Подвижные игры с элементами легкой атлетики начальная школа
Обновлено: 30.06.2024
В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м.
1. Бег с высоким подниманием бедра, максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.
2. Бег с захлестыванием голени назад, с максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.
3. Ускорения с высокого старта (стартовый разгон). 5—6 серий по 9 м. Класс делится на 3—4 команды по 3—5 человек в каждой. Первые номера встают на стартовую линию. Вводится соревновательный элемент: стартуя одновременно по сигналу учителя, учащийся каждой команды должен как можно быстрее пересечь среднюю линию зала. После пересечения средней линии по инерции гасится скорость и бегун должен остановиться у противоположной стены зала, не касаясь ее руками.
Подвижные игры и эстафеты.
Развития общей выносливости
1. Освоение равномерного темпа бега (рис. 6). Класс делится на четыре группы — по числу установленных в спортивном зале стоек А, В, С, Д. Группы (не более 3—4 учащихся) занимают места на своих отметках: первая группа — у стойки Д, вторая — у стойки А, третья — у стойки В и четвертая — у стойки С.
По сигналу учителя, стоящего с секундомером в руках в центре зала, команды начинают бег '. на 1000 м в равномерном темпе. Чтобы преодо-леть 1000 м за 5 мин., нужно пробегать 50 м (расстояние по кругу нашего спортивного зала 12X24 м, приблизительно равно 50 м) за 15 сек. Учитель через каждые 15 сек. дает свисток. По первому свистку все группы одновременно принимают старт и бегут по кругу. Второй и затем каждый последующий свисток, звучащий через каждые 15 сек., должны точно соответствовать моменту прохождения групп около своих отметок -г- Д, А, ,В, С. Бегуны вносят поправки в темп бега: они ускоряют его, если не добегают до своей отметки по свистку, или замедляют, если сигнал застал их уже за отметкой.
2. Бег в равномерном темпе под музыкальное сопровождение- Данное упражнение дается учащимся после того, как они освоили равномерный темп бега.
В зависимости от задачи урока бег использую во вводной части урока после небольшой разминки или в конце основной части. Для учащихся V класса продолжительность бега от 2 до 6 мин., VI—VII классов — от 3 до 7 мин. Например, в сентябре начиная с 3-го урока даю в VII классе 3 мин. бега, затем через каждые 2 урока прибавляю 1 мин. и довожу до 7 мин.
Мальчики и девочки (рис. 7) бегут противоходом вокруг стоек (девочки по внутреннему кругу). Педагог регулирует темп бега и обусловленным способом показывает, сколько минут осталось бежать. Бегуны, которые не выдерживают заданный темп, переходят на ходьбу в середине зала и после небольшого отдыха вновь продолжают бег.
Развитие скоростной выносливости.
1. Эстафеты с использованием гимнастической скамейки. Класс делится на 3—4 команды, каждая садится на свою скамейку. Затем по сигналу учителя все команды встают и участники их, друг за другом обежав гимнастическую скамейку, быстро садятся по своим местам. На втором этапе эстафеты все делают 2 круга, на третьем этапе — 3 круга подряд и т. п. Команда-победительница определяется по последнему участнику, севшему на скамейку. Во время бега можно обгонять друг друга, касаясь рукой края скамейки. Но нельзя перепрыгивать через скамейку.
Вариант (рис. 8). Исходное положение то же, но по сигналу учителя все команды встают со скамеек, бегут вперед и, обежав стойки А и В, возвращаются на свои скамейки.
2. Эстафетный бег по кругу (рис. 9). Дается в конце основной части урока. Класс делится на две смешанные команды, которые становятся по диагонали в колонны по одному на противоположных сторонах центральной линии С, разделяющей спортивный зал пополам.
По сигналу первые номера команд одновременно начинают бег по кругу и, обежав 4 стойки, передают эстафету вторым номерам, а сами встают в конец колонны. Вторые номера, выполнив задание, передают эстафету следующим участникам, и т. д. Команда-победительница определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Варианты: каждый участник бежит 1 круг; каждый участник бежит 2 круга подряд; мальчики бегут 3 круга подряд, а девочки на один меньше.
При проведении эстафеты следует учесть правила безопасности: чтобы не допустить столкновения учащихся во время бега и передачи эстафеты, играющие, ожидающие своей очереди, должны стоять в колонне в 2—3 м от места старта.
Развитие скоростно-силовых качеств.
Учитывая, что учебные нормативы в прыжках трудны для выполнения многим учащимся, необходимо уделять постоянное внимание развитию скоростно-силовых качеств и прыгучести.
Упражнения, которые следуют ниже, необходимо использовать в основной части урока. Выполняются они с большой интенсивностью, однако девочкам количество повторений дается на 1—2 раза меньше, чем мальчикам. Учащимся, имеющим недостаточную физическую подготовленность, разрешаю, если они устали, пропустить 1—2 серии для восстановления сил. Но в любом случае я добиваюсь от учащихся технически правильного выполнения каждого упражнения, естественно, предварительно правильно показав и объяснив его.
1. Прыжки через скакалку в максимальном темпе в течение 1 мин. V класс: мальчики — 80—100 раз, девочки — 100—120 раз; VI—VII классы: мальчики — 100—120 раз, девочки — 120—150 раз.
2. Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная толчком двумя. 3—4 серии по 16—18 м.
3. Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев. 4 серии по 10 раз.
4. Подскоки на одной, поочередно на левой и правой ноге, другая на опоре (гимнастическая скамейка). 4 серии по 15 раз.
5. Прыжки через натянутые поперек зала резинки (высота 30 см): стоя сбоку от резинки с двух ног на две с продвижением вперед; продвижение вперед — резинка между ног; над резинкой соединить колени и ступни ног, приземляясь— ноги врозь. В упражнении важно, чтобы колени подтягивались к груди. 2—3 серии. После преодоления трех резинок (сделав не менее 10—12 прыжков через каждую резинку) отдых 20—40 сек.
Задачи:
- бег(эстафеты),
- прыжки(на дальность),
- метание(передача меча,
- метание сидя из-за головы,
- метание в цель
примеры подвижных игр для уроков физической культуры в школе в разделе "Легкая Атлетика". В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м. В работе представлены: текст, схемы, рисунки по данной теме.
В этой статье представлены примерные упражнения и рекомендации для развития быстроты, общей и скоростной выносливости, а также скоростно-силовых качеств на уроках легкой атлетики в спортивном зале размером 12X24 м.
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ.
1. Бег с высоким подниманием бедра, максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.
2. Бег с захлестыванием голени назад, с максимальной частотой движений. 3—4 серии по 12 м.
3. Ускорения высокого  старта (стартовый разгон). 5—6 серий по 9 м. Класс делится на 3—4 команды по 3—5 человек в каждой. Первые номера встают на стартовую линию. Вводится соревновательный элемент: стартуя одновременно по сигналу учителя, учащийся каждой команды должен как можно быстрее пересечь среднюю линию зала. После пересечения средней линии по инерции гасится скорость и бегун должен остановиться у противоположной стены зала, не касаясь ее руками.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ
(рис. 1). Как показано на рисунке, в зале в 5 м от стены белой тесьмой выложена дуга, которая является стартовой линией. Позади нее слева и справа от центра зала размещаются две команды по 5—6 игроков в каждой. Игроки, выделенные для участия в беге, становятся позади дуги, выдерживая интервал 1,5—2 м. Под баскетбольными щитами располагаются два ученика — А-1 и А-2, мяч в руках А-1. По сигналу учителя А-1 передает мяч А-2, катя его по полу. Игроки обеих команд бегут за мячом, стараясь первыми коснуться его и принести своей команде очко. Выигрывает команда, набравшая в ходе игры наибольшее число очков.
(рис. 4). Две команды, принимающие участие в этой игре, строятся в колонны, занимая места за линиями старта А и В. Линия финиша С находится на расстоянии 9 м от линий А и В. По сигналу первые номера команд одновременно принимают старт и бегут к финишной линии С. Бегун, финишировавший первым, приносит своей команде 1 очко. После подсчета очков, полученных каждой командой, определяется команда-победительница.
(рис. 5). В эстафете участвуют три команды, построившиеся в колонны по одному на линии старта С. По сигналу педагога первые номера бегут с максимальной скоростью к противоположной стене зала. Обогнув первую стойку, они возвращаются назад и, обогнув вторую стойку, передают эстафету следующим участникам, а сами встают в конец своих команд. Вариант: девочки бегут по одному разу, мальчики — по два раза подряд.
РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
1. Освоение равномерного темпа бега (рис. 6). Класс делится на четыре группы — по числу установленных в спортивном зале стоек А, В, С, Д. Группы (не более 3—4 учащихся) занимают места на своих отметках: первая группа — у стойки Д, вторая — у стойки А, третья — у стойки В и четвертая — у стойки С.
По сигналу учителя, стоящего с секундомером в руках в центре зала, команды начинают бег на 1000 м в равномерном темпе. Чтобы преодолеть 1000 м за 5 мин., нужно пробегать 50 м (расстояние по кругу нашего спортивногозала 12X24 м, приблизительно равно 50 м) за 15 сек. Учитель через каждые 15 сек. дает свисток. По первому свистку все группы одновременно принимают старт и бегут по кругу. Второй и затем каждый последующий свисток, звучащий через каждые 15 сек., должны точно соответствовать моменту прохождения групп около своих отметок Г, Д, А, ,В, С. Бегуны вносят поправки в темп бега: они ускоряют его, если не добегают до своей отметки по свистку, или замедляют, если сигнал застал их уже за отметкой.
2. Бег в равномерном темпе под музыкальное сопровождение- Данное упражнение дается учащимся после того, как они освоили равномерный темп бега.
В зависимости от задачи урока бег использую во вводной части урока после небольшой разминки или в конце основной части. Для учащихся V класса продолжительность бега от 2 до 6 мин., VI—VII классов — от 3 до 7 мин. Например, в сентябре начиная с 3-го урока даю в VII классе 3 мин. бега, затем через каждые 2 урока прибавляю 1 мин. и довожу до 7 мин.
Мальчики и девочки (рис. 7) бегут противоходом вокруг стоек (девочки по внутреннему кругу). Педагог регулирует темп бега и обусловленным способом показывает, сколько минут осталось бежать. Бегуны, которые не выдерживают заданный темп, переходят на ходьбу в середине зала и после небольшого отдыха вновь продолжают бег.
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
1. Эстафеты с использованием гимнастической скамейки. Класс делится на 3—4 команды, каждая садится на свою скамейку. Затем по сигналу учителя все команды встают и участники их, друг за другом обежав гимнастическую скамейку, быстро садятся по своим местам. На втором этапе эстафеты все делают 2 круга, на третьем этапе — 3 круга подряд и т. п. Команда-победительница определяется по последнему участнику, севшему на скамейку. Во время бега можно обгонять друг друга, касаясь рукой края скамейки. Но нельзя перепрыгивать через скамейку.
Вариант (рис. 8). Исходное положение то же, но по сигналу учителя все команды встают со скамеек, бегут вперед и, обежав стойки А и В, возвращаются на свои скамейки.
2. Эстафетный бег по кругу (рис. 9). Дается в конце основной части урока. Класс делится на две смешанные команды, которые становятся по диагонали в колонны по одному на противоположных сторонах центральной линии С, разделяющей спортивный зал пополам.
По сигналу первые номера команд одновременно начинают бег по кругу и, обежав 4 стойки, передают эстафету вторым номерам, асами встают в конец колонны. Вторые номера, выполнив задание, передают эстафету следующим участникам, и т. д. Команда-победительница определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Варианты: каждый участник бежит 1 круг; каждый участник бежит 2 круга подряд; мальчики бегут 3 круга подряд, а девочки на один меньше.
При проведении эстафеты следует учесть правила безопасности: чтобы не допустить столкновения учащихся во время бега и передачи эстафеты, играющие, ожидающие своей очереди, должны стоять в колонне в 2—3 м от места старта.
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ НА УРОКАХ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ
Учитывая, что учебные нормативы в прыжках трудны для выполнения многим учащимся, необходимо уделять постоянное внимание развитию скоростно-силовых качеств и прыгучести.
Упражнения, которые следуют ниже,необходимо использовать в основной части урока. Выполняются они с большой интенсивностью, однако девочкам количество повторений дается на 1—2 раза меньше, чем мальчикам. Учащимся, имеющим недостаточную физическую подготовленность, разрешаю, если они устали, пропустить 1—2 серии для восстановления сил. Но в любом случае я добиваюсь от учащихся технически правильного выполнения каждого упражнения, естественно, предварительно правильно показав и объяснив его.
1. Прыжки через скакалку в максимальном темпе в течение 1 мин. V класс: мальчики — 80—100 раз, девочки — 100—120 раз; VI—VII классы: мальчики — 100—120 раз, девочки — 120—150 раз.
2. Прыжки с продвижением вперед с ноги на ногу, начиная толчком двумя.3—4серии по 16—18 м.
3. Многократные выпрыгивания вверх из глубокого приседа, упора присев. 4 серии по 10 раз.
4. Подскоки на одной, поочередно на левой и правой ноге, другая на опоре (гимнастическая скамейка). 4 серии по 15 раз.
5. Прыжки через натянутые поперек зала резинки(высота 30 см): стоя сбоку от резинки с двух ног две продвижением вперед; продвижение вперед — резинка между ног; над резинкой соединить колени и ступни ног, приземляясь— ноги врозь. В упражнении важно, чтобы колени подтягивались к груди. 2—3 серии. После преодоления трех резинок (сделав не менее 10—12 прыжков через каждую резинку) отдых 20—40 сек.
Занятие позволит совершенствовать технику бега на короткие дистанции, развить скоростно-силовые качества при проведении круговой тренировки.
Описание разработки
Задачи урока:
1. Контроль двигательных качеств.
2. Совершенствование техники бега на короткие дистанции.
3. Развитие скоростно- силовых качеств при проведении круговой тренировки.
1. Водящий гоняется только за одним ребенком из группы.
2. Остальные дети, бегая по площадке, следят за сменой водящих и должны убегать врассыпную от нового водящего.
1. Водящий гоняется за разными детьми, пытаясь догнать того ребенка, который находится к нему ближе всего.
3. Все игроки должны внимательно следить за сменой водящих и стараться во время игры находиться от них на расстоянии.
1. Нельзя ловить игроков за одежду.
2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.
1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами.
1. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется всего несколько детей.
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз — запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
Дальше команды устраивают между собой соревнования в перетягивании (каната или взявшись за руки).
На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.
Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше.
Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.
1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже считаются пойманными.
Игра проводится на поляне или в зале длиной не менее 20—30 м.
Все игроки хором говорят:
Чтобы не погасло.
4. Каждая пара пробежавших детей становится впереди всей колонны.
Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.
1. Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой.
2. Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке.
3. Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны.
4. Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.
Перед началом игры все игроки должны запастись деревянными колышками длиной около одного метра и воткнуть их в землю вокруг водящего так, чтобы образовался круг радиусом 3—5 м. Водящий должен сначала попросить у каждого ребенка колышек, но дети могут не отдавать свой колышек, потому что в этом случае им придется становиться на место водящего.
Тот, кто первым добежит до колышка, становится его хозяином, а проигравший становится в круг и должен водить снова.
2. Нельзя сокращать круг, срезая его наискосок.
Эту народную игру лучше всего проводить на полянке с мягкой почвой. Если земля сильно утоптана, то следует попросить детей до начала игры специально вскопать или разрыхлить место, куда будет втыкаться жердь (толстая палка длиной 2 м).
Вокруг жерди очерчивается граница круга радиусом 10—15 м (в зависимости от возраста детей это расстояние может быть и уменьшено). Водящий становится возле жерди, остальные игроки становятся за границей круга.
1. В круг может забегать только один игрок, остальные дети ждут своей очереди.
2. Водящий не должен мешать игроку ударять по жерди.
3. Если жердь не упала, а только наклонилась, то водящий не будет догонять игрока.
4. Если в ходе игры кто-нибудь из детей специально не хочет сильно толкать жердь, чтобы водящий за ним не гнался, то такой игрок назначается водящим.
1. Надо лишь касаться игрока палочкой, а не ударять его.
2. Игроки, выбежавшие за пределы площадки, считаются пойманными.
1. Необходимо ограничить место, где должны прятаться разбойники.
Заиграй в рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Известно много традиционных приемов этой игры, популярной у народов Северного Кавказа: держать палку на ладони, на пальце, на кулаке, локте и т.п.
Рассмотрим, как можно устроить целое соревнование в беге, держа палку на ладони. Для этого надо заранее определить расстояние от старта до финиша и отметить его. Оно может быть 50—100 м, но маленькие дети могут бежать и на меньшую дистанцию. Также надо подготовить деревянные палки, с которыми участники будут соревноваться в беге. Они должны быть примерно одинакового веса и размера, чтобы все участники испытывали одинаковые трудности в удержании своих палок в равновесии. Если соревнуются школьники, то палки могут быть длиной до 1 м, если игра проводится со старшими дошкольниками, то длина палки не должна быть больше 50 см. Участники одного забега также не должны очень сильно отличаться между собой по росту.
Дети должны пробежать от старта до финиша, держа перед собой палку на ладони вытянутой вперед руки. Если ребенок во время бега уронил палку, то он выбывает из игры.
Побеждает тот, кто сумел первым добежать до финиша и не уронить палку.
1. Если во время бега участник поддержал покачнувшуюся палку другой рукой, то он считается проигравшим и должен выбыть из игры.
1. Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.
2. Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками.
2. Пойманный игрок отпускается, если водящий на ощупь не смог правильно определить, кто перед ним.
3. Иногда разрешается специально обмениваться некоторыми элементами одежды (бантиками, заколками, кепками), чтобы водящему было труднее узнать игроков с закрытыми глазами.
Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков.
Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.
Перед началом игры дети делятся на две команды и выбирают двух судей, которые будут строго следить за соблюдением правил в течение всей игры.
Выигравшей считается команда, которая первой выполнила всю эту последовательность действий. Она получает право прятаться.
1. До начала произнесения скороговорки все игроки должны успеть взяться за руки.
2. Произносить скороговорку надо правильно, не переставляя слова, слоги, звуки.
Читайте также: