Описание экспоната школьного музея

Обновлено: 05.07.2024

Статья включает в себя информацию об этапах создания экспозиции школьного музея. Подробно описаны принципы построения музейной экспозиции, архитектурно-художественного решения, разработки тематико-экспозиционного плана. Так же рассматриваются основные требования к размещению оборудования, экспонатов и текстовой информации.

ВложениеРазмер
statya_ushakova_d_metodika_sozdaniya_ekspozitsii_shkolnogo_muzeya.docx 72.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ушакова Дарья Александровна

Методист ГБНОУ «Санкт – Петербургский городской

Методика создания экспозиции школьного музея

Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

У каждой экспозиции есть два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции. Активу школьного музея трудно рассчитывать на помощь профессиональных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходится полагаться на собственные силы. Каждому школьному музею приходится искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования.

В первую очередь, активу школьного музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей, предполагаемого экспозиционного оборудования и доступных оформительских материалов, предусмотреть возможность использования аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п.

Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.

На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.

Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс (ТЭК). Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел (МР). Такие разделы и составляют музейную экспозицию в целом (МЭ).

Схема построения музейной экспозиции

https://sun9-19.userapi.com/QWO1Vx8hgcANt-bsA5AZHiyIeSrs6b5eC3p89A/dGd-AYFIjpA.jpg

Выделяют несколько принципов построения музейной экспозиции:

Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.

Историко-хронологический принцип предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый еѐ раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.

Тематический принцип требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причѐм внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке. Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединѐнные в подтемы, темы и разделы.

В практике школьных музеев нередко имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так, в экспозицию, в основе которой лежит историкохронологический принцип, включаются тематические разделы.

Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.

Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно.

На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название музея, номер или название зала и его экспозиционную площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.

Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию.

В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1.; 1.2.; 1.3. и т.д., экспозиционные подтемы, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3. 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. и т.д.

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом.

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В чертвертой графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспо-натурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В шестой графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.

Архитектурно-художественное решение экспозиции

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т.п.

В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.

После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

Размещение оборудования и экспонатов

Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея. Для того, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры. Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов. Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах недопустимы, также как и различные исправления, помарки. Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д.

При построении музейных экспозиций следует соблюдать принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции.

1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.

2. Ведущие экспонаты, которые несут основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать ―плоскостному‖ материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.

3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.

4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).

Ориентирование в музее

Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.

При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным наименованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сообщающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яркого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разделов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.

Текст в экспозиции

Органической частью любой экспозиции является текст, помогающий посетителю правильно воспринимать экспозиционные предметы. В экспозиции тексты принято разделять на оглавительные, ведущие, объяснительные и этикетаж. Оглавительный текст представляет собой название (наименование) экспозиции или отдельной ее части (раздела, темы, подтемы). Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом в литературном произведении. Его назначение – ярко и кратко выразить идейную направленность экспозиции. Для ведущего текста, как правило, используются цитаты из произведений и документов. Объяснительный текст раскрывает содержание конкретных тематических разделов и комплексов. Как правило, аннотация в экспозиции содержит информацию, дополняющую непосредственное восприятие экспонатов, что особенно важно при самостоятельном осмотре экспозиции посетителем.

Этикетаж представляет собой совокупность этикеток, каждая из которых является аннотацией к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. В музейной практике сложилась наиболее удобная форма размещения справочно-информационных сведений в каждой этикетке. Эта форма состоит из следующих основных компонентов: наименование предмета, основные атрибуционные данные, сведения о материале и дата.

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате. При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления. Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту, стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах - на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги - не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами.

В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив учреждения образования. В этой работе могут реализовать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать модели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.

Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках черчения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования, на уроках труда - его изготавливать, на уроках рисования - выбирать варианты художественного оформления, на уроках литературы и русского языка - составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов, на уроках биологии - готовить образцы растительности и почв, на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.

Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оценили и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материальные возможности, и тогда все у них получится.

Юный музейщик должен уметь давать характеристику вещественным музейным предметам, которые вносятся в инвентарную книгу. Описание – это не только описание визуальных характеристик предмета. Для краеведческих музеев, музеев исторического профиля, каковыми в большинстве своём являются школьные музеи, важными являются и другие сведения о предмете: время создания, бытования, находки, источник поступления, история создания и жизни предмета до его поступления в фонды музея.

Вещественные памятники – тип источника, который включает в себя все движимые предметы материального мира, в которых овеществлена деятельность людей. Они несут информацию об истории и культуре, хозяйственной деятельности, социальной организации, о быте людей, религии и т.д. Вещественные источники включают в себя также движимые объекты природы (образцы пород и минералов, гербарии, коллекции насекомых и др.).

Вещественные источники подразделяются на виды: по функциональному назначению (орудия труда, оружие, одежда, предметы быта, деньги и т.д.), по материалу (дерево, камень, металл, стекло, керамика и т.д.). Описание вещественных памятников всегда вызывает определённые трудности даже у музейных работников. Тем не менее, иметь общее представление об этом направлении фондовой работы нужно иметь.

Вашему вниманию представлена памятка с примерами описания вещественных музейных предметов.

Общим правилом является указание следующих параметров.

Инвентарный номер

Наименование

3. Автор, изготовитель(например, название предприятия выпустившего предмет), издатель, автор находки, название полевого отряда и его руководителя (если речь идёт об археологической экспедиции).

4. Описание внешнего вида предмета. Оно должно быть предельно точным, конкретным и сжатым. В начале описания даётся общая характеристика конструкции, формы, цвета, фактуры, устройства и тд. ; указывается, является ли предмет цельным или составным. Парные предметы (погоны, пара обуви) описываются вместе, но считаются как два предмета). Если предмет имеет упаковку-футляр, папку и пр., имеющую самостоятельное музейное значение, то она учитывается и описывается как отдельный самостоятельный предмет. Если не имеет музейного значения, она просто указывается в описании основного предмета. После описание общих признаков предмета даётся описание отдельных его составных частей, орнаментов, украшений, сюжетных изображений, клейм, надписей и пр. В текстах и надписях на предмете сохраняются подлинная орфография и пунктуация, указывается язык текста. В случае, если текст занимает более 10 строк, разрешается ограничиться воспроизведением начальных и последних слов, заменяя пропущенный фрагмент многоточием.

· для костюмов – ширина плеч или пояса, длина;

· для рубашки, верхней одежды и пр. – объём ворота, ширина подола, длина;

· для юбки - пояс и ширина подола, длина;

· для брюк – пояс, длина;

· для головных уборов – высота и максимальный диаметр;

· для обуви – общая длина и высота предмета

10. Источник и способ поступления.Поступление предмета в музей фиксируется указанием способа его поступления в музей (экспедиции, дарение, закупка) со ссылками на музейные акты (№ акта указывается). Указывается даритель, жертвователь.

11. Легенда. Легенда предмета – это история его происхождения (создания), находки, бытования, способа использования, сведения о его владельцах. Обычно при передаче предмета в музей владелец сообщает историю предмета и отражает его в своём заявлении. Сотрудники музея должны проверять сведения дарителя и дополнять легенду информацией, полученной в ходе изучения предмета.

Конкретные примеры описания музейных предметов

Учётный номер:______

Дата создания/изготовления предмета: 1990

Место создания: СССР, РСФСР, г.Куйбышев.

История (легенда): Принадлежал семье профессора кафедры отечественной истории МГУ Иванова Ивана Ивановича (1928г.р.).

Время и место бытования: 1990-2001гг., Москва

Материал, техника:белый металл – штамповка, сварка, клёпка, гравировка. Пластмасса – штамповка.

Размеры: 34*25*33 см.

Количество: 1

Сохранность: На конфорке, кране и ручке к крану – тёмная плёнка окислов металла.

Источник поступления: Дар музею от Иванова Ивана Ивановича. Акт № … от …. 2001г.

Учётный номер:______

Автор/Изготовитель: Не установлен

Дата создания/изготовления предмета: 1962

Место создания: СССР, РСФСР, Ставропольский край, Кочубеевский район, с.Казьминское

История (легенда): Был вручён звену по выращиванию кукурузы за урожай 95 ц в початках с площади в 30 га.

Материал, техника:Ткань х/б. –шитье.Краска золотистая, жёлтая, шёлковая нить; металл, дерево – токарная обработка, печать по трафарету, роспись, плетение.

Размеры: 60*35 см. Длина металлического стержня с навершием 47 см.

Количество: 1

Сохранность: Загрязнение, пятна, трещины, мелкие сколы бронзовой краски, значительная осыпь желтой краски.

Познакомить обучающихся старших классов с различными видами экспонатов виртуальной части школьного музея.

Научить обучающихся разбираться в классификации экспонатов по разделам; извлекать с их помощью максимум информации для старшеклассников и на основании полученных данных делать выводы либо выдвигать гипотезы.

Создать ситуацию успеха на занятии кружка

Повысить мотивацию изучения истории родного края через коллекции виртуального музея. Способствовать воспитанию человека, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним учебных задач.

Компьютер, скайп, WhatsApp, ВК.

Материал для просмотра: презентация «Школьный музей с. Троицкого в собрании

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя. Учитель во вступительном слове опирается на раннее полученные знания на занятиях исторического кружка по этнографии.

Вопросы для беседы:

- С какими видами экспонатов школьного музея вы уже познакомились на предыдущих занятиях кружка?

- Какую роль играют музейные коллекции в деле просвещения населения?

Далее учитель дает краткое представление о том, какую роль играют музейные экспонаты.

Раскрывает цели и задачи музейной практики, проблемы, с которыми сталкиваются все исследователи при пополнении музейных коллекций.

Коллекции из фондов виртуального музея

Учитель отсылает учебную презентацию, где представлены коллекции предметов виртуального школьного музея с описанием и шифрованием предметов.

Тематика коллекций школьного музея, по разделам:

Экспозиция, посвященная жителям села, участникам Великой Отечественной войны (фотоархив, фронтовые письма, личные вещи, награды).

Экспозиция, посвященная 100-летию Троицкой средней школы (предметы, альбомы, фотоальбом).

Физкультминутка

- учитель называет термины и просит обучающихся классифицировать их по вопросникам (в режиме ВК: микрофон).

II. Практическая работа – составление новых вопросников в группах

1. Просмотр экспонатов в презентации в парах (для этого в ВК созданы две группы-беседы).

2. Анализ тем экспозиции по отправленной презентации

3. Составление новых тем для музейной экспозиции (работа в группах ВК):

4. Каждая группа озвучивает свои результаты

III. Презентация творческого задания ,

Экспонаты музейных коллекций в виртуальном просмотре играют не меньшую роль в просвещении обучающихся старших классов.

Главная задача учителя – преподнести детям материал в доступной форме в период дистанционного обучения. Ответить на вопросы детей в виртуальном режиме.

1. Как я усвоил материал?

Получил прочные знания, усвоил материал – 9–10 баллов.

Усвоил новый материал частично – 7–8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать – 4–6 баллов.

2. Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам – 9–10 баллов.

Допустил ошибки – 7–8 баллов.

Не справился – 4–6 баллов.

3. Как работала группа (пара)?

Совместно разбирали и обсуждали задание – 9–10 баллов.

Группа не работало, все идеи предлагал один ученик – 4–6 баллов.

4. Сформулируйте ваше мнение о занятии, ваши пожелания.

VI. Нацеливание обучающихся на тему следующего занятия

VII. Домашнее задание:

Материал взят из “Курса дистантного обучения. Московская Русь. Выпуск 2”. МГУ 2004 г.; Энциклопедического словаря. ТЕРРА. 1998 г.; Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в истории. Центр Гуманитарного образования в России. 1995 г.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




История одного музейного экспоната


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мы с ребятами нашего класса так и сделали. Побывав в разных залах музея, наибольший интерес вызвали экспонаты в зале Воинской славы. История оживает на глазах: хвостовое оперение от мины, стальной нагрудник образца 1942 года, каска советского образца 1938 года, сапёрная лопатка и ложка, простая алюминиевая ложка. Она нас сразу заинтересовала, мы решили узнать её историю и написать исследовательскую работу по данной теме, чтобы привлечь больше внимания к военной истории нашего края.

Объект исследования: история ложки - музейного экспоната.

Предмет исследования: алюминиевая ложка.

Цель: по данным архивных документов и беседе с дарителем узнать историю алюминиевой ложки и установить, кому она принадлежала.

Задачи исследования:

- узнать, какую роль ложка играла на фронте;

- узнать, из каких материалов изготавливалась солдатская ложка;

- изучить архивные материалы краеведческого музея;

- встретиться и побеседовать с дарителем ложки.

Методы исследования:

- обзор ианализ литературы и Интернет – источников;

- беседа с дарителем музейного экспоната;

- обобщение результатов исследования.

Гипотеза исследования: если изучить историю алюминиевой ложки, то можно установить, кому она принадлежала и какова взаимосвязь с историей страны.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и обобщённый материал может быть использован как учениками, так и

Глава 1. Солдатская ложка – не только память о семье, но и свидетель тысячи четырехсот восемнадцати кошмарных дней и ночей войны.

1.1. Как ложка помогала солдатам выживать и приобретать новые силы.

Чем дальше от нас сороковые годы прошлого столетия, тем сложнее нам представить, как выживали люди и солдаты в то нелёгкое время. Кухня скрашивала многие стороны тяжелой солдатской службы. Боевое настроение солдат ни в последнюю очередь создавалось поваром, его умением, его талантом и влияла на подъем духа, помогала ковать победу, вносила веселый вклад в боевую подготовку воинов. Ведь прием пищи для солдат был не просто утолением голода.

Это были редкие минуты спокойствия и отдыха, редкие минуты солдатского быта, когда солдат испытывает удовольствие от вкусного борща, гуляша, каши, от общения с другими, думает о своих близких. В этот момент наступает психологическая и физическая релаксация — солдат отдыхает.

Рис.1. Редкие минуты спокойствия и тишины

Солдатская ложка. Что в ней особенного? Да в том, что она, эта ложка, тоже помогала солдатам воевать. Находясь на фронте от звонка до звонка и практически не вылезая с передовой, ни одного дня солдат не был голодным. Отступали ли, наступали, а полевая кухня или солдаты с термосами прибывали как штык, и ложки начинали активно действовать.

Что ели солдаты во время Великой Отечественной войны? У солдат был суточный паёк, в разных родах войск были разные нормы. В основном в паёк входило: хлеб ржаной и пшеничный, супы с мясом, рыбой, овощные, готовили каши и макаронные изделия. Во время выступлений выдавали сухой паёк, в котором были консервы, сало, хлеб и концентрированные супы и каши. Часто положенные нормы не выполнялись из-за нехватки продуктов или не возможности их доставки к месту боёв. Только иногда приходилось прибегать к НЗ – неприкосновенному запасу, но и тогда требовалась ложка.

Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная прошла она самые суровые полевые испытания и условия. Верным спутником, прошагав с армейцами не один десяток километров.

как прекрасна, как проста,

Но солдату эта ложка

очень – очень дорога!

С ней солдат не расстаётся

На привале и в бою.

помогает жить ему.

Ведь без ложки и без щей

Будет наш солдат слабей!

С автоматом наравне

Ложка служит всей стране! (Климова Н.В.)

Верст больших и трудных тыщи

Прошагал солдат в войну,

И носил за голенищем

Он штуковину одну.

И с великою охотой

Доставал ее, когда

Краткий отдых был у роты,

В общем, с нею неразлучен

Был в огне военных лет

И всегда считал, что лучше

И нужнее вещи нет! (Приложение 1)

Выводы по главе 1.

В ходе изучения литературы мы выяснили, что на фронте у каждого солдата имелась собственная ложка, как правило, взятая из дома, на память о семье, выдавалась солдату уставная алюминиевая ложка. Также использовались любые ложки, какие мог достать солдат: деревянные, оловянные, латунные, алюминиевые, серебряные. Если не было возможности найти заводскую, то их делали из подручных материалов. Основным материалом для изготовления ложки был алюминий, так как под рукой всегда можно было найти либо фляжку, либо кружку, либо котелок, а если повезёт, то и двигатель от разбитого самолета, а они, как известно, изготавливались из этого материала.

Ложка была верным другом солдату во время войны. Солдатская ложка она - как немой свидетель личного подвига советского солдата в годы Великой Отечественной войны. Обыкновенная алюминиевая ложка накормила не одну роту солдат. Легкая и практичная прошла она самые суровые полевые испытания и условия. Верным спутником, прошагав с армейцами не один десяток километров.

Глава 2. История одного предмета (ложки) – музейного экспоната.

2.1. Что могут поведать музейные архивы.

Музеи – кладовые нашей памяти о прошлом, которое уже ушло. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат, как и человек, имеет свою интересную судьбу, отличительный характер.

Вот и алюминиевая ложка, которая нас заинтересовала, имеет непростую и интересную историю. (Приложение 2) Чтобы её узнать, мы ещё раз посетили зал Воинской славы в музее. Когда мы рассматривали ложку, то не увидели на ней никаких меток и надписей, к тому же она оказалась без номера. Как нам рассказала Галина Михайловна Иванова, специалист историко – краеведческого музея, что владелец ложки не установлен, но можно предположить, что она принадлежала советскому солдату, состоявшему в составе 70-й морской стрелковой бригады, которая формировалась из курсантов военно-морских училищ и моряков Тихоокеанского флота и молодых людей Калачинска. В нашем городе названа улица в честь этой 70-й морской стрелковой бригады.

Чтобы уточнить эту информацию, работниками историко – краеведческого музея нам была предоставлена возможность поработать с архивными материалами, в результате чего мы установили, что интересующий нас экспонат по описанию не подходит к данным, которые были внесены в книгу учёта. Там значилась другая ложка.

Рис.3. Работа с архивными материалами

Рис.4. Та самая архивная запись

2.1. Что может рассказать даритель.

Чтобы найти ответ на наш вопрос, мы разыскали Геннадия Андреевича, и договорились с ним о встрече. Сразу нам встретиться не удалось, поскольку он был в Китае на выставке со своими куклами. Так как это человек с активной гражданской позицией, неравнодушный к истории своего края, поддерживающий молодое поколение во всех его начинаниях, согласился встретиться с нами в стенах историко – краеведческого музея.

Вот, что нам удалось узнать в ходе нашей беседы с Геннадием Андреевичем: «Что такое ложка в жизни человека? Ложка – это предмет, с помощью которого человек насыщается пищей, насытившись, он способен работать, лежать в окопах, сражаться с вражескими солдатами. Это очень важный инструмент в жизни солдата.

Рис.2 Встреча с Г.А. Пономарёвым

В 70-е годы XX века принимал активное участие в строительстве домов культуры в сельской местности в Воскресенке, Куликово, Лагушино, Глуховке, поскольку по первому образованию я - архитектор. В этих домах культуры всегда что-то вылепливал для интерьера декоративно – прикладного характера. Уже не помню кто, узнав, что меня интересуют такие вещи, решил выменять ложку на мою работу. Почему он решил выменять эту ложку, которая святая святых, питала во время войны либо его деда, либо отца, до сих пор остаётся загадкой. Этот человек пожертвовал ею, вероятно всего потому, что она уже ему пригляделась, не вызывала интереса, а может и не вписывалась в интерьер дома. А ведь ложка – это кормилица, дающая силы воину. Если машину не заправишь, она не поедет. Так и солдат, не подкрепившись, не сможет воевать.

Когда я увидел эту ложку, привлекла её необычная форма. Сразу подумал, что это непростая ложка. По своему прямому назначению её не применял. Она долгое время лежала в моих инструментах, как память о войне. Я жил во время войны, не в местах оккупации, но все равно, было очень тяжело.

Рис.3 Ложка на своём почётном месте.

Выводы по главе 2.

Вещи окружают человека с древнейших времен до наших дней. И у них своя очень богатая и очень интересная история. Проследить эту историю можно благодаря музеям, поскольку они - кладовые нашей памяти о прошлом, которое уже ушло. Главная ценность музея – экспонаты. Каждый экспонат, как и человек, имеет свою интересную судьбу, отличительный характер. Так и алюминиевая ложка, которая заинтересовала нас и подвигла к написанию исследовательской работы, имеет свою необычную историю.

Пусть в ходе исследования мы не установили, кому она принадлежала, но удалось встретиться и пообщаться с интересным человеком.

Память времени — к ней обращаемся чаще и чаще,

Нет прекраснее чувства веков постигать глубину,

И как важно, что ценности непреходящи,

Что мы бережно любим, храним нашу старину.

Без прошлого нет у нас настоящего, не будет и будущего, из прошлого мы извлекаем уроки истории, чтобы в будущем не повторить ошибок.

Заключение.

Исследуемый нами предмет - алюминиевая ложка, является не обычной вещью, а связующим звеном между прошлым и настоящим. Она рассказывает о своих предшественниках, которых она превосходила, и потомках, которые ее превзошли. К сожалению, не удалось установить личность владельца, с которым эта ложка прошла войну, но удалось выяснить, что этот солдат живым вернулся домой, а значит, она давала ему силы для героической борьбы с врагами нашего Отечества.

Читайте также: