Подласый педагогика начальной школы содержание

Обновлено: 06.07.2024


3
Аннотация
В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т.д.
Учебник предназначен для студентов педагогических колледжей.
Иван Павлович Подласый


4
ОГЛАВЛЕНИЕ
К студентам
Глава 1. Предмет и задачи педагогики
Педагогика – наука о воспитании
Возникновение и развитие педагогики
Основные понятия педагогики
Педагогические течения
Система педагогических наук
Методы педагогических исследований
Глава 2. Общие закономерности развития
Процесс развития личности
Наследственность и среда
Развитие и воспитание
Принцип природосообразности
Деятельность и развитие личности
Диагностика развития
Глава 3. Возрастные особенности детей
Возрастная периодизация
Развитие дошкольника
Развитие младшего школьника
Неравномерность развития
Учет индивидуальных особенностей
Гендерные различия
Глава 4. Педагогический процесс
Цель воспитания
Задачи воспитания
Пути реализации задач воспитания
Организация воспитания
Этапы педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса
Глава 5. Сущность и содержание обучения
Сущность процесса обучения
Дидактические системы
Структура обучения
Содержание обучения
Элементы содержания
Учебные планы и программы
Учебники и пособия
Глава 6. Мотивация учения
Движущие силы учения


5
Интересы младших школьников
Формирование мотивов
Стимулирование учения
Правила стимулирования
Глава 7. Принципы и правила обучения
Понятие о принципах и правилах
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности обучения
Систематичность и последовательность
Принцип прочности
Принцип доступности
Принцип научности
Принцип эмоциональности
Принцип связи теории с практикой
Глава 8. Методы обучения
Понятие о методах
Классификация методов
Методы устного изложения
Работа с книгой
Наглядные методы обучения
Практические методы
Самостоятельная работа
Выбор методов обучения
Глава 9. Виды и формы обучения
Виды обучения
Дифференцированное обучение
Формы обучения
Типы и структуры уроков
Трансформация форм обучения
Подготовка урока
Домашние задания
Современные технологии
Глава 10. Воспитательный процесс в школе
Особенности процесса воспитания
Структура процесса воспитания
Общие закономерности воспитания
Принципы воспитания
Содержание процесса воспитания
Духовное воспитание школьников
Глава 11. Методы и формы воспитания


6
Методы и приемы воспитания
Методы формирования сознания
Методы организации деятельности
Методы стимулирования
Формы воспитания
Глава 12. Личностно-ориентированное воспитание
Воспитание добротой и лаской
Понимание ребенка
Признание ребенка
Принятие ребенка
Правила для педагога-гуманиста
Глава 13. Малокомплектная школа
Особенности малокомплектной школы
Урок в малокомплектной школе
Организация самостоятельной работы
Поиски новых вариантов
Подготовка учителя к уроку
Воспитательный процесс
Глава 14. Диагностика в школе
От контроля к диагностике
Гуманизация контроля
Оценка результатов обучения
Выставление оценок
Тестирование достижений
Диагностика воспитанности
Глава 15. Учитель начальной школы
Функции учителя
Требования к учителю
Мастерство учителя
Рыночные трансформации
Учитель и семья школьника
Анализ труда учителя
Краткий словарь терминов
Примечания


7
К студентам
Известно, что в структуре новых экономических и культурных достижений общества немалая роль принадлежит труду учителя. Если в школах не будут подготовлены граждане, способные решать проблемы страны на уровне нынешних и завтрашних требований, то наши надежды на стабильное и обеспеченное будущее останутся нереализованными. Вот почему выбор профессии учителя начальных классов имеет столь высокое гражданское значение.
Допускать к начальному образованию и воспитанию следует самых знающих, талантливых, ответственных учителей – настолько важен период детской жизни в формировании и судьбе человека. Вероятно, поэтому учитель начальной школы не имеет права на ошибку. Одним неверным действием он, как и врач, может нанести непоправимый вред. Не забудем, что именно в начальной школе человек приобретает более 80 % всех знаний, умений, действий и способов мышления, которыми будет пользоваться в дальнейшем.
Начальная школа сегодня пребывает в ожидании высокопрофессиональных педагогов. Назревшие в ней проблемы требуют свежих идей, решительных действий по преобразованию школы на ценностях истины и добра. Обучаясь в старших классах, вы не могли не заметить, какие изменения происходят в младших. Практически закончено внедрение стабильной четырехклассной системы начального обучения. Изменились состав и содержание школьных предметов, появились новые методики и технологии.
Больше внимания стало уделяться духовному воспитанию.
Уже на студенческой скамье будущий педагог начинает понимать, что главные ценности школы – ученики и педагоги, их совместный труд. Ребенок не средство, а цель воспитания, поэтому не его следует приспосабливать к школе, а наоборот – школу к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень развития. Работать придется и вне школы, ведь педагог – главная интеллектуальная сила общества, его призвание – служить людям, быть проводником знаний.
Чтобы стать мастером своего дела, нужно знать педагогику, научиться профессионально мыслить и действовать. Педагогика раскрывает общие зависимости между условиями и результатами учебно-воспитательной деятельности; объясняет, как достигаются результаты обучения и воспитания, почему возникают те или иные проблемы; указывает пути преодоления типичных затруднений.
Педагогика, как и любая другая наука, не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Она выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Многоцветье детской жизни она сводит к обобщающим понятиям, за которыми не всегда видна реальная школьная жизнь, зато можно найти объяснение множеству конкретных ситуаций. Тот, кто хорошо усвоит общую теорию, сбережет свою память от запоминания огромного

Подласый И.П. Педагогика начальной школы

Владос: 2008 г. , 464 стр.
В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т. д.
Содержание:
К студентам.
Предмет и задачи педагогики.
Педагогика – наука о воспитании.
Возникновение и развитие педагогики.
Основные понятия педагогики.
Педагогические течения.
Система педагогических наук.
Методы педагогических исследований.
Общие закономерности развития.
Процесс развития личности.
Наследственность и среда.
Развитие и воспитание.
Принцип природосообразности.
Деятельность и развитие личности.
Диагностика развития.
Возрастные особенности детей.
Возрастная периодизация.
Развитие дошкольника.
Развитие младшего школьника.
Неравномерность развития.
Учет индивидуальных особенностей.
Гендерные различия.
Педагогический процесс.
Цель воспитания.
Задачи воспитания.
Пути реализации задач воспитания.
Организация воспитания.
Этапы педагогического процесса.
Закономерности педагогического процесса.
Сущность и содержание обучения.
Сущность процесса обучения.
Дидактические системы.
Структура обучения.
Содержание обучения.
Элементы содержания.
Учебные планы и программы.
Учебники и пособия.
Мотивация учения.
Движущие силы учения.
Интересы младших школьников.
Формирование мотивов.
Стимулирование учения.
Правила стимулирования.
Принципы и правила обучения.
Понятие о принципах и правилах.
Принцип сознательности и активности.
Принцип наглядности обучения.
Систематичность и последовательность.
Принцип прочности.
Принцип доступности.
Принцип научности.
Принцип эмоциональности.
Принцип связи теории с практикой.
Методы обучения.
Понятие о методах.
Классификация методов.
Методы устного изложения.
Работа с книгой.
Наглядные методы обучения.
Практические методы.
Самостоятельная работа.
Выбор методов обучения.
Виды и формы обучения.
Виды обучения.
Дифференцированное обучение.
Формы обучения.
Типы и структуры уроков.
Трансформация форм обучения.
Подготовка урока.
Домашние задания.
Современные технологии.
Воспитательный процесс в школе.
Особенности процесса воспитания.
Структура процесса воспитания.
Общие закономерности воспитания.
Принципы воспитания.
Содержание процесса воспитания.
Духовное воспитание школьников.
Методы и формы воспитания.
Методы и приемы воспитания.
Методы формирования сознания.
Методы организации деятельности.
Методы стимулирования.
Формы воспитания.
Личностно-ориентированное воспитание.
Воспитание добротой и лаской.
Понимание ребенка.
Признание ребенка.
Принятие ребенка.
Правила для педагога-гуманиста.
Малокомплектная школа.
Особенности малокомплектной школы.
Урок в малокомплектной школе.
Организация самостоятельной работы.
Поиски новых вариантов.
Подготовка учителя к уроку.
Воспитательный процесс.
Диагностика в школе.
От контроля к диагностике.
Гуманизация контроля.
Оценка результатов обучения.
Выставление оценок.
Тестирование достижений.
Диагностика воспитанности.
Учитель начальной школы.
Функции учителя.
Требования к учителю.
Мастерство учителя.
Рыночные трансформации.
Учитель и семья школьника.
Анализ труда учителя.
Краткий словарь терминов.
Примечания.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах

  • формат doc
  • размер 33.51 КБ
  • добавлен 27 октября 2009 г.

Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ: Учебное пособие

  • формат pdf
  • размер 1.01 МБ
  • добавлен 17 июня 2010 г.

М. -Тверь: Научная книга, 2009. В книге анализируются проблемы и противоречия современного образования, дается целостная характеристика модели общественно-активной школы в контексте концепции демократической педагогики. Трудности и противоречия образования. Концепция демократической педагогики Джона Дьюи. Демократическая педагогика в России XXI века. в контексте трудностей и противоречий современного. образования. Общественно-активная школа в кон.

Левитан К.М. Юридическая педагогика. Учебник. М,2007

  • формат doc
  • размер 2.3 МБ
  • добавлен 11 января 2010 г.

Макарова Л.Н. (ред) Сдаем экзамен по педагогике

  • формат doc
  • размер 762 КБ
  • добавлен 01 декабря 2009 г.

Подласый И.П. Педагогика (часть 2)

  • формат pdf
  • размер 2.39 МБ
  • добавлен 12 декабря 2008 г.

Процесс воспитания. Сущность и содержание процесса воспитания. Принципы воспитания. Воспитание личности в коллективе. Общие методы воспитания. Технология воспитания. Общественное и семейное воспитание.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы

  • формат rtf
  • размер 4.67 МБ
  • добавлен 02 декабря 2010 г.

Владос: 2008 г. , 464 стр. В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т. д. Содержание: К студентам. Предмет и задачи педагогики. Педагогика – наука о воспитании. Возникновение и развитие.

Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы. Курс лекций

  • формат pdf
  • размер 25.74 МБ
  • добавлен 28 января 2011 г.

Сковин Е.В. Педагогика

  • формат doc
  • размер 2.89 МБ
  • добавлен 01 сентября 2011 г.

Курс лекций. - Тула, ТулГУ. Содержание: Роль высшего образования в современную эпоху Национальная доктрина образования в Российской Федерации Университет как источник возрождения России. Актуальность педагогического знания в системе повышения ква-лификации преподавателей Педагогика как наука Педагогика как модуль системы наук о человеке Современное университетское педагогическое образование. Государственный образовательный стандарт. Треб.

Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика

  • формат pdf
  • размер 30.29 МБ
  • добавлен 30 ноября 2011 г.

Педагогика начальной школы

И.П. Подласый

Учебник составлен с учетом традиций отечественной школы и в соответствии с современными реалиями, новейшими достижениями и тенденциями развития педагогической теории и практики. Удачный подбор и размещение материала, высокий научный уровень и ясное, доступное изложение наверняка понравятся читателям.
В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т. д.
Учебник адресован студентам колледжей и педагогических училищ.

Специальная психология


Специальная психология
В.И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева

Педагогика народов мира: История и современность: Международный проект


Педагогика народов мира: История и современность: Международный проект
К. Салимова, Н. Додде

Социальная педагогика


Социальная педагогика
Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова

История педагогики


История педагогики
А.Н. Джуринский

Психоаналитическая педагогика


Психоаналитическая педагогика
Гельмут Фигдор

Педагогика: педагогические тории, системы, технологии


Педагогика: педагогические тории, системы, технологии
С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов

Введение в педагогическую деятельность


Введение в педагогическую деятельность
В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко

Книга Педагогика начальной школы: учебник - Подласый Иван Павлович читать онлайн Наука, образование / Научно-образовательная: Прочее бесплатно и без регистрации.

В учебнике рассматриваются как общие основы педагогики, так и вопросы, связанные непосредственно с педагогикой начальной школы: возрастными особенностями детей, принципами и правилами обучения младших школьников, видами и формами обучения и воспитания, задачами, стоящими перед учителем начальной школы и т.д.

Учебник предназначен для студентов педагогических колледжей.

Педагогика начальной школы: учебник - Подласый Иван Павлович

Глава Стр.
К студентам 1
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ 2
Педагогика – наука о воспитании 2
Возникновение и развитие педагогики 3
Основные понятия педагогики 6
Педагогические течения 8
Система педагогических наук 10
Методы педагогических исследований 12
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ 15
Процесс развития личности 15
Наследственность и среда 17
Развитие и воспитание 20
Принцип природосообразности 21
Деятельность и развитие личности 24
Диагностика развития 25
ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 27
Возрастная периодизация 27
Развитие дошкольника 30
Развитие младшего школьника 33
Неравномерность развития 36
Учет индивидуальных особенностей 37
Гендерные различия 38
ГЛАВА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 44
Цель воспитания 44
Задачи воспитания 47
Пути реализации задач воспитания 50
Организация воспитания 52
Этапы педагогического процесса 53
Закономерности педагогического процесса 54
ГЛАВА 5. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 56
Сущность процесса обучения 57
Дидактические системы 58
Структура обучения 62
Содержание обучения 64
Элементы содержания 68
Учебные планы и программы 69
Учебники и пособия 70
ГЛАВА 6. МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ 72
Движущие силы учения 72
Интересы младших школьников 74
Формирование мотивов 75
Стимулирование учения 78
Правила стимулирования 79
ГЛАВА 7. ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ 83
Понятие о принципах и правилах 83
Принцип сознательности и активности 85
Принцип наглядности обучения 86
Систематичность и последовательность 87
Принцип прочности 88
Принцип доступности 89
Принцип научности 90
Принцип эмоциональности 91
Принцип связи теории с практикой 92
ГЛАВА 8. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ 94
Понятие о методах 94
Классификация методов 94
Методы устного изложения 97
Работа с книгой 99
Наглядные методы обучения 101
Практические методы 102
Самостоятельная работа 105
Выбор методов обучения 107
ГЛАВА 9. ВИДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 108
Виды обучения 108
Дифференцированное обучение 111
Формы обучения 113
Типы и структуры уроков 115
Трансформация форм обучения 116
Подготовка урока 119
Домашние задания 120
Современные технологии 121
ГЛАВА 10. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ШКОЛЕ 124
Особенности процесса воспитания 125
Структура процесса воспитания 126
Общие закономерности воспитания 127
Принципы воспитания 128
Содержание процесса воспитания 133
Духовное воспитание школьников 135
ГЛАВА 11. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ 137
Методы и приемы воспитания 137
Методы формирования сознания 137
Методы организации деятельности 140
Методы стимулирования 142
Формы воспитания 145
ГЛАВА 12. ЛИЧНОСТНО–ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ 150
Воспитание добротой и лаской 150
Понимание ребенка 152
Признание ребенка 156
Принятие ребенка 157
Правила для педагога–гуманиста 159
ГЛАВА 13. МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА 162
Особенности малокомплектной школы 162
Урок в малокомплектной школе 166
Организация самостоятельной работы 169
Поиски новых вариантов 172
Подготовка учителя к уроку 173
Воспитательный процесс 175
ГЛАВА 14. ДИАГНОСТИКА В ШКОЛЕ 177
От контроля к диагностике 178
Гуманизация контроля 179
Оценка результатов обучения 180
Выставление оценок 182
Тестирование достижений 186
Диагностика воспитанности 187
ГЛАВА 15. УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 190
Функции учителя 190
Требования к учителю 192
Мастерство учителя 196
Рыночные трансформации 198
Учитель и семья школьника 200
Анализ труда учителя 202
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 206

Книгу Педагогика начальной школы: учебник - Подласый Иван Павлович читать онлайн бесплатно - страница 1

Иван Павлович Подласый

Педагогика начальной школы: учебник

К студентам

Известно, что в структуре новых экономических и культурных достижений общества немалая роль принадлежит труду учителя. Если в школах не будут подготовлены граждане, способные решать проблемы страны на уровне нынешних и завтрашних требований, то наши надежды на стабильное и обеспеченное будущее останутся нереализованными. Вот почему выбор профессии учителя начальных классов имеет столь высокое гражданское значение.

Допускать к начальному образованию и воспитанию следует самых знающих, талантливых, ответственных учителей – настолько важен период детской жизни в формировании и судьбе человека. Вероятно, поэтому учитель начальной школы не имеет права на ошибку. Одним неверным действием он, как и врач, может нанести непоправимый вред. Не забудем, что именно в начальной школе человек приобретает более 80 % всех знаний, умений, действий и способов мышления, которыми будет пользоваться в дальнейшем.

Начальная школа сегодня пребывает в ожидании высокопрофессиональных педагогов. Назревшие в ней проблемы требуют свежих идей, решительных действий по преобразованию школы на ценностях истины и добра. Обучаясь в старших классах, вы не могли не заметить, какие изменения происходят в младших. Практически закончено внедрение стабильной четырехклассной системы начального обучения. Изменились состав и содержание школьных предметов, появились новые методики и технологии. Больше внимания стало уделяться духовному воспитанию.

Уже на студенческой скамье будущий педагог начинает понимать, что главные ценности школы – ученики и педагоги, их совместный труд. Ребенок не средство, а цель воспитания, поэтому не его следует приспосабливать к школе, а наоборот – школу к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень развития. Работать придется и вне школы, ведь педагог – главная интеллектуальная сила общества, его призвание – служить людям, быть проводником знаний.

Чтобы стать мастером своего дела, нужно знать педагогику, научиться профессионально мыслить и действовать. Педагогика раскрывает общие зависимости между условиями и результатами учебно–воспитательной деятельности; объясняет, как достигаются результаты обучения и воспитания, почему возникают те или иные проблемы; указывает пути преодоления типичных затруднений.

Педагогика, как и любая другая наука, не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Она выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Многоцветье детской жизни она сводит к обобщающим понятиям, за которыми не всегда видна реальная школьная жизнь, зато можно найти объяснение множеству конкретных ситуаций. Тот, кто хорошо усвоит общую теорию, сбережет свою память от запоминания огромного количества конкретных фактов и примеров, сможет применить ее для объяснения происходящих в воспитании процессов.

Годы вашего обучения приходятся на сложный и противоречивый период развития педагогики. В противоборстве столкнулись два направления – авторитарное и гуманистическое. Первое традиционно ставит учителя над учениками, второе – пытается сделать его равноправным участником педагогического процесса. Какими бы крепкими ни были корни авторитаризма, мировая педагогика сделала гуманистический выбор. В учебнике он представлен новыми отношениями учителя с учениками, их взаимопониманием и сотрудничеством на всех этапах учебно–воспитательного процесса.

В учебнике учтены также пожелания студентов и преподавателей курса. Больше внимания уделено разъяснению трудных для понимания идей педагогической теории, увеличено число примеров применения теории на практике. Введен раздел о формировании духовного мира ребенка. Изменены состав и содержание тестовых заданий, обновлен список основных терминов и понятий, а также литературы для дополнительного чтения.

Читайте также: