Поединок двух всадников краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект урока литературе в 10 классе.

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2. Вступительное слово учителя.

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

Мысли писателя по поводу исторических событий и исторических персонажей актуальны и в наши дни. Мы убеждаемся в этом тем больше, чем внимательнее и глубже читаем Пушкина. В этом непреходящее значение писателя для русской и мировой литературы.

В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива (в районе будущего Санкт-Петербурга), лишив таким образом Русское государство выхода к Балтийскому морю. Именно возвращение этой небольшой полоски земли было первоначально главной целью русского царя Петра Алексеевича, начавшего в 1700 г. войну против Швеции. К 1703 г. были одержаны первые значительные успехи – отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, где сразу же был заложен город, который Пётр назвал в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город строился в невероятно тяжёлых условиях – посреди болот, при постоянной угрозе наводнения, руками бесчисленных мужиков, согнанных на строительство и сотнями мерших от болезней и непосильного труда. Новую столицу не любили, сам переезд царя из Москвы в новый город воспринимался народом как неуважение к традиции и подрыв вековых устоев. Петербург и позднее воспринимался многими как город, чуждый России, официальный, холодный, зачастую враждебный… Многие из иностранных наблюдателей рассматривали историю строительства Петербурга как доказательство рабской покорности русского народа своим правителям, затеявшим бессмысленное строительство призрачного города на совершенно непригодной для жилья земле.

В этом контексте поэтическое признание москвича Пушкина в своей любви к северной столице приобретает совершенно особый смысл. Прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, Пушкин видит и другое – те благотворные результаты, которые имели для России, её культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых является Петербург до сих пор. Поэт не закрывает глаза на мучительную сложность жизни в послепетровской России (эта линия развивается в основной части поэмы) – и всё же он чувствует себя представителем именно той России, в которой живёт, не видя никакого смысла в возвращении назад, ко временам допетровской московской старины.

4. Обзор содержания поэмы.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

5.Основные темы поэмы.

«В поэме два Петра: Петр живой и Петр - Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

6. Композиционный план вступления.

История постройки города.

Гимн городу от лица поэта.

Пожелание городу красоты и стойкости, спокойствия морской стихии.

III. Закрепление изученного.

- Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов….

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод…?

- В чём своеобразие конфликта в поэме? (Замысел Петра построить город на болотах реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление призвано подвести читателя к пониманию основного конфликта – истории и личности.

Для автора было важно подчеркнуть масштаб конфликта, он утверждает, что это не просто романтическая поэма, а нечто более глубокое и масштабное.)

В самом сравнении города с Россией – двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города. Петербург контрастно показан до и после наводнения.

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.)

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

В повести затрагивается проблема взаимоотношений личности и общества, раскрывается тема жестокости в царской армии, унижения простых людей со стороны тех, кто облечен властью и своим высоким положением.

Служба подпоручика Ромашова проходит на фоне неприятия им провинциальных нравов, муштры и пошлости, царящей среди офицерского состава полка. Серость его армейских будней скрашивают интрижка с одной из офицерских жен и визиты в дом семейства Николаевых.

Хозяйка дома, Шурочка Николаева, очень симпатична Юрию. Но однажды случилось так, что интеллигентный юноша вступает в конфликт с ее мужем, и эта ссора приводит к дуэли, в ходе которой главный герой получает смертельное ранение и погибает.

Главные герои и их характеристика:

  • Ромашов Юрий – молодой офицер 22 лет, худощавый и застенчивый.
  • Николаева Александра (Шурочка) – обаятельная замужняя женщина, в которую влюбился Ромашов.
  • Николаев Владимир – муж Шурочки, сослуживец Ромашова.

Второстепенные герои и их характеристика:

Кроме того, в повествовании упоминаются полковник Рафальский, подполковник Лех, капитаны Осадчий, Слива и Петерсон, штабс-капитан Диц, поручики Веткин и Бек-Агамалов, денщик Ромашова Гайнан и некоторые солдаты.

Глава 1.

Во время учений в шестую роту прибывает командир полка полковник Шульгович. Он отчитывает подпоручика Ромашова за то, что солдаты встречают командира ненадлежащим образом и не могут ответить на элементарные вопросы. Ромашов пытается оправдать одного из солдат тем, что тот по национальности татарин и плохо понимает по-русски. Шульгович в бешенстве. Он налагает на дерзкого офицера наказание – домашний арест.

Глава 2.

Ромашов осознает, что одинок и среди сослуживцев нет того человека, который бы оказался близок ему по мировоззрению и представлениям о жизни. Мысль пойти на офицерское собрание его не вдохновляет. Прогуливаясь, он мечтает попасть на войну и отличиться. Незаметно для самого себя подпоручик меняет схему маршрута и отправляется домой.

Глава 3.

Дома Ромашов интересуется у своего денщика, не было ли посыльного от Николаевых, у которых Юрий бывает практически ежедневно в последние месяцы, и получает отрицательный ответ.

Куприн

Автор: Александр Иванович Куприн

По окончании военного училища молодой человек собирался отдать всего себя службе и самообразованию. Однако в реальности он встречается с замужней женщиной, а в общем и целом тяготиться своей участью.

Денщик Гайнан приносит послание от любовницы Ромашова – Раисы Петерсон, в котором она приглашает Юрия на кадриль в ближайшую субботу в офицерском собрании. Уничтожив письмо, Ромашов идет к Николаевым.

Глава 4.

Глава семейства Николаевых, Владимир Ефимович, намерен держать экзамен в академию генерального штаба. А потому подготовка к нему идет полным ходом. Мужчина готовится к третьей попытке после двух провалов – и к последней из предоставляемых. Шурочка хочет, чтобы муж поступил, преодолел это испытание, и их жизнь кардинальным образом изменилась бы.

Во время разговора Шурочка как бы невзначай упомянула о том, что дуэли между офицерами узаконили. Ей кажется, что благодаря поединкам в офицерской среде уменьшится количество шулеров и пьяниц, таких как поручик Назанский.

Глава 5.

Покинув дом Николаевых, Ромашов наносит визит Назанскому. Тот приветливо встречает однополчанина. У них затевается беседа на тему любви. Назанский уверен, что это светлое чувство доступно единицам, и заодно зачитывает Ромашову записку от любимой дамы. До Ромашова доходит, что это послание Александры Николаевой. А Назанский в свою очередь догадывается, что Ромашов также к этой женщине неравнодушен.

Дома Ромашов обнаруживает новую записку от Раисы. Та пишет, что ей известно, где Юрий пропадает каждый вечер, и предупреждает, что так просто это не оставит.

Глава 6.

Глава 7.

Ромашова доставляют на аудиенцию к командиру полка. Шульгович отчитывает подчиненного за то, что подпоручик посмел заступиться за солдата. А заодно Юрию достается за пьянство – кто-то донес о его злоупотреблении спиртным. Затем разгоряченный полковник резко меняет гнев на милость и приглашает провинившегося на офицерский обед.

Дома Ромашов терзается одиночеством и никчемностью. Вечером он работает над собственной рукописью с третьей по счету повестью. Никто из окружения не знает о тайном увлечении подпоручика.

Глава 8.

Ромашов появляется на балу в доме офицерского собрания. Среди прибывших дам он видит Раису, колючий взгляд которой не предвещает ничего хорошего.

Офицеры затевают разговор о дуэлях и как бы разделяются на два лагеря с противоположными мнениями: одни называют поединки глупостью, другие придерживаются позиции, что только так можно отомстить за нанесенное оскорбление.

Глава 9.

Ромашов танцует с Раисой на балу, и женщина укоряет партнера по танцу за то, что тот ее игнорирует, и из ревности начинает оскорблять соперницу. Сердитая любовница говорит, что пожертвовала всем ради Ромашова, а тот использовал ее. Юрий невольно улыбается: в полку известно о многочисленных любовных похождениях Раисы. Ее супруг, капитан Петерсон, сильно любит жену, и прощает ей все романы. Ромашов признается, что у него к Раисе нет никаких чувств.

Глава 10.

Во время учебных занятий происходит стычка между Ромашовым и ротным капитаном Сливой. Ротный пытается ударить малосильного солдата Хлебникова, не сумевшего выполнить задание, но Ромашов мешает этому. Офицеры принимаются обсуждать эффективность наказания подчиненных. Ромашов уверен, что применение командирами физической силы в их взаимоотношениях с солдатами – пережиток времени.

Глава 11.

Проходят бессмысленные офицерские занятия. Ромашов выполняет учебные приемы чисто автоматически. Измотав себя тяжкими мыслями, Юрий отправляется с приятелем Веткиным в питейное заведение, где они изрядно надираются и жалуются друг другу на жизнь. Ромашов сетует на внутреннюю пустоту, на неразделенную любовь, но не находит в собеседнике понимания.

Глава 12.

Наутро Ромашову приносят послание от Шурочки, которая приглашает его на пикник, где будут отмечаться именины. Юрий испытывает нужду, в кредитах ему отказывают. Он принимается перебирать в голове, у кого можно одолжить денег, но все варианты отпадают. Наконец, подпоручику одалживает 10 рублей полковник Рафальский. Получив червонец, Ромашов бежит купить подарок для любимой женщины.

Глава 13.

На подъезде к дому Николаевых, Ромашов чувствует странное беспокойство. Шурочка радостно встречает подпоручика, но Николаев недоволен. Супруг подозревает о проявлении чувств Ромашова к Шурочке. Вся собравшаяся компания отправляется на пикник.

Глава 14.

На природе Шурочка еще очаровательней. Вечером, когда все разбредаются кто куда, Юрий и Александра углубляются в лес. Шурочка признается, что сейчас влюблена в Ромашова, а неделикатного мужа не любит. Она целует Ромашова, но просит, чтобы тот в их доме более не появлялся – их осаждают анонимками, в которых говорится о связи Александры и Юрия. Последний понимает, что это происки ревнивой Раисы.

Глава 15.

Полк готовится к очередному военному смотру. Ромашов видит, как ротные изощренно издеваются над солдатами и избивают их. Во время смотра командиры объезжают роты. Ощущается безразличие офицеров к службе.

На финальном марше Ромашов замечтался под звуки музыки и ведет строй вправо, из-за чего полурота становится похожей на беспорядочную толпу. После случившегося все в полку подшучивают над подпоручиком.

Глава 16.

Ромашов при выходе из лагеря встречает Николаева, который говорит, что специально ожидает его и заводит разговор о Шурочке. Николаев упоминает об анонимных письмах с грязными намеками на незаконную связь его супруги и Ромашова, и требует от Юрия прекращения распространения сплетен.

Глава 17.

Ромашов без конца уединяется, его тяготит общество офицеров. Он осознает, что после трех лет службы уйдет в запас. Он ближе сходится с солдатом Хлебниковым и по мере возможности помогает несчастному. Сослуживцы замечают это и начинают подтрунивать над подпоручиком. Шурочка выговаривает Ромашову за то, что он непозволительно долго стоит под открытыми окнами дома Николаевых.

Глава 18.

В роте вешается молодой солдат. Офицеры потрясены случившимся, но затем начинают кутить и горланить песни. Ночью они отправляются в публичный дом, где случается потасовка. Бек-Агамалов выхватывает шашку и принимается махать ею. Одна из девиц обзывает пьяного офицера дураком, а тот замахивается на нее с намерением ударить, однако Ромашов останавливает его.

Глава 19.

Офицеры направляются в собрание и продолжают веселиться, затянув панихиду. Ромашов возмущается, требуя прекратить пение. Пьяные люди не унимаются. Вдруг Николаев заявляет, что такие как Ромашов и Назанский позорят честь полка. Ромашов намекает на причины недовольства Николаева, и молодые люди вступают в драку.

Глава 20.

Глава 21.

Ромашов приходит в гости к Назанскому, который пытается отговорить подпоручика от дуэли, полагая, что тому пора покончить со службой в армии.

Глава 22.

У себя дома Ромашов обнаруживает гостью – Шурочку. Она пришла не отговаривать Юрия от дуэли, а напротив, просит того принять в ней участие. Женщина утверждает, что отказ от поединка станет позорным пятном на репутации обоих. Поэтому нужно провести символическую дуэль, т.е. стрелять друг в друга, но мимо. И таким образом, никто не пострадает.

Глава 23.

Читателю предлагается ознакомиться с текстом рапорта, согласно которому значится: состоялась дуэль между офицерами Николаевым и Ромашовым. Николаев сразу же ранил Ромашова в живот. Ответного выстрела не последовало. Спустя считанные минуты подпоручик скончался.

Произведение вышло в свет в 1905 году и относится к категории неореализма. Оно по праву считается одним из лучших не только в творчестве писателя, но и во всей отечественной литературе XX века.

+

3 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 3

Ответ

+

Ответ

+

Вот просмотри,что лучшее выбери.

Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе всё живет; им всё доступно, всё понятно; они на всё откликаются. Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их как истинный художник; он поэт русский в душе — в нем живет и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души.

Несокрушимая сила и мощь духа, смирение жалоб, елейное благоухание молитвы, пламенное, бурное одушевление, тихая грусть, кроткая задумчивость, вопли гордого страдания, стоны отчаяния, таинственная нежность чувства, неукротимые порывы дерзких желаний, целомудренная чистота, недуги современного общества, картины мировой жизни, хмельные обаяния жизни, укоры совести, умилительное раскаяние, рыдания страсти и тихие слезы, как звук за звуком, льющиеся в полноте умиренного бурею жизни сердца, упоения любви, трепет разлуки, радость свидания, чувство матери, презрение к прозе жизни, безумная жажда восторгов, полнота упивающегося роскошью бытия духа, пламенная вера, мука душевной пустоты, стон отвращающегося самого себя чувства замершей жизни, яд отрицания, холод сомнения, борьба полноты чувства с разрушающею силою рефлексии, падший дух неба, гордый демон и невинный младенец, буйная вакханка и чистая дева — всё, всё в поэзии Лермонтова: и небо и земля, и рай и ад.

По глубине мысли, роскоши поэтических образов, увлекательной, неотразимой силе поэтического обаяния, полноте жизни и типической оригинальности, по избытку силы, бьющей огненным фонтаном, его создания напоминают собою создания великих поэтов. Его поприще еще только начато, и уже как много им сделано, какое неистощимое богатство элементов обнаружено им: чего же должно ожидать от него в будущем.

Пока еще не назовем мы его ни Байроном, ни Гёте, ни Пушкиным и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гёте или Пушкин: ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет — Лермонтов. Знаем, что наши похвалы покажутся большинству публики преувеличенными; но мы уже обрекли себя тяжелой роли говорить резко и определенно то, чему сначала никто не верит, но в чем скоро все убеждаются, забывая того, кто первый выговорил сознание общества и на кого оно за это смотрело с насмешкою и неудовольствием.

И мы видим уже начало истинного (не шуточного) примирения всех вкусов и всех литературных партий над сочинениями Лермонтова, — и уже недалеко то время, когда имя его в литературе сделается народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышимы в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

2. Вступительное слово учителя.

Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировал дальнейшую историю страны.

Мысли писателя по поводу исторических событий и исторических персонажей актуальны и в наши дни. Мы убеждаемся в этом тем больше, чем внимательнее и глубже читаем Пушкина. В этом непреходящее значение писателя для русской и мировой литературы.

В начале XVII века шведы захватили русские земли на побережье Финского залива (в районе будущего Санкт-Петербурга), лишив таким образом Русское государство выхода к Балтийскому морю. Именно возвращение этой небольшой полоски земли было первоначально главной целью русского царя Петра Алексеевича, начавшего в 1700 г. войну против Швеции. К 1703 г. были одержаны первые значительные успехи – отвоёваны старинные русские земли в устье реки Невы, где сразу же был заложен город, который Пётр назвал в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра – Санкт-Петербург. Город строился в невероятно тяжёлых условиях – посреди болот, при постоянной угрозе наводнения, руками бесчисленных мужиков, согнанных на строительство и сотнями мерших от болезней и непосильного труда. Новую столицу не любили, сам переезд царя из Москвы в новый город воспринимался народом как неуважение к традиции и подрыв вековых устоев. Петербург и позднее воспринимался многими как город, чуждый России, официальный, холодный, зачастую враждебный… Многие из иностранных наблюдателей рассматривали историю строительства Петербурга как доказательство рабской покорности русского народа своим правителям, затеявшим бессмысленное строительство призрачного города на совершенно непригодной для жилья земле.

В этом контексте поэтическое признание москвича Пушкина в своей любви к северной столице приобретает совершенно особый смысл. Прекрасно зная, во что обошлось русскому народу строительство этого города и политика Петра в целом, Пушкин видит и другое – те благотворные результаты, которые имели для России, её культурного и политического развития петровские преобразования, символом которых является Петербург до сих пор. Поэт не закрывает глаза на мучительную сложность жизни в послепетровской России (эта линия развивается в основной части поэмы) – и всё же он чувствует себя представителем именно той России, в которой живёт, не видя никакого смысла в возвращении назад, ко временам допетровской московской старины.

4. Обзор содержания поэмы.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

5.Основные темы поэмы.

«В поэме два Петра: Петр живой и Петр - Медный всадник, кумир на бронзовом коне.

Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть.

Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.

6. Композиционный план вступления.

История постройки города.

Гимн городу от лица поэта.

Пожелание городу красоты и стойкости, спокойствия морской стихии.

III. Закрепление изученного.

- Найдите лексические и другие средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра как исторически необходимой и направленной на благо государства.

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов….

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод…?

- В чём своеобразие конфликта в поэме? (Замысел Петра построить город на болотах реализован ценой насилия над природой и людьми. Вступление призвано подвести читателя к пониманию основного конфликта – истории и личности.

Для автора было важно подчеркнуть масштаб конфликта, он утверждает, что это не просто романтическая поэма, а нечто более глубокое и масштабное.)

В самом сравнении города с Россией – двойственный смысл: здесь и признание неколебимости России, и ощущение зыбкости города. Петербург контрастно показан до и после наводнения.

Вступление написано в традициях ломоносовской оды высоким слогом. В жанре оды традиционно писали о событиях и делах государственного значения, направленных на укрепление его мощи и процветания. Таким образом, не только поэтическая речь, но и выбранный автором жанр вступления должны были подчеркнуть в образе Петра его государственную мудрость и патриотизм.)

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

Читайте также: