Положение о прогулках в доу в соответствии с фгос

Обновлено: 05.07.2024

Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время пребывания на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития. Согласно требованиям СанПиН, воспитанники должны проводить на свежем воздухе 3–4 часа ежедневно (за исключением тех дней, когда погодные условия сокращают время прогулки или препятствуют проведению занятия на площадке). Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов. Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Вместе с тем на прогулке выполняется установка Федерального государственного образовательного стандарта на развитие в детях способностей и мотивации к различным видам деятельности.

Организация и проведение прогулки в детском саду.

Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей в ДОУ.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное

развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

• Физическое развитие детей – прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма, способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

• Оптимизация двигательной активности – на прогулке дети много двигаются, а движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

• Умственное развитие детей – дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают интерес, вопросы, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

• Решение задач нравственного воспитания – знакомство с родным селом, его достопримечательностями, трудом взрослых, значением труда для жизни детей. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному селу. Малыши трудятся в цветнике – у них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать её красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость – все это вызывает у детей радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки до обеда после проведения образовательной деятельности и вечерней – после полдника. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

Планирование прогулки. При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки. Последовательность и продолжительность разных видов деятельности изменяется с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Содержание вечерних прогулок планируется с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Содержание деятельности детей на прогулке. Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, тематики недели, предшествующей образовательной деятельности, интересов и возраста.

Структура прогулки.

• Двигательная активность : подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения.

• Труд детей на участке.

• Индивидуальная работа с детьми.

• Самостоятельная игровая деятельность.

Наблюдение. Большое место отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Воспитатель привлекает к наблюдениям детей, чтобы развить внимание, интерес к природе и общественным явлениям. Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдение за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Двигательная активность. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение, воспитываются моральные качества.

На прогулке включаем подвижные игры:

• 2-3 игры большой подвижности;

• 2-3 игры малой и средней подвижности;

• Игры на выбор детей.

Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если образовательная деятельность была связана с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания.

Выбор игры – зависит от времени года, погоды, температуры воздуха.

• В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большой подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Данные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду;

• В сырую, дождливую погоду (осенью, весной) следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства;

• В теплые весенние, летние дни и ранней осенью следует проводить игры с прыжками, бегом, метанием, упражнения на равновесие;

• В жаркую погоду проводятся игры с водой;

• Использование бессюжетных народных игр с предметами: кольцеброс, кегли; элементы спортивных игр: городки, бадминтон, волейбол, футбол, хоккей и т. д. ;

• Полезные игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Это дидактические игры (кубики, лото) и ролевые игры (игры в семью, космонавтов, больницу и т. д.). Воспитатель помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для игры материал;

• Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями, спортивными играми, играми с элементами соревнований. Проводить спортивные развлечения. (В нашем детском саду по плану 1 раз в неделю физкультурное занятие выносится на улицу).

Трудовая деятельность детей . Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года.

• Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде; зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения.

• Воспитатель может привлекать детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке;

Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и, вместе с тем, требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

10. Индивидуальная работа с детьми. Воспитатель в соответствии с планированием (на основании результатов диагностики детей) проводит индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. Например, для одних организует игры с мячом, метание в цель, для других – упражнения на равновесие, для третьих спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы. Так же осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Можно проводить работу по изодеятельности, театрализации в теплое время года и т. д.

11. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей

Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности на протяжении всей прогулки. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Эффективность прогулок в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;

-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;

-сформировать навыки в разных видах движений;

-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;

-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;

-создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Заключение. Итак, процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде малышам предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши сами не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.


1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии:

1.2. Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в Учреждении.

1.3.Положение обсуждается и принимается на Педагогическом совете учреждения и утверждается приказом руководителя ДОУ. Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся Педагогическим советом ДОУ и утверждаются приказом руководителя.

2.Цели, задачи, виды прогулок.

2.1. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении.

2.2. Цель прогулки– укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

2.3. Задачи прогулки:

  • оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
  • способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
  • оптимизировать двигательную активность детей;
  • способствовать познавательно – речевому, художественно – эстетическому, социально – личностному развитию детей.

2.4. Виды прогулки (по месту проведения):

  • на участке Учреждения;
  • пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);
  • в функциональных помещениях детского сада (в актированные дни).

2.5. Виды прогулок по содержанию:

  • Традиционная;
  • Тематическая;
  • Целевая (проводится со второй младшей группы с выходом за пределы детского сада);
  • Экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);
  • Поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

3. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

3.1. Оборудование и санитарное состояние детского сада должно соответствовать требованиям СанПиН.

3.2. Зона игровой территории включает в себя площадку для игр с современным игровым оборудованием.

3.3. Уборка территории участка проводится дворником ежедневно: утром за 1 час до прихода детей и по мере загрязнения территории.

3.4. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.

3.5. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки.

4. Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

4.1. Перед выходом детей на прогулку дворник Учреждения осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

4.2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заведующий.

4.3. Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

4.4. В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

4.5. При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.

4.6. В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

4.7. При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

  • Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;
  • Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

4.8. О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

5. Требования к подготовке и возвращению с прогулки.

5.1. Подготовка и возвращение с прогулки.

5.2. Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

5.3. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

5.4. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться следующего порядка одевания: вначале дети надевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.

5.5. Возвращение детей с прогулки также организуется по подгруппам. Помощник воспитателя уводит с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10-15 минут с воспитателем.

5.6. Помощник воспитателя помогает детям развязывать шарфы, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в кабинку. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.

5.7. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

6.Требования к одежде детей:

  • в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

6.1. Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

7. Требования к содержанию прогулок на участке Учреждения.

7.1. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

  • наблюдение;
  • двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
  • индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;
  • трудовые поручения;
  • самостоятельная деятельность детей.

7.2. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

7.3. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

7.4. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

8. Организация наблюдений:

8.1. Процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями.

8.2. При планировании наблюдений воспитатель придумывает:

  • оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
  • приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
  • приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).

9. Организация детской активности:

9.1. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

  • подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке:
  • в младшей группе – 6 – 10 минут;
  • в средней группе – 10-15 минут;
  • в старших и подготовительных – 20-25 минут.

9.2. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте – спортивными играми, играми с элементами соревнований.

К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся:

  • городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;
  • организация самостоятельной двигательной активности, характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
  • индивидуальные задания (в соответствии с календарным планированием).

9.3. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались и не перегревались. Организацию двигательной активности воспитатель продумывает перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.

9.4. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

9.5. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

9.6. Особенности организации двигательной активности в зимний период:

  • в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
  • при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

Организация индивидуальной работы:

  • в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно – речевому, социально – личностному, физическому или художественно – эстетическому развитию детей;
  • с этой целью подготавливаются все необходимые на прогулке материалы и оборудование.
  • воспитатель привлекает детей к сбору игрушек;
  • оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки;
  • уходу за растениями и т.д.

9.7. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующий санитарно – гигиеническим требованиям.

9.8. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельность детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки.

10. Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения.

10.1. Планирование прогулок за пределы участка планируются со второй младшей группы.

10.2. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.

10.3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут исследования, согласовывать с руководителем детского сада. Маршрут движения группы должен предусматривать как можно меньшее пересечение проезжей части и, по возможности, использование только регулированных переходов.

10.4. Руководитель ДОУ проводит целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий за пределы участка детского сада со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку. Руководитель Учреждения издает приказ об ответственности за охрану жизни и здоровья детей.

10.4. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с руководителем Учреждения.

10.5. Если по каким – то причинам дети из группы остались в Учреждении, они по указанию руководителя Учреждения находятся под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.

10.6. Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.

10.7. Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов и игрушек.

10.8. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй – позади.

10.9. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.

10.10. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой стороне навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время.

10.11. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы растянувшийся строй сгруппировался.

10.12. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным переходам, а если их нет – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

10.13. На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим ее сторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными флажками. В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающие остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последней пары детей.

10.14. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и только убедившись, что их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают переход после последней пары детей.

10.15. Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или перекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках без разделительной полосы и ограждений, там ,где она хорошо просматривается в обе стороны. Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее, становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движению транспортных средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду, разрешающую начало перехода.

10.16. Необходимо избегать прогулок по улицам с большим движением.

10.17. По окончании прогулки, экскурсии, проверить количество воспитанников, сообщить руководителю о возвращении.

11. Требования к организации прогулки в помещениях Учреждения в актированные дни или при неблагоприятных погодных условиях.

11.1. В зимний период, в соответствии с графиком определения погодных условий, для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ, утвержденным приказом заведующей ДОУ исключается или сокращается время пребывания детей на свежем воздухе. В дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организацией динамической (двигательной) прогулки в помещениях учреждения, в соответствии с графиком прогулок в актированные дни.

11.2. В содержание прогулки в групповых и функциональных помещениях должны быть включены все структурные элементы (см. п. 6) с учетом имеющихся условий.

11.3. Организация прогулки при сниженной температуре в прогулочной зоне Учреждения с детьми раннего возраста:

  • для наблюдения за изменением температуры необходимо наличие термометра: на высоте 80 см от пола;
  • на прогулку и с прогулки детей сопровождает помощник воспитателя;

11.4. В начале прогулки воспитатель организует подвижные игры с большей двигательной активностью для поддержания положительно – эмоционального тонуса, в которых все дети участвуют одновременно или подгруппами, далее – игра средней подвижности;

11.5. В заключении прогулки воспитатель организует спокойные игры или самостоятельную деятельность детей.

12. Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

12.1. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 4 – 4,5 часа.

12.2. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

12.3. Проведение прогулок в зимний период регламентируется графиком определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ, утвержденный приказом заведующей ДОУ. Длительность прогулки сокращается при температуре воздуха ниже и скорости ветра более установленных в графике показателей, соответствующих возрасту детей.

Группа Температура воздуха Сила ветра
1 младшая До - 15
От - 12
Тихо
До 5 м/с
2 младшая До - 20
От - 18
Тихо
До 5 м/с
Средняя До - 25
От - 20
Тихо
До 7 м/с
Старшая и подготовительная До - 24
До - 30
От - 25
До - 29
До 2 м/с
Тихо
До 10 м/с
До 3 м/с

Примечание: Запретом для проведения прогулок является сила ветра более 12 м/с и актированные дни.

12.4. График определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками ДОУ размещается на информационном стенде Учреждения и доводится до сведения родителей на родительских собраниях.

12.5. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут.

12.6. В период полярной ночи прогулки с детьми раннего возраста, 2 младших и средних групп не проводятся.

12.7. Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 12 м/с.

1.1. Настоящее положение об организации прогулок с воспитанниками муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Уразовский детский сад (далее — Положение) регламентирует организацию прогулок в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Уразовский детский сад (далее Учреждение).

  1. Цели, задачи и виды прогулок
    1. Прогулка - режимный момент жизнедеятельности детей в Учреждении.
    2. Основными целями прогулки являются:
    • физическое и умственное развитие воспитанников;
    • укрепление здоровья, профилактика утомления;
    • детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
      1. Основными задачами прогулки являются:
    • оптимизация двигательной активности воспитанников;
    • закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
    • создание условий для социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития воспитанников.
      1. Виды прогулки (по месту проведения):
    • на участке Учреждения;
    • пешеходные прогулки за пределы участка Учреждения (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров).
      1. Виды прогулок (по содержанию):
    • традиционная;
    • тематическая (выстроенная по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки - события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции, прогулки-экскурсии);
    • целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада).
    1. Требования к оборудованию и санитарному содержанию участков Учреждения для проведения прогулок.
      1. Оборудование и санитарное содержание участка должно соответствовать разделу III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций Сан ПиН 2.4.1.3049-13.
      2. На территории Учреждения выделены игровая и хозяйственная зоны. Зона игровой территории включает в себя групповые площадки, индивидуальные для каждой возрастной группы, и общую физкультурную площадку для подвижных игр, оснащенную гимнастическим оборудованием.
      3. Уборка участков проводится ежедневно: утром за 1–2 часа до прихода воспитанников или вечером после ухода воспитанников, а также по мере загрязнения территории.
      4. При сухой и жаркой погоде полив участков проводится не менее 2 раз в день.
      5. В жаркое время года на групповых площадках дополнительно устанавливаются сборно-разборные навесы для защиты воспитанников от солнца и осадков.
      6. Для хранения игрушек, используемых на территории Учреждения, на верандах групповых площадок выделяется специальное место. В теплый период игрушки обрабатываются (моются) ежедневно вечером после ухода детей домой. При возникновении карантина, обрабатываются дезсредствами.
      7. Полная смена песка в песочницах на групповых площадках проводится ежегодно, в весенний период.
      8. В отсутствие воспитанников во избежание загрязнения песка, песочницы закрываются защитными приспособлениями. При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводится внеочередная смена песка.
      1. Требования безопасности при организации прогулок

      на участке Учреждения.

      1. Ежедневно перед выходом воспитанников на прогулку ответственным лицом (дворник, заведующий хозяйством, педагоги) проводится осмотр территории участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией и инструкцией по охране жизни и здоровья детей.
      2. Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает старшая медсестра или старший воспитатель Учреждения на основании погодных условий в соответствии с Сан ПиН 2.4.1.3049-13.
      3. В случае повышения содержания посторонних газов в воздухе во время прогулки, педагог должен немедленно завести детей в помещение.
      4. Перед выходом на прогулку сотрудники Учреждения, занятые одеванием детей, обязаны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева, а также следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
      5. При проведении прогулки педагог следит, чтобы дети не уходили за пределы участка Учреждения. В случае самовольного ухода ребенка, педагог обязан немедленно сообщить о случившемся руководителю Учреждения, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление образования и молодёжной политики администрации Городецкого муниципального района, полицию, родителей (законных представителей) в соответствии со схемой оповещения.
      6. В процессе прогулки педагог должен обучать воспитанников навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
      7. При выборе игр педагог должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь прогулочного участка, погодные условия. При необходимости посещением ребенком туалета, педагог делает звонок с мобильного телефона помощнику воспитателя, который должен выйти и забрать ребенка с участка для совершения культурно-гигиенических процедур.
      8. Педагог, организующий прогулку должен держать в поле зрения всех детей и контролировать наиболее опасные места: качели, горки, ограждение, песочницы.
      9. Педагогу при организации прогулки запрещается:
      • покидать территорию прогулочной площадки оставлять детей одних, без присмотра сотрудников Учреждения;
      • использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
        1. О каждом несчастном случае с ребенком педагог должен немедленно известить руководителя, родителей (законных представителей), при необходимости привлечь медицинский персонал Учреждения для оказания первой медицинской помощи, организовать доставку ребёнка в лечебное учреждение.
      1. Требования к подготовке и возвращению с прогулки.
        1. Перед выходом на прогулку педагог должен организовать с детьми проведение гигиенических процедур, посещение туалетной комнаты.
        2. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
        • педагог выводит одеваться первую подгруппу детей;
        • помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой, и выводит детей в приемную. В первую подгруппу следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
        • педагог выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к педагогу;
        • в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста согласно приказу руководителя закрепляются сотрудники из числа младшего обслуживающего персонала Учреждения;
        • детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
          1. Во избежание перегревания детей, необходимо придерживаться порядка одевания: в начале дети одевают колготки, рейтузы, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду, шарф и варежки.
          2. Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Второй педагог группы (в его отсутствии помощник воспитателя) забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 7—10 минут с педагогом.
          3. Педагог (помощник воспитателя) помогает детям развязать шарф, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шарф, шапка. Кофта, рейтузы, тёплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Варежки или перчатки на резинке должны быть продернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.
          4. Раздевшись, дети идут в туалетную комнату для проведения гигиенических процедур, затем в групповую комнату. В летний период после возвращения детей с прогулки организуется мытьё ног.
          5. В любое время года одежда и обувь воспитанников должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей.
        1. Требования к организации прогулок.
          1. При организации традиционных прогулок, педагоги обязаны проводить все структурные элементы прогулки:
          1. Организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений педагог продумывает:
          • оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей;
          • приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация);
          • приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
            1. Организация двигательной активности.
              1. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
          • подвижные игры и физические упражнения или спортивные упражнения, спортивные игры, игры с элементами соревнований (старший дошкольный возраст), длительность на утренней прогулке:

          в младшей группе – 6-10 мин;

          в средней группе – 10-15 мин;

          в старшей и подготовительной группах – 15-20 мин;

          в младшей и в средней группах – 10-15 мин;

          в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин.

          • организация самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;
          • индивидуальные задания (в соответствие с календарно-тематическим планированием).
            1. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать педагогу перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
            2. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
            3. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
            4. Особенности организации двигательной активности на прогулке в зимний период:
          • в холодный период года, педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевания носоглотки;
          • при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом.
            1. Трудовые поручения: педагог привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями, сбор мусора, подкормка птиц и т.д.
            2. Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарно-тематическим планированием педагог осуществляет индивидуальную работу по направлениям развития дошкольников.
            3. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было занятие двигательного характера (физическое развитие или музыка), то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.
            4. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
            5. Содержание прогулок определяется с учетом реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования, педагогических и оздоровительных задач и строится в соответствии с календарно-тематическим планированием в каждой возрастной группе.
            6. Обязательными составляющими прогулки являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка.
            7. Педагог должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.
            8. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
            9. Прогулки за пределы территории ДОУ организуются в соответствии с требованиями к проведению прогулок данного вида.
          1. Требования к продолжительности прогулки.
            1. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Прогулки организуются 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность прогулки составляет 3-4 часа.
            2. Время выхода детей на прогулку определяется распорядком дня каждой возрастной группы, утвержденным приказом руководителя Учреждения.
            3. Продолжительность прогулки определяется ДОУ в зависимости от климатических условий и погодных условий.
            4. Проведение прогулок в зимний период регламентируется требованиями и нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 (Приложение № 1):
            • длительность прогулки на улице сокращается при температуре воздуха ниже минус 15° C и скорости ветра более 7 м/с;
            • прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а детям детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20° C и скорости ветра более 15 м/с.
              1. В случае отмены прогулок из-за погодных условий с детьми организуются занятия, компенсирующие недостаток двигательной активности, в помещениях Учреждения.
              2. Информация о сокращении времени или отмены прогулок на свежем воздухе в зимний период доводится до сведения родителей (законных представителей) и размещается на информационных стендах во всех возрастных группах.
              3. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
            1. Требования к организации прогулок за пределами участка Учреждения
              1. Планирование и проведение прогулок за пределы участка Учреждения осуществляется с детьми начиная со 2 младшей группы.
              2. Содержание прогулок определяется основной образовательной программой дошкольного учреждения, программой по ознакомлению детей с окружающим миром и социальной действительностью, в соответствии с календарно-тематическим планированием.
              3. При подготовке к прогулке педагог должен предварительно осмотреть и согласовать с заведующим место прогулки, маршрут следования. Маршрут движения группы должен предусматривать как можно меньшее число пересечений проезжей части и, по возможности, использование только регулируемых переходов. Избегать прогулок по улицам с большим движением.
              4. Руководитель или старший воспитатель оформляет приказ, включающий в себя: место предполагаемой прогулки, ее продолжительность, цель, список детей, список лиц, ответственных за жизнь и здоровье воспитанников во время выхода за пределы участка Учреждения. Заведующий, или старший воспитатель проводит целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий за пределы участка Учреждения со всеми работниками, сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку.
              5. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых из расчета один взрослый на 10 детей.
              6. Если по каким-то причинам дети из группы остались в Учреждении, они по указанию руководителя Учреждения должны находиться под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье воспитанников.
              7. Детей во время прогулок, экскурсий должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
              8. Перед началом движения, дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов или игрушек.
              9. Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
              10. Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.
              11. Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой обочине навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время.
              12. Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы растянувшийся строй сгруппировался.
              13. Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным переходам, а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
              14. При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и, только убедившись, что их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают проезжую часть после последней пары детей.
              15. По окончании прогулки, экскурсии педагог обязан проверить наличие воспитанников, сообщить руководителю или старшему воспитателю о возвращении.

              Температурный режим прогулок МБДОУ Уразовский детский сад


              1.2. Настоящее положение регламентирует организацию прогулок в Учреждении.

              1.3. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносят­ся Педагогическим советом и утверждаются руководителем Учреждения.

              1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.

              2. Цели, задачи и виды прогулок.

              2.1. Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.

              2.2. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

              2.3. Задачи прогулки:

              оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

              способствовать повышению уровня физической подготовленности дошкольников;

              оптимизировать двигательную активность детей;

              способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

              2.4. Виды прогулки (по месту проведения):

              на участке дошкольного учреждения;

              пешеходные прогулки за пределы участка (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

              в функциональных помещениях Учреждения (в актированные дни).

              3. Подготовка к прогулке.

              3.1. Подготовка и возвращение с прогулки:

              3.1.1. Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

              3.1.2. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам (в летний период всей группой):

              воспитатель выводит одеваться первую подгруппу детей;

              младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй, и выводит детей в приемную. В первую подгруппу следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

              воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

              детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

              3.1.3. Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания: в начале дети одевают колготки, гамаши, затем кофты, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду, и шарф.

              3.1.4. Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Младший воспитатель забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 мин с воспитателем.

              3.1.5. Младший воспитатель помогает детям развязать шарф, расстегнуть и снять верхнюю одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.

              3.1.6. В летний период после возвращения с прогулки необходимо организовать мытьё ног.

              3.2. Требования к одежде детей:

              в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент, должна не перегревать и не переохлаждать детей;

              при колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; на ногах утепленные ботинки;

              при температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слоях одежды.

              при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды.

              в летний период во избежание перегрева воспитатель должен обеспечить детей легкими головными уборами.

              4. Организация и содержание прогулок на участке Учреждения.

              4.1. Перед выходом на прогулку младший воспитатель должен предварительно осмотреть территорию участка на предмет соответствия нормам требований техники безопасности.

              4.2. Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

              двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

              индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

              самостоятельная деятельность детей.

              4.3. Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, вначале на прогулке необходимо провести подвижные игры, пробежки, затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.

              4.4. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

              4.5. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствие с календарным планированием в каждой возрастной группе.

              4.6. Организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями, в начале или в конце прогулки. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: отбор и расположение оборудования и материалов, используемых по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению и возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта). Обеспечить процесс наблюдения за живыми объектами на безопасном расстоянии от детей.

              4.7. Организация двигательной активности.

              4.7.1. В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

              Организованные подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, пионербол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

              Организация самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, организации развивающей среды.

              Индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).

              4.7.2. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть более или менее интенсивной по уровню двигательной активности, с тем, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия в тот или иной день.

              4.7.3. Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений.

              4.7.4. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует выделять из общей массы и вовлекать в подвижные игры.

              4.7.4. Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

              4.8. Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.

              4.9. Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т.д.

              4.10. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит выносной материал соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям, для организации различных видов детской деятельности.

              4.11. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.

              4.12. При проведении прогулки следить, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада.

              4.13. Особенности организации прогулки в зимний период:

              в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевания носоглотки;

              при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.

              5. Организация прогулок за пределами участка Учреждения.

              5.1. Планирование прогулок за пределы участка начинают со средней группы.

              5.2. Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.

              5.3. При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место прогулки, маршрут следования, согласовывать с заведующим.

              5.4. Отправляясь на экскурсию, прогулку, за пределы участка детского сада, воспитатель должен точно знать число детей, которых он берет с собой. Если в Учреждении по каким-то причинам остались дети из группы, они по указанию заведующего должны находиться под присмотром определенного сотрудника.

              5.5. В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых из расчета 15 детей на одного взрослого.

              5.6. Все сотрудники, сопровождающие детей, должны пройти целевой инструктаж по организации прогулок и экскурсий.

              5.7. При движении колоны детей один взрослый идет впереди колонны, другой – сзади.

              5.8. При переходе через улицу сопровождающие должны обеспечить строгое соблюдение правил дорожного движения для пешеходов, избегать прогулок по улицам с большим движением.

              6. Продолжительность прогулок. График проведения прогулок.

              6.1. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 3 - 4 часа.

              6.2. Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

              6.5. В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой для детей старшего дошкольного возраста; 1 раз в день в первую половину дня – до обеда для детей младшего дошкольного возраста.


              -75%

              Читайте также: