Подвиг талалихина краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Отважный лётчик Виктор Талалихин за свой подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза, став одним из известнейших людей, сражавшихся за нашу Родину. Кем был этот человек, ставший в один ряд с 28 панфиловцами, Зоей Космодемьянской и Александром Матросовым? Подробнее о подвиге великого человека — в нашей статье.

Виктор Васильевич Талалихин родился в селе Тепловка Саратовской губернии в крестьянской семье. Окончив семь классов, после школы юноша отправился учиться в фабрично-заводское училище, а затем работал на мясокомбинате.

Увлечение полётами было присуще всей семье Талалихина — его родные братья уже служили в авиации, когда Виктор только начал делать первые шаги к своему увлечению. Сначала были занятия в аэроклубе. Его преподаватель ценил юношу, хотя и отмечал, что молодость и горячность берёт над молодым человеком верх, а для улучшения полётных качеств пилота необходима холодность и рассудочность.

В 1938 году Талалихин окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков в звании младшего лейтенанта. В 1939 году началась советско-финляндская война, в которой Талалихин проявил себя прекрасным лётчиком. Так, в эскадрилье капитана Королёва на долю Виктора выпало 47 вылетов.

Контурные карты Новейшая история XX-начало XXI века. 9 класс

Великая Отечественная война

Ночной таран и героический подвиг


Вот как описывал свой первый (да и первый в СССР) ночной таран сам Талалихин:

История России. 10 класс. Учебник.

Учебник, подготовленный в соответствии с ИКС, охватывает период отечественной истории с 1914 г до начала XXI века. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности.

Гибель героя. Память о Талалихине

После прославленного подвига Талалихин совершил ещё ни одно боевое действие. Не только отличаясь храбростью и решимостью в бою, он с успехом выполнял и свои обязанности командира эскадрильи. Виктор Васильевич требовательно относился к своим подопечным, следил за дисциплиной и преследовал малейшую дезорганизацию.

Похоронили героя на Новодьевичьем кладбище в Москве. Его имя носят улицы не только в России (в Москве, Борисоглебске, Краснодаре, Новгороде, Оренбурге, Омске и многих других), но и в Украине (в Виннице, Днепре, Мариуполе, Запорожье) и в Белоруссии (в Гомеле). Помимо названия школ и других учреждений имя Талалихина носят один из кораблей Морского Флота России и даже город Домодедовского района недалеко от места падения самолёта. Памятники в честь подвига Талалихина установлены в Подольске, Москве и Саратове.

Самый знаменитый ночной таран Великой Отечественной


Виктор Талалихин позирует на фоне сбитого им бомбардировщика

Ночной таран, который совершил летчик ПВО Москвы младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин, относится к хрестоматийным подвигам периода Великой Отечественной войны. Он навсегда вошёл в военную историю нашей страны и широко использовался в пропагандистских целях уже в августе 1941 года. После завершения войны летчик и совершённый им ночной таран навсегда остались в памяти благодарных соотечественников.

За девять ночей до тарана Талалихина

Справедливости ради стоит отметить, что первый ночной таран за 9 ночей до описываемых событий совершил в ночь на 29 июля старший лейтенант Пётр Васильевич Еремеев. Будучи заместителем командира эскадрильи 27-го ИАП из состава 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы, Пётр Еремеев начал одним из первых летчиков-истребителей совершать ночные полеты на МиГ-3. В ночь на 29 июля 1941 года Еремеев сбил ночным тараном бомбардировщик Юнкерс Ju 88 и остался жив.

Так получилось, что его имя долгие годы оставалось малоизвестным, несмотря на тот факт, что подвигу Еремеева посвятил свой очерк писатель Алексей Толстой. О таране героя длительное время знали только его однополчане. При этом таран Еремеева был отмечен даже в немецких документах, что было достаточно редким явлением. Обычно потерянные таким образом самолеты отмечались как невернувшиеся с боевых заданий, а пилоты считались пропавшими без вести. Но в этом случае один из членов сбитого Ju 88 сумел пересечь линию фронта и рассказал о судьбе бомбардировщика.

По сути, справедливость восторжествовала лишь десятилетия спустя, когда указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 21 сентября 1995 года летчику Петру Еремееву было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. К сожалению, как и молодой летчик-истребитель Виктор Талалихин, Пётр Еремеев погиб в боях уже осенью 1941 года.

Виктор Васильевич Талалихин

Виктор Васильевич Талалихин родился 18 октября 1918 года в небольшом селе Тепловка в Саратовской Губернии. На момент совершения подвига ему было 22 года. Уже в малолетнем возрасте будущий летчик-истребитель вместе с семьёй переехал в Москву. Будучи подростком, рано начал рабочую карьеру. С 1933 по 1937 год Виктор Талалихин трудился на Московском мясокомбинате имени Микояна.



Младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин

Работу на мясокомбинате молодой Талалихин совмещал с занятиями в аэроклубе Пролетарского района столицы. Как и многие юноши тех лет, он грезил небом и авиацией. В 1937 году Виктор поступает в Борисоглебскую военную авиашколу, обучение в которой завершает в декабре 1938 года. При выпуске из школы он получает назначение в Подмосковье в 27-й ИАП. Данный авиаполк дислоцировался в Клину недалеко от столицы и отличался хорошо подобранным кадровым составом. В полку было много бывших летчиков-испытателей.

Перед самым началом Великой Отечественной войны летчика переводят в формируемый 177-й ИАП. В мае 1941 года Виктор Талалихин становится заместителем командира эскадрильи данного полка. К тому моменту, несмотря на молодость, он был уже достаточно опытным летчиком, который имел за плечами реальные боевые вылеты во время советско-финской войны.

Великую Отечественную войну 177-й полк, формирование которого шло с 10 мая по 6 июля 1941 года, встречает на аэродроме Клина в составе 6-го истребительного авиакорпуса ПВО Москвы. Одной из задач полка было прикрытие столицы СССР от воздушных налетов с северо-западного направления.

На вооружении 177-го ИАП находились истребители И-16 последней серии. Это были машины И-16 тип 29. Вооружение данных самолетов составляли два синхронных 7,62-мм пулемета ШКАС и один крупнокалиберный 12,7-мм пулемет БС. Важной особенностью самолетов было наличие двигателя М-63, развивавшего мощность до 1100 л.с. Это было важно для летно-технических характеристик машины, так как истребители предыдущих серий: тип 18 и тип 27, собираемые в 1939 году, получали двигатели М-62 мощностью 800 л.с.

Важным было и то, что самолеты были произведены в конце 1940 года. Они не успели выработать свой ресурс, отличались небольшим налетом. Помимо более мощных моторов истребители отличались протектированными топливными баками, а также оборудованием для размещения реактивных снарядов. Все истребители имели радиоприемники, а часть машин получила и радиопередающее оборудование.

К концу июля 1941 года полк представлял собой грозную силу, имея на вооружении 52 истребителя И-16, также в составе полка на тот период числилось 116 летчиков. Первая воздушная победа 177-го ИАП была одержана 26 июля 1941 года. В этот день капитан Самсонов сбил в воздушном бою в районе станции Ленино бомбардировщик Ju-88.

Ночной таран Талалихина

В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант Виктор Талалихин успешно таранит в небе над Подмосковьем немецкий бомбардировщик Хейнкель He 111. Этот таран встанет в ряд первых ночных таранов Великой Отечественной войны, одновременно с этим став самым известным.

Взлетев на патрулирование примерно в 22:55, Виктор Талалихин достаточно быстро встречает в небе немецкий средний двухмоторный бомбардировщик Хейнкель He 111. Это происходит в небе южнее Подольска на высоте от 4500 до 5000 метров. Виктор Талалихин предпринимает несколько попыток сбить вражескую машину, обстреливая бомбардировщик из пулеметов.

В своих рассказах о воздушном бое летчик-истребитель говорил, что одной из очередей ему удалось повредить правый мотор Хейнкеля, но самолет всё равно продолжал полет и пытался оторваться от преследования. Только израсходовав все боеприпасы, Талалихин решается на таран.

Стоит отметить, что в 2014 году поисковики нашли самолет героя, в лентах пулеметов ШКАС и БС ещё оставались патроны. Возможно, в полете пулеметы отказали по какой-либо причине. К сожалению, с советскими истребителями это случалось достаточно часто. Так, крупнокалиберный пулемет УБС, который стоял на И-16 тип 29, к тому моменту не отличался особой надежностью. Из частей поступали жалобы на отказы пулемета. Естественно, в ходе воздушного боя Талалихин не мог точно определить, кончились у него патроны или пулеметы отказали из-за технической неисправности.

Оставшись без пулеметного вооружения, Талалихин, ни секунды не сомневаясь, решается таранить немецкий бомбардировщик. Летчик-истребитель хотел таранным ударом отрубить винтом хвост немецкого самолета. На подлете к противнику, немец-стрелок открыл огонь из пулемета и ранил Талалихина в правую руку. К счастью, ранение оказалось легким и позволило герою не только довести задуманное до конца, но и успешно покинуть повреждённый истребитель.

После удара И-16 Талалихина перевернулся на спину и потерял управляемость. Летчик выпрыгивает из машины на высоте примерно 2,5 километра. Уже спускаясь на парашюте, Виктор видит, как падает сбитый им двухмоторный бомбардировщик, которому он ударом винтомоторной группы повредил хвостовое оперение. Самолет Талалихина упал недалеко от деревни Степыгино (сегодня территория городского округа Домодедово).

Удачно приземлившись, летчик первым делом обращает внимание на наручные часы, которые остановились в момент удара. Стрелки часов показывали 23 часа 28 минут. Экипажу немецкого бомбардировщика повезло гораздо меньше, из его состава выжил только один человек – пилот фельдфебель Рудольф Шик. Он 21 день пытался выйти к линии фронта и практически дошёл, но был взят в плен в районе Вязьмы.

Сегодня мы знаем, что Виктор Талалихин сбил бомбардировщик He-111 из состава 7-й эскадрильи 26-й бомбардировочной эскадры. Это был не самый обычный бомбардировщик, его экипаж вместо четырех состоял из пяти человек, что объяснялось модификацией машины. На бомбардировщике стояла навигационная система X-Gerät и была установлена дополнительная антенна. Такие машины использовались немцами для целеуказания другим группам бомбардировщиков. Оператором этой системы был дополнительный (пятый) член экипажа.

После тарана

Знаменитым Виктор Талалихин стал буквально сразу же после совершённого тарана. Уже 7 августа на мясокомбинате имени Микояна, на котором до войны трудился летчик-истребитель, состоялась пресс-конференция с его участием. На данное мероприятие были приглашены и иностранные журналисты, находившиеся в Москве. Также представителям иностранной прессы организовали выезд к обломкам рухнувшего бомбардировщика He 111 и показали тела четырех погибших членов экипажа.

По одной из версий, столь стремительное награждение могло быть связано с тем, что в это самое время союзники активно обсуждали возможность помощи СССР и перспективы Москвы противостоять агрессору. 30 июля 1941 года в Москву прибыл ближайший помощник американского президента Рузвельта Гарри Гопкинс. А уже в первой половине августа Черчилль и Рузвельт пришли к соглашению об отправке в Москву официальных представителей для переговоров со Сталиным.


На этом фоне подвиг, который в московском небе совершил Виктор Талалихин, был как нельзя кстати. Это был шанс продемонстрировать западным союзникам непоколебимое желание советского народа сражаться и защищать свою столицу и небо над городом, совершая героические поступки и рискуя жизнью. К тому же налицо были все слагаемые успеха: живой летчик-герой, обломки сбитого самолета, трупы погибших немецких летчиков и их документы. Всё это представляло собой прекрасный материал для советской и иностранной печати.

После того как зажили раны, полученные в бою с немецким бомбардировщиком, Талалихин возвращается в строй лейтенантом командиром эскадрильи 177-го ИАП. К сожалению, отважный летчик успевает встретить лишь свой 23-й день рождения. Лейтенант Виктор Талалихин погиб в воздушном бою в небе над Подольском 27 октября 1941 года.

Краткий курс истории. Подвиг Талалихина

7 августа 1941 года советский военный летчик, Герой Советского Союза Виктор Талалихин совершил первый в Великой Отечественной войне таран в ночном воздушном бою, не позволив вражескому бомбардировщику сбросить снаряды на Москву.

Память

Прошлое нашей страны необъятно в своих тонкостях, деталях и интерпретациях. И чем дальше мы, живущие ныне, отстоим от прошлого, тем больше забывается. Много ли молодому поколению теперь говорят имена наших предков, данные улицам, городам? А ведь присвоены эти имена за большие заслуги перед Родиной, чтобы потомки помнили. Одно из таких имен – Виктор Васильевич Талалихин.

Краткий курс истории. Подвиг Талалихина

Мечта

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в Саратовской губернии. Происходил из крестьян. В Вольске окончил семилетнюю школу. После переезда в Москву в 1933 году учился в фабрично-заводском училище и параллельно работал на мясокомбинате. Многие ребята тех лет мечтали стать летчиками, и Талалихин не был исключением. Он стал заниматься в аэроклубе, где обнаружил талант к этому делу. В 1938 году в звании младшего лейтенанта окончил Борисоглебское летное училище. Потом была Советско-финская война 1939–1940 годов и орден Красной Звезды, должность командира звена истребительного полка и трагическое лето 1941-го…

Подвиг

Первые месяцы войны для страны в целом и для столиц в особенности были не просто тяжелыми — они были катастрофическими. Враг вел свою "молниеносную" войну, и поначалу эта тактика была очень успешна. В условиях отступления наших и постоянных попыток противника сломить воинский дух бойцов Красной армии особенно важными были примеры смелых и отчаянных поступков. Один из таких примеров — ночной таран Виктора Талалихина

Тараны до Виктора

"Таранить вражеский самолет совсем не просто. Одного мужества для этого недостаточно, здесь нужна еще и отличная летная подготовка. Ну а в ночных условиях даже при идеальной погоде задача эта усложняется невероятно", — писал Алексей Маресьев.


Первый в мире ночной таран совершил в небе Испании капитан, впоследствии ставший инспектором по технике пилотирования 19-го истребительного авиаполка 1-й армейской группы Евгений Степанов, который еще в 1937-м отправился в эту страну добровольцем под именем Эву Хеньо.

В ночь на 25 октября 1937 года Степанов на истребителе И-15 успешно один за одним атаковал два самолета противника и благополучно совершил посадку на аэродроме Сабадель.

Второй ночной таран в ночь на 29 июля 1941 года в небе Москвы совершил замкомандира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Петр Еремеев. На истребителе МиГ-3 впервые в отечественной военной истории совершил ночной таран вражеского бомбардировщика "Юнкерс-88" в Истринском районе Московской области.

Но обо всем по порядку.

Тревожная ситуация

Начало войны было чрезвычайно тяжелым. Управление советскими войсками часто было затруднено из-за систематических нарушений связи, полосы обороны на некоторых участках оставались неприкрытыми, войскам зачастую не удавалось занимать оборону на ряде рубежей, что позволяло врагу с высокой скоростью продвигаться на сотни километров в глубь страны и один за одним занимать намеченные, важные для наступления плацдармы.

Что доказал Амет-Хан Султан.

Даже на тех участках, где Красная армия и в личном составе, и в артиллерии, танках и боевых самолетах имела преимущество перед противником, часто не удавалось реализовать свои возможности, так как соединения, штабы, аэродромы с первых же дней войны подверглись мощным и прицельным авиационным ударам и понесли большие потери.

Наши войска отходили, технику в ряде случаев приходилось уничтожать: случались проблемы даже с мелкими неисправностями, которые нельзя было устранить, — не хватало ремонтных средств.

Все это привело к тому, что уже к середине июля немцам удалось добиться серьезных оперативно-стратегических успехов, продвинуться в глубь советской территории на 300–600 км. Германский генштаб сделал вывод, что СССР уже побежден, Красная Армия уже не сможет создать сплошной фронт обороны даже на важнейших направлениях.

Нацисты считали, что русские "не располагают аэростатами и совершенно не имеют ночной истребительной авиации", как говорил генерал-фельдмаршал Кессельринг накануне 22 июля 1941 года, когда был совершен первый авианалет на Москву.

Начальник генштаба сухопутных войск вермахта генерал Гальдер был уверен, что "кампания против России выиграна в течение 14 дней".

Таран — оружие отважных и отчаянных.

Но ликование было преждевременным. Уже совсем скоро тот же Гальдер обнаружил, что "способ ведения боевых действий и боевой дух противника, а равно как и географические условия данной страны были совсем непохожими на те, с которыми немцы встретились в предыдущих "молниеносных войнах", приведших к успехам, изумившим весь мир".

Ему вторил генерал Типпельскирх: "Русские держались с неожиданной твердостью и упорством, даже когда их обходили и окружали. Противник показал совершенно невероятную способность к сопротивлению…"

10 июля началась Смоленская стратегическая оборонительная операция, и впервые за два года Второй мировой войны немцы были вынуждены обороняться. Планы на блицкриг сорвались, сломить дух советских бойцов, несмотря ни на что, — тоже не получилось, хотя ситуация на фронтах оставалась тяжелой.

Первые дни войны

Именно в эти первые, самые трудные дни и недели войны одними из миллионов "неожиданно твердых и упорных" были летчики, братья Талалихины — старшие Александр (бортмеханик), Николай (морской пилот) и младший Виктор (летчик-истребитель).

Война для Николая и Виктора оказалась очень короткой. Младший лейтенант Николай Талалихин защищал Заполярье и погиб 11 июля 1941 года, его прах был обретен только в 2020 году. Виктору было отпущено немногим больше.

Простые творцы Победы

Детство Виктора не отличалось от детства миллионов мальчишек тех лет: родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области в простой семье младшим, четвертым сыном (старший брат Павел погиб на гражданской войне незадолго до рождения Виктора), закончил семилетку, после переезда семьи в Москву в 16 лет пошел работать на Московский мясокомбинат имени Микояна, одновременно учился в ФЗУ (фабрично-заводское училище) при комбинате и посещал планерный кружок.

Уже ребенком стал интересоваться небом, конструировал и собирал с братьями авиамодели.

По данным краеведа, писателя и публициста Николая Чулкова, Виктор был энергичным, жизнерадостным и активным парнем, заводилой. Кареглазый, невысокого роста — 155 см, стройный, мускулистый, физически выносливый, он увлекался голубями, футболом, участвовал в драмкружке, много помогал отцу (тот работал на цементном заводе штукатуром) и матери с хозяйственными делами. Еще в кружке он был лучшим планеристом первой летной группы и вообще учился хорошо и с удовольствием.

Потом была учеба в Московском аэроклубе, а затем в четвертой учебной эскадрилье Борисоглебского высшего военного авиационного училища летчиков имени Чкалова. В его аттестации после окончания училища написано: "Достоин звания младшего лейтенанта с использованием летчика в истребительной авиации".

Истребитель И-16 — советский одномоторный моноплан, созданный в Опытном конструкторском бюро Николая Поликарпова. На таком самолете Талалихин выполнил свой знаменитый таран SDASM Archives/Public Domain/Wikimedia Commons

Истребитель И-16 — советский одномоторный моноплан, созданный в Опытном конструкторском бюро Николая Поликарпова. На таком самолете Талалихин выполнил свой знаменитый таран

Виктора Талалихина зачислили в 27-й истребительный авиационный полк, в 1939–1940 годах он участвовал в советско-финской войне, уже тогда совершил 47 боевых вылетов, сбил лично и в группе четыре финских самолета.

Весной 1941 года он с отличием окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк.

В боях Великой Отечественной войны Виктор Талалихин с первых июньских дней, летом и осенью 1941 года сражался под Москвой, на его счету более 60 боевых вылетов.

Ночной таран

Воинским уставом тараны предусмотрены не были, решение о них летчики принимали самостоятельно в ходе боя. Для летчика это означало смертельный риск, таран требовал невероятной отваги и высокого мастерства — ведь надо было уничтожить цель, при этом постараться сохранить себя и свою машину.

Этот прием летчиков РККА стал настолько грозным оружием, что осенью 1941 года "асы Геринга" даже получили циркуляр от своего рейхсмаршала "…не приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 метров во избежание тарана".

В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 года, отражая очередной вражеский налет, Виктор Талалихин на самолете И-16 сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, сам был ранен в руку, но благополучно покинул с парашютом поврежденный истребитель. Выступая позже по радио, Виктор рассказал, как все происходило.

Сломанные крылья.

"В ночь на 7 августа посланцы обер-бандита Гитлера несколькими группами пытались прорваться к Москве, я на своем "ястребке" подстерегал их в воздухе. Вскоре на большой высоте я заметил хейнкеля, он держал путь на Москву. Нет, думаю я, не видать тебе нашей столицы. Я немедленно атаковал его. Правый мотор вражеского бомбардировщика вышел из строя. Самолет пошел на снижение, но круто изменил курс и повернул обратно. У подбитой машины остался еще один мотор. Я продолжал преследовать врага, непрерывно атакуя его. К концу шестой атаки вышли все боеприпасы. Выходит, выпускать бандита? Нет, только не это. Оставалось одно — протаранить немецкий самолет своей собственной машиной.

Сначала я думал отрубить хвост хейнкеля винтом, но, когда я был в нескольких метрах от него, враг дал по моему "ястребку" пулеметную очередь. Мне обожгло руку. Медлить было нельзя, надо было спешить, и я всей машиной врезался в него.

Объятый пламенем хейнкель камнем полетел вниз. Погиб экипаж гитлеровского стервятника. Среди убитых подполковник и три рядовых летчика. На подполковнике был железный крест за разбой в Польше и особый знак за фашистский грабеж в Норвегии. Фашист нашел бесславную смерть на советской земле, я же благополучно спустился на парашюте и оказался среди своих колхозников".

О подвиге Талалихина стало известно в этот же день по радио. Московские газеты за 9 августа опубликовали его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.

Останки самолета Талалихина в 2015 году в 10 км от деревни Антроповка нашел московский поисковый отряд "Обелиск" под руководством Михаила Полякова. Тогда в самолете обнаружили боезапас, и стало понятно, что немец перебил И-16 систему управления огнем, и из-за несрабатывающей гашетки Виктор решил, что боеприпасов больше нет. Нашли и приборную панель с бортовыми часами, на которых зафиксировалось время тарана — 22 часа 30 минут. Все найденные фрагменты самолета поисковики передали в Домодедовский историко-художественный музей.

Недолгая война

Оправившись от ранения, в сентябре 1941-го Талалихин вернулся в строй уже командиром эскадрильи.

К октябрю Москва оказалась на осадном положении. Нацисты захватили Волоколамск, Малый Ярославец, Клин, немецкие танковые колонны рвались к Туле, Кашире, Дмитрову. Столицу обороняли армии Белова, Говорова, Рокоссовского. К концу октября Виктор сбил еще четыре немецких самолета лично и один в составе группы. Пятый самолет ему предстояло уничтожить в последнем бою.

Читайте также: