Положение об оценочных материалах в школе

Обновлено: 07.07.2024

Под фондом оценочных средств (в дальнейшем - ФОС) в училище понимается комплект методических и контрольно-оценочных средств, предназначенных для оценивания результатов и процесса учебно-профессиональной деятельности обучающихся, их знаний, умений, элементов практического опыта и компетенций на разных стадиях обучения, а также для аттестационных испытаний выпускников по завершении освоения ими основной профессиональной образовательной программы на соответствие /несоответствие уровня их подготовки требованиям ФГОС и соответствующих образовательных программ.

Контрольно-оценочные средства (КОС) — это все виды оценочных материалов, позволяющих определить фактический уровень освоения образовательных программ и подтвердить достижения различных образовательных результатов, в том числе факт сформированности компетенций (контроль и оценка) и готовности к определенным видам деятельности, их качественная оценка.

Цель формирования ФОС — обеспечение системы профессионального образования училища современным инструментарием оценки качества образования (мониторинга учебных достижений обучающихся, самоаттестации училища, проведения различных оценочных мероприятий).

Задачи создания фонда оценочных средств:

  1. Контроль и управление процессом приобретения необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций.
  2. Контроль и управление достижением целей реализации ООП в виде общих и профессиональных компетенций выпускников.
  3. Оценка достижений обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины, междисциплинарного комплекса, профессионального модуля.
  4. Обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности.
  5. Достижение уровня контроля и управления качеством образования, обеспечивающего признание квалификаций выпускников работодателем.
    1. Фонд оценочных средств создается для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям основной профессиональной образовательной программы и разрабатывается для текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.
    2. Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:
    • оценка уровня освоения дисциплин/МДК/практик;
    • оценка компетенций обучающихся.
      1. Структура ФОС включает:
    • комплект методических материалов по разработке ФОС текущего контроля знаний, промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации;
    • образец заполнения контрольно-оценочных средств для контроля освоения образовательных результатов учебной дисциплины и междисциплинарного курса;
    • образец заполнения контрольно-оценочных средств для контроля освоения образовательных результатов профессионального модуля в рамках экзамена (квалификационного).
      1. Исходными документами для составления фонда оценочных средств является ООП, рабочие программы дисциплин и профессиональных модулей.
      2. Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС и обеспечивать решение оценочной задачи соответствия готовности выпускника этим требованиям.
    1. Функции контрольно-оценочных средств — мотивация, корректировка, стимулирование, оценка и контроль учебных достижений обучающихся.
    2. Объектом измерения контрольно-оценочных средств являются:
      1. для учебной дисциплины и междисциплинарного курса (далее по

      тексту — КОС/КОС УД и КОС МДК соответственно) - знания и умения обучающихся;

      1. для учебной практики - умения и полученный в ходе учебной

      практики первоначальный практический опыт;

      1. для производственной практики - практический опыт и фиксация

      уровней освоения общих компетенций;

      1. для преддипломной практики - фиксация процесса углубления

      первоначального практического опыта обучающегося, развития общих и профессиональных компетенций, проверка его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также степени готовности к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм;

      1. для профессионального модуля (ПМ) в рамках экзамена

      квалификационного - в состав контрольно-оценочных средств могут входить специализированные компетентностно-оценочные материалы (КОМ) по оценке сформированности компетенций всех элементов профессионального модуля (в том числе фиксация результатов освоения МДК и всех видов практики), оценивающие качественно освоены/не освоены соответствующие профессиональные компетенции и определенные для указанного модуля элементы общих компетенций;

      1. государственной итоговой аттестации - оценка выполнения выпускной квалификационной работы и/или демонстрационного экзамена (в части комплексного применения результатов освоения всех видов профессиональной деятельности для решения производственной задачи), в состав КОС также входят компетентностно-оценочные материалы для фиксации результатов освоения в полном объеме общих компетенций.

      3.3 Контрольно - оценочные средства применяются для текущего контроля в различных формах (устные и письменные опросы, тестирования и т.п.) и промежуточной аттестации в форме зачета, дифференцированного зачета, экзамена (в том числе комплексного и квалификационного), используемые формы оценивания — баллы (выбранного на усмотрение разработчика диапазона со шкалой последующего перевода в традиционную систему оценивания) или отметка в традиционной системе оценивания:

      1. неудовлетворительно (2);
      2. удовлетворительно (3);
      3. хорошо (4);
      4. отлично (5).
      1. Каждый учитель имеет право дополнять содержание ФОС необходимыми, с его точки зрения, материалами (предварительного (входного) и/или рубежного контролей в рамках проведения текущего контроля).
      2. Структура и образец оформления КОС для проведения экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю и образец оформления КОС для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине и МДК утверждаются приказом директора Учреждения. КОС для промежуточной аттестации оформляются отдельно от КОС текущего контроля и КОС государственной итоговой аттестации. КОС текущего контроля могут быть объединены с КОС входного и рубежного контролей (проводимого в рамках текущего контроля) и представлять собой единый документ или оформляться отдельно (на усмотрение педагога).
      3. К контрольно-оценочным средствам должны прилагаться:
      1. Перечень теоретических вопросов, выносимых на

      дифференцированный зачет или зачет.

      дифференцированный зачет или зачет.

      1. Список тем рефератов, творческих работ, эссе и т.п..
      2. Комплект преподавателя.

      3.7. КОС являются неотъемлемой частью учебно-методических комплексов (УМК) дисциплины/МДК/ПМ.

        1. Разработка составляющих фондов оценочных средств является одним из основных видов учебно-методической работы преподавателя.
        2. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются учителем-предметником (коллективом учителей) училища и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
        3. Фонды оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации разрабатываются преподавателями (коллективом преподавателей) училища и утверждаются заместителем директора по учебной работе после предварительного положительного заключения работодателей.
        4. Разработка составляющих ФОС реализуется по следующему алгоритму:
          1. Разработка и утверждение учителем-предметником плана подготовки УМК по соответствующей дисциплине (профессиональному модулю), определение сроков и ответственных за подготовку УМК.
          2. Разработка КОС осуществляется учителем (коллективом учителей), обеспечивающим преподавание дисциплины или МДК, КОС — учителем (коллективом учителей), обеспечивающим преподавание модуля.
          3. Рассмотрение, рецензирование, обсуждение и коррекция составляющих ФОС проводится на учителем-предметником (коллективом учителей).
          4. Утверждение КОС:
          • КОС по дисциплине/МДК для промежуточной аттестации, которая проводится в форме дифференцированного зачета, зачета и экзамена, рассматриваются на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища.
          • КОС по профессиональному модулю для промежуточной аттестации, которая проводится в форме экзамена (квалификационного), рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.

          КОС по учебной и производственной практикам для промежуточной аттестации, которая проводится в форме дифференцированного зачета, рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.

          • КОС для ГИА рассматриваются также на заседании ПЦК, педагогическом совете и утверждаются заместителем директора по учебно-методической работе училища после предварительного положительного заключения работодателей.
          1. Ответственным за качественную подготовку ФОС, соответствие требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов является соответствующий учитель.
          2. Контроль содержания и качества разработки ФОС по дисциплинам, МДК, ПМ, ГИА осуществляется соответствующим учителем, заместителем директора по учебно-методической работе училища; заместителем директора по учебной работе Учреждения.
          3. Ответственным за качественную подготовку, контроль содержания и качества разработки, хранение ФОС (в том числе в электронном виде) Учителем, заместителем директора по учебной работе Учреждения.
          4. На этапе корректировки материалов ФОС соответствующий учитель осуществляет периодический контроль их соответствия современному уровню развития науки, методики и технологии осуществления образовательного процесса.
          5. Материалы ФОС корректируются Педсоветом ежегодно перед началом учебного года. Изменения и дополнения отражаются в последнем разделе соответствующих материалов. Ответственным за достоверность состояния ФОС является заместитель директора по учебной работе.
          6. Оригиналы ФОС для проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации хранятся в учебной части Учреждения. Ответственный за хранение - заведующий отделением по учебной работе.
          • Электронный вариант ФОС хранится в учебной части училища на локальном диске, включающем полный пакет документации по специальности в составе документов по УМК.
          1. Наименование файла с комплектом КОС должно содержать код образовательной программы.
          2. В файл КОС должны быть включены дополнительно сканированные копии титульных листов со всеми визами, а также всех листов с изменениями и дополнениями (при их наличии). Кроме того, электронный вариант КОС должен храниться у автора или авторского коллектива.
          3. Ответственный за представление электронного варианта УМК –соответствующий учитель.
          4. Ответственный за хранение электронного варианта КОС - заведующий отделением по учебной работе.
          1. Настоящее Положение подлежит изучению преподавательским составом Учреждения.
          2. Ответственный за организацию и проведение обучения – соответствующий учитель, зам по УМР.
            1. Место хранения настоящего положения - кабинет заместителя директора по учебной работе. Копии Положения передаются на хранение в учебную часть.
            2. Срок хранения - до минования надобности.
            1. Актуализацию настоящего положения осуществляет заместитель директора по учебной работе в следующем порядке:
              1. по итогам рассмотрения служебных записок, содержащих предложения по совершенствованию процедуры разработки ФОС/УМК, проводит анализ настоящего положения с целью определения в нем несоответствий;
              2. информация о найденных несоответствиях направляется к рассмотрению в педагогический совет Учреждения;
              3. по характеру и значимости выявленных несоответствий педагогический совет училища принимает одно из следующих решений:
              • внесение изменений;
              • пересмотр;
              • утрата силы Положения.
                1. Разработка изменения настоящего положения.
                  1. Изменения настоящего положения разрабатываются при замене, дополнении или исключении отдельных его требований.
                  2. Информация об изменении указывается в листе регистрации изменений настоящего положения.
                2. Пересмотр настоящего положения.
                  1. При пересмотре настоящего положения разрабатывается новый его вариант взамен действующего. При этом ранее действующее положение отменяется приказом директора училища.
                1. Настоящее положение признается утратившим силу в соответствии с приказом директора Учреждения.
                2. В приказе, кроме указания об утрате настоящим положением силы, должно быть указание о признании приказа, которым оно было утверждено и введено в действие, утратившим силу.
                3. Проект приказа разрабатывается заместителем директора по учебной и согласовывается с соответствующими учителями.

                Изъятие из обращения и уничтожение настоящего положения не предусматривается.

                • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
                • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

                Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств по учебным предметам в образовательном учреждении

                Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по

                учебным предметам в образовательном учреждении

                Порядок формирования ФОС

                Функции различных ФОС

                Разработка и экспертиза ФОС

                Общие требования к содержанию КОС

                Требования к оформлению и хранению ФОС

                Ответственность за формирование ФОС

                Список использованных источников

                В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов контроль и оценка персональных достижений обучающихся становятся важным этапом образовательного процесса.

                В настоящее время образовательные организации создают фонды оценочных средств, обеспечивающие адекватную оценку знаний, умений и компетенций обучающихся. Деятельность педагогических коллективов при разработке оценочных средств должна быть ориентирована на усиление их содержательной и мотивационной составляющей, способствовать формированию индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Системная работа по созданию фондов оценочных средств способствует повышению квалификации педагогических кадров в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур.

                Разработанные рекомендации определяют требования к содержанию контрольно-оценочных средств, содержат информацию о структуре, порядке формирования и оформления фондов оценочных средств. Приложения могут быть использованы при оформлении фондов оценочных средств и контрольно-оценочных средств.

                Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по

                учебным предметам в образовательном учреждении

                1.Общие положения

                1.1. Рекомендации по формированию фондов оценочных средств по учебным предметам, разработаны в соответствии федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования.

                1.2. Фонды оценочных средств (далее – ФОС) создаются для аттестации обучающихся на соответствие их учебных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программе (ООП)

                1.3. ФОС является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения ООП ООО, входит в состав ООП в целом и учебно-методических комплексов (в частности Рабочей программы) соответствующего учебного предмета.

                1.4. ФОС – это совокупность методических материалов позволяющих оценить качество освоения учебного материала, т.е. знания, умения и уровень приобретенных компетенций обучающихся.

                1.5. Оценивание производится в ходе:

                1.6. ФОС разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. ФОС по учебному предмету, рассматривается на заседании предметной комиссии.

                1.7. Порядок и условия оценивания определяются образовательной организацией общего образования самостоятельно и фиксируются локальными нормативными актами образовательной организации.

                1.8. Условия и порядок проведения оценочных мероприятий и процедур раскрываются в Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, и в Положении о формировании фонда оценочных средств образовательной организации.

                1.9. При формировании ФОС учитывают, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях:

                - оценка уровня освоения учебного предмета;

                - оценка освоенных компетенций.

                2. Структура ФОС

                Фонд оценочных средств – комплект методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения, т.е. установления соответствия учебных достижений запланированным результатам обучения и требованиям образовательных программ, рабочих программ, модулей.

                2.1. ФОС как система оценивания состоит из трех частей:

                1. Структурированного перечня объектов оценивания (структурной матрицы формирования и оценивания результатов обучения ООП);

                2. Базы учебных заданий;

                3. Методического оснащения оценочных процедур.

                ФОС - это комплекс контрольно-оценочных средств (далее - КОС), предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций обучающихся, на разных стадиях их обучения, а также для проведения итоговой аттестации обучающихся и проверки соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ФГОС по завершению освоения конкретной ООП, учебного предмета.

                2.2. В состав ФОС по учебному предмету входят:

                - КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся (по курсу в целом, по разделам, по темам);

                - КОС для промежуточной аттестации обучающихся;

                - КОС итоговой аттестации.

                3. Порядок формирования ФОС

                3.1. Формирование ФОС в соответствии с требованиями компетентностного подхода проводится на основе:

                - использования методов контроля, помогающих формировать самооценку ученика и нацеленных на рефлексию познавательной деятельности;

                - использование методов групповых и взаимных оценок (взаимопроверка; экспертные оценки группами),

                - перехода от оценки только результатов обучения к систематическому контролю, включая пооперационный (контроль для обучения);

                - отслеживания и фиксации формирования личностных качеств (необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, способствующей подготовке выпускника, готового вести поиск решения новых задач);

                - повышения объективности результатов оценивания при применении качественных стандартизированных инструментов;

                - применения программных средств, позволяющих проводить адаптивный контроль, своевременную индивидуальную коррекцию обучения, а также хранить и обрабатывать информацию по всем оценочным мероприятиям.

                3.2. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:

                - валидность (объекты и содержание оценивания должны соответствовать поставленным целям и функциям контроля и обучения);

                - надежность (нацеленность используемых методов и средств на объективность оценивания);

                - эффективность (оптимальность выбора для конкретных условий использования целей, методов и средств контроля).

                3.3 Организатором разработки ФОС по учебным предметам является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, определяющий непосредственных исполнителей, разрабатывающих ФОС по учебному предмету, модулю.

                3.4. Непосредственными исполнителями разработки ФОС по учебному предмету, модулю (далее - разработчиками) могут являться как отдельные преподаватели, так и группа педагогических работников (в рамках методического объединения).

                3.5. Разработчики заполняют паспорта ФОС по учебным предметам, модулям.

                3.6. Формирование КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся, их промежуточной аттестации может осуществляться по двум направлениям:

                - корректировка и адаптация имеющихся оценочных материалов с учетом компетентностного подхода к результатам обучения;

                - разработка новых оценочных материалов.

                3.7. Разработка оценочных материалов для включения в КОС ведется с учетом:

                - форм проведения оценочных мероприятий (устный опрос, письменная контрольная работа, зачет, экзамен и т.п.; тестирование, в т.ч. компьютерное);

                - уровней освоения учебного материала темы (ознакомительный, репродуктивный, продуктивный);

                - видов деятельности, которые будут выполнять обучающиеся в процессе оценочных мероприятий (осознанное воспроизведение информации, применение информации, анализ, синтез, оценка);

                - обучающих возможностей оценочных материалов;

                - возможности принятия решения об освоении обучающимися компетенций (вида деятельности).

                3.8. КОСы, собранные в единый ФОС по учебному предмету, утверждаются на заседании методических объединений (кафедр) образовательной организации.

                3.9. Допускается формирование единого ФОС по учебному предмету, реализуемого в рамках ООП. Соответствующее решение принимается на заседании методобъединения после анализа дидактических единиц, определенных ФГОС (НОО, ООО, СОО), согласовывается с заместителем директора по учебно-методической работе (учебно-воспитательной работе) и принимается педагогическим советом образовательной организации.

                4. Функции различных ФОС:

                4.1. ФОС входного оценивания используется для фиксирования начального уровня подготовленности обучающихся и построения индивидуальных траекторий обучения.

                4.2. ФОС текущего контроля используется для оперативного и регулярного управления учебной деятельностью (в том числе самостоятельной)

                4.3. ФОС промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, модулю предназначен для оценки степени достижения запланированных результатов обучения по завершению изучения предмета, модуля в установленной учебным планом форме: контрольная работа, тест, диктант и т.д.

                4.4. ФОС итоговой аттестации используется для проведения контрольной работы, зачета, экзамена, выполнения и оценки качества выполнения ООП.

                5. Разработка и экспертиза ФОС

                5.1. План оценивания целесообразно структурировать в форме матрицы, в которой каждому объекту контроля (результату обучения или его составляющему) будут поставлены в соответствие: содержание обучения, метод оценивания и учебные задания.

                5.2. Формирование содержания фонда оценочных средств состоит из следующих этапов:

                1) Разработка и подбор контрольных заданий, по результатам выполнения которых можно судить о достижении обучающимся определенного результата обучения и, следовательно, соответствии тому или иному предъявляемому требованию. Задание не может существовать само по себе. Оно обязательно связано с определенной целью использования, т.е. с объектом и определенной процедурой контроля.

                2) Формирование содержания конкретных контролирующих мероприятий (контрольная работа, зачет, самоконтроль и т. п.). Разработка плана контролирующего мероприятия, в которой указываются контролируемые результаты обучения (дидактические единицы), индикаторы (деятельностные цели), структура используемого комплекса заданий, регламент проведения, учебно-методические, технические условия его проведения, критерии оценивания, использование результатов контроля.

                План контроля дает возможность разработки нескольких вариантов заданий. Это открытая информация для всех участников образовательных отношений.

                3) Определение критериев оценивания результатов выполнения контрольных заданий в заданных условиях.

                Процедура выставления оценки должна быть обязательно известна, прозрачна и ясна обучающемуся. В результате оценивания обучающийся должен четко осознавать что, как и когда оценивалось, за что ему начислен или не начислен балл

                4) Разработка методических материалов для каждого участника контролирующего мероприятия. В различных формах контроля это:

                - инструкции (методические указания) для обучающихся;

                - сценарии контролирующих мероприятий;

                - инструкции по обработке, анализу и интерпретации полученных результатов;

                5.3. Фонды оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации разрабатываются по каждому учебному предмету /модулю, закрепленному за МО, и входят в рабочую программу предмета. ФОС могут разрабатываться коллективом авторов по поручению руководителя МО.

                5.4. ФОС текущего контроля должен пройти внутреннюю экспертизу (в рамках МО);

                5.5. ФОС промежуточного и итогового контроля внутреннюю экспертизу в рамках методсовета и внешнюю экспертизу.

                6. Общие требования к содержанию КОС

                6.1. В состав КОС разработчики должны включать как простые, так и сложные задания.

                6.1.1. К простым относятся задания, которые выполняются в одно или два действие. К ним можно отнести:

                - тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствия в закрытой форме, или на установление правильной последовательности в закрытой форме;

                - простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;

                - простые задания по воспроизведению текста, решения или действия и т.п.

                Они предполагают выполнение обучающимися простых действий по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала, либо по применению информации для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов.

                6.1.2. К сложным (комплексным) заданиям могут быть отнесены задания, требующие многоходовых решений, как в стандартной, так и в нестандартной ситуациях. К ним можно отнести:

                - задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. тестовые;

                - задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п.;

                (Они предполагают выполнение обучающимися сложных действий по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т.п.);

                - по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что-либо и т.п.; по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п.

                6.1.3. При формировании КОС для промежуточной аттестации обучающихся по учебному предмету, рекомендуется включать задания, требующие от обучающихся выполнения как простых, так и сложных действий.

                Для проверки комплексных умений и компетенций в ходе промежуточной аттестации рекомендуется применять сложные задания.

                6.2. В состав КОС включают методические материалы, выполняющие как контролирующие, так и обучающие функции, в т.ч. методические разработки по выполнению лабораторных работ, организации и проведению практических занятий методами: анализа производственных (профессиональных) ситуаций, кейс-методом, портфолио, проектов, деловых игр и т.п.

                Они позволяют не только проверить уровень усвоения знаний, освоения умений, но и оценить различные качества личности обучающегося, уровень сформированности профессиональных и общих компетенций.

                6.3. В состав КОС входят материалы обеспечивающие оценку результатов контроля. К ним относятся: критерии оценки показателей результатов обучения, эталоны решений заданий, ключи к тестам и т.п.

                Критерий оценки показателей результатов обучения – признак (основание, правило) для принятия решения о соответствии результатов освоения компетенций, усвоения знаний, освоения умений предъявленным требованиям ФГОС.

                Оценивание результатов должно проводиться по специально установленной шкале. Шкала определяет систему пересчета суммы баллов (суммы веса критериев),полученных обучающимися в ходе оценочных мероприятий и правила принятия решения об итоговой оценке.

                6.4. Форма проведения оценочных мероприятий и вид контроля влияет на содержание оценочных материалов и представление их в КОС.

                6.4.1. В материалы для оценочных мероприятий, проводимых в устной форме (зачета) включают перечень вопросов для подготовки обучающихся к оценочным мероприятиям.

                6.4.2. Материалы для письменных мероприятий комплектуют по вариантам (не менее 2-х), включая в них контрольные задания и инструкции для обучающихся по их выполнению.

                6.4.3. Тесты (в т.ч. для проведения компьютерного тестирования) формируют в соответствии с общими требованиями к оформлению и содержанию тестов.

                6.4.4. Тематика проекта, требования к его структуре и оформлению могут быть включены в состав КОС для текущего контроля по учебному предмету.

                7. Требования к оформлению и хранению ФОС

                7.1. ФОС при оформлении должен начинаться в порядке следования с титульного листа (Приложение 1), предисловия (Приложение 2), паспорта (Приложение 3). Далее следуют разделы: оценочная матрица – кодификатор (Приложение 4), база заданий (тест и др.), методическое оснащение (Приложение 5).

                7.2. Отметка об утверждении и экспертном заключении вносятся в предисловие. Подписи должностных лиц (руководителем МО), директор школы, председателя методического совета, председателя экспертной комиссии свидетельствуют о принятии каждым из них персональной ответственности о гарантии ФОС установленным требованиям.

                7.3. Утверждающая подпись должностного лица придает ФОС характер нормативного документа школы.

                7.4. Подлинник ФОС в печатном варианте хранится в МО (учебной части в случае ФОС итоговой аттестации), разработавшей рабочую программу (ООП) в составе учебно-методических комплексов учебных предметов.

                Срок действия ФОС устанавливается авторами-разработчиками на период не более 5 лет и может быть продлен соответствующими решениями, что отражается в предисловии.

                8. Ответственность за формирование ФОС

                8.1. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за разработку содержания КОС и организацию формирования содержания ФОС по учебным предметам.

                8.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе организует проведение экспертизы и утверждения КОС.

                8.3. Руководитель методического объединения несет ответственность за качество КОС, разработанных по учебным предметам, элективным курсам, модулям, закрепленным за методическим объединением и включенных в ФОС.

                8.4. Разработчики несут ответственность за:

                - соответствие ФОС рабочей программе по учебному предмету, элективному курсу, модулю, соблюдение ключевых принципов оценивания;

                - правильность оформления ФОС в соответствии с локальными нормативными актами образовательной организации.

                Методически грамотно сформированный фонд оценочных средств является инструментом, позволяющим выполнять требования федеральных государственных образовательных стандартов, ориентированных на результаты образования.

                Перед педагогическими коллективами стоят сложные задачи по разработке заданий, адаптированных к практикоориентированным оценочным процедурам, обеспечивающих принятие обоснованных решений об освоении обучающимися общих и профессиональных компетенций, видов профессиональной деятельности.

                Работа по созданию современных оценочных средств будет способствовать достижению такого уровня качества образования, что квалификации выпускников могут быть сертифицированы и признаны как работодателями, так и образовательной системой в целом.


                2. Цель, задачи создания ФОС, требования, предъявляемые к ФОС

                2.1. Целью создания ФОС учебного предмета, курса, модуля, темы является инструментарий, позволяющий установить соответствие уровня подготовки обучающегося (на данном этапе обучения) утвержденным требованиям.
                2.2. Задачи создания ФОС по предмету:
                • контроль процесса достижения обучающимися уровня сформированности компетенций, определенных по соответствующему предмету (целей реализации образовательной программы, определенных в виде набора соответствующих компетенций);
                • контроль и управление процессом приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, навыков с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих, корректирующих мероприятий.
                2.3. ФОС должен соответствовать следующим основным требованиям:
                • отражать предметное содержание;
                • сочетать различные формы измерений;
                • сочетать элементы репродуктивного, частично-поискового и творческого (проблемно-деятельностного) уровней измерительных материалов;
                • связывать критерии с планируемыми результатами.
                2.4. Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ООП. Оценка качества освоения обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
                2.5. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов оценивания:
                - объекты оценки должны соответствовать поставленным образовательными программами целям обучения;
                - использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений учителями-предметниками;
                - объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

                3. Разработка фонда оценочных средств

                3.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля разрабатываются по каждому предмету учебного плана учителями- предметниками. Фонд оценочных средств для контроля на уровне администрации разрабатывается заместителями директора по УВР с привлечением специалистов.
                3.2.Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
                3.3. Ответственность за разработку комплектов оценочных средств по предмету несёт учитель, ФОС является приложением к рабочей программе и утверждается одновременно с ней. Ответственность за подбор комплекса оценочных средств на уровне школы для проведения промежуточной аттестации несёт руководитель МО.
                3.4.При составлении, согласовании и утверждении комплекта ФОС должно быть обеспечено его соответствие:
                - Федеральному государственному образовательному стандарту;
                - учебному плану;
                - рабочей программы учебного предмета;
                - образовательным технологиям, используемым в преподавании учебного предмета.
                3.5.Комплект оценочных средств по каждому предмету или курсу должен соответствовать разделу рабочей программы и включать задания и другие оценочные средства по каждому разделу предмета в соответствии с календарно-тематическим планом. Каждое оценочное средство по теме должно обеспечивать проверку усвоения конкретных элементов учебного материала.
                3.6. Комплект разработанных учителем КОС представляется и рассматривается на заседании МО, согласовывается МС и утверждается приказом директора школы.
                3.7. Решение об изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в ФОС принимается на заседании методического совета и оформляется протоколом.
                4. Структура и содержание фонда оценочных средств

                4.1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой образовательной программы, должны разрабатываться для проверки качества формирования компетенций и являться действенным средством не только оценки, но и обучения.
                4.2. Структурными элементами ФОС по предмету, курсу, модулю, теме являются:
                а) титульный лист (приложение 1);
                б) паспорт ФОС (приложение 2);
                в) комплекты контрольно-оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций, примерный перечень и краткая характеристика (приложение 3).
                4.3. ФОС формируется на бумажном и электронном носителях, хранится у учителя и заместителя директора по УВР.
                4.4. Фонд оценочных средств, находящийся на хранения у заместителей директора по УВР (второй экземпляр, являющийся приложением к рабочей программе), представляет собой текстовый вариант заданий по предмету на каждую тему, предусмотренную КТП.

                6.Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств

                6.1.Ответственность за координацию действий педагогов по созданию ФОС по образовательным программам возлагается на заместителя директора по УВР.
                6.2.Ответственность за разработку комплектов КОС по предметам несет руководитель МО.
                6.3.Непосредственным исполнителем разработки комплекта КОС по предмету является учитель- предметник. Комплект КОС может разрабатываться коллективом авторов в рамках одной предметной области.
                6.4.Один печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств хранится в составе УМК по учебному предмету в учебном кабинете, второй - в администрации в течение одного учебного года.
                6.5. Электронный вариант фонда оценочных средств хранится в электронной базе данных.
                6.6. Фонд оценочных средств, реализуемый в школе, является собственностью школы. Локальный акт действует до замены новым.

                Читайте также: