковещества (не употребляет, употреблял однократно, систематически).

Состоит на диспансерном учёте. По поводу чего.

Данные о родителях, семье:

Ф.И.О. отца, образование место работы, должность

Ф.И.О. матери, образование, место работы, должность

Другие члены семьи

Категория семьи

родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи положительна;

неблагополучная, в том числе:

педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания); признаки: отсутствует единство требований, ребёнок безнадзорен, жестокое обращение, систематическое физическое наказание, низкая осведомлённость об интересах, о поведении ребёнка вне школы);

нравственно-неблагополучная (асоциальная: родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, тунеядствуют, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители повышенно раздражены, жестоки, нетерпимы);

Характер взаимоотношений с родителей с ребёнком:

Семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка);

Чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот усилий);

Попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребёнка);

Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя);

Организация режима труда и отдыха:

Какие обязанности выполняет в семье

Соблюдается ли режим дня;

Кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашнего задания;

Как организованно общение учащегося в семье во время досуга, летнего отдыха, отпуска родителей.

Особенности учебной деятельности:

Отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное.

Мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников.

Положение в классном коллективе, отношение к коллективу:

Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, принятый, отвергаемый, изолированный.

С кем из класса наиболее близок. Характер взаимного влияния.

Взаимоотношения с другими одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, тёплые, конфликтные, ни с кем не общается.

Манера, стиль общения с окружающими:

Доминантный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, легко перебивает, но не даёт перебить себя, нелегко признаёт свою неправоту);

Не доминантный стиль (застенчив, уступчив, легко признаёт себя неправым, нуждается в поощрении при разговоре);

Экстраверт (постоянно направлен на общение, легко входит в контакт, любопытен, открыт, полон внимания к окружающим);

Интроверт (не склонен к контактам, замкнут, предпочитает общению деятельность, в разговоре немногословен).

Отношение к общественному мнению:

Пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

Безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

Негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет);

5. Отношение к общественной деятельности и общественно-полезному труду:

отношение к общественным поручениям: с готовностью, без видимого интереса, отказывается.

выполнение общественных поручений: добросовестное, недобросовестное, по настроению, под нажимом, с инициативой.

Отношение к трудовым делам класса: принимает активное участие, безразличен, демонстративно отказывается.

Отношение к общественному имуществу: относится бережливо, по-хозяйски, равнодушно, демонстративно пренебрежительно, вплоть до умышленной порчи имущества.

6. Направленность интересов:

проявляет интерес к деятельности: физической, умственной, технической, общественно-политической, организаторской, художественной, спортивной.

Участие во внеклассной учебной работе: факультативы, предметные кружки, участие в олимпиадах, викторинах, турнирах. Результативность.

- культурный кругозор: посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки.

- Общественные поручения, отношение к ним. Интересы, кружки, хобби. Участие в общественной жизни школы и класса.

каковы читательские интересы, какую литературу предпочитает, регулярность чтения (книг не читает, читает эпизодически, читает систематически)

7. Особенности сферы свободного общения учащегося:

С кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося

Постоянное или предпочитаемое место уличного общения (клуб, двор, подъезд, и т. д.);

Содержание общения на улице: работа с техникой, автомеханникой, посещение кино, игра на гитаре, прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы, бесцельное время провождение, курение, выпивка, азартные игры и др.

8. Самооценка личности:

Адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

Завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

Заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения);

9. Особенности поведения:

Положительные поступки учащегося. Как часто они совершаются. Возможные мотивы их совершения.

отрицательные поступки (проступки), их проявления (эпизодически, систематически), их характер: грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, не работает в классе на уроках.

Правонарушение учащегося: воровство, вымогательство, избиение, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, хулиганство, грубое нарушение общественного порядка и т. д.

отношение к своим поступкам: равнодушен, переживает, оправдывает, осуждает

как относится к педагогическому воздействию: с ожесточением, равнодушно, понимает и старается выполнить требования.

10. Какие меры воспитания применялись кем, когда, их результаты.

11. Предлагаемые меры, необходимые для исправления несовершеннолетнего.

Положение ребенка в коллективе: как определить и можно ли изменить

Все понимают, что в школу наши дети ходят не только учиться. Значительная составляющая школьной жизни — общение с одноклассниками. По каким законам оно строится? Какую роль играет каждый из 30 учеников в классе? Рассказываем, как определить место вашего ребенка в коллективе, и объясняем, почему это важно.

Место ребенка в классе: отверженный или звезда?

Хоть мы никогда и не видели тех детишек, с которыми учится ваш ребенок, мы можем кое-что рассказать о его классе. Допустим, там 30 человек. Расставим-ка их на воображаемой лестнице — и сразу будет видно, кто есть кто.

Но вот что удивительно: ребята из параллельного класса распределены по 5 ступенькам примерно так же, как одноклассники вашего чада. Более того. Если папа работает в бригаде из 30 человек, то и его коллеги по труду распределены по тем же 5 ступенькам. У мамы в бухгалтерии точно такое же распределение!

Проводим исследование

Ответить на них поможет несложное исследование, которое лучше всего провести, пригласив школьного психолога.

Итак, каждый ученик пишет на отдельном листке фамилии троих ребят, с которыми он хотел бы сидеть за одной партой. Почему именно троих? Ведь за партой можно сидеть только с кем-то одним! Но что, если одноклассника, которого выберет школьник, захочет увидеть в своих соседях кто-то другой? И что, если как раз этого другого — а не вашего ребенка! — выберет тот, кого выбрал ваш ребенок? То же может произойти и со второй фамилией в списке, и с третьей. Ведь с кем-то захотят сидеть многие, а с кем-то вообще никто не захочет.

Так что листочки придется собрать, а фамилии подсчитать: сколько ребят захотели сидеть рядом с Петровой? А сколько выбрали Козлова? Хотя в среднем на каждого одноклассника может пасть три выбора, но это лишь теоретически. Чем чаще повторится в заполненных ребятами листочках та или иная фамилия, тем более высокое положение в классе занимает ее обладатель.

Место ребенка в классе: отверженный или звезда?

Из изгоев — в звезды

И начальство гордо удалилось. Что тут началось! После шумного-прешумного обсуждения решено было, что каждый студент напишет на листке фамилии троих ребят, которых следует послать за границу.

Если разница между нею и теми, кто верховодит, слишком велика, пора задуматься. Не перейти ли в другой класс? А может, вообще поменять школу? Да-да, это болезненно. Новеньких везде встречают настороженно, устраивают им разные неприятные испытания. Но это лучше, чем оставаться в изгоях.

· Положение ученика в системе отношений в классе, школе (лидер, популярный, принятый, непринятый; пользуется ли любовью, авторитетом). Что повлияло на статус школьника. Дорожит ли своим положением в коллективе, школе и какое положение хотел бы занять в классе.

· Отношение ученика к одноклассникам, мнению коллектива класса, к требованиям и критическим замечаниям сверстников (серьезное, благожелательное, равнодушное, враждебное; дорожит ли мнением коллектива, что особенно ценит в коллективе, школе; с кем дружит и на чем основана дружба, сформированность навыков общения, бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

· Отношение к учителям (есть ли контакт, любит, уважает их, конфликтует с ними и т.д.).

· Восприятие и выполнение требований, предъявляемых взрослыми (выполняет охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно).

III. Направленность личности

· Интересы и склонности ученика (учебные и внеучебные), степень их устойчивости, широты, глубины, активности. Области знаний и деятельности, которыми учащийся серьезно занимается (осветить интерес к чтению, источники информации, их содержание).

· Взгляды и убеждения ученика, их соответствие поведению.

· Идеалы ученика, их влияние на его поведение и деятельность.

· Ведущие мотивы в общей иерархической структуре, что повлияло на формирование мотивов.

· Вид направленности личности (коллективистическая, личностная, деловая).

IV. Свойства темперамента(приложение № 1 к тексту методики)

Читайте также: