Положение об элективных курсах в школе 2021

Обновлено: 05.07.2024

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.

В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:

  • Федеральный базисный учебный план от 2004 года;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р “Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение”;
  • Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;
  • Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения.

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

  • базовые общеобразовательные,
  • профильные,
  • элективные.

Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

  • обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
  • служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика”, “Компьютерная графика”, “История искусств”);
  • обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку “Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров”);
  • служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
  • обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
  • служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
  • способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Психологические основы семейных отношений”, “Экология питания”, “Основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”, “Познай себя”);
  • способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Основы бухгалтерского учета”, “Деловой английский язык”, Программные средства в различных видах профессиональной деятельности”).

Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем — “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета “Технология”, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.

Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

  • у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор);
  • наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год;
  • содержание курсов по выбору предпрофильной подготовки должно:
  • знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (например: работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента),
  • включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.).

Курсы по выбору можно разделить на 2 вида:

1) предметно-ориентированные (пробные)

Например, “Мир расчетных задач в Excel”, “Физика вокруг нас” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – факультатив.

Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год).

Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету.

Основная задача – реализовать интерес к предмету.

Основное содержание – систематизация и углубление знаний по предмету;

2) межпредметные (ориентационные) курсы

Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия.

Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год).

Основная цель – подготовка к выбору профиля.

Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля.

Содержание такого курса должно выходить за рамки одного предмета и решать проблемы, требующие синтеза знаний по ряду предметов.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

В примерном учебном плане для универсального обучения (непрофильное обучение) основного (полного) образования также внесены элективные курсы, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1/ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.

К модифицированным программам относятся программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Авторские программы – программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:

  1. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов (предметные) /пример, “Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц”/.
  2. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне, развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне (межпредметные). Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы:
    • "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль;
    • "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля;
    • "История искусств" для гуманитарного профиля;
    • “Технология создания сайтов” – универсальный.
    1. (Ориентационные) направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля. Например, технологический профиль – “Зарубежная литература XX века”. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы “Компьютерная графика”, "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя" и т.д.

    Элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание. Примером последнего является курс “Математические основы информатики”, разработанный в учебном пособии Е.В.Андреевой, Л.Л.Босовой, И.Н.Фалиной.

    Согласно Федеральному базисному учебному плану от 2004 года, изучение информатики в 10-11 классах не является обязательным для всех учащихся. На профильном уровне информатику рекомендуется изучать в классах физико-математического и информационно-технологического профиля:

    Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования:

    • Примерный учебный план (недельный) для общеобразовательных учреждений РФ с русским языком обучения (основное общее образование) /приложение 2/.
    • Примерный учебный план для физико-математического профиля / приложение 3 / .
    • Примерный учебный план для социально-экономического профиля / приложение 4 / .
    • Примерный учебный план для информационно-технологического профиля / приложение5 / .
    • Примерный учебный план для индустриально-технологического профиля / приложение 6 / .
    • Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильное обучение) / приложение 7 / .

    Следует различать два понятия:

    • профильное обучение информатике;
    • общеобразовательный курс информатики профильного уровня.
      • Различие профильного обучения информатике, например в физико-матема-тических и в информационно-технологических классах, осуществляется, в основном, через выбор элективных курсов и практические части общего курса.
      • Общеобразовательный курс профильного уровня – это единый государственный стандарт. Его требования должны быть обеспечены в любом варианте.

      Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:

      1. Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов.
      2. Значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда.
      3. Исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира.
      4. Интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

      Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.

      Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.

      Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.

      • Целью факультативных занятий является “углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение”.
      • Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.
      1. Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендует использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.
      2. Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.
      3. Сходство и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

      Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.

      В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.

      Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.

      Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.

      • “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”,
      • “Успешно освоил курс”,
      • “Прослушал курс”,
      • “Посещал занятия курса”.

      Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.

      Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

      1. Способны ли элективные курсы снять проблему профессиональной ориентации? Ведь не секрет, что, несмотря на успешность ученика на элективных курсах, решение о выборе профиля обучения и дальнейшей профессии зачастую принимается родителями учащихся, а профильный класс может выбираться на основе желания быть с друзьями или с любимым классным руководителем.
      2. Сколько курсов должен посетить ученик для успешной полного освоения программы профильного обучения? И как учесть, что элективные курсы могут иметь разную продолжительность. По всей видимости, должно быть оговорено общее количество часов элективных курсов, которое обязан посетить ученик на каждой ступени обучения. В противном случае не исключена ситуация, когда недобросовестный школьник будет выбирать необходимое число самых коротких курсов, которые не смогут обеспечить ему достойную подготовку. Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос об оптимальной продолжительности разных элективных курсов.
      3. Как организовать занятия элективного курса, который выбрали 1–3 ученика? Никаких нормативных документов, ограничивающих число учащихся на занятиях элективного курса, нет. В школьной практике, в условиях “конкурентной борьбы” элективных курсов, без сомнения, учебные часы будут отведены наиболее востребованным учащимися элективам. Но в этом случае нарушаются права ребенка на реализацию личного выбора, наиболее соответствующего его интересам.
      4. Как выбрать или создать наиболее конкурентоспособный (среди множества других предметных курсов) элективный курс? Это, пожалуй, главный вопрос.

      Еще достаточно много вопросов и проблем пока возникает у учителей. (Более подробно можно ознакомиться в статье “О некоторых проблемах внедрения элективных курсов” А. А. ЗУБРИЛИНА. , доцента Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева, кандидата философских наук) /приложение 8/.

      В настоящее время достаточное количество примеров разработок элективных курсов предложено для использования по информатике и ИКТ. Зная ошибки и недочеты этих программ, можно скорректировать методику, построить выбранную программу так, чтобы избежать этих ошибок. Некоторые программы рассмотрены в статье “Особенности элективных курсов по информатике” А.А.Кузнецова /приложение 9/.

      Вы не можете посетить текущую страницу потому, что:

      1. просроченная закладка/избранное
      2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
      3. пропущен адрес
      4. у вас нет прав на эту страницу
      5. Запрашиваемый ресурс не был найден.
      6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

      Пожалуйста, попробуйте одну из следующих страниц:

      Если у вас возникли сложности, пожалуйста, свяжитесь с Администратором этого сайта.

      • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
      • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

      Введено в действие приказом Утверждено

      от ____________№________ педагогическим советом

      Директор МОУ СШ № МОУ СШ №

      ____________ протокол от _______№_______

      ПОЛОЖЕНИЕ__________

      об элективных курсах, факультативных и индивидуально-групповых занятиях в МОУ СШ №

      1. Общие положения

      1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с

      Нормативных требований САНПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",

      -Учебным планом МОУ СШ № на __ учебный год.

      2. Факультативные занятия

      2.1. Факультативные занятия - это одна из форм учебно-воспитательного процесса в школе.

      2.2. Факультативные занятия имеют целью углубление и расширение общеобразовательных знаний, образовательных компонентов инвариантной части (обязательной части) учебного плана образовательного учреждения, а также создание условий для наиболее полного удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся, совершенствования их способов учебной деятельности, формирования разного рода компетенций. Их деятельность дает учащимся возможность:

      - дополнить, углубить свои знания и умения по предмету;

      - развивать универсальные учебные действия;

      - развивать творческие способности;

      - подготовиться к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

      2.3 Порядок формирования групп для организации факультативных занятий.

      2.3.1. Факультативные занятия не являются обязательными для обучающихся и организуются по тем предметам и направлениям, которые выбрали они из предложенного перечня.

      2.3.2. Перечень факультативных занятий на каждый год формируется исходя из запросов учащихся, родителей (законных представителей) и наличия реальных возможностей школы.

      2.3.3. В группы для проведения факультативных занятий зачисляются обучающиеся с 5 по 8 класс на принципах добровольности.

      2.3.4. Группы для проведения факультативных занятий комплектуются из одного или параллельных классов и являются группами постоянного состава.

      2.3.5. Число групп для факультативных занятий определяется в пределах общего количества часов на эти занятия, устанавливаемых в школе на основе действующего учебного плана.

      2.3.6. При комплектовании групп для изучения факультативов не допускается проведение отборочных испытаний.

      2.3.7. Зачисление учащихся в группы для проведения факультативных занятий производится учителем, ведущим занятие, на основании заявления родителей (законных представителей).

      2.3.8. Факультативные занятия ведут учителя школы или приглашенные специалисты, имеющие соответствующую подготовку в данной образовательной области.

      2.4. Порядок организации факультативных занятий.

      2.4.1. Факультативный курс рассчитан не менее чем на 34 часа (1 час в неделю в течение года).

      2.4.2. Часы, выделяемые на факультативные занятия, входят в объем предельно допустимой учебной нагрузки учащегося.

      2.4.3. Занятия проводятся во внеурочное время согласно расписанию, утвержденному директором школы, не ранее, чем через 45 минут после последнего урока обязательных занятий.

      2.4.4. При проведении факультативных занятий используются различные формы, методы обучения и виды учебной деятельности обучающихся, например, лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, рефераты, доклады и др.

      2.4.5. Выставление оценок по итогам работы учащихся на факультативных занятиях в журнал не предусмотрено.

      2.5. Заполнение журналов факультативных занятий.

      2.5.1. Для фиксирования проведенных факультативных занятий, их содержания, посещаемости обучающихся учителем ведется журнал факультативных занятий.

      2.5.2. В журнале указываются следующие данные:

      - название факультативного курса;

      - Ф.И.О. учителя, ведущего вышеуказанный курс

      - дата проведения занятий;

      - тема проведенного занятия в соответствии с календарно-тематическим планом;

      2.5.3 Данный журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

      3. Элективные курсы

      3.1. Элективные курсы (курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения учебного плана школы и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной подготовке.

      3.2. Порядок формирования групп для организации занятий элективных курсов.

      3.2.1. Элективные курсы, являются курсами по выбору учащихся для обязательного их посещения и организуются по тем предметам и направлениям, которые выбрали они из предложенного перечня.

      3.2.2. Перечень элективных курсов на каждый год формируется исходя из запросов учащихся, родителей (законных представителей) и наличия реальных возможностей школы.

      3.2.3. В группы для проведения элективных курсов зачисляются обучающиеся 9-11 классов на основании личного заявления.

      3.2.5. Число групп для реализации программ элективных курсов определяется в пределах общего количества часов в части, формируемой участниками образовательного процесса, действующего учебного плана.

      3.2.6. Зачисление учащихся в группы элективных курсов производится учителем, ведущим элективный курс.

      3.3. Порядок организации занятий элективных курсов

      3.3.1. По продолжительности элективные курсы могут быть рассчитаны не менее чем на 34 часа (1 час в неделю в течение года).

      Часы, выделяемые на элективные курсы, входят в объем предельно допустимой учебной нагрузки учащегося.

      3.3.2. Элективные курсы не входят в основное расписание. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному директором школы, не ранее, чем через 45 минут после последнего урока обязательных занятий.

      3.3.3. По каждому элективному курсу используются типовые программы элективных курсов Министерства образования РФ, программы элективных курсов, относящиеся к авторским педагогическим разработкам различных видов, на основании которых составляется рабочая программа элективного курса на учебный год. Содержание элективных курсов не дублирует содержания предметов, обязательных для изучения.

      3.3.4. При проведении элективных курсов используются различные формы, методы обучения и виды учебной деятельности обучающихся, например, лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, проекты, рефераты, доклады и др.

      3.4. Права и обязанности учащихся

      3.4.1 Учащийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов в объеме, определенном учебным планом.

      3.4.2. Учащийся имеет право сменить заявленный элективный курс на другой в конце I полугодия.

      3.4.3. Объём учебной нагрузки учащегося в неделю не должен превышать максимально допустимый (согласно учебному плану).

      3.5. Ответственность

      3.5.1. Учитель несёт ответственность за выполнение программы элективного курса: реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы.

      3.5.2. Учитель несёт ответственность за ведение документации, своевременность и правильность отчетов по прохождению программы элективного курса.

      3.5.3. Учитель отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение элективного курса учащимися, которые выбрали соответствующий курс.

      3.6. Заполнение журналов элективных курсов

      3.6.1. Для фиксирования проведенных занятий элективных курсов, их содержания, посещаемости обучающихся учителем ведется журнал элективных курсов.

      3.6.3. В журнале указываются следующие данные:

      - название факультативного курса;

      - Ф.И.О. учителя, ведущего вышеуказанный курс

      - дата проведения занятий;

      - тема проведенного занятия в соответствии с календарно-тематическим планом;

      3.6.4. Данный журнал является финансовым документом, поэтому при его заполнении необходимо соблюдать правила оформления классного журнала.

      4.Индивидуально – групповые занятия

      4.1.Индивидуально – групповые занятия обеспечивают общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню и особенностям развития и подготовки обучающихся, а также реализуют их право на поддержку учащихся, имеющих длительные перерывы в обучении, физически ослабленных и часто болеющих детей; высокомотивированных учащихся, проявивших успехи и значительные способности в изучении того или иного предмета, занимающихся научно-исследовательской работой.

      4.2.Виды индивидуально-групповых занятий с учащимися.

      4.2.1 Вид индивидуально-групповых занятий определяется ежегодно, исходя из потребностей обучающихся, их родителей и учителей.

      4.2.2. В соответствии с целями на индивидуально-групповых занятиях могут быть реализованы следующие виды деятельности: работа с обучающимися, нуждающимися в коррекции знаний; работа с обучающимися с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом, обучение научно- исследовательской и проектной деятельности, подготовка победителей и призёров предметных олимпиад и конкурсов различного уровня.

      4.3. Порядок организации индивидуально-групповых с учащимися.

      4.3.1. Индивидуально – групповые занятия не являются обязательными.

      4.3.2. Организуются в соответствии с учебным планом в рамках предельно допустимой учебной нагрузки.

      4.3.3. Индивидуально – групповые занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором школы, после уроков с обязательным перерывом от основного расписания не менее 45 минут.

      4.3.4. Индивидуально – групповые занятия проводятся в учебном кабинете или другом специальном месте, отвечающем санитарным нормам образовательного процесса.

      4.3.5. Для проведения занятий группы комплектуются из обучающихся одного или параллельных классов.

      4.3.6. Зачисление обучающихся производится учителем, ведущим предмет, самостоятельно, учитывая заинтересованность обучающихся и их родителей (законных представителей).

      4.3.7. Список группы с постоянным составом учащихся фиксируется в журнале индивидуально-групповых занятий, где записывается тема занятий, дата занятий и отмечаются отсутствующие (н).

      4.3.8. В случае привлечения учащихся нескольких классов, а также формирования группы со сменным составом учащихся, список учащихся фиксируется в журнале индивидуально-групповых, где записывается тема занятий, дата занятий и отмечаются отсутствующие.

      4.4. Рабочая программа и тематическое планирование индивидуально-групповых и факультативных занятий.

      4.4.1. При организации индивидуально-групповых занятий с постоянным составом учащихся учитель разрабатывает рабочую программу в соответствии с требованиями к рабочей программе курса внеурочной деятельности. Рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором школы.

      4.4.2. При организации индивидуально-групповых со сменным составом учащихся учитель составляет тематический план занятий на учебный год. План согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, утверждается директором школы.

      4.4.3. В течение учебного года допускается корректировка рабочей программы или тематического плана при условии согласования с администрацией школы.

      4.4. В качестве учебной литературы для проведения индивидуально групповых занятий могут быть использованы учебные пособия, научно- популярная литература, справочные издания и другая методическая литература.

      4.4.5. Учитель самостоятельно выбирает формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и др.

      4.5. Оценка результатов индивидуально-групповых занятий.

      4.5.1. Индивидуально групповые занятия не оцениваются. Учитель имеет право в ходе занятий оценивать работы учащихся и переносить (учитывая мнение учащегося) отметки в классный журнал.

      5. Руководство и контроль

      5.1. Руководство и контроль за организацией и содержанием занятий элективных курсов, факультативов и индивидуально-групповых занятий осуществляет директор школы и его заместитель, курирующий данное направление.

      5.2. Журналы элективных, факультативных курсов, индивидуально-групповых занятий хранятся у заместителя директора по учебно- воспитательной работе, проверяется администрацией согласно плану внутришкольного контроля.


      Рубрики Локальные акты

      1.2. Настоящее положение определяет статус, цели и задачи элективных учебных предметов.

      1.3. Элективные учебные предметы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

      1.4. Элективные учебные предметы нацелены на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося.

      1.5. Школа принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных учебных предметов.

      1.6. Набор элективных учебных предметов определяют сами обучающиеся.

      1. Задачи, решаемые при введении элективных учебных предметов:

      — развитие содержания одного или нескольких учебных предметов;

      — подготовка выпускников школы к освоению программ высшего образования;

      -ориентация на индивидуализацию обучения, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования;

      -дифференциация содержания обучения в соответствии с их интересами и возможностями;

      -повышение адаптивной способности выпускников школы к современным реалиям жизни;

      -создание условий для качественной подготовки к итоговой аттестации.

      3.Функции элективных учебных предметов:

      -изучение ключевых проблем современности;

      -ориентация в особенностях будущей профессиональной деятельности;

      -ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;

      -дополнение и углубление базового предметного образования.

      1. Методы и формы обучения на элективных учебных предметах:

      4.1 Методы и формы обучения на элективных учебных предметах выбираются школой самостоятельно.

      4.2 Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, задачами развития и социализации личности.

      4.3 Основными приоритетными методиками изучения элективных учебных предметов являются:

      -обучение на основе опыта и сотрудничества;

      -учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся;

      -интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов).

      1. Оценка результатов изучения элективных учебных предметов:

      5.1.По окончании изучения элективного учебного предмета обучающиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для будущей деятельности, освоить такие навыки как:

      -работа в творческой группе

      -работа с информацией

      -решение поставленной проблемы

      5.2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки:

      -текущий, промежуточной и итоговый контроль достижений обучающихся при изучении элективных учебных предметов в школе осуществляется в баллах (2,3,4,5) с помощью зачетной работы (контрольная работа, тест, защита проекта или реферата);

      -в аттестате за курс средней (полной) общей школы делается запись об изучении элективных учебных предметов.

      5.3. Методы контроля текущей и итоговой успеваемости обучающихся.

      С целью организации текущего контроля за успеваемостью используются

      -учёт активности обучающихся на занятиях;

      -анализ творческих, исследовательских работ;

      -результат участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах.

      1. Порядок оценивания результативности обучения

      7.1. Результаты обучения фиксируются в журнале элективных учебных предметов

      7.2. Заполнение граф журнала элективных учебных предметов осуществляется учителем, ведущим курс; графы журнала заполняются в соответствии с требованиями. Учитель систематически, четко и аккуратно делает в журнале соответствующие записи.

      7.3. Оценки по элективным учебным предметам за 1 и 2 полугодие, годовые и итоговые оценки выставляются в сводную ведомость.

      7.5. Сводная ведомость заполняется классным руководителем и хранится в классном журнале.

      1. Учебное и программно-методическое обеспечение преподавания элективных учебных предметов.

      8.1. В качестве программ элективных учебных предметов используются программы, рекомендованные МО Саратовской области, рабочие программы, разработанные педагогами школы.

      8.2. Рабочие программы согласуются с руководителями МО (протокол МО), заместителем по УВР, курирующим данный предмет, рассматриваются на заседании педагогического совета школы, утверждаются приказом директора школы (до 31 августа текущего года).

      8.3. В качестве программно-методического обеспечения используются учебные пособия, рекомендованные МО РФ, а также научно-популярная литература, справочные издания

      Читайте также: