Полоцкая и гродненская архитектурная школа таблица

Обновлено: 05.07.2024

Как обстояло дело с каменным строительством в Полоцке после постройки Софийского собора. Ответ на этот вопрос дает архитектурно-археологическое состояние памятников Полоцкой земли, развернувшееся в 60-70-е годы 20 века. Ответ, разумеется, неполный. Тем не менее, археологический материал дает представление о весьма интенсивном строительстве, которое велось в Полоцке и других городах княжества в первой половине - середине 12 века. На фоне археологического состояния полоцких памятников счастливым исключением выделяется Спасо-Преображенский собор Ефросиньева монастыря - единственный полностью сохранившийся памятник архитектуры Полоцкой школы.

Остатки каменных построек выявлены на территории Верхнего и Нижнего замка, в Спасском монастыре (что в окрестностях Полоцка, а ныне в черте города) и на Бельчицах, где находилась загородная усадьба Полоцких князей и монастырь. Свое название это место (на левом берегу Западной Двины) получило по ручью Бельчицы. Самый ранний памятник на Бельчицах – так называемый, Большой собор. Его посвящение неизвестно, поэтому он и существует в науке вот под таким именем нецерковным - Большой собор. Датируется здание началом 12 века. Не исключена и более ранняя датировка. Судя по фундаментам и нижним частям стен, это был шестистолпный трехапсидный храм с тремя притворами перед северным, западным и южным входом. Его размеры в плане 23,5 примерно на 16 с небольшим метров. Подкупольный квадрат храма (это важно отметить) сдвинут к западу, то есть купол опирается на 4 западных столба, а не как обычно на пары восточных. Впервые в Полоцкой архитектуре этот прием использован зодчим Софийского собора. Его применение в Бельчицком храме свидетельствует о преемственности в полоцком зодчестве. При наличии трех притворов такое расположение купола должно было подчеркивать центричность объемной композиции, ее высотность. Возможно, уже в этом храме появились те черты ступенчатой башнеобразной композиции, которые будут в дальнейшем развитии Полоцкого зодчества доминирующими и станут определяющими в всего Древнерусского зодчества в конце 12 века.

Еще одна оригинальная черта Полоцкого зодчества домонгольского времени связана с системой и материалом кладки. Строили в Полоцке только из плинфы, используя традиционный для Древнерусского зодчества конца 10 – начала 13 веков известковый раствор с кирпичной крошкой в качестве наполнителя. Но в отличие от мастеров Приднепровской школы Полоцкие строители возводили стены в системе кладки со скрытым рядом, то есть на лицевую сторону стены плинфы выходили через 1 ряд. Скрытый (иначе говоря, сдвинутый) вовнутрь для лучшей привязки ряд плинфы затирался раствором. Сочетание узких рядов – красный кирпич и плинфы, красно-коричневой плинфы и широких полос розоватого цемяночного раствора – создавало красивый живописный эффект. Кладка из плинфы со скрытым рядом - типично Полоцкий прием, опознавательный знак Полоцкого зодчества 12 века. Постройкой Большого Бельчицкого собора строительство на Бельчицах не ограничивалось. Здесь в первой половине 12 века. были построены еще 2 каменных храма, а в конце 12 – начале 13 века к ним добавился еще один каменный храм. Четыре каменных храма в одном монастыре – случай уникальный для зодчества домонгольской поры. Вслед за Большим собором строится Борисоглебская церковь и Пятницкий храм – усыпальница. Борисоглебский храм с его вытянутым по оси запад-восток плану далеко выступающие центральные апсиды и двумя боковыми скрытыми в толще стены предвосхищает хорошо сохранивший Спасский собор Ефросиньева монастыря.О нем скажем погодя.

Особенности Пятницкой церкви иного рода. Это был совсем небольшой бесстолпный храм с прямоугольной, а не округлой, как обычно, апсидой. Такое решение алтарной части можно считать оригинальным, но не уникальным, так как при обстройке Софийского собора в первой половине 12 века был возведен храм-крещальня тоже с прямоугольной апсидой. Такая же форма апсиды известна в Смоленском зодчестве. Сохранившиеся до сводов руины Бельчицких храмов пережили Великую Отечественную войну и были, к сожалению, разобраны в послевоенный период.




Нельзя не упомянуть еще один оригинальный храм на Бельчицах, известный по рисунку конца 18 века. На рисунке представлен план характерно Полоцкого храма – сильно вытянутый, с одной апсидой на востоке и ,что особенно важно, с полукруглыми апсидами - певницами, так называемыми, с северной и южной стороны. Подобные 3 конхи известны по раскопкам еще в двух городах, древнерусских городах в Новгороде Северском и Путивле. Тип подобных храмов восходит к монастырской традиции Афона и Балкан. Каждый из Бельчицких храмов оригинален сам по себе, а, в целом, этот, увы, утраченный ансамбль, вне всякого сомнения, был воплощением Полоцкого архитектурного своеобразия в стилистическом и образном отношении.

К числу ранних полоцких храмов относится церковь-усыпальница полоцких епископов в Спасском монастыре. Его остатки были открыты раскопками 60-70-х годов 20 века. Алтарная часть здания не сохранилась. Основной четырехстолпный объем был охвачен с трех сторон галереей с небольшими бесстолпными храмами у восточных торцов. Обнаружено большое число кирпичных склепов, а в северной галерее - подземная погребальная камера. По письменным данным храм был усыпальницей полоцких епископов. Князей же хоронили у Софийского собора, в усыпальнице, возведенной в начале 12 века. Остатки этого здания также открыты раскопками.

Самым известным полоцким храмом 12 века является хорошо сохранившийся Спасо-Преображенский собор Ефросиньева монастыря. Дочь полоцкого князя Георгия Предслава очень рано, вероятно, еще в 20-е годы 12 века, а родилась она в начале 12 века около 1104-1106 годов. Очень рано вступила на стезю монашеского подвижничества. Сперва подвязалась в так называемом голбце (особом помещении у Софийского собора), а затем по совету епископа оставалась в предместьи города, именовавшемся тогда Сельцом. Здесь она основала монастырь, приняла постриг и получила имя Ефросинья. Житие Святой Ефросиньи Полоцкой сохранилось в поздних списках, имеются в нем и сведения и о построенном основательницей монастыря каменном храме. Организатором строительства и, вероятно, зодчим был, как сказано в Житии, преставник над делатели церковными Иоанн, в списках Иван. Время постройки храма в Житии не указано, но уверенно можно утверждать, что собор был возведен до 1161 года. Именно этим годом датируется знаменитый крест Ефросиньи Полоцкой, изготовленный по ее заказу мастером Лазарем Бокши и вложенный ею в Спасский храм. Во время Великой Отечественной войны крест был утрачен, судьба его неизвестна, а это было выдающееся произведение прикладного искусства, святыня Полоцкой земли. Храм, несмотря на реконструкцию его верхних частей в 30-е годы 19 века, сохранился хорошо. Исследования здания в 20 веке показали, что это одна из самых оригинальных построек домонгольского времени. Памятник очень важен для понимания динамики и смысла развития не только Полоцкой архитектуры, но и зодчества Древней Руси конца 12-начала 13 века в целом. В плане храм близок к храму Бориса и Глеба на Бельчицах. Вытянутый по оси восток-запад план, шестистолпная внутренняя структура здания с нартексом. Алтарная часть с одной выступающей апсидой и двумя боковыми, утопленными в толще восточной стены и снаружи невыявленными. Это всё характерные полоцкие черты в архитектуре этого времени. Ход на хоры размещен в западной стене, хоры имеют п-образную форму. В выступающих на восток помещениях хор находятся небольшие крестообразные храмы, молельни, перекрытые купольными сводами, которые снаружи не выявлены. Нартекс и апсида несколько ниже основного объема, который имеет закомарное завершение. Венчает храм одна глава. Самая оригинальная часть храма скрыта ныне поздней кровлей. В 20-х гг. 20 века был обследован чердак здания. Выяснилось, что под барабаном храма находится массивный постамент кубической формы; каждая из его 4-х граней декорирована кокошником 3-лопастной формы. Такое устройство подчеркивало вертикальный размер, придавало верхней части здания, а с учетом пониженных нартекса и композиции храма, в целом, ступенчатый, центрический вид. Вертикальная устремленность композиции подчеркивают и впервые здесь встречающиеся закомары и кокошники с килевидными подвышениями. Килевидная форма закомар и кокошников сопутствует русской архитектуре не только в Древнерусский период, но и в18 и в 19 и даже в 20 веке. Строитель Храма, мастер Иоанн, был несомненным новатором. Спасский собор, а, возможно, и ранее построенный им же Борисоглебский храм на Бельчицах свидетельствуют о поиске нового композиционного решения. В нем отчетливо выявилось стремление зодчего подчеркнуть динамику архитектурных масс, акцентировать их ритмическое нарастание к центру, усилить нарядность венчающих частей здания. Это был первый известный нам опыт создания храма башнеобразного облика.

Новации полоцкого мастера получат дальнейшее развитие в архитектуре других школ. В Полоцке же непосредственным продолжением новаций, воплощенных мастером Иоанном в Спасском соборе, стал храм в Детинце, открытый раскопками в 1967 году. Шестистолпный храм с тремя притворами, характерно полоцкой алтарной частью. Передняя апсида его выступает, боковая скрыта в восточной стене, сдвинутым к западу подкупольным квадратом. Все эти особенности встречаются в более ранних постройках. Новое - в сложно профилированных пучковых пилястрах, членящих фасады храма снаружи и акцентирующих его углы. Синтез всех этих особенностей в храме на Детинце позволяет утверждать, что уже в 60-80-х годах 12 века именно в Полоцке сложился башнеобразный ступенчатый по объемной композиции храм. Лишь в конце 12 – начале13 века этот тип храма и этот образ храма станет общерусским достоянием, во многом определив облик домонгольского зодчества на заключительном этапе его развития.

О постройках в других городах Полоцкой земли. Остатки небольшого четырехстолпного храма обнаружены в Минске. Храм по каким-то причинам был недостроен. Его возведение ограничилось закладкой фундамента. Именно поэтому его датировка вызывает затруднения, равным образом и особенности его несостоявшегося объемно-пространственного решения, но видимо запланированного. Возможно, постройка относится к началу 12 века. Сохранившаяся до сводов церковь Благовещенья в Витебске (единственная постройка древнего Витебска) была варварски порушена в 1961 году. Остатки здания после протестов общественности законсервировали, а в 90-е годы выстроили заново с полным восстановлением верха, хотя каких-либо документальных данных для этого не было. Это способ реставрационного деяния, который, прямо скажем, не соответствует нормам научной реставрации. По плану Витебский храм близок к Спасскому собору Ефросиньева монастыря. Отличие в том, что его средний неф спланирован очень рационально и состоит почти из одинаковых квадратных ячеек. Другая особенность церкви Благовещенья – система кладки, в которой ряды тесаных известняковых блоков чередуются с двойными рядами плинф. В русской строительной практике такая система кладки неизвестна. Аналоги - в памятниках Византии и Балкан. Подобная кладка зафиксирована еще один раз в церкви Бориса и Глеба в Новогродке. Храм этот раскрыт раскопками под более поздней постройкой того же имени. Такая особенность зафиксирована в основном объеме Борисоглебского храма. Охватывающая здание галерея сложена по-полоцки из плинф в системе со скрытым рядом.

С 70-80-х годов строительство в Полоцке сходит на нет. Тому способствовали, надо полагать, неблагоприятные обстоятельства внутренней жизни княжества, неудачи внешнеполитического и военного характера. Однако идея полоцких зодчих, их свершения не пропали. Архитектура конца 12 – начала 13 века за пределами Полоцкой земли активное развивают полоцкое архитектурное наследие. В первую очередь это относится к архитектуре Смоленской земли.

1. Назовите главные особенности застройки городов Высокого средневековья на территории Беларуси.

Укрепления, которые окружали город со всех сторон.

2. Что такое каменное зодчество? Приведите примеры, относящиеся к периоду Высокого средневековья.

Каменное зодчество — это возведение зданий из камня и кирпича, скрепленных известковым раствором.

К периоду Высокого средневековья относятся: Полоцкий Софийский собор, Борисоглебская церковь в Гродно (Коложская церковь).

3. Назовите известные вам постройки полоцкой и гродненской архитектурных школ. В чем заключается их своебразие?

Полоцкая Гродненская
Спасо-Преображенская церковь Борисоглебская (Коложская) церковь

Постройки гродненской школы приземистые и построены в форме базилики (вытянуты от входа к алтарю). При строительстве стен в кладку плинфы (узкого кирпича) добавляют камни, порой разноцветные, образующие узоры (обычно в форме креста).

Церкви полоцкой школы крестово-купольные. В Полоцке впервые появились кокошники (особые формы рельефы).

4. Чем было представлено искусство белорусских земель Высокого средневековья?

Фресками, образами (иконами), книжными миниатюрами.

5. Какими образцами декоративно-прикладного искусства гордится Беларусь?

Крестом, изготовленным мастером Лазарем Богшей по заказу Евфросинии Полоцкой.

6. В чем особенности распространения грамотности на территории Беларуси? Докажите на конкретных примерах, что на белорусских землях уже с XI в. была распространена письменность.

На территории Беларуси читать и писать умели не только служители церкви, но и торговцы, ремесленники, сборщики дани, судьи, а также простые люди.

7. Как вы думаете, почему на территории Беларуси со времени Высокого средневековья сохранилось немного памятников культуры по сравнению с Западной Европой?

Потому что на территории Беларуси было много войн. Также многие церкви были разрушены в мирное время (в рамках борьбы с религией).

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Архитектурные школы Беларуси и Украины 12 века

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

После возведения в 11 в. Софийского собора в Полоцке развитие монументального зодчества приостановилось до 12 в. К этому времени назрели новые условия, связанные с распадом Киевской Руси и укоренением феодально-экономических отношений. В 12 в. Полоцкое княжество было самым сильным среди древнерусских (после Киева - столицы Древней Руси). Тут сформировалась своя яркая полоцкая архитектурная школа.

На раннем этапе в ней присутствовала тенденция следования киевским образцам (Большой собор Бельчицкого Борисоглебского монастыря во многом напоминает церковь Спаса в Берестове, под Киевом). Только в сер. 12 в. сложилась своя традиция, которая наиболее ярко отразилась в творчестве мастера Иоана. Он первым из древнерусских мастеров решительно порывает с канонами византийско-киевской архитектуры и создаёт свой отличительный тип храма башневидной ярусной композиции ориентируясь в этом на свой прототип - полоцкую Софию (Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке, Борисоглебская церковь в Бельчицах).



В постройках полоцкой школы произошёл отход от византийских крестово-купольных многонефных структур с несколькими апсидами. Здания тут стали вытянутыми в плане, боковые нефы более узкими, доминирует средняя апсида а боковые апсиды снаружи не выявлены и чаще всего спрятаны в толще алтарных стен. Для полоцкой архитектурной школы характерна кладка со "спрятанным рядом", которая образовывала двухцветную гамму поверхности стены, реже - с чередованием слоев плинфы и известняка. Для некоторых памятников полоцкой архитектурной школы характерно размещение подкупольного квадрата не над восточными, а над западными парами столбов, что придавало композиции зданий центричность. Этому содействовала и конструктивно-декоративная система перекрытия подкупольного квадрата ступенчатыми арками и образование кубического постамента для барабана главного купола, украшенного снаружи 3-лопастевыми арками. Полоцкая школа оказала влияние на дальнейшее развитие архитектуры Беларуси и Руси 12- 16 вв.

Храмы, близкие по своим формам полоцким, строили и в Смоленске - древнем городе смоленских кривичей, ближайших родственников кривичей полоцких.

Другим путем, чем в Полоцке начало развиваться в середине 12 в. монументальное зодчество в соседнем Витебске. В единственном известном памятнике этого времени - Витебской Благовещенской церкви, используется система кладки с чередованием рядов плинфы и каменных блоков. Такая техника кладки встречалась в Болгарии и Греции, откуда, вероятно, и были приглашены мастера в Витебск.

Вторая известная на территории Беларуси архитектурная школа - Гродненская. Она сложилась во второй половине 12 в. в Гродно, и была более локальной чем Полоцкая, т.к. охватила только Гродно и Волковыск. Сохранился только один памятник гродненской школы - Гродненская Борисоглебская церковь на Коложе. Остальные 4 памятника, в т.ч. и княжеский дворец в Гродно, известны только по археологическим раскопкам.

В конце 12 в. монументальное строительство на Беларуси остановилось, в связи с феодальным распадом княжеств.

Во второй половине 13 14 вв., на пограничье Украины (Волынь), Беларуси, Польши и прилегающим к ним территориям распространилось такое явление, как "Волынские вежи" - монументальные оборонно-сторожевые сооружения, строившиеся на землях подвластных или соседних с Галицко-Волынским княжеством. Волынские башни представляли собой круглые или прямоугольные донжоны, являвшиеся центрами замка и жильём феодала. Пример - Каменецкая вежа ("Каменецкий столп"), построенная в 1276-1288 гг. зодчим Алексеем по приказу волынского князя Владимира Васильевича (реставрирована в 1903 г., срыт вал). Башня находится на насыпном холме и была окружена кольцевым валом с деревянными укреплениями. Высота башни - 30 м., внешний диаметр - 13,5 м., толщина стен у основания - 2.5 м. Она имеет 5 ярусов, соединённых между собой деревянной лестницей. Башня построена из кирпича, завершается поясом поребрика и зубцами. Круглая форма наиболее соответствовала тактике обороны при использовании камнебросательных машин и арбалетов. По своей сущности эта башня относиться к романскому стилю, но уже имеет некоторые готические элементы - вертикальные стрельчатые окна-бойницы, остатки кирпичных нервюрных перекрытий сводов. Важно отметить, что и в соседней Польше, 13 век явился переходным от романской архитектуры к готике. К типу "Волынских веж" относятся также Туровская башня (разобрана в 1830 г.), Гродненская башня ("столп" упоминается в 1277 г.), башня Малого замка в Новогрудке, Брестская башня (разрушена в сер. 19 в. при возведении Брестской крепости), а также башни в гг. Холм и Чарторыйск на Украине.

В 12 в. в Чернигове и прилегающих территориях южной Руси сформировалась своя яркая архитектурная школа. Для её были характерны богатая кирпичная обработка фасадов всевозможными нишами, меандрами, бегунками, поребриками и другими украшениями, высокая строительная культура, выражавшаяся в исключительно тщательном изготовлении плинфы и керамических деталей, в совершенстве конструкций и высоком уровне производства строительных работ. Пример - кладка Успенского собора Елецкого монастыря, Ильинской и Пятницкой церквей в Чернигове . В ряде храмов Чернигова в кирпичную кладку вводили резные белокаменные детали - например, капители колонн и пилястр в Борисоглебском и Спасо-Преображенском соборах. В декоре резных белокаменных капителей применены композиции из так называемой "плетёнки" (переплетённые стилизованные стебли растений), с большим мастерством вставлены стилизованные фигуры животных и птиц. По своим формам они имеют много общего с художественными ремесленными изделиями скандинавов и восточных славян того времени. Местные вкусы сказывались и в применении ярких красок, как в живописи интерьеров, так и в росписи фасадов - на порталах, в нишах. К местным особенностям можно отнести и применение различных цветов кирпича, а так же своеобразный приём оштукатуривания, при котором штукатурка расчёсывалась под каменную кладку (Ильинская церковь, Борисоглебский собор, Успенский собор Елецкого монастыря).

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Пармезан Черница

В архитектуре господствующим направлением было сакральное (церковное) зодчество, а наиболее распространённым типом сооружений был крестово-купольный храм. Существовали две региональных разновидности древнерусского зодчества (школы) — полоцкая и гродненская.

В 12 в. строится под Полоцком большой собор Бельчицкого монастыря. В его архитектуре ощущалось влияние Византийской школы. Он был украшен фресками и керамической плиткой.

В середине 12 в. по заказу Е. Полоцкой строится Спасо-Преображенская церковь. Эта церковь – первый памятник-храм, в котором Византийские традиции были переработаны в национальном духе. Тут и образовалась Полоцкая архитектурная школа.

В постройках полоцкой школы произошёл отход от византийских крестово-купольных многонефных структур с несколькими апсидами. Здания тут стали вытянутыми в плане, боковые апсиды чаще всего спрятаны в толще алтарных стен.

Для полоцкой архитектурной школы характерна кладка со "спрятанным рядом", которая образовывала двухцветную гамму поверхности стены, реже - с чередованием слоев плинфы и известняка, которая имела влияние на другие земли (Новгород, Смоленск и др. городов). (Храм-усыпальница в Ефросиньевом монастыре, Благовещенская церковь в Витебске)

Вторая известная на территории Беларуси архитектурная школа - Гродненская. Подобно последним полоцким памятникам, гродненские храмы — в объёме столпообразные, о чём свидетельствует стремление зодчих перенести подкупольное пространство на западные пары столбов. Структурно они являются продолжением полоцкого зодчества, но в отношении полихромного декора показывают большое своеобразие и могут быть сближаемы разве что с памятниками европейской романики.

Характерный представитель этой школы – Борисо-Глебская церковь (Коложская кон. 12в.). Стены украшены фресками, а пол выложен плиткой. Снаружи украшена плиткой и тесаным камнем в форме крестов и геометрических фигур. Отличительными чертами гродненской архитектурной школы являются кирпичная ровнорядная кладка с применением природных валунов. Такое оформление храмов не встречается больше нигде в храмовой архитектуре 12в. Гродненская архитектурная школа развивалось под влиянием Полоцкой и Волынской. Таким образом в 9-12 вв. на белорусских землях сформировались архитектурные школы, которые опирались на местные традиции и опыт киевской и Византийской школ. (Борисоглебская церковь Новогрудок, Неизвестная церковь в Волковыске)

Читайте также: