Объекты спорта в школе

Обновлено: 06.07.2024

ГОСТ Р 56199-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций

Sports facilities. Safety requirements for sports facilities of educational organizations

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центральная научно-исследовательская лаборатория в области физической культуры и спорта" (ООО "ЦНИЛвОФКиС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 444 "Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций при проведении учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий и методы испытаний (проверки).

Требования настоящего стандарта распространяются на образовательные организации, в собственности или управлении которых находятся спортивные сооружения.

Настоящий стандарт может быть использован для оценки техники безопасности спортивных сооружений следующих видов:

- открытых спортивных сооружений при образовательных организациях;

- закрытых спортивных сооружений при образовательных организациях;

- бассейнов при образовательных организациях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 112 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия

ГОСТ 6376 Анемометры ручные со счетным механизмом. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 23337 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий

ГОСТ 24146 Зрительные залы. Метод измерения времени реверберации

Действует ГОСТ Р ИСО 3382-1-2003* "Акустика. Измерение акустических параметров помещений. Часть 1. Зрительные зоны".

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 3382-1-2013. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 53491.1 Бассейны. Подготовка воды. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 54944 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ Р 55529 Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 55529, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 объект спорта при образовательных организациях: Объект недвижимого имущества, представляющий собой спортивные сооружения, используемые для проведения учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательных организациях.

3.2 открытое спортивное сооружение: Плоскостной объект спорта открытого типа, имеющий соответствующие пространственно-территориальные характеристики, разметку и оборудование для проведения учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3.3 закрытое спортивное сооружение: Объект спорта крытого типа, имеющий фиксированные пространственные характеристики и габариты, содержащий в своем составе оснащенную и размеченную соответствующим образом спортивную площадку и оборудование для проведения учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3.4 бассейн: Объект спорта крытого или открытого типа, содержащий в своем составе ванны для занятий водными видами спорта.

Примечание - Различают плавательные бассейны с универсальными (многофункциональными) ваннами и специализированные бассейны.

4 Требования к спортивным и игровым покрытиям

4.1 К покрытиям (поверхностям) беговых дорожек, спортивных и игровых площадок в объектах спорта при образовательных организациях устанавливаются следующие требования:

- поверхности и/или покрытия площадок должны быть однородными и не иметь видимых дефектов, в т.ч. разрывов, разломов, трещин и т.п.

- поверхности и/или покрытия площадок должны быть ровными: не допускается наличие неровностей, превышающих 10 мм.

4.2 Оценку спортивных и игровых покрытий в объектах спорта при образовательных организациях проводят в соответствии с Методом 1 настоящего стандарта.

5 Требования безопасности игрового спортивного оборудования

5.1 Игровое спортивное оборудование в стационарном виде и при проведении учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий должно соответствовать требованиям безопасности.

5.2 На поверхности игрового спортивного оборудования не допускается наличие выступающих острых элементов (например, заусенцев, неплотно сидящих гвоздей, частей проволоки из закрепляющих шнуров), которые могут послужить причиной травм. Поверхность элементов оборудования должна быть гладкой. Сварочные швы должны быть отшлифованы. Выступающие части крепежа должны быть постоянно закрыты защитными элементами, за исключением случаев, когда они надежно защищены от контакта с пользователем конструкцией оборудования.

5.3 Углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем конструкцией оборудования, должны быть закруглены с минимальным радиусом 4 мм.

5.4 Конструкцией игрового спортивного оборудования должно быть исключено застревание отдельных частей тела.

5.4.1 Требования к обеспечению предотвращения застреваний частей тела

Все элементы конструкции оборудования, расположенные на высоте более 1200 мм от поверхности земли (например, рама поддержки сетки футбольных или гандбольных ворот), не должны иметь сужений с углом менее чем 60° и отверстий (проемов) диаметром менее 230 мм.

5.5 Все крепления игрового оборудования должны обеспечивать его безопасность, в т. ч.:

- соблюдение устойчивости к опрокидыванию ворот для мини-футбола/гандбола к горизонтальной нагрузке 1100 Н, приложенной на высоте 2 м;

- соблюдение устойчивости крепления кольца баскетбольного щита к вертикальной нагрузке 1000 Н, приложенной к наиболее удаленной от щита части кольца;

- соблюдение устойчивости крепления волейбольных стоек (прогиб не более 80 мм) к горизонтальной нагрузке 1440 Н, приложенной на уровне несущего троса;

- соблюдение устойчивости крепления теннисных стоек к горизонтальной нагрузке 2290 Н, приложенной на уровне несущего троса.

5.6 Испытания устойчивости к опрокидыванию ворот проводят в соответствии с Методом 2 настоящего стандарта.

Испытания устойчивости крепления кольца проводят в соответствии с Методом 3 настоящего стандарта.

Испытания устойчивости крепления волейбольных стоек проводят в соответствии с Методом 4 настоящего стандарта.

Испытания устойчивости крепления теннисных стоек проводят в соответствии с Методом 5 настоящего стандарта.

6 Требования безопасности гимнастического оборудования

6.1 Гимнастическое оборудование в стационарном виде и при проведении учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий должно соответствовать требованиям безопасности.

6.2 Требования к поверхности гимнастического оборудования

6.2.1 На поверхности гимнастического оборудования не допускается наличие выступающих острых элементов (например, заусенцев, неплотно сидящих гвоздей, частей проволоки из закрепляющих шнуров), которые могут послужить причиной травм. Поверхность элементов оборудования должна быть гладкой. Сварочные швы оборудования должны быть отшлифованы. Выступающие части крепежа должны быть постоянно закрыты защитными элементами (за исключением случаев, когда они надежно защищены от контакта с пользователем конструкцией оборудования).

6.2.2 Углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем конструкцией оборудования, должны быть закруглены с минимальным радиусом 3 мм.

6.3 Все крепления гимнастического оборудования должны обеспечивать его безопасность, в т.ч.:

- соблюдение сохранения устойчивости перекладины (турника) к горизонтальной нагрузке 3800 Н, приложенной к середине перекладины (турника);

- соблюдение деформации (прогиба) перекладины (турника) не более 100 мм при вертикальной нагрузке 2000 Н, приложенной к середине перекладины (турника);

- соблюдение устойчивости прочности закрепления шведской стенки к горизонтальной нагрузке 900 Н, приложенной к верхней и нижней перекладинам стенки;

- соблюдение деформации (прогиба) прочности жердей гимнастических брусьев не более 40-100 мм при вертикальной нагрузке 1350 Н, приложенной к середине жердей брусьев;

- соблюдение прочности и устойчивости закрепления гимнастических колец к нагрузке 4530 Н;

- соблюдение устойчивости гимнастического коня к нагрузке, составляющей 20% собственной массы коня, но не менее 70 Н.

6.4 Испытания сохранения устойчивости перекладины (турника) проводят в соответствии с Методом 6 настоящего стандарта.

Испытания деформации (прогиба) перекладины (турника) проводят в соответствии с Методом 6 настоящего стандарта;

Испытания устойчивости прочности закрепления шведской стенки проводят в соответствии с Методом 6 настоящего стандарта;

Испытания деформации (прогиба) прочности жердей гимнастических брусьев проводят в соответствии с Методом 7 настоящего стандарта;

Испытания прочности и устойчивости закрепления гимнастических колец проводят в соответствии с Методом 8 настоящего стандарта;

Испытания устойчивости гимнастического коня проводят в соответствии с Методом 9 настоящего стандарта.

6.5 Требования к обеспечению предотвращения застреваний частей тела

6.5.1 Конструкцией гимнастического оборудования должно быть исключено наличие или появление под нагрузкой в процессе использования свободных пространств (отверстий, углублений) или элементов, которые могут послужить причиной ущемления или застревания частей тела пользователя (прежде всего головы, шеи и пальцев).

6.5.2 Соответствие оборудования данному требованию проверяют путем проведения визуального осмотра и инспекции, а также измерений в соответствии с Методом 10 настоящего стандарта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ООО Учебный центр

Реферат по дисциплине:

Герасимов Александр Иванович

Москва 2017 год

СПОРТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАН ИЯ………………………………………………………………………………………..…4

ОТКРЫТЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕН ИЯ…………………………………………………………………. 7

КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ …………………………….….8

Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009. №1101-р, определила основной курс системы образования в области физической культуры и спорта : создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом. [1]

Для достижения целей и задач, определенных в стратегических документах, необходима модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях, включающая совершенствование и расширение материально-технической физкультурно-спортивной базы общеобразовательных учреждений.

На заседании Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта , которое состоялось в г. Краснодаре 16 мая 2011 года Председателем Правительства Российской Федерации В.В Путиным было дано поручение высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации принять меры по развитию сети плоскостных спортивных сооружений при школах, а также межшкольных спортивных сооружений.

Настоящие рекомендации подготовлены во исполнение указанного поручения и адресованы органам исполнительной власти субъектов РФ и муниципальным органам.

Основными принципами развития сети плоскостных физкультурно-спортивных сооружений для общеобразовательных учреждений являются:

многофункциональность- возможность организации и проведения занятий по физической культуре различного формата;

возможность использования всеми возрастными категориями;

ориентация на более популярные виды спорта в конкретном субъекте РФ, общеобразовательном учреждении;

максимальное использование возможностей проектных решений через игру;

эстетическая привлекательность проектных решений;

простота, экономичность и функциональность в эксплуатации;

безопасность плоскостных физкультурно-спортивных сооружений, и оборудования.

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики размещения, состава помещений и сооружений, оборудования физкультурно-оздоровительных комплексов, выполняющих важную роль в формировании здоровья и развитии спортивных показателей современного общества.

Цель работы состоит в изучении особенностей спортивных сооружений учреждений основного образования.

СПОРТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Спортивные сооружения школ .

Это спортивные залы, спортивные площадки, расположенные в зоне школьного участка, и учебно-спортивные крытые сооружения (спортивные залы, бассейны). Размеры спортивных сооружений зависят от типа школы и количества учащихся.

Гигиенические требования к спортивным сооружениям школы нормируются санитарными правилами и нормами 2.4.2.576--96 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений". Физкультурно-спортивная зона учебного заведения должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

Школьные спортивные залы, несмотря на их сравнительно малые размеры, относят к разряду универсальных. Они рассчитаны на проведение практических занятий, разнообразных по содержанию и по форме организации обучения. Залы подобного типа должны быть оснащены вспомогательными средствами, обеспечивающими учебный процесс. Основное требование к помещению спортивного зала общеобразовательной школы заключается в том, чтобы имеющееся в нем оборудование легко устанавливать согласно целям и задачам конкретного часа обучения, чтобы его также легко можно было убрать или трансформировать для следующего занятия. Обеспечение школьных спортивных залов оборудованием, отвечающим этому требованию, позволит решить одну из основных задач современного физического воспитания - задачу повышения эффективности и плотности уроков по физической культуре. Кроме того, в школьном спортивном зале проводят занятия спортивные секции школьного коллектива физической культуры.

Задачи обучения, методика учебно-тренировочного процесса, современное развитие науки и практики физического воспитания потребовали наличия просторного, светлого, многоцелевого, но вместе с тем строго ограниченного по профилю и назначению спортивного помещения.

Спортивные сооружения учебных заведений играют существенную роль в общей системе физкультурно-спортивных сооружений страны. В некоторых населенных местах или изолированных небольших районах городов они — единственные сооружения для физкультурно-спортивной деятельности населения.

Спортивные залы школ составляют 65 % спортивных залов страны. Однако обеспеченность учащихся спортзалами в настоящее время такова, что на 1 ученика приходится лишь 0,3 — 0,4 м 2 площади пола. Это 70 - 75 % от той нормы, по которой рассчитывались спортивные залы в отечественной практике. Разработанный в НИИ общественных зданий норматив (МГСН 4.06.96) составляет не менее 1,4 м 2 на 1 ученика, т.е. фактическая потребность в залах при трех обязательных уроках в неделю, ежедневном "спортивном часе" удовлетворена всего на 25 %. Не соответствует школьной программе и номенклатура залов, так как в основном это залы 18 х 9 м (около 45 %) и 24 х 12 м (около 30 %). Залы рассчитаны на занятия одновременно лишь одного класса, их оборудование в большинстве случаев устарело. Спортивный зал следует размещать на первом этаже здания учебного заведения в пристройке. Размеры спортивного зала должны быть рассчитаны на выполнение всей программы по физическому воспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий. Типы спортивного зала и их количество зависят от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Спортивные залы могут быть площадью: 9х18, 12х24 и 18х30 м, высотой не менее 6 м.

При спортивных залах следует предусматривать помещения для спортивных снарядов (16--32 м2), раздевалки для мальчиков и девочек (10,5 м2 каждая); душевые (9 м2 каждая); туалеты (8 м2 каждый), комнату для преподавателя (9 м2). В число помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать "зону" -- тренажерный зал, а также по возможности бассейн

Особое значение приобретает использование школьных залов населением. Однако это редко осуществляется из-за организационных сложностей ,а также не предусмотренного проектом автономного использования спортивной зоны школьного здания.

В каждой школе должны быть условия для занятий всеми основными видами спорта , т.к. функциональная структура каждого урока основана на комплектности, включая элементы общефизической подготовки, легкой атлетики, игр с мячом, гимнастики.

Кроме того, программами предлагаются занятия боксом, борьбой, тяжелой атлетикой и соревнования по различным видам спорта . Спортивные залы школ должны быть рассчитаны на интенсивное многофункциональное использование со сменой оборудования и трансформацией зала не только между занятиями, но и в течение каждого из них.

Номенклатура спортивных залов в школьном комплексе должна соответствовать особенностям физкультурно-спортивной работы со всеми контингентами населения.

Сейчас, когда рушатся ведомственные барьеры и сняты многие ограничения, возросла необходимость пересмотреть типологические характеристики спортивных сооружений учебных заведений, чтобы попеременно использовать их различными возрастными группами и для различных видов занятий — академических, оздоровительных, спортивно-досуговых и др. Экспериментальные проекты учебных заведений последнего времени уже разработаны с учетом проведения и физкультурно-оздоровительных занятий населения. Это не только улучшило функциональные параметры, но и значительно обогатило архитектурно-пространственную композицию сооружений.

Требования к воздушно-тепловому режиму спортивных сооружений. В спортзале и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15-17°С; в раздевалке - 19-23°С. Уроки физкультуры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Спортзал должен находиться вдали от учебных помещений, учительской и кабинета врача.

В спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение и комбинированное (верхнее и боковое

ОТКРЫТЫЕ ПЛОСКОСТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Современная спортплощадка - это комплекс строительных сооружений, специальных покрытий и оборудования, предназначенных для различных видов спорта. Для того чтобы спортивная площадка или сооружение соответствовали стандартам и могли быть сертифицированы той или иной спортивной организацией, площадка или сооружение должны соответствовать правилам проведения разных игр - требованиям к поверхности, качеству покрытия и оборудования, наличию инфраструктуры и информационных систем (систем видео- и аудиооповещения).

Площадки для спортивных игр и игровые поля-представляют собой плоскостные сооружения, имеющие специальную разметку, покрытие и специальное оборудование. При определении мест размещения площадок наряду с технологическими требованиями необходимо учитывать требования санитарного законодательства и проектную документацию образовательного учреждения.

Размечая площадки для спортивных игр их следует ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Освещение устанавливается не ниже 2.5 метров.

Обычно на пришкольных участках оборудуются площадки для волейбола, баскетбола, минифутбола, гандбола, стритбола.

Так же специально оборудуется зона для занятий легкой атлетикой с беговыми дорожками с разметками на 30, 60, 100 метров, прыжковой ямой, разметкой для челночного бега, сектором для метания гранаты.

В составе физкультурно-спортивной зоны пришкольной территории рекомендуется предусмотреть сооружение гимнастической площадки. Места установки должны иметь прочные фундаменты. Размеры и конструкции гимнастических снарядов должны соответствовать анатомо-физиологическим особенностям обучающихся, и всем категориям обучающихся. Оборудование должно быть из высококачественных материалов. Все пособия должны быть полированными, покрытыми масляной краской, острые углы в них закруглены.

Организация на пришкольной территории полосы препятствий, тренажерных и развивающих площадок способствует совершенствованию двигательных умений и навыков обучающихся. Оборудуется полоса препятствий на ровной площадке, лучший грунт- земляной с травяным покровом, либо земля с песком. Препятствия прочно закрепляются, места соприкосновения рук с препятствиями должны быть гладко обработанными.

Универсальные спортивные площадки предназначены для занятий несколькими видами спорта . Вариантов комбинаций имеется множество. Общеобразовательное учреждение может само самостоятельно составить свой вариант в соответствии с приоритетами в развитии физической культуры и спорта и интересами обучающихся. Универсальные площадки удобны компактны и расширяют диапазон образовательных услуг. Возведение таких площадок особенно подходит для небольшой пришкольной территории.

КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ СООРУЖЕНИЙ

В результате кооперированного использования сооружений достигается социально-экономический эффект, который определяется следующими исходными позициями:

- Экономия средств на строительство новых сооружений для физкультурно-оздоровительных занятий населения может быть достигнута путем использования резервов в режимах работы сооружений учебных заведений (вечерами и по воскресеньям), и сооружений сети общего пользования (утром). Реализация 8 - 10 % выявленных резервов в течение 5 лет может дать экономию в 3,5 — 5,0 % суммы ежегодных затрат на спортивное строительство.

-Улучшение типологических характеристик сооружений для кооперированного использования различными социально-демографическими группами населения. При суммировании градостроительных нормативов, определяющих потребности каждой из этих групп, появляется возможность создавать сооружения, отвечающие технологическим требованиям занятий, а также специализированные сооружения для различных видов спортивной и физкультурно-оздоровительной работы.

-Сокращение времени доступности сооружений, поскольку при единой сети на каждом сооружении смогут заниматься и учащиеся, и работающие и проживающие в зоне действия сооружения.

-Экономия дефицитных городских территорий за счет кооперированного (попеременного) использования открытых полей и площадок (прежде всего — спортивного ядра) и исключения их дублирования. Когда в жилом районе одна из школ (базовая, со спортивным уклоном) или ПТУ (ССУЗ) размещается возле районного физкультурно-спортивного ядра, экономятся 0,5 — 0,7 % территории жилого района. [2]

В последние годы прослеживаются некоторые общие тенденции проектирования спортивных сооружений учебных заведений.

Увеличивается доля строительства по индивидуальным проектам. Прежде всего это относится к вузам, но и для массовых сооружений разрабатывается все больше разнообразных экспериментальных проектов, в том числе региональных. Расширяется строительство бассейнов. Интенсивнее используются участки учебных заведений. В сооружения вводятся оздоровительные элементы. Предусматривается возможность использования сооружений населением.

Номенклатура спортивных залов в школьном комплексе должна соответствовать особенностям физкультурно-спортивной работы со всеми контингентами населения. Для академических и секционных занятий каждая параллель (включающая по одному классу с I по XI) должна иметь кроме зала 30 (36) х 18 м помещения для тренажеров (9x6 или 18 х 6 м) и площадку 24 х 15 (12) м (в отдельном зале или на площади трансформируемого зала), а также зал для младших классов 18 х 12 - 24 х 15 (12) м. Начиная с трех параллелей (33 класса) целесообразен секционный трансформируемый зал 45 (42) х 24 м, делящийся на 3 части. Для 3 x 3 параллели возможен зал 75 (72) х 24 м, делящийся на 5 частей (секций), с габаритами, кратными площадке 24 х 15 (12) м, размещаемой поперек зала. Нескольким малым залам для спортивных игр и легкой атлетики следует предпочесть общие трансформируемые многоцелевые залы, желательно с несколькими рядами трансформируемых мест для зрителей. При нескольких смежных залах или

секционном зале длиной 75 м и более целесообразна беговая дорожка длиной 60 м. Для уроков физкультуры в I — IV классах и для занятий на тренажерах могут быть использованы помещения с сеткой колонн 6 х 6 м при высоте 3 -4 м.

Для внеклассных занятий и работы с населением нужны кроме того специализированные залы для гимнастики, бокса, борьбы, тяжелой атлетики. При каждой площадке в зале для занятий одного класса должно быть два блока раздевальных с душевыми и санузлами, а также инвентарная. [1]

В спортивном комплексе школы кроме спортивных залов и помещений для тренажеров должны быть тир и медико-восстановительный центр. При крупных школьных комплексах (или на группу школ) предусматривается строительство бассейна, так как программами физического воспитания предусматривается необходимость 10 занятий в год в бассейне для каждого школьника.

Однако следует учитывать тенденцию последних лет - разукрупнение школ. Уменьшается наполняемость класса. Не рекомендуется проектирование школ с численностью учеников свыше 1100 чел. (22 + 22 класса).

Вместо жесткой ступенчатой системы ведомственно разобщенных физкультурно-оздоровительных и культурно-массовых сооружений вблизи жилья эффективнее создавать комплексную систему кооперированных сооружений. Одной из наиболее массовых форм такого комплекса может стать блок школьных залов. Тогда основным направлением интенсификации использования школьной базы становится создание приближенных к жилью кооперированных культурно-оздоровительных центров, где дети и взрослые занимаются культурно-массовой, просветительной, физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельностью.

Спортивные залы, как и культурно-просветительные помещения школ (актовые залы, библиотеки), при использовании их населением по 3 часа в день и по 7 часов в воскресенье полностью удовлетворяют потребность населения микрорайона (квартала) в физкультурно-спортивных и культурно-массовых занятиях.

Что должно быть в школьном спортзале?

Современную школу сложно представить без хорошо оснащенного спортивного зала, адаптированного под командные соревнования, групповые и индивидуальные занятия спортом. Качественный инвентарь и оснащение, позволяют не только повысить эффективность спортивных занятий, но и обеспечить безопасность детей, заинтересовать и привлечь их к физической активности.

Спортзал

В соответствии с общепринятыми стандартами комплектации спортивных залов, оснащение должно соответствовать следующим требованиям:

  • Безопасность детей – спортивные конструкции, приспособления и инвентарь должны быть травмобезопасными, с покрытиями из нетоксичных материалов;
  • Адаптированность под нужды всех детей – снаряды и оснащение должны подходит для учащихся обоих полов и различных возрастных групп, с разделением на начальную и среднюю школу;
  • Универсальная мобильность – элементы спортивных конструкций, должны быть приспособлены под переноску, сборку и эксплуатацию учениками самостоятельно, без помощи взрослых;
  • Длительный срок службы – материалы и конструктивные особенности спортивного инвентаря, должны быть рассчитаны на длительную эксплуатацию и все возможные нагрузки;
  • Привлекательный вид – цветовая палитра, форма, материалы, все должно создавать позитивный настрой, привлекать внимание детей, создавая здоровую атмосферу для гармоничного развития.

Современная инфраструктура и оформление спортивного зала, позволят повысить успеваемость детей на физкультуре, без принудительных занятий, а за счет собственного интереса учащихся к предмету.

Как определить нормы комплектации при закупке

Для того чтобы правильно рассчитать необходимость в техническом оснащении, инвентаре и приспособлениях необходимых для спортивного зала, необходимо учитывать следующие факторы:

  • Количество учащихся, разделение учащихся на возрастные группы с разными уровнями физических нагрузок;
  • Площадь, количество спортивных залов, разделение на залы для начальной и старшей школы;
  • Показания обязательной программы для школ по проведению уроков физкультуры, освоению отдельных видов спорта и спортивных дисциплин;
  • Наличие приоритетных спортивных направлений для школы, наличие собственных команд, участвующих в соревнованиях;
  • Наличие спортивных секций, действующих для учащихся после уроков.

Подходя к выбору типа оборудования и общей комплектации с учетом интересов всех учеников, можно создать и обустроить универсальный спортивный зал, для эффективных занятий.

Комплектация спортзала в школе

Основные и расширенные варианты комплектации школьных спортивных залов

Конечно же, многие спортивные залы комплектуются в индивидуальном порядке, исходя из особенностей учебной программы и акцентов, сделанных руководством школы на развитие того или иного вида спорта. Но независимо от индивидуальных особенностей, есть общие рекомендации по оснащению, исполнение которых обязательно в рамках государственной образовательной программы. С точки зрения необходимой и обязательной комплектации, зал должен иметь следующее оснащение:

  • Атлетическое оборудование – сюда относятся все виды турников, перекладин, брусьев и прочего оборудования для силового и атлетического развития;
  • Тренажеры – гимнастические приспособления для развития физической силы, ловкости, координации;
  • Маты – обязательны для использования при выполнении гимнастических заданий, помогут защитить детей от травм при случайных падениях на пол;
  • Оборудование для командных состязаний – мечи, наборы кеглей, волейбольные сетки, кольца для баскетбола, эстафетное снаряжение и многое другое, необходимое для командных и состязательных игр среди учащихся;
  • Силовые снаряды – гири, гантели, штанги с лежаками и многое другое для развития мускулатуры и силовых видов спорта, как правило, необходимы для оснащения в старшей школе.
  • Оборудование для хранения – стеллажи, шкафчики и прочее оборудование позволят поддерживать порядок в зале и обеспечить рациональное хранение спортивных принадлежностей.

Соблюдая минимальные требования к комплектации залов, можно создать комфортную для детей игровую обстановку, позволяющую освоить все основные нормативы по физкультуре.

Спортплощадка в школе

Требования по оснащению уличных спортплощадок

Наличие открытых, оснащенных спортивных площадок, хоть и не является обязательным требованием, но крайне желательно для каждой школы. Физические упражнения на свежем воздухе максимально полезны и введение их в школьную программу позволит повысить уровень здоровья детей, улучшит их физическую подготовку.

Уличные площадки, комплектуются оборудованием, относящимся к категории малых архитектурных форм. Изготавливается оборудование из металла, с защитными покрытиями от образования коррозии и преждевременного износа. Применяются специальные решения, снижающие вероятность получения травм.

Среди оснащения уличных площадок, можно найти турники, перекладины, брусья, лестничные стенки, дуговые лестницы и многое другое. Также могут использоваться многофункциональные площадки с оснащением для игры в волейбол, баскетбол, футбол и прочие подвижные игры.

Наличие открытой площадки с профессиональным оснащением, гарантия того что ученики будут расти здоровыми, проявляя интерес как к самостоятельным физическим занятиям, так и выполнению обязательных требований обучающей программы.


Сведения об образовательной организации

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и меры поддержки обучающихся

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)

Доступная среда

Международное сотрудничество

Государственная итоговая аттестация

Взаимодействие с субъектами внешнего окружения

Межведомстаенные профилактические Акции

Школьная служба примирения

Удовлетворенность качеством образования

Кто был на сайте?

Представьтесь пожалуйста

Сведения об образовательной организации

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Стипендии и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)

Удовлетворенность качеством образования

Школьная служба примиренияс

Объекты спорта

Для предоставления качественных образовательных услуг
в области физического воспитания
в образовательной организации созданы необходимые условия,
в том числе имеются:

Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных
Контент является обязательным к размещению
Информация, содержащаяся в разделе "Сведения об образовательной организации", однозначно идентифицируется как обязательный к размещению контент

Описание

Школьный сайт.
Наша школьная жизнь
и школьные события.

Читайте также: