Положение о спортивном зале в школе в соответствии с фгос 2021

Обновлено: 25.06.2024

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области в рамках правового просвещения информирует об изменении законодательства , регламентирующего осуществление спортивной подготовки .

1. Осуществление спортивной подготовки Федеральным законом отнесено к образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки .

Следовательно, после вступления в силу данного Федерального закона организации, реализующие программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

- спортивная подготовка - это учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях;

3. Определены система и этапы спортивной подготовки (статья 32 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

При этом, содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством об образовании. На спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Содержание этапов спортивной подготовки, указанных в пунктах 2 - 5, определяется дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, разрабатываемыми организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

4. Уточнен порядок организации спортивной подготовки (статья 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

Спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договора об оказании платных образовательных услуг или в рамках трудовой деятельности в соответствии с трудовым законодательством.

Также определены права и обязанности организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки , а также права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки (статьи 34.3, 34.4Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ ).

1. К дополнительным общеобразовательным программам отнесены дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (пункт 1 части 4 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2. Федеральным законом установлено, что дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых (часть 2 статьи 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

3. Уточнена статья 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, регламентирующая особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта .

Так, реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки ;

1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на вовлечение лиц в систематические занятия физической культурой и спортом, на физическое воспитание, физическое развитие личности, формирование культуры здорового образа жизни, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);

2) дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, направленные на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд.

Спортивные школы реализуют дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Организации, реализующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года.

До момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности вышеуказанные организации осуществляют образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам на основе временной лицензии, выдаваемой лицензирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанная временная лицензия действует до 1 сентября 2023 года.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 августа 2020 года N Р-81

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 22 ноября 2019 г. N Пр-2397:

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации
от 20 августа 2020 года N Р-81

Методические рекомендации по созданию в общеобразовательных организациях классов спортивного профиля и организации их работы

I. Общие положения

Во исполнение пункта 5 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" перед Правительством Российской Федерации поставлены задачи по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

В настоящее время в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015-2020 годы (утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. N Пр-827) и Комплексом мер по ее реализации (утвержден Правительством Российской Федерации 27 мая 2015 г. N З274п-П8) в общеобразовательных организациях создаются условия и используются современные ресурсы, способствующие выявлению и поддержке обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в области физической культуры, формированию навыков образовательного и профессионального самоопределения соответствующей направленности.

Дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации, подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 237-ФЗ* "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) является ключевой задачей при получении среднего общего образования.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "N 273-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.

В условиях современной экономики и модернизации общего образования одной из ведущих форм организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях является углубленное изучение отдельных учебных предметов или профильное обучение.

Настоящие методические рекомендации, предназначенные для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, призваны способствовать:

своевременному выявлению, поддержке и самосовершенствованию обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта и мотивированных к самосовершенствованию в физкультурно-спортивной деятельности;

оказанию обучающимся помощи при разработке индивидуальных учебных планов физкультурно-спортивной направленности и сопровождению их реализации;

созданию вариативной образовательной среды, внедрению индивидуальных образовательных маршрутов для высокомотивированных обучающихся;

совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников по созданию комфортной образовательной среды для развития обучающихся, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта и мотивированных к самосовершенствованию в физкультурно-спортивной деятельности.

II. Цели и задачи профильного обучения в классах физкультурно-спортивного профиля

Целью создания в общеобразовательных организациях классов физкультурно-спортивного профиля является интеграция и преемственность общего образования и профессионального образования по развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся; формирование устойчивой мотивации обучающихся на профессиональную деятельность в области физической культуры и спорта.

Задачами профильного обучения в классах физкультурно-спортивного профиля являются:

создание благоприятных условий для разностороннего развития и самореализации личности и включения обучающихся в систему непрерывного профессионального образования в области физической культуры в соответствии с его интересами, способностями и возможностями;

освоение обучающимися системы знаний о физической культуре и ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовкой, навыков ведения здорового образа жизни и сохранении творческого и спортивного долголетия;

обеспечение углубленного изучения обучающимися учебного предмета "Физическая культура" и других учебных предметов на основе формирования интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту;

повышение общего уровня знаний обучающихся о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, в том числе с использованием современных информационных технологий;

развитие физических качеств, повышение уровня физической подготовленности и функциональных возможностей организма, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта, в том числе для подготовки к выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (далее - комплекс ГТО)";

овладение обучающимися технологиями современных оздоровительных систем физической культуры и прикладной физической подготовки;

формирование компетентности у обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности, приобретение творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий физическими упражнениями;

активизация потребности обучающихся к самостоятельному осуществлению познавательной деятельности в проектной, исследовательской и научной работе по выбранному профилю;

наделение выпускников общеобразовательных организаций пониманием и навыками конкурентоспособности для успешного поступления в выбранные ими образовательные организации высшего образования и профессиональные образовательные организации.

Ориентация на профессиональное самоопределение наполняется соответствующим содержанием учебного предмета "Физическая культура", а также сопутствующих учебных предметов (курсов), направленных на подготовку обучающихся к последующему избираемому ими профессиональному образованию в области физической культуры и спорта.

III. Порядок формирования классов физкультурно-спортивного профиля

Классы физкультурно-спортивного профиля формируются общеобразовательной организацией в соответствии с локальным нормативным актом общеобразовательной организации, регламентирующим вопросы формирования классов физкультурно-спортивного профиля.

При принятии решения о формировании классов физкультурно-спортивного профиля общеобразовательной организации рекомендуется учесть образовательные потребности и интересы обучающихся в формировании таких классов, материально-техническое, кадровое обеспечение общеобразовательной организации, а также наличие у нее соответствующего программно-методического обеспечения и возможности взаимодействия с другими учреждениями и организациями.

Формирование классов физкультурно-спортивного профиля предпочтительнее на уровне среднего общего образования.

Для формирования классов физкультурно-спортивного профиля распорядительным актом общеобразовательной организации может создаваться комиссия, состоящая из представителей общеобразовательной организации, организаций дополнительного образования, образовательных организаций высшего образования, а также других заинтересованных учреждений и организаций (далее - Комиссия).

Председателем Комиссии может быть определен руководитель или заместитель руководителя общеобразовательной организации.

К функциям Комиссии могут быть отнесены:

проведение собеседования с обучающимися, изъявившими желание обучаться в классах физкультурно-спортивного профиля, и (или) их родителями (законными представителями), в том числе о предполагаемом выборе обучающимися профессии в области физической культуры и спорта;

проведение собеседования с учителями, классным руководителем, педагогами дополнительного образования, тренерами;

подготовка рекомендаций по списочному составу обучающихся классов физкультурно-спортивного профиля.

При подготовке рекомендаций по списочному составу обучающихся классов физкультурно-спортивного профиля Комиссии рекомендуется учитывать:

состояние здоровья обучающихся и имеющихся у них медицинских противопоказаний к физическим нагрузкам;

результаты освоения обучающимися учебного предмета "Физическая культура" на уровне основного общего образования (в 7-9 классах), дополнительных общеобразовательных программ физкультурно-спортивной направленности и (или) программ спортивной подготовки;

участие обучающихся во всероссийской олимпиаде школьников по учебному предмету "Физическая культура" (на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах), в социально-значимых мероприятиях (Всероссийские спортивные соревнования (игры) школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры");

достижения при выполнении нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

участие обучающихся в деятельности школьных спортивных клубов, организационной, волонтерской, проектной, исследовательской и научной деятельности в области физической культуры и спорта.

Комиссия может предусмотреть возможность обучения в данных классах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, заинтересованных в профессиональной ориентации в области физической культуры и спорта.

Основанием для формирования классов физкультурно-спортивного профиля является распорядительный акт общеобразовательной организации, издаваемый с учетом рекомендаций Комиссии по списочному составу обучающихся классов физкультурно-спортивного профиля.

При формировании классов физкультурно-спортивного профиля общеобразовательной организации рекомендуется:

познакомить обучающихся и их родителей (законных представителей) с особенностями реализации образовательной программы среднего общего образования в классах физкультурно-спортивного профиля;

провести опрос обучающихся и их родителей (законных представителей) о предпочтительной тематике курсов внеурочной деятельности, факультативных и элективных учебных курсов;

провести презентацию для обучающихся и их родителей (законных представителей) востребованных укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки в области физической культуры и спорта.

IV. Организация образовательной деятельности в классах физкультурно-спортивного профиля

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413, учебный план образовательной программы среднего общего образования содержит не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Так, в учебный план образовательной программы среднего общего образования для классов физкультурно-спортивного профиля помимо углубленного изучения учебного предмета "Физическая культура" может быть включено углубленное изучение таких учебных предметов, как "Литература", "Иностранный язык", "История", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности" (примерный учебный план прилагается).

При изучении указанных учебных предметов рекомендуется учитывать предметно ориентированную специфику классов физкультурно-спортивного профиля.

Например, содержание учебных предметов может быть дополнено:

учебный предмет "Литература" - темами, направленными на формирование письменных и речевых умений, в том числе на использование спортивной терминологии;

учебный предмет "Иностранный язык" - темами по истории физической культуры и спорта, олимпийского движения, видам спорта;

учебный предмет "История" - темами "Физическая культура и спорт в современном обществе", "История физической культуры и спорта в России", "Основы олимпийского движения";

учебный предмет "Биология" - темами "Медико-биологические основы физического воспитания", "Физиология и гигиена физического воспитания", "Основы спортивной морфологии";

учебный предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" - темами "Двигательная активность как фактор здоровья и высокого уровня работоспособности", "Основы медицинских знаний", "Физическая культура и спорт - альтернатива вредным привычкам".

В классах физкультурно-спортивного профиля рекомендуется проводить уроки физической культуры следующих направленностей:

уроки с образовательно-познавательной направленностью, предусматривающие освоение способов и правил организации самостоятельных занятий и рекомендаций к недельному двигательному режиму с учетом комплекса ГТО; овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, приобретение индивидуального опыта в выполнении специально-прикладных физических упражнений;

уроки с образовательно-предметной направленностью, предусматривающие обучение практическому материалу разделов по видам спорта; освоение новых знаний, касающихся предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и другое);

уроки со спортивной направленностью, предусматривающие развитие физических качеств с учетом основ спортивной тренировки; формирование у обучающихся представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма;

теоретические уроки, направленные на использование для формирования знаний в области теории и методики физической культуры основ физиологии мышечной деятельности, биомеханики, биохимии, спортивной метрологии;

профориентационные уроки, направленные на формирование у обучающихся раннего самоопределения в выборе профессиональных предпочтений из многообразия профессий спортивной индустрии.

Также рекомендуется проводить практико-ориентированные уроки, характеризующиеся развитием интереса у обучающихся к будущей профессиональной деятельности с учетом важности физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.

При организации обучения в физкультурно-спортивных классах следует уделить особое внимание межпредметным связям содержания учебных предметов "Литература", "Иностранный язык", "История", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также включению в рабочие программы указанных учебных предметов вопросов здоровьеформирования и здоровьесбережения.

Кроме того, с целью формирования у обучающихся общих и предметных компетенций, систематизации полученных обучающимися знаний в области физической культуры и спорта, а также установления их связи с практикой, рекомендуется использование интегрированных и бинарных уроков.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области в рамках правового просвещения информирует об изменении законодательства , регламентирующего осуществление спортивной подготовки .

1. Осуществление спортивной подготовки Федеральным законом отнесено к образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки .

Следовательно, после вступления в силу данного Федерального закона организации, реализующие программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности.

- спортивная подготовка - это учебно-тренировочный процесс, который подлежит планированию, осуществляется в рамках образовательной или трудовой деятельности, направлен на физическое воспитание и физическое развитие спортсменов, совершенствование их спортивного мастерства посредством систематического участия в спортивных мероприятиях, в том числе спортивных соревнованиях;

3. Определены система и этапы спортивной подготовки (статья 32 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

При этом, содержание спортивно-оздоровительного этапа определяется дополнительными общеразвивающими программами в области физической культуры и спорта в соответствии с законодательством об образовании. На спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Содержание этапов спортивной подготовки, указанных в пунктах 2 - 5, определяется дополнительными образовательными программами спортивной подготовки, разрабатываемыми организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.

4. Уточнен порядок организации спортивной подготовки (статья 34.1 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ).

Спортивная подготовка в Российской Федерации может осуществляться на основании государственного (муниципального) задания за счет бюджетных ассигнований соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, договора об оказании платных образовательных услуг или в рамках трудовой деятельности в соответствии с трудовым законодательством.

Также определены права и обязанности организации, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки , а также права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки (статьи 34.3, 34.4Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ ).

1. К дополнительным общеобразовательным программам отнесены дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки (пункт 1 части 4 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

2. Федеральным законом установлено, что дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых (часть 2 статьи 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

3. Уточнена статья 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, регламентирующая особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта .

Так, реализация образовательных программ в области физической культуры и спорта направлена на физическое воспитание и физическое развитие личности, приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, выявление и отбор наиболее одаренных детей и подростков, создание условий для прохождения спортивной подготовки, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд, а также на подготовку кадров в области физической культуры и спорта.

1) образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки ;

1) дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта, направленные на вовлечение лиц в систематические занятия физической культурой и спортом, на физическое воспитание, физическое развитие личности, формирование культуры здорового образа жизни, выявление одаренных детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (программы физического воспитания и физкультурно-оздоровительные программы);

2) дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, направленные на всестороннее физическое и нравственное развитие, физическое воспитание, совершенствование спортивного мастерства обучающихся посредством организации их систематического участия в спортивных мероприятиях, включая спортивные соревнования, в том числе в целях включения обучающихся в состав спортивных сборных команд.

Спортивные школы реализуют дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки.

Особенности организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

Организации, реализующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2023 года.

До момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности вышеуказанные организации осуществляют образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам на основе временной лицензии, выдаваемой лицензирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанная временная лицензия действует до 1 сентября 2023 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основание и цели разработки требований. Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемого в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемых в настоящее время, но и перспективных, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.

Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.

Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентированно как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования. Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом, использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (26-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К – полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);

Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся.

Читайте также: