Поэма экстаза скрябина краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Сафонов относился к нему с огромной нежностью и отеческой шутливой иронией.

– Саша Скрябин ведь у нас не простой, – говорил он, – вы его побаивайтесь, он что-то замышляет…

– Саша у нас ведь святой человек, в жизни, правда, он не очень святой, но тем больше вероятности, что станет иеромонахом. Ведь иеромонахи всегда – сначала нагрешат, а потом проходят курс святости… Нет, – засмеялся он, – это я так говорю, а на деле ведь он в самом деле очень любопытный. Вы вот с ним не говорили, а поговорите как следует, не так, за ужином, а по-настоящему – вот он вам на бобах-то разведет. Он ведь у нас ницшеанец и мистик.

В своей оценке Лядов был не одинок:

«Мир порожден сопротивлением, которого я захотел, – писал Скрябин. – Жизнь есть преодоление сопротивления…

Философия становится его жизнью, а главным элементом созданной им системы в то время был он сам. Создатель и повелитель новых звуковых миров, композитор весьма логично помещает себя в центр Вселенной на место ее Творца:

Бог – единое всеобъемлющее сознание – свободное творчество. Все – феномены, рожденные в лучах моего сознания. Если я сознал, что все есть мое творчество, все же мое свободное хотение, и вне меня ничего нет, – я существо абсолютное. Я ничто, я только то, что я хочу, я Бог. Вселенная моя игра, игра лучей моей мечты.

«Ты скажешь мне, и я Бог, потому что и я переживу то же; нет, потому что это твое сознанье я создал силой своего свободного творчества… Ты не будешь Бог, ты будешь только как Бог, будешь моим отраженьем. Я породил тебя.

И все же в поклонении он нуждался – причем не только в сравнительно редких концертных овациях, а поклонении ежечасном и ежеминутном, которое способна дать только женщина (увы – не Вера Ивановна, весьма холодная к титаническим замыслам мужа). В конце 1902 года у него появляется новая ученица, Татьяна Федоровна Шлёцер, влюбленная как в его музыку, так и в него самого.

«Неужели еще вчера утром мы лежали рядом, после ночи бурных, дивных ласк! Прощай, моя жизнь, мой возлюбленный Бог! /…/ Обнимаю и целую тебя, мой дивный.

На вершинах (продолжение)

Наиболее типичные для данного этапа творческого пути Скрябина образы-состояния сконцентрировались в Поэме экстаза. Это одна из кульминационных точек всего его творчества и, наряду с Третьей симфонией, один из его шедевров.

Примыкая к кругу идей и образов, затронутых уже в симфониях, Поэма экстаза в то же время является качественно новой ступенью симфонизма Скрябина. Драматические, трагедийно-сумрачные образы, характерные для симфоний, здесь уже не занимают такого видного места. Зато в выражении исключительных, предельно восторженных приподнятых душевных переживаний это произведение не имеет себе равных.

Предчувствия мрачного
Ритмы тревожные
В мир очарованный
Грубо врываются, —

Скрябин. Поэма экстаза

Грозной волной
Бурно вздымается
Ужасов диких
Толпа безобразная;
Все поглотить
Она угрожает.

На крыльях могучих
Новых исканий
В область экстаза
Он быстро несется.

И огласилась вселенная
Радостным криком: Я есмь! —

пишет Скрябин в тексте Поэмы.

В Поэме экстаза окончательно определился оркестровый стиль Скрябина. Характерно для него обращение к очень большому составу оркестра (в двух последних произведениях включающего орган), так как чисто физическая мощь звучания была для Скрябина одним из необходимых выразительных средств. Однако к максимальной насыщенности он прибегал лишь в кульминационных моментах. Не менее характерны для скрябинского оркестра предельно прозрачные, воздушные звучания, тонкое использование тембров солирующих инструментов. При этом некоторые из них становятся неотъемлемой принадлежностью определенных типов тем-образов: скрипка соло обычно применяется для утонченных лирических тем, темы волевые, героические неизменно поручаются трубам.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



⚫️ Для Скрябина, человека чувствительного, смерть дочери стала большим ударом. Он был вынужден готовиться к американским гастролям, где выступал как пианист, и ему пришлось писать для них произведения — просто чтобы как-то обеспечивать свое существование.

🎵 Сама музыка произведения достаточно интересная — это именно поэма, которую называют 4-ой симфонией Скрябина. Она весьма своеобразна: одночастная, действие в ней непрерывно, сонатная форма используется здесь очень свободно. Она появилась здесь, поскольку это один из принятых в то время способов работать с музыкальным материалом на большом масштабе.

⭐️ После премьеры эту симфонию ждал успех, Скрябина признали славянофилы — ему была присуждена Глинкинская премия. Однако Скрябина все чаще посещают мысли о том, что надо отойти от пианизма, поскольку сам он себя не считал пианистом (по призванию). Но ему совершенно не нравилось, как его играют другие, поэтому он был вынужден сам играть свои произведения и перед каждым концертом страшно волновался: у него болела правая рука, переигранная в молодости. Тем не менее, основное приложение сил он видит в симфонической музыке, а вскоре ему и оркестра не будет хватать, чтобы выразить все чувства, мысли и идеи, которые у него есть. Давайте послушаем второй вариант ее исполнения.

А теперь давайте поговорим о содержании поэмы и прочитаем ее текст.

🎭 В 4 симфонии достаточно тем, 11 действий, она совершенно сюжетна, и темы в ней существуют как персонажи в театральном спектакле. Не зря симфонию часто сравнивали с литературными жанрами, да и язык ее описания отчасти пришел из литературы, как и язык описания всей западно-европейской романтической музыки. И если мы будем наблюдать за темами, мы увидим целое представление.

🔉 Теперь давайте послушаем третью версию этой симфонии в исполнении Симфонического оркестра Всесоюзного радио (дирижер Н. Голованов).

Время прочтения 〰️ 10 минут.

Как, на ваш взгляд, текст соотносится с музыкой?



Содержание

История

Дирижёрам, которые захотят поставить Поэму экстаза, всегда можно сообщить, что таковой имеется, вообще же я хотел бы, чтобы относились сначала к чистой музыке.

Описание

"Поэма экстаза" по форме является одночастной симфонией и следует традиционной сонатной форме, трактованной Скрябиным весьма свободно. Поэма имеет более десяти музыкальных тем, каждая из которых носит определённое смысловое значение.

"Поэма экстаза" является новой ступенью симфонизма Скрябина. В отличие от симфоний (предшественники Поэмы) в Поэме экстаза нет драматическо-трагедийных образов, зато в выражении душевных переживаний произведение признано лучшим.

Источники

Ссылки

  • Произведения Александра Скрябина
  • Музыкальные произведения 1907 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Поэма экстаза" в других словарях:

ПОЭМА — (греч., этимол. смотр. предыд. слово). Эпическое произведете, содержание которого составляет событие, характеризирующее быт народа или часть его, какой нибудь общественный слой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов… … Словарь иностранных слов русского языка

ПОЭМА — [по], поэмы, жен. (греч. poiema творение). 1. Повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Эпическая поэма (изображающая какие нибудь крупные события в жизни человечества, народа или большой социальной группы). Лирическая поэма… … Толковый словарь Ушакова

Поэма (музыка) — Поэма (фр. Poéme) инструментальная пьеса лирико драматического характера. Отличается свободой построения и эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано, иногда для смычковых инструментов с сопровождением… … Википедия

Прометей (Поэма огня) — У этого термина существуют и другие значения, см. Прометей (значения). Прометей (Поэма огня) Op. 60 музыкальная поэма (продолжительность 20 24 мин.) Александра Скрябина для фортепиано, оркестра (включая орган), голоса (хора ad libitum) и… … Википедия

Симфоническая поэма — (нем. symphonische Dichtung, франц. poиme symphonique, англ. symphonic poem, итал. poema sinfonica) одночастное программное симф. произведение. Жанр С. п. полностью сложился в творчестве Ф. Листа. От него исходит и само назв. С. п. .… … Музыкальная энциклопедия

Шлёцер, Татьяна Фёдоровна — Татьяна Шлёцер … Википедия

Скрябин, Александр Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скрябин. Александр Скрябин … Википедия

Скрябин А. Н. — Александр Николаевич (25 XII 1871 (6 I 1872), Москва 14 (27) IV 1915, там же) рус. композитор и пианист. Отец композитора Николай Александрович С. был дипломатом в Турции; мать Любовь Петровна (урожд. Щетинина) была незаурядной пианисткой … Музыкальная энциклопедия

Морозова, Маргарита Кирилловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Морозова. Маргарита Кирилловна Морозова … Википедия

Читайте также: