Поход на хайбар краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Поход в Хайбар в седьмом году хиджры
Битва Хайбар

Это было в 7 году хиджры. На северо-востоке от Медины на расстоянии 5 дней находился Хайбар, населенный иудеями, которые стояли во главе большинства военных действий против мусульман. Вскоре после возвращения из Худайбии Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) решил пойти на Хайбар. Чтобы отделить истинных бойцов от идущих ради наживы, он сказал: "Выходите со мной только те, которые идут исключительно ради джихада". Но, к удивлению многих людей, идущих за наживой среди мусульман не оказалось. Вышло довольно значительное войско в I400 пеших воинов и 200 всадников.

Хайбар считалось одним из самых богатых иудейских племен, имевших мощные крепости и значительное войско. У хайбарцев было довольно много второстепенных крепостей, разбросанных по всей области. С их осады и началось завоевание Хайбара. Многие крепости, наслышанные об удивительных победах мусульман, сдавались без боя, другие же - после незначительного сопротивления. Основные сражения развернулись у крепости Аль-Кумус, которое было построено на крутой скале, считавшейся неприступной, там же было основное хранилище сокровищ. В этих сражениях непосредственное участие принимал сам МухIаммад (да благословит его Аллаh и приветствует), показывая примеры бесстрашия и героизма, вдохновляя воинов. Вскоре мусульмане стали голодать, так как провизия заканчивалась. Тараном удалось проделать брешь в стене, на приступ пошли под руководством Абу-Бакра - но неудачно. Несмотря на личную храбрость, полуголодные мусульмане не смогли взять крепость.

"Я - Мархаб, - закричал иудей, - страшен в битве и вооружен со всех сторон"

"А я Али, которого мать назвала Хайдаром (рычащий лев)".

Мархаб, уверенный в легкой победе, кинулся на Али, но тут произошло чудо - на глазах у изумленных воинов Али отразил удар и его "Зульфукар", как молния, опустилась на голову противника, проломив надвое щит, поразив непробиваемый шлем, отсекла его голову. Гигантская безжизненная фигура рухнула к ногам Льва Ислама. Али сам был среднего роста, но огромной силы, лицо было красивое, цветущее, окаймленное густой бородой. Отличался он также острым умом, огромными знаниями, религиозным рвением и за свою неустрашимую храбрость был прозван Львом Ислама.

После убийства Мархаба наступил перелом в сражении. В бою у Али поломался щит, и он сорвал с петель мощную дверь и пользовался ею как щитом. Впоследствии, как пишет Абу-Раф, эту дверь с трудом подняли несколько человек.

Взяв крепость, мусульмане нашли большие сокровища, много оружия и доспехов.

После взятия крепости во время обеда произошло еще одно из чудес (муджизата) МухIаммада (да благословит его Аллаh и приветствует). Ему дали голень барана, как только он откусил ее, баранина заговорила человеческим голосом и сказала, что она отравлена. Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) сразу выплюнул ее и ему было сделано кровопускание. Другой же асхаб, которому попалась другая часть голени, сразу же в муках умер. В результате дознания было установлено, что баранину отравила Зейнаб - племянница гиганта Мархаба, убитого Али. Когда ее привели к нему, она сказала, что думала: "Если ты настоящий Пророк, то тебе не будет вреда, если же ты обманщик, ты погибнешь, и мы освободимся от тебя". Тут он простил ее и вернул родным, чем проявил безграничную милость и милосердие даже своим отравителям.

Вскоре были захвачены все крепости, некоторые взамен на жизнь согласились на совсем уехать из земель Хайбара, что было принято

Поход в Хайбар в седьмом году хиджры
Взято из"Жизнеописания пророка Мухаммада"Основным автором является Мухаммад ибн Исхак ибн Йасар аль-Мутталиби, Абу Абдаллах Абу Бакр .
перевод.Гайнуллин Нияз Абдрахманович

Ибн Хишам добавил, что на время своего отсутствия Пророк назначил главой Медины Нумайлу ибн Абдаллаха аль-Лайси и вручил знамя Алию ибн абу Талибу — знамя было белого цвета.

«Клянусь, если бы не Аллах, мы не встали бы на путь правильный

И не стали бы давать садаку и не молились.

Когда какая-нибудь община притесняет нас

Или хочет совратить нас от веры, мы отвергаем.

Пошли на нас покой

Когда Посланник Аллаха выехал из Медины, он направился в селение Иср, где для него было оборудовано место для моления (мечеть). Потом он направился в ас-Сахба, спустился со своим войском в долину под названием ар-Раджиа и таким образом оказался между Хайбаром и Гатафаном, чтобы исключить возможность оказания помощи жителям Хайбара со стороны племени Гатафан, которые поддерживали их против Пророка. Мне рассказывали, что племена Гатафан, услышав о приходе Пророка в Хайбар, собрались и выступили в помощь иудеям против Пророка. Когда прошли один переход пути, их охватило беспокойство за свои стада и семьи — они испугались нападения на них мусульман с тыла. Они вернулись назад к своим семьям и стадам, освободив таким образом Пророку путь в Хайбар.

Пророк двигался по оазису Хайбар, захватывал одно стадо за другим, одну крепость за другой. Первой захваченной крепостью была крепость Наим, возле которой был убит Махмуд ибн Маслама: на него сбросили жернов, который и убил его. После нее была взята крепость Бану аль-Хукайк под названием аль-Камус. Пророк взял из них пленных. Среди пленниц были Сафийа, дочь Хайаййа ибн Ахтаба, которая была женой Кинаны ибн ар-Рабиа ибн Абу аль-Хукайка, и две племянницы. Пророк выбрал для себя Сафийю. Дихья ибн Халифа аль-Кальби просил Пророка отдать ему Сафийю, но Пророк, выбрав ее для себя, отдал ему двух ее племянниц. Пленники из Хайбара были распределены среди мусульман.

Мусульмане ели мясо домашних ослов жителей Хайбара. Тогда Пророк запретил людям совершать некоторые дела, в том числе и это.

Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Нуджайх со слов Макхула, что Пророк запретил им тогда четыре вещи: брать беременных пленниц, есть мясо домашних ослов, есть мясо любого хищного зверя, продавать добычу до ее раздела.

Мне рассказал Салям ибн Киркара со слов Амра ибн Динара, со слов Джабира ибн Абдаллаха — Джабир не участвовал в битве в Хайбаре, что Посланник Аллаха, запретив людям есть мясо ослов, разрешил им есть мясо лошадей.

Потом Посланник Аллаха стал захватывать крепости и имущество.

Завладев многими крепостями Хайбара, захватив их имущество, Пророк подошел к последним двум крепостям племени Хайбар: аль-Ватиха и ас-Сулалим. Пророк осаждал их в течение десяти с лишним дней.

Ибн Исхак сказал: «Мне рассказал Абдаллах ибн Сахль со слов Джабира ибн Абдаллаха: «Мархаб аль-Йахуди вышел из крепости, собрав все свое оружие, декламируя стихи:

«Хайбар знает, что я — Мархаб — хорошо вооружен

И испытанный воин —

Раз заколю, а другой — ударю.

Вот львы уже идут озлобленные.

Мой заповедник недоступен —

Кто бы ни приблизился, отступает

«Хайбар знает, что я — Кааб,

Увижу беду — смелый, твердый.

Если развязана война, ей последует война.

Со мной острый меч сверкает, как молния.

Мы истопчем вас, и гордый будет унижен.

Будете платить нам подать или захватим

Продолжение истории о Хайбаре

Пророк продолжал осаду жителей Хайбара в двух крепостях: аль-Ватиха и ас-Сулалим.

Закончив дела в Хайбаре, Пророк направился в Вади аль-Кура и осаждал их жителей в течение многих дней, потом вернулся в Медину.

Мне передал Саур ибн Зайд со слов Салима, подопечного Абдаллаха ибн Мутиа, со слов Абу Худайры, который рассказывал: «Отправившись из Хайбара вместе с Пророком в Вади аль-Кура, мы пришли туда вечером с заходом солнца. Вместе с Посланником Аллаха был слуга, подаренный ему Рифаа ибн Зайдом аль-Джузами.

Как мне передавали, Пророк, когда завоевал Хайбар, отдал ибн Лукайму аль-Абси всех кур и домашних птиц. Завоевание Хайбара произошло в месяце сафар.

В походе на Хайбар приняли участие также некоторые женщины мусульман. Пророк раздал им подарки из добытых трофеев, не допустив их участия в разделе добычи.

Поход на Хайбар (Битва Хайбар) — война между евреями оазиса Хайбар в Аравии и Магомедом (628).

В 628 году, пользуясь договором о ненападении (худайбийя) с жителями Мекки, в месяце мухаррам 7 года Хиджры Мухаммед выступил в поход на Хайбар. Пророк объявил, что речь идет о борьбе за веру. Войско мусульман составило 1400 человек. За старшего в Медине остался Сиба‘а ибн Урфута аль-Гифари.

Сначала мусульмане двигались по большой дороге, ведущей из Медины в Хайбар, но когда они преодолели уже примерно половину пути, Магомед изменил направление движения и подошел к Хайбару со стороны Сирии, желая отрезать евреям путь отступления на север.

В те времена в Хайбаре было 3 главных укреплённых селения: ан-Натат, аль-Катиба и аш-Шикк. В каждом селении были крепости и укрепленные дома (замки), каждый из которых приходилось брать в отдельности. Кроме того, в Хайбаре находилось несколько более мелких укреплений.

Увидев исламское войско, жители Хейбара незамедлительно укрылись в крепостях и прочно закрыли ворота. Пророк вместе со своими соратниками 25 дней продолжал блокаду крепостей. В один из дней он дал знамя Абу Бакру, а в другой день – Умару и поручил им открыть ворота крепостей Хейбара, однако им не удалось этого сделать. Увидев еврейских воинов, в частности Мархаба Хейбари, они испугались и обратились в бегство. Ибн Абу ал-Хадид по поводу бегства этих двух шейхов говорит: "Я могу забыть что угодно, но никогда не забуду бегства тех двоих, которые знали, что бежать с поля битвы - большой грех."

Взятие ан-Натата:

Этой ночью евреи переправили всех своих женщин и детей в аш-Шикк, решив наутро принять бой с мусульманами. Когда Али ибн Абу Талиб приблизился к ним, он увидел, что они готовятся к сражению. Как и было ему велено, он призвал их к исламу, но они отвергли этот призыв, а Мархаб стал вызывать кого-нибудь на поединок, размахивая своим мечом.

А потом на поединок с Мархабом вышел Али, который отрубил ему голову. После них в единоборство с аз-Зубайром ибн аль-Аввамом вступил третий брат Мархаба Йасир (Ясир), и аз-Зубайр убил его, а затем завязался жестокий бой, в котором многие знатные евреи нашли свою смерть. В результате этого их боевой дух упал, и они оставили свои позиции, а преследовавшие их мусульмане на плечах убегавших евреев ворвались в первое укрепление. Тогда евреи укрылись во втором, то есть в ас-Са‘бе, а в На‘име мусульмане захватили много съестных припасов и оружия.

После этого мусульмане, которыми руководил аль-Хаббаб ибн аль-Мунзир, в течение 3-х дней подвергали осаде укрепление ас-Са‘б, а на 3-й день Магомед воззвал к Аллаху с просьбой о победе и добыче, после чего повёл мусульман в атаку. И снова после поединков завязался жестокий бой, завершившийся ещё до захода солнца разгромом евреев и овладением укрепления ас-Са‘б, где мусульмане обнаружили много курдючного жира и прочих съестных припасов, запасы которых в этом укреплении были наиболее крупными. До этого мусульмане сильно страдали от голода и даже стали резать ослов, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил употреблять в пищу их мясо, и котлы, в которых оно варилось, были опрокинуты на землю.

Евреи перебрались в укрепление аз-Зубайр, последнее укрепление в селении ан-Натат, и укрылись там, а мусульмане осадили его. На четвёртый день один из иудеев указал им местонахождение источников воды, которыми пользовались осаждённые, и они перекрыли их, после чего иудеи были вынуждены выйти наружу и принять бой, а потом они отступили в аш-Шикк и укрылись в укреплении Убайй.

Взятие аш-Шикка

Мусульмане, преследовавшие евреев, окружили и это укрепление, и тогда осаждённые вышли на бой. Один из них стал вызывать кого-нибудь из мусульман на поединок, но был убит, а второго убил Абу Дуджана Симах ибн Хараша аль-Ансари, который после этого бросился на штурм укрепления, увлекая за собой остальных, и бой там продолжался в течение часа. В результате евреи были выбиты оттуда и перебежали в укрепление ан-Наззар, последнее в этом селении, а мусульманам досталось много еды, домашней утвари и овец.

После этого было окружено и укрепление ан-Наззар, стоявшее на вершине неприступной горы. Его защитники были почти уверены в том, что мусульмане не смогут взять его, и поэтому оставались там вместе со своими жёнами и детьми. Они оказывали ожесточённое сопротивление, осыпая мусульман градом камней и стреляя в них из луков, однако когда те подкатили туда катапульту, евреи испугались и перебежали в аль-Катибу, мусульманам же снова достались богатые трофеи, в том числе и медные сосуды, которые были использованы для приготовления пищи.

Взятие аль-Катибы

После этого мусульмане подвергли осаде первое из укреплений селения аль-Катиба, то есть укрепление аль-Камус, и эта осада продолжалась 14 или 20 дней.

Затем мусульмане захватили аль-Камус силой, а евреи перебежали в 2 последних из оставшихся у них укреплений: аль-Ватих и ас-Сулалам. Когда же и они были обложены со всех сторон, евреи решили сдаться, если им будет позволено покинуть Хайбар со своими жёнами и детьми.

Им обещали это и позволили увезти с собой всё, что они смогут взять, кроме золота, серебра, коней и оружия, однако утаившие что-либо из этого лишались права на защиту. После этого они сдали свои укрепления мусульманам, которым досталось 100 кольчуг, 400 мечей, 1000 копий, 500 луков и свитки Торы, которые они отдали желавшим их получить.

Достигнутое соглашение нарушили Кинана ибн Абу-ль-Хукайк и его брат, утаившие много золота и серебра, за что они и были казнены. Что же касается жены Кинаны Сафийи бинт Хуйайй ибн Ахтаб, то она была захвачена в плен.

В месяце мухаррам 7 года хиджры Посланник Аллаха ﷺ выступил в поход на Хайбар. С просьбой разрешить им принять участие в этом походе к нему обратились и те, кто не был в Аль-Худейбии, однако он объявил, что речь идёт о борьбе за веру, и поэтому никто не может рассчитывать на долю добычи. В этот поход с ним отправились лишь те, кто давал клятву, угодную Аллаху, в количестве 1400 человек, а за старшего в Медине остался Сиба‘ бин ‘Арфат аль-Гифари.

Хайбар находится в 170 километрах к северу от Медины. Этот оазис был разделён на две половины. В одной из них находилось пять укреплений:

1. Укрепление На‘им.

2. Укрепление ас-Са‘ба бин Му‘аза.

4. Укрепление Аби.

5. Укрепление ан-Низар.

Первые три укрепления находились в месте под названием ан-Натат, а остальные два — в месте, которое называлось аш-Шиик.

В другой части Хайбара, носившей название аль-Катиба, находились три укрепления:

1. Укрепление аль-Камус (это было укрепление сыновей Абу-ль-Хукайка из племени бану ан-надир).

2. Укрепление аль-Ватих.

3. Укрепление ас-Салялим.

Кроме того, в Хайбаре было несколько более мелких укреплений.

Взятие ан-Натата

Этой ночью иудеи переправили всех своих женщин и детей ваш-Шикк, решив наутро выйти на бой с мусульманами. Когда ‘Али (р.а.) приблизился к ним, он увидел, что иудеи готовятся к сражению. Как ему и было велено, он призвал их к исламу, но они отвергли этот призыв, а Мархаб стал вызывать кого-нибудь на поединок, размахивая мечом.

Потом на поединок с Мархабом вышел ‘Али и отрубил ему голову. После этого в единоборство с аз-Зубайром бин аль-‘Аввамом вступил брат Мархаба, и аз-Зубайр убил его, а затем завязался жестокий бой, в котором многие знатные иудеи нашли свою смерть.

В результате этого их боевой дух упал, и они оставили свои позиции, а мусульмане на плечах бежавших иудеев ворвались в первое укрепление. Тогда они укрылись во втором, то есть в укреплении ас-Са‘ба бин Му‘аза, а в На‘име мусульмане захватили много съестных припасов и оружия.

После этого мусульмане под руководством аль-Хаббаба бин аль-Мунзира в течение трёх дней подвергали осаде укрепление ас-Са‘ба бин Му‘аза. На третий день Посланник Аллаха ﷺ воззвал к Аллаху с мольбой о победе и добыче и повёл мусульман в атаку. После поединков снова завязался жестокий бой, который ещё до захода солнца завершился разгромом иудеев и овладением укреплением ас-Са‘ба, где было обнаружено много курдючного жира и прочих съестных припасов, запасы которых в этом укреплении были наиболее крупными. До этого мусульмане сильно страдали от голода и даже стали резать ослов, однако Посланник Аллаха ﷺ запретил употреблять в пищу их мясо, и котлы, в которых оно варилось, были опрокинуты на землю.

Иудеи перебрались в крепость аз-Зубайра, последнее укрепление в селении ан-Натат, и укрылись там, а мусульмане осадили его. На четвёртый день один из иудеев указал им местонахождение источников воды, которыми пользовались осаждённые, и они перекрыли доступ к этим источникам, после чего иудеи были вынуждены выйти наружу и принять бой, а потом они отступили ваш-Шикк и укрылись в укреплении Аби.

Взятие аш-Шикка

Преследуя иудеев, мусульмане окружили и это укрепление, и тогда осаждённые вышли на бой. Один из них стал вызывать кого-нибудь из мусульман на поединок, но был убит, а второго убил Абу Дуджана Саммак бин Харша аль-Ансари. После этого он бросился на штурм, увлекая за собой остальных, и бой там продолжался в течение часа.

В результате иудеи были выбиты оттуда, и перебежали в укрепление ан-Низар, последнее в этом селении, а мусульманам досталось много еды, домашней утвари и овец.

Затем было окружено и укрепление ан-Низар, стоявшее на вершине неприступной горы. Его защитники были почти уверены в том, что мусульмане не смогут взять его, и поэтому оставались там вместе со своими жёнами и детьми. Оказывая ожесточённое сопротивление, они осыпали мусульман градом камней и обстреливали из луков, однако, когда те подкатили туда катапульту, иудеи испугались и перебежали в аль-Катибу. Мусульманам снова достались богатые трофеи, в том числе и медные сосуды, которые были использованы для приготовления пищи.

Взятие аль-Катибы

После этого мусульмане осадили первое из укреплений селения аль-Катиба, то есть аль-Камус, и эта осада продолжалась 14 или 20 дней.

Достигнутое соглашение нарушили Кинана бин Абу-ль-Хукайк и его брат, которые утаили много золота и серебра, за что и были казнены, а жена Кинаны Сафийя бинт Хуяй бин Ахтаб была захвачена в плен.

Всего во время боёв за Хайбар иудеи потеряли убитыми 93 человека, а мусульмане — 15 (по другим данным, их было 16 или 18).

Возвращение переселенцев из Эфиопии

После победы в Хайбар прибыл также Абу Хурайра (р.а.), приехавший в Медину после того, как Посланник Аллаха ﷺ повёл мусульман в этот поход. В Медине он принял ислам, а потом отправился в Хайбар, где Пророк 3 выделил ему часть военной добычи.

В это же время в Хайбар приехал и Абан бин Са‘ид, которому до этого было поручено повести отряд мусульман на Неджд. Выполнив свою задачу, он прибыл в Хайбар вместе со своими бойцами, но ни сам Абан, ни его воины ничего не получили из захваченной добычи.

Раздел Хайбара

Посланник Аллаха ﷺ разделил все земли Хайбара на 36 частей, каждая из которых, в свою очередь, была разделена на 100 долей. Половину всей этой земли, иначе говоря, 18 частей он оставил в своём распоряжении для благотворительных целей, а другую половину разделил между участниками похода, выделив каждому пешему воину одну долю, а каждому всаднику — три. В походе на Хайбар принимало участие 200 всадников, получивших треть от половины земель оазиса, а остальные две трети достались пешим воинам, численность которых достигала 1200 человек.

Отравленная баранина

Капитуляция жителей Фадака

Фадак — оазис, находящийся на расстоянии двух дней пути к востоку от Хайбара и известный сегодня под названием Хаит.

Прибыв в Хайбар, Посланник Аллаха ﷺ направил в Фадак Мухайису бин Мас‘уда, чтобы тот призвал населявших его иудеев к исламу. Они медлили с ответом, но, когда узнали о падении Хайбара, их охватил страх, и они обратились к Пророку ﷺ с просьбой оставить их на этой земле на тех же условиях, что и иудеев Хайбара. Эта просьба была удовлетворена, а все земли этого оазиса поступили в распоряжение Посланника Аллаха ﷺ, который использовал доходы с них на содержание своей семьи и поддержку неимущих хашимитов.

Вади аль-Кура

После завоевания Хайбара Посланник Аллаха ﷺ двинулся к оазису Вади аль-Кура и призвал населявших его иудеев к исламу, однако те отказались. Они не пожелали также и сдаться мусульманам и вышли на бой с ними. Перед началом битвы мусульмане сражались с иудеями один на один. Сначала аз-Зубайр бин аль-‘Аввам убил двоих своих соперников, потом ‘Али убил своего, и так один за другим нашли свою смерть 11 иудеев. Что же касается Посланника Аллаха ﷺ, то, как только кто-нибудь из них погибал, он призывал остальных к исламу, поступая так же после каждой своей молитвы. Это продолжалось до самого вечера, а утром мусульмане атаковали иудеев, и не успело солнце подняться над горизонтом даже на высоту копья, как они были разбиты, мусульманам же досталась богатая добыча. После этого иудеи попросили Пророка ﷺ оставить их на этой земле на тех же условиях, что и жителей Хайбара и Фадака, и он согласился на это.

Заключение мира с жителями Таймы

Когда иудеи, жившие в Тайме, узнали о том, что постигло жителей Хайбара, Фадака и Вади аль-Кура, они заключили с Пророком ﷺ мир, обязавшись выплачивать мусульманам подушную подать, что позволило им и дальше спокойно жить на своей земле.

Женитьба Пророка ﷺ на Сафийе, да будет доволен ею Аллах

Тогда Пророк призвал её к себе и предложил ей принять ислам. Она согласилась на это, после чего пророк ﷺ женился на ней, подарив ей в качестве брачного дара свободу. Свадьба Пророка ﷺ и Сафийи состоялась на обратном пути в Медину, куда он прибыл в месяце сафар или раби‘ аль-авваль 7 года хиджры.

Поход на Зат ар-Рика'

Вернувшись из Хайбара, Посланник Аллаха ﷺ некоторое время провёл в Медине. Однако, узнав о том, что бедуины из племён ан-мар, са‘ляба и мухариб собирают силы, он оставил за себя в городе ‘Усмана бин ‘Аффана (р.а.) и повёл отряд численностью в 700 человек в Нахль, находящийся в двух днях пути от Медины. По пути мусульмане встретили вооружённые отряды племени гатафан, и противники сблизились, но не стали вступать в бой, опасаясь друг друга.

Когда настало время молитвы, Посланник Аллаха ﷺ совершил два ракяата вместе с частью своих бойцов, которые после этого отошли назад, уступив место другим. Таким образом, Пророк ﷺ совершил молитву в четыре ракяата, тогда как все остальные совершили по два. Такой была молитва мусульман, совершаемая в угрожающих обстоятельствах, но из хадисов известно, что подобные молитвы совершались и по-другому.

После этого Аллах вселил страх в сердца врагов мусульман, и они рассеялись, а посланник Аллаха ﷺ вернулся в Медину.

Что же касается названия этого похода, то на этот счёт высказываются различные мнения. Одни считают, что он получил такое название по той причине, что подошвы обуви мусульман протирались от долгой ходьбы, и поэтому они обматывали ноги полосками (рика‘) материи. Другие говорят, что земля и горы в тех местах, где побывали мусульмане, были разноцветными и разные участки местности напоминали заплаты (рика‘), третьи же считают, что Зат ар-Рика‘ — название места.

Кто защитит тебя от меня?

Во время этого похода произошло одно удивительное событие.

По словам большинства из участников военных походов мусульман, поход в Зат ар-Рика‘ состоялся в 4 году хиджры. Однако на самом деле это было в 7 году хиджры после завоевания Хайбара, поскольку в этом походе принимали участие Абу Хурайра и Абу Муса аль-Апг‘ари, да будет доволен Аллах ими обоими, но оба они, как мы уже упоминали, впервые встретились с Пророком ﷺ уже после завоевания Хайбара.

И до, и после похода в Зат ар-Рика‘ Посланник Аллаха ﷺ направлял отряды мусульман в разные места для обеспечения безопасности дорог, наказания тех, кто нападал на мусульман, и рассеивания тех, кто собирался сделать это, но мы не станем останавливаться на этом, чтобы наша книга не получилась слишком длинной.

Умра возмещения (‘умрат аль-када)

Согласно условиям заключённого в Аль-Худейбии перемирия с курейшитами, в месяце зу-ль-ка‘да 7 года хиджры Посланник Аллаха отправился в Мекку для совершения умры, оставив в Мекке за старшего Абу Рахма аль-Гифари. Пророк ﷺ гнал с собой 60 верблюдов, за которыми было поручено присматривать Наджие бин Джундабу аль-Аслами. Кроме того, опасаясь предательства со стороны курейшитов, мусульмане везли с собой обоз с оружием, за сохранность которого отвечал Башир бин Са‘д. Этот обоз охраняла сотня всадников под командованием Мухаммада бин Масламы.

Пророк ﷺ вошёл в состояние ихрама и начал произносить таль-бию вместе с другими паломниками в Зу-ль-Хуляйфе, достигнув же вади Яджадж, что находится близ Мекки, мусульмане оставили там своё оружие под охраной двухсот человек, которыми командовал Аусбин Хауля аль-Ансари, а все остальные двинулись дальше, имея при себе только мечи в ножнах.

Пророк ﷺ, въехал в Мекку верхом на своей верблюдице в окружении опоясанных мечами мусульман, и все они непрерывно произносили слова тальбии. Паломники проследовали к Священной Мечети, где Пророк ﷺ прикоснулся к Чёрному камню своим посохом с изогнутым концом, а потом совершил обход Каабы, не сходя с верблюдицы, за которой следовали все остальные, за исключением ‘Абдуллаха бин Равахи, шедшего перед Посланником Аллаха ﷺ.

После завершения обхода Пророк ﷺ семь раз пробежал между холмами ас-Сафа и аль-Марва, а потом совершил жертвоприношение возле аль-Марвы, и точно так же поступили остальные мусульмане. После этого Пророк ﷺ послал часть своих сподвижников к 0бозу соружием, велев им заменить тех, кто его охранял, чтобы и они смогли совершить все необходимые обряды.

Пророк ﷺ провёл в Мекке три дня. В это время он женился на Маймуне бинт аль-Харис, которая была вдовой господина павших за веру Хамзы бин ‘Абд аль-Мутталиба ﷺ и приходилась тёткой ‘Аб-дуллаху бин аль-‘Аббасу. Когда к ней явились сваты, она обратилась к своему попечителю аль-‘Аббасу, и он выдал её замуж за Пророка ﷺ, который совершил все обряды умры после приезда в Мекку и к тому времени уже вышел из состояния ихрама.

Утром четвёртого дня Посланник Аллаха ﷺ покинул Мекку и двинулся в обратный путь. Достигнув Сарифа, что находится на расстоянии девяти миль от Мекки, он сделал остановку, и к нему привели Маймуну, да будет доволен ею Аллах. После этого он вернулся в Медину, радуясь тому, что Аллах дал осуществиться его видениям и почтил его, позволив ему совершить обход вокруг Своего дома.

Удивительно, но Аллах судил так, что когда завершился срок жизни Маймуны, да будет доволен ею Аллах, она находилась в Сарифе, где и была похоронена.

После возвращения из Мекки Посланник Аллаха ﷺ направил боевые отряды мусульман в целый ряд мест. Важнейшим из предпринятых мусульманами в этот период военных походов стал поход, в ходе которого произошла битва при Муте.

Вопросы и задания

1. Против кого мусульмане вели военные действия после заключения мира с курейшитами и почему?

2. Что предложили Пророку Мухаммаду ﷺ жители Хайбара после его взятия?

3. Расскажите о женитьбе Пророка ﷺ на Сафийе, да будет доволен ею Аллах.

4. Назовите имя женщины, угостившей Пророка ﷺ и сподвижников отравленной бараниной.

5. Расскажите об умре Пророка и о его женитьбе на Маймуне, да будет доволен ею Аллах.

Поход в Хайбар в седьмом году хиджры

Ибн Хишам добавил, что на время своего отсутствия Пророк назначил главой Медины Нумайлу ибн Абдаллаха аль-Лайси и вручил знамя Алию ибн абу Талибу – знамя было белого цвета.

«Клянусь, если бы не Аллах, мы не встали бы на путь правильный

И не стали бы давать садаку и не молились.

Когда какая-нибудь община притесняет нас

Или хочет совратить нас от веры, мы отвергаем.

Пошли на нас покой

Когда Посланник Аллаха выехал из Медины, он направился в селение Иср, где для него было оборудовано место для моления (мечеть). Потом он направился в ас-Сахба, спустился со своим войском в долину под названием ар-Раджиа и таким образом оказался между Хайбаром и Гатафаном, чтобы исключить возможность оказания помощи жителям Хайбара со стороны племени Гатафан, которые поддерживали их против Пророка. Мне рассказывали, что племена Гатафан, услышав о приходе Пророка в Хайбар, собрались и выступили в помощь иудеям против Пророка. Когда прошли один переход пути, их охватило беспокойство за свои стада и семьи – они испугались нападения на них мусульман с тыла. Они вернулись назад к своим семьям и стадам, освободив таким образом Пророку путь в Хайбар.

Пророк двигался по оазису Хайбар, захватывал одно стадо за другим, одну крепость за другой. Первой захваченной крепостью была крепость Наим, возле которой был убит Махмуд ибн Маслама: на него сбросили жернов, который и убил его. После нее была взята крепость Бану аль-Хукайк под названием аль-Камус. Пророк взял из них пленных. Среди пленниц были Сафийа, дочь Хайаййа ибн Ахтаба, которая была женой Кинаны ибн ар-Рабиа ибн Абу аль-Хукайка, и две племянницы. Пророк выбрал для себя Сафийю. Дихья ибн Халифа аль-Кальби просил Пророка отдать ему Сафийю, но Пророк, выбрав ее для себя, отдал ему двух ее племянниц. Пленники из Хайбара были распределены среди мусульман.

Мусульмане ели мясо домашних ослов жителей Хайбара. Тогда Пророк запретил людям совершать некоторые дела, в том числе и это.

Мне рассказал Абдаллах ибн Абу Нуджайх со слов Макхула, что Пророк запретил им тогда четыре вещи: брать беременных пленниц, есть мясо домашних ослов, есть мясо любого хищного зверя, продавать добычу до ее раздела.

Мне рассказал Салям ибн Киркара со слов Амра ибн Динара, со слов Джабира ибн Абдаллаха – Джабир не участвовал в битве в Хайбаре, что Посланник Аллаха, запретив людям есть мясо ослов, разрешил им есть мясо лошадей.

Потом Посланник Аллаха стал захватывать крепости и имущество.

Завладев многими крепостями Хайбара, захватив их имущество, Пророк подошел к последним двум крепостям племени Хайбар: аль-Ватиха и ас-Сулалим. Пророк осаждал их в течение десяти с лишним дней.

Ибн Исхак сказал: «Мне рассказал Абдаллах ибн Сахль со слов Джабира ибн Абдаллаха: «Мархаб аль-Йахуди вышел из крепости, собрав все свое оружие, декламируя стихи:

«Хайбар знает, что я – Мархаб – хорошо вооружен

И испытанный воин –

Раз заколю, а другой – ударю.

Вот львы уже идут озлобленные.

Мой заповедник недоступен –

Кто бы ни приблизился, отступает

«Хайбар знает, что я – Кааб,

Увижу беду – смелый, твердый.

Если развязана война, ей последует война.

Со мной острый меч сверкает, как молния.

Мы истопчем вас, и гордый будет унижен.

Будете платить нам подать или захватим

Читайте также: