Полежаев эрпели краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Заметным явлением в русской эпической поэзии были упомянутые выше поэмы Полежаева “Эрпели” (1830, опубл. 1832) и “Чир-Юрт”. (1832). Они выросли из личных впечатлений поэта в годы пребывания в кавказской армии и отразили суровые условия солдатской службы, боевых действий, походов, биваков, наказаний.

Это сообщило поэмам Полежаева черты трезвого реализма, резко выделявшего их среди тех многочисленных в эти годы подражаний пушкинскому “Кавказскому пленнику”, в которых сохранялась традиция романтического изображения Кавказа.

традиции Полежаев сознательно противопоставляет свою трактовку темы, приглашая читателя пожить на Кавказе простым солдатом, после чего он перестанет удивляться “Кавказа вздорным чудесам”. В своих последующих поэмах на сюжеты из жизни Древнего Рима, написанных в 1833-1835 гг.,- “Видение Брута”, “Корио-лан” – Полежаев возвращается к декабристско-романтическому типу исторических произведений, в которых лица и события прошлого использовались для выражения современных политических идей и ситуаций. Призыв хранить верность идеалу свободы и гражданскому долгу в трудных политических условиях

“Полежаев заканчивает в поэзии первую, неудавшуюся борьбу свободы с самодержавием” – в этих словах Огарева есть значительная доля истины. Историческое место поэзии Полежаева во многом сближает его с пережившими расправу Николая I литераторами – декабристами, особенно с А. И. Одоевским. Но Полежаев явился одним из выразителей дальнейшего развития и освободительного движения в России, и русской литературы. Анализируя данные об участии различных сословий и классов в русском освободительном движении, Горький сделал вывод о том, “как быстро демократизировалось освободительное движение в XIX веке и как резко менялся классовый состав его” . Разночинец по своему социальному происхождению, Полежаев принадлежал к тому сословию, к которому переходила основная роль в освободительной борьбе после подавления выступления дворянских революционеров.

И в своем мироощущении,, и в своей поэзии Полежаев был ближе, чем революционеры-дворяне, к народу. В его протесте звучит голос солдатской массы. У него намечается понимание необходимости народных усилий для победы над царским самодержавием.

Демократизируется и герой Полежаева: образ простого солдата, нарисованный с большой жизненной правдой и глубоким сочувствием, был вкладом поэта в русскую литературу. Всем этим определяется историческое место Полежаева: он стал одним из связующих звеньев между поэтами дворянской и демократической революционности.

Идеологическим содержанием поэзии Полежаева определяется и ее художественный метод. Мы отмечали следы декабристского романтизма в его “римских” поэмах. С бунтарски-романтической лирикой М. Ю. Лермонтова созвучны многие стихотворения Полежаева. Но основная линия развития его поэзии – реализм.

В поэзии Полежаева – и лирической, и эпической – нашли отражение существенные черты жестокого николаевского режима. На страницах его произведений зачастую выступает трезвая и грубая правда жизни. Примером может служить описание реальной военной тюрьмы николаевских времен, заменившее привычное для романтической поэзии изображение “темницы”, скрывающей романтического “узника”.

Реалистичны и “кавказские” произведения Полежаева. Решительно противостоит превратившейся в шаблон романтической элегии Полежаевская лирика, в которой с реалистической конкретностью выражаются чувства, порожденные горестной судьбой поэта.

Отходит Полежаев и от романтического стиля, добиваясь, по выражению Белинского, “необыкновенной силы сжатого выражения”. В поэмы он охотно вводит элементы разговорной речи. Используя вслед за другими поэтами народно-песенные мотивы, Полежаев иногда привлекает солдатский фольклор.

Исторически поэзия Полежаева стояла на пути, ведущем к творчеству Н. А. Некрасова.

Мелькнул среди ущелий горных;
Вот ближе к нам – и гордый враг,
Со смиреньем данников покорных,
Идет рассеять русский гром,
Прося с потупленным челом
Статей пощады договорных…

Военный гул гремит в горах,
Клятвопреступный дагестанец,
Лезгин, чеченец, закубанец
Со мною встретятся в боях!
Не изменю царю и долгу,
Лечу за честию везде,
И проложу себе дорогу

То есть, кровью искуплю свои юношеские и иные прегрешения в былой мирной жизни в Москве. О своем полке писал:

Битва с горцами во главе авторитетнейшего Кази- Муллой и Шамиля за аул Чир-Юрт воистину была страшной для обеих воюющих сторон. Русские войска во главе с генералом Вельяминовым сумели однако потеснить горцев и мало-помалу отвоевывать у них дом за домом и продвигаться к наиболее укрепленным местам селения. Полежаев с горечью отмечает:

Увы, война есть война и законы у нее самые что ни есть жестокие и беспощадные. Кази- Мулла в этой битве погиб, Шамиль бежал… Аул Чир-Юрт был взят русскими полками…

Александр Иванович Полежаев

СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ

…И вот еще одна встреча с Полежаевым, современником Жуковского, Батюшкова, Грибоедова, Боратынского, Языкова, Тютчева и, разумеется, Пушкина, именами которых обозначен беспримерный расцвет поэзии и эпоха ее самодержавия в литературе.

При всей масштабности своего дарования, при обилии творческих перекличек с крупнейшими поэтами-современниками и предшественниками, Полежаев выглядит фигурой явно обособленной на фоне поэтической культуры 1820—1830-х годов, представленной и стихами таких видных мастеров, как Денис Давыдов, Вяземский, Дельвиг, Рылеев, Веневитинов, И. Козлов и другие.

Два великих художественных стремления, возникшие почти одновременно, во многом предопределили бессмертные завоевания поэтического искусства той поры — его все более тесное сближение с действительностью и почти столь же активное отрешение от нее, погружение в мир мечты, легендарного прошлого, в тайны мироздания и человеческого сердца.

Если первое стремление породило гармонический реализм пушкинской поэзии и близкие ему тенденции в творчестве Грибоедова, Боратынского, Вяземского, Языкова, то второе — романтизм Жуковского, Козлова, Рылеева, Тютчева, позднее — Лермонтова.

Почти параллельное развитие реалистических и романтических тенденций являет сложную картину их поляризации, сближения, взаимообогащения и творческой полемики.

Существеннейшее дополнение в эту картину внесла поэзия Полежаева. Она в равной степени пронизана обоими противоположными стремлениями, которые нашли в ней самое крайнее и резкое выражение. Сближение с действительностью вызвало в творчестве поэта сильную струю натурализма, а отлет воображения от конкретной жизненной реальности — романтизм, проникнутый громадным напряжением созидающего духа.

Произведения Ламартина объединяет тема восстания разочарованной личности против несправедливого миропорядка и развенчание этого протеста. Убеждая отчаявшихся и сомневающихся, Ламартин — поэт, конгениальный Жуковскому, который еще раньше и независимо от него поднимал те же вопросы, — размышляет в своих стихах об ограниченности человеческого разума, в необъятной гордыне своей дерзнувшего опереться лишь на самого себя. Второе, о чем пространно говорит Ламартин, — вера в бессмертие человеческой души. Если оно несомненно, как в этом убежден Сократ, герой одноименной поэмы, то все беды и горести земной жизни не могут служить доводом для обвинений бога в попустительстве злу. Истинное же предназначение человека — быть достойным своей небесной родины.

Следует подчеркнуть, что повесть писалась с отчетливым осознанием ее нелитературности и адресовалась она читателям определенной категории, а именно студентам Московского университета и вообще молодежи, поглощенной освоением своей мужской природы с присущей этому возрасту брутальностью.

Какова же цель этого бунтарства? Ответ совершенно ясен: эмансипация плоти, беспрепятственное удовлетворение инстинктов, в особенности эротических влечений. Но, как уже ясно из сказанного, эмансипация плоти перерастала в эмансипацию духа.

1830-1832 гг. Александр Полежаев в Чечне.

Жил в крепости Грозная в период пребывания в ней Московского пехотного полка в мае 1830 года. В 1950 году в городе был установлен памятник поэту.

Село Эрпели.

В мае 1830 года получил боевое крещение в перестрелке с горцами у кумыкского селения Эрпели. Этому событию посвящена его поэма "Эрпели" (1830).

Село Нижний Чирюрт.

Село Гелдаган.

В январе 1831 года в рядах Московского пехотного полка участвовал в сражении при селении Гельдиген.

Село Автуры.

В январе 1831 года в рядах Московского пехотного полка принимал участие в сражении при Автурах.

Село Герменчуг.

В августе 1832 года в рядах Московского пехотного полка принимал участие в штурме аула Герменчуг.

Наша справка:

Александр Иванович Полежаев родился 30 августа (11 сентября) 1804 года (по другим данным - 1805 года).

В 1816-1820 годах А. И. Полежаев учился в пансионе при Московской губернской гимназии. В 1820-1826 годах он был вольнослушателем Словесного отделения Московского университета.

В январе 1833 года А. И. Полежаев вместе с полком выступил с Кавказа в Центральную Россию. В течение года он находился на стоянке в Коврове. В сентябре 1833 года поэт был переведен в Тарутинский егерский полк, стоявший в Зарайске. В 1836-1837 годах вместе с частью полка нес караульную службу в Москве.

После перенесенного им телесного наказания и в результате обострения чахотки, подхваченной во время заключения на гауптвахте Спасских казарм, в сентябре 1837 года А. И. Полежаев был помещен в Лефортовский военный госпиталь. В декабре того же года он был произведен в офицеры (получил чин прапорщика).

А. И. Полежаев скончался 16 (28) января 1838 года в Лефортовском военном госпитале в Москве. Он был похоронен на Семеновском кладбище (могила не сохранилась).

Читайте также: