Поэма без героя ахматова краткое содержание

Обновлено: 21.07.2024

Поэма писалась Ахматовой на протяжении около 20 лет, при этом в России не была издана с самого начала. Основная часть написана в период блокады Ленинграда и в эвакуации в Ташкенте, но далее редактирование длилось до 60-х годов.

В первой части описывается 1913 год, то есть самое начало творческого пути поэтессы, но описываются эти события с высоты прожитых лет. Именно тогда, когда судьбы многих из людей стали ясны и Ахматова приобрела совершенно другой взгляд на события, людей, действительность. Не зря автору слышится Траурный марш Шопена, который и переносит в молодость, туда, где многие из близких поэтессе людей живы.

В новогодний вечер на Фонтанном доме (там проживала Ахматова до эвакуации) появляются тени прежних людей, они появляются как ряженые в виде различных литературных и мифических персонажей. Только Ахматова осталась жива до этого времени, к ней приходит Поэт, о котором лучше всего рассказали его стихи. Также приходит и демон. Эти фигуры являются из грез минувших лет.

Описывается ветер, который бормочет о 1913 годе – расцвет поэзии серебряного века. Ощущение какого-то нарастающего гула (намек, конечно, на революционные события) город в тумане. Приближается настоящий 20 век.

Этот год как арлекиниада проносится шумом и грезами, автор снова оказывается в пространстве Фонтанного дома, откуда и ведется повествование. Ветер воет обрывками Реквиема, клен под окном протягивает костлявую руку как бы прощаясь с автором, прося о помощи и чувствуя расставание. Ахматова рефлексирует на тему редакторского мнения о собственно поэме.

Она рассказывает о том, как редактор оценил первую часть, в которой не понятно кто общается с кем, кто является призраком, а кто настоящим, путаница между героем и автором. Отсюда и появляется само название поэмы, которую редактор посчитал ненужной для своего времени, когда рассуждения о поэте не актуальны.

Ахматова вторит редактору, ведь она сама не хотела бы проживать и адскую арлекиниаду и растить детей для плахи и застенков, наподобие того как растили множество других женщин своих детей в этот период. Она хотела бы рассказать, как люди живут по ту сторону ада. Тем не менее, даже если редактор против, она не может не дописать поэму

Ахматова пишет в эвакуации и видит своего двойника, который идет за колючей проволокой. Она не может внутренне разлучиться со своим родным городом, с Фонтанным домом, где осталась и ее тень, с каналами и мостами, которые слышали шаги. Воспоминания о том, каким было спасение в самом начале войны и эвакуация в брюхе летучей рыбы.

Автор вспоминает дорогу, которой увозили ее сына и множество других людей. Россия в страхе и с угрюмой головой движется на Восток.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Ахматова - Поэма без героя. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Готовясь к решающему сражению при Ватерлоо, Наполеон выбирает маршала Груши, как человека, который выполнит тактический маневр, способный изменить ход битвы в пользу французов

Когда доктор Ватсон зашёл к своему другу мистеру Холмсу, его слуга Билли сказал, что сыщик отдыхает. Он сокрушался, что Шерлок Холмс так скрупулёзно занимается делом, что совершенно не жалеет себя

Ибсен Пер Гюнт веселый мальчишка любящий рассказывать истории. Люди принимают его рассказы за небылицы и выдумки, думают что Пер таким образом выделывается.

Дворец императора окружен народом, который взволнован тем, что уже какой-раз Мандарин объявляет указ правителя Альтоума, прозванного Сыном неба.

Автору слышится Траурный марш Шопена и шепот теплого ливня в плюще. Ей снится молодость, его миновавшая чаша. Она ждет человека, с которым ей суждено заслужить такое, что смутится Двадцатый Век.

Но вместо того, кого она ждала, новогодним вечером к автору в Фонтанный Дом приходят тени из тринадцатого года под видом ряженых. Один наряжен Фаустом, другой — Дон Жуаном. Приходят Дапертутто, Иоканаан, северный Глан, убийца Дориан. Автор не боится своих неожиданных гостей, но приходит в замешательство, не понимая: как могло случиться, что лишь она, одна из всех, осталась в живых? Ей вдруг кажется, что сама она — такая, какою была в тринадцатом году и с какою не хотела бы встретиться до Страшного Суда, — войдет сейчас в Белый зал. Она забыла уроки краснобаев и лжепророков, но они её не забыли: как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет.

Единственный, кто не появился на этом страшном празднике мертвой листвы, — Гость из Будущего. Зато приходит Поэт, наряженный полосатой верстой, — ровесник Мамврийского дуба, вековой собеседник луны. Он не ждет для себя пышных юбилейных кресел, к нему не пристают грехи. Но об этом лучше всего рассказали его стихи. Среди гостей — и тот самый демон, который в переполненном зале посылал черную розу в бокале и который встретился с Командором.

Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет о Петербурге 1913 г. В тот год серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл. Город уходил в туман, в предвоенной морозной духоте жил какой-то будущий гул. Но тогда он почти не тревожил души и тонул в невских сугробах. А по набережной легендарной приближался не календарный — настоящий Двадцатый Век.

В тот год и встал над мятежной юностью автора незабвенный и нежный друг — только раз приснившийся сон. Навек забыта его могила, словно вовсе и не жил он. Но она верит, что он придет, чтобы снова сказать ей победившее смерть слово и разгадку её жизни.

Белой ночью 24 июня 1942 г. догорают пожары в развалинах Ленинграда. В Шереметевском саду цветут липы и поет соловей. Увечный клен растет под окном Фонтанного Дома. Автор, находящийся за семь тысяч километров, знает, что клен ещё в начале войны предвидел разлуку. Она видит своего двойника, идущего на допрос за проволокой колючей, в самом сердце тайги дремучей, и слышит свой голос из уст двойника: за тебя я заплатила чистоганом, ровно десять лет ходила под наганом.

Автор понимает, что её невозможно разлучить с крамольным, опальным, милым городом, на стенах которого — её тень. Она вспоминает день, когда покидала свой город в начале войны, в брюхе летучей рыбы спасаясь от злой погони. Внизу ей открылась та дорога, по которой увезли её сына и ещё многих людей. И, зная срок отмщения, обуянная смертным страхом, опустивши глаза сухие и ломая руки, Россия шла перед нею на восток.

Книга Поэма без героя в кратком содержании доступна в 17 форматах Doc, Docx, RTF, TXT, ODT, PDF, DjVu, FB2, HTML, JAVA, ePub, LIT, LRF, RB, TCR, Mobi, PDB (для телефона, планшета, компьютера и ридера для электронных книг)

Поэма начинается с трёх посвящений. В первом автор говорит, что у неё нет бумаги и она пишет в чужом черновике. Во втором посвящении поэтесса не разрешает Путанице-Психее диктовать ей, что она должна писать. Автор поэмы находится словно во сне. Третье и последнее посвящение о человеке, с которым поэт может смутить весь двадцатый век.

В первой части поэмы речь идёт о событиях 1913 года. Автор ждёт гостей в Новый год, но к ней приходят тени из прошлого. Поэтесса перечисляет некоторых из непрошенных гостей: Фауст, Дон Жуан, Дапертутто, Иоканаан, Дориан. Автор не боится теней. Она спрашивает, иль нет с ними Владыки Мрака.

Автор говорит, что раз они пришли веселиться, то значит можно начинать веселье. Только поэт удивляется, почему она одна ещё жива?

С тенями не пришёл Гость из Будущего. Но, зато появился Поэт. У него нет грехов, потому что они не пристают к Поэту. Ещё на празднике присутствует демон. Все разговаривают между собой. Автору же чудятся знакомые голоса среди этой беседы. Ночь кажется бездонной, а болтовня не смолкает. Ночное небо такое тёмное, что не видно ни одной звезды.

Кто-то кричит:"Героя на авансцену!". Все гости в тот же миг исчезают. Автор остаётся с ним один на один. Ей слышится шёпот. Её оставляют жить.

Затем гаснут огни и белый зал превращается в комнату поэтессы.

Недалеко от дома автора происходит маскарад. Все болтают о Казанове и Дон Кихоте. Кто-то провёл Козлоногую, которая начинает танцевать.

Снова комната героини. Она нарисована в трёх ипостасях: Козлоногая, Путаница и не третьем портрете плохо различимая фигура. Путаница становится живой женщиной и сходит с картины. Она слышит голоса, которые говорят о Гаврииле и Мефистофеле.

Затем в вое ветра слышно пророчество о будущем России.

События 1941 года. Завершилось видение из прошлого. Автор говорит о том, что её редактору не понравилось то, как она работает. Редактору не понятен сюжет её произведения. Он считает, что все слишком запутано. Поэтесса утверждает, что жизнь была сложной и все люди очень боялись всего. Автору тяжело работать над этой поэмой. Но, перестать писать она уже не в силах. Она просто обязана довести начатое до логического конца.

Автор находилась далеко от родного города во время войны. Она говорит, что клен, растущий за её окном, предсказал ей многие события.

Автор видит своего двойника, который говорит, что был десять лет в неволе. Поэтесса не может забыть свой родной город.

Читать краткое содержание Ахматова - Поэма без героя. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Ахматова - Поэма без героя

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Действие фантастической повести разворачивается в послереволюционное время в Советском союзе. В Московском зоологическом институте, переживающем не лучшие времена, трудится профессор Владимир Ипатьевич Персиков.

Эгеон, купец из Сиракуз, отправляется по делам в Эпидамн, оставив супругу Эмилию, ожидающую скорого появления ребенка. Та, спустя пол года, выдвигается вслед за мужем. По достижении Эпидамна женщина рожает сыновей-близнецов

Жил-был в лесу заяц. Он, как и все остальные зайцы, очень сильно боялся волка. Страх испытывал он ко всему с самого раннего детства: веточка сломается, упадёт с дерева снег или вспорхнет невдалеке птица. Все пугало и страшило малыша.

Набегавшись на лугу, десятилетний Лотарий бросился на траву и залюбовался небом. Неожиданно появилось облачко, в котором угадывался прекрасный женский силуэт, и ребенок не мог отвести от него глаз.

Автору слышится Траурный марш Шопена и шепот теплого ливня в плюще. Ей снится молодость, его миновавшая чаша. Она ждет человека, с которым ей суждено заслужить такое, что смутится Двадцатый Век.

Но вместо того, кого она ждала, новогодним вечером к автору в Фонтанный Дом приходят тени из тринадцатого года под видом ряженых. Один наряжен Фаустом, другой – Дон Жуаном. Приходят Дапертутто, Иоканаан, северный Глан, убийца Дориан. Автор не боится своих неожиданных гостей, но приходит в замешательство, не понимая: как могло случиться, что лишь она,

Ей вдруг кажется, что сама она – такая, какою была в тринадцатом году и с какою не хотела бы встретиться до Страшного Суда, – войдет сейчас в Белый зал. Она забыла уроки краснобаев и лжепророков, но они ее не забыли: как в прошедшем грядущее зреет, так в грядущем прошлое тлеет.

Единственный, кто не появился на этом страшном празднике мертвой листвы, – Гость из Будущего. Зато приходит Поэт, наряженный полосатой верстой, – ровесник Мамврийского дуба, вековой собеседник луны. Он не ждет для себя пышных юбилейных кресел, к нему не пристают грехи.

Но об этом лучше всего

рассказали его стихи. Среди гостей – и тот самый демон, который в переполненном зале посылал черную розу в бокале и который встретился с Командором.

В беспечной, пряной, бесстыдной маскарадной болтовне автору слышатся знакомые голоса. Говорят о Казакове, о кафе “Бродячая собака”. Кто-то притаскивает в Белый зал козлоногую.

Она полна окаянной пляской и парадно обнажена. После крика: “Героя на авансцену!” – призраки убегают. Оставшись в одиночестве, автор видит своего зазеркального гостя с бледным лбом и открытыми глазами – и понимает, что могильные плиты хрупки и гранит мягче воска. Гость шепчет, что оставит ее живою, но она вечно будет его вдовою.

Потом в отдаленье слышится его чистый голос: “Я к смерти готов”.

Ветер, не то вспоминая, не то пророчествуя, бормочет о Петербурге 1913 г. В тот год серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл. Город уходил в туман, в предвоенной морозной духоте жил какой-то будущий гул. Но тогда он почти не тревожил души и тонул в невских сугробах.

А по набережной легендарной приближался не календарный – настоящий Двадцатый Век.

В тот год и встал над мятежной юностью автора незабвенный и нежный друг – только раз приснившийся сон. Навек забыта его могила, словно вовсе и не жил он. Но она верит, что он придет, чтобы снова сказать ей победившее смерть слово и разгадку ее жизни.

Адская арлекинада тринадцатого года проносится мимо. Автор остается в Фонтанном Доме 5 января 1941 г. В окне виден призрак оснеженного клена. В вое ветра слышатся очень глубоко и очень умело спрятанные обрывки Реквиема. Редактор поэмы недоволен автором.

Он говорит, что невозможно понять, кто в кого влюблен, кто, когда и зачем встречался, кто погиб, и кто жив остался, и кто автор, и кто герой. Редактор уверен, что сегодня ни к чему рассуждения о поэте и рой призраков. Автор возражает: она сама рада была бы не видеть адской арлекинады и не петь среди ужаса пыток, ссылок и казней. Вместе со своими современницами – каторжанками, “стопятницами”, пленницами – она готова рассказать, как они жили в страхе по ту сторону ада, растили детей для плахи, застенка и тюрьмы.

Но она не может сойти с той дороги, на которую чудом набрела, и не дописать свою поэму.

Белой ночью 24 июня 1942 г. догорают пожары в развалинах Ленинграда. В Шереметевском саду цветут липы и поет соловей. Увечный клен растет под окном Фонтанного Дома. Автор, находящийся за семь тысяч километров, знает, что клен еще в начале войны предвидел разлуку.

Она видит своего двойника, идущего на допрос за проволокой колючей, в самом сердце тайги дремучей, и слышит свой голос из уст двойника: за тебя я заплатила чистоганом, ровно десять лет ходила под наганом…

Автор понимает, что ее невозможно разлучить с крамольным, опальным, милым городом, на стенах которого – ее тень. Она вспоминает день, когда покидала свой город в начале войны, в брюхе летучей рыбы спасаясь от злой погони. Внизу ей открылась та дорога, по которой увезли ее сына и еще многих людей.

И, зная срок отмщения, обуянная смертным страхом, опустивши глаза сухие и ломая руки, Россия шла перед нею на восток.

Читайте также: