Положение о церковных школах ведомства православного исповедания 1902

Обновлено: 02.07.2024

В дореволюционной России на протяжении многих лет вопросами народного образования и просвещения в той или иной мере ведало духовенство. Государство было заинтересовано в том, чтобы представители церкви воспитывали народ в духе преклонения не только перед властью небесной, но и властью земной – государственной.

ВложениеРазмер
tserkovno-prihodskie_shkoly.doc 53.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТОЯНИЕ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ

В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ

Алексей Геннадьевич Пшеничный,

учитель истории и обществознания

В дореволюционной России на протяжении многих лет вопросами народного образования и просвещения в той или иной мере ведало духовенство. Государство было заинтересовано в том, чтобы представители церкви воспитывали народ в духе преклонения не только перед властью небесной, но и властью земной – государственной.

В 60-е гг. XIX в. остро встал вопрос о расширении сети школ, прежде всего - начальных. Прогрессивная общественность требовала введения всеобщего начального образования. Правительство было вынуждено приступить к реформам в области просвещения, затронувшим начальную, среднюю и высшую школы.

Согласно Правилам 1884г. Церковно-приходскими школами именовались начальные училища, открываемые православным духовенством - приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а также казны. Школы эти имели целью утверждать в народе православное учение веры и христианской нравственности, а так же давать первоначальные полезные знания.

Об открытии церковно-приходской школы приходские священники сообщали через благочинных епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения, уездным училищным советам, а где их нет - должностным лицам учебного ведомства, заведующим народными школами.

Закрытие церковно-приходских школ, и передача их в другое ведомство происходили с разрешения епархиального архиерея.

Церковно-приходские школы были: одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом обучения.

В начале XX века срок обучения в церковно-приходских школах увеличился: в одноклассных до 3 лет, в двухклассных - до 5 лет.

В церковно-приходских школах преподавались такие предметы, как: закон божий, а именно изучение молитв, священная история и объяснение богослужения; краткий катехизис; церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо; начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподавались, сверх того, начальные сведения из истории церкви и Отечества. Объем преподавания этих предметов и распределение их по тем и другим школам устанавливался особыми программами с утверждения святейшего синода.

Ведению и наблюдению духовного начальства подлежали и открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности. С разрешения епархиального архиерея, при церковно-приходских школах можно было открывать: дополнительные классы по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах; проводить ежедневные уроки для взрослых; вводить особые ремесленные отделения и рукодельные классы; открывать воскресные школы для лиц, не имеющих возможности учиться ежедневно. Хотя уроки для взрослых и воскресные школы могли быть открыты священниками и там, где нет церковно-приходской школы.

Преподавание в церковно-приходских и воскресных школах на уроках для взрослых и в дополнительных классах производились под руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным святейшим синодом. При названных школах, по мере средств, составлялись учительские и ученические библиотеки.

Приходские школы нераздельно с церковью должны были внушать детям любовь к церкви и богослужению, чтобы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны были участвовать в церковном чтении и пении.

Ежедневные учебные занятия в церковно-приходских школах начинались и оканчивались молитвой. Обучение осуществляли местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а также назначаемые для этого, с утверждения епархиального архиерея, учителя и учительницы, под наблюдением священников.

Наставление в правилах веры и преподавание закона божия относились к прямой обязанности священника. Если в составе причта был дьякон, то преподавание закона божия могло быть предоставлено и ему. В особых случаях, с разрешения епархиального архиерея, преподавание закона божия могло быть предоставлено членам клира или благонадежному учителю из лиц, не принадлежавших к составу клира.

Учительские должности в церковно-приходских школах замещались преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющих звание учителя начального народного училища, пользовались всеми правами, предоставленными этому званию.

Испытания (экзамены) оканчивающих курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих права на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, производились на основании общих, установленных для начальных училищ, правил.

Непосредственное и ответственное заведывание церковноприходскими школами возлагалось на приходских священников или же на назначенных епархиальным архиереем, которому принадлежало общее заведывание церковно-приходскими школами в епархии и попечение о их благоустройстве. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждались епархиальные училищные советы. Председатель и члены совета избирались епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения.

К заседаниям совета приглашались на правах членов местные директора народных училищ. Училищный совет рассматривал отчеты священников-наблюдателей и представлял епархиальному архиерею свои соображения о мерах, которые могли способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.

Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежало святейшему синоду, который имел право издавать особые постановления.

Относительно быстрый рост числа школ на Алтае во второй половине XIX - в начале XX веков объясняется рядом причин.

После отмены крепостного права, повлекшей освобождение приписных крестьян и мастеровых, в округе, как и в других районах страны, распространение получил наемный труд, широко развивается торговля. Благодаря строительству Сибирской железной дороги Алтай оказался втянутым в общерусский и мировой рынок. В городах и крупных селах возникают разного рода промышленные предприятия, появляется множество частных ремесленных мастерских, развивается кустарное производство. Поэтому с каждым годом нарастала потребность в грамотных рабочих и специалистах. К концу XIX века само русское крестьянство начинает осознавать потребность в знаниях, а значит в книге и грамоте. Город предоставлял больше возможностей для просвещения и образования, – это и многочисленные учебные заведения разного уровня и разных ведомств, и публичные лекции, организуемые местными культурно-просветительными обществами и библиотеки, и многое другое. В деревне круг просветительных возможностей был крайне ограничен. Подавляющая часть интеллигенции (людей потенциально способных выступить учителями для малограмотного сельского населения) проживала в городах. Количество школ и уездных училищ было крайне незначительным, еще меньшим было количество библиотек.

В конце XIX века число церковно-приходских школ и школ грамоты резко увеличивается. Так, в Томской епархии на 1 марта 1887 года было всего 58 церковно-приходских школ, вместе со школами Алтайской миссии, в которых училось более 1100 учащихся обоего пола. К ноябрю 1887 года число приходских школ увеличивается до 87, а число учащихся до 1515, на начало 1889 года открыто уже 123 школы. [2.]

Нужно отметить, что в западной Сибири в силу отсутствия земств не возникало конкуренции между государственной, земской и церковной школами. Даже сильный всплеск школьного строительства, произошедший в конце XIX века не смог полностью покрыть потребности народа в образовании, поэтому совершенно неудивительно стремление сельского населения к распространению церковно-приходских школ и школ грамоты. Не редки были случаи обращения крестьянских сходов к церковному начальству с просьбой открыть в их селе школу и обещанием пожертвовать на ее постройку и содержание учителя необходимую сумму. Не редки были письма подобной направленности и от самих представителей сельского духовенства епархиальному начальству.

Эта во многом подвижническая деятельность была высоко оценена теми, ради кого она предпринималась, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные отзывы сельских сходов о просветительной деятельности местных священников. [2.]

Подводя итог, необходимо отметить, что в конце XIX века проблема народного просвещения была осознана как государством, так и широкими кругами российской общественности. На Алтае она стояла наиболее остро в связи с низким уровнем грамотности населения региона. И если в городах роль лидеров просветительного движения взяла на себя светская интеллигенция, то в деревне - сельское духовенство.

Сегодня, по мнению руководства страны, очень важно сохранить школы там, где это необходимо, а дети должны иметь возможность учиться в родных селах и поселках, в цивилизованных условиях и получать качественное образование, чтобы выпускники по уровню знаний не уступали своим сверстникам из городов. Страна у нас большая, территория колоссальная, в некоторых местах нам не обойтись без сохранения малокомплектных школ, организации филиалов базовых школ на их основе. Возможно, в сложившейся ситуации мог быть полезным и другой исторический опыт - опыт церковно-приходских школ.

Список использованных источников и литературы

Хрестоматия по истории педагогики. // Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936.

Тамбовския Епархиальныя Ведомости [Текст]. В 52 номерах. № 32. 10 августа 1902 года / ред. Оффиц. части, Секретарь Консистории, А. Андриевский; ред., архимандрит Нафанаил. – Тамбов : Типография Губернскаго Правления, 1902. – о. ч. : [2] с., С. 731-758; н. ч. : С. 607-629, [1] с. – Еженед. – Разд. паг., ил.

    1
  • Часть оффициальная. Высочайшее повеление. Об утверждении положения о церковных школах ведомоства Православнаго Исповедания.3516
  • Указы Святейшаго Синода на имя Преосвященнейшаго Димитрия, Епископа Тамбовскаго и Шацкаго. Приказы господина Обер-Прокурора Святейшаго Синода.1819212227
  • Часть неоффициальная. Прощание ректора Киевской духовной Академии преосвященнаго Димитрия с Академией, другими духовно-учебными заведениями и духовенства г. Киева.31444852

Ссылка на страницу

Ограниченный просмотр

Вы находитесь в режиме ограниченного доступа к "Электронной библиотеке Тамбовской области" и просмотрели допустимое число страниц. Если вы хотите пользоваться электронной библиотекой без ограничений, необходимо осуществить вход на сайт. Для этого вы можете использовать свою учётную запись в одной из предложенных социальных сетей.

Чернега Ксения Алексеевна, кандидат юр. наук

Православное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

История религиозного образования

Современное состояние российской системы православного образования таково, что мы вынуждены оглядываться назад, изучая и переоценивая опыт прошлого. При этом безусловного внимания заслуживает не только содержание и организация образовательного процесса в дореволюционных учебных заведениях, но также и юридический статус последних. Несомненно, что для более полного понимания правового положения православного образования в наши дни следует обратиться к истории.

Образовательная система дореволюционной России была основана на гармоничном сочетании светских знаний и религиозной нравственности. В конце XVIII - начале XIX в. обучение детей российских подданных было возложено на приходских священников и членов причта, в обязанности которых, помимо совершения богослужений и церковных треб, входило также создание церковно-приходских школ и преподавание в них не только вероучительных, но и иных предметов, прежде всего чистописания(*). В результате к концу XIX в. в России сформировалась целая сеть церковно-приходских школ, преследующих цели начального образования и православного воспитания учащихся. Основной чертой приходского образования была церковность, которая выражалась в том, что руководителями образовательного и воспитательного процесса в приходах были православные священники, а преподаваемый ими Закон Божий составлял ядро учебной программы. Церковность приходского образования обеспечивалась соответствием жизнедеятельности приходских школ внутреннему укладу и традициям православной Церкви: учащиеся и педагоги были воцерковлены, школьный коллектив участвовал в храмовых богослужениях, учебные занятия начинались и оканчивались молитвой. (*) В соответствии с Положением о церковных школах ведомства православного исповедания от 1 апреля 1902 г. церковно-приходская школа являлась одной из основных ячеек начального образования в России. (*)Наряду с церковно-приходской системой в нашем Отечестве развивалась государственная система образования, характерная особенность которой заключалась в том, что государственные образовательные учреждения, хотя и относились к ведению Министерства просвещения, тем не менее были тесно связаны с православной Церковью. Неслучайно вероучительные предметы, и прежде всего Закон Божий, входили в образовательную программу дореволюционных государственных учебных заведений.

Октябрьская революция 1917 г. коренным образом изменила сложившиеся в период самодержавия взаимоотношения Церкви и государства. К власти пришли воинствующие атеисты, попирающие заповеди Божий и отвергающие Церковь. В изменившейся обстановке Церковь стремилась предотвратить возможные притеснения со стороны государственных органов, найти приемлемые формы сосуществования с ними. Она пыталась использовать для этого авторитет Поместного Собора, который 2 декабря 1917 г. принял особое Определение, выражающее соборный взгляд Церкви на ее правовое положение в государстве. В этом Определении Церковь считала важным, чтобы государство признало следующие основные положения, касающиеся взаимоотношений школы и Церкви:

1). Согласно п. 18 Определения "учреждаемые Православною Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в Государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании".

2). В соответствии с п.19 Определения ";во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви; преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях; содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается за счет казны".(*)

Таким образом Священный Собор вовсе не был настроен на отделение государственной системы образования от Церкви. Напротив, предполагалось участие Церкви в образовательном процессе, поддержка религиозного образования со стороны государства. Однако намерения Священного Собора не оправдались. В ответ на принятое им Определение советское правительство в январе 1918 г. издало Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви";. В п. 9 Декрета провозглашалось, что "школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом".

Согласно Декрету граждане могли обучать и обучаться религии частным образом. При этом, однако, устанавливались достаточно жесткие требования к количеству присутствующих на домашних занятиях учащихся."Исходя из постановлений Х Съезда Советов, - читаем в Инструкции НКВД от N 461 22 декабря 1923 г., - НКВД предлагает запретить занятия с детьми вне школы путем организации групповых занятий с группами детей количеством более 3 человек". В отличие от приведенной Инструкции действующее российское законодательство предоставляет возможность получения религиозного образования на дому без всякого ограничения количественного состава учащихся. Более того, в соответствующих нормативных правовых актах закреплена возможность обучения граждан в образовательных учреждениях, созданных церковными организациями. В период действия советского Декрета 1918 г. такая возможность была исключена, ведь в силу п. 12 Декрета церковные организации лишались прав юридического лица, а значит и не могли выступать в качестве учредителей образовательных учреждений.

Заслуживает внимания также постановление Наркомата юстиции "О порядке проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви" от 24 авг. 1918 г. В п. 33 постановления указано, что "ввиду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случае не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских." Итак, если установленный Декретом 1918 г. запрет на религиозное образование касался лишь общеобразовательных учреждений, то постановление Наркомата юстиции запрещало преподавание вероучений в любых образовательных учреждениях всех типов и видов, за исключением богословских. Одновременно государственная власть приняла меры к тому, чтобы не допустить священнослужителей к преподаванию в школе. Так, в развитие п. 9 Декрета Наркомпрос в особом циркуляре от 3 марта 1919 г. постановил:

"- воспретить лицам, принадлежащим к духовенству, занимать какие бы то ни было должности во всех школах;

- лица, принадлежащие ранее к составу духовенства, по оставлении сана, могут занимать таковые должности лишь с особого каждый раз разрешения Наркомпроса;

- виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Ревтрибунала."

В п. 34-35 приведенного постановления НКЮ узаконивается грабеж работников церковных образовательных учреждений: "все кредиты на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподаватели религиозных вероучений должны быть лишены всякого рода довольствия. Здания духовных учебных заведений, а также церковно-приходских школ, как народное достояние, переходят в распоряжение местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов и Народного Комиссариата Просвещения." Как видим, педагогические коллективы церковных учебных заведений, в том числе церковно-приходских и воскресных школ, богословских курсов, духовных семинарий, остаются не только без прав, но также и без всяких средств к существованию.

С юридической точки зрения участь религиозного образования в годы советской власти гораздо более трагична, чем участь культовой деятельности и ведущих ее церковных общин. Последние, хотя и были лишены всякого собственного имущества и капиталов, все же имели право на существование, вели культовую деятельность. Между тем, православные школы, за исключением специальных богословских курсов и семинарий для совершеннолетних, были разогнаны, так что религиозное образование находилось по строгим запретом. Об этом выразительно свидетельствует Уголовный кодекс 1924 г., устанавливающий уголовную ответственность за преподавание малолетним и несовершеннолетним гражданам религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах. Это преступление каралось принудительными работами на срок до одного года.

начальные школы в дореволюционной России, существовавшие при церковных приходах. Преследовали в основном церковные цели, наставляли юношество в вере. После школьной реформы 1804 (см. Начальная школа) в некоторых городах и селениях стали создаваться Приходские училища. Сеть школ, находившихся в ведении Синода, в 1-й половине 19 в. продолжала развиваться. В середине 60-х гг. насчитывалось 21420 Ц.-п. ш. с 412 тыс. учащихся.

С 1885 по 1902 ассигнования на Ц.-п. ш. возросли с 55 тыс. до 10,3 млн. руб. (на все др. начальные школы в 1902 отпущено 5 млн.), число их увеличилось с 5517 в 1885 до 42 696 в 1905 (46,5% всех начальных школ) и затем стало уменьшаться. В 1915 числилось 40 530 Ц.-п. ш. (32,8%). После Октябрьской социалистической революции Ц.-п. ш. были упразднены в связи с закрытием всех религиозных школ и созданием единой государственной социалистической школы.

Лит.: Чехов Н. В., Народное образование в России с 60-х гг. XIX в., М., [1912]; Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953, с. 84—153, 165—93.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Церковно-приходские школы" в других словарях:

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с нач. 20 в. 3 года (в некоторых … Большой Энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — Ученики приходской школы. Якутия, конец XIX, начало XX века. Церковно приходские школы начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года [1]; находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего… … Википедия

церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах в России. Находились в ведении Синода. Ранее приходские училища. Название закреплено в 1884 Правилами для церковно приходских школ. Срок обучения 2 года (в некоторых 4 года), с начала XX в. 3 года (в… … Энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — в России до 1917 начальные школы, руководимые духовенством. Начали создавать в начале 18 в. Духовный регламент (1721) предписал учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. Курс большинства подобных … Педагогический терминологический словарь

Церковно-приходские школы — нач. школы при церк. приходах. Появились после шк. реформы 1804, находились в ведении Синода. Ранее приходские уч ща. В 1884 изданы Правила о церковно приходских школах , по к рым создавались одноклассные (2 годичные) и двухклассные (4 годичные,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — – правила о них были Высочайше утверждены 13 июля 1884 г. и затем 1 апреля 1902 г. Высочайше утверждено Положение о них, согласно коему церковные школы ведомства Православного Исповедания имеют целью распространять в народе образование в… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Церковно-приходские школы — см. Начальное образование … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ — нач. уч. заведения духовного ведомства, открывавшиеся при приходах с утверждения и благословения епархиального архиерея для детей низших сословий. По Правилам 1884 ЦПШ имели типовую программу: в 1 кл. 2 год. чтение, в т.ч. церк. печати, письмо,… … Екатеринбург (энциклопедия)

Церковно-учительские школы — педагогические учебные заведения (мужские и женские) в дореволюционной России для подготовки учителей церковно приходских школ (См. Церковно приходские школы). Существовали со 2 й половины 19 в., находились в ведении Синода. Имели 3… … Большая советская энциклопедия

Приходские школы — учебно воспитательные заведения элементарного типа для населения, относившегося к одному церковному приходу. Возникли в Западной Европе в период раннего Средневековья. Гл. цель нравственно религиозное воспитание, подготовка клириков, хористов … Педагогический терминологический словарь

Читайте также: