Положение о сипр в общеобразовательной школе 2021

Обновлено: 07.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 марта 2018 года N ТС-728/07

Об организации работы по СИПР

Минобрнауки России в связи с многочисленными обращениями по вопросу об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР) сообщает.

В соответствии с пунктом 2.3 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) организация разрабатывает СИПР, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС, входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования ФГОС: "обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП образования и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей" (абзац 7 пункта 1.12), а также пункта 2.2 ФГОС: "АООП образования реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося".

Механизмы реализации данных положений стандарта подробнее раскрываются в методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07), где в пятой части, в разделе "Разработка СИПР" (пункт III "Индивидуальный учебный план"), в частности, указывается: "Следует различать учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальный учебный план (далее - ИУП). Первый включает две части: I - обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60 и 40 процентов.

Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (пункт 2.9.1 приложения ФГОС), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности.

Для таких обучающихся, учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.

У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области.

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий".

В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план, создается риск нарушения требований ФГОС, сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2 о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.

В целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование в методических рекомендациях указывается, что образовательная организация создает экспертные группы, которые на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают СИПР, включая ИУП. Важно, чтобы конкретный порядок разработки и реализации СИПР был принят педагогическим советом и утвержден приказом руководителя образовательной организации в качестве локального акта.


1.2. СИПР/СИОП разрабатывается на основе Примерных адаптированной основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, слепых обучающихся (варианты 3.4, 6.4, 8.4, вариант 2, приказ № 1599) с учетом индивидуальных и психофизических особенностей обучающихся.

1.3. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения СИПР/СИОП, определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения.

1.4. Цель разработки СИПР/СИОП – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с ОВЗ, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития для обретения обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

1.5.Временной период реализации СИПР/СИОП составляет один учебный год.

1.6. В разработке СИПР/СИОП принимают участие все специалисты, работающие с обучающимся, и его родители.

1.7. Структурно-содержательная форма СИПР/СИОП обучающегося единая, соответствует требованиям ФГОС (Приложение №1).

1.9. Действие Положения вступает в силу с момента его принятия.

1.10. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются на его заседании решением Педагогического совета.

  1. Структура специальной индивидуальной программы развития

2.1. Структура СИПР включает:

1) титульный лист;

2) общие сведения о ребенке;

3) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;

4) индивидуальный учебный план;

5) содержание образования в условиях организации и семьи;

6) условия реализации потребности в уходе и присмотре;

7) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР/СИОП;

8) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

9) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

10) средства мониторинга и оценки динамики обучения;

11) программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения учащимся в домашних условиях.

3.Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития/специальной индивидуальной образовательной программы

3.1. Титульный лист должен содержать:

— наименование Организации (согласно Уставу);

— срок реализации СИПР/СИОП;

— адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс/ступень);

— согласование программы с родителями обучающегося;

— год разработки СИПР/СИОП.

3.2. Общие сведения содержат персональные данные об обучающемся и его родителях.

Характеристика должна отражать:

1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;

2) заключение ПМПК;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

4) особенности проявления познавательных процессов;

5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания;

8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

3.3. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. Недельная нагрузка обеспечивает чередование учебной и внеурочной деятельности.

3.5.Содержание образования включает:

конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из:

программы формирования базовых учебных действий;

программ учебных предметов, коррекционных занятий;

программы нравственного развития;

программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

программы внеурочной деятельности;

Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на год.

3.6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Необходимым условием реализации СИПР/СИОП для большинства обучающихся является организация ухода (кормление или помощь в приеме пищи, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.

Уход предполагает выполнение следующей деятельности:

уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела и др.);

сопровождение ребенка в туалете,

высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком;

раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка;

контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);

придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресла-коляска, ходунков, и др.).

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей.

Необходимость в присмотре для обучающихся в случаях:

— агрессии (в отношении людей и/или предметов), самоагрессии;

— проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (выход за пределы помещения и др.);

— эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению.

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР/СИОП и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре.

3.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР/СИОП:

учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и др.

3.8. Программа сотрудничества школы с семьей обучающегося (перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося) включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР/СИОП и преодоления психологических проблем семьи.

3.9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР/СИОП.

3.10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

3.10.1.Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

3.10.2.В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР/СИОП.

3.10.4.Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год.

3.10.5.На основе итоговой характеристики составляется СИПР/СИОП на следующий учебный период.

  1. Порядок согласования и утверждения Специальной индивидуальной программы развития/Специальной индивидуальной образовательной программы

4.1. СИПР/СИОП разрабатывается рабочей группой в составе учителя-дефектолога класса/ступени, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.

4.2. Ответственным за разработку и реализацию СИПР/СИОП назначается учитель-дефектолог.

4.3. В обязанности ответственного входит:

— объединение усилий специалистов при подготовке СИПР/СИОП;

— согласование СИПР/СИОП с родителями обучающегося;

— представление на обсуждение педагогического совета;

— внесение корректив в содержание СИПР/СИОП и другие функции.

4.4. СИПР/СИОП в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР/СИОП родителю следует поставить подпись.

4.5. СИПР/СИОП обучающегося обязательно утверждается приказом Исполнительного директора. При этом на титульном листе ставится соответствующий гриф об утверждении программы.

4.6. СИПР/СИОП обсуждается и принимается на педагогическом совете.

4.7. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), целью СИПР является обретение обучающимися с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью таких жизненных компетенций, которые позволяют им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач.

Оценить 2094 1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

на заседании педагогического совета директор СКО школы-интерната VIII вида

протокол № ______________ _______________ Н.Е.Рябцева

Положение о специальной индивидуальной программе развития учащегося (СИПР)

I . Общие положения

Специальнаяиндивидуальная программа развития (СИПР)разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития) с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.

Цель реализации СИПР: обретение обучающимся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Для обучающихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по СИПР организуется на дому.

II . Порядок разработки СИПР

СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.

При составлении СИПР используются следующие методы и приемы:

1. изучение документов ПМПК, личных дел;

2. знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка ;

3. изучение социального положения ребенка;

4. данные диагностического исследования;

5. динамика развития учащихся.

СИПР для каждого учащегося утверждается и рассматривается на школьном ПМПК. Программа должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы которые позволяют ему добиться ситуации успеха.

III . Структура СИПР

Общие сведения о ребёнке;

Характеристика (включающая оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющая приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка);

Индивидуальный учебный план;

Содержание образования в условиях домашнего обучения;

Реализация потребности в уходе и присмотре;

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР;

Формы сотрудничества организации и семьи обучающегося;

Технические средства и дидактические материалы;

Мониторинг и оценка динамики обучения.

I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;

II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-

педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.

бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;

данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

особенности проявления познавательных процессов: восприятий,

внимания, памяти, мышления;

состояние сформированности устной речи и речемыслительных

характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

сформированность социально значимых навыков, умений:

коммуникативныевозможности, игра, интеллектуальные умения: счет,

письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах,

явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;

потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

III. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы,

коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из программ учебныхпредметов, коррекционных занятий и других программ

(формирования базовых учебных действий; нравственного развития;

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи формулируются в качестве возможных

(ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (или год).

V. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода

(кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и

присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации"). Уход предполагает выполнение следующейдеятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание,

смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка,

оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор,

кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся,

сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает,например,когда у ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение;

проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (оставление класса, выход из школы без предупреждения взрослых и др.); в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений

(соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению (например, для оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования ребенка или повреждение,

либо утрату предмета.

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре, которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных материалов и средств.

VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.

VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.

VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.

IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

IV .Разработчики и участники реализации СИПР

4.1. Учитель домашнего обучения – разрабатывает и корректирует СИПР в соответствии с рекомендациями специалистов;

4.2. Педагог-психолог, учитель-логопед – предоставляют комплексное изучение психолого-педагогического статуса обучающегося;

4.3. Заместитель директора по УР – координирует деятельность всех участников образовательного процесса, анализирует требования федерального государственного образовательного стандарта, содержание примерных основных общеобразовательных программ и учебного плана;

4.4. Служба сопровождения – определяет критерии эффективности реализации программы, описание мониторинга коррекционной работы; корректирует содержание СИПР на основе результатов промежуточной диагностики.

4.5. Родитель (законный представитель) – вносит предложения в СИПР по организации образовательного процесса; представляет документы, подтверждающие статус обучающегося с ОВЗ, ребенка-инвалида; участвует в реализации программы.

Минобрнауки России в связи с многочисленными обращениями по вопросу об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по специальной индивидуальной программе развития (далее - СИПР) сообщает.

В соответствии с пунктом 2.3 федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС), утвержденного приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599, для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития, на основе требований ФГОС и адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) организация разрабатывает СИПР, учитывающую специфические образовательные потребности обучающихся.

В структуру СИПР, в соответствии с пунктом 2.9.1 приложения к ФГОС, входит индивидуальный учебный план, через который реализуются следующие требования ФГОС: "обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП образования и организационных форм получения образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей" (абзац 7 пункта 1.12), а также пункта 2.2 ФГОС: "АООП образования реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП образования на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося".

Механизмы реализации данных положений стандарта подробнее раскрываются в методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС (письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07), где в пятой части, в разделе "Разработка СИПР" (пункт III "Индивидуальный учебный план"), в частности, указывается: "Следует различать учебный план организации, реализующей вариант 2 АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и индивидуальный учебный план (далее - ИУП). Первый включает две части: I - обязательная часть, включающая шесть образовательных областей, представленных десятью учебными предметами; II - часть, формируемая участниками образовательного процесса, включающая коррекционные занятия и внеурочные мероприятия. Объем для частей определен стандартом соответственно 60 и 40 процентов.

Вместе с тем указанный объем относится к АООП в целом, но не к СИПР, который имеет свою структуру (пункт 2.9.1 приложения ФГОС), включающую индивидуальный учебный план. ИУП отражает доступные для обучающегося учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из общего учебного плана АООП, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с указанием объема учебной нагрузки.

При организации образования на основе СИПР список предметов и коррекционных курсов, включенных в ИУП, а также индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться. ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития, образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части учебного плана АООП, как правило, включают занятия коррекционной направленности.

Для таких обучающихся учебная нагрузка формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки, установленной учебным планом АООП.

У детей с менее выраженными интеллектуальными нарушениями больший объем учебной нагрузки распределится на предметные области.

Некоторые дети, испытывающие трудности адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное время, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий".

В случае необоснованного переноса всех предметов и часов из примерного учебного плана в индивидуальный учебный план создается риск нарушения требований ФГОС, сформулированных в пункте 1.12, а также в пункте 2.2 о необходимости учета особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, что может привести к нарушению права обучающегося на доступное образование.

В целях соблюдения права обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на доступное образование в методических рекомендациях указывается, что образовательная организация создает экспертные группы, которые на основе данных психолого-педагогического обследования детей разрабатывают СИПР, включая ИУП. Важно, чтобы конкретный порядок разработки и реализации СИПР был принят педагогическим советом и утвержден приказом руководителя образовательной организации в качестве локального акта.

Читайте также: