Положение о сипр в общеобразовательной школе 2021
Обновлено: 07.07.2024
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 15 марта 2018 года N ТС-728/07
Об организации работы по СИПР
Минобрнауки России в связи с многочисленными обращениями по вопросу об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР) сообщает.
В соответствии с пунктом 2.3 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) организация разрабатывает СИПР, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС, входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования ФГОС: "обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП образования и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей" (абзац 7 пункта 1.12), а также пункта 2.2 ФГОС: "АООП образования реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося".
Механизмы реализации данных положений стандарта подробнее раскрываются в методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07), где в пятой части, в разделе "Разработка СИПР" (пункт III "Индивидуальный учебный план"), в частности, указывается: "Следует различать учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальный учебный план (далее - ИУП). Первый включает две части: I - обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60 и 40 процентов.
Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (пункт 2.9.1 приложения ФГОС), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.
При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности.
Для таких обучающихся, учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.
У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области.
Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий".
В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план, создается риск нарушения требований ФГОС, сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2 о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.
В целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование в методических рекомендациях указывается, что образовательная организация создает экспертные группы, которые на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают СИПР, включая ИУП. Важно, чтобы конкретный порядок разработки и реализации СИПР был принят педагогическим советом и утвержден приказом руководителя образовательной организации в качестве локального акта.
1.2. СИПР/СИОП разрабатывается на основе Примерных адаптированной основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, слепых обучающихся (варианты 3.4, 6.4, 8.4, вариант 2, приказ № 1599) с учетом индивидуальных и психофизических особенностей обучающихся.
1.3. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения СИПР/СИОП, определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения.
1.4. Цель разработки СИПР/СИОП – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с ОВЗ, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития для обретения обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
1.5.Временной период реализации СИПР/СИОП составляет один учебный год.
1.6. В разработке СИПР/СИОП принимают участие все специалисты, работающие с обучающимся, и его родители.
1.7. Структурно-содержательная форма СИПР/СИОП обучающегося единая, соответствует требованиям ФГОС (Приложение №1).
1.9. Действие Положения вступает в силу с момента его принятия.
1.10. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются на его заседании решением Педагогического совета.
- Структура специальной индивидуальной программы развития
2.1. Структура СИПР включает:
1) титульный лист;
2) общие сведения о ребенке;
3) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;
4) индивидуальный учебный план;
5) содержание образования в условиях организации и семьи;
6) условия реализации потребности в уходе и присмотре;
7) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР/СИОП;
8) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
9) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
10) средства мониторинга и оценки динамики обучения;
11) программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения учащимся в домашних условиях.
3.Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития/специальной индивидуальной образовательной программы
3.1. Титульный лист должен содержать:
— наименование Организации (согласно Уставу);
— срок реализации СИПР/СИОП;
— адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс/ступень);
— согласование программы с родителями обучающегося;
— год разработки СИПР/СИОП.
3.2. Общие сведения содержат персональные данные об обучающемся и его родителях.
Характеристика должна отражать:
1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
2) заключение ПМПК;
3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
4) особенности проявления познавательных процессов;
5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания;
8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
3.3. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. Недельная нагрузка обеспечивает чередование учебной и внеурочной деятельности.
3.5.Содержание образования включает:
конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из:
программы формирования базовых учебных действий;
программ учебных предметов, коррекционных занятий;
программы нравственного развития;
программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;
программы внеурочной деятельности;
Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на год.
3.6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
Необходимым условием реализации СИПР/СИОП для большинства обучающихся является организация ухода (кормление или помощь в приеме пищи, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.
Уход предполагает выполнение следующей деятельности:
уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела и др.);
сопровождение ребенка в туалете,
высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком;
раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка;
контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);
придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресла-коляска, ходунков, и др.).
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей.
Необходимость в присмотре для обучающихся в случаях:
— агрессии (в отношении людей и/или предметов), самоагрессии;
— проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (выход за пределы помещения и др.);
— эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению.
Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР/СИОП и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре.
3.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР/СИОП:
учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и др.
3.8. Программа сотрудничества школы с семьей обучающегося (перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося) включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР/СИОП и преодоления психологических проблем семьи.
3.9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР/СИОП.
3.10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
3.10.1.Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
3.10.2.В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР/СИОП.
3.10.4.Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.
3.10.5.На основе итоговой характеристики составляется СИПР/СИОП на следующий учебный период.
- Порядок согласования и утверждения Специальной индивидуальной программы развития/Специальной индивидуальной образовательной программы
4.1. СИПР/СИОП разрабатывается рабочей группой в составе учителя-дефектолога класса/ступени, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.
4.2. Ответственным за разработку и реализацию СИПР/СИОП назначается учитель-дефектолог.
4.3. В обязанности ответственного входит:
— объединение усилий специалистов при подготовке СИПР/СИОП;
— согласование СИПР/СИОП с родителями обучающегося;
— представление на обсуждение педагогического совета;
— внесение корректив в содержание СИПР/СИОП и другие функции.
4.4. СИПР/СИОП в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР/СИОП родителю следует поставить подпись.
4.5. СИПР/СИОП обучающегося обязательно утверждается приказом Исполнительного директора. При этом на титульном листе ставится соответствующий гриф об утверждении программы.
4.6. СИПР/СИОП обсуждается и принимается на педагогическом совете.
4.7. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), целью СИПР является обретение обучающимися с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.
Оценить 2094 1
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
на заседании педагогического совета директор СКО школы-интерната VIII вида
протокол № ______________ _______________ Н.Е.Рябцева
Положение о специальной индивидуальной программе развития учащегося (СИПР)
I . Общие положения
Специальнаяиндивидуальная программа развития (СИПР)разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.
Цель реализации СИПР: обретение обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.
Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по СИПР организуется на дому.
II . Порядок разработки СИПР
СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.
При составлении СИПР используются следующие методы и приемы:
1. изучение документов ПМПК, личных дел;
2. знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка ;
3. изучение социального положения ребенка;
4. данные диагностического исследования;
5. динамика развития учащихся.
СИПР для каждого учащегося утверждается и рассматривается на школьном ПМПК. Программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы которые позволяют ему добиться ситуации успеха.
III . Структура СИПР
Общие сведения о ребёнке;
Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка);
Индивидуальный учебный план;
Содержание образования в условиях домашнего обучения;
Реализация потребности в уходе и присмотре;
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
Формы сотрудничества организации и семьи обучающегося;
Технические средства и дидактические материалы;
Мониторинг и оценка динамики обучения.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;
II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-
педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;
данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
особенности проявления познавательных процессов: восприятий,
внимания, памяти, мышления;
состояние сформированности устной речи и речемыслительных
характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);
сформированность социально значимых навыков, умений:
коммуникативныевозможности, игра, интеллектуальные умения: счет,
письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах,
явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы,
коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебныхпредметов, коррекционных занятий и других программ
(формирования базовых учебных действий; нравственного развития;
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в качестве возможных
(ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (или год).
V. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода
(кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и
присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,
обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"). Уход предполагает выполнение следующейдеятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание,
смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка,
оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор,
кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся,
сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает,например,когда у ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение;
проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.); в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений
(соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению (например, для оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования ребенка или повреждение,
либо утрату предмета.
Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.
VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
IV .Разработчики и участники реализации СИПР
4.1. Учитель домашнего обучения – разрабатывает и корректирует СИПР в соответствии с рекомендациями специалистов;
4.2. Педагог-психолог, учитель-логопед – предоставляют комплексное изучение психолого-педагогического статуса обучающегося;
4.3. Заместитель директора по УР – координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана;
4.4. Служба сопровождения – определяет критерии эффективности реализации программы, описание мониторинга коррекционной работы; корректирует содержание СИПР на основе результатов промежуточной диагностики.
4.5. Родитель (законный представитель) – вносит предложения в СИПР по организации образовательного процесса; представляет документы, подтверждающие статус обучающегося с ОВЗ, ребенка-инвалида; участвует в реализации программы.
Минобрнауки России в связи с многочисленными обращениями по вопросу об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР) сообщает.
В соответствии с пунктом 2.3 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) организация разрабатывает СИПР, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.
В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС, входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования ФГОС: "обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП образования и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей" (абзац 7 пункта 1.12), а также пункта 2.2 ФГОС: "АООП образования реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося".
Механизмы реализации данных положений стандарта подробнее раскрываются в методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07), где в пятой части, в разделе "Разработка СИПР" (пункт III "Индивидуальный учебный план"), в частности, указывается: "Следует различать учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальный учебный план (далее - ИУП). Первый включает две части: I - обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60 и 40 процентов.
Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (пункт 2.9.1 приложения ФГОС), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.
При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности.
Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.
У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области.
Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий".
В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план создается риск нарушения требований ФГОС, сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2 о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.
В целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование в методических рекомендациях указывается, что образовательная организация создает экспертные группы, которые на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают СИПР, включая ИУП. Важно, чтобы конкретный порядок разработки и реализации СИПР был принят педагогическим советом и утвержден приказом руководителя образовательной организации в качестве локального акта.
Читайте также: