Подвиг крейсера варяг краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

  • Историческая справка
  • Единственный бой
  • Судьба моряков
  • Технические и человеческие потери
  • Дальнейшая судьба
  • Подвиг в наши дни
  • Память в культуре

Историческая справка

  1. Мощное вооружение: пушки и торпеды.
  2. Новейшие паровые котлы.
  3. Электричество.
  4. Телефоны и радиостанции.

Интересный факт: котлы много лет исправно служили на других броненосцах, их применение не вызывало нареканий. В отчетах же командира Руднева было найдено немало ошибок, но узнать правду сегодня не представляется возможным.

Единственный бой

Утром 9 февраля Руднев получил от командующего японской эскадрой ультиматум: покинуть порт до полудня, иначе японцы пойдут в атаку. Это позволяло Японии использовать порт как базу снабжения и первый трофей, также устранялась угроза с моря.

Этот день стал датой начала Русско-Японской войны.

Судьба моряков

Всех моряков забрали иностранные корабли и через нейтральные воды доставили их в Россию. С 19 марта по 6 апреля 1904 года все матросы группами были переправлены в Одессу. Оттуда моряки отправились в Санкт-Петербург. В городах, которые они проезжали, им был оказан теплый прием.

Судьба моряков

16 апреля матросы прибыли в столицу на Николаевский вокзал. В Зимнем дворце для героев был дан торжественный обед, на котором присутствовал император Николай II. Каждому гостю Николай II вручил именные часы и Георгиевский крест. Это был первый случай в истории России, когда награду получили абсолютно все участники битвы.

Япония также наградила Руднева орденом Восходящего солнца за проявленное мужество, в Сеуле был устроен музей памяти героев.

Технические и человеческие потери

Также в рапорте содержатся сведения о потерях со стороны врага:

  1. 1 миноносец потоплен.
  2. 3 крейсера повреждены, один из них затонул.
  3. 30 человек убиты.

Однако японские источники не подтверждают каких-либо потерь со своей стороны. Нет никаких сведений даже о попадании снарядов в судна.

Немало жертв оказалось и среди матросов:

  1. Убит офицер Нирод и 38 матросов.
  2. Ранены 3 офицера и 70 нижних чинов.
  3. Ранен в голову и контужен командир Руднев.

После высадки 24 человека остались на лечении, из них двое умерли позднее. 11 человек передали для лечения на другие корабли.

Дальнейшая судьба

Некоторые металлические части местные жители сняли и забрали. Остатки были взорваны.

Подвиг в наши дни

В 2003 году экспедиция под руководством Денисова выяснила точное место затопления судна. В том же году проведена попытка поднять судно. В ней принял участие внук Руднева, проживающий во Франции. Удалось достать небольшие детали.

Память в культуре

В 1965 году в состав Тихоокеанского флота вошел ракетный крейсер проекта 58, получивший это же имя. Он прослужил до 1990 года.

Помимо этого, память крейсера кратко увековечена следующим образом:

Памятник погибшим морякам на Морском кладбище

Бессмертный подвиг крейсера




Podvig kreisera

9 февраля 1904 года - день подвига и гибели крейсера "Варяг". Этот день стал точкой отсчета погружения России в череду революций и войн. Но в этом столетии он стал и первым днем немеркнущей русской боевой славы.

Крейсер "Варяг" вступил в строй в 1902-м. В своем классе он был сильнейшим и самым быстроходным кораблем в мире: при водоизмещении в 6500 т он имел скорость хода 23 узла (44 км/час), нес 36 орудий, из них 24 крупнокалиберные, а также 6 торпедных аппаратов. Экипаж состоял из 18 офицеров и 535 матросов. Командовал крейсером капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев, потомственный моряк. К началу русско-японской войны "Варяг" выполнял миссию по охране русского посольства в Сеуле.

К чести командиров трех иностранных крейсеров - французского "Паскаль", английского "Тэлбот" и итальянского "Эльба", они выразили письменный протест командующему японской эскадрой: ". так как на основании общепризнанных положений международного права порт Чемульпо является нейтральным, то никакая нация не имеет права атаковать суда других наций, находящихся в этом порту, и держава, которая переступает этот закон, является вполне ответственной за всякий вред, причиненный жизни или собственности в этом порту. Поэтому настоящим письмом мы энергично протестуем против такого нарушения нейтралитета и будем рады слышать Ваше мнение по этому предмету."

Варяг-2.jpg

Мичман Падалко ответил за всю команду: "Все мы, и "Варяг", и "Кореец" будем защищать родной Андреевский флаг, его славу, честь и достоинство, сознавая, что на нас смотрит весь мир."
В 11 ч. 10 мин. на русских кораблях прозвучала команда: "Все наверх, с якоря сниматься!" - и через десять минут "Варяг" и "Кореец" снялись с якоря и дали ход. При медленном прохождении мимо английского, французского итальянского крейсеров музыканты "Варяга" исполняли соответствующие национальные гимны. В ответ с иностранных кораблей, на палубах которых выстроились во фрунт команды, неслись звуки русского гимна.
"Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть!" - писал потом командир "Паскаля" капитан I ранга Сенес.

Волнение было неописуемое, некоторые из матросов плакали. Никогда не приходилось им видеть более возвышенной и трагической сцены. На мостике "Варяга" стоял его командир, ведущий корабль на последний парад.

Варяг-3.jpg

В исходе этого боя сомневаться было невозможно. Русскому бронепалубному крейсеру и устаревшей канонерской лодке японцы противопоставили шесть бронированных крейсеров и восемь миноносцев. Против русских двух 203-мм, тринадцати 152-мм орудий и семи торпедных аппаратов готовились вести огонь четыре 203-мм, тридцать восемь 152-мм орудий и сорок три торпедных аппарата. Превосходство было более чем тройным, при том что "Варяг" вообще не имел бортовой брони и даже бронированных щитов на орудиях.
Когда корабли противников увидели друг друга в открытом море, японцы выбросили сигнал "сдаться на милость победителя", рассчитывая, что русский крейсер перед лицом их подавляющего превосходства сдастся без боя и станет первым трофеем в этой войне. В ответ на это командир "Варяга" отдал приказ поднять боевые флаги. В 11 ч. 45 мин. с крейсера "Асама" грянул первый выстрел, вслед за которым всего за одну минуту орудия японцев выпустили 200 снарядов - около семи тонн смертоносного металла. Весь огонь японская эскадра сосредоточила на "Варяге", поначалу игнорируя "Корейца". На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в овощную терку. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец".

Даже раненые не отходили от своих боевых постов. Грохот стоял такой, что у матросов в буквальном смысле этого слова лопались барабанные перепонки. Однофамилец командира, корабельный священник о. Михаил Руднев, несмотря на постоянную угрозу гибели, ходил по залитой кровью палубе "Варяга" и воодушевлял офицеров и матросов.

"Варяг" сосредоточил огонь на "Асаме". В течение часа он выпустил 1105 снарядов по японцам, в результате чего на "Асаме" начался пожар, обвалился капитанский мостик и был убит командир корабля. Крейсер "Акаси" получил столь тяжелый ущерб, что его последующий ремонт тянулся более года. Еще два других крейсера получили не менее тяжелые повреждения. Один из миноносцев затонул во время боя, а другой - по пути в порт Сасебо. В общей сложности японцы привезли на берег 30 убитых и 200 раненых, не считая тех, кто погиб вместе со своими кораблями. Противник не смог ни затопить, ни захватить русские суда - когда силы русских моряков были на исходе, Руднев принял решение о возвращении в порт, чтобы спасти оставшихся в живых матросов.
Это была победа русского флота. Моральное превосходство русских перед любыми силами противника было доказано страшной ценой - но цена эта была заплачена легко.
Когда изуродованные русские суда добрались в порт, на палубу "Варяга" поднялся капитан французского крейсера Сэнэс: "Я никогда не забуду потрясающего зрелища, представившегося мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избежало разрушения".

Из 36 орудий остались более-менее целыми лишь 7. В корпусе было обнаружено четыре огромные пробоины. Из состава команды, находившейся на верхней палубе, погибли 33 моряка и 120 были ранены. Капитан Руднев получил тяжелое ранение в голову. Чтобы не допустить захвата безоружных кораблей японцами, канонерскую лодку "Кореец" решено было взорвать, а на "Варяге" открыли кингстоны.

Оставшихся в живых русских героев разместили на иностранных судах. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль".

Восхищенный доблестью русских немец Рудольф Грейнц сочинил стихотворение, на слова которого (в переводе Е. Студенской) музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А. С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", написал всем известную песню - "Врагу не сдается наш гордый "Варяг".

29 апреля 1904 г. в Зимнем дворце Николай Второй чествовал моряков "Варяга". В этот день впервые и прозвучала песня, больше похожая на гимн:


118 лет назад произошел бой у Чемульпо, прославивший крейсер "Варяг". Юлианский календарь, по которому жила дореволюционная Россия, датирует его 27 января. Григорианский - 9 февраля. В начале Русско-японской войны крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" выступили против двух броненосцев, четырех бронепалубных крейсеров и восьми миноносцев вражеской эскадры. Есть поражения, которые славятся не меньше побед. Именно к таким и относится событие близ берегов современного Инчхона в Желтом море. Русские моряки явили миру образец стойкости и восхитили даже потомков самураев.

Предыстория боя у Чемульпо

К концу XIX века мировые державы обратили взгляды на Восток. Россия потянула к Тихому океану Транссиб, активизировала политическое и экономическое освоение региона, заключила ряд договоров с Китаем. Успехи нашей страны немало волновали японцев и их союзников - англичан. Пока Россия не достигла могущества в Азии, Токио при поддержке Лондона начал готовиться к боевым действиям.


9 февраля без объявления войны Страна восходящего солнца обрушила свои силы на русскую эскадру у Порт-Артура. В порту Чемульпо были блокированы "Варяг" с "Корейцем", прибывшие с дипломатической миссией. Адмирал Сотокити Уриу направил капитану 1-го ранга Всеволоду Рудневу на "Варяг" извещение о войне между Россией и Японией. Моряков призвали сдаться, грозя атакой прямо на рейде.

Капитан первого ранга Всеволод Руднев


На рубеже XIX и XX века русский флот активно развивался и пополнялся новыми кораблями. Постройку "Варяга" доверили американским верфям, однако производственные дефекты снизили его изначальную скорость. Бронепалубный крейсер I ранга был передан заказчику в 1900 году.

Ход боя и подвиг моряков "Варяга"

Получив ультиматум, Руднев принял решение прорываться с боем к Порт-Артуру. В случае неудачи предполагалось уничтожить корабли. Пойти на условия Уриу означало должностное преступление, однако русские были в меньшинстве, и потомки самураев удивились геройскому настрою противника. Утром 9 февраля "Варяг" и "Кореец" вышли из бухты, проплыв мимо кораблей нейтральных держав под звуки оркестра и "Ура!" иностранцев. Дальнейший путь пролегал по узкому 20-мильному фарватеру под яростным огнем.

Бой продолжался более часа. "Варяг" содрогался от прямых попаданий, получил 10 пробоин, но отвечал собственным огнем вместе с "Корейцем". Офицеры и матросы как могли устраняли повреждения и тушили пожары. Руднев руководил боем, несмотря на тяжелое ранение и контузию. 23 члена экипажа погибли, еще 10 скончались после сражения, ранены оказались около 100 человек.


Из-за критических повреждений "Варяг" был вынужден вернуться на рейд. Оценив ущерб, команда уничтожила оставшиеся орудия и затопила крейсер. Канонерскую лодку взорвали.

Почести героям

Выжившие взошли на нейтральные суда. Согласно правилам дипломатии, моряки пообещали не участвовать в дальнейших сражениях и вернулись в Россию. На Родине их встречали как героев. Император Николай II торжественно принял Руднева, офицеров и матросов во дворце. Экипажу вручили ордена, медали и ценные подарки. Бой у Чемульпо вызвал отклик в массовой культуре - в 1904 году страна пела "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны".


Не все знают, что стихи первой баллады написал австрийский поэт Рудольф Грейнц. Русско-японская война завершилась Портсмутским миром спустя год. Страна восходящего солнца стояла на грани военно-экономического коллапса, но в России грянула революция 1905 года. Боевые действия были свернуты, Японии достался Южный Сахалин. Весь остров был отвоеван в 1945-м. Через полвека после подвига ветеранов "Варяга" наградили медалями "За отвагу".

Судьба капитана Руднева

Согласно рапорту Руднева, "Варяг" выпустил по японцам около 1,1 тыс. снарядов. Был потоплен миноносец, поврежден один крейсер, а второй затонул после боя. Противник потерял порядка 30 человек убитыми. Данные Страны восходящего солнца о каком-либо ущербе умалчивают. Всеволод Федорович удостоился ордена Святого Георгия 4-й степени и звания флигель-адъютанта. В 1905-м ушел в отставку с производством в контр-адмиралы. Через два года японский император Муцухито в знак признания героизма направил ему орден Восходящего солнца II степени. Руднев награду принял, но никогда не носил. Всеволод Федорович умер в 1913 году. Его могила находится возле церкви Казанской иконы Божией матери в селе Савино (сегодня Заокский район Тульской области).

Судьба крейсера "Варяг"


Первая мировая война сделала Россию и Японию союзниками. Петроград выкупил "Сою", вернул кораблю прежнее название и определил во флотилию Северного Ледовитого океана. В феврале 1917-го крейсер оказался в Великобритании на ремонте. Там его конфисковали из-за отказа Советов оплачивать работы. Спустя три года корабль продали немцам, но "Варяг" так и не достался врагу, сев на мель у берегов Шотландии. Впоследствии он был частично разобран, взорван и затоплен.

Корабли, названные в честь "Варяга"

Монументы и памятные доски

В середине 2000-х у деревни Лендалфут в заливе Ферт-оф-Клайд, где затонул корабль, воздвигли мемориал "Варяг" с крестом и якорем.


Память о моряках увековечена на Морском кладбище Владивостока и в южнокорейском порту Инчхон. Мемориальные доски с именами героических земляков можно встретить в России, Молдавии и на Украине.

Читайте также: