Полимерная глина в детском саду

Обновлено: 03.07.2024

Пояснительная записка

Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и ее развития. Ф. Баррон и Д. Харрингтон выделяют следующие характеристики творческого процесса:

  1. Творчество – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
  2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
  3. Специфическими свойствами творческого процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, адекватность задаче.
  4. Творческие продукты могут быть очень различны по природе.

Вопрос о развитии творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения стоит особенно актуально. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.

В период старшего дошкольного возраста, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Особое внимание необходимо уделять созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребёнка.

Основные педагогические условия развития творческого начала у дошкольников:

  • целенаправленное обучение детей изобразительной деятельности, рассматривание подлинников искусства, иллюстраций с их изображением, беседы по ним; чтение специальной литературы;
  • развитие творческих способностей комплексно, в различных видах детской деятельности;
  • тесный контакт воспитателей и родителей в становлении и развитии ребенка в детском саду и дома;
  • обогащение детей жизненными впечатлениями (наблюдения за объектами живой и неживой природы, знакомство с людьми творческих профессий (художники, скульпторы и др…), посещение выставок, музеев), создания в группе уголка изодеятельности, знакомство с народно-прикладным искусством.

Одним из наиболее эффективных средств развития творческих способностей дошкольников является знакомство с народно-прикладным искусством русского народа. Народное творчество учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни, формирует художественный вкус, вызывает у детей лучшие чувства, желание что-то сделать самим, перенимая у народных мастеров несложные приемы, воспитывает чувство уважения к людям труда, чувство гордости к Родине, природе,

Очень красиво и доступно пониманию детей дошкольного возраста искусство дымковского промысла. Лепка дымковских игрушек проста и понятна детям, так как основана на опыте работы дымковских народных мастеров. Эта техника, основанная на лепке из целого куска глины или комбинированным путем, побелке готовых изделий мелом и нанесении узоров дымковской росписи, способствует развитию творческой фантазии и воображения детей. Кроме того, она укрепляет мелкую моторику кистей и пальцев рук, усидчивость, внимание, самоконтроль, что, в свою очередь, формирует психологическую готовность к школьному обучению. Старший дошкольник осознаёт себя на пороге школы и, как правило, с удовольствием готовится к ней.

Лепка из глины предполагает однозначно элемент творчества. Поделки из природного материала удовлетворяют неуемную любознательность малыша. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность добиться более совершенных результатов.

Цель программы: Развитие творческих способностей детей 4 – 6 лет через работу с глиной.

Задачи:

  1. Формировать представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с искусством дымковского промысла.
  2. Познакомить детей старшего дошкольного возраста конструктивным, комбинированным и пластическим способом лепки из глины. Учить детей лепить и украшать поделки из глины в соответствии с традициями дымковского промысла.
  3. Познакомить детей со способами лепки
  1. Развивать эстетическое восприятие мира у дошкольников, формировать эстетический вкус.
  2. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение с учетом их возможностей самореализации в художественной деятельности.
  1. Формировать общую культуру личности ребенка. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
  2. Воспитывать устойчивый интерес к произведениям декоративно-прикладного искусства.

Принципы построения программы:

Условия эффективности реализации программы

  1. Наличие у педагога навыков работы с глиной и другими пластическими материалами.
  2. Наличие качественных репродукций или подлинников необходимых для реализации программы.
  3. Наличие дидактического и литературного материала по знакомству с разными пластическими материалами, Дымковским промыслом.
  4. Наличие места для проведения занятий лепкой.
  5. Наличие места для проведения выставок детских работ.
  6. Взаимосвязь с родителями.

Ожидаемый результат:

  • Дети освоят разные способы выполнения работ из глины и их украшения ;
  • Повысится уровень развития творческих изобразительных способностей дошкольников;
  • Расширится кругозор дошкольников
  • Дети смогут глубоко эмоционально, чувственно и осмысленно смогут воспринимать
  • произведения декоративно- прикладного искусства;
  • Повысится эмоционально – нравственный и творческий потенциал дошкольников.(дети станут более активны и самостоятельны в творческом воплощении задуманного образа).
  • Повысится уровень профессиональной компетентности педагогов, расширится кругозор
  • Укрепятся мышцы кисти руки, разовьется мелкая моторика рук.

Организация и содержание работы

Представленная система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников.

  • Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала;
  • Интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • Создание положительного эмоционального климата на занятиях художественно-творческой деятельностью;
  • Индивидуальный подход к детям; учет их индивидуальных предпочтений, склонностей интересов; индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий;
  • Широкое включение выполненных детьми произведений в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление и проведение праздников и досугов;
  • Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
  • Использование разнообразных (в том числе игровых) методов и приемов в работе с детьми.

Программа рассчитана на два года обучения. В первый год обучения дети знакомятся с техническими приёмами лепки животных, выполненным в дымке, второй – с миром людей.

Встречи проводятся групповым способом 1 раз в неделю. В год проводится 24 занятия.

Участники занятий: дошкольники 4–6 лет.

Продолжительность занятий с детьми 4–5 лет – 20 минут, 5–6 лет – 25 минут.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей

Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий потенциал.

Лепка является одним из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Она даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка :

• повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

• развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

• синхронизируют работу обеих рук;

• формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Цель: Развитие творческих, коммуникативных способностей, развитие мелкой моторики рук детей при занятиях лепкой из полимерной глины.

• дать теоретические знания и сформировать у детей практические приемы и навыки при занятиях лепкой;

• закрепить приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения;

• научиться лепить из полимерной глины.

Развивающие

• развивать познавательную активность, творческое мышление, воображение, фантазию;

• развитие пространственного представления и цветового восприятия;

• развивать мелкую моторику пальцев рук;

• развитие связной речи.

• воспитывать аккуратность в работе с полимерной глиной;

• воспитывать бережное отношение к продукту труда;

• воспитывать трудолюбие и старание;

• воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

О полимерной глине не слышали разве что ленивые. Этот пластичный материал давно полюбился всем любителям рукоделия и прикладного искусства. На любой hand-made-ярмарке обязательно будут сделанные из нее украшения просто невероятной красоты. Но это не значит, что материал предназначен только для суперпрофессионалов.

Сегодня полимерная глина становится все более популярным материалом, успешно конкурируя с природной глиной, пластикой, пластилином и другими материалами для лепки.

Полимерная глина – яркий, мягкий материал для лепки. Из него получаются очень красивые поделки. Дети лепят из полимерной глины с огромным удовольствием, т. к. в отличии от пластилина, для того, чтобы что-то слепить, не надо прикладывать много физических усилий. Раскатать детали из полимерной глины под силу даже 2-х летним детям. Процесс лепки никого не оставит равнодушным!

Лепка из полимерной глины - весьма полезное занятие. Она развивает мелкую моторику, творческое, образное, пространственное мышление, а также воображение, усидчивость и трудолюбие, причем, что не маловажно, в игровой форме.

Полимерная глина представляет собой мягкий, приятный в работе, эластичный материал, внешне похожий на пластилин. Он бывает двух видов, один вид застывает (затвердевает) на воздухе, а второй нужно сушить в духовке или специальной печке. Как раз малыши могут работать с первым вариантом: глина мягче и пластичнее, оттенки ярче и привлекательнее. Существует много разных производителей полимерной глины, так как FIMO, Decoclay, Cernit и другие. Сама я работаю с FIMO, Cernit и Craft & Clay. У FIMO есть специальная линейка полимерной глины для детей.


Плюсы лепки из полимерной глины :

1. Это безопасный для здоровья материал, который не страшно давать детям в руки (маленьким детям под наблюдением взрослого);

2. Из полимерной глины получаются удивительно красивые и прочные поделки;

3. Доступность материала;

4. Материал совершенно не токсичен;

5. Полимерная глина не оставляет грязных разводов на руках так, как это делает обычный пластилин.

6. Поделки из полимерной глины могут стать украшением квартиры или елочными украшениями.

Для вдохновения я приготовила для вас несколько поделок из полимерной глины.











Поделки могут быть: елочные игрушки, декор на любом предмете, брелок, заколка, сережки, браслет, закладка и т. п. Научиться делать поделки из полимерной глины очень просто, ведь все мы в детстве лепили из пластилина. Просто при работе нужно быть собранным и аккуратным. Родителям, которые доверили своим детям работу с полимерной глиной, должны также объяснить как правильно пользоваться глиной.

Спасибо за внимание.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей

Ручной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер-класс для педагогов

Начать я хотела бы с японской пословицы :( c лайд 2)

«Расскажи мне - и я услышу,

покажи мне - и я запомню,

Лепка – это одно из самых древних видов искусства. Ещё в глубокой древности люди заметили, что глина становится пластичной и мягкой, если ее намочить. Считается, что впервые человек догадался начать лепить, когда увидел свой след в мокрой земле .(слайд4)

Сегодня лепят в основном из глины, пластилина и полимерной глины. В настоящее время лепка из всевозможных видов глины стала для миллионов взрослых и детей во всем мире народным промыслом, видом искусства и хобби. Это еще и крайне полезное для здоровья занятие – лепка успокаивает, учит концентрироваться, творить. Но многие рукодельники по-прежнему еще не знакомы с этой глиной, и у них возникает вопрос: "Полимерная глина - что же это такое?" (слайд 5)

Полимерная глина — пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин. Эластичный, приятный на ощупь и удобный в работе материал.

Сегодня на мастер-классе я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений работы с полимерной глиной и показать возможность использования для развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

Я считаю, что полимерная глина дает возможность для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста .(слайд 6)

развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетенции педагогов через использование полимерной глины для развития мелкой моторики у детей. (слайд 7)

познакомить педагогов с техникой работы с полимерной глиной;

донести до педагогов важность использования полимерной глины для развития мелкой моторики у детей;

создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса. (слайд 8)

Полимерная глина – инновационный материал с очень широким спектром применения.

Преимущества использования полимерной глины сложно переоценить. Использование ее в творческой работе дошкольников повысит их уровень творческого подхода, творческого мышления, чувства цвета. Процесс работы с полимерной глиной намного чище нежели с пластилином.

Изделия из полимерной глины могут храниться долгие годы и использоваться воспитателями в качестве наглядных пособий наиболее эффективно чем пластилиновые. Основываясь на данных преимуществах, я рекомендую полимерную глину для внедрения в творчество дошкольников .(слайд 9)

По способу отвердевания различают два вида полимерной глины:

2. Запекаемая .(слайд 10)

Самоотвердевающая полимерная глина – это материал для лепки, отвердевающий на воздухе в течение нескольких часов или суток, в зависимости от размера изделия (Фото 2). Хранить самоотвердевающую полимерную глину необходимо в герметичной упаковке, не допуская контакта с воздухом .(слайд 11)

Запекаемая полимерная глина (термопластика) – это материал для лепки, отвердевающий при нагревании. (слайд 12)

Основные приемы лепки из полимерной глины это раскатывание, скатывание. ( c лайд 13)

Сплющивание, прищипывание, оттягивание (слайд 14)

Заглаживание, разрезание, соединение .(слайд 15)

Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Так же существуют специальные техники лепки из полимерной глины:

1. Техника плавного перехода. Она основана на смешении двух цветов в разных соотношениях.

2. Колбасная техника - кусочки пластика располагают в несколько слоев, а затем закатывают в рулеты. На срезе получается довольно интересный и не повторяющийся рисунок.

4. Солевая техника. Чтобы придать своеобразную фактуру изделию в работу включают соль. В этом варианте шарики полимерной глины обваливают в кристаллах соли. Крупинки вдавливаются в пластик, а после термической обработки промываются водой.

5. Акварельная техника применяется в тех случаях, когда необходимо добиться в изделии плавного перехода. (слайд 17)

Ребятам нравится занятие лепкой, потому что:

- развивается мелкая моторика;

- можно сделать интересный подарок;

- когда работаешь, улучшается настроение .(слайд 18)

В преддверии нового года все хотят подарить подарки своим родным и близким, а как мы все знаем лучший подарок-это подарок, сделанный своими руками. Вот и я предлагаю нам изготовить новогоднюю игрушку из полимерной глины, используя технику акварель . Надеюсь, вам будет очень интересно! Все останетесь довольны.

Ну вот мы и закончили свою работу, посмотрим, что же у нас получилось!

По–моему, всё просто чудесно! Думаю, что такая работа принесет радость и новогоднее настроение не только детям, с которыми вы будете лепить новогоднюю игрушку, но и вам! (слайд 20)

В заключении хочется сказать, что лепка из полимерной глины – это развивающий процесс, который нравится детям и необходим для них, он развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Я думаю, что теперь вы сможете успешно применять полимерную глину в работе с детьми. Используя в работе полимерную глину, Вы сможете сделать традиционную методику более интересной, увлекательной, продуктивной.

Полимерная глина – яркий, мягкий материал для лепки. Из него получаются очень красивые поделки. Дети лепят из полимерной глины с огромным удовольствием, т.к. в отличии от пластилина, для того, чтобы что-то слепить, не надо прикладывать много физических усилий. Раскатать детали из полимерной глины под силу даже 2-х летним детям. Процесс лепки никого не оставит равнодушным!

Лепка из полимерной глины - весьма полезное занятие. Она развивает мелкую моторику; творческое, образное, пространственное мышление; а также воображение, усидчивость и трудолюбие, причем, что не маловажно, в игровой форме.

Плюсы лепки из полимерной глины:

1. Это безопасный для здоровья материал, который не страшно давать детям в руки;

2. Из полимерной глины получаются удивительно красивые поделки;

3. Доступность материала;

4. Материал совершенно не токсичен;

5. Полимерная глина не оставляет грязных разводов на руках так, как это делает обычный пластилин.

6. Поделки из полимерной глины могут стать украшением квартиры или елочными украшениями.

Для вдохновения Любопытный мир приготовил для вас несколько примеров с подробными инструкциями, поделок из полимерной глины.

Читайте также: