Похищение из сераля краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Похищение из сераля , K.384 ( Похищение из сераля на французском языке, часто Il сераля в итальянском и турецком языках: Saraydan Кыз Kaçırma ), являетсятрехактная зингшпиль от Вольфганга Амадея Моцарта , на либретто на немецком Готлиба Стефани по пьесе Кристофа Фридриха Бретцнера (ru) .

Премьера в Бургтеатр в Вене на 16 июля 1782 г. , под руководством композитора.

Опера повествует о попытке знатного Бельмонте похитить свою невесту Констанце, содержавшуюся в плену во дворце турецкого паши Селима.

Резюме

Распределение

Роль Диапазон Оригинальный состав
Бельмонте, испанский дворянин тенор Иоганн Валентин Адамбергер
Констанце, невеста Бельмонте сопрано Катарина Кавальери
Блондхен, его горничная сопрано Терезия Тейбер
Педрилло, камердинер Бельмонте тенор Иоганн Эрнст Дауэр
Осмин, хранитель сераля низкий Иоганн Игнац Людвиг Фишер
Селим Басса, Паша устная роль Доминик Яутц
Клаас устная роль
Янычары хор

Аргумент

Действие происходит во дворце паши Селима в Турции XVIII - го века .

Акт I

Акт II

Акт III

Музыкальные номера


Увертюра до мажор ( Престо-Анданте-Престо )

Состав

Опера была заказана императором Австрии Иосифом II . Он был создан 16 июля 1782 г. в Бургтеатре в Вене . Первый имел успех и создал репутацию Моцарта в Вене после его отъезда из Зальцбурга . Опера является ответом на желание императора, который хотел превратить Бургтеатр в немецкий оперный театр; предыдущие успешные выступления - это переводы зарубежных произведений.

Это Зингшпиль ; большая часть действия происходит во время разговорного диалога, а музыка не содержит речитативов и содержит только пронумерованные арии и ансамбли.

Работа легкая и написана для развлечения. Она использует моду на экзотическую музыку из недавно побежденной в военном отношении Османской империи . Существует турецкая музыка с треугольником, цимбалами и большим барабаном, в подражании янычар фанфары , используемой для стимулирования турецких солдат. Как и во многих комедиях того времени, многие элементы заимствованы из комедии дель арте .

В состав постановки вошли лучшие певцы того времени, сумевшие преодолеть вокальные трудности, витавшие в эфире. Таким образом, ария Осмина Ви будет их триумфатором , дважды опускается до нижнего D, и именно Иоганн Игнац Людвиг Фишер создал персонажа. У Констанц есть несколько арий, в том числе знаменитая Martern Aller Arten , где она присоединяется к великим героиням мифологии и достигает контр-D, и ее первая ария Ach ich liebte , также очень напряженная (11 контр-D); эта роль была создана Катариной Кавальери , тогда находившейся на пике своего виртуозного мастерства.

Похищение из сераля

Действующие лица

Голос

Описание

жених Блонды, слуга Бельмонте

смотритель загородной резиденции Паши

опера Похищение из сераля

Турция, 16 век, загородная резиденция Паши Селима.

Невеста Бельмонте Констанца вместе со своей горничной Блондой и его слугой Педрильо попала в пиратский плен и была продана Паше Селиму. Бельмонте добирается до виллы Паши в надежде отыскать любимую. Но Осмин, которого он встречает, отказывается помочь. К счастью, здесь же он видит и Педрильо – молодые люди договариваются спасти своих невест. Паша тем временем пытается добиться благосклонности Констанцы. Педрильо приводит Бельмонте во дворец под видом архитектора.

Паша отдает Блонду в услужение Осмину, ухаживания которого девушка отвергает и выгоняет из комнаты. Паша вновь преследует Констанцу с теми же намерениями, её верность жениху только больше распаляет его страсть. Педрильо сообщает Блонде, что Бельмонте здесь и планирует их спасение. Юноша спаивает Османа и после того, как тот засыпает, обе пары воссоединяются.

Бельмонте и Педрильо приносят в сад лестницы, чтобы помочь возлюбленным бежать, но их обнаруживает Осмин. Он поднимает стражу, предвкушая увидеть изменников на виселице. Бельмонте умоляет Селима сжалиться, обещая, что его отец, губернатор Орана Лостадос, заплатит щедрый выкуп. Но оказывается, что Лостадос является давним врагом Паши, и тот только рад предать мучениям его сына.


Селим позволяет Бельмонте и Констанце проститься друг с другом. Когда влюбленные уже смирились с приближающейся смертью, мудрый Паша решает, что лучшей местью будет его милость и отпускает всех влюбленных к явному неудовольствию Осмина.


Фото

Моцарт Похищение из сераля
опера Похищение из сераля краткое содержание



Интересные факты

Вольфганг Амадей Моцарт


Оперный герой, который не поет


Тогда почему же Паша Селим не поет? Объяснение тому, скорее всего, прозаично. В оригинальном либретто Бретцнера этот персонаж был разговорным. Ко всему, у Моцарта не было достойного поющего кандидата на эту роль: выигрышная теноровая партия в опере уже принадлежала Бельмонте, в басовой партии Османа выходил любимец публики Людвиг Фишер. Кем должен быть третий мужской лидер, чтобы как минимум не проигрывать на их фоне? Но главной причиной, вероятно, было то, что в просвещенную эпоху Иосифа II важнейшую роль играло именно слово. А образ Паши представлял собой самого императора, который являлся правителем новой формации в представлении Моцарта и Штефани.

Душу Паши Селима очень трудно раскрыть – поскольку он не поет, то и не может музыкально выразить свои эмоции. Он являет собой дидактический пример благородного правителя, но в то же время - и несчастного человека: зрелый мужчина, сгорающий от безответной страсти к юной девушке. А соперник молод, любим, да еще и является сыном заклятого врага. Его мужества, богатства и добродетели оказывается недостаточно для личного счастья.

С оперой можно познакомиться по видеозаписям европейских спектаклей:

  • Спектакль Зальцбургского фестиваля, 2013, постановка А. Марталера. В главных партиях: Д. Ранкаторе (Констанца), Т. Моретти (Паша Селим), Х. Камарена (Бельмонте).
  • Спектакль Цюрихской оперы, 2003, постановка Х. Перлемутер. В главных партиях: М. Хартелиус, К.М. Брандауэр, П. Бечала.
  • Спектакль Баварской государственной оперы, 1980, постановка К. Хандорфа. В главных партиях: Э. Груберова, Т. Хольцман, Ф. Арайца.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Краткое содержание — Похищение из сераля (Моцарт). Русский язык и литература

1 действие

2 действие

Управляющий резиденцией паши Осмин пытается добиться благосклонности Блондхен. Несмотря на его жёсткий характер, эта девушка ему действительно понравилась, и он не хочет применять силу. Осмин заявляет, что она обязана стать его рабыней, так принято в Турции. Блондхен обладает бойким и непокорным нравом. Она не боится управляющего, говорит, что никогда не будет вместе с таким неприятным стариком.

Педрильо при встрече с Блондхен говорит про побег. Корабль Бельмонта по сигналу готов отплыть от берега. Похищение решено осуществить глубокой ночью. Осталось только придумать, как ослабить внимание Осмина, чтобы он не смог помешать. У Педрильо появляется идея. Он угощает старика вином. Осмин сначала отказывается, но слуга Бельмонта смог его уговорить. Осмин засыпает крепким сном. Завершается 2-ое действие квартетом Констанцы, Бельмонта, Блондхен и Педрильо.

3 действие

Главная мысль оперы в том, что человеку необходимо научиться прощать даже своих врагов, не совершать злых поступков. Честность и благородство всегда поможет найти выход из трудной ситуации.

Опера в трех действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-немецки) Готлиба Стефани, основанное на пьесе Кристофа Фридриха Брецнера.

Действующие лица:

КОНСТАНЦА, испанская дама (сопрано)
БЛОНДХЕН, ее английская служанка (сопрано)
БЕЛЬМОНТ, испанский вельможа (тенор)
ПЕДРИЛЛО, его слуга (тенор)
СЕЛИМ, паша (разговорная роль)
ОСМИН, управитель загородного дворца паши (бас)

Вольфганг Амадей Моцарт / Wolfgang Amadeus Mozart

В сущности, это не столько опера, сколько то, что жители тогдашней Вены называли зингшпилем, то есть веселой пьесой с музыкой. Все действие находит выражение в разговорных диалогах, и персонажи начинают петь только для того, чтобы передать чувства, редко для развития действия. А один из главных героев - паша - и вовсе не поет, а только говорит.

УВЕРТЮРА

Увертюра, популярная оркестровая пьеса, часто звучащая в концертных залах, отражает бытовавшее тогда повальное увлечение всем турецким: в ней широко используются такие ударные инструменты, как треугольник, барабан, литавры. Живая по настроению, каковой и должна быть увертюра ко всякому зингшпилю, она содержит также и момент мягкой грусти, когда звучит — в минорной тональности — вступительная ария молодого героя (Бельмонта).

ДЕЙСТВИЕ I

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 2. Действие переносится во дворец, и здесь наступает неожиданная развязка. Оказывается, отец Бельмонта был злейшим врагом паши и обошелся с ним в свое время крайне грубо. И вот теперь этот благородный турок желает преподать европейцам урок снисходительности и великодушия. Он прощает Бельмонта и вручает ему его возлюбленную Констанцу, а также прощает Педрилло и Блондхен, и это даже несмотря на протесты Осмина. Естественно, все, кроме Осмина, необычайно рады. И опера завершается концертным номером, в котором все объединяются в хвале паше.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Следует привести некоторые отрывки из этого письма, так мило характеризующие чистую и изящную натуру Моцарта. Образ Осмина выписан с особой тщательностью: его гнев «достигает комического эффекта благодаря кстати звучащей турецкой музыке. В его арии я выделил красивые глубокие тоны баса. Ария „Клянусь бородой пророка" имеет, правда, тот же темп, но более мелкие длительности, и поскольку его гнев все возрастает, я подумал, что в конце арии следует дать Allegro assai в другом размере ради большего эффекта.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Либретто оперы, принадлежащее венскому оперному инспектору Готлибу Стефани (1741—1800), основывалось на комедии лейпцигского купца и литератора Кристофа Бретцнера (1781). Ее сюжет пользовался успехом; до 1790 года в Вене, кроме Моцарта, на этот сюжет написали зингшпили еще три композитора (Андре, Диттерсдорф, Кнехт). Для Моцарта же он послужил лишь отправным пунктом. По указаниям композитора в пьесу были внесены многочисленные изменения, настолько значительные, что Бретцнер дважды протестовал в газетах против ее якобы искажения.

Традиционно условные образы остальных героев Моцарт наделил живыми человеческими индивидуальностями, выступившими особенно рельефно в многочисленных контрастных противопоставлениях. Известную роль здесь сыграли автобиографические обстоятельства. Работа над оперой совпала с женитьбой композитора на Констанце Вебер. В течение двух лет он боролся с недоброжелательством родителей невесты и противодействием своего отца. Препятствия были преодолены одним ударом: Моцарт похитил Констанцу из отчего дома. Не только эта ситуация, но и разлитое в музыке поэтическое чувство нежной влюбленности, и самые образы главных действующих лиц вносят в оперу автобиографические штрихи: в преданном Бельмонте Моцарт запечатлел собственное чувство, а в обеих героинях, в лирическом и комедийном плане, воссоздал черты характера своей невесты.

Музыка

Первая русская постановка состоялась в 1816 году (Петербург). Среди современных постановок отметим работу реж. Поннеля в Цюрихе (1985), а также постановку Купфера в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (1984).

Дискография: CD — Decca. Дир. Шолти, Констанца (Груберова), Бельмонт (Винберг), Блондхен (Баттл), Педрилло (Зедник), Осмин (Тальвела) — Philips. Дир. Дейвис, Констанца (Эда-Пьер), Бельмонт (С. Берроуз), Блондхен (Н. Берроуз), Педрилло (Тир), Осмин (Ллойд).

Читайте также: