Положение о единой трудовой школе

Обновлено: 07.07.2024

PS. Многие из принципов данного декрета действуют и сейчас, даже несмотря на десятилетия десоветизации. Это наглядно показывает, насколько глобальным для нашего общества и народа были последствия большевистских декретов, продолжающих определять многие аспекты жизни России даже спустя почти век.

Разумеется, предпринимаются усилия, чтобы вернуться в РКМП, отсюда и религия в школах, и фрагментация образования, и сознательный курс на создание неравенства в образовании.

Стоит отметить, что если страна таки вернется на путь форсированной индустриализации и ускоренного развития, то положения декрета о связи школы с производством будут неизбежно актуальны и злободневны, ибо в таких вопросах кадры решают все, а подготовить их можно только целенаправленной политикой рассчитанной на долгие годы воспитания ребенка в замкнутой системе.

Лит.: Блонский П. П. Трудовая школа (1919) // Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 1. М., 1979; Котряхов Н. В., Холмс Л. Е. Теория и практика трудовой школы в России (1917-1932 гг.). Киров, 1993; Левитин С. А. Трудовая школа. Т. 1. M., 1919; Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док-тов 1917-1973. М., 1974; Основные принципы единой трудовой школы. От Государственной комиссии по просвещению 16 октября 1918 г. // Народное образование. 1999. № 10. С. 40-47; Панченко О. Г., Бирич И. А. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания (по страницам Антологии гуманной педагогики). М., 2003; Синицкий Л. Д. Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом. М., 1922; Трудовая школа в свете истории и современности. Сб. статей под ред. M. M. Рубинштейна. Л., 1925; Ястер И. В. Народное образование в рамках культурной политики большевиков в 1920-е гг. // Новейшая история Отечества ХХ-ХXI вв. Сб. научных трудов. Саратов, 2006. Вып. 1. С. 282-291; Ястер И. В. Становление начальной школы и проблемы содержания образования в 1917-1934 гг. // Вопросы теории и практики начального обучения: Сб. научных трудов. Саратов, 2004. С. 5-10.

Вчера исполнилось 95 лет большевистскому декрету о трудовой школе, который определил основы развития того образования, которое по большей части получили и многие из тех, кто читают данный текст.

PS. Многие из принципов данного декрета действуют и сейчас, даже несмотря на десятилетия десоветизации. Это наглядно показывает, насколько глобальным для нашего общества и народа были последствия большевистских декретов, продолжающих определять многие аспекты жизни России даже спустя почти век.
Разумеется, предпринимаются усилия, чтобы вернуться в РКМП, отсюда и религия в школах, и фрагментация образования, и сознательный курс на создание неравенства в образовании.

Стоит отметить, что если страна таки вернется на путь форсированной индустриализации и ускоренного развития, то положения декрета о связи школы с производством будут неизбежно актуальны и злободневны, ибо в таких вопросах кадры решают все, а подготовить их можно только целенаправленной политикой рассчитанной на долгие годы воспитания ребенка в замкнутой системе.

Информация об этом журнале

  • Цена размещения 750 жетонов
  • Социальный капитал 47 713
  • В друзьях у 2 500+
  • Длительность 2 часа
  • Минимальная ставка 750 жетонов

Мои контакты и аккаунты в соцсетях, куда настроен кросс-постинг материалов блога и где меня можно найти. В некоторых из них ведутся публикации помимо основного блога. Подписывайтесь на онлайн уведомления о выходе постов (поддерживаются ПК, планшеты, смартфоны): Подписаться Подписывайтесь,…

Редкий случай, когда всё за меня сказано постером вначале.

Edited at 2013-10-17 08:15 (UTC)

Первую попытку отменить этот декрет сделал ещё Сталин в 1940 - введя платность среднего и высшего образования.

Вообщето вы не правы. Декретом декларировалась бесплатность начального образования. А Сталин просто регулировал цену на следущие ступени. Просто в тот момент было невозможно обеспечить бесплатность остальных ступеней.

Какое нафиг "невозможно обеспечить" в стране с плановой экономикой? Наличные деньги в экономике вообще ничего не значили.
Это было именно средство для недопуска бедных к образованию. Прежде всего крестьянских и пролетарских детей.

Моя бабушка, школьная машинистка, вдова после войны выучила в средней школе 3 дочек. Отец и его брат тоже закончили после войны среднюю школу в селе. Расскажите еще что-нито о недопуске бедных к образованию.

Вы не путаете временные периоды,а? В 30-е годы только-только закончилось восстановление после разрухи и начата индустриализация на которую шла львиная доля ресурсов. Большевики вообще начали сначала с ликвидации безграмотности - вы уровень осознаете?

>Это было именно средство для недопуска бедных к образованию. Прежде всего крестьянских и пролетарских детей.

Интересно. А богатые - это были в 1940 г. кто?

мне интереснее кто были бедные.

Моя бабушка оставшись вдовой с двумя дочками на свою зарплату школьной учительницы литературы обеих дочек выучила - когда я ее спрашивал про платную школу удивлялась и говорила, что да, была платная, да только плата та была чуть больше десятки в месяц.

Прежде всего - дети управленцев всех мастей. И получив образование - они не двигать науку пойдут, а по родительским стопам, руководить ей.
Не случайно взлёт советской науки был в 50-60х - силами учившихся в 20-30х.
А потом она в 70-80х как-то на нет сошла, громких званий и бюджетных трат много было а практического результата - нет.

Яркий пример схоластического мышления.
Причем здесь деньги, если важны ресурсы?
Для обучения школьника или студента нужно построить и обслуживать здание, произвести учебные пособия, платить учителям (которых еще надо обучить, то есть, все сначала для них) и т.д. Это все - расход ресурсов - стройматериалов, топлива, различного сырья и, самое главное, человеческого труда.
Может или нет позволить себе страна потратить эти ресурсы - зависит и от степени нужности этих трат, и от каких-то других нужд. Да и вообще от наличия этих ресурсов.
Платность образования позволяла эти ресурсы получить за счет того, что от этих (или других) ресурсов отказывались люди, оплачивающие обучение.
Вот и все.

Ну да, ради экономии в текущий момент - просрали будущее.

А для изъятия денег у населения - уже были придуманы добровольно-принудительные госзаймы. А в 1947 вообще провели денежную реформу, обнулив всё заработанное за время войны.

Стало интересно - не из википедии ли дровишки?
Поглядел - точно!
Так там статья противоречит сама себе!
В начале:
Денежная реформа 1947 года в СССР была проведена в период с 16 декабря по 29 декабря 1947 года. Вторая по счёту денежная реформа в СССР[1]. Денежная реформа была проведена в форме деноминации с конфискацией и была очень похожа на реформу в постсоветской России в 1993 году[2]. То есть у людей были изъяты все сбережения населения[2].

Ниже:
В Постановлении был установлен порядок обмена старых денег на новые, а также определены условия переоценки денежных вкладов в сберкассах и Госбанке СССР. При перерасчете зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения. По вкладам в Сбербанке суммы до 3 тысяч рублей обменивались также один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы. Те же, кто хранил деньги дома, при обмене получил один новый рубль за десять старых.

Сначала говорим - все, мол, дальше читать не станут. А потом можно и уточнить!

И один уточняющий вопрос: если вся страна четыре года жила по закону: "Все для фронта, все для Победы!", то как нужно назвать некоего хрена, который сумел накопить 10 тыс и больше? (Имейте в виду, что тогдашние 10 тыс совсем не нынешние).

Во-первых, независимо от размера средней зарплаты, ваша фраза: "обнулив всё заработанное за время войны" из википедии: "у людей были изъяты все сбережения населения" неверны. Вовсе не все.
Во-вторых, (вспоминаем о ресурсах) можно сразу проесть довольно скудные ресурсы страны, разоренной войной и потом десятилетиями выползать из тяжелейшего экономического кризиса, а можно, объединившись (и финансами, и трудом), восстановить довоенный уровень производства буквально в несколько лет и развиваться дальше.
В первом случае страна останется бедной и отсталой, зато антисоветчики, может быть, будут довольны.
Во втором - несколько трудных лет, после чего обеспеченная жизнь, но антисоветчики стонут об ограбленном население и выдумывают мифы о недопуске населения к образованию.
Какой, к черту, недопуск, если такой я поступил в институт и учился в нем совершенно бесплатно!
Правда, это было не в 30-х, а в 80-х, к тому времени экономика страны давно стала достаточно мощной, чтобы можно было позволить себе бесплатное высшее образование.
Но и тогда платность образования была, по сравнению с тем, что есть сейчас, довольно условной. Обучение в старших классах - 200 рублей в год, вузах - 400 рублей в год. То есть, несколько меньше и несколько больше средней месячной зарплаты. Думается, с нынешними ценами гораздо больше людей будут отрезаны от образования по чисто экономическим причинам. И это в стране, которая уже имела бесплатное высшее образование, и которая, если вспомнить уверения перестроечных глашатаев рыночных отношений, к нынешнему времени должна уже купаться в изобилии.

1. Ну ладно, слегка преувеличил :)
2. Проблема в том, что такими махинациями было подорвано доверие и к рублю, и к руководству страны. Если на бумажке написано "обеспечивается всем достоянием СССР" а её даже в сберкассе не берут - то кто будет верить написавшему в чём-то другом? Может он и про светлое будущее передумает?
3. За свое бесплатное обучение - скажи спасибо Хрущёву. Он конечно мудак но реально хотел коммунизм построить.

1. А не надо преувеличивать! Да еще так, что полностью меняется смысл.
2. Что-то не очень много я слышал про "подорванное доверие" в то время. Вот при Хрущеве - да.
3. Хрущев смог сделать обучение бесплатным (а так же запустить спутник, потом Гагарина) только потому, что база для этого была создана при Сталине. Да такая мощная база, что при своем идиотизме Хрущев не смог ее разрушить. Хотя покоцал сильно.

2. То что народ, всю войну провоевавший с "за Сталина!" - в 1956 ни словом за него не заступился - разве мало?
3. базу конечно Сталин создал. Но совсем в других целях. Ни ракет в космос при нём, ни массового жилстроя, ни образования для простого народа - и не планировалось.

2.Безусловно, мало. Все было в соответствии с заветами Геббельса - чем больше ложь, тем скорее в нее поверят. Вот и поверили.
Но не все. Протесты были. И была потеря доверия именно к Хрущеву.

3. Это в хрустальном шаре увидено?
На самом деле, все это планировалось, и не только это. Хрущев только воспользовался, да и то не всем.

2. Это нам можно про вождя любые сказки рассказывать - но они же при нём ЖИЛИ! и отлично знали как оно на самом деле было.
И разумеется Хрущёв доверие потерял, потому как чушь нёс.
Но вот защитить Сталина - не пожелал почти никто. Разве это не отсутствие авторитета? даже Съезд в 1993 защищать народу дохрена вышло.

3. Того же Королёва - приговорили к вышке за растрату на эксперименты всего 120 000. Это на нынешние где-то 12 млн.
А разработка и запуск космической ракеты - это миллиарды баксов. И всё, по-сути, ради собственного удовольствия.
Для МБР хватило бы одной боковушки от Р-7.
Хрущёв же, в отличие от, был фанатом ракетной техники, даже вопреки здравому смыслу.

2. Я как раз и опираюсь на воспоминания тех, кто при Сталине жил. В том числе, своих родственников.

3. А разницу во времени учитывать не надо? Вообще-то, перед войной законодательство вполне закономерно было довольно жестким!

2. Я тоже на оставшиеся свидетельства и факты. Достаточно на план любого вновь построенного послевоенного (до 54 года) города посмотреть - есть хороший дом для начальства, похуже для начальников пожиже и бараки для рабочих.
А хрущёбы стали строить для всех одинаковые.

3. А что разница? Он же не украл, а просто вместо порохового жидкостный стал разрабатывать. Посчитал что такой лучше будет, а его за инициативу - к стенке.

2. Ключевое слово - "построенного".
После войны жилье строили очень дешевое - сказывалась ограниченность ресурсов и промышленных, и человеческих. И надо было восстанавливать промышленность.
Но именно в это время разрабатывали строительную индустрию - то, что позволило бы строить много, быстро и дешево, и чем воспользовался Хрущев.
Только Хрущев еще и сэкономить решил и взял за образец дома, увиденные во Франции. Там их строили для бедных, а у нас стали строить для всех.
Конечно, лучше так, чем никак, но сэкономил он какие-то жалкие проценты, а дома получились - "хрущобы". Правда, для всех одинаковые.

3. Королева не приговаривали к расстрелу. Ему сразу дали 10 лет.
И 120 тыс для государства, вовсю готовящегося к войне - сумма немаленькая. А главное - пример. Что будет, если каждый растратит по 120 тыс?

2. Так что мешало строить одинаковое жильё раньше, а не делить на руководителей и быдло?

3. Документ с подписью Сталина и приговором к вышке в интернете есть. Это потом заменили приговор на более мягкий.
А "что будет" - мы видели в 1941. Когда выяснилось, что в войсках желающих осваивать технику (с неизбежным риском её поломать и угодить под суд) до того не было и войска только драпать от противника умели.

2. Ну, на вас не угодишь! То "уравниловка" не нравится, то "не делить на руководителей и быдло". Уж остановитесь на чем-нибудь одном!

3.
Документ с подписью Сталина и приговором к вышке в интернете есть.
В интернете много чего есть. Не всему же верить надо!

А "что будет" - мы видели в 1941.
Похоже, начались цитаты из Солженицына.

. в войсках желающих осваивать технику . до того не было.
Может, и не из Солженицына, но из той стаи.
Коварный вопрос: а кто же тогда с этой техникой управлялся? Ведь не сама она ездила?

. и войска только драпать от противника умели.
Самыми первыми драпанули, я полагаю, защитники Брестской крепости.
А кто же тогда сделал так, что немцы к концу 1941-го полностью утратили наступательные возможности?
Кто выбивал их танки, сбивал самолеты, уничтожал солдат вермахта? Сами попередохли?
Мозгами пошевелить лень? Проще мифы повторять?

2. Делить хуже чем уравниловка. Потому как когда всякое дерьмо живёт лучше тех кто работает.

3. Коварный вопрос: а кто же тогда с этой техникой управлялся? Ведь не сама она ездила?

Дык она и не ездила. Все десятки тыщ танков, имевшиеся на середину 1941 - к его концу перестали быть, лично Сталин свежепроизведённые поштучно распределял.

Самыми первыми драпанули, я полагаю, защитники Брестской крепости.

Им сбежать немцы сдуру не дали. Но 90% войск Бреста (в т.ч. и из крепости в несколько раз больше чем осталось) - уйти смогли - и не сделали противнику НИЧЕГО.

А кто же тогда сделал так, что немцы к концу 1941-го полностью утратили наступательные возможности?

Свежемобилизованные мужики. Не испорченные краскомами. Чем их больше в армии было - тем медленнее немцы наступали.

2. Когда в конце 80-х антисоветчики громили СССР, одним из главных обвинений в адрес социализма была как раз "уравниловка". Так что, либо вы настаиваете на своей точке зрения, тем самым доказывая, что антисоветизм есть сплошное лицемерие, либо признаете необоснованность своей претензии.
(На самом деле, следует сделать и то, и другое. Первое - безотносительно данного вопроса, просто по совокупности антисоветских тезисов, второе - потому что при Сталине начальник сильно отвечал за свою деятельность, бывало, и своей головой. И хорошая квартира в хорошем доме - не самая большая плата за эту ответственность.)

3.
Я не скажу ни слова. Пусть говорит профессионал и участник событий.
Гейнц Гудериан. Воспоминания солдата

Название работы: Школьная политика в 20-30гг. Положение о единой трудовой школе РСФСР(1918). О начальной и средней школе (1931). Программы и методы обучения

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Первые разрушительные действия большевиков натолкнулись на сопротивление учителей и педагогов, прежде всего Всероссийского учительского союза, насчитывавшего до 75 тыс. членов. Учителя на местах часто отказывались подчиняться советской власти. Они обвиняли коммунистов в терроре и покушении на демократию.

Размер файла: 25.89 KB

Работу скачали: 19 чел.

Школьная политика в 20-30гг. Положение о единой трудовой школе РСФСР(1918). О начальной и средней школе (1931). Программы и методы обучения.

Школьная политика в 20-30гг

В течение 1920-х гг. дореволюционная структура школьного образования была фактически ликвидирована. "Положением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1-я ступень - 5 лет обучения и 2-я ступень - 4 года обучения. Провозглашались право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом.

В 1920-х гг. проверялись варианты структуры школьного обучения, готовились новые учебные программы, вводились трудовое обучение, школьное самоуправление. Была основана государственная система опытно-показательных учебных заведений (ОПУ). Одновременно происходила большевистская политизация просвещения.

Первые разрушительные действия большевиков натолкнулись на сопротивление учителей и педагогов, прежде всего Всероссийского учительского союза, насчитывавшего до 75 тыс. членов. Учителя на местах часто отказывались подчиняться советской власти. Они обвиняли коммунистов в терроре и покушении на демократию. В декабре 1917 - марте 1918 г. проходила массовая стачка учителей, участники которой настаивали на демократическом решении проблем образования.

В ответ новые власти прибегли к политике кнута и пряника. Всероссийский учительский союз был запрещен, стачку объявили незаконной. Был создан новый Союз учителей-интернационалистов (позже - Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культуры), который находился под полным контролем большевиков. Одновременно правительство обещало поднять учителя на высоту, на которой он никогда прежде не стоял. Однако в условиях гражданской войны эти обещания выглядели скорее способом завоевать учителей, чем подлинным изменением школьной политики.

Оптимистические обещания большевиков и школьная реальность находились в вопиющем противоречии. Школьные здания пребывали в запустении. Учебники можно было достать только за большие деньги. Для учеников не хватало бумаги, чернил. Наблюдался массовый уход учителей из школ. Рассыпалась сложившаяся сеть учебных заведений.

К 1917г. Россия оставалась страной массовой неграмотности. На окраинах грамотность населения составляла только 23 % . Лишь в столицах уровень грамотности был сравнительно выше - около 50 %.

В первые годы после гражданской войны (1920-1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н.К. Крупской. Началось восстановление сети учебных заведений. Постепенно росло число средних школ в сельской местности (в 1920/21 учебном году их насчитывалось свыше 2 тыс.). Но особых успехов из-за тяжелейших экономических условий достигнуто не было. Дети и школа оказались жертвами разрухи и голода. Только в Поволжье в 1921 г. голодало около 3 млн. детей и подростков. Многие умирали. Доля просвещения в бюджете, доходившая в 1920 г. до 10 % , в 1922 г. упала до 2-3 % . На протяжении 1921-1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения ("договорные школы"), была введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней.

Во второй половине 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. В 1927/28 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10 %, а количество учащихся - на 43 %. Если в 1922/23 учебном году на территории РСФСР насчитывалось около 61,6 тыс. школ, то в 1928/29 учебном году - их количество достигло 85,3 тыс. За тот же период количество 7-летних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них -вдвое. Страна подошла к введению всеобщего начального обучения. В 1930 г. было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение).

В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные педагоги: С.Т. Шацкий (Первая опытная станция), М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С. Толстов (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др. ОПУ были пионерами иной организации обучения. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудового обучения и др.

Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной школы 1921,1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Ценными в комплексных программах были попытки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схоластике традиционной школы, поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторный", "экскурсионный" и пр.).

В течение 1920-х годов опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4+5 или 5+4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр.

Но в целом существенного повышения эффективности обучения в 1920-х гг. не произошло. Школьные учреждения работали неудовлетворительно. Объем знаний, которые приобретали учащиеся общеобразовательной школы, был недостаточным. Школа формировала далекую от идеалов отечественной демократической педагогики личность, которую мало интересовали литература, искусство, жизненные отношения, и больше - самоуправление, политические мероприятия и другие виды общественной деятельности. Коллективизм и самоуправление в воспитании вырождались в конформизм, манипулирование детьми. Вместо детской активности насаждалась покорность.

Крупные изменения в школьном образовании произошли в 1930-х гг. Руководство страны и ВКП (б) приняли постановление О начальной и средней школе (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школы на предметные программы.

Постепенно улучшалось качество обучения. Это стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. Стабильные программы и четкая организация обучения способствовали выходу из кризиса образования. Сильные стороны реформ 1930-х гг. – появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей), регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. Частично подобные недостатки компенсировались благодаря усилиям рядовых учителей, стихийной дифференциации (когда часть учащихся шла в профессиональные школы, а другая - в высшие учебные заведения), деятельностью ОПУ, дававших образцы обучения на началах самостоятельности, активности, умения ориентироваться в окружающей среде.

Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения. Вместе с тем неграмотность продолжала оставаться острейшей проблемой. Так, в 1939 г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать.

В 1930-е гг. произошел отход от целесообразных педагогических нововведений 20-х гг. В учебных заведениях насаждался дух казармы, упразднялось самоуправление. В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое обучение и наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования. Была упразднена система ОПУ. В школе, как и во всем обществе, усиленно насаждался культ личности Сталина.

Положение о единой трудовой школе РСФСР(1918).

В 1920-е гг. в научно-педагогической секции ГУСа (Государственного учёного совета) была разработана комплексная система обучения. Во 2-й половине 1920-х гг. была частично возвращена предметная система преподавания при сохранении общего трудового характера школы [10].

Идеи, ставшие ключевыми в формировании единой трудовой школы первых десятилетий Советской власти.

2. В перспективе своего развития единая трудовая школа предусматривала создание целостной разветвленной системы многоуровневого и многопрофильного обучения, учитывающего потребности народного хозяйства.

3. В работах теоретиков трудовой школы труд рассматривается как наиболее универсальный способ взаимодействия человека с природой, обществом и самим собой, самое эффективное средство воспитания коллективиста, гражданина социалистического общества.

4. Производительный характер трудовой деятельности реализовывался во взаимодействии школы и семьи, труда домашнего, школьного и индустриального.

5. Организация учебного процесса в единой трудовой школе основывалась на передовых для того времени методах зарубежной педагогики (метод проектов, дальтон-план). Однако при всех своих достоинствах эти методы не обеспечивали в обучении прочной связи теоретических знаний и практического опыта, что привело к возвращению в общеобразовательную школу предметной системы преподавания.

К основным принципам трудовой школы стоит отнести:

принцип лёгкости обучения;

энциклопедический принцип содержания образования на I ступени обучения (в возрасте от 8 до13 лет);

трудовое, физическое и эстетическое воспитание;

принцип совместного обучения.

О начальной и средней школе (1931).

• Регулярное предметное обучение

• Стандартные программы и учебники

Большая работа проводилась по реализации принципа всеобщности обучения. Основные вехи реализации этого принципа таковы:

• 1930 – обязательное начальное образование (4 года)

• Конец 30-х – всеобщее 7-летнее обучение в городах

• Начало 1950-х – всеобщее 7-летнее обучение

• 1958 – всеобщее восьмилетнее обучение

• 1970 – завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.

Программы и методы обучения

В первые годы после гражданской войны (1920 - 1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 году создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н. К. Крупской.

Началось восстановление сети учебных заведений.Постепенно росло число средних школ в сельской местности.

На протяжении 1921 - 1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения ("договорные школы"), была введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней.

Во второй половине 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса.

Страна подошла к введению всеобщего начального обучения.В 1930 году было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение).

В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные педагоги: СТ. Шацкий (Первая опытная станция), М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С. Толстой (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудового обучения и др.

Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной школы 1921, 1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Ценными в комплексных программах были попытки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схоластике традиционной школы, поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторный", "экскурсионный" и пр.). В течение 1920-х годов опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4 + 5 или 5 + 4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр.

Читайте также: