Поговорим о самом главном 2 класс литературное чтение школа россии

Обновлено: 02.07.2024

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: напомнить учащимся правила обращения с книгами; познакомить их с тем, как создавались книги в давние времена, прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, знать высказывания выдающихся людей о книгах и анализировать их.

Оборудование: карточки с загадками, слова на доске (можно пользоваться магнитной азбукой); выставка любимых книг.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Библиотека была и будет

Священный храм живых печатных слов.

В ее жрецах ходил и юный Бунин,

И целых тридцать лет — мудрец Крылов.

— Как вы поняли эти строчки?

— Почему автор говорит так о Крылове?

— Прочитайте выразительно это стихотворение.

Материал для учителя

В 1812 г. Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, директором которой был назначен А.Н. Оленин. Там Крылов прослужил библиотекарем около 30 лет, до отставки в 1841 г. За время длительной службы в Публичной библиотеке Крылов проявил себя как деятельный организатор русского отдела библиотеки. Параллельно со службой в библиотеке Крылов работал над созданием новых басен.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Что вы узнали на прошлом уроке о библиотеке?

— Какие книги можно найти в ней?

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как писались книги раньше, кто и как их создавал.

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, как давно появились книги? Кто и как их печатал? (Высказывания детей.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 8 — 9. Что вы думаете о первых книгах?

— А на чем раньше писали, когда не было бумаги?

— Перед вами слова: летопись, береста, берестяные грамоты, свиток, пергамент. Какие из них вам знакомы?

Летопись — запись важнейших событий из года в год, из лета в лето.

Береста — верхний слой коры, снятый с березы.

Берестяные грамоты — древнерусские письма на бересте (до нас дошло более 500 берестяных грамот). Самые древние — письма мальчика Онифа, жившего в XIII в.

Свиток — свернутая трубкой рукопись из пергамента.

Пергамент — специально обработанная кожа (телячья, баранья, свиная, козлиная), на которой можно было писать.

Материал для учителя

Почему в старину переписывали книги

Сейчас книги печатают в типографиях, но было время, когда этого делать еще не умели. Тогда книги писали от руки. На Руси этим сложным делом занимались монахи. Ведь грамотных людей в то время было немного, а нужда в книгах была большой. Без книг не могли совершать церковные службы, учить людей грамоте.

Вот почему одновременно с распространением христианства началась и переписка книг. В больших монастырях образовались центры, откуда по всей стране расходились переписанные монахами копии различных книг. Лишь через несколько веков появились наемные писцы, которые переписывали книги на заказ и для продажи.

Переписка книги была делом долгим и трудным.

После того, как был подготовлен необходимый материал (вначале пергамент, а затем бумага), переписчик садился за работу. Он размечал страницу — определял места для заглавия, инициала — большой буквы, с которой начинается первая фраза. Пользуясь деревянной линейкой или свинцовой палочкой (если писал на пергаменте), переписчик проводил строчки для написания текста.

Пергамент был дорог, и его приходилось беречь. Для экономии места буквы ставили тесно, промежутки между словами не делали. Да и сами слова писали не полностью, а сокращенно: вместо Бог — бг, люди — лю, человек — чк. Сокращенные слова отмечали сверху особым знаком — титлом.

Со временем книг нужно было все больше. Их начали продавать на рынках, ярмарках и в специальных лавках. Там можно было купить не только духовную литературу, но и сборник занимательных повестей и рассказов.

Наемному писцу было уже не до того, чтобы вырисовывать каждую букву. Четкое письмо постепенно сменилось беглой, размашистой скорописью.

Существовали ли энциклопедии в Древней Руси

— Чем отличаются старинные книги от современных?

V. Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами:

Мы руки опускаем:

Мы руки разведем

И побежим кругом.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Беседа о пользе книг

— Откройте учебники на с. 11 и прочитайте высказывания известных людей о книгах. (Дети читают про себя, а потом вслух по одному.)

— Объясните их смысл.

— Какое из высказываний вам больше всего понравилось? Почему?

— Обсудите с другом, почему книгу называют собеседником.

— На какие две группы можно разделить эти высказывания? (О книге и о чтении.)

— Прочитайте высказывания о книге.

— Прочитайте высказывания о чтении.

(Учитель читает стихотворение на с. 12.)

— Почему надо учиться читать всю жизнь? Что имел в виду автор?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, приготовьтесь к выразительному чтению.

(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Презентация на тему: " Поговорим о самом главном…. К себе, к себе – чтоб знать, чего хочу. С чего молчу и отчего кричу. Чтоб с правдой слиться смысла своего, Чтоб устыдиться," — Транскрипт:

1 Поговорим о самом главном…

3 К себе, к себе – чтоб знать, чего хочу. С чего молчу и отчего кричу. Чтоб с правдой слиться смысла своего, Чтоб устыдиться, если есть чего. Н.Коржавин

4 Но если по дороге – куст Встает, особенно - рябина… М.Цветаева

5 Что такое родина? Это – весь народ… Это прошлое народа, настоящее и будущее. Это – его своеобразная культура, его язык, его характер, это – цель совершаемых им революций, исторических скачков, узлов его истории. Л.Н.Толстой

6 Патриотизм – нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране. Обычно называется любовью к родине, которая включает: Заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию. Заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию. Верность родине, ведущей борьбу с врагами Верность родине, ведущей борьбу с врагами Гордость культурными и социальными достижениями своей страны Гордость культурными и социальными достижениями своей страны Сочувствие к страданиям народа и переживание за социальные пороки общества Сочувствие к страданиям народа и переживание за социальные пороки общества Уважение к историческому прошлому Уважение к историческому прошлому Привязанность к месту жительства(к своему городу, деревне, области, стране в целом) Привязанность к месту жительства(к своему городу, деревне, области, стране в целом)

7 Трусость Добытчик Обыденный Равнодушие Пассивность Винтик Предательство Калека Льгота

8 Обыватель, это человек, который равнодушен к судьбам отечества. Противоположное гражданин. Мещанство – жизненная позиция человека, состоявшая в том, что человек ограничивает круг своих интересов и деятельности заботой о собственном благополучии: Отстраненность от общественных проблем Отстраненность от общественных проблем Неспособность сопереживать другому Неспособность сопереживать другому Страх перед новым, преобразующим жизнь Страх перед новым, преобразующим жизнь Преувеличенное до уродливых размеров увлечение материальными ценностями Преувеличенное до уродливых размеров увлечение материальными ценностями

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект урока по чтению 2 класс

Учебник: Литературное чтение. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.

Тема: Поговорим о самом главном.

Цели: продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки; развивать память, связную речь, навыки выразительного осознанного чтения, умение находить главную мысль сказки; прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки)

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Поговорим о самом главном .

- Давайте обсудим, какие качества характера необходимы для дружбы.

IV . Речевая разминка

Бежит лиса по шесточку:

- Лизни, лиса, песочку!

Шест – 1. Длинная палка, жердь. 2. Спортивный снаряд для прыжков в высоту.

V . Постановка целей урока

- Какую сказку изучали о лисе?

- Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?

Работа в РТ

- Откройте рабочую тетрадь на с. 12 и выполните задание 10, разгадайте ребусы.

Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой о лисе.

- Откройте учебник на с. 40. Кто будет другим героем сказки?

Прочитайте ее название.

- Кто такой журавль?

Журавль – большая болотная птица с длинными ногами длинной шеей.

Vi . Работа по теме урока

1. Словарная работа

- Найдите в толковом словаре учебника на с. 153 значение

выделенных слов и выражений.

Не обессудь – не осуди, не отнесись строго.

Несолоно хлебавши – остался ни с чем.

Пир – большой званый обед, обильное угошение.

2. Чтение сказки

(Сказку читают: учитель, хорошо читающие учащиеся).

- Какие чувства вы испытали при чтении сказки?

VII . Физкультминутка

Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит.

Наши алые цветки

VIII . Закрепление изученного

1. Работа по учебнику

(Повторное чтение сказки)

- Почему лиса пригласила журавля к себе?

- Какое угощение она приготовила журавлю? Почему ?

- Как угостил лису журавль? Почему?

- Прочитайте начало сказки.

- Как вы думаете, они действительно были друзьями?

- Почему дружбы у них не получилось?

2. Работа в РТ на с. 25.

3.Восстановлениепоследовательности событий в сказке

- Восстановите последовательность событий в сказке. Перескажите ее по полученному плану.

1. Журавль пригласил лису в гости.

2. Лиса пригласила журавля в гости.

3. Лиса с журавлем подружились.

4. Лиса угощает журавля.

5. С тех пор дружба врозь.

6. Журавль угощает лису.

Ответ. 3, 2, 4, 1, 6, 5

IX . Рефлексия

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

- Какими представляются герои этих сказок?

X . Подведение итогов урока

- С какими сказками о лисе вы познакомились?

- Какими представляются герои этих сказок?

Тетерев Хитрый (ая)

Журавль Лживый (ая)

2. Нарисовать иллюстрацию к ней.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 591 934 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.10.2021 475
  • DOCX 19.3 кбайт
  • 4 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бикбов Ильдар Мингалеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения упростит процедуру подачи документов в детский сад

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки создаст для вузов рекомендации по поддержке молодых семей

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  1. Обсудите с друзьями, кто такой настоящий ДРУГ.

Ответ: В первой пословице про дружбу смысл заключается в том, что надо помнить дружественные отношения, помощь друга, добрые дружественные слов – все, чем так ценна дружба. Зло – помнить не стоит, эти моменты огорчают, поднимают злобу и боль прошедшего. А жить лучше счастливо!

Вторая пословица учит нас к шуткам относится с юмором, и прощать человека если он зло шутит или неудачно. Все мы разные. Главное не тоить самим зло в душе и жить проще и улыбаясь.

  1. Обсудите с друзьями, кто такой настоящий ДРУГ.

Ответ: Настоящий друг – тот, кому можно доверить секрет и он тебя не выдаст; не побоится сказать правду; укажет на недостойный поступок; простит в случае недопонимания; придет на помощь в беде и будет радоваться твоим успехам.

Читайте также: